рнп 5 ЯРЮРЕИ: лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ йюрецнпхх:
|
основные факторы движения в атональной тканиПлотность звуковой вертикали, ритм — основные факторы движения в атональной ткани. Их определяющее значение по отношению к динамике развертывания вертикали и горизонтали. Важная, но вспомогательная роль первого из этих факторов в тональной музыке; его второстепенность здесь по сравнению с функциональностью ладотонального типа. Значительное усиление роли этого фактора при ослаблении последней. Выступление плотности аккордов — ее степеней и переменности, — а также ритма, соединяющего традиционную симметрию и стабильность с асимметрией и исключительно многообразной переменностью (мобильностью) в роли ведущих факторов гармонического движения при сведении конструктивно-структурного значения ладотональной функциональности до минимального уровня и особенно при ее полном отрицании. Представление о ПЛОТНОСТИ АККОРДОВ как их гармонической напряженности — СОНАНТИКЕ, обусловленной характером интервалов, входящих в состав этих аккордов, — их гармонической напряженностью (сонантикой), регистровым положением и взаимоотдаленностью. Ослабление собственной напряженности интервалов при значительном отрыве звуков друг от друга — результат менее интенсивного взаимодействия их обертоновых призвуков. Плотность аккорда — составная и основополагающая часть его КРАСОЧНОСТИ, участвующая в ее образовании наряду с тембровым, агогическим, громкостным и другими факторами музыкального изложения высотной структуры. Ведущая роль плотности аккордов в организации гармонического движения — предпосылка для ее изучения вне действия других факторов гармонической красочности. Зависимость плотности аккордов от их интервального состава, расположения и регистра. Повышение плотности вместе с усложнением интервального и звукового состава аккордов, увеличением числа диссонантных отношений, применением тесных расположений и низких регистров. Характерные высотные качества созвучий, направленные на преодоление тонального начала, ладофункциональности тонального типа: максимальная насыщенность аккордов диссонантными компонентами, постоянная и внезапная смена расположений и регистров. Понятие "сонантной функциональности" как явления, охватывающего значения и отношения звуковысотных элементов (интервалов, созвучий различного типа) в сфере их кон- и дис сонантных качеств. Определение названных значений и отношений как сонантно-функциональных, а процесса их становления и развития как функционального процесса сонантного типа. Закономерность этого процесса, его * 34; 24.140-168; 92.Гл. XIII, XX и XXII; 14.171-190, 192 логика — сонантные закономерности", "сонантная логика" или закономерности и логика сонантности. Отражение в этих закономерностях, в его логике определенного порядка в появлении, развитии и исчезновении конкретных сонантных качеств конструктивных элементов музыкальной ткани. "Сонантный рельеф" — воплощение названных закономерностей. Разнообразие его конкретно-структурных решений. Различный формы этого рельефа как характерные конструктивные отличия одного такого решения от других. Его отдельные "пики" (высоты) — своеобразные ступени сонантного движения или "сонантные ступени" ("ступени-сонанты"). Глиссандирующие переходы между этими "пиками", связанные с плавным изменением сонантности — "сонантные фазы" или "фазы-сонанты". Совокупность "сонантных ступеней", расположенных в порядке нарастания или убывания в них степени гармонической напряженности — "сонантный ряд". Возможность сходства и различия этих рядов в разных музыкальных произведениях. Специфика применения одного и того же "сонантного ряда" в различных структурах, связанная каждый раз с новым порядком последования его "ступеней-сонант" — характерная предпосылка гармонической индивидуальности этих структур. Понятие "сонантная драматургия"; его связь с процессуальным изменением сонантного содержания музыкальной композиции, обусловленным определенными формально-конструктивными и образно-художественными задачами; рельеф динамики этих изменений как "сонантный рельеф". Гармоническая напряженность интервала. Ее обусловленность степенью "согласия" обертоновых рядов каждого из тонов интервала между собой: чем больше общих обертоновых компонентов — тем слабее гармоническая напряженность интервала и наоборот. Гармоническая напряженность созвучий. Представление о ней как о совокупности "напряженностей" ("сонантностей"), присущих каждому из составляющих эти созвучия интервалов. Числовое выражение гармонической напряженности созвучий — одна из возможных и наиболее распространенных форм описания сонатного содержания гармонической структуры в атональной музыке. Варианты "числовой градации" этой напряженности, предложенные в работах Ю.Кона (34) и Ю.Холопова (92). Готовая таблица градации сонантности различных "вертикалей" с "приблизительной фиксацией величины сонантного напряжения" в "Заданиях по гармонии" Ю.Холопова [92.137]. Метод определения степени гармонической напряженности в статье Ю.Кона. Предпосылки этого метода: специфический ряд интервалов, расположенных в порядке возрастания диссонантности, выраженной, в свою очередь, определенными индексами — ч1 =0, Ч8 = 1,ч5 = 3,ч4 = 4,м6 = 5,б3 = 6,б6=7, м3 = 8,м7 = 9,б2 = 10,б7 = 11,м2 = 12, тритон=13; ряд дополнительных коэффициентов, указывающих на изменение сонантности одного и того же интервала в разных регистрах (субконтр- и контр-октавы = 3, большая = 4, малая = 5, первая = 6, вторая = 7, третья = 8, четвертая = 9, пятая = 10. При определении сонантности интервала его индекс делится на соответствующий коэффициент), а также на ее изменение при появлении этого интервала как составного в пределах двух и более октав (больше октавы — минус единица, больше двух — минус 1,5, больше трех — 1,75, больше четырех — 1,875). Формула определения уровня гармонической напряженности: индекс интервала минус коэффициент составных интервалов, поделенные на октавный коэффициент. Возможное упрощение — учет сонантности интервалов, образованных только от основного тона созвучия. Графическое выражение логики развития сонантности на основе ее числовых выражений — путь к наглядному изображению гармонического рельефа звуковысотной структуры в сфере ее напряженности, облегчающий процесс познания ее высотных и композиционно-синтаксических закономерностей31. "Ладоатональные" формы звуковысотной организации Творчество величайших композиторов современности — воплощение объективно-исторической оценки места и роли "свободного атонализма" в музыкальной ткани как одной из многих, но не самой важной тенденции звуковысотной системы. Ее частое ограничение в основном композиционно-контрастными функциями (отдельные построения в крупной форме, отдельные гармонические пласты и пр.). Редкое проявление "свободной атональности" в качестве конструктивно-ведущей формы организации произведений крупной формы (чаще всего это небольшие композиции, различного рода циклы миниатюр и др.). Характерная тенденция современного конструктивно-гармонического мышления — сопоставление различных форм атональности между собой и со всевозможными формами тональности на уровне отдельных разделов структуры и их смешение. Представление о таких "смешениях" как исключительно сложном и многогранном гармоническом процессе, связанном с "переплетением" характерных конструктивных элементов и закономерностей разных атональных и тональных типов системы, с накоплением в одной из них специфических компонентов другой. Существование названных явлений в условиях различных техник письма, так или иначе связанных с атональными и тональными принципами звуковысотного построения. Образование в связи с этим разнообразных терминов, в которых отражаются характерные качества таких "смешанных" типов системы: "ладовая атональность", "тональная додекафония" и им подобные. * 63; 66; 85.325-352; 75; 13.Л4; 40; 41.Гл.Х; 92.Гл.ХХП; 14.ГЛ.5. Наибольшая распространенность в творчестве современных композиторов тех форм атональности, которые сохраняют в себе такие закономерности ладового мышления как дифференциация гармонических элементов на опорные и неопорные, их отношения по принципу тяготения, деление на центральные и центроподчиненные*. мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:
|