рнп 5 ЯРЮРЕИ: лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ йюрецнпхх:
|
организованная атональность.Серийные формы организации атональности* Конструктивное многообразие атональных форм звуковысотной организации. Серийные формы организации атональности — формы, отличающиеся наиболее высоким уровнем гармонической связанности, значительно превосходящие в этом отношении атональные построения со свободным интервально-комплексным развитием. Историческое возникновение серийной техники как метода композиции на базе звуковысотных построений с атональными свойствами, как метода, направленного на организацию их материала. Понимание этой техники как метода сочинения структуры, основанного на повторениях серии (ее проведениях), как метода, использующего только высотные серии. Термин "СЕРИЯ" — ряд (группа) звуков различных по высоте, из которого выводится вся высотная ткань произведения путем его повторения. Понимание этого термина и как функции такого ряда в композиции и как самого ряда в любых его повторениях. Варьирование звукового состава серий от трех до двенадцати различных тонов. Разнообразие серийных форм звуковысотной организации. Его обусловленность: различием гармонического материала этих форм (интервальное и звуковысотное содержание серий; их количество; характер и степень сложности функциональной связи элементов структуры, образующихся на основе той или иной серии), а также своеобразием, применяемых в них способов работы с данным материалом. Основные виды и фазы серийной техники в их историческом становлении: ТЕХНИКА РЯДОВ, основанная на использовании в качестве основного гармонического материала одного или (реже) нескольких рядов, составленных из большого числа разных по высоте звуков и применяемых только линеарным способом69, 101. Характерное отличие * 16; 17;37;33.113-156;51.36-45;13.Л5;41.Гл.Х;11.60-83;89;91;96;24.197-250, 271-277; 92.XXI; 14.Гл.6.; 22.Гл.7 ряда от серии — невыведение из него вертикальных и всех других компонентов структуры. Применение в теоретической литературе термина "ряд" и по отношению к отдельным проведениям двенадцатитоновой серии. Основные методы работы с рядами: повторение, транспозиция, ракоход, инверсия (обращения), ракоход инверсии, увеличение, уменьшение, проведение в одном или разных ритмических вариантах и в любом порядке без соблюдения какого-либо изначально взятого принципа; ТЕХНИКА СЕРИЙ или СЕРИЙНАЯ ТЕХНИКА118-135, основанная на применении одной, реже нескольких серий, состоящих из различных по высоте звуков (от 3 до 12), в качестве исходного материала для построения всех звуковысотных элементов музыкальной ткани, а не только линеарных в отличие от "техники рядов". ДОДЕКАФОННАЯ ТЕХНИКА — разновидность серийной, применяемая на основе двенадцатитоновых рядов; ПОСТДОДЕКАФОННАЯ ТЕХНИКА — техника двенадцатитоновой серийности, в основе которой лежит принцип работы с отдельными частями серии как самостоятельными мотивно-структурными образованиями, "микротематическими" построениями, своего рода микросериями. Активное воплощение этого принципа — возвращение к "свободной атональности" в ущерб уже достигнутой двенадцатитоновой тотальной организации (иначе говоря, вместе с обращением к методу выделения отдельных интервальных структур в качестве характерных частей серии, работе с ними как с самостоятельными микросериями утрачивается конструктивно-направляющее и объединяющее значение идеи додекафонного ряда, происходит ее отступление на второй план как единого конструктивного целого, составленного из двенадцати равноправных тонов); СЕРИАЛЬНАЯ ТЕХНИКА, основанная на использовании серий не только звуковысотного, но и других параметров (серии ритмов, тембров, динамики, артикуляции, регистров, темпов). Крайняя фаза сериальной техники — ТОТАЛЬНАЯ СЕРИАЛЬНОСТЬ — серийная организация всех компонентов музыкальной ткани, при которой заранее определяется и ограничивается каждая деталь звукового образа и с самого начала управляется с позиций высшего сериального принципа — макроорганизации, в результате чего образуется строго детерминированная структура, пронизываемая разнообразнейшими отношениями и связями. Различные формулы, математические схемы, графики и прочее — выражение структуры тотально-сериального типа как в отдельных деталях, так и в целом. Их создание — процесс нахождения самой структуры во всех ее компонентах — главная, собственно композиторская проблема. Строгий и свободный способы применения серийной техники в творчестве современных композиторов. Строгий способ — воплощение правил серийной техники без каких-либо нарушений. Свободный — допускающий различные отклонения от этих правил наряду с их относительно строгим выполнением. Наибольшая распространенность второго способа. Характерная для него тенденция к смешению приемов из различных видов серийной техники и их соединение с приемами высотного письма из других техник композиции. Жизнеспособность и перспективность этого направления, обусловленные большими конструктивно-гармоническими возможностями "смешанных техник" — реальные предпосылки для создания произведений, являющих собой высокохудожественный сплав традиционного и нового в интонационно-выразительном, образно-драматургическом и других аспектах их решения. Понимание любой из современных техник только как исходного технологического аппарата, как метода, регламентирующего высотное соотношение звуковысотных элементов музыкальной ткани, как метода, который может быть подчинен любой эстетике — как нами приемлемой, так и глубоко чуждой, — и применение которого само по себе никак не определяет художественной ценности произведений, построенных с его помощью. Талант и общественно-гуманистическое кредо композитора — важнейшие факторы, обусловливающие эстетическую и художественную направленность той или иной техники композиции в творческом процессе на протяжении всего исторического развития музыкального искусства. Исключение из этого правила — причина появления слабых, "мертворожденных", нежизнеспособных произведений — плодов механического конструирования и бездарного подражания. Увлечение новыми приемами и гармоническими средствами в ущерб объективным законам музыкального творчества и в том числе естественным законам преемственности и взаимосвязи между вновь создаваемыми и традиционными элементами музыкального языка — путь к сочинениям узкоэлитарной направленности. Додекафония* ДОДЕКАФОНИЯ — двенадцатитоновая система композиции, являющаяся наиболее последовательной, совершенной и принципиальной фазой развития серийной техники. Техника рядов и серийная техника — виды и фазы серийной композиции, предшествующие додекафонии. Исторические корни додекафонии. Додекафонная техника письма — проецирование на интонационную структуру атональности полифонической техники XV-XVI столетий. Многообразие связей додекафонии с музыкальным искусством позднего романтизма. Их проявление прежде всего в общехарактерной для многих стилей этой эпохи и более всего для вагнеровского и малеровского направлений тенденции к ладотональной децентрализации, * 23; 37; 16; 96; 41.512-525; 66.31-35; 91.186-191; 14; 13; 87.58-68; 22 Гл. 7 эмансипации диссонанса, тотальной хроматизации музыкальной темы и всей ткани при полном равноправии составляющих ее тонов, в разнообразных формах комплементарности как основного логического движения гармонии. Историческая закономерность появления серийной техники и ее наиболее совершенного вида — додекафонии как возможный результат поиска той формообразующей силы, которую в лице тональности и обусловленных ею организующих законов широко понимаемой функциональности в определенной степени теряла музыка отдельных художников позднего романтизма, а также последующих им композиторов-атоналистов. Характерное качество их музыки, связанное с постоянно растущей усложненностью мелодического материала и потерей тональной основы — уменьшение роли тематической контрастности как одного из ведущих факторов формообразования. Результат такого ослабления тематических приемов композиции без предложения каких-либо новых мощных и доступных восприятию средств композиционной интеграции — ощутимое разрыхление музыкальной ткани, исчезновение четкого внутреннего членения формы. Возрастание названных качеств в условиях сочинений крупной формы и более всего тех, в которых принцип атематизма становится уже не только следствием определенных изменений в логике звуковысотной структуры, но и самоцелью. Трудность и, в отдельных случаях, недоступность для восприятия, воспитанного на тонально-тематических структурах, сочинений с подобными качествами. Их элитарная значимость на первых — часто весьма длительных — этапах своего вхождения в общественное музыкальное сознание. Виды и фазы серийной техники, предшествующие додекафонии — различного рода пути к решению этих проблем. Многочисленность композиторов, стоявших у "колыбели" серийной техники: Николай Рославец (произведения 1913-1928 годов с техникой рядов или, так называемых, "синтетаккордов" с 6-8 тонами, на основе которых выстраивалась музыкальная ткань), Ефим Голышев (1914 год — струнный квартет, близкий в своей организации к конструктивным закономерностям додекафонии; 1920 год — "Ледяная песнь" — оркестровое произведение, исполненное впервые в Берлине как первое додекафонное сочинение), Фриц Хайнрих Кляйн (1921 год — четырехручное фортепианное сочинение "Машина — внетональная сатира на самого себя", в котором используются двенадцатитоновые созвучия и другие элементы будущей двенадцатитоновой техники), Йозеф Маттиас Хауэр (ряд сочинений с двенадцатитоновым порядком, создававшихся с 1908 года, в том числе "Ном" — наиболее удачное среди них фортепианное произведение; 1920 год — теоретический труд "О сущности музыкального", где впервые делается попытка определения двенадцатитоновой системы), Арнольд Шенберг — родоначальник наиболее продуманной и разработанной классической додекафонной системы (1921-1924 годы — "Сюита для фортепиано" ор.25, полностью написанная на основе додекафонных методов звуковысотной композиции). Классическая додекафония в ее наиболее догматическом периоде (3 квартет Шенберга) — исключительно ортодоксальный метод музыкальной композиции. Его негативные стороны, связанные с определенной абстрактностью и крайней формальностью способов организации атональной материи, их оторванностью от богатейших достижений, традиций мирового музыкального искусства, его интонационной сокровищницы, принципов тематического формообразования и многого другого. Неспособность додекафонии этого периода ликвидировать "ножницы" между новой атональной звуковысотностью и классическими типами форм, обеспечить решение проблемы формообразования на атональной основе, интонационно-конструктивной коммуникабельности произведений, созданных на этой основе. Относительное решение данной проблемы только в последующих фазах развития додекафонии, когда она прошла первые и, следовательно, самые сложные шаги, многое было переосознанно, сбросило "покровы" догматического формального, когда была отброшена непримиримость с иными принципами построения композиции и ранее сложившимися формами интонационного мышления, а главным условием единства интонационности и формы становится полная интонационно-структурная однородность музыкальной ткани, при которой все компоненты, в том числе сама форма, выводятся из одного и того же источника. Последующее стилистическое "примирение" додекафонии с другими техниками письма — животворное и перспективное направление звуковысотной организации в современной музыке. Особая благотворность в этом отношении взаимосвязей додекафонии с наиболее богатой в своих возможностях и традициях тональной композиции. Разнообразные формы проявления таких взаимосвязей: построение и трактовка отдельных интервальных групп серий (сегментов) как тональных или квазитональных элементов (последнее встречается чаще) 89, 118-120; введение собственно тональных построений (цитаты119 b, ПСЕВДОЦИТАТЫ89, 119 а, АЛЛЮЗИИ120), включающих разнообразные звуковысотные элементы, характерные в своей структуре и взаимосвязях для различных модификаций тональной системы, и органично подготовленные всем ходом предшествующего развития серийного материала; дифференциация мелодических и гармонических элементов додекафонной ткани как устойчивых и неустойчивых, но в условиях тональной децентрализации69, 101, 118-120; включение в процесс формообразования принципа серийно-тематического построения композиции наряду с серийно-атематическим. (Важное значение последнего фактора в плане позитивного решения проблемы: додекафония и классические, в том числе сонатная, формы.)101, 118, 120 Художественно-выразительные и образно-драматургические возможности музыкальной ткани, создаваемой на основе додекафонной техники. Неправильность представлений о пригодности додекафонии только для выражения ужаса, страдания, испуга и тому подобных эмоциональных состояний. Обусловленность такой эмоциональной направленности прежде всего исходной интервальной структурой самой додекафонной серии, преобладанием в ней консонирующих или, напротив, диссонирующих элементов. Принципиальное представление о додекафонной технике как технологическом аппарате, который может быть подчинен любой эстетике: нами приемлемой или нам претящей. Безусловность и того факта, что додекафония, как и всякая другая техника, если она применяется строго, накладывает определенный — ей особенно характерный — специфический отпечаток на сферу выражения тех или иных эмоциональных состояний. Резкий рост возможностей додекафонии в сфере выразительности и воплощения жанрово-народного, национального при ее органичном контакте с ранее сложившимися формами гармонического мышления. Реализация этих возможностей не в прямом цитировании, а в самой характеристике образного строя, специфичности отражения различных жизненных явлений, в опосредованном отражении национального через звукорядно-ладовые, ритмические, тембровые средства и интонационно-характерные обороты. Творческое неортодоксальное применение додекафонных принципов композиции, их органический сплав с другими и прежде всего тональными формами высотного построения — реальные предпосылки для создания произведений исключительно разнообразных в художественно-выразительном и образно-драматургическом отношении. мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:
|