рнп 5 ЯРЮРЕИ: лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ йюрецнпхх:
|
нетонические функцииНетонические функции в самом широком смысле этого слова — значение и отношения ладонеопорных элементов. В более специальном смысле — значение и отношения центроподчиненных элементов. Выражение нетонических функций в центронаправленных действиях ладонеопорных элементов, то есть действиях, связанных с такой организацией этих элементов, при которой все они предстают как ладонапряженные, неустойчивые, вызывающие ожидание своего движения к тонике, с появлением которой прекращается существование связанного с ними состояния напряженности, неустойчивости и ожидания, наступает относительное или полное (в зависимости от конкретноструктурных условий: синтаксических, композиционных, конструк- тивно-гармонических, фактурных и других) завершение гармонического процесса. Разнообразие нетонических функций. Их дифференциация в соответствии со степенью ладового напряжения элементов, выполняющих эти функции, их ладотональной неустойчивости. Различная активность центронаправленных действий у элементов разных нетонических функций. Объективные факторы, обусловливающие те или иные степени напряжения, неустойчивости элементов, выполняющих эти функции: централизующая сила самой тоники данной тональной структуры; тип интервальных отношений основных тонов элементов нетонических функций с основными тонами местных центров и в конечном моменте тех и других с основным тоном главной тоники. Нарастание определенности в функциональной зависимости элементов нетонических функций от тоники вместе с усилением гармонического родства основных тонов этих аккордов; степень сходства звукового и интервального состава элементов нетонических и тонической функций. (Чем больше сходства между ними в этом отношении, тем меньше их взаимный контраст, слабее активность гармонического движения при их сопоставлении, ниже ладовая напряженность и неустойчивость элементов нетонических функций.); количество тонально-неустойчивых компонентов в составе нетонических функций; величина расстояния между элементами нетонических функций и тоникой: нарастание ладовой напряженности элементов нетонических функций по мере их приближения к тонике; большая или меньшая активность действия различных факторов неустойчивости и прежде всего таких, как метрическая и динамическая ослабленность (неподчеркнутость), ритмическая краткость, приводящая к соответственно большей или меньшей неустойчивости элементов нетонических функций. Разнообразие действий всех вышеназванных факторов в конкретных гармонических структурах. Практическая неисчерпаемость этого разнообразия — предпосылка и неисчерпаемости градаций ладовой напряженности элементов нетонических функций, градаций самих нетонических функций. Существующая общность в действиях элементов разных нетонических функций. Проявление ее в логике поведения этих элементов, их материальном сходстве и отношениях. Понимание этой общности как сближения нетонических элементов в функциональном отношении, то есть как их функциональной общности. Различие и сходство в действиях элементов разных нетонических функций — два неразрывно связанных фактора при всякой классифи- кации этих функций. Разнообразие градаций нетонических функций в современной музыкальной теории*. Конкретные свойства музыкального материала — объективные предпосылки — критерии, лежащие в основе градаций нетонических функций, предлагаемых в работах отечественных теоретиков. Важнейшие из этих критериев: тип интервального соотношения основных тонов неустойчивых элементов с основным тоном ладового центра; степень сходства и различия звукового и интервального состава этих элементов между собой и ладовым центром; метро-ритмический, логический (смысловой), динамический, композиционно-синтаксический и другие факторы, действие которых определяет конкретное содержание тех или иных нетонических элементов в конкретных гармонических условиях. Определение типа неустойчивости тонального элемента, разновидности его нетонической функции в зависимости от структуры интервала, выражающего соотношение основных тонов этого элемента с другими нетоническими элементами и самой тоникой — ведущий принцип всех известных функциональных классификаций". Не случайность выбора названного принципа в качестве ведущего фактора этих классификаций: именно основные тоны гармонических элементов являются важнейшими компонентами всех тональных аккордов, играя роль конструктивно-гармонической опоры и основного конструктивно-тонального элемента, распространяющего качество своих интервальных отношений с основными тонами других созвучий на отношения остальных компонентов этих аккордов; именно их качества сохраняются независимо (до определенного предела) от изменений звукового состава аккордов, их расположения, структуры, то есть отличаются особой стабильностью, которая несвойственна другим элементам аккордов. Абсолютная однотипность тональных функций в мажоре.и миноре. * 59.151-157; 29.69-72; 57; 55.97-98; 39; 69.123-148 (о расширении высотной зоны всех функций); 5.118-122 (о расширении числа аккордов доминантовой и субдоминантовой функций, о самостоятельном специфическом значении хроматических ступеней); 62.139-143; 85,292-304; 73.173-184; 93.Гл.ХI. ** Ю.Н.Холопов в "Гармонии", в частности, подчеркивает, что упрощенно тональность может быть понята "как функция основного тона" и что в этом смысле "категория основного тона получает в классической тональности богатую разработку" [93.266]. Он предлагает различать четыре типа основного тона: основной тон тональности — T1 (тоника-звук); основной тон функции — T1, D1, S1 (также и их "имитации" — DD1, побочные D и S и др.); основной тон аккорда самого по себе ("местное значение основы аккорда, что может совпадать с основным тоном функции аккорда, но может не совпадать (например, в "спутниках" секстовой смены)", скажем, во втором или третьем, или шестом септах); мнимый основной тон ("тот, что в действительности таковым не является. Например, звук f1 в заключительной тонике а — с — f1 мазурки Шопена ор.17 № 4... при формальном понимании классических аккордов а — с — f1 разложимо по терциям (f — а — с с основным тоном f1), что, однако, в контексте мазурки Шопена было бы грубой ошибкой" 93.267). Их различие, связанное с ладозвукорядными условиями, но не с тональным содержанием. мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:
|