цКЮБМЮЪ

оНОСКЪПМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

мЮСВМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

яКСВЮИМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

нАПЮРМЮЪ ЯБЪГЭ

рнп 5 ЯРЮРЕИ:

лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ

оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ

жЕМНБШЕ Х МЕЖЕМНБШЕ ТЮЙРНПШ

уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ

яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ

йюрецнпхх:






основные факторы движения в атональной ткани




Плотность звуковой вертикали, ритм — основные факторы дви­жения в атональной ткани. Их определяющее значение по отношению к динамике развертывания вертикали и горизонтали.

Важная, но вспомогательная роль первого из этих факторов в то­нальной музыке; его второстепенность здесь по сравнению с функцио­нальностью ладотонального типа. Значительное усиление роли этого фактора при ослаблении последней. Выступление плотности аккор­дов — ее степеней и переменности, — а также ритма, соединяющего традиционную симметрию и стабильность с асимметрией и исключи­тельно многообразной переменностью (мобильностью) в роли ведущих факторов гармонического движения при сведении конструктивно-структурного значения ладотональной функциональности до мини­мального уровня и особенно при ее полном отрицании.

Представление о ПЛОТНОСТИ АККОРДОВ как их гармониче­ской напряженности — СОНАНТИКЕ, обусловленной характером интервалов, входящих в состав этих аккордов, — их гармонической напряженностью (сонантикой), регистровым положением и взаимоот­даленностью. Ослабление собственной напряженности интервалов при значительном отрыве звуков друг от друга — результат менее интен­сивного взаимодействия их обертоновых призвуков.

Плотность аккорда — составная и основополагающая часть его КРАСОЧНОСТИ, участвующая в ее образовании наряду с тембровым, агогическим, громкостным и другими факторами музыкального изло­жения высотной структуры. Ведущая роль плотности аккордов в орга­низации гармонического движения — предпосылка для ее изучения вне действия других факторов гармонической красочности. Зависи­мость плотности аккордов от их интервального состава, расположения и регистра. Повышение плотности вместе с усложнением интервально­го и звукового состава аккордов, увеличением числа диссонантных отношений, применением тесных расположений и низких регистров.

Характерные высотные качества созвучий, направленные на пре­одоление тонального начала, ладофункциональности тонального типа: максимальная насыщенность аккордов диссонантными компонентами, постоянная и внезапная смена расположений и регистров.

Понятие "сонантной функциональности" как явления, охватыва­ющего значения и отношения звуковысотных элементов (интервалов, созвучий различного типа) в сфере их кон- и дис сонантных качеств. Определение названных значений и отношений как сонантно-функ­циональных, а процесса их становления и развития как функциональ­ного процесса сонантного типа. Закономерность этого процесса, его

* 34; 24.140-168; 92.Гл. XIII, XX и XXII; 14.171-190, 192

логика — сонантные закономерности", "сонантная логика" или за­кономерности и логика сонантности. Отражение в этих закономерно­стях, в его логике определенного порядка в появлении, развитии и исчезновении конкретных сонантных качеств конструктивных эле­ментов музыкальной ткани. "Сонантный рельеф" — воплощение на­званных закономерностей. Разнообразие его конкретно-структурных решений. Различный формы этого рельефа как характерные конструк­тивные отличия одного такого решения от других. Его отдельные "пи­ки" (высоты) — своеобразные ступени сонантного движения или "со­нантные ступени" ("ступени-сонанты"). Глиссандирующие переходы между этими "пиками", связанные с плавным изменением сонантно­сти — "сонантные фазы" или "фазы-сонанты". Совокупность "сонан­тных ступеней", расположенных в порядке нарастания или убывания в них степени гармонической напряженности — "сонантный ряд". Возможность сходства и различия этих рядов в разных музыкальных произведениях. Специфика применения одного и того же "сонантного ряда" в различных структурах, связанная каждый раз с новым поряд­ком последования его "ступеней-сонант" — характерная предпосылка гармонической индивидуальности этих структур. Понятие "сонантная драматургия"; его связь с процессуальным изменением сонантного со­держания музыкальной композиции, обусловленным определенными формально-конструктивными и образно-художественными задачами; рельеф динамики этих изменений как "сонантный рельеф".

Гармоническая напряженность интервала. Ее обусловленность степенью "согласия" обертоновых рядов каждого из тонов интервала между собой: чем больше общих обертоновых компонентов — тем сла­бее гармоническая напряженность интервала и наоборот.

Гармоническая напряженность созвучий. Представление о ней как о совокупности "напряженностей" ("сонантностей"), присущих каж­дому из составляющих эти созвучия интервалов.

Числовое выражение гармонической напряженности созвучий — одна из возможных и наиболее распространенных форм описания со­натного содержания гармонической структуры в атональной музыке. Варианты "числовой градации" этой напряженности, предложенные в работах Ю.Кона (34) и Ю.Холопова (92). Готовая таблица градации сонантности различных "вертикалей" с "приблизительной фиксацией величины сонантного напряжения" в "Заданиях по гармонии" Ю.Хо­лопова [92.137]. Метод определения степени гармонической напря­женности в статье Ю.Кона. Предпосылки этого метода: специфический ряд интервалов, расположенных в порядке возрастания диссонантно­сти, выраженной, в свою очередь, определенными индексами — ч1 =0, Ч8 = 1,ч5 = 3,ч4 = 4,м6 = 5,б3 = 6,б6=7, м3 = 8,м7 = 9,б2 = 10,б7 = 11,м2 = 12, тритон=13; ряд дополнительных коэффициентов, указывающих на изменение сонантности одного и того же интервала в разных регист­рах (субконтр- и контр-октавы = 3, большая = 4, малая = 5, первая = 6, вторая = 7, третья = 8, четвертая = 9, пятая = 10. При определении

сонантности интервала его индекс делится на соответствующий коэф­фициент), а также на ее изменение при появлении этого интервала как составного в пределах двух и более октав (больше октавы — минус еди­ница, больше двух — минус 1,5, больше трех — 1,75, больше четырех — 1,875). Формула определения уровня гармонической напряженности: индекс интервала минус коэффициент составных интервалов, поделен­ные на октавный коэффициент. Возможное упрощение — учет сонантно­сти интервалов, образованных только от основного тона созвучия.

Графическое выражение логики развития сонантности на основе ее числовых выражений — путь к наглядному изображению гармони­ческого рельефа звуковысотной структуры в сфере ее напряженности, облегчающий процесс познания ее высотных и композиционно-син­таксических закономерностей31.

"Ладоатональные" формы звуковысотной организации

Творчество величайших композиторов современности — вопло­щение объективно-исторической оценки места и роли "свободного атонализма" в музыкальной ткани как одной из многих, но не самой важной тенденции звуковысотной системы. Ее частое ограничение в основном композиционно-контрастными функциями (отдельные по­строения в крупной форме, отдельные гармонические пласты и пр.). Редкое проявление "свободной атональности" в качестве конструктив­но-ведущей формы организации произведений крупной формы (ча­ще всего это небольшие композиции, различного рода циклы миниатюр и др.).

Характерная тенденция современного конструктивно-гармониче­ского мышления — сопоставление различных форм атональности меж­ду собой и со всевозможными формами тональности на уровне отдель­ных разделов структуры и их смешение. Представление о таких "сме­шениях" как исключительно сложном и многогранном гармоническом процессе, связанном с "переплетением" характерных конструктивных элементов и закономерностей разных атональных и тональных типов системы, с накоплением в одной из них специфических компонентов другой. Существование названных явлений в условиях различных тех­ник письма, так или иначе связанных с атональными и тональными принципами звуковысотного построения. Образование в связи с этим разнообразных терминов, в которых отражаются характерные качест­ва таких "смешанных" типов системы: "ладовая атональность", "то­нальная додекафония" и им подобные.

* 63; 66; 85.325-352; 75; 13.Л4; 40; 41.Гл.Х; 92.Гл.ХХП; 14.ГЛ.5.

Наибольшая распространенность в творчестве современных ком­позиторов тех форм атональности, которые сохраняют в себе такие закономерности ладового мышления как дифференциация гармониче­ских элементов на опорные и неопорные, их отношения по принципу тяготения, деление на центральные и центроподчиненные*.






мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:

vikidalka.ru - 2015-2024 ЦНД. бЯЕ ОПЮБЮ ОПХМЮДКЕФЮР ХУ ЮБРНПЮЛ! мЮПСЬЕМХЕ ЮБРНПЯЙХУ ОПЮБ | мЮПСЬЕМХЕ ОЕПЯНМЮКЭМШУ ДЮММШУ