цКЮБМЮЪ

оНОСКЪПМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

мЮСВМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

яКСВЮИМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

нАПЮРМЮЪ ЯБЪГЭ

рнп 5 ЯРЮРЕИ:

лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ

оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ

жЕМНБШЕ Х МЕЖЕМНБШЕ ТЮЙРНПШ

уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ

яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ

йюрецнпхх:






таблица Распределение аккордов Хиндемита




А. Аккорды без тритона: Б. Аккорды с тритоном:
I. Без 2 и 7 1. Основной тон в басу 2. Основной тон не в басу II. Без м. 2 и б.7. Тритон подчинен а) только с м. 7. Основной тон в басу б) с б.2 и м.7: 1. Основной тон в басу 2. Основной тон не в басу 3. С несколькими тритонами
III. С 2 и 7 1. Основной тон в басу 2. Основной тон не в басу IV. С м.2 и б.7. Один или несколь­ко тритонов подчинены 1. Основной тон в басу 2. Основной тон не в басу
V. Неопределенные VI. Неопределенные. Тритон преобладает

Основные дополнения к данной классификации: а) основной тон аккордаосновной тон наиболее сильного гармо­нического интервала. Понимание под гармонически наиболее сильны­ми интервалами тех, звуки которых находятся в наивысшем акустиче­ском родстве, то есть, прежде всего квинта и затем кварта. Все после­дующие за ними интервалы в натуральном звукоряде -интервалы с убывающим гармоническим родством тонов. Интервальный ряд II Хин­демита: нч5, вч4, нб3, вм6, вм3, вб6, вб2, нм7, вм2, нб7, тритон — иллюстрация постепенного ослабления гармонической силы (слева направо) отдельных интервалов, согласно его теоретической концеп­ции, а также усиления степени их диссонантности и мелодического напряжения (буквы "н" и "в", проставленные слева от интервалов, -указатели расположения основных тонов этих интервалов, то есть "нижний" звук — буква "н", "верхний" звук — буква "в");

* 33.50-57; 83

б) рассмотрение составных интервалов в аккордах как простых;

в) принятие в расчет только одного из удвоенных тонов и всегда только нижнего;

г) определение основного тона аккорда, включающего несколько повторений одного и того же наиболее сильного интервала, по интер­валу, основной тон которого расположен ниже;

д) отнесение аккордов, содержащих хотя бы один тритон, к группе "Б". Подчинение тритона гармонически более сильным интервалам, вместе с которыми он представлен в аккорде (ч5, ч4, б3, м6). Неопре­деленность основного тона в тритоне; ее маскировка более сильными интервалами, ослабляющими стремление тритона к разрешению. Не­достаточность устойчивости, самостоятельности и определенности у аккордов класса "Б". Ее крайнее проявление в аккордах, которые не содержат помимо тритона ни одного более сильного интервала, чем малая терция и большая секста и в результате такие же неопределен­ные, как и сам тритон;

е) отнесение самостоятельных двузвучий (АККОРДЫ-ИНТЕР­ВАЛЫ), встречающихся в гармоническом движении на равных правах с аккордами в качестве их заместителей, в следующие группы: ч5 и терции — в I1, ч4 и сексты — в I2, секунды — в III2, септимы — в III1, тритон — в VI;

ж) определение в аккордах с одним или несколькими тритонами так называемого ведущего тона как звука тритонового интервала, имеющего самое близкое гармоничное родство с основным тоном дан­ного аккорда (см. ряд II), или, если звуки тритона находятся в равных интервальных отношениях к основному тону аккорда, как нижнего тритонового звука*.

Недостатки в таблице аккордовых групп Хиндемита, заключаю-

* Как известно, с решением проблемы основного тона связано и решение проблемы функции гармонических элементов. Особенно сложным представляется решение этих проблем в условиях структуры с многозвучными и сложными по структуре конструктив­но-гармоническими элементами. Здесь, как пишет Ю. Н. Холопов, теория Хиндемита, исходя из представлений об аккорде как о чем-то цельном, "игнорирует роль основного субаккорда как конструктивной базы аккорда"; другими словами, анализ современной аккордики показывает, что многие из существующих аккордов сложнокомплексной (полигармонической) природы представляют собой объединение не столько интервалов, сколько отдельных многозвучий (субаккордов), а также многозвучий и отдельных зву­ков, интервалов. Таким образом, реальным основным тоном в этих созвучиях может оказаться (чаще всего) тот звук, который является ясным основным тоном в субаккорде, составляющем основу сложного аккорда. Однако необходимо учитывать и тот факт, что некоторые из звуков, находящиеся за пределами основного субаккорда, могут и не взаи­модействовать с его основным тоном, то есть могут оказаться интервально изолированны­ми. Вследствии этого местная гармоническая функция этих звуков становится преобла­дающей над их отношением к общему основному тону и его господство над ними оказы­вается номинальным. "Таким образом, — подчеркивает Ю. Н. Холопов, — аккорд часто базируется не на интервале, а на гармонически более сильном комплексе.... Сильнейший (же) интервал лежащего в основе субаккорда не всегда является сильнейшим интерва­лом, имеющимся в аккорде, поэтому возникает противоречие с теорией Хиндемита.... Такая поправка в теорию основного тона... представляется необходимой ради большей правильности теории" [85.207]..

щиеся в непоследовательном выведении рядов I (ряд I — мелодиче­ский, одноголосный — получен Хиндемитом в результате особых вы­числений, непосредственно связанных с его теоретическими концеп­циями об отношениях музыкальных тонов в условиях натурального звукоряда, и представляет собой указатель степени родства отдель­ных тонов с основным тоном звукоряда. Его содержание от звука "до":

и II, что сказалось, в частности, "в не­уравновешенности отдельных разделов и определенном упрощении дифференциации аккордов (например, созвучие до-ми-соль-си бемоль находится в группе IIа, а аккорд до-соль-си бемоль в III), исключитель­но статическом понимании гармонической силы, значимости ак­корда и т.д."*. Простота и возможность универсального использования этой таблицы — позитивные качества классификации Хиндемита.






мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:

vikidalka.ru - 2015-2024 ЦНД. бЯЕ ОПЮБЮ ОПХМЮДКЕФЮР ХУ ЮБРНПЮЛ! мЮПСЬЕМХЕ ЮБРНПЯЙХУ ОПЮБ | мЮПСЬЕМХЕ ОЕПЯНМЮКЭМШУ ДЮММШУ