цКЮБМЮЪ

оНОСКЪПМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

мЮСВМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

яКСВЮИМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

нАПЮРМЮЪ ЯБЪГЭ

рнп 5 ЯРЮРЕИ:

лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ

оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ

жЕМНБШЕ Х МЕЖЕМНБШЕ ТЮЙРНПШ

уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ

яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ

йюрецнпхх:






нетонические функции




Нетонические функции в самом широком смысле этого слова — значение и отношения ладонеопорных элементов. В более специаль­ном смысле — значение и отношения центроподчиненных эле­ментов.

Выражение нетонических функций в центронаправленных дейст­виях ладонеопорных элементов, то есть действиях, связанных с такой организацией этих элементов, при которой все они предстают как ладонапряженные, неустойчивые, вызывающие ожидание своего дви­жения к тонике, с появлением которой прекращается существование связанного с ними состояния напряженности, неустойчивости и ожи­дания, наступает относительное или полное (в зависимости от конкрет­ноструктурных условий: синтаксических, композиционных, конструк-

тивно-гармонических, фактурных и других) завершение гармониче­ского процесса.

Разнообразие нетонических функций. Их дифференциация в со­ответствии со степенью ладового напряжения элементов, выполняю­щих эти функции, их ладотональной неустойчивости. Различная ак­тивность центронаправленных действий у элементов разных нетони­ческих функций. Объективные факторы, обусловливающие те или иные степени напряжения, неустойчивости элементов, выполняющих эти функции:

централизующая сила самой тоники данной тональной струк­туры;

тип интервальных отношений основных тонов элементов нетони­ческих функций с основными тонами местных центров и в конечном моменте тех и других с основным тоном главной тоники. Нарастание определенности в функциональной зависимости элементов нетониче­ских функций от тоники вместе с усилением гармонического родства основных тонов этих аккордов;

степень сходства звукового и интервального состава элементов нетонических и тонической функций. (Чем больше сходства между ними в этом отношении, тем меньше их взаимный контраст, слабее активность гармонического движения при их сопоставлении, ниже ла­довая напряженность и неустойчивость элементов нетонических фун­кций.);

количество тонально-неустойчивых компонентов в составе нето­нических функций;

величина расстояния между элементами нетонических функций и тоникой: нарастание ладовой напряженности элементов нетонических функций по мере их приближения к тонике;

большая или меньшая активность действия различных факторов неустойчивости и прежде всего таких, как метрическая и динамиче­ская ослабленность (неподчеркнутость), ритмическая краткость, при­водящая к соответственно большей или меньшей неустойчивости эле­ментов нетонических функций.

Разнообразие действий всех вышеназванных факторов в конкрет­ных гармонических структурах. Практическая неисчерпаемость этого разнообразия — предпосылка и неисчерпаемости градаций ладовой на­пряженности элементов нетонических функций, градаций самих нето­нических функций.

Существующая общность в действиях элементов разных нетони­ческих функций. Проявление ее в логике поведения этих элементов, их материальном сходстве и отношениях. Понимание этой общности как сближения нетонических элементов в функциональном отноше­нии, то есть как их функциональной общности.

Различие и сходство в действиях элементов разных нетонических функций — два неразрывно связанных фактора при всякой классифи-

кации этих функций. Разнообразие градаций нетонических функций в современной музыкальной теории*.

Конкретные свойства музыкального материала — объективные предпосылки — критерии, лежащие в основе градаций нетонических функций, предлагаемых в работах отечественных теоретиков. Важней­шие из этих критериев:

тип интервального соотношения основных тонов неустойчивых элементов с основным тоном ладового центра;

степень сходства и различия звукового и интервального состава этих элементов между собой и ладовым центром;

метро-ритмический, логический (смысловой), динамический, композиционно-синтаксический и другие факторы, действие которых определяет конкретное содержание тех или иных нетонических эле­ментов в конкретных гармонических условиях.

Определение типа неустойчивости тонального элемента, разно­видности его нетонической функции в зависимости от структуры ин­тервала, выражающего соотношение основных тонов этого элемента с другими нетоническими элементами и самой тоникой — ведущий принцип всех известных функциональных классификаций".

Не случайность выбора названного принципа в качестве ведущего фактора этих классификаций: именно основные тоны гармонических элементов являются важнейшими компонентами всех тональных ак­кордов, играя роль конструктивно-гармонической опоры и основного конструктивно-тонального элемента, распространяющего качество своих интервальных отношений с основными тонами других созвучий на отношения остальных компонентов этих аккордов; именно их каче­ства сохраняются независимо (до определенного предела) от измене­ний звукового состава аккордов, их расположения, структуры, то есть отличаются особой стабильностью, которая несвойственна другим эле­ментам аккордов.

Абсолютная однотипность тональных функций в мажоре.и миноре.

* 59.151-157; 29.69-72; 57; 55.97-98; 39; 69.123-148 (о расширении высотной зоны всех функций); 5.118-122 (о расширении числа аккордов доминантовой и субдоминан­товой функций, о самостоятельном специфическом значении хроматических ступеней); 62.139-143; 85,292-304; 73.173-184; 93.Гл.ХI.

** Ю.Н.Холопов в "Гармонии", в частности, подчеркивает, что упрощенно тональ­ность может быть понята "как функция основного тона" и что в этом смысле "категория основного тона получает в классической тональности богатую разработку" [93.266]. Он предлагает различать четыре типа основного тона: основной тон тональности — T1 (то­ника-звук); основной тон функции — T1, D1, S1 (также и их "имитации" — DD1, побочные D и S и др.); основной тон аккорда самого по себе ("местное значение основы аккорда, что может совпадать с основным тоном функции аккорда, но может не совпадать (например, в "спутниках" секстовой смены)", скажем, во втором или третьем, или шестом септах); мнимый основной тон ("тот, что в действительности таковым не являет­ся. Например, звук f1 в заключительной тонике а — с — f1 мазурки Шопена ор.17 № 4... при формальном понимании классических аккордов а — с — f1 разложимо по терциям (f — а — с с основным тоном f1), что, однако, в контексте мазурки Шопена было бы грубой ошибкой" 93.267).

Их различие, связанное с ладозвукорядными условиями, но не с то­нальным содержанием.






мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:

vikidalka.ru - 2015-2024 ЦНД. бЯЕ ОПЮБЮ ОПХМЮДКЕФЮР ХУ ЮБРНПЮЛ! мЮПСЬЕМХЕ ЮБРНПЯЙХУ ОПЮБ | мЮПСЬЕМХЕ ОЕПЯНМЮКЭМШУ ДЮММШУ