цКЮБМЮЪ

оНОСКЪПМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

мЮСВМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

яКСВЮИМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

нАПЮРМЮЪ ЯБЪГЭ

рнп 5 ЯРЮРЕИ:

лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ

оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ

жЕМНБШЕ Х МЕЖЕМНБШЕ ТЮЙРНПШ

уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ

яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ

йюрецнпхх:






основные конструктивные закономерности атональных форм ладовой организации




Атональные формы ладовой организации (в их наиболее специфи­ческом проявлении) — наиболее характерные разновидности звуковы­сотной организации центропеременного типа. Взаимоотношения по­тенциально-неустойчивых гармонических элементов — ведущий фактор, определяющий специфику их гармонического содержания.

Подразделение звуковысотных элементов этих форм на опорные и неопорные. Обусловленность такого подразделения действием различ­ных факторов системного конструирования и, прежде всего, метриче­ского, ритмического, динамического и смыслового. Исключительно важная роль в этой характерно ладовой дифференциации высотных элементов фактора логической связи. Некоторое ослабление роли дру­гих факторов ладовой дифференциации в условиях атонального по­строения музыкальной ткани. Например, полная нейтрализация дей­ствия фактора "квинтовых отношений" в крайне низких регистрах и во взаимосвязи многозвучных сложнодиссонантных элементов нетер­цовой структуры.

Значительные и часто принципиальные различия между отдель­ными разновидностями атональных форм ладовой организации, а так­же между ними и тональными, проявляющиеся в характере и степени взаимосвязанности отдельных элементов, логике их соотношения и дифференциации как опорных и неопорных. Обусловленность этих различий своеобразием гармонических качеств конструктивных эле­ментов, применяемых в названных формах, а также способов работы с

ними.

Специфика качеств "опорности" и "неопорности", присущая зву­ковысотным элементам в атональных формах ладовой организации. Ее проявление в известной относительности этих качеств, их частой ус­ловности и "малоощутимости" или, напротив, подчеркнутой прямо­линейности, крайне резкой контрастности. Возможность смешения таких состояний "опорности" и "неопорности" в пределах одной ато­нальной структуры между собой и с другими "состояниями".

Ошибочность мнения об отсутствии между элементами атональных форм вы­сотной организации отношений по принципу тяготения от неопорных элементов к опорным. Содержание этого принципа, раскрывающееся

*<...> лишь искусственным путем (и притом лишь ценой больших усилий) воз­можно получить гармоническую ткань, лишенную всякого центра" [92.225].

в той мысли, что тяготеющее устремление одного элемента в другой представляет собой не что иное, как предугадываемый ход от какого-либо неопорного элемента к опорному, сопровождаемый своеобразной или полной (в зависимости от конкретной структурной ситуации) "разрядкой" характерного для неопорного элемента состояния "не­устойчивости-движения" в состоянии "покоя-остановки" (также час­тичной или полной), свойственном опорному элементу. Обусловлен­ность степени "угадываемости" (экстраполяции) того или иного "хо­да" от неопорного элемента к опорному акустическими, психофизио­логическими, апперцепционными посылками и фактором повторности этого "хода" как в данном, так и других сочинениях*.

Многократная повторность одного и того же "хода" от неопорных элементов к опорным (с различным принципом структуры) — одна из важнейших предпосылок его "предугадываемости", превращения его в очередную форму "тяготеющей связи "между звуковысотными эле­ментами. Значительное превосходство в этом отношении "ходов", на­шедших свое многочисленное воплощение в произведениях разных авторов и гармонических стилей, прошедших более долгий путь инто­национного осмысления.

Многочисленные музыковедческие исследования — свидетель­ство существования в музыкальном мире немалого числа музыкаль­ных культур, в которых естественные, с нашей точки зрения, тональ­ные тяготения — явление не характерное, часто вовсе чуждое, и, на­против, где к числу таковых относятся те формы поведения высотных элементов, которые нам представляются неестественными, "тяготе­ющая направленность" которых для нас таковой не оказывается, а само движение, его направление нами не предугадывается (не экстра­полируется). Становление этих форм в нашем сознании в качестве новых форм звуковысотного тяготения, естественных интонацион­ных явлений является, как и в случаях с отношениями опорных и неопорных элементов в атональной ткани — сложным процессом, связанным с необходимостью многократного прослушивания нового для нас материала, а в отдельных ситуациях и с отказом от известно­го предубеждения против такой новизны. Изучение различных конст­руктивных закономерностей в построении и организации музыкального материала, включающего новые для нас формы звуковысотных свя­зей — фактор, значительно ускоряющий и облегчающий процесс усвое­ния этих элементов музыкальной речи, экстраполяцию их поведения.

* Апперцепция — зависимость восприятия от предшествующего жизненного опы­та. Зарождение этого опыта в раннем детстве вместе с зачатками словестной речи и логического мышления. Понимание его не только как личного, индивидуального, что само по себе, несомненно важно, но и как общественного, формирующегося художест­венной практикой путем наследования опыта предшествующих исторических поколе­ний, развивающегося вместе с музыкальным искусством, а потому и как исторически обусловленного.

Необходимость гибкого объективно-диалектического подхода к проблеме "тяготений" и ее решения на уровне интонационного поряд­ка в соответствии с действием следующих факторов:

объективными свойствами высотных элементов как конкретного материала структуры;

объективными акустическими качествами этих элементов;

реально существующими закономерностями в соотношении, раз­витии и взаимодействии элементов;

степенью характерности этих закономерностей для той музы­кальной культуры, с позиций которой рассматривается данная гармо­ническая структура.






мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:

vikidalka.ru - 2015-2024 ЦНД. бЯЕ ОПЮБЮ ОПХМЮДКЕФЮР ХУ ЮБРНПЮЛ! мЮПСЬЕМХЕ ЮБРНПЯЙХУ ОПЮБ | мЮПСЬЕМХЕ ОЕПЯНМЮКЭМШУ ДЮММШУ