Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Искусство движения Уроки мастера 5 страница




Мойше Фельденкрайз

патку. Впрочем, все прервитесь на минутку, кроме вас.

[Мойше выбирает одну из участниц, что­бы та продемонстрировала движения груп­пе.] Занесите локоть назад и обратите вни­мание на то, что происходит с лопатками. Теперь выполните движение. Знаете, почему у остальных ничего не получилось? Посмот­рите, что она делает лопаткой. Ее угол под­нимается и зависает в воздухе; это приводит к тому, что опускается локоть.

Теперь лягте обратно на пол, затем сядь­те. Скрестите ноги и обопритесь сзади на левую руку. Теперь обопритесь сзади на пра­вую руку и определите, в чем разница между этими двумя движениями. Попробуйте еще раз. Посмотрите, что происходит с левым боком. Смотрите, голова и грудь не работа­ют вместе с рукой. Теперь попробуйте с дру­гой стороны, видите — развернуто все тело целиком, так, что движение дается легко. Снова попытайтесь его сделать с одной и с другой стороны и найдите отличия. Теперь лягте на спину. Посмотрите, как лежат пра­вая лопатка и правая рука, и выясните, ка­кие ощущения вы испытываете в области го­ловы. Определите, какая нога и какой тазо­бедренный сустав лежат лучше, какая часть грудной клетки лучше соприкасается с по­лом, и, помня все, что мы делали раньше, передвиньте левую ногу влево и медленно

Искусство движения. Уроки мастера

придвиньте к ней правую ногу. Теперь осто­рожно пошевелите ногами, будто вам нужно поднять голову, как мы это делали утром, далее передвиньте ноги немного правее и за­тем немного левее. Теперь определите, в чем разница между движением вправо и движе­нием влево. Проследите за тем, что происхо­дит с правой стороной груди и с правым та­зобедренным суставом, затем переместитесь вправо и обратно влево. Посмотрите, не ста­ли ли ваши ноги смещаться вправо немного больше, чем раньше? Те, кому сложно это сделать, выполняйте движение маленькими шажочками в правую сторону и маленькими шажочками в левую. Обратите внимание на разницу в движениях груди, плеч, рук и шеи, позвоночника, грудины, ключиц и тазобед­ренных суставов. Пока вы заняты этим, лю­бое напряжение, которое вы чувствуете, на­ходится исключительно у вас в голове. Что­бы в короткое время добиться желаемой цели, вам нужно ослабить силу своего жела­ния. Если вы сможете медленно выполнить движение, то обнаружите, что напряжение проходит.

Стремление сделать что-то в заданное время является той силой, которая препят­ствует многим и многим действиям и неко­торым самым важным действиям. Занима­ясь любовью, влюбленные не желают уста­навливать для себя определенные сроки. По

Мойше Фельденкрайз

сути, не столь важно, если вы займетесь этим в другие полчаса, но, когда это загоняется в определенные временные рамки — сейчас или никогда, — возникают проблемы. Люди поступают так и в других сферах своей жиз­ни, не только в интимной. Большинство ошибок совершается именно тогда, когда человек пытается действовать выше своих возможностей, а в результате чувствует себя неполноценным, не способным справиться с жизненными обстоятельствами и направ­ляется к психиатру. Итак, давайте немного растянем время. Заставьте свои часы идти чуть медленнее, и вы увидите, как быстро налаживается жизнь, и вам станет жаль, что все часы не могут разом остановиться, хотя бы на несколько секунд. Теперь медленно встаньте, повернувшись в любую сторону, пройдитесь и ощутите каждую из сторон ва­шего лица. Какая из них напряжена и что вы чувствуете? Прогуляйтесь, проверьте ноги, тазобедренные суставы, грудную клетку. Повернитесь вокруг себя направо и налево, и вы увидите, что поворот в одну сторону настолько отличается от поворота в другую, что в это трудно поверить. Как такое может быть, что за всю свою жизнь вы ни разу не почувствовали такие различия? Видите ли, по правде говоря, мы все так устроены. Ка­кие ощущения вы теперь испытываете в

Искусство движения. Уроки мастера

правой части лица и в какую сторону вам легче поворачивать голову?

Это и будет той стороной, которая подго­товлена к движению. Теперь приведите в по­рядок мысли, чтобы по-доброму отнестись к себе, по крайней мере так же, как отношусь к вам я. Теперь изучите, проверьте, осмот­рите себя и забудьте этот треклятый урок. Забудьте. Спасибо. (Аплодисменты.)

Урок четвертый ПОЛЗАНИЕ И ХОДЬБА

Пожалуйста, встаньте. Встав, положите на пол правую руку, где-нибудь перед собой. Многие, опуская руки на пол, слишком сильно или, наоборот, слишком слабо сгиба­ют колени. Это не имеет значения, но неко­торые стараются держать колени прямо, как будто есть такое правило, что, касаясь рука­ми пола, нельзя сгибать колени. Оставайтесь на полусогнутых коленях и, чтобы дотро­нуться до пола рукой, подвигайте тазом на­право и налево. Вы не сможете беспрепятст­венно выполнить это движение, пока что-нибудь не сделаете с коленями. Следите за тем, чтобы таз выполнял одинаковое коли­чество движений в обе стороны, при этом одно колено сгибается, а другое выпрямля­ется. Однако если выпрямлены оба колена, движение направляется куда-то в другую сторону и становится совершенно иным. Держа правую руку на полу, переместите таз сначала немного вправо, затем немного вле­во. У большинства людей руки окажутся в подвешенном состоянии. Обратите внима­ние на то, что все вы смотрите вниз и никто не смотрит вверх. Медленно выпрямитесь и

Искусство движения. Уроки мастера

сдвиньтесь приблизительно на шаг или два. То же самое проделайте с левой рукой. Те­перь встаньте во весь рост и еще раз сделай­те один-два шага. Походите вокруг и снова положите обе руки на пол. Составьте вместе ступни и колени и затем переведите таз чуть правее и потом чуть левее. Касаясь ступней, дотрагивайтесь и до мысков. Остановитесь. Снова сделайте пару шагов. Вновь прикос­нитесь к полу обеими руками и передвиньте левую ступню поближе к правой. Медленно поверните таз немного направо и затем не­много налево. Разведите колени. Руки рас­положите на полу рядом и составьте ступни вместе. Затем очень медленно начните при­седать и подниматься. Сгибаясь, не выпрям­ляйтесь в этот же заход. За раз делайте со­всем немного. Теперь положите обе руки на пол, возьмитесь за правую ступню немного сзади, затем спереди, слева и справа. Ото­рвите от пола ступню и потом поставьте ее на прежнее место или туда, где вы чувствуе­те, что — ах, здесь гораздо удобнее. Выпря­митесь и снова медленно положите обе руки на пол. Теперь перенесите ступню немного вперед, затем назад, направо и потом налево и найдите положение, в котором она нахо­дится ни спереди, ни сзади, ни слева и ни справа, а там, где вы чувствуете, что можете опереться на нее всем своим весом и изме­ниться. То же самое проделайте с правой

Мойше Фельденкрайз

рукой и снова, стоя на четырех конечностях, перемещайте ее вперед, назад, немного впра­во и влево. Затем выберите для нее ней­тральное положение, где она не находится ни спереди, ни сзади, ни справа и ни слева. Те же манипуляции проделайте левой рукой. Видите, на полу образовались четыре точки, которые могут служить отличительной чер­той человека так же, как и отпечатки паль­цев. Они остаются практически неизменны­ми в течение всей жизни до тех пор, пока в организме не произойдут какие-либо суще­ственные изменения. Итак, раз мы это про­яснили, то теперь вы можете выполнять не­привычные для вас движения, а некоторые и очень даже быстро.

Положите, пожалуйста, руки на пол, под­нимите правую руку и левую ступню и по­ставьте их туда, где они наиболее легко и наилучшим образом будут вас поддержи­вать. Сделайте то же самое правой ступней и левой рукой. Выполняя эти движения, обра­тите внимание на свое дыхание, положение не меняйте. Дыхание сохраняйте поверх­ностное. Продолжайте действия еще неко­торое время, чередуя диагонали. Обратите внимание на свою шею. Вы ее напрягаете? А взгляд становится неподвижным? Теперь достаточно.

Встаньте и немного пройдитесь, чтобы снять напряжение. Для большинства людей

Искусство движения. Уроки мастера

напряженность возникает в незнакомой си­туации. Чтобы у вас не возникло боли, мы будем делать частые переменки. Теперь сно­ва медленно положите руки на пол. Подни­мите, пожалуйста, правую руку и ступню. Ага, вам нужно переставить левую руку. Зна­чит, ваша рука находилась не там, где надо. Если движение сделано верно, то в ситуации, подобной этой, вы должны быть в состоя­нии выполнить любое действие в любом на­правлении без предварительной перестройки. Теперь снова положите руки на пол и найдите способ, при котором вы по диагона­ли можете двигаться и направо, и налево. Поднимите правую руку и ступню. Вовсе не обязательно поднимать их высоко. А теперь левые ногу и руку. Обратите внимание, что возвращаетесь вы в другую позицию. Снова попробуйте диагональное движение. Все свои действия вы должны легко выполнять из той позы, в которой находитесь. Представьте, что сводите вместе ступни, и пространство между ними оказывается немного меньше, чем между руками. Попробуйте. Итак, рас­стояние между руками больше. Возможно, сейчас вам станет легче двигаться наиско­сок, а возможно, и нет. Теперь попробуйте поднять правые конечности и затем левые. Это движение, несомненно, проще, посколь­ку, чем шире вы расставляете ступни, тем больший поворот вы совершаете, чтобы

Мойше Фельденкрайз

перенести свой вес на другой бок. Если же ваши ноги расставлены слишком широко, то поднимать правую и левую стороны очень сложно. Итак, попытайтесь расставить ступ­ни как можно шире, опустите руки на пол и поднимите правую руку и правую ногу. (Смех.) Видите, как это трудно? Да, это слишком широко. Сократите расстояние между нога­ми. Смотрите. Вы наблюдаете нечто очень забавное. Поняв один раз принцип, вы смо­жете уменьшать и увеличивать эту дистан­цию, насколько захотите. Это и есть науче­ние, когда у вас появляется свобода выбора. Отдохните и, как и раньше, немного прой­дитесь.

Итак, снова вернитесь на пол, поставив руки и ноги не очень широко и не очень близко. Сейчас вам необходимо научиться еще кое-чему. Должны ли ваши ступни сто­ять в одном и том же направлении, парал­лельно друг другу? Мы этого не знаем. На­сколько возможно, разверните обе ступни таким образом, чтобы пятки смотрели нару­жу. Теперь попытайтесь сделать одно из из­вестных нам движений. (Смех.) Верните пят­ки внутрь и опять попытайтесь поднять правую руку и ногу и руку и ногу, расположенные по диагонали. Это явно слишком усложняет жизнь. Теперь снова выверните наружу пят­ки, приближаясь к пределу своих возмож- i ностей. Поднимите правую руку и правую!

Искусство движения. Уроки мастера

ступню или диагональ с правой ступней. Между этими двумя противоположными ко­нечностями найдите наиболее удобное по­ложение. Видите, так лучше. Ваши ступни не могут стоять параллельно. Они параллель­ны лишь при ходьбе, а не при стоянии. Если они будут параллельны во время стояния, то стоять вы будете косо. Немного подвигай­тесь и, стоя на месте и не соприкасаясь ступ­нями, поставьте их параллельно. Видите? Когда вы ставите ступни параллельно, паль­цы ног искривляются. Теперь, пожалуйста, поставьте обе руки на пол и подпрыгните, оторвав от пола ноги. Перемещайте ступни чуть ближе и дальше от рук, пока не найдете наиболее удобное положение. Продолжайте подскакивать и посмотрите, насколько рас­ходятся ваши ступни, когда вы не заставляе­те их вставать параллельно.

Сделать вы можете все, вы даже можете вылущить глаз и отрезать язык. Если кто-нибудь будет говорить неправду, вы можете отрезать его язык, чтобы он больше не лгал. Это случалось в истории, и такое происходит в наши дни в любой из развивающихся стран, таких как Иран, Пакистан, Саудовская Ара­вия. Теперь снова положите, пожалуйста, руки на пол. Продвиньте их сильно вперед, затем переместите назад, ближе к ступням, и найдите положение, в котором вы поочеред­но сможете поднять обе руки и обе ноги. Вы

Мойшв Фельденкрайз

должны поднимать руки так же легко, как и ноги. Проследите за тем, чтобы подъем ног происходил с той же скоростью, носил тот же характер и имел равное число подгото­вок. Иначе вы упустите цель нашего заня­тия. Немного пройдитесь и снова займите свое место. Обе руки положите на пол и по­смотрите на четыре точки на полу. Держите в памяти их очертания. Попытайтесь мед­ленно повернуться вокруг себя справа, что­бы движение не мешало дыханию, которое должно оставаться поверхностным. Вы уви­дите, что коленям и ступням нужно смот­реть наружу, и другого способа правильно выполнить это движение нет. Встаньте, не­много отдохните, сделайте несколько шагов и теперь начните двигаться вокруг себя в левую сторону. Обратите внимание, что вы передвигаете первым? Что потом? Как вы это делаете? Медленно, осторожно.

Прекратите, пожалуйста, движение, ляг­те на пол, немного отдохните и осознайте, чувствуете ли вы изменение? Перекатитесь направо и встаньте одним движением. По­ложите, пожалуйста, руки на пол и сделайте шаг назад. Следите за тем, как вы это делае­те. Затем шагните вперед и вернитесь в ис­ходное положение. Станьте на четвереньки, опираясь о пол руками и коленями. Теперь ползите вперед. Как вы это сделаете? Вы двигаетесь иначе, чем в позиции стоя. Види-

Искусство движения. Уроки мастера

те? Это очень потешно. Теперь перемести­тесь назад. Посмотрите, это не то же самое, что вы делали, стоя на ногах, — это полза­ние наискосок. Теперь встаньте, опершись на руки и на ступни, и выясните, что значит идти назад. Вы делаете два движения — вправо и влево. Это означает, что существует два типа походки.

Шаг лошади отличается от движений кен­гуру и других животных. Диагональное пол­зание — это большое достижение. Если дети учатся ползать таким способом, то они под­готовлены к тому, чтобы встать на ноги. Снова станьте на четвереньки и ползите, как раньше. Рука и нога, находящиеся с одной стороны, должны ступать одновременно, иначе движение меняется.

Вы когда-нибудь задумывались о том, как крокодил, у которого голова и шея дли­ной 3 фута, выходит из воды, идет и видит перед собой устойчивую картину? Можете себе представить, как бы он шагал вразвалку со своей длинной шеей? Голова моталась бы из стороны в сторону, и он не смог бы ни найти пищу, ни узнать, есть ли поблизости враг. Удивительно, что все живые существа держат голову, глаза и уши в направлении еды, корма, опасности, в то время как тело совершает необходимые для защиты или на­падения действия. Это — основа организа­ции нервной системы. Если мы не можем

Мойте Фельденкрайз

так действовать, то чувствуем, что осанка у нас плохая и дыхание слабое.

И не имеет значения, сколько мы прак­тиковались в дыхательных упражнениях. Не­которые духовные учения отчасти похожи на то, чему учимся мы. Однако они не пред­усматривают того, что вы не можете постичь какой-либо принцип таким, каким он пред­ставляется остальным. Поэтому люди про­водят жизнь в поиске ощущений, которые нам даются за один урок. В результате улуч­шается работа нервной системы. Прежде без­действующие части тела начинают работать, а когда их функция завершается, другой, более чувствительный орган набирает силу, достаточную для того, чтобы взять эту функ­цию на себя и выполнить. В самом начале жизни разные отделы мозга облегчают ходь­бу, не разделяя движений правых и левых конечностей и не производя дифференциа­ции между рукой и ногой. До определенного возраста ребенок при ходьбе не может со­вершать диагональные движения руками и ногами, потому что отделы мозга, отвечаю­щие за подобное передвижение, еще не раз-t виты. "

У некоторых людей такая недифферен­цированная походка остается на всю жизнь. Так почему же во время ходьбы люди разма­хивают руками? Встаньте, пройдитесь и по­смотрите, какая рука и нога работают вмес-

Искусство движения. Уроки мастера

те. Вы обнаружите, что не осознаете этого. Видите, что происходит? Это тот же пример, что и с крестообразным диагональным пол-заньем, подобным крокодильему, когда го­лова может оставаться посредине, а хвост работает для сохранения равновесия. Чтобы мы могли повернуть голову, куда пожелаем, таз двигается вместе с нами. А теперь смот­рите: можете ли вы, стоя на месте, опреде­лить, что движение не совсем диагонально? Что раньше начинает двигаться — рука или нога? Вы обнаружите, что если одновремен­но будете передвигать руку и ногу, то ваша походка станет похожа на маршировку сол­дат германской армии и русской армии, вы­прямляющих ноги и громко топающих. И не­важно, коммунист ты или фашист, — ты такой же болван. (Смех.)

Чтобы понять важность того, чему мы учимся, положите правую руку на правую ногу и продолжайте двигаться вперед. Чем еще вам приходится двигать, когда руки и ноги перемещаются одновременно? Видите, насколько разворачивается таз? Положите руки на бедра и пройдитесь. Эта походка по­добна первому примитивному ползанию. Есть люди, которые ходят именно так. Некоторые вертят не задом, а плечами. Сделайте так, по­пробуйте двигать плечами вместо таза. Кро­ме того, вам нужно шевелить головой. Те­перь идите вперед, работая только тазом и

Мойше Фельдвнкрайз

сосредоточив взгляд на какой-нибудь точке в окне. Вы обнаружите, что двигать прихо­дится и тазом, и плечами. И легкое покачи­вание рук позволяет поддерживать голову в направлении окна. Но не это главное. Важ­но то, что для некоторых из присутствую­щих были свойственны такие телодвижения (как мне утром сказала одна женщина) по крайней мере лет десять, а они и не предпо­лагали, что двигались таким образом. Толь­ко зная, что ты делаешь, можно сделать то, что хочешь. А теперь просто пройдитесь и проследите, что вы делаете руками. Движе­ние диагонально. Теперь передвигайтесь так, чтобы, когда правая нога находится впереди, левая рука находилась сзади. Обратите вни­мание, что когда вы очень сильно размахи­ваете руками, то начинаете, как солдат, то­пать ногами. Это происходит оттого, что вы не можете повернуть таз, но хотите держать голову так, чтобы смотреть можно было в любую сторону. Продолжайте размахивать руками до горизонтального положения, и вы увидите, что вам вовсе не нужно двигать та­зом. Некоторые полагают, что это выглядит изящно. (Смех.) Нет ничего хорошего в том, что вы сгибаете колени. Тогда вы не фа­шист, не коммунист. Нога должна быть пря­мой, а ступня производить топот.

Встаньте, опершись на ноги и на руки. Обратите внимание, что, раз есть четыре

Искусство движения. Уроки мастера

точки опоры, есть и четыре линии: линия, соединяющая руки, линия, соединяющая ноги, и две линии, соединяющие руки с но­гами. Находясь в таком положении, оторви­те правую ступню от пола и согните правую ногу в колене, дабы развернуть таз так, что­бы сесть, повернувшись в правую сторону. Ваше колено пересекает линию между левой ногой и левой рукой. Теперь попробуйте вы­полнить это движение таким образом: стоя на ногах и на руках, согните правую ногу, поднимите ступню и затем разверните коле­но так, чтобы пересечь им линию между левой ногой и левой рукой, и затем сядьте, но уже повернувшись в левую сторону.

Нам это трудно сделать, потому что мы не знаем, что, собственно, мы делаем, но на самом деле это несложно. Словами это труд­но выразить. Теперь осторожно посмотрите, что происходит. Осознайте это и некоторое время оставайтесь в покое. Если вы никак не можете понять, то посмотрите на других, и вы увидите, что если вы полностью не поло­жите правое бедро и колено на пол, то ваши движения будут скованны и вы не сможете опустить на пол таз. Таз совершает непре­рывное, простое дугообразное движение. Ваш таз — это электростанция, но чем он может быть вам полезен, если произошла путаница в проводах? Сделайте движение простым, легким и удобным, чтобы его выполнение

Мойше Фельденкрайз

совсем не отнимало времени. Даже если вы упадете, дыхание останется прежним. Мед­ленно. Вот так, хорошо.

Почему бы вам не сделать несколько ша­гов и не посмотреть, как изменилась ваша походка теперь? Мы выполнили всего не­сколько движений. Можете ли вы найти какие-нибудь различия в движениях правой и левой ноги и таза? Лягте на спину и обра­тите внимание на то, какая часть тела, какой тазобедренный сустав и какая сторона таза лучше соприкасаются с полом. Те части ва­шего тела, которые располагаются наиболее близко к полу, — и есть места, которые пре­кратили выполнять бесполезную работу. Перекатитесь на другой бок, встаньте, снова опершись на руки и на ноги, и представьте себе, как те же движения выполняете левой ногой. Продумайте все движение целиком, чтобы, когда вы будете его выполнять, оно было таким же совершенным, как и в ваших мыслях. Все ошибки вы уже сделали, рабо­тая с правой половиной тела, осознали их, а раз вы знаете, что делаете, то должны и сле­ва суметь осуществить то, что хотите. Если же вы ошибетесь, это не будет катастрофой. Всю свою жизнь мы совершаем ошибки, тем не менее это тоже своего рода познание. Итак, обдумайте свои действия и затем по­пробуйте выполнить движение. Вы увидите, что движения, которые вы сперва продума-

Искусство движения. Уроки мастера

ли, сразу же легче и удобнее делать, чем те, которые вы выполняли, когда только учи­лись этому.

Теперь встаньте, пожалуйста, на руки и на ноги, как раньше, затем обдумайте дви­жения, поочередно с правой и с левой сто­роны, и повторите их. Осторожно встаньте и подумайте, каким образом вы можете уси­лить и совместить это движение с движени­ем с левой стороны, чтобы оно стало плав­ным и непрерывным, без проваливания внутрь или прыганья. Посмотрите, что происходит с тазом, и обратите внимание на то, что ваша голова остается практически в середине. Ес­ли вы сделаете движение слишком быстро, то обнаружите, что точно в центре голова окажется позже. Есть очень смешные, мель­чайшие различия, создающие огромную раз­ницу, которую люди не осознают. Продол­жайте наблюдать за собственным движени­ем и посмотрите, что происходит с тазом, когда вы отрываете ступню от пола. Теперь не поднимайте ступню и посмотрите, что происходит в этом случае. Если вы не отры­ваете ступню от пола, то эта маленькая де­таль порождает огромную разницу. Выясни­те, какую именно. Если вы не поднимаете ступню, то одному Богу известно, куда соби­рается присесть ваш зад. На самом деле в трех футах от того места, куда должен бы. Видите, как по-разному реагируют все мыш-

Мойше Фвльдвнкрайз

цы в разных ситуациях. Некоторые из вас все еще не могут найти различия. Подними­те ступню и посмотрите, как таз приземляет­ся между руками почти в том же самом мес­те. Лягте на спину и отдохните.

Где, по вашему мнению, зарождается ды­хание? Какая часть тела начинает движение первой при поступлении воздуха и какая лишь впоследствии постепенно присоеди­няется к ней? Вы обнаружите, что та часть тела, которая первой приступает к движе­нию при вдохе, первая начинает действовать и при выдохе.

Снова, пожалуйста, обопритесь на руки и на ноги и обратите внимание на то, что когда вы, поднимая ногу, садитесь в правую сторону, то левая рука вам не нужна. Итак, сделайте это движение, подняв левую руку, вернитесь обратно и затем, когда вы минуете середину, поднимите правую руку. Запомни­те, что если вы будете очень сильно выдви­гать таз, перенося его из стороны в сторону, то не сможете выполнить это движение так, как его делаем мы. Обратите внимание на то, что таз собирается остановиться как раз между руками, точно в том месте, где нахо­дятся ваши ступни, когда стоят на полу. По сути, если от половых органов вы проведете вниз вертикальную линию, то она точно по­падет туда, где при приседании оказывается задний проход. Легким движением смените

Искусство движения. Уроки мастера

ноги. Теперь можно поменять их местами, слегка подпрыгнув. Сделайте один прыжок и уберите руку.

Тот, кто чувствует усталость, пусть поло­жит руки на пол в своем воображении. Если вы хорошенько продумаете свои действия, то с успехом сможете выполнять более пяти­десяти движений. Просто думайте и ничего не делайте. Затем поднимите левую руку и представьте, будто кладете ее обратно; одно­временно поднимите таз и смените руку. [Мойше обращается к кому-то из группы.] Нет, вы не додумали до конца — ваш мыс­лительный процесс был прерван сбившимся дыханием, и мысль не была завершена. Сле­дует тщательно продумать все действие це­ликом и каждую его деталь, и не страшно, если это займет у вас минуту. В следующий раз вы сделаете это за десять секунд, потом за одну десятую секунды, а затем вы сможете выполнять его, и вовсе не испытывая уста­лости. Выберите для себя одну из правиль­ных поз для размышления, чтобы напомнить весь принцип действия той зоне коры голов­ного мозга, которая отвечает за мыслитель­ные процессы. Теперь начните как можно чаще подпрыгивать, но без спешки и заме­шательства. Почти все вы напряжены и слиш­ком торопитесь. Встаньте, как стояли внача­ле, опустив руки на пол. Отметьте, что вы чувствуете, поднимая правую ногу и правую

Мойше Фельденкрайз

руку, и попробуйте поднять диагонально расположенные правую руку и левую ногу. Движения выполняйте обеими руками и обеими ногами. Не стало ли легче это де­лать? Встаньте, походите вокруг. Вот видите, мы сделали невозможное возможным, слож­ное простым и к тому же легким и удобным в действии.

Теперь можно устроить перерыв, потому что мы сделали больше, чем можно сделать за час напряженной работы. (Аплодисменты.)

Урок пятый

РЕБРА И ПЕРЕКАТЫВАНИЕ

Лягте на спину. Расставьте ноги немного шире плеч, но не слишком широко. Сцепите пальцы рук и положите их на нижние ребра грудной клетки, там, где вам удобно. Очень медленно и плавно поднимите правый ло­коть, при этом запястье правой руки должно оставаться на месте. Руки находятся под пря­мым углом к телу. Немного усильте движе­ние, т. е. теперь локоть должен оторваться от пола, и посмотрите, насколько незначитель­но движение, которое вы совершаете.

Теперь давайте подумаем, что можно сде­лать, чтобы усовершенствовать это движе­ние, сделать его более простым, легким и обя­зательно более обширным?

Посмотрите, в чем состоит трудность? Что вам мешает с легкостью поднимать ло­коть? Следует ли вам отводить локоть, когда вы его поднимаете, или нужно держать его близко к телу? Когда вы лежите в расслаб­ленном состоянии, ваша рука наклонена на 35 градусов, а грудь располагается выше. Следовательно, если вы хотите поднять ло-

Мойшв Фельденкрайз

коть, сначала он должен отходить от тулови­ща, поскольку находится в укороченном по­ложении.

Многие из вас начинают выполнять ка­кие-то движения плечами, ключицами и гру­дью, что мешает подъему. Если локоть не отодвигается от тела, то вы бессознательно начинаете прилагать усилия, чтобы его под­нять. Как видите, большинство из нас на­столько скованны, что, поднимая локоть, мы поднимаем и запястье, что совершенно бесполезно и не нужно. Поднимая запястье, вы уже не можете поднять локоть выше, а если вы все-таки это делаете, то правая рука отходит от туловища. Другими словами, большинство из вас не работают плечами в полной мере.

Вспомним, что вчера, когда вы исследо­вали поверхность вокруг себя, во время этих движений правая рука изменяла положение, что позволяло плечам и ключицам отодви­гаться от грудной клетки. Теперь, пожалуйс­та, остановитесь, выполните движение ле­вым локтем и почувствуйте, в чем состоит разница. А теперь обоими локтями сразу. За­тем, продолжая выполнять движение двумя локтями вместе, поднимите голову. Голо­ва — это череп, лицо и волосы. Итак, подни­мите полностью всю голову. Вот теперь, ког­да локти будут подниматься над грудью, за­пястья будут оставаться на месте, а нижняя

Искусство движения. Уроки мастера

часть грудной клетки становиться плоской. Это очень важно для спины, поскольку по­ясничный отдел прижат к полу.

Сейчас вы обнаружите одно странное свойство. Снова выполните движение при участии головы и посмотрите, насколько широко раздвигаются локти и насколько высоко они поднимаются над полом. Од­нажды попробовав выполнить движение с поднятой головой, впоследствии вы сможете совершать то же движение уже без ее помо­щи. Попробуйте это сделать, и вы увидите, что можете поднимать локти такое же коли­чество раз. На самом деле голова здесь ни при чем. Важно то, что происходит при уп­лощении грудной клетки и при подъеме плеч. Вы научитесь этому за 10 секунд. Снова вы­полните движение, поднимая голову, и убе­дитесь в том, что в действительности вы мо­жете так же хорошо его делать без участия головы, как и с ее помощью. Прекратите дви­жение, опустите руки и обратите внимание на то, что произошло с лопатками, с дыха­нием и с расположением рук.

Вновь сцепите пальцы, но не обычным сплетением. Некоторые из вас не представ­ляют, что я имею в виду. [Мойше демон­стрирует смену рук, при этом правый указа­тельный палец оказывается поверх левого и затем наоборот.] Правый указательный па­лец поверх левого — один вариант, и левый

Мойше Фельденкрайз

поверх правого — другой. Для кого-то при­вычным является первый, для кого-то — второй. Снова поднимите плечи, держа паль­цы в непривычном для вас сплетении. Затем поднимите голову и обратите внимание на расширение движения. Медленно приставь­те правую ногу к левой и так же медленно поднимите правый локоть, словно он стре­мится перемещаться вместе с телом до тех пор, пока не будет нацелен в потолок. Спе­рва выполните эти движения в своем вооб­ражении, и затем вы обнаружите, что начи­наете двигаться наяву. Теперь представьте себе перекат налево, и ваше тело полностью туда переместится.

Не старайтесь добиться каких-либо успе­хов с самого начала, иначе позвоночник и грудная клетка останутся в том же ужасном состоянии. Теперь прекратите движение и, не меняя позы, внимательно посмотрите, что следует делать дальше. Вместо того что­бы соединить пальцы, поместите правую руку в сгиб левого локтя. Правая рука нахо­дится под левой. Теперь сделайте то же дви­жение, что мы делали раньше, стараясь пере­катиться налево и поднимая правое плечо и локоть. Теперь, если вы перекатитесь напра­во, то правой рукой упретесь в пол, а тыль­ная часть левой руки отодвинет локоть. Если вы будете двигаться медленно, то поймете, что все происходит само собой, если нерв-






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных