цКЮБМЮЪ

оНОСКЪПМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

мЮСВМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

яКСВЮИМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

нАПЮРМЮЪ ЯБЪГЭ

рнп 5 ЯРЮРЕИ:

лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ

оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ

жЕМНБШЕ Х МЕЖЕМНБШЕ ТЮЙРНПШ

уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ

яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ

йюрецнпхх:






к проблеме восприятия музыкальных произведений




Звуковысотная система — проявление логического начала в музы­ке, продукт "логической переработки непосредственных впечатлений, логического абстрагирования как обобщения и систематизации музы­кальных явлений"**.

Две стороны гармонии музыкальных произведений: непосредст­венно выразительная и конструктивно-логическая. Их неразрывное единство. Восприятие этой гармонии, ее оценка, основывающиеся од­новременно на логической и чувственной переработке гармонического материала.

Сложность, многогранность и многоплановость природы звуковы­сотной системы. Включение в нее разнообразных по структуре и взаи­моотношениям высотных элементов. Эти качества системы — извест­ная трудность для восприятия и усвоения ряда гармонических законо­мерностей в их органичной взаимосвязи, то есть как составных компо­нентов музыкального целого, а в конечном итоге и для непосредствен­ного восприятия музыкального содержания произведений, в которых они находят свое выражение.

Важнейшие факторы, действие которых облегчает восприятие му­зыкальных структур в сочинениях различных, в частности современ­ных композиторов: опыт непосредственного ("слухового") общения с этими сочинениями; изучение конструктивно-логических и других за­кономерностей этих произведений в их художественно-выразительном и структурно-композиционном значении.

45.1 очерк. 337-367 ** 72.24

Неразрывная связь последнего фактора с изучением музыкальной теории, содержащей сведения об объективных закономерностях музы­кального искусства, конструктивных принципах различных техник композиции, формах их конкретного структурного воплощения, о ме­тодах анализа этих закономерностей.

Интонационно-ладовая природа звуковысотной системы*

Современная звуковысотная система — организация разнообраз­ных по образно-смысловому содержанию интонационных связей звуко­высотных элементов. Наименование этой системы в отечественной му­зыковедческой литературе как ладогармонической или просто ладовой.

Ладовая система — объективная предпосылка для всякого музы­кального восприятия. Ее осознание как специфического музыкального явления, отражающего в себе наиболее характерные и возвышенные стороны духовного мира человеческого сообщества, ценности эстети­ческих предметов его искусства, как средства и одновременно носителя подобного отражения.

Непрерывность процесса формирования ладовой системы в ходе исторически длительного и постоянно происходящего развития обще­ственного музыкального сознания. Проявление этого развития прежде всего в становлении, обновлении и обогащении общественного музы­кального языка и в первую очередь его первичных образно-смысловых элементов — ИНТОНАЦИЙ, представляющих собой "осмысленные, уже сложившиеся в систему точно зафиксированные памятью звукоотношения"**.

Значительное обновление и обогащение ладовой системы в музыке XX века. Это явление как следствие исторически закономерного раз­вития общественного сознания, музыкального языка и прихода к еще более значительным, чем в предыдущие эпохи, возможностям пере­комбинирования тех или иных общественно-устоявшихся звукоотношений (ОБЩЕСТВЕННО-ИНТОНИРУЕМЫХ ФОРМ) в новой инто­национной связи, то есть их переинтонирования. Обусловленность этих возможностей постоянно прогрессирующим распространением тех или иных явлений музыкальной культуры (ее интонационно ново­го) в широких слоях общества (концертная деятельность, телевидение, кино, радио, самодеятельное искусство и т.д.), безусловно способству­ющим их более активному и быстрому закреплению в общественном музыкальном сознании, а, следовательно, и более активному обновле­нию, и отказом от ранее существовавших в художественной практике определенных ограничений, в том числе и на структуру первичных интонационно-конструктивных элементов.

* 3.Кн.2;40;41.Гл.1;93.Гл.3;72.17-27 ** 3.198

Понимание процесса обновления и обогащения ладовой системы как явления исторических масштабов, складывающегося в органичной связи эволюции общественного сознания и художественного творчест­ва (народного и профессионального). ("Так, например, средневековые лады в конечном итоге — отображение сознания феодальной эпохи с ее замкнутостью, застылостью, иерархичностью, принципом авторитар­ности в системе ценностей; тональные лады мажор и минор — выраже­ние динамизма музыкального сознания европейского, так называемого Нового времени"*; многообразие современных композиционно-техни­ческих решений ладовой системы, ее разнообразнейшая интонацион­ная многоликость, раскрывающаяся как удивительный конгломерат интонационных сфер разных стилей и даже эпох — своеобразная ре­акция музыкального искусства на социальную многозначность обще­ственного мышления, контраст его духовных состояний в наше время.)

Интернациональный характер ладовой организации. Его основные предпосылки: возникновение и развитие ладовой системы как объек­тивный результат исторически закономерного развития разнонацио­нального, общественного и, в частности, музыкального сознания; ба­зирование всех ее конкретных форм на одних и тех же объективных закономерностях, вытекающих непосредственно из физической при­роды музыкального материала.

Лад. Ведущий конструктивный принцип ладовой организации**

Применение термина "лад" в отечественной литературе в различ­ных значениях. Наиболее распространенные из них:

согласие, порядок как русский эквивалент греческому harmonia (согласие, соразмерность, порядок);

"логически дифференцируемая система взаимоотношений тонов, определяемая главенством основного опорного тона и зависимостью от него всех остальных тонов"***;

"конкретный комплекс интонаций"*** *, "не механическая, а инто­национная, в общественном сознании коренящаяся совокупность (ме­лодико-гармонических) связей"*** **.

Три компонента лада: системность звуков и созвучий, тяготение к господствующему центральному тону или аккорду, логическая диффе­ренциация звуковысотных элементов (разделение на устойчивые и

* 93.32

** 3.42; 88; 90; 13; 14; 55; 56; 57; 53; 42. Гл.Х; 66; 93.32-36,Гл.11; 62

*** 72; 62.24; 85.93

*** * 85.383

*** ** 3.282

неустойчивые, функциональность) — основные его признаки в отече­ственной литературе.

Необходимость уточнения второго и отчасти третьего из них в соот­ветствии с последними исследованиями музыкальной теории, связан­ными с изучением громадных пластов народной музыки, а также про­фессионального искусства XIV-XV и XX веков. Результаты этих иссле­дований, указывающие на распространенность в народной музыке зву­ковысотных структур с очень неопределенным ладотональным тяготе­нием; характерность для этой музыки свободного перемещения центра с одних опор на другие; частое несовпадение дифференциации функци­ональных отношений между элементами народной высотной структу­ры с теми ее формами, которые наблюдаются в структурах классиче­ской музыки. Аналогичные выводы теории относительно ладовых зако­номерностей в музыке европейского многоголосия XIV-XV веков, где требование тонального единства отнюдь не было обязательным и разнотоникальные структуры не считались эстетически менее ценными, чем однотоникальные, не говоря уже о грегорианском хорале, для которого выполнение основным тоном лада функции тонального центра и гос­подствующего элемента напева часто не являлось принципиально обя­зательным качеством, имея на то свое эстетическое оправдание.

Понимание функциональности, характерной для тонального мышления классической эпохи как важного, но далеко не единствен­ного типа ладовой дифференциации функциональных отношений между звуковысотными элементами. Разнообразие форм функцио­нально-ладовой дифференциации в музыке различных веков, в том числе и XX.

Его обусловленность различием содержания конструктивных эле­ментов, привлекаемых к созданию этих форм, характера их гармони­ческих отношений, связей, а также принципов высотного конструиро­вания, приемов композиционной техники, лежащих в их основе.

Возникающая в связи с вышесказанным возможность осознания лада как категории музыкального мышления, раскрывающейся в виде организации звуков и созвучий с различным функциональным содер­жанием и композиционно-техническим решением.

Общехарактерная для различных композиционно-технических типов ладовой организации способность выражаться через систему ря­да (например, ряд-гамма в модальных и многих тональных композици­ях, ряд-серия в серийных). Отнесение к числу явлений, охватываемых понятием "система ряда" как рядов из отдельных тонов различной высоты (ряд-модус, -гамма, ряд-серия), так и отдельных интервалов ("интервалоряд"), созвучий (в том числе сонорного порядка — "сонороряд", не сонорного — "аккордоряд"), интервальных комплексов и других конструктивных компонентов, которые допускают свою систе­матизацию в виде ряда по принципу нарастания или убывания в них какого-либо высотно-структурного качества. Названные и другие "системоряды" как специфические формы выражения ладовой организа-

ции. Понятие "ладоряд" как обобщающее по отношению к этим специ­фическим "системорядным" выражениям ладовой организации.

Неправильность прямого отождествления понятий лада и ряда (звукоряда, "аккордоряда" и др.). Возможность реализации одних и тех же рядов в разных ладовых формациях, обладающих различным конструктивным и интонационным содержанием. (В этом отношении показательна художественная практика, связанная с ладотональной техникой письма. На протяжении последних двух столетий она демон­стрирует многочисленные примеры того, когда на основе одних и тех же звукорядов создаются произведения с разнообразными конструк­тивными элементами, вступающими в достаточно отличные, а подчас очень специфические отношения, связи, несущие с собой и индивиду­альное интонационно-образное решение.) Другими словами, лад есть определенная форма музыкального мышления, которая возникает только с системой предельно детализированных в выразительно-смыс­ловых целях различных звуковых элементов (тонов; интервалов; со­звучий, в том числе, сонорной природы; комплексов тонов, интервалов, созвучий, выступающих как исходная конструктивная единица в более сложном гармоническом целом и др.) и их отношений, ряд — одна из простейших форм соотнесения музыкальных элементов, из которых строятся эти отношения.

Конкретно-историческая обусловленность "ладорядного" ("тональнорядного", "серийнорядного", "модальнорядного", "сонорнорядного" и др.) материала.

Интонационный мир лада — отражение в зашифрованной форме определенных состояний общественного музыкального сознания раз­личных эпох, национальных сообществ, народностей на всех этапах исторической эволюции человеческого общества.

Формирование основных типов и категорий лада под воздействием всего процесса исторического развития общественного музыкального сознания. Категория лада — "разного рода типы и виды устоев и не­устоев, а также связанные с ними значения ладовых элементов"*. Тип лада — понятие, охватывающее структуру отношений, возникающих между устоем и неустоями, многочисленность последних, характер звуковой природы лада, ее "рядное содержание", монодический, гомо­фонный или полифонический варианты становления ладовой структу­ры, тот или иной уровень иерархии действующих в ней функций, содержание приемов письма (например, модальный тип лада, тональ­ный, "новотональный", серийный, сонорный и другие).

Образование новых типов ладовых структур в результате качест­венной перемены в формах существования лада во всех вышеназван­ных аспектах и, прежде всего: звуковом (интонационном), логическом (связь) и эстетическом (слаженность, красота).

* 93.32

Ведущий конструктивный принцип ладовой организации — диф­ференциация элементов музыкальной ткани на опорные и неопорные. Связь действия этого принципа с первым из важнейших этапов эволю­ции категории лада с формированием определенного тона-устоя в ус­ловиях древнего экмелического (ЭКМЕЛИКА) глиссандирования. ("Устой как категория ладового мышления генетически есть первое установление определенности лада по высоте (господствующий тон как логически упорядочивающий центральный элемент лада) и по времени (устой как тождественность его самому себе, сохраняющаяся вопреки текучести времени благодаря возвращению к оставшемуся в памяти одному и тому же тону); с появлением категории устоя возникает и само понятие лада как некой звуковой структуры" 93.33.) Опевание тона — наиболее ранний тип лада, соответствующий "этапу устоя" в эволюции лада (сохранился в наше время у отдельных этнических групп с относительно низким уровнем развития). Следующий в исто­рическом отношении тип лада — модальный (СТАРОМОДАЛЬНАЯ ГАРМОНИЯ), с характерной монодийной природой и уже определен­ным мелодическим звукорядом; далее "тонально-гармонический" в европейской музыкальной культуре XV1I-XIX веков. Он выступает как единая организация, вобравшая в себя, благодаря всеохватывающему действию в ней тонального тяготения, множество "микро-ладовых" структур.

Новые типы лада в музыке XX века, связанные с различными модификациями тональной, модальной, серийной, сонористической и некоторых других форм гармонической организации. Интонационное, логическое, эстетическое своеобразие их конкретноструктурного воп­лощения. Обусловленность этого своеобразия различными факторами, в том числе: "многоликостью"гармонического содержания элементов, выступающих в современных произведениях в качестве ладоопорных и неопорных; разнообразием и часто подчеркнутой спецификой приро­ды и уровня иерархии их структурных функций; индивидуальностью применения отдельных приемов той или иной техники письма.

Общехарактерное для всех категорий и типов лада стремление опорных и неопорных элементов к комплементарно-коррелятивному взаимодействию, то есть такому их сосуществованию, при котором все они выступают как части одного целого, как части стремящиеся к согласию, но постоянно конфликтующие, как одновременно автоном­ные, но взаимодополняющие явления. Проявление этого стремления в отношениях опорных и неопорных элементов, стоящих на разных сту­пенях ладоиерархической лестницы — между отдельными тонами, интервалами, аккордами, сонорами, комплексами из них и даже между "комплексами комплексов" (например, субтональные слои в полито­нальном целом, политональные разделы структуры в отношениях меж­ду собой, тоже между сонорными разделами или фрагментами пуанти­листического пространства и т.д.).

Объективные предпосылки разделения звуковысотных элементов на опорные и неопорные *

Метро-ритмические, динамические, высотно-акустические и структурные свойства музыкального материала, логическая взаимо­связь звуковысотных элементов — объективные предпосылки разделе­ния этих элементов на опорные и неопорные. Ведущие факторы, спо­собствующие их становлению в качестве опорных: метрический и ди­намический акценты; ритмическая продленность; повторность (подряд и на расстоянии); "смысловой акцент" — появление элемента в началь­ных и конечных "точках" музыкального движения, его отдельных разделов, малых структурно-синтаксических единиц; минимальное количество диссонирующих компонентов в структуре созвучия или их отсутствие; относительная простота структуры, наличие в ней наибо­лее сильных гармонических связей и прежде всего квинто-терцовых**. (См. стр. 86-90, 122-124).

Полисистемность звуковысотной организации. Ее комплексно-интонационная природа ***

Звуковысотная организация — сложная конструктивно-много­плановая система комплексно-интонационной природы, охватываю­щая разнообразные по структуре и образно-смысловому содержанию интонационные элементы:

простейшие или первичные, являющиеся наименьшими интона­ционными образованиями, возникающими при соотношении двух или трех тонов, интервалов, созвучий;

простые — мелодические и мелодико-гармонические построения, представляющие собой интонационные комплексы с конструктивными единицами в виде первичных интонационных образований;

сложные — интонационные комплексы, в которых роль конструк­тивно-интонационных единиц выполняют простые интонационные об-

* 3.Ч2; 6.214-224, 63.106, 122, 139-140, 146; 85.213-215; 43.360; 61.26-28; 66; 41. Гл.Х

** Действие последних двух факторов может оказаться не достаточно эффектив­ным или вовсе не реализованным в случае своего не совпадения с действием ранее названных. Например, появление простого диссонирующего или даже консонирующего созвучия между сложнодиссонирующим и его повторением, к тому же подчеркнутым Динамическими и метрическими акцентами и большой протяженностью ведет как пра­вило к оценке в качестве опорных элементов именно этих аккордов, а никак не малодис­сонирующего или консонирующего. И в этом плане трактовка оборота — VII7

как отношений "неопоры" и "опоры", и снова "неопоры" (если иметь в виду априорные ладовые функции названных созвучий) не представляется правильной. Более реальным видится понимание этой гармонической ситуации как явления, в котором "опорой" становится диссонанс, а "неопорой" — консонанс.

*** 3.200-223

разования (например, субтональности в развитой тональной структуре или структурно обособленные серийные фрагменты в додекафонных произведениях и т.д.).

Понятие "СУБСИСТЕМА" (подсистема) как обобщающее по от­ношению к различным видам внутрисистемных образований (первич­ные построения внутри простых, простые внутри сложных).

Принцип полисистемности — важнейшая закономерность звуко­высотной организации. Связь действия этого принципа с объединением субсистем, находящихся в разнообразном взаимодействии друг с дру­гом (повторение, вариация, контраст) как членов общего многоэлемен­тного целого. Воплощение принципа полисистемности в различных формах звуковысотной организации, независимо от природы их гармо­нического материала и приемов работы с ним.

"Прямое" и опосредованное взаимодействие отдельных субсистем в гармонической ткани.

Звуковысотные, метро-ритмические, динамические, структур­ные, фактурные, конструктивно-логические и прочие характеристики музыкального материала — объективные факторы, действие которых обусловливает одновременно и взаимосвязь и автономность каждой субсистемы в рамках общей организации.

Горизонтальное, вертикальное и диагональное явление полиси­стемности. Специфика этих воплощений, связанная с личными прин­ципами композиционно-технического построения структуры.






мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:

vikidalka.ru - 2015-2024 ЦНД. бЯЕ ОПЮБЮ ОПХМЮДКЕФЮР ХУ ЮБРНПЮЛ! мЮПСЬЕМХЕ ЮБРНПЯЙХУ ОПЮБ | мЮПСЬЕМХЕ ОЕПЯНМЮКЭМШУ ДЮММШУ