рнп 5 ЯРЮРЕИ: лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ йюрецнпхх:
|
современный звуковой материалМногообразие современного звукового материала. Его многочисленные источники: различные музыкальные инструменты; электрофонные варианты этих инструментов с электрическими усилителями традиционных музыкальных тонов при незначительном изменении их тембрового содержания; человеческие голоса; * 33.185-214; 89.236; 99; 14; 22 электронные инструменты с новотембровыми тонами*; электронные и электрические звукоисточники — разнообразные шумовые, звуковые генераторы и вибраторы, образующие звуковые элементы, предназначенные для дальнейшей обработки; конкретные физические тела, применение которых в трудовой и бытовой деятельности человека сопровождается КОНКРЕТНЫМИ ЗВУКАМИ; разные объекты естественного происхождения, существование которых также сопровождается какими-либо звуками ("голоса" природы). * Инструменты, получившие наибольшее распространение: Терменвокс (изобретатель — советский физик Термен, год демонстрации 1921), "Волны Мартено" (изобретатель — француз Мартено, 1928 год) — двухгенераторные высокочастотные установки. Один из генераторов настроен на постоянную частоту, другой допускает изменение своего частотного импульса. Изменение звуковой частоты вызывается соответствующим изменением характеристики электромагнитного поля, образующегося при работе обоих генераторов. Последнее осуществляется с помощью руки, передвигающейся в электромагнитном поле (Терменвокс) или с помощью специальных рычагов, объединенных тросиками с конденсатором переменной емкости ("Волны Мартено"). В последней модификации Терменвокса эти изменения поля осуществляются с помощью специальной клавиатуры. Траутониум — низкочастотный генератор (изобретатель — немец Траутвайн, 1930 год). Его последняя модификация — микшерный траутониум — имеет побочные генераторы и допускает двухголосную игру. Кроме генераторов в нем имеется струнно-металлический фиф и клавиатура, соединенная с грифом. В зависимости от места и силы воздействия на струны в генераторе формируются сразу натуральные обертоны основного тона. С помощью фильтров создаются тембры разночастотного содержания, вплоть до "чистого" синусоидального тона, являющегося акустически простейшим, неподдающимся дальнейшему разложению на тембровые оттенки звуком. Также как и его предшественники, микшерный тратониум допускает создание звукорядов, состоящих из интервалов от 1/4 до 1/12 тона, но уже в двухголосном варианте. Наряду с названными электронными инструментами, а также их различными последующими модификациями исключительно богатыми в своих тембровых и технических возможностях к этой же группе источников звука условно относят и вспомогательные приборы — различного рода преобразователи амплитуды и частоты (громкости и высоты) звука, регулярной и нерегулярной, механической и автоматической ритмической пульсации, а также реверберационное оборудование (записывающее и воспроизводящее) с "эхообразными" и тому подобными звуковыми эффектами (модуляторы; ритмизаторы; преобразователи звуковых характеристик; реверберационная камера; реверберационная доска; различные виды магнитофонов, применяемых не только как звукозаписывающая аппаратура, но и как источники новых звуков. Последнее их качество связано со специальными приемами обработки ранее записанного звукового материала: ускорением и замедлением — скачкообразным и "глиссандирующим"; комбинированием материала по вертикали и горизонтали; изменением высотных характеристик материала без изменения скорости его звучания или, напротив, изменением скорости звучания без изменения высотных характеристик ("временной регулятор"). При работе со специальным магнитофоном — морфогеном, в котором имеется десять магнитофонных головок с самостоятельными выходами через собственные фильтры на входной усилитель и с независимыми регуляторами громкости и частотных характеристик, возможности трансформации звука в сфере тембра и динамических характеристик становятся практически безграничными. Достаточно широкие возможности в области смешения (миксажа) различных записей и их демонстрации создает применение трехпленочного магнитофона, имеющего три пары дисков, три универсальных (рассчитанных на запись и воспроизведение одновременно) магнитных головки и три репродуктора с собственными независимыми регуляторами. "Курцвейль 250" — одна из последних моделей цифровых синтезаторов, имеющих компьютер с 88-нотной фортепианной клавиатурой. В его памяти содержатся звуковые тембры более 350 инструментов и голосов. Допускается введение в нее голосов природы, бытовых звуков и игра с ними в любом темпе, в любых сочетаниях, с любыми штрихами. Дифференциация звуков по типу их источника на инструментальные, электронные141, конкретные. Применение в музыкальной ткани XX века всех видов звуков как в собственном, так и в переходном из одной группы в другую или в смешении друг с другом. Звуки с определенной и неопределенной высотой (источники звуков любые). Наиболее распространенные градации звуковых высот в условиях темперированного строя (полутоновая, третинатовая — результат деления тоновых соотношений на три равных интервала, четвертинатовая — на четыре равных интервала... двенадцатинатоновая) и вне его (вся шкала звуковых частот). Применение звуков с различной высотной градацией в собственном качестве, в смешении друг с другом и в переходном из одной группы в другую139, 140. Новотембровые тона: СИНУСОИДАЛЬНЫЕ (безобертоновые — "чистые"), тона со всеми обертонами — ВСЕОБЕРТОНОВЫЕ, тона с нечетными и четными обертонами, "белый шум" (всечастотный тон), "цветной шум" (отфильтрованные отрезки "белого шума" с намечающейся определенной высотой), тона с дифференцированной интенсивностью отдельных отрезков своего обертонового спектра, смешанные формы новотембровых звуковых элементов и другие. Современный ритмический материал* Ритм — специфическое музыкальное явление и самостоятельное средство выразительности в XX веке. Регулярность и нерегулярность — ведущие крайности тенденции ритма. Обновление исторически сложившихся типов ритмики и связанных с ними общих типов эмоционального строя музыки. Развитие нерегулярных форм ритма, в частности, разнообразных смешанных форм метров (на 5,7,9,11 долей) в европейской музыке как естественный исторический процесс. Другие пути расширения метроритмического мышления. Приемы Мессиана: ритм с добавочной длительностью (изменение простого ритма путем прибавления к одной из составляющих его длительностей небольших ритмических величин — нот, точек, пауз)142; ритмы с систематическим увеличением и уменьшением через добавление или вычитание к исходным длительностям новой равной их четвертой, третьей, второй части, а также их двойной, тройной и четверной протяженности через неточные прибавления и вычитания17; НЕОБРАТИМЫЕ РИТМЫ — симметрично построенные ритмические формулы, имеющие одинаковое прочтение при прямом и ракоходном исполнении; сложные виды полиритмии — наложение ритмов на их обращения, * 94.46-53; 33.84-90; 60 на свои варианты с разнообразными увеличениями и уменьшениями132, 138; РИТМИЧЕСКИЕ КАНОНЫ — канонические имитации ритмов, не зависимые от приемов развития других средств музыкальной ткани, в том числе: каноны из основных ритмов, из основных и производных от них, взятых в увеличении и уменьшении17; РИТМИЧЕСКАЯ ПЕДАЛЬ — остинатно повторяемая ритмическая формула, применяемая как самостоятельный ритмический прием и составная часть полиритмической структуры145с, 146; "птичий стиль" — музыкальная стилизация пения птиц. Ритмическая техника Стравинского. Ее основные приемы: варьирование ритмической протяженности тематических единиц — способ построения крупных разделов формы146; РИТМИЧЕСКИЕ ВАРИАЦИИ — композиционная структура, целиком определяемая главенством ритма, как ведущим фактором формообразования; принцип акцентного варьирования — способ развития в ритмических педалях 145d,146; полиритмическое развитие в качестве метода специфического формообразования145a-e,146. Характерная особенность этой ритмической техники — ограничение самостоятельного конструктивно-динамического действия ритма малой формой. Ритм — ведущий фактор формообразования в творчестве отдельных композиторов 50-60-х годов (О.Мессиан, Б.Блахер, П.Булез, К.Штокгаузен, Б.Тищенко, А.Пярт, А.Шнитке, Л.Грабовский, С.Губайдулина и др.). Тенденция к индивидуализации ритмовременного параметра структуры — характерное явление в музыкальном искусстве XX столетия. Прогрессии и серии ритма — одна из ведущих форм индивидуализации ритмовременной организации музыкальной композиции, достаточно выделяющаяся своей специфичностью среди других, ранее вошедших и укрепившихся в художественной практике приемов такой организации (подробнее об этом на стр. 142-149). мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:
|