цКЮБМЮЪ

оНОСКЪПМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

мЮСВМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

яКСВЮИМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

нАПЮРМЮЪ ЯБЪГЭ

рнп 5 ЯРЮРЕИ:

лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ

оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ

жЕМНБШЕ Х МЕЖЕМНБШЕ ТЮЙРНПШ

уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ

яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ

йюрецнпхх:






функциональная логика в тональных формах звуковысотной организации




Основные принципы и закономерности функциональной логики классических тональных структур. Их достаточная разработанность и изученность в традиционной функциональной теории. Отечествен­ная функциональная школа — непосредственный преемник лучших достижений этой теории. Внесение ею ряда новых фундаментальных положений в прежние представления о функциональной логике то­нальности, тональных функциях и другие, в которых учитываются новые функциональные явления, выступающие в качестве характер­ных закономерностей современной формы тонального мышления. От­ражение в российской педагогической практике многих из этих поло­жений (например, понятий: основные и переменные функции, гармо­нические и мелодические функции, ладотональная переменность и полисистемность, "функциональные спутники" и функциональная инверсия, постальтерация, функциональные дубли, ЦЭ и другие). Существующая потребность привлечения к этой практике и тех новых положений, которые еще остаются за ее пределами, не­смотря на фундаментальный и объективный характер своего содер­жания.

Органические связи тональных структур современной музыки со структурами классико-романтического искусства. Проявление этих связей в виде общих конструктивно-гармонических закономерностей, равно гармонических средств, в общей функциональной логике.

Зависимость степени родства функциональной логики этих струк­тур от сходства их гармонического материала. Непропорциональный характер этой зависимости, обусловленный значительной устойчиво­стью законов функциональной логики вообще и тональной в частности. Наибольшая устойчивость тех законов, действие которых обусловлено ОБЩЕСТРУКТУРНЫМИ ПРИНЦИПАМИ. Сохранение конструк­тивно-определяющего значения этих законов в различных модифика­циях тональности при разнообразных изменениях в их гармоническом материале и способах обращения с ним. Относительная незначитель­ность обновления природы функциональной логики в этих модифика­циях. Ее существенное изменение при существенных качественных

преображениях гармонического материала. Характерность таких из­менений для конкретно-структурных явлений тональности в музыке XX века

Тенденция к подчеркнутой индивидуализации гармонической природы тонального материала, а так же способов обращения с ним — типичное явление в творчестве наших современников. Определенное отражение названной тенденции и в сфере функциональной логики. Образование в музыке XX века расширенных форм функционально-тональной системы, в которых принцип ценности каждой ступени — как диатонической, так и хроматической "ступенной функции" — "перевешивает" принцип динамического подчинения самым сильным центростремительным движениям к тонике. Характерный для этих форм тональности "функциональный плюрализм" на многоступенной хроматической основе — ведущая посылка для создания индивидуали­зированных функционально-тональных структур. Выбор функцио­нальных опор для каждого сочинения — начальный этап этой индиви­дуализации. Нехарактерность такого выбора для классической тональ­ной системы. Сохранение в этих условиях основных общетональных законов функциональной логики. Индивидуальный характер их пре­ломления в конкретных структурах. Обусловленность этой индивиду­альности наряду с вышеназванными факторами и возможностью раз­нообразного варьирования интервально-звукового содержания тональ­ных средств и способов обращения с ними. Специфические стороны подобной индивидуализации, связанные с привлечением в сферу дей­ствия тональных принципов звуковысотной организации как относи­тельно новых, так и исторически им предшествующих приемов и средств гармонического письма (например, хроматические варианты терцовых и квинтовых рядов, функциональная инверсия, функцио­нальные дубли и постальтерационные явления).

Основные принципы функциональной логики в классических структурах. Их конкретное выражение в формулах: Т — S — D — Т и t — d — s — D — t, отражающих, в конечном значении, опреде­ленный порядок последования гармонических элементов в различных модификациях тональной формы звуковысотной организации, кото­рый обеспечивает максимальное усиление тоники, становление цен­трализованной зависимости между созвучиями лада, активности гар­монического развития и другие характерные свойства данной органи­зации.

Характерные изменения в гармоническом материале тональных структур, произошедшие в процессе исторического развития ладото­нальной системы. Непосредственное выражение этих изменений в ко­лоссальном расширении гармонических средств, принимающих уча­стие в тонально-гармоническом процессе, в мощном увеличении и ус­ложнении внутренней тональной контрастности — интервально-структурной, функциональной (побочные доминанты, субдоминанты, медианты), внутрифункциональной, ладозвукорядной (включение в

сферу данной тональности гармоний из разных ладозвукорядов с основ­ным тоном, взятым как из основного лада, так и из "привлеченных"), в активизации альтерационных изменений в составе традиционных созвучий, в активном применении хроматических аккордов особой, линеарной природы. Связь подобных изменений в гармоническом материале с соответственными изменениями и в конк­ретной конструктивной логике тональных построений. Обогащение традиционной логики в этом случае новыми функциональными зако­номерностями. Связь ведущих из них с такими явлениями, как хрома­тические ряды созвучий, построенных по разным интервалам (квин­там, терциям, секундам), тритоновые замены (ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ДУБЛИ), ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ИНВЕРСИЯ, эмансипация секундо­вых, терцовых, тритоновых связей, в создании которых принимают участие различные по структуре консонирующие и диссонирующие элементы с основными тонами на диатонических и хроматических функционально-самостоятельных ступенях тональности. Явление по­следних, в отдельных случаях, и в качестве конструктивно-ведущих функциональных закономерностей, то есть играющих более важную роль в организации гармонического целого по сравнению с традицион­ными. Подчеркнутость действия закономерностей типа Т — S — D — Т и ей подобных в современных структурах — реальная основа для сближения этих построений с традиционно-тональными.

Обобщение наиболее характерных функциональных закономер­ностей различных видов тональной формы звуковысотной организации в общеструктурном законе, именуемом как ПРИНЦИП КОМПЛЕ­МЕНТАРНОСТИ. Основные положения, раскрывающие содержание его действия в условиях тональной структуры:

возрастающая активность гармонического процесса обусловлива­ется подключением новых звуковысотных компонентов в последую­щие созвучия;

повторение звуков и интервальных компонентов в элементах структуры способствует их объединению как непосредственному, так и опосредственному, с элементами, находящимися на расстоянии от них. С увеличением действия фактора повторности происходит деактивизация гармонического процесса;

последование аккордов обретает наибольшую активность и энер­гию, если основной тон последующего аккорда отсутствует в составе предыдущего;

увеличение внутриструктурной контрастности, осложняющей не­посредственное действие классического принципа Т — S — D — Т, компенсируется ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ФАКТОРАМИ ОБЪЕДИ­НЕНИЯ (фактор ЛИНЕАРНОСТИ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОНСТ­РУКТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ, "ТЕМАТИЧЕСКАЯ ГАРМОНИЯ").

Принцип ХРОМАТИЧЕСКОЙ КОМПЛЕМЕНТАРНОСТИ. Его активное проявление в тональных структурах с расширенным числом ступеней. Действие этого принципа в соответствии с общеструктурным

законом комплементарного построения структуры. Его содержание, обусловливающее тот "комплементирующий порядок" последования хроматических элементов, при котором гармонический процесс отли­чается наибольшей активностью, энергичностью и общей тональной связанностью. Аналогичность действий этого принципа и традицион­но-тонального, выраженного в известной формуле Т — S — D — Т. Порядок последования хроматических элементов, направляемый принципом "нарастания хроматики" (хроматической комплементар­ности). Связь этого порядка с естественным переходом от элементов более близких к тонике к элементам, более отдаленным от нее. Пони­мание под собственно далекими от тоники элементами тех, основной тон которых образует диссонанс с ее примой — созвучия тритоновой ступени и ступеней, отстоящих на полутон вверх и вниз. Понимание конструктивного значения данного принципа как сопутствующего принципу Т — S — D — Т, но не как его заместителя в мажорно-ми­норных формах тональности. Выход этого принципа на ведущее место в структурах так называемого "новотонального типа" (отдельные раз­новидности ДИССОНАНТНОЙ ТОНАЛЬНОСТИ; тональности, где ПОСТАЛЬТЕРАЦИОННЫЕ элементы оказываются конструктивно ведущими или единственными; ряд вариантов звукорядонейтральной или "ладонейтральной" тональности и др.).






мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:

vikidalka.ru - 2015-2024 ЦНД. бЯЕ ОПЮБЮ ОПХМЮДКЕФЮР ХУ ЮБРНПЮЛ! мЮПСЬЕМХЕ ЮБРНПЯЙХУ ОПЮБ | мЮПСЬЕМХЕ ОЕПЯНМЮКЭМШУ ДЮММШУ