рнп 5 ЯРЮРЕИ: лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ йюрецнпхх:
|
таблица Распределение аккордов Хиндемита
Основные дополнения к данной классификации: а) основной тон аккорда — основной тон наиболее сильного гармонического интервала. Понимание под гармонически наиболее сильными интервалами тех, звуки которых находятся в наивысшем акустическом родстве, то есть, прежде всего квинта и затем кварта. Все последующие за ними интервалы в натуральном звукоряде -интервалы с убывающим гармоническим родством тонов. Интервальный ряд II Хиндемита: нч5, вч4, нб3, вм6, вм3, вб6, вб2, нм7, вм2, нб7, тритон — иллюстрация постепенного ослабления гармонической силы (слева направо) отдельных интервалов, согласно его теоретической концепции, а также усиления степени их диссонантности и мелодического напряжения (буквы "н" и "в", проставленные слева от интервалов, -указатели расположения основных тонов этих интервалов, то есть "нижний" звук — буква "н", "верхний" звук — буква "в"); * 33.50-57; 83 б) рассмотрение составных интервалов в аккордах как простых; в) принятие в расчет только одного из удвоенных тонов и всегда только нижнего; г) определение основного тона аккорда, включающего несколько повторений одного и того же наиболее сильного интервала, по интервалу, основной тон которого расположен ниже; д) отнесение аккордов, содержащих хотя бы один тритон, к группе "Б". Подчинение тритона гармонически более сильным интервалам, вместе с которыми он представлен в аккорде (ч5, ч4, б3, м6). Неопределенность основного тона в тритоне; ее маскировка более сильными интервалами, ослабляющими стремление тритона к разрешению. Недостаточность устойчивости, самостоятельности и определенности у аккордов класса "Б". Ее крайнее проявление в аккордах, которые не содержат помимо тритона ни одного более сильного интервала, чем малая терция и большая секста и в результате такие же неопределенные, как и сам тритон; е) отнесение самостоятельных двузвучий (АККОРДЫ-ИНТЕРВАЛЫ), встречающихся в гармоническом движении на равных правах с аккордами в качестве их заместителей, в следующие группы: ч5 и терции — в I1, ч4 и сексты — в I2, секунды — в III2, септимы — в III1, тритон — в VI; ж) определение в аккордах с одним или несколькими тритонами так называемого ведущего тона как звука тритонового интервала, имеющего самое близкое гармоничное родство с основным тоном данного аккорда (см. ряд II), или, если звуки тритона находятся в равных интервальных отношениях к основному тону аккорда, как нижнего тритонового звука*. Недостатки в таблице аккордовых групп Хиндемита, заключаю- * Как известно, с решением проблемы основного тона связано и решение проблемы функции гармонических элементов. Особенно сложным представляется решение этих проблем в условиях структуры с многозвучными и сложными по структуре конструктивно-гармоническими элементами. Здесь, как пишет Ю. Н. Холопов, теория Хиндемита, исходя из представлений об аккорде как о чем-то цельном, "игнорирует роль основного субаккорда как конструктивной базы аккорда"; другими словами, анализ современной аккордики показывает, что многие из существующих аккордов сложнокомплексной (полигармонической) природы представляют собой объединение не столько интервалов, сколько отдельных многозвучий (субаккордов), а также многозвучий и отдельных звуков, интервалов. Таким образом, реальным основным тоном в этих созвучиях может оказаться (чаще всего) тот звук, который является ясным основным тоном в субаккорде, составляющем основу сложного аккорда. Однако необходимо учитывать и тот факт, что некоторые из звуков, находящиеся за пределами основного субаккорда, могут и не взаимодействовать с его основным тоном, то есть могут оказаться интервально изолированными. Вследствии этого местная гармоническая функция этих звуков становится преобладающей над их отношением к общему основному тону и его господство над ними оказывается номинальным. "Таким образом, — подчеркивает Ю. Н. Холопов, — аккорд часто базируется не на интервале, а на гармонически более сильном комплексе.... Сильнейший (же) интервал лежащего в основе субаккорда не всегда является сильнейшим интервалом, имеющимся в аккорде, поэтому возникает противоречие с теорией Хиндемита.... Такая поправка в теорию основного тона... представляется необходимой ради большей правильности теории" [85.207].. щиеся в непоследовательном выведении рядов I (ряд I — мелодический, одноголосный — получен Хиндемитом в результате особых вычислений, непосредственно связанных с его теоретическими концепциями об отношениях музыкальных тонов в условиях натурального звукоряда, и представляет собой указатель степени родства отдельных тонов с основным тоном звукоряда. Его содержание от звука "до": и II, что сказалось, в частности, "в неуравновешенности отдельных разделов и определенном упрощении дифференциации аккордов (например, созвучие до-ми-соль-си бемоль находится в группе IIа, а аккорд до-соль-си бемоль в III), исключительно статическом понимании гармонической силы, значимости аккорда и т.д."*. Простота и возможность универсального использования этой таблицы — позитивные качества классификации Хиндемита. мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:
|