цКЮБМЮЪ

оНОСКЪПМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

мЮСВМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

яКСВЮИМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

нАПЮРМЮЪ ЯБЪГЭ

рнп 5 ЯРЮРЕИ:

лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ

оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ

жЕМНБШЕ Х МЕЖЕМНБШЕ ТЮЙРНПШ

уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ

яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ

йюрецнпхх:






основные положения додекафонной техники




Додекафония — наиболее последовательная и совершенная разно­видность серийной техники, в основе которой заложен ряд определен­ных принципов высотного конструирования, распространяющихся как на построение исходного материала додекафонной композиции — се­рии, так и построение всех остальных звуковысотных компонентов этой композиции.

Двенадцатитоновая серия — исходный материал додекафонной композиции, составленный из двенадцати неповторяющихся звуков темперированного строя. Классическая (ортодоксальная) теория доде­кафонной техники об обязательных качествах двенадцатитоновой се­рии:

1) наличие определенного плана и композиционной направленно­сти в серии, связанных с намеренной подчеркнутостью отдельных ин­тервалов, избранных в качестве наиболее характерных ее компонен­тов, другими словами, наличие определенных индивидуальных черт в логике интервальной структуры серии, позволяющих отличать ее от других серий. Подразделение серий на абстрактные, лишенные назван-

ных качеств, и конкретные, для которых эти качества характерны. Логика интервальной структуры конкретных серий — предпосылка будущей динамики, агогики, темпа и других сторон додекафонного сочинения. Обязательное условие такого значения серии — наличие в ней определенного порядка в движении тонов, их интервальном соот­ношении, при котором уже в самой серии создаются достаточно харак­терные динамические напряженности в их становлении, спаде и исчез­новении. Понимание таких качеств додекафонной серии как конструк­тивной программы всех основных закономерностей будущей структу­ры произведения. Ошибочность мнения, согласно которому все элемен­ты додекафонной серии принимаются в качестве абсолютно равноправ­ных тонов и интервалов. Существование такого рода явлений только в качестве намеренной тенденции к дискретным формам звуковысотного построения, выходящим за рамки традиционных интонационно-музы­кальных процессов и связанным прежде всего с атематическим прин­ципом построения музыкальной ткани, поиском новых форм музы­кальной выразительности;

2) повторение любого из тонов серии только после проведения остальных, то есть после того, как весь остальной материал серии будет мелодически, аккордово, полифонически исчерпан;

3) исключение из структуры серии мелодических ходов, принад­лежащих одной диатонической шкале, в том числе арпеджио, диатони­ческих аккордов и др.;

4) исключение из структуры серии и ее последующих модифика­ций различных элементов, так или иначе связанных с тонально-ладо­выми формами структуры;

5) неприменение расположений тонов серии по хроматической гамме, квинтовому или квартовому кругу, а также более, чем по двум одинаковым интервалам подряд;

6) одноразовое появление каждого тона в схематическом ряде серии и т.п.

Принципиальное соблюдение этих и некоторых других правил додекафонии — крайне редкое явление в художественной практике. Его характерность для небольшого числа композиторов-ортодоксов. Постоянное нарушение названных правил за исключением двух по­следних, касающихся самой сути додекафонии -закономерность, при­сущая творческому методу большинства последователей серийно-до­декафонной техники письма.

Характерность нарушения отдельных правил построения серии и для самых ранних образцов классической додекафонии. Связь этих нарушений с различного рода повторениями отдельных тонов серии: подряд, в трелях, тремоло, при опевании серийных тонов внесерийными вспомогательными звуками, а также вместе с другими серийными тонами в виде отдельных интервальных групп и т. д.123, 127а

Способы создания додекафонной серии: построение интервального ряда серии до сочинения каких-либо других источников будущего про-

изведения (например, темы); выведение этого ряда из первоначально созданной двенадцатитоновой темы.

Представление о серии в классических формах додекафонии как о схематической последовательности двенадцати разных звуков, обра­зующих единое целое, обязанное заменить собой единство прежних тональных отношений, как исходном и единственном "строительном материале", применяемом для построения всех остальных компонен­тов структуры, но никак не заменяющем тему и ее конструктивных назначений. Возможное проявление серии в классических формах до­декафонии в качестве исходного мелодического построения, не имею­щего дальнейшего собственно тематического развития. Применение серии в значении собственно темы с характерными конструктивно-гар­моническими, ритмическими и другими качествами, ее дальнейшее "квазитематическое" и тематическое развитие — характерное явле­ние в творчестве композиторов, ищущих органичные сплавы разных техник композиции, в том числе додекафонной и тональной.

Систематизация додекафонных серий в классификации П. Бу­леза:

тотально-симметричные — интервальные ряды, допускающие свое расчленение на различное число сходных по форме интервальных групп, сохраняющих свой интервальный состав при различных пере­становках звуков 121 а-с;

частично-симметричные и ассимметричные122 а-с, 123;

тотально-ассимметричные*120, 124.

Отличия этих типов серии друг от друга, обусловленные прежде всего различием их конструктивного потенциала. Большой набор раз­ных по содержанию конструктивных элементов в ассимметричных ря­дах серий, меньший — в тотально-симметричных. Понимание такого превосходства ассимметричных и частично ассимметричных рядов над тотально-симметричными как фактора, обеспечивающего наиболь­шую вариантность развития додекафонной композиции, значитель­ную контрастность и прочее. Максимум таких возможностей у ассим­метричных серий, содержащих все возможные интервалы (ВСЕИНТЕРВАЛЬНЫЕ СЕРИИ).

Тенденция к всеинтервальности — характерное условие ате'матического построения музыкальной формы и атематической трактовки серии.

Целесообразность классификации П. Булеза, учитывающей прин­цип строения интервального ряда серии как исходного конструктивно­го материала всей будущей композиции. Возможность ее дополнения категориями, связанными с дифференциацией серийных рядов по дру­гам признакам (например, серии, содержащей определенные ладото­нальные элементы: гармонические обороты, отвечающие, с определен-

* Boulez, P. Music today, London, 1971.

ными дополнениями, классическим формулам функционального дви­жения; разнообразные ладозвукорядные образования и т. д.).

Классификация Н. Гуляницкой [14.199 — 202]. Группировка серий в этой классификации по следующим признакам:

соответствие 121 с; 122 а-b; 123 или несоответствие 118; 119; 121 а, b; 122 c серий "постулатам" 12-тоновой техники;

характер взаимосвязи серии с материалом всей композиции. Серии, выявляющие закономерности додекафонной техники в ее изначальном классическом варианте получают наименование "ортодоксальных"; се­рии, связанные в основном с индивидуальным, не обязательно строгим выполнением правил додекафонии, характеризующие главным образом будущие тенденции гармонического процесса — неортодоксальных.

Серии ортодоксального типа делятся на четыре группы:

1) серии, построенные в соответствии со "строгими" правилами122b, 123 или некоторыми отступлениями от них 120, 122 а;

2) серии, отличающиеся "ясностью и наглядностью" 119, 122 а, 122 с своей формальной идеи или наоборот, "ее зашифрованностью"120, 122 b, 123, 124;

3) серии, совпадающие с мелодией 120, 119 b. 118, 122 с;

4) серии, содержащие конструктивную информацию о целостной композиции, и напротив, менее перспективные в этом отношении (Ка­ра Караев, Скрипичный концерт, II).

Дальнейшая дифференциация ортодоксальных серий предполага­ет учет структурных моментов, в том числе отношение к симметрии. Симметричные серии допускают свое разделение на различное число однородных сегментов, которые сохраняют свое структурное содержа­ние при перестановке входящих в эти сегменты звуков; несимметрич­ные или "частично-симметричные" допускают и уподобление, и контрастное сопоставление.

Серии неортодоксального типа включают наряду с вышеназван­ными и другие формы:

1) двенадцатизвучность, возникающая в результате повторно­сти125 а (то есть состоящая из 12, но необязательно разных звуков) или неполная двенадцатитоновость125 b (более короткие серии);

2) двенадцатитоновые ряды, не связанные с "жестким" выполне­нием правил серийного построения, допускающие тональные ассоциа­ции 118 121 a, b;

3) двенадцатиладовые ряды, порядок элементов которых в даль­нейшем может нарушаться 126;

4) серии, не имеющие полного линеарного варианта изложения в контексте 126 b.

Общепринятая оценка всех интервалов серии при анализе додека­фонных сочинений всегда как восходящих (например, если в серии есть движение на б.6 вниз, то в схеме она называется малой терцией с движением вверх) и их обозначение в цифрах, указывающих количе­ство полутонов, входящих в эти интервалы (прима — "О", малая се-

кунда - "I" и т. д.). Применение такого принципа в большинстве изве­стных теоретических исследований. Определенная абстрактность на­званной практики оценки интервалов всегда как восходящих, ведущая к игнорированию реального интервально-звукового характера серий­ного ряда, а в отдельных случаях (серия -мелодическая тема) и "живо­го" интонационного его содержания. Приемлимость этой практики только на первых формальных этапах изучения материала додекафон­ной структуры.

Схематические формы серии — основной рабочий материал до­декафонной композиции, построенный на основе двенадцатитоновой серии. Четыре формы серии 118, 127: первоначальная (Р — "прима") или основная; ракоход (R) — проведение звуков первоначального варианта серии от конца к началу; инверсия (I) или обращение — форма, образующаяся в результате замены восходящих интервалов первоначального варианта серии на нисходящие и наоборот; ракоход инверсии (RI) — проведение звуков инверсионной формы серии от конца к началу. Позиционные варианты этих форм как их проведе­ние от разных ступеней хроматической гаммы (12 позиций для каждой формы). Так называемый, "квадрат транспозиций" [37], одна из сторон которого — горизонталь — представлена четырьмя формами серии, а другая — вертикаль — двенадцатью позициями каждой из форм (всего 48 рядов в сумме) — часто применяемая форма предва­рительного, схематического, изложения основного рабочего материа­ла будущей додекафонной композиции в целях изучения конкретных конструктивно-гармонических взаимосвязей между всеми формами серии на всех позициях.

Другие производные формы серии: ПЕРМУТАЦИЯ 127 — моди­фикация серии, связанная с изменением ее интервального порядка, а так же порядка ее тонов с помощью регулярного их пропуска или перестановкой по каким-либо заранее подготовленным схемам и т. п.; РОТАЦИЯ 125 a, b — особый вид пермутации, направленной на изме­нение порядка внутри отдельных звуковых групп серии путем "вра­щения", перестановки тонов этих групп относительно друг друга; ИНТЕРПОЛЯЦИЯ — вид серии, связанный с введением между то­нами или группами данной серийной последовательности "посторон­них" тонов, групп, принадлежащих той же серии, но взятых из других ее разделов — сегментов (ИНТЕРПОЛЯЦИЯ ОДНОСЕРИЙНАЯ или ОДНОРЯДНАЯ) или из других форм этой серии, использующихся одновременно с первой (ИНТЕРПОЛЯЦИЯ МНОГОРЯДНАЯ или МНОГОСЕРИЙНАЯ. Ее особая разновидность — ПЕРЕКРЕСТНАЯ ИНТЕРПОЛЯЦИЯ 128, основывающаяся на регулярном "перебра­сывании" отдельных тонов и групп из одного ряда в другой в виде своеобразного "обмена"); СЕЛЕКЦИЯ — отбор из одного, реже нескольких рядов серии отдельных тонов или групп для создания новой серии меньших размеров, используемой для структурной рабо­ты в качестве характерного ряда — основы, по отношению к которому

все остальные серийные звуки выполняют роль дополняющих тонов. Применение селекции в качестве крайне редкого приема и только в больших произведениях при условии использования всех остальных возможностей комбинирования с серийным материалом. Этот и неко­торые другие "формоизвлечения" из основной серии — путь к созданию композиций, не обнаруживающих часто на практике реальной связанности, ощутимого гармонического единства и целе­направленности — рационализм, не обеспечивающий во многих слу­чаях необходимой коммуникабельности произведений, построенных на их основе.

Два принципа изложения серийного материала: горизонтальный (линеарность, мелодика) и вертикальный (полифоническая и гармо­ническая одновременность). Многообразие способов работы с серией в горизонтальном и вертикальном аспектах. Наиболее распространен­ные способы работы с серией и ее различными формами по горизон­тали:

1) повторение серии (ее форм) в одной и той же позиции 119 a, 120, 126 или на разных, то есть с транспозицией 118a, 127 аb, 135a;

2) повторение серии в виде одной из форм с сохранением на­чального тона или без его сохранения;

3) проведение нового варианта серии, начиная с ее последнего звука. (Два варианта такого проведения: с повторением последнего тона — "связующий мост", без повторения — "эллиптический мост") 127 а-b;

4) повторение серии с частичной пермутацией, при которой зву­ковые группы (ротационные члены) ротируются-"вращаются" так, что первый тон группы становится последним (например, первые три тона серии, составляющие один из ее сегментов, могут иметь следующие перестановки: 2 — 3 — 1, 3 — 1 — 2) 125 а. Три вида продолжения, возможные по окончании ротации первой группы серии: внешний 125 а, при котором вторая группа начинается ближайшим тоном серии, иду­щим за последним тоном первой группы (в названном примере это будет четвертый тон серии); внутренний, при котором вторая группа начинается вторым тоном первой группы 122 а; контрротационный, при котором первый тон новой модели является последним в предыду­щей 122 a;

5) повторение серии (ее форм) с интерполяцией всех видов;

6) сегментация серий как дробление ее на группы от двух до шести нот — способ, направленный на повышение доступности серии для восприятия. Обычное использование этих сегментов в качестве само­стоятельного материала в различных голосах структуры. Постоянное варьирование сегментов на протяжении сочинения в соответствии с функциональным назначением того или иного раздела формы этого сочинения — достаточно распространенное явление в додекафонии, в некоторой степени напоминающее мотивную работу с темой, но далеко

не идентичное ей. (Мотив — характерная конструктивная единица темы, сохраняющая свои основные признаки при изменении отдельных параметров, сегмент — явление, связанное с различным и часто меня­ющимся членением серии, подвергающееся в процессе структурообра­зования "растворению" в массе других сегментарных преобразований серий)118 123; 126; 127; 135 a, b;

7) трактовка серии как мелодической темы, обладающей харак­терными ритмическими, темповыми, динамическими, темброинструментальными, агогическими и другими качествами, а также опреде­ленностью своих мотивных членений и связей. Различные формы та­кой трактовки, связанные с количеством тонов, отбираемых для данной темы из числа серийных: двенадцатитоновая, использующая весь зву­ковой ряд серии *; парциальная (частичная), содержащая либо часть тонов серии, либо приплюсовывающая к двенадцатитоновой серии еще несколько ее тонов **, следующих по порядку за двенадцатым звуком (1 — 2 и т. д.); комплексная ***, пропускающая в процессе построения темы один или несколько звуков в одном или нескольких местах серий­ной последовательности, которые (в целях сохранения всех двенадцати тонов в каждом проведении серии) интерполируется (внедряется) в другие голоса музыкальной ткани. Дальнейшие способы преобразова­ния тем-серий: разнообразное ритмическое, мотивное и прочее варьи­рование их структуры, ведущее к ее явлению в качестве как исходных, так и совершенно противоположных по характеру музыкальных тем — "тематическое варьирование серий" или "тематические вариации се­рий"****; работа с серией-темой как собственно тематическим образо­ванием при соблюдении основных принципов додекафонного констру­ирования и тематического построения формы. Частое применение сег­ментов серии в качестве характерных конструктивных элементов, со­храняющих свое интервально-структурное содержание на протяжении всей композиции или ее отдельных разделов (Шенберг, Веберн и др.) — характерное явление для первой из названных форм дальней­шего преобразования тем-серий. Возможность полного отождествле­ния категорий мотива и сегмента во второй форме преобразования темы-серии.

Не частое применение первой из таких форм в творчестве додекафонистов ортодоксального направления. Полная нехарактерность для них работы с серийным материалом как с собственно тематическим образованием. Напротив, активное распространение этих форм в твор­честве современных композиторов (60 -80 гг.), применяющих различ-

* 119 — 121 а; 122 b,с, 132

** 118, 127 b

*** 118, 129

*** 118, 120, 126, 127b, 128, 132, 119а,b.

ные композиционные приемы додекафонии в соединении с лучшими конструктивными явлениями тональных и других форм звуковысотной организации, с характерными для них приемами гармонического пись­ма, принципами формообразования. Произведения отечественных композиторов (Шостаковича, Кара Караева, Шнитке, Денисова, Банщикова, Губайдулиной, Каретникова и многих других) — яркий при­мер художественной удачи и перспективности композиторских по­исков в этом направлении.






мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:

vikidalka.ru - 2015-2024 ЦНД. бЯЕ ОПЮБЮ ОПХМЮДКЕФЮР ХУ ЮБРНПЮЛ! мЮПСЬЕМХЕ ЮБРНПЯЙХУ ОПЮБ | мЮПСЬЕМХЕ ОЕПЯНМЮКЭМШУ ДЮММШУ