рнп 5 ЯРЮРЕИ: лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ йюрецнпхх:
|
основные конструктивные закономерности атональных форм ладовой организацииАтональные формы ладовой организации (в их наиболее специфическом проявлении) — наиболее характерные разновидности звуковысотной организации центропеременного типа. Взаимоотношения потенциально-неустойчивых гармонических элементов — ведущий фактор, определяющий специфику их гармонического содержания. Подразделение звуковысотных элементов этих форм на опорные и неопорные. Обусловленность такого подразделения действием различных факторов системного конструирования и, прежде всего, метрического, ритмического, динамического и смыслового. Исключительно важная роль в этой характерно ладовой дифференциации высотных элементов фактора логической связи. Некоторое ослабление роли других факторов ладовой дифференциации в условиях атонального построения музыкальной ткани. Например, полная нейтрализация действия фактора "квинтовых отношений" в крайне низких регистрах и во взаимосвязи многозвучных сложнодиссонантных элементов нетерцовой структуры. Значительные и часто принципиальные различия между отдельными разновидностями атональных форм ладовой организации, а также между ними и тональными, проявляющиеся в характере и степени взаимосвязанности отдельных элементов, логике их соотношения и дифференциации как опорных и неопорных. Обусловленность этих различий своеобразием гармонических качеств конструктивных элементов, применяемых в названных формах, а также способов работы с ними. Специфика качеств "опорности" и "неопорности", присущая звуковысотным элементам в атональных формах ладовой организации. Ее проявление в известной относительности этих качеств, их частой условности и "малоощутимости" или, напротив, подчеркнутой прямолинейности, крайне резкой контрастности. Возможность смешения таких состояний "опорности" и "неопорности" в пределах одной атональной структуры между собой и с другими "состояниями". Ошибочность мнения об отсутствии между элементами атональных форм высотной организации отношений по принципу тяготения от неопорных элементов к опорным. Содержание этого принципа, раскрывающееся *<...> лишь искусственным путем (и притом лишь ценой больших усилий) возможно получить гармоническую ткань, лишенную всякого центра" [92.225]. в той мысли, что тяготеющее устремление одного элемента в другой представляет собой не что иное, как предугадываемый ход от какого-либо неопорного элемента к опорному, сопровождаемый своеобразной или полной (в зависимости от конкретной структурной ситуации) "разрядкой" характерного для неопорного элемента состояния "неустойчивости-движения" в состоянии "покоя-остановки" (также частичной или полной), свойственном опорному элементу. Обусловленность степени "угадываемости" (экстраполяции) того или иного "хода" от неопорного элемента к опорному акустическими, психофизиологическими, апперцепционными посылками и фактором повторности этого "хода" как в данном, так и других сочинениях*. Многократная повторность одного и того же "хода" от неопорных элементов к опорным (с различным принципом структуры) — одна из важнейших предпосылок его "предугадываемости", превращения его в очередную форму "тяготеющей связи "между звуковысотными элементами. Значительное превосходство в этом отношении "ходов", нашедших свое многочисленное воплощение в произведениях разных авторов и гармонических стилей, прошедших более долгий путь интонационного осмысления. Многочисленные музыковедческие исследования — свидетельство существования в музыкальном мире немалого числа музыкальных культур, в которых естественные, с нашей точки зрения, тональные тяготения — явление не характерное, часто вовсе чуждое, и, напротив, где к числу таковых относятся те формы поведения высотных элементов, которые нам представляются неестественными, "тяготеющая направленность" которых для нас таковой не оказывается, а само движение, его направление нами не предугадывается (не экстраполируется). Становление этих форм в нашем сознании в качестве новых форм звуковысотного тяготения, естественных интонационных явлений является, как и в случаях с отношениями опорных и неопорных элементов в атональной ткани — сложным процессом, связанным с необходимостью многократного прослушивания нового для нас материала, а в отдельных ситуациях и с отказом от известного предубеждения против такой новизны. Изучение различных конструктивных закономерностей в построении и организации музыкального материала, включающего новые для нас формы звуковысотных связей — фактор, значительно ускоряющий и облегчающий процесс усвоения этих элементов музыкальной речи, экстраполяцию их поведения. * Апперцепция — зависимость восприятия от предшествующего жизненного опыта. Зарождение этого опыта в раннем детстве вместе с зачатками словестной речи и логического мышления. Понимание его не только как личного, индивидуального, что само по себе, несомненно важно, но и как общественного, формирующегося художественной практикой путем наследования опыта предшествующих исторических поколений, развивающегося вместе с музыкальным искусством, а потому и как исторически обусловленного. Необходимость гибкого объективно-диалектического подхода к проблеме "тяготений" и ее решения на уровне интонационного порядка в соответствии с действием следующих факторов: объективными свойствами высотных элементов как конкретного материала структуры; объективными акустическими качествами этих элементов; реально существующими закономерностями в соотношении, развитии и взаимодействии элементов; степенью характерности этих закономерностей для той музыкальной культуры, с позиций которой рассматривается данная гармоническая структура. мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:
|