рнп 5 ЯРЮРЕИ: лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ йюрецнпхх:
|
функциональная логика в тональных формах звуковысотной организацииОсновные принципы и закономерности функциональной логики классических тональных структур. Их достаточная разработанность и изученность в традиционной функциональной теории. Отечественная функциональная школа — непосредственный преемник лучших достижений этой теории. Внесение ею ряда новых фундаментальных положений в прежние представления о функциональной логике тональности, тональных функциях и другие, в которых учитываются новые функциональные явления, выступающие в качестве характерных закономерностей современной формы тонального мышления. Отражение в российской педагогической практике многих из этих положений (например, понятий: основные и переменные функции, гармонические и мелодические функции, ладотональная переменность и полисистемность, "функциональные спутники" и функциональная инверсия, постальтерация, функциональные дубли, ЦЭ и другие). Существующая потребность привлечения к этой практике и тех новых положений, которые еще остаются за ее пределами, несмотря на фундаментальный и объективный характер своего содержания. Органические связи тональных структур современной музыки со структурами классико-романтического искусства. Проявление этих связей в виде общих конструктивно-гармонических закономерностей, равно гармонических средств, в общей функциональной логике. Зависимость степени родства функциональной логики этих структур от сходства их гармонического материала. Непропорциональный характер этой зависимости, обусловленный значительной устойчивостью законов функциональной логики вообще и тональной в частности. Наибольшая устойчивость тех законов, действие которых обусловлено ОБЩЕСТРУКТУРНЫМИ ПРИНЦИПАМИ. Сохранение конструктивно-определяющего значения этих законов в различных модификациях тональности при разнообразных изменениях в их гармоническом материале и способах обращения с ним. Относительная незначительность обновления природы функциональной логики в этих модификациях. Ее существенное изменение при существенных качественных преображениях гармонического материала. Характерность таких изменений для конкретно-структурных явлений тональности в музыке XX века Тенденция к подчеркнутой индивидуализации гармонической природы тонального материала, а так же способов обращения с ним — типичное явление в творчестве наших современников. Определенное отражение названной тенденции и в сфере функциональной логики. Образование в музыке XX века расширенных форм функционально-тональной системы, в которых принцип ценности каждой ступени — как диатонической, так и хроматической "ступенной функции" — "перевешивает" принцип динамического подчинения самым сильным центростремительным движениям к тонике. Характерный для этих форм тональности "функциональный плюрализм" на многоступенной хроматической основе — ведущая посылка для создания индивидуализированных функционально-тональных структур. Выбор функциональных опор для каждого сочинения — начальный этап этой индивидуализации. Нехарактерность такого выбора для классической тональной системы. Сохранение в этих условиях основных общетональных законов функциональной логики. Индивидуальный характер их преломления в конкретных структурах. Обусловленность этой индивидуальности наряду с вышеназванными факторами и возможностью разнообразного варьирования интервально-звукового содержания тональных средств и способов обращения с ними. Специфические стороны подобной индивидуализации, связанные с привлечением в сферу действия тональных принципов звуковысотной организации как относительно новых, так и исторически им предшествующих приемов и средств гармонического письма (например, хроматические варианты терцовых и квинтовых рядов, функциональная инверсия, функциональные дубли и постальтерационные явления). Основные принципы функциональной логики в классических структурах. Их конкретное выражение в формулах: Т — S — D — Т и t — d — s — D — t, отражающих, в конечном значении, определенный порядок последования гармонических элементов в различных модификациях тональной формы звуковысотной организации, который обеспечивает максимальное усиление тоники, становление централизованной зависимости между созвучиями лада, активности гармонического развития и другие характерные свойства данной организации. Характерные изменения в гармоническом материале тональных структур, произошедшие в процессе исторического развития ладотональной системы. Непосредственное выражение этих изменений в колоссальном расширении гармонических средств, принимающих участие в тонально-гармоническом процессе, в мощном увеличении и усложнении внутренней тональной контрастности — интервально-структурной, функциональной (побочные доминанты, субдоминанты, медианты), внутрифункциональной, ладозвукорядной (включение в сферу данной тональности гармоний из разных ладозвукорядов с основным тоном, взятым как из основного лада, так и из "привлеченных"), в активизации альтерационных изменений в составе традиционных созвучий, в активном применении хроматических аккордов особой, линеарной природы. Связь подобных изменений в гармоническом материале с соответственными изменениями и в конкретной конструктивной логике тональных построений. Обогащение традиционной логики в этом случае новыми функциональными закономерностями. Связь ведущих из них с такими явлениями, как хроматические ряды созвучий, построенных по разным интервалам (квинтам, терциям, секундам), тритоновые замены (ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ДУБЛИ), ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ИНВЕРСИЯ, эмансипация секундовых, терцовых, тритоновых связей, в создании которых принимают участие различные по структуре консонирующие и диссонирующие элементы с основными тонами на диатонических и хроматических функционально-самостоятельных ступенях тональности. Явление последних, в отдельных случаях, и в качестве конструктивно-ведущих функциональных закономерностей, то есть играющих более важную роль в организации гармонического целого по сравнению с традиционными. Подчеркнутость действия закономерностей типа Т — S — D — Т и ей подобных в современных структурах — реальная основа для сближения этих построений с традиционно-тональными. Обобщение наиболее характерных функциональных закономерностей различных видов тональной формы звуковысотной организации в общеструктурном законе, именуемом как ПРИНЦИП КОМПЛЕМЕНТАРНОСТИ. Основные положения, раскрывающие содержание его действия в условиях тональной структуры: возрастающая активность гармонического процесса обусловливается подключением новых звуковысотных компонентов в последующие созвучия; повторение звуков и интервальных компонентов в элементах структуры способствует их объединению как непосредственному, так и опосредственному, с элементами, находящимися на расстоянии от них. С увеличением действия фактора повторности происходит деактивизация гармонического процесса; последование аккордов обретает наибольшую активность и энергию, если основной тон последующего аккорда отсутствует в составе предыдущего; увеличение внутриструктурной контрастности, осложняющей непосредственное действие классического принципа Т — S — D — Т, компенсируется ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ФАКТОРАМИ ОБЪЕДИНЕНИЯ (фактор ЛИНЕАРНОСТИ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ, "ТЕМАТИЧЕСКАЯ ГАРМОНИЯ"). Принцип ХРОМАТИЧЕСКОЙ КОМПЛЕМЕНТАРНОСТИ. Его активное проявление в тональных структурах с расширенным числом ступеней. Действие этого принципа в соответствии с общеструктурным законом комплементарного построения структуры. Его содержание, обусловливающее тот "комплементирующий порядок" последования хроматических элементов, при котором гармонический процесс отличается наибольшей активностью, энергичностью и общей тональной связанностью. Аналогичность действий этого принципа и традиционно-тонального, выраженного в известной формуле Т — S — D — Т. Порядок последования хроматических элементов, направляемый принципом "нарастания хроматики" (хроматической комплементарности). Связь этого порядка с естественным переходом от элементов более близких к тонике к элементам, более отдаленным от нее. Понимание под собственно далекими от тоники элементами тех, основной тон которых образует диссонанс с ее примой — созвучия тритоновой ступени и ступеней, отстоящих на полутон вверх и вниз. Понимание конструктивного значения данного принципа как сопутствующего принципу Т — S — D — Т, но не как его заместителя в мажорно-минорных формах тональности. Выход этого принципа на ведущее место в структурах так называемого "новотонального типа" (отдельные разновидности ДИССОНАНТНОЙ ТОНАЛЬНОСТИ; тональности, где ПОСТАЛЬТЕРАЦИОННЫЕ элементы оказываются конструктивно ведущими или единственными; ряд вариантов звукорядонейтральной или "ладонейтральной" тональности и др.). мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:
|