ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Искусство движения Уроки мастера 5 страницаМойше Фельденкрайз патку. Впрочем, все прервитесь на минутку, кроме вас. [Мойше выбирает одну из участниц, чтобы та продемонстрировала движения группе.] Занесите локоть назад и обратите внимание на то, что происходит с лопатками. Теперь выполните движение. Знаете, почему у остальных ничего не получилось? Посмотрите, что она делает лопаткой. Ее угол поднимается и зависает в воздухе; это приводит к тому, что опускается локоть. Теперь лягте обратно на пол, затем сядьте. Скрестите ноги и обопритесь сзади на левую руку. Теперь обопритесь сзади на правую руку и определите, в чем разница между этими двумя движениями. Попробуйте еще раз. Посмотрите, что происходит с левым боком. Смотрите, голова и грудь не работают вместе с рукой. Теперь попробуйте с другой стороны, видите — развернуто все тело целиком, так, что движение дается легко. Снова попытайтесь его сделать с одной и с другой стороны и найдите отличия. Теперь лягте на спину. Посмотрите, как лежат правая лопатка и правая рука, и выясните, какие ощущения вы испытываете в области головы. Определите, какая нога и какой тазобедренный сустав лежат лучше, какая часть грудной клетки лучше соприкасается с полом, и, помня все, что мы делали раньше, передвиньте левую ногу влево и медленно Искусство движения. Уроки мастера придвиньте к ней правую ногу. Теперь осторожно пошевелите ногами, будто вам нужно поднять голову, как мы это делали утром, далее передвиньте ноги немного правее и затем немного левее. Теперь определите, в чем разница между движением вправо и движением влево. Проследите за тем, что происходит с правой стороной груди и с правым тазобедренным суставом, затем переместитесь вправо и обратно влево. Посмотрите, не стали ли ваши ноги смещаться вправо немного больше, чем раньше? Те, кому сложно это сделать, выполняйте движение маленькими шажочками в правую сторону и маленькими шажочками в левую. Обратите внимание на разницу в движениях груди, плеч, рук и шеи, позвоночника, грудины, ключиц и тазобедренных суставов. Пока вы заняты этим, любое напряжение, которое вы чувствуете, находится исключительно у вас в голове. Чтобы в короткое время добиться желаемой цели, вам нужно ослабить силу своего желания. Если вы сможете медленно выполнить движение, то обнаружите, что напряжение проходит. Стремление сделать что-то в заданное время является той силой, которая препятствует многим и многим действиям и некоторым самым важным действиям. Занимаясь любовью, влюбленные не желают устанавливать для себя определенные сроки. По Мойше Фельденкрайз сути, не столь важно, если вы займетесь этим в другие полчаса, но, когда это загоняется в определенные временные рамки — сейчас или никогда, — возникают проблемы. Люди поступают так и в других сферах своей жизни, не только в интимной. Большинство ошибок совершается именно тогда, когда человек пытается действовать выше своих возможностей, а в результате чувствует себя неполноценным, не способным справиться с жизненными обстоятельствами и направляется к психиатру. Итак, давайте немного растянем время. Заставьте свои часы идти чуть медленнее, и вы увидите, как быстро налаживается жизнь, и вам станет жаль, что все часы не могут разом остановиться, хотя бы на несколько секунд. Теперь медленно встаньте, повернувшись в любую сторону, пройдитесь и ощутите каждую из сторон вашего лица. Какая из них напряжена и что вы чувствуете? Прогуляйтесь, проверьте ноги, тазобедренные суставы, грудную клетку. Повернитесь вокруг себя направо и налево, и вы увидите, что поворот в одну сторону настолько отличается от поворота в другую, что в это трудно поверить. Как такое может быть, что за всю свою жизнь вы ни разу не почувствовали такие различия? Видите ли, по правде говоря, мы все так устроены. Какие ощущения вы теперь испытываете в Искусство движения. Уроки мастера правой части лица и в какую сторону вам легче поворачивать голову? Это и будет той стороной, которая подготовлена к движению. Теперь приведите в порядок мысли, чтобы по-доброму отнестись к себе, по крайней мере так же, как отношусь к вам я. Теперь изучите, проверьте, осмотрите себя и забудьте этот треклятый урок. Забудьте. Спасибо. (Аплодисменты.) Урок четвертый ПОЛЗАНИЕ И ХОДЬБА Пожалуйста, встаньте. Встав, положите на пол правую руку, где-нибудь перед собой. Многие, опуская руки на пол, слишком сильно или, наоборот, слишком слабо сгибают колени. Это не имеет значения, но некоторые стараются держать колени прямо, как будто есть такое правило, что, касаясь руками пола, нельзя сгибать колени. Оставайтесь на полусогнутых коленях и, чтобы дотронуться до пола рукой, подвигайте тазом направо и налево. Вы не сможете беспрепятственно выполнить это движение, пока что-нибудь не сделаете с коленями. Следите за тем, чтобы таз выполнял одинаковое количество движений в обе стороны, при этом одно колено сгибается, а другое выпрямляется. Однако если выпрямлены оба колена, движение направляется куда-то в другую сторону и становится совершенно иным. Держа правую руку на полу, переместите таз сначала немного вправо, затем немного влево. У большинства людей руки окажутся в подвешенном состоянии. Обратите внимание на то, что все вы смотрите вниз и никто не смотрит вверх. Медленно выпрямитесь и Искусство движения. Уроки мастера сдвиньтесь приблизительно на шаг или два. То же самое проделайте с левой рукой. Теперь встаньте во весь рост и еще раз сделайте один-два шага. Походите вокруг и снова положите обе руки на пол. Составьте вместе ступни и колени и затем переведите таз чуть правее и потом чуть левее. Касаясь ступней, дотрагивайтесь и до мысков. Остановитесь. Снова сделайте пару шагов. Вновь прикоснитесь к полу обеими руками и передвиньте левую ступню поближе к правой. Медленно поверните таз немного направо и затем немного налево. Разведите колени. Руки расположите на полу рядом и составьте ступни вместе. Затем очень медленно начните приседать и подниматься. Сгибаясь, не выпрямляйтесь в этот же заход. За раз делайте совсем немного. Теперь положите обе руки на пол, возьмитесь за правую ступню немного сзади, затем спереди, слева и справа. Оторвите от пола ступню и потом поставьте ее на прежнее место или туда, где вы чувствуете, что — ах, здесь гораздо удобнее. Выпрямитесь и снова медленно положите обе руки на пол. Теперь перенесите ступню немного вперед, затем назад, направо и потом налево и найдите положение, в котором она находится ни спереди, ни сзади, ни слева и ни справа, а там, где вы чувствуете, что можете опереться на нее всем своим весом и измениться. То же самое проделайте с правой Мойше Фельденкрайз рукой и снова, стоя на четырех конечностях, перемещайте ее вперед, назад, немного вправо и влево. Затем выберите для нее нейтральное положение, где она не находится ни спереди, ни сзади, ни справа и ни слева. Те же манипуляции проделайте левой рукой. Видите, на полу образовались четыре точки, которые могут служить отличительной чертой человека так же, как и отпечатки пальцев. Они остаются практически неизменными в течение всей жизни до тех пор, пока в организме не произойдут какие-либо существенные изменения. Итак, раз мы это прояснили, то теперь вы можете выполнять непривычные для вас движения, а некоторые и очень даже быстро. Положите, пожалуйста, руки на пол, поднимите правую руку и левую ступню и поставьте их туда, где они наиболее легко и наилучшим образом будут вас поддерживать. Сделайте то же самое правой ступней и левой рукой. Выполняя эти движения, обратите внимание на свое дыхание, положение не меняйте. Дыхание сохраняйте поверхностное. Продолжайте действия еще некоторое время, чередуя диагонали. Обратите внимание на свою шею. Вы ее напрягаете? А взгляд становится неподвижным? Теперь достаточно. Встаньте и немного пройдитесь, чтобы снять напряжение. Для большинства людей Искусство движения. Уроки мастера напряженность возникает в незнакомой ситуации. Чтобы у вас не возникло боли, мы будем делать частые переменки. Теперь снова медленно положите руки на пол. Поднимите, пожалуйста, правую руку и ступню. Ага, вам нужно переставить левую руку. Значит, ваша рука находилась не там, где надо. Если движение сделано верно, то в ситуации, подобной этой, вы должны быть в состоянии выполнить любое действие в любом направлении без предварительной перестройки. Теперь снова положите руки на пол и найдите способ, при котором вы по диагонали можете двигаться и направо, и налево. Поднимите правую руку и ступню. Вовсе не обязательно поднимать их высоко. А теперь левые ногу и руку. Обратите внимание, что возвращаетесь вы в другую позицию. Снова попробуйте диагональное движение. Все свои действия вы должны легко выполнять из той позы, в которой находитесь. Представьте, что сводите вместе ступни, и пространство между ними оказывается немного меньше, чем между руками. Попробуйте. Итак, расстояние между руками больше. Возможно, сейчас вам станет легче двигаться наискосок, а возможно, и нет. Теперь попробуйте поднять правые конечности и затем левые. Это движение, несомненно, проще, поскольку, чем шире вы расставляете ступни, тем больший поворот вы совершаете, чтобы Мойше Фельденкрайз перенести свой вес на другой бок. Если же ваши ноги расставлены слишком широко, то поднимать правую и левую стороны очень сложно. Итак, попытайтесь расставить ступни как можно шире, опустите руки на пол и поднимите правую руку и правую ногу. (Смех.) Видите, как это трудно? Да, это слишком широко. Сократите расстояние между ногами. Смотрите. Вы наблюдаете нечто очень забавное. Поняв один раз принцип, вы сможете уменьшать и увеличивать эту дистанцию, насколько захотите. Это и есть научение, когда у вас появляется свобода выбора. Отдохните и, как и раньше, немного пройдитесь. Итак, снова вернитесь на пол, поставив руки и ноги не очень широко и не очень близко. Сейчас вам необходимо научиться еще кое-чему. Должны ли ваши ступни стоять в одном и том же направлении, параллельно друг другу? Мы этого не знаем. Насколько возможно, разверните обе ступни таким образом, чтобы пятки смотрели наружу. Теперь попытайтесь сделать одно из известных нам движений. (Смех.) Верните пятки внутрь и опять попытайтесь поднять правую руку и ногу и руку и ногу, расположенные по диагонали. Это явно слишком усложняет жизнь. Теперь снова выверните наружу пятки, приближаясь к пределу своих возмож- i ностей. Поднимите правую руку и правую! Искусство движения. Уроки мастера ступню или диагональ с правой ступней. Между этими двумя противоположными конечностями найдите наиболее удобное положение. Видите, так лучше. Ваши ступни не могут стоять параллельно. Они параллельны лишь при ходьбе, а не при стоянии. Если они будут параллельны во время стояния, то стоять вы будете косо. Немного подвигайтесь и, стоя на месте и не соприкасаясь ступнями, поставьте их параллельно. Видите? Когда вы ставите ступни параллельно, пальцы ног искривляются. Теперь, пожалуйста, поставьте обе руки на пол и подпрыгните, оторвав от пола ноги. Перемещайте ступни чуть ближе и дальше от рук, пока не найдете наиболее удобное положение. Продолжайте подскакивать и посмотрите, насколько расходятся ваши ступни, когда вы не заставляете их вставать параллельно. Сделать вы можете все, вы даже можете вылущить глаз и отрезать язык. Если кто-нибудь будет говорить неправду, вы можете отрезать его язык, чтобы он больше не лгал. Это случалось в истории, и такое происходит в наши дни в любой из развивающихся стран, таких как Иран, Пакистан, Саудовская Аравия. Теперь снова положите, пожалуйста, руки на пол. Продвиньте их сильно вперед, затем переместите назад, ближе к ступням, и найдите положение, в котором вы поочередно сможете поднять обе руки и обе ноги. Вы Мойшв Фельденкрайз должны поднимать руки так же легко, как и ноги. Проследите за тем, чтобы подъем ног происходил с той же скоростью, носил тот же характер и имел равное число подготовок. Иначе вы упустите цель нашего занятия. Немного пройдитесь и снова займите свое место. Обе руки положите на пол и посмотрите на четыре точки на полу. Держите в памяти их очертания. Попытайтесь медленно повернуться вокруг себя справа, чтобы движение не мешало дыханию, которое должно оставаться поверхностным. Вы увидите, что коленям и ступням нужно смотреть наружу, и другого способа правильно выполнить это движение нет. Встаньте, немного отдохните, сделайте несколько шагов и теперь начните двигаться вокруг себя в левую сторону. Обратите внимание, что вы передвигаете первым? Что потом? Как вы это делаете? Медленно, осторожно. Прекратите, пожалуйста, движение, лягте на пол, немного отдохните и осознайте, чувствуете ли вы изменение? Перекатитесь направо и встаньте одним движением. Положите, пожалуйста, руки на пол и сделайте шаг назад. Следите за тем, как вы это делаете. Затем шагните вперед и вернитесь в исходное положение. Станьте на четвереньки, опираясь о пол руками и коленями. Теперь ползите вперед. Как вы это сделаете? Вы двигаетесь иначе, чем в позиции стоя. Види- Искусство движения. Уроки мастера те? Это очень потешно. Теперь переместитесь назад. Посмотрите, это не то же самое, что вы делали, стоя на ногах, — это ползание наискосок. Теперь встаньте, опершись на руки и на ступни, и выясните, что значит идти назад. Вы делаете два движения — вправо и влево. Это означает, что существует два типа походки. Шаг лошади отличается от движений кенгуру и других животных. Диагональное ползание — это большое достижение. Если дети учатся ползать таким способом, то они подготовлены к тому, чтобы встать на ноги. Снова станьте на четвереньки и ползите, как раньше. Рука и нога, находящиеся с одной стороны, должны ступать одновременно, иначе движение меняется. Вы когда-нибудь задумывались о том, как крокодил, у которого голова и шея длиной 3 фута, выходит из воды, идет и видит перед собой устойчивую картину? Можете себе представить, как бы он шагал вразвалку со своей длинной шеей? Голова моталась бы из стороны в сторону, и он не смог бы ни найти пищу, ни узнать, есть ли поблизости враг. Удивительно, что все живые существа держат голову, глаза и уши в направлении еды, корма, опасности, в то время как тело совершает необходимые для защиты или нападения действия. Это — основа организации нервной системы. Если мы не можем Мойте Фельденкрайз так действовать, то чувствуем, что осанка у нас плохая и дыхание слабое. И не имеет значения, сколько мы практиковались в дыхательных упражнениях. Некоторые духовные учения отчасти похожи на то, чему учимся мы. Однако они не предусматривают того, что вы не можете постичь какой-либо принцип таким, каким он представляется остальным. Поэтому люди проводят жизнь в поиске ощущений, которые нам даются за один урок. В результате улучшается работа нервной системы. Прежде бездействующие части тела начинают работать, а когда их функция завершается, другой, более чувствительный орган набирает силу, достаточную для того, чтобы взять эту функцию на себя и выполнить. В самом начале жизни разные отделы мозга облегчают ходьбу, не разделяя движений правых и левых конечностей и не производя дифференциации между рукой и ногой. До определенного возраста ребенок при ходьбе не может совершать диагональные движения руками и ногами, потому что отделы мозга, отвечающие за подобное передвижение, еще не раз-t виты. " У некоторых людей такая недифференцированная походка остается на всю жизнь. Так почему же во время ходьбы люди размахивают руками? Встаньте, пройдитесь и посмотрите, какая рука и нога работают вмес- Искусство движения. Уроки мастера те. Вы обнаружите, что не осознаете этого. Видите, что происходит? Это тот же пример, что и с крестообразным диагональным пол-заньем, подобным крокодильему, когда голова может оставаться посредине, а хвост работает для сохранения равновесия. Чтобы мы могли повернуть голову, куда пожелаем, таз двигается вместе с нами. А теперь смотрите: можете ли вы, стоя на месте, определить, что движение не совсем диагонально? Что раньше начинает двигаться — рука или нога? Вы обнаружите, что если одновременно будете передвигать руку и ногу, то ваша походка станет похожа на маршировку солдат германской армии и русской армии, выпрямляющих ноги и громко топающих. И неважно, коммунист ты или фашист, — ты такой же болван. (Смех.) Чтобы понять важность того, чему мы учимся, положите правую руку на правую ногу и продолжайте двигаться вперед. Чем еще вам приходится двигать, когда руки и ноги перемещаются одновременно? Видите, насколько разворачивается таз? Положите руки на бедра и пройдитесь. Эта походка подобна первому примитивному ползанию. Есть люди, которые ходят именно так. Некоторые вертят не задом, а плечами. Сделайте так, попробуйте двигать плечами вместо таза. Кроме того, вам нужно шевелить головой. Теперь идите вперед, работая только тазом и Мойше Фельдвнкрайз сосредоточив взгляд на какой-нибудь точке в окне. Вы обнаружите, что двигать приходится и тазом, и плечами. И легкое покачивание рук позволяет поддерживать голову в направлении окна. Но не это главное. Важно то, что для некоторых из присутствующих были свойственны такие телодвижения (как мне утром сказала одна женщина) по крайней мере лет десять, а они и не предполагали, что двигались таким образом. Только зная, что ты делаешь, можно сделать то, что хочешь. А теперь просто пройдитесь и проследите, что вы делаете руками. Движение диагонально. Теперь передвигайтесь так, чтобы, когда правая нога находится впереди, левая рука находилась сзади. Обратите внимание, что когда вы очень сильно размахиваете руками, то начинаете, как солдат, топать ногами. Это происходит оттого, что вы не можете повернуть таз, но хотите держать голову так, чтобы смотреть можно было в любую сторону. Продолжайте размахивать руками до горизонтального положения, и вы увидите, что вам вовсе не нужно двигать тазом. Некоторые полагают, что это выглядит изящно. (Смех.) Нет ничего хорошего в том, что вы сгибаете колени. Тогда вы не фашист, не коммунист. Нога должна быть прямой, а ступня производить топот. Встаньте, опершись на ноги и на руки. Обратите внимание, что, раз есть четыре Искусство движения. Уроки мастера точки опоры, есть и четыре линии: линия, соединяющая руки, линия, соединяющая ноги, и две линии, соединяющие руки с ногами. Находясь в таком положении, оторвите правую ступню от пола и согните правую ногу в колене, дабы развернуть таз так, чтобы сесть, повернувшись в правую сторону. Ваше колено пересекает линию между левой ногой и левой рукой. Теперь попробуйте выполнить это движение таким образом: стоя на ногах и на руках, согните правую ногу, поднимите ступню и затем разверните колено так, чтобы пересечь им линию между левой ногой и левой рукой, и затем сядьте, но уже повернувшись в левую сторону. Нам это трудно сделать, потому что мы не знаем, что, собственно, мы делаем, но на самом деле это несложно. Словами это трудно выразить. Теперь осторожно посмотрите, что происходит. Осознайте это и некоторое время оставайтесь в покое. Если вы никак не можете понять, то посмотрите на других, и вы увидите, что если вы полностью не положите правое бедро и колено на пол, то ваши движения будут скованны и вы не сможете опустить на пол таз. Таз совершает непрерывное, простое дугообразное движение. Ваш таз — это электростанция, но чем он может быть вам полезен, если произошла путаница в проводах? Сделайте движение простым, легким и удобным, чтобы его выполнение Мойше Фельденкрайз совсем не отнимало времени. Даже если вы упадете, дыхание останется прежним. Медленно. Вот так, хорошо. Почему бы вам не сделать несколько шагов и не посмотреть, как изменилась ваша походка теперь? Мы выполнили всего несколько движений. Можете ли вы найти какие-нибудь различия в движениях правой и левой ноги и таза? Лягте на спину и обратите внимание на то, какая часть тела, какой тазобедренный сустав и какая сторона таза лучше соприкасаются с полом. Те части вашего тела, которые располагаются наиболее близко к полу, — и есть места, которые прекратили выполнять бесполезную работу. Перекатитесь на другой бок, встаньте, снова опершись на руки и на ноги, и представьте себе, как те же движения выполняете левой ногой. Продумайте все движение целиком, чтобы, когда вы будете его выполнять, оно было таким же совершенным, как и в ваших мыслях. Все ошибки вы уже сделали, работая с правой половиной тела, осознали их, а раз вы знаете, что делаете, то должны и слева суметь осуществить то, что хотите. Если же вы ошибетесь, это не будет катастрофой. Всю свою жизнь мы совершаем ошибки, тем не менее это тоже своего рода познание. Итак, обдумайте свои действия и затем попробуйте выполнить движение. Вы увидите, что движения, которые вы сперва продума- Искусство движения. Уроки мастера ли, сразу же легче и удобнее делать, чем те, которые вы выполняли, когда только учились этому. Теперь встаньте, пожалуйста, на руки и на ноги, как раньше, затем обдумайте движения, поочередно с правой и с левой стороны, и повторите их. Осторожно встаньте и подумайте, каким образом вы можете усилить и совместить это движение с движением с левой стороны, чтобы оно стало плавным и непрерывным, без проваливания внутрь или прыганья. Посмотрите, что происходит с тазом, и обратите внимание на то, что ваша голова остается практически в середине. Если вы сделаете движение слишком быстро, то обнаружите, что точно в центре голова окажется позже. Есть очень смешные, мельчайшие различия, создающие огромную разницу, которую люди не осознают. Продолжайте наблюдать за собственным движением и посмотрите, что происходит с тазом, когда вы отрываете ступню от пола. Теперь не поднимайте ступню и посмотрите, что происходит в этом случае. Если вы не отрываете ступню от пола, то эта маленькая деталь порождает огромную разницу. Выясните, какую именно. Если вы не поднимаете ступню, то одному Богу известно, куда собирается присесть ваш зад. На самом деле в трех футах от того места, куда должен бы. Видите, как по-разному реагируют все мыш- Мойше Фвльдвнкрайз цы в разных ситуациях. Некоторые из вас все еще не могут найти различия. Поднимите ступню и посмотрите, как таз приземляется между руками почти в том же самом месте. Лягте на спину и отдохните. Где, по вашему мнению, зарождается дыхание? Какая часть тела начинает движение первой при поступлении воздуха и какая лишь впоследствии постепенно присоединяется к ней? Вы обнаружите, что та часть тела, которая первой приступает к движению при вдохе, первая начинает действовать и при выдохе. Снова, пожалуйста, обопритесь на руки и на ноги и обратите внимание на то, что когда вы, поднимая ногу, садитесь в правую сторону, то левая рука вам не нужна. Итак, сделайте это движение, подняв левую руку, вернитесь обратно и затем, когда вы минуете середину, поднимите правую руку. Запомните, что если вы будете очень сильно выдвигать таз, перенося его из стороны в сторону, то не сможете выполнить это движение так, как его делаем мы. Обратите внимание на то, что таз собирается остановиться как раз между руками, точно в том месте, где находятся ваши ступни, когда стоят на полу. По сути, если от половых органов вы проведете вниз вертикальную линию, то она точно попадет туда, где при приседании оказывается задний проход. Легким движением смените Искусство движения. Уроки мастера ноги. Теперь можно поменять их местами, слегка подпрыгнув. Сделайте один прыжок и уберите руку. Тот, кто чувствует усталость, пусть положит руки на пол в своем воображении. Если вы хорошенько продумаете свои действия, то с успехом сможете выполнять более пятидесяти движений. Просто думайте и ничего не делайте. Затем поднимите левую руку и представьте, будто кладете ее обратно; одновременно поднимите таз и смените руку. [Мойше обращается к кому-то из группы.] Нет, вы не додумали до конца — ваш мыслительный процесс был прерван сбившимся дыханием, и мысль не была завершена. Следует тщательно продумать все действие целиком и каждую его деталь, и не страшно, если это займет у вас минуту. В следующий раз вы сделаете это за десять секунд, потом за одну десятую секунды, а затем вы сможете выполнять его, и вовсе не испытывая усталости. Выберите для себя одну из правильных поз для размышления, чтобы напомнить весь принцип действия той зоне коры головного мозга, которая отвечает за мыслительные процессы. Теперь начните как можно чаще подпрыгивать, но без спешки и замешательства. Почти все вы напряжены и слишком торопитесь. Встаньте, как стояли вначале, опустив руки на пол. Отметьте, что вы чувствуете, поднимая правую ногу и правую Мойше Фельденкрайз руку, и попробуйте поднять диагонально расположенные правую руку и левую ногу. Движения выполняйте обеими руками и обеими ногами. Не стало ли легче это делать? Встаньте, походите вокруг. Вот видите, мы сделали невозможное возможным, сложное простым и к тому же легким и удобным в действии. Теперь можно устроить перерыв, потому что мы сделали больше, чем можно сделать за час напряженной работы. (Аплодисменты.) Урок пятый РЕБРА И ПЕРЕКАТЫВАНИЕ Лягте на спину. Расставьте ноги немного шире плеч, но не слишком широко. Сцепите пальцы рук и положите их на нижние ребра грудной клетки, там, где вам удобно. Очень медленно и плавно поднимите правый локоть, при этом запястье правой руки должно оставаться на месте. Руки находятся под прямым углом к телу. Немного усильте движение, т. е. теперь локоть должен оторваться от пола, и посмотрите, насколько незначительно движение, которое вы совершаете. Теперь давайте подумаем, что можно сделать, чтобы усовершенствовать это движение, сделать его более простым, легким и обязательно более обширным? Посмотрите, в чем состоит трудность? Что вам мешает с легкостью поднимать локоть? Следует ли вам отводить локоть, когда вы его поднимаете, или нужно держать его близко к телу? Когда вы лежите в расслабленном состоянии, ваша рука наклонена на 35 градусов, а грудь располагается выше. Следовательно, если вы хотите поднять ло- Мойшв Фельденкрайз коть, сначала он должен отходить от туловища, поскольку находится в укороченном положении. Многие из вас начинают выполнять какие-то движения плечами, ключицами и грудью, что мешает подъему. Если локоть не отодвигается от тела, то вы бессознательно начинаете прилагать усилия, чтобы его поднять. Как видите, большинство из нас настолько скованны, что, поднимая локоть, мы поднимаем и запястье, что совершенно бесполезно и не нужно. Поднимая запястье, вы уже не можете поднять локоть выше, а если вы все-таки это делаете, то правая рука отходит от туловища. Другими словами, большинство из вас не работают плечами в полной мере. Вспомним, что вчера, когда вы исследовали поверхность вокруг себя, во время этих движений правая рука изменяла положение, что позволяло плечам и ключицам отодвигаться от грудной клетки. Теперь, пожалуйста, остановитесь, выполните движение левым локтем и почувствуйте, в чем состоит разница. А теперь обоими локтями сразу. Затем, продолжая выполнять движение двумя локтями вместе, поднимите голову. Голова — это череп, лицо и волосы. Итак, поднимите полностью всю голову. Вот теперь, когда локти будут подниматься над грудью, запястья будут оставаться на месте, а нижняя Искусство движения. Уроки мастера часть грудной клетки становиться плоской. Это очень важно для спины, поскольку поясничный отдел прижат к полу. Сейчас вы обнаружите одно странное свойство. Снова выполните движение при участии головы и посмотрите, насколько широко раздвигаются локти и насколько высоко они поднимаются над полом. Однажды попробовав выполнить движение с поднятой головой, впоследствии вы сможете совершать то же движение уже без ее помощи. Попробуйте это сделать, и вы увидите, что можете поднимать локти такое же количество раз. На самом деле голова здесь ни при чем. Важно то, что происходит при уплощении грудной клетки и при подъеме плеч. Вы научитесь этому за 10 секунд. Снова выполните движение, поднимая голову, и убедитесь в том, что в действительности вы можете так же хорошо его делать без участия головы, как и с ее помощью. Прекратите движение, опустите руки и обратите внимание на то, что произошло с лопатками, с дыханием и с расположением рук. Вновь сцепите пальцы, но не обычным сплетением. Некоторые из вас не представляют, что я имею в виду. [Мойше демонстрирует смену рук, при этом правый указательный палец оказывается поверх левого и затем наоборот.] Правый указательный палец поверх левого — один вариант, и левый Мойше Фельденкрайз поверх правого — другой. Для кого-то привычным является первый, для кого-то — второй. Снова поднимите плечи, держа пальцы в непривычном для вас сплетении. Затем поднимите голову и обратите внимание на расширение движения. Медленно приставьте правую ногу к левой и так же медленно поднимите правый локоть, словно он стремится перемещаться вместе с телом до тех пор, пока не будет нацелен в потолок. Сперва выполните эти движения в своем воображении, и затем вы обнаружите, что начинаете двигаться наяву. Теперь представьте себе перекат налево, и ваше тело полностью туда переместится. Не старайтесь добиться каких-либо успехов с самого начала, иначе позвоночник и грудная клетка останутся в том же ужасном состоянии. Теперь прекратите движение и, не меняя позы, внимательно посмотрите, что следует делать дальше. Вместо того чтобы соединить пальцы, поместите правую руку в сгиб левого локтя. Правая рука находится под левой. Теперь сделайте то же движение, что мы делали раньше, стараясь перекатиться налево и поднимая правое плечо и локоть. Теперь, если вы перекатитесь направо, то правой рукой упретесь в пол, а тыльная часть левой руки отодвинет локоть. Если вы будете двигаться медленно, то поймете, что все происходит само собой, если нерв- Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|