рнп 5 ЯРЮРЕИ: лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ йюрецнпхх:
|
некоторые характерные особенности современной функциональной теорииПринятие отечественными теоретиками различных (секундовых, квинтовых, медиативных и тритоновой) функций в качестве самостоятельных значений и связей звуковысотных элементов тональной формы ладовой организации как отказ от строгого понятия функции и в конечном моменте функциональной теории в римановском смысле этих терминов и понятий и возврат к более старой, чем римановская, "ступенной" теории, но со следующими особенностями: с выделением главных и побочных ступеней как, соответственно, функционально более или менее определенных в своем конструктивно-тональном действии; выделением их группового (общефункционального) подобия или, другими словами, общих тенденций в их центронаправленном действии (автентическом или плагальном); то, что раньше называлось ступенью и применялось в смысле значение, теперь стало называться функцией. Указанное возвращение к прежнему, но на новом уровне — явление вполне закономерное и обусловленное в своей диалектичности всем историческим развитием ладотональной системы, всем усложнением гармонического материала тональных структур: расширением состава ступеней тональности, входящих в непосредственные отношения с тоникой (хроматические ступени МИКСОДИАТОНИЧЕСКОГО, ПОЛИДИАТОНИЧЕСКОГО, ЭНГАРМОНИЧЕСКОГО происхождения*); расширением числа гармонических исполнителей (диатонических, альтерированных, хроматических) тех или иных функций, их интервально-звуковым разнообразием; увеличением, в связи с этим, внутрифункциональных контрастов и усложнением конструктивных закономерностей (побочные доминанты и субдоминанты к диатоническим и хроматическим ступеням тональности, побочные медианты, хроматические медианты, секундовые и тритоновая функции). Оценка секундовых, терцовых и тритоновой функций в современной тональной ткани как значений и связей элементов безусловно самостоятельных в конструктивном отношении, но не достигающих полной эмансипации с квинтовыми функциями. Основная причина этого — нехарактерность для них той силы связующего действия и вместе с тем силы звукового обновления, которые присущи квинтовым функциям. Специфические тенденции к эмансипации функциональности неквинтового типа на основе тонической опоры — важная закономерность в гармонии XX века. Становление многообразных вариантов тональности — следствие этой тенденции, одно из условий ее стилисти- * Таким "ступенным функциям" на всех этапах их исторического вхождения в тональность присуща первоначально опосредованная зависимость от тоники, то есть зависимость, осуществляемая через посредство ближайших основных тональных функций. И только в музыке XIX и особенно XX столетий уровень самостоятельности этих" ступенных функций" возрастает вместе с учащением их непосредственных контактов с тоникой. Особенно ощутимой эта самостоятельность оказывается в условиях ХРОМАТИКИ ЭНГАРМОНИЧЕСКОЙ, когда объяснение тех или иных хроматических "ступенных функций" как побочных S, D и М мажоро-минорного или какого-либо иного звукорядного (скажем, миксодиатонического) происхождения оказывается невозможной. Например, в случаях "звукорядонейтральной" ладовой организации, встречающейся в ряде произведений Хиндемита, Прокофьева и других композиторов, проявляющей себя также и в "длительных" терцовых рядах, в цепочках из уменьшенных, увеличенных и маломажорных созвучий. В последних случаях уже не возникает эффект побочности функций, посколько отсутствует традиционное привычное разрешение, но зато есть момент расширения реальной функциональности через образование ряда функционально новых основных тонов. Отсюда возникают и такие новые функции, как "пятая доминанта" или "пятая медианта" в многоквинтовых и многотерцовых рядах созвучий (пример таких "пятых медиант" см. в Сонете 47 Листа. Здесь в движении медиантовых функций образуется автентичное нисходящее движение, но возможно и плагальное, как это происходит в тональной репризе пьесы "Дельфийские танцовщицы" Дебюсси). ческой, конкретноструктурной индивидуализации. Так гармоническая тональность Хиндемита — ярчайший пример такой эмансипации, в которой управляющим принципом функциональности становится не классическая трехэлементная кварто-квинтовая формула зависимости, а двенадцатиэлементная (ряд 1 Хиндемита — см. стр. 25) со специфической иерархией, установленной самим композитором. Становление этой и других многоэлементных формул функциональной логики — начало долгого пути к созданию новых форм тональной функциональности, дальнейшему конструктивному обособлению неквинтовых функций, их эмансипации от квинтовых. мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:
|