цКЮБМЮЪ

оНОСКЪПМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

мЮСВМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

яКСВЮИМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

нАПЮРМЮЪ ЯБЪГЭ

рнп 5 ЯРЮРЕИ:

лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ

оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ

жЕМНБШЕ Х МЕЖЕМНБШЕ ТЮЙРНПШ

уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ

яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ

йюрецнпхх:






современный звуковой материал




Многообразие современного звукового материала. Его многочис­ленные источники:

различные музыкальные инструменты; электрофонные варианты этих инструментов с электрическими усилителями традиционных му­зыкальных тонов при незначительном изменении их тембрового содер­жания; человеческие голоса;

* 33.185-214; 89.236; 99; 14; 22

электронные инструменты с новотембровыми тонами*;

электронные и электрические звукоисточники — разнообразные шумовые, звуковые генераторы и вибраторы, образующие звуковые элементы, предназначенные для дальнейшей обработки;

конкретные физические тела, применение которых в трудовой и бытовой деятельности человека сопровождается КОНКРЕТНЫМИ ЗВУКАМИ;

разные объекты естественного происхождения, существование ко­торых также сопровождается какими-либо звуками ("голоса" природы).

* Инструменты, получившие наибольшее распространение:

Терменвокс (изобретатель — советский физик Термен, год демонстрации 1921), "Волны Мартено" (изобретатель — француз Мартено, 1928 год) — двухгенераторные высокочастотные установки. Один из генераторов настроен на постоянную частоту, дру­гой допускает изменение своего частотного импульса. Изменение звуковой частоты вы­зывается соответствующим изменением характеристики электромагнитного поля, обра­зующегося при работе обоих генераторов. Последнее осуществляется с помощью руки, передвигающейся в электромагнитном поле (Терменвокс) или с помощью специальных рычагов, объединенных тросиками с конденсатором переменной емкости ("Волны Мар­тено"). В последней модификации Терменвокса эти изменения поля осуществляются с помощью специальной клавиатуры.

Траутониум — низкочастотный генератор (изобретатель — немец Траутвайн, 1930 год). Его последняя модификация — микшерный траутониум — имеет побочные генераторы и допускает двухголосную игру. Кроме генераторов в нем имеется струнно-металлический фиф и клавиатура, соединенная с грифом. В зависимости от места и силы воздействия на струны в генераторе формируются сразу натуральные обертоны основного тона. С помощью фильтров создаются тембры разночастотного содержания, вплоть до "чистого" синусоидального тона, являющегося акустически простейшим, неподдающим­ся дальнейшему разложению на тембровые оттенки звуком. Также как и его предшест­венники, микшерный тратониум допускает создание звукорядов, состоящих из интерва­лов от 1/4 до 1/12 тона, но уже в двухголосном варианте.

Наряду с названными электронными инструментами, а также их различными последующими модификациями исключительно богатыми в своих тембровых и техниче­ских возможностях к этой же группе источников звука условно относят и вспомогатель­ные приборы — различного рода преобразователи амплитуды и частоты (громкости и высоты) звука, регулярной и нерегулярной, механической и автоматической ритмиче­ской пульсации, а также реверберационное оборудование (записывающее и воспроизво­дящее) с "эхообразными" и тому подобными звуковыми эффектами (модуляторы; ритмизаторы; преобразователи звуковых характеристик; реверберационная камера; реверберационная доска; различные виды магнитофонов, применяемых не только как звуко­записывающая аппаратура, но и как источники новых звуков. Последнее их качество связано со специальными приемами обработки ранее записанного звукового материала: ускорением и замедлением — скачкообразным и "глиссандирующим"; комбинировани­ем материала по вертикали и горизонтали; изменением высотных характеристик мате­риала без изменения скорости его звучания или, напротив, изменением скорости звуча­ния без изменения высотных характеристик ("временной регулятор"). При работе со специальным магнитофоном — морфогеном, в котором имеется десять магнитофонных головок с самостоятельными выходами через собственные фильтры на входной усилитель и с независимыми регуляторами громкости и частотных характеристик, возможности трансформации звука в сфере тембра и динамических характеристик становятся практи­чески безграничными. Достаточно широкие возможности в области смешения (миксажа) различных записей и их демонстрации создает применение трехпленочного магнитофо­на, имеющего три пары дисков, три универсальных (рассчитанных на запись и воспро­изведение одновременно) магнитных головки и три репродуктора с собственными неза­висимыми регуляторами.

"Курцвейль 250" — одна из последних моделей цифровых синтезаторов, имею­щих компьютер с 88-нотной фортепианной клавиатурой. В его памяти содержатся зву­ковые тембры более 350 инструментов и голосов. Допускается введение в нее голосов природы, бытовых звуков и игра с ними в любом темпе, в любых сочетаниях, с любыми штрихами.

Дифференциация звуков по типу их источника на инструменталь­ные, электронные141, конкретные. Применение в музыкальной ткани XX века всех видов звуков как в собственном, так и в переходном из одной группы в другую или в смешении друг с другом.

Звуки с определенной и неопределенной высотой (источники зву­ков любые). Наиболее распространенные градации звуковых высот в условиях темперированного строя (полутоновая, третинатовая — ре­зультат деления тоновых соотношений на три равных интервала, четвертинатовая — на четыре равных интервала... двенадцатинатоновая) и вне его (вся шкала звуковых частот). Применение звуков с различной высотной градацией в собственном качестве, в смешении друг с другом и в переходном из одной группы в другую139, 140.

Новотембровые тона: СИНУСОИДАЛЬНЫЕ (безобертоновые — "чистые"), тона со всеми обертонами — ВСЕОБЕРТОНОВЫЕ, тона с нечетными и четными обертонами, "белый шум" (всечастотный тон), "цветной шум" (отфильтрованные отрезки "белого шума" с намечаю­щейся определенной высотой), тона с дифференцированной интенсив­ностью отдельных отрезков своего обертонового спектра, смешанные формы новотембровых звуковых элементов и другие.

Современный ритмический материал*

Ритм — специфическое музыкальное явление и самостоятельное средство выразительности в XX веке. Регулярность и нерегуляр­ность — ведущие крайности тенденции ритма. Обновление историче­ски сложившихся типов ритмики и связанных с ними общих типов эмоционального строя музыки. Развитие нерегулярных форм рит­ма, в частности, разнообразных смешанных форм метров (на 5,7,9,11 долей) в европейской музыке как естественный исторический процесс.

Другие пути расширения метроритмического мышления. Приемы Мессиана:

ритм с добавочной длительностью (изменение простого ритма пу­тем прибавления к одной из составляющих его длительностей неболь­ших ритмических величин — нот, точек, пауз)142;

ритмы с систематическим увеличением и уменьшением через добавление или вычитание к исходным длительностям новой равной их четвертой, третьей, второй части, а также их двойной, тройной и четверной протяженности через неточные прибавления и вычитания17;

НЕОБРАТИМЫЕ РИТМЫ — симметрично построенные ритми­ческие формулы, имеющие одинаковое прочтение при прямом и ракоходном исполнении;

сложные виды полиритмии — наложение ритмов на их обращения,

* 94.46-53; 33.84-90; 60

на свои варианты с разнообразными увеличениями и уменьшениями132, 138;

РИТМИЧЕСКИЕ КАНОНЫ — канонические имитации ритмов, не зависимые от приемов развития других средств музыкальной ткани, в том числе: каноны из основных ритмов, из основных и производных от них, взятых в увеличении и уменьшении17;

РИТМИЧЕСКАЯ ПЕДАЛЬ — остинатно повторяемая ритмиче­ская формула, применяемая как самостоятельный ритмический прием

и составная часть полиритмической структуры145с, 146;

"птичий стиль" — музыкальная стилизация пения птиц.

Ритмическая техника Стравинского. Ее основные приемы:

варьирование ритмической протяженности тематических еди­ниц — способ построения крупных разделов формы146;

РИТМИЧЕСКИЕ ВАРИАЦИИ — композиционная структура, целиком определяемая главенством ритма, как ведущим фактором формообразования;

принцип акцентного варьирования — способ развития в ритмических педалях 145d,146;

полиритмическое развитие в качестве метода специфического формообразования145a-e,146.

Характерная особенность этой ритмической техники — ограниче­ние самостоятельного конструктивно-динамического действия ритма малой формой.

Ритм — ведущий фактор формообразования в творчестве отдель­ных композиторов 50-60-х годов (О.Мессиан, Б.Блахер, П.Булез, К.Штокгаузен, Б.Тищенко, А.Пярт, А.Шнитке, Л.Грабовский, С.Гу­байдулина и др.). Тенденция к индивидуализации ритмовременного параметра структуры — характерное явление в музыкальном искусст­ве XX столетия. Прогрессии и серии ритма — одна из ведущих форм индивидуализации ритмовременной организации музыкальной ком­позиции, достаточно выделяющаяся своей специфичностью среди дру­гих, ранее вошедших и укрепившихся в художественной практике приемов такой организации (подробнее об этом на стр. 142-149).






мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:

vikidalka.ru - 2015-2024 ЦНД. бЯЕ ОПЮБЮ ОПХМЮДКЕФЮР ХУ ЮБРНПЮЛ! мЮПСЬЕМХЕ ЮБРНПЯЙХУ ОПЮБ | мЮПСЬЕМХЕ ОЕПЯНМЮКЭМШУ ДЮММШУ