цКЮБМЮЪ

оНОСКЪПМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

мЮСВМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

яКСВЮИМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

нАПЮРМЮЪ ЯБЪГЭ

рнп 5 ЯРЮРЕИ:

лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ

оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ

жЕМНБШЕ Х МЕЖЕМНБШЕ ТЮЙРНПШ

уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ

яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ

йюрецнпхх:






некоторые характерные особенности современной функциональной теории




Принятие отечественными теоретиками различных (секундовых, квинтовых, медиативных и тритоновой) функций в качестве самосто­ятельных значений и связей звуковысотных элементов тональной фор­мы ладовой организации как отказ от строгого понятия функции и в конечном моменте функциональной теории в римановском смысле этих терминов и понятий и возврат к более старой, чем римановская, "ступенной" теории, но со следующими особенностями:

с выделением главных и побочных ступеней как, соответственно, функционально более или менее определенных в своем конструктив­но-тональном действии;

выделением их группового (общефункционального) подобия или, другими словами, общих тенденций в их центронаправленном дейст­вии (автентическом или плагальном);

то, что раньше называлось ступенью и применялось в смысле зна­чение, теперь стало называться функцией.

Указанное возвращение к прежнему, но на новом уровне — явле­ние вполне закономерное и обусловленное в своей диалектичности всем историческим развитием ладотональной системы, всем усложне­нием гармонического материала тональных структур:

расширением состава ступеней тональности, входящих в непос­редственные отношения с тоникой (хроматические ступени МИКСОДИАТОНИЧЕСКОГО, ПОЛИДИАТОНИЧЕСКОГО, ЭНГАРМОНИ­ЧЕСКОГО происхождения*);

расширением числа гармонических исполнителей (диатониче­ских, альтерированных, хроматических) тех или иных функций, их интервально-звуковым разнообразием;

увеличением, в связи с этим, внутрифункциональных контрастов и усложнением конструктивных закономерностей (побочные доминан­ты и субдоминанты к диатоническим и хроматическим ступеням то­нальности, побочные медианты, хроматические медианты, секундовые и тритоновая функции).

Оценка секундовых, терцовых и тритоновой функций в современ­ной тональной ткани как значений и связей элементов безусловно самостоятельных в конструктивном отношении, но не достигающих полной эмансипации с квинтовыми функциями. Основная причина этого — нехарактерность для них той силы связующего действия и вместе с тем силы звукового обновления, которые присущи квинтовым функциям.

Специфические тенденции к эмансипации функциональности не­квинтового типа на основе тонической опоры — важная закономер­ность в гармонии XX века. Становление многообразных вариантов тональности — следствие этой тенденции, одно из условий ее стилисти-

* Таким "ступенным функциям" на всех этапах их исторического вхождения в тональность присуща первоначально опосредованная зависимость от тоники, то есть зависимость, осуществляемая через посредство ближайших основных тональных функ­ций. И только в музыке XIX и особенно XX столетий уровень самостоятельности этих" ступенных функций" возрастает вместе с учащением их непосредственных контактов с тоникой. Особенно ощутимой эта самостоятельность оказывается в условиях ХРОМАТИ­КИ ЭНГАРМОНИЧЕСКОЙ, когда объяснение тех или иных хроматических "ступенных функций" как побочных S, D и М мажоро-минорного или какого-либо иного звукорядного (скажем, миксодиатонического) происхождения оказывается невозможной. Например, в случаях "звукорядонейтральной" ладовой организации, встречающейся в ряде произ­ведений Хиндемита, Прокофьева и других композиторов, проявляющей себя также и в "длительных" терцовых рядах, в цепочках из уменьшенных, увеличенных и маломажор­ных созвучий. В последних случаях уже не возникает эффект побочности функций, посколько отсутствует традиционное привычное разрешение, но зато есть момент рас­ширения реальной функциональности через образование ряда функционально новых основных тонов. Отсюда возникают и такие новые функции, как "пятая доминанта" или "пятая медианта" в многоквинтовых и многотерцовых рядах созвучий (пример таких "пятых медиант" см. в Сонете 47 Листа. Здесь в движении медиантовых функций образуется автентичное нисходящее движение, но возможно и плагальное, как это про­исходит в тональной репризе пьесы "Дельфийские танцовщицы" Дебюсси).

ческой, конкретноструктурной индивидуализации. Так гармониче­ская тональность Хиндемита — ярчайший пример такой эмансипации, в которой управляющим принципом функциональности становится не классическая трехэлементная кварто-квинтовая формула зависимо­сти, а двенадцатиэлементная (ряд 1 Хиндемита — см. стр. 25) со спе­цифической иерархией, установленной самим композитором. Станов­ление этой и других многоэлементных формул функциональной логи­ки — начало долгого пути к созданию новых форм тональной функци­ональности, дальнейшему конструктивному обособлению неквинто­вых функций, их эмансипации от квинтовых.






мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:

vikidalka.ru - 2015-2024 ЦНД. бЯЕ ОПЮБЮ ОПХМЮДКЕФЮР ХУ ЮБРНПЮЛ! мЮПСЬЕМХЕ ЮБРНПЯЙХУ ОПЮБ | мЮПСЬЕМХЕ ОЕПЯНМЮКЭМШУ ДЮММШУ