рнп 5 ЯРЮРЕИ: лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ йюрецнпхх:
|
отдельные разновидности нетонических функцийКвинтовые (по немецкой терминологии — доминантовые и субдоминантовые) функции, значения и связи элементов, основные тоны которых находятся в квинтовом соотношении с основным тоном тоники. Наивысшие конструктивно-тоникальные "способности", присущие созвучиям квинтовых функций. Обусловленность этих способностей наивысшим акустическим родством в отношениях между созвучиями этих функций и тоникой. Превосходство таких способностей у созвучий автентического — нисходящего — квинтового соотношения (доминанты), в котором ладовая зависимость совпадает с акустической. Данный факт как объяснение более высокой степени ладовой напряженности и тональной неустойчивости созвучий доминантовой функции по сравнению с субдоминантовыми, их определенной и активной направленности к ладовому центру. Особенно яркое проявление конструктивно-тоникальных "способностей" созвучий доминанты и субдоминанты при активном содействии других конструктивно-тоникальных факторов: метро-ритмического, фактора ЦЕНТРОНАПРАВЛЕННОГО ПОСЛЕДОВАНИЯ. Энергичность звуковой смены, активная конструктивно-тональная сила, достаточная связанность (конкретнозвуковая, акустическая) — характерные свойства гармонических соединений элементов квинтовых соотношений. Квинтовые ряды созвучий — неоднократное движение созвучий по квинтам (квартам — квартовые ряды)59, 55. Их диатоническая и хроматическая природа. Связь последней с привлечением в эти ряды побочных доминант (например, Т на VI (Тр), D7 -> Т на II (SP), D7 -> Т на V (DD), D7 -> Т — движение основных тонов местных тоник образует ряд из четырех квинт и т.п.). Варианты хроматических квинтовых рядов: хроматизированный (диссонирующие ПD регулярно разрешаются в консонанс) и хроматический (непосредственный переход одного хроматического диссонанса в другой, обычно одинаковый или сходный с ним по форме [93.311 ]). Оценка таких рядов как особых зон с повышенным функциональным напряжением, сохраняющих свою тональную значимость, но проявляющих ее в плане обогащения тональности новыми функциональными основными тонами. Более редкие варианты квинтовых хроматических рядов — ряды, связанные только с использованием консонирующих созвучий. Менее ярко выраженная функциональная природа этих рядов. Возможность использования в качестве основных тонов таких созвучий и диатонических и хроматических ступеней тональности. Связь первого варианта с движением от периферии к центру, второго от центра к периферии (например, в C-dur:
Терцовые (медиантовые) функции, значения и отношения элементов, основные тоны которых находятся в терцовой связи с основным тоном тоники. Разновидности терцовых функций: функции верхней и нижней медианты (медианты и "субмедианты" [85.292 ]), "пониженной" и "повышенной" [59.151-152; 25.229-230] или "низкой" и "высокой" [85.293 ], натуральной и хроматической, мажорной и минорной. Зависимость названных градаций терцовых функций от величины соотношения основных тонов элементов этих функций и тоники, от основного ладового наклонения тональной структуры: низкие в мажоре, высокие в миноре, от интервального содержания созвучий, выполняющих медиантовые функции. Становление терцовых функций в тональности конца XVIII — середины XIX веков. Оценка их в гармонии венско-классического типа как явлений, для которых характерно сочетание признаков смежных с ними основных квинтовых функций и не характерно значение особых самостоятельных функций. Выступление медиант в этот период в качестве функциональных "спутников" по отношению к главным созвучиям. Возможность выполнения одной и той же медиантой в зависимости от гармонической ситуации, складывающейся вокруг нее разных основных функций (например, трезвучием VI ступени в последовательности трезвучий I, VI, IV и V ступеней — функции субдоминанты без примы (S+), а в последовательности трезвучий I, IV, V и VI ступеней — тоники с секстой внизу (T6) и т.п.)*. Важнейшие факторы, предопределяющие наполнение медиант теми или иными признаками основных функций (квинтовых): 1) появление медиант до или после этих функций (так, трезвучие на VI ступени после Т и перед трезвучием на III ступени — это обычно Т/6, то есть Тр — параллель к Т; перед субдоминантой, взятой на более слабой доле, чем она — S+7 и т.д.); 2) на сильной или слабой доле такта (затактовое III53 перед Т — скорее доминанта (D6), оно же после Т — обычно ее функциональный партнер "спутник" (Т+7); 3) до или после созвучий с аккордовым (не функциональным) основным тоном на II ступени (V153 перед II53 — S/6, взятой на более сильной, чем она сама доле такта — скорее S+7, на более слабой доле и после тоники — ТР); 4) продолжение или начало в медиантах линеарного — проходящего или вспомогательного — движения начатого или продолженного в аккордах основных функций (квинта в трезвучии III ступени после примы тоники с последующим возвращением обычно воспринимается * Здесь и дальше применяются функциональные обозначения по системе Х.Римана, но с учетом модификаций, предлагаемых Ю.К.Холоповым [93.502]. как вспомогательное движение внутри тоники с потерей ее примы в басу (Т — Т+7 — Т), то же при проходящем движении с выходом на терцию субдоминанты (Т — Т+7 — S); 5) расположение основного тона медиант выше или ниже их примы и другие. Сложный характер взаимодействия этих факторов, требующий объективного учета роли каждого из них в функциональном процессе, внимательной оценки общего перевеса тех или иных факторов при установлении реального функционального значения какой-либо медианты в каждой конкретной гармонической ситуации. Рубеж XIX-XX столетий — время выдвижения терцовых функций на роль относительно самостоятельных гармонических соотношений аккордов VI и III ступеней с тоникой и с аккордами других функций, то есть отношений, обладающих собственным самостоятельным функционально-специфическим действием [5; 25.222-230; 59.151-152]. "М" — знак самостоятельной функции медианты, связанный с ее автономным от основных функций существованием. Значительное расширение состава ступеней и исполнителей медиантовых функций. Понятие "хроматические медианты", связываемое хроматическими терцовыми функциями мажоро-минорной системы. Особое специфическое проявление медиантовых функций в, так называемых, терцовых рядах созвучий. Их конструктивно-тональная, интонационально-гармоническая самостоятельность, связанная с отсутствием привычных разрешений, ведущая к реальному расширению тональной функциональности, образованию дополнительных функциональных основных тонов. Отсюда и возможность "порядковых" определений этих функций в терцовых рядах: пятая медианта (M5), четвертая (M4) и т.д. (ср. с новыми функциями пятой доминанты, четвертой доминанты и т.п. в квинтовых рядах созвучий). Сложно-опосредованный характер зависимости "порядковых" медиант от основной тоники. Сохранение ими в этих условиях плагально-восходящего содержания 100 a, b, d 109a,b,d или автентического-нисходящего50, 109с, е. Относительно слабая ладовая напряженность созвучий терцовых функций, их менее определенная (по сравнению с аккордами других нетонических функций) и менее активная направленность к основному ладовому центру. Основные причины этого — обилие "мягких" консонирующих связей между медиантовыми созвучиями и тоникой, общих компонентов, то есть относительно незначительный звуковой контраст (особенно в условиях диатоники). Секундовые функции — значения и отношения элементов, основные тоны которых находятся в секундовом соотношении с основным тоном тоники. Разновидности секундовых функций, связанные с направленностью движения гармонических элементов: восходящая (вводная доминанта) и нисходящая (вводная субдоминанта). Подразделение этих функций в зависимости от тонового состава секунды: вводнотоновая и "вводнополутоновая" доминанта или субдоминанта [59.148-152; 25.219-224; 72.80-91; 73.181; 55; 56 ]. Различные степени ладовой напряженности у элементов разных секундовых функций: большая напряженность — малые секунды, меньшая — большие19, 67a, 72b-h, i, k, 85, 92. Специфическая природа центронаправленности и ладовой напряженности созвучий секундовых функций. Ее содержание и основные предпосылки: отношение сильнейшего противоречия между основными тонами созвучий секундовых функций и тоники. Их соприкосновение, сталкивание, исключающее гармоническое слияние, ощущение "согласия" в своих связях, которое обычно возникает в той или иной степени между основными тонами созвучий других функций и тоникой; тот же характер взаимоотношений между остальными тонами созвучий, находящимися в секундовых отношениях; совпадение инерции мелодического движения, возникающей в процессе приближения созвучий секундовых функций к тонике, с направлением их ладового тяготения к ней. Активное ослабление (в результате такого совпадения) всех острых противоречий, возникающих между основными тонами созвучий секундовых функций и тоники, а также и другими их тонами (если они также находятся в соотношении секунды). Осознание секундовых ходов, образующихся здесь, как явлений, имеющих совершенно особое, самостоятельное мелодическое значение, как элементарной основы голосоведения и как "вяжущего" средства в аккордовом движении. Тритоновая функция — значение и отношения элементов, основные тоны которых находятся в тритоновом соотношении с основным тоном тоники53, 104а, 111. Значительная обостренность ладовой напряженности элементов тритоновой функции. Ее предпосылки: предельная отдаленность основного тона этих элементов от основного тона тональности; диссонантный характер тритонового соотношения их основных тонов и секундового между другими тонами (всеми или некоторыми). Специфический характер тритоновых отношений. Его обусловленность совершенно особыми мелодическими свойствами тритонового интервала, существенно отличающимися от аналогичных свойств остальных интервалов. Относительно слабые конструктивно-тоникальные "способности" созвучий тритоновой функции, обретающие достаточную силу и определенность только при содействии других конструктивно-тональных факторов [18.29-46; 73.49; 85.293; 25.222-225]. мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:
|