Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Искусство движения Уроки мастера 11 страница




Прервитесь на минуту. Давайте попробу­ем еще раз: положите руки на пол и как можно шире расставьте колени. Как можно шире означает настолько широко, насколь­ко позволяют вам ваши возможности, иначе потом вы не сможете двигаться. Плавно пере­несите таз направо. Ага, видите, как сложно! Итак, передвиньте таз направо, в центр и снова направо. Но не крутите им, а просто перенесите вес на правое колено, чтобы ле­вое можно было чуть-чуть оторвать от пола. Вы должны суметь устоять на правом коле­не. Это не так просто, и если у вас получит­ся, то, несомненно, вы сможете это сделать и каким-нибудь непривычным для вас спо­собом.

Продолжайте дальше и сожмите колени, как вы это делали, когда они были вместе. Поднимите правое колено и затем стукните им по полу. То же самое проделайте с левым. Те, кто расставил ноги шире, чем могли на

I

Искусство движения. Уроки мастера

самом деле, обнаружат, что сделать это чрез­вычайно трудно.

Обратите внимание, насколько повора­чивается таз, пока вы выполняете эти дви­жения. Видите, одни не могут сделать этого, не вращая тазом, а другие могут. Снова со­ставьте колени вместе и, поочередно пере­кладывая вес с одного колена на другое, от­метьте для себя легкость, с которой вы вы­полняете эти движения. Эта легкость должна сохраняться даже тогда, когда вы раскрывае­те колени немного больше. Сделайте это и проверьте, чтобы все было правильно.

Прекратите сжимать колени — это боль­ше не требуется — и посмотрите, можете ли вы перевести таз вправо и влево, не повора­чивая его. Некоторые не понимают, что де­лают. Справа я вижу одного человека, кото­рый очень хорошо стоит на правом колене, но совсем не может стоять на левом. Это оз­начает, что таз совершает обширное движе­ние в правую сторону и ограниченное — в левую. И, конечно, все дело в тазобедрен­ном суставе — абдукторы (отводящие мыш­цы) и аддукторы (приводящие мышцы) та­зобедренного сустава с обеих сторон очень разные. Поэтому и вся конструкция, вклю­чая плечи, должна быть другой.

Теперь, не сгибая ног и ничего не подни­мая, начните попеременно переносить вес с одного колена на другое. Когда мы подни-

9-7915

Мойше Фельденкрайз

маем колено, поворачивается таз. Неболь­шие вращения, похожие на эти, мы совер­шаем во время ходьбы. Но если вы хотите проверить, работает ли один тазобедренный сустав так же, как второй, то поворот необ­ходимо по возможности исключить, чтобы проследить, соответствуют ли движения таза направо и налево тому, какими они могут быть. Это значит, что синергетическое дей­ствие мышц-антагонистов — аддукторов и абдукторов — выполняется наилучшим об­разом.

Каждый человек обладает особой поход­кой, которую можно узнать за 500 ярдов. Это происходит потому, что вы узнаете ту ногу и тот тазобедренный сустав, движения которых неодинаковы. То же относится и к плечам и к размахиванию рукой. И лишь взглянув на эту особую манеру двигаться, при которой стороны тела неидентичны, вы можете сказать «это — мой отец» или «это — моя любимая». Знаете, есть одна разновид­ность утиной походки — эдакое необычное покачивание, которое свойственно моей возлюбленной. (Смех.) Теперь сделайте не­большое движение. Если вы будете осторож­ны, то колени начнут выздоравливать, если нет, то будут сильно болеть.

Теперь, пожалуйста, снова встаньте на колени и положите правую ступню за пятку, поверх левой лодыжки. Составьте колени

Искусство движения. Уроки мастера

вместе и медленно и мягко перенесите таз назад, как будто собираетесь присесть на ближнюю пятку. Не садитесь, а постепенно вернитесь в исходное положение и выпол­ните движение заново. Чтобы свободно опус­титься еще чуть ниже, раздвиньте, пожа­луйста, большие пальцы ног в стороны и, не напрягаясь, сядьте назад. Теперь широко расставьте колени, но так, чтобы это было в пределах ваших возможностей. Выполните те же самые движения и обратите внимание, что большие пальцы ног еще больше расхо­дятся в стороны, но уже сами. Ступни долж­ны быть скрещены, иначе у вас ничего не получится. Теперь поменяйте их местами и выполните движение еще раз.

Остановитесь. Встаньте на колени, про­должая держать ступни крест-накрест, и плавно переводите таз направо и налево до тех пор, пока не почувствуете, что уже не­много лучше стоите на одном колене. Не поднимая коленей, перемещайте таз так, чтобы ощутить, что уже тверже стоите на од­ном колене и что, если захотите, сможете поднять другое. Теперь соедините колени. У некоторых людей разница между разведе­нием и соединением коленей едва заметна. У других разница настолько велика, что дви­жение становится невыполнимым. Поэтому посмотрите, что вы можете сделать, чтобы ваше движение стало более свободным, и

Мойше Фельденкрайз

продолжайте плавно переносить таз из сто­роны в сторону.

Теперь оторвите обе ступни от пола и обопритесь на пальцы ног, как будто соби­раетесь бежать. Медленнее. У вас не полу­чится встать на обе ноги, пока колени разве­дены. Держите их вместе. Тогда одна ступня, будто готовая к бегу, сможет опираться на пальцы, а другая нет.

Теперь откиньтесь назад, как бы собира­ясь сесть. Делайте это как можно медленнее, поскольку если это движение для вас непри­вычно, то вы сломаете пальцы ног и больно растянете ахиллово сухожилие. Будьте мак­симально осторожны, если что-то почувст­вовали в коленях, ведь мы передвигаем их непривычным для вас способом. Если вы ощущаете дискомфорт, то остаток урока не сможете как следует работать. Вы не можете учиться, испытывая при этом неудобства, опасения, сомнения и поспешно выполняя движение.

Поэтому, если необходимо, возьмите мяг­кую подушку и положите ее под колени. Учиться должно быть приятно. Невозмож­ное становится возможным только тогда, когда вам это делать удобно и комфортно. Если же вам неприятно выполнять какие-то движения, то впоследствии вы ни за что к ним не вернетесь и никогда ими не восполь­зуетесь. Без положительного опыта тело ни-

Искусство движения. Уроки мастера

когда не научится этим действиям и отка­жется их принимать. Вы никогда не научи­тесь прижигать себе глаз сигаретой или что-то вроде этого. Вы никогда не научитесь си­деть на торчащем вверх штыре, и если вдруг научитесь, то, значит, вы настолько ненор­мальный, что заслуживаете этого.

Теперь снова, пожалуйста, встаньте на колени. Смените ступню, чтобы на пальцы опираться уже другой ногой, и медленно отодвигайтесь назад. Теперь очень широко расставьте колени, и вот тогда обе ступни смогут стоять на пальцах. Но каждый чело­век на пальцы опирается по-своему. Кто-то более удобно, а кто-то менее. Чередуйте ступ­ни, пока не почувствуете разницу между тем, как работают пальцы одной ноги и пальцы другой. Те из вас, у кого были проблемы со ступнями, годами отвергали это движение. Вы увидите, что сможете восстановить его гораздо быстрее, чем думали.

Чтобы идти на поправку и дальше, по­ставьте ступни на обычном расстоянии и по­тяните их, чтобы ногтями пальцев ног до­тронуться до пола. Затем начните их сгибать и делайте это до тех пор, пока не упретесь пальцами в пол, как будто собираетесь бе­жать. Вы обнаружите, что если поможете себе перемещением таза из стороны в сторо­ну, то движение станет вполне возможным. То есть, чтобы мыски согнулись, таз продви-

Мойше Фельденкрайз

гается вперед и вы, чтобы опереться на них, можете насколько нужно поднять ноги. С вытянутыми мысками отведите таз назад, как будто собираетесь сесть, и попытайтесь расположить ступни иначе. После этого вы должны переместить таз. Итак, начните с упрощения движения, и вы увидите, что од­нажды сухожилия ног у вас обретут свою ес­тественную гибкость и растяжку и выпол­нять движение вы сможете, не шевеля тазом. Однако не делайте этого сейчас. Это под силу только лучшим ученикам. Как вам из­вестно, среди нас лучшие ученики — это те, кто мешает себе учиться. Если вы все же за­хотите стать лучшим учеником, то согните ступни посильнее, появится боль, и они ни­когда у вас больше не будут работать пра­вильно.

Теперь, пожалуйста, сядьте или лягте на пол и отдохните. Опять встаньте на колени. Расположите их в удобной для вас позе и переведите или перенесите таз вправо и за­тем влево и почувствуйте разницу. Стано­вится ли ваше движение лучше, легче и чет­че, что таз при этом вам уже наклонять не нужно? Когда вы плавно перемещаете таз, то спиной, позвоночником производите не­которые действия — движения, которые обыч­но вами не делались. Можете ли вы еще больше повернуться направо, потом так же налево, а потом еще немного левее? По-

Искусство движения. Уроки мастера

смотрите, что происходит. Наступает мо­мент, когда вы чувствуете, что одно колено должно продвинуться вперед, а другое назад. Вначале самое простое — это позволить тому колену, которое не несет никакого ве­са, двигаться в направлении, которое вам кажется верным. Есть одно самое лучшее для вас направление. Выясните, какое коле­но стремится вперед, когда вы переносите таз направо.

Остановитесь. Правую руку поместите в левую, расположите руки на полу и, стоя в такой позе, упритесь в них макушкой. Пока­чайте тазом вперед, назад, влево и вправо. Что, как вам кажется, делают плечи и позво­ночник? Делаете ли вы то самое движение, когда позвоночник опускается между плеча­ми? Это будет происходить, если локти на­ходятся слишком далеко или, наоборот, слишком близко друг от друга.

Теперь составьте их вместе и покачайтесь вперед, как и раньше. Сомкните колени и продолжайте. Представьте себе свой живот, втяните его и выпятите наружу, чтобы он оказался недалеко от пола. Некоторые не знают, как далеко их колени должны распо­лагаться от локтей, и, следовательно, не мо­гут выполнить этих действий. Другой способ выполнить движение — это представить се­бе, что кто-то поставил вам ногу на поясни­цу, которую вы то проталкиваете вверх, то

Мойшв Фельденкрайз

опускаете вниз. Когда вы двигаетесь вперед, вы втягиваете живот, и позвоночник в опре­деленной точке сам собой округляется. Те­перь наклонитесь вперед настолько, чтобы согнуть ступни и встать на пальцы ног. Жи­вотом выполните те же действия. Пятки долж­ны находиться близко друг к другу или со­прикасаться. Движение нужно делать мед­ленно, пока ступни не смогут как следует стоять на пальцах. Следите за тем, чтобы не отклоняться назад слишком далеко и не са­диться. И движение животом может быть сделано только в том случае, если вы руками и головой делаете нечто особое.

Теперь вытяните мыски и продолжите движения. Прервитесь на минутку. [Мойше просит одного из членов группы выйти впе­ред.] Не могли бы вы, пожалуйста, подойти сюда? Встаньте на колени, правую руку вло­жите в левую и лбом или макушкой — как вам удобнее — упритесь в ладони. Теперь сомкните колени, переместитесь вперед и назад и обратите внимание на свой пояснич­ный отдел. Он должен легко, без напряже­ния двигаться вверх и вниз. Выполните не­сколько таких движений, затем встаньте на мыски и сделайте еще некоторое количество движений. Затем расставьте колени пошире и продолжайте свои действия. Помните ли вы погружение позвоночника? Когда вы пере­мещаетесь вперед и назад, позвоночник ок-

Искусство движения. Уроки мастера

ругляется не только в области поясницы, но и между лопатками. И разойдутся они в сто­роны только в том случае, если при наклоне вперед вы неожиданно задействуете шейные позвонки. Позвонки тогда нагромоздятся друг на дружку так, что вы спокойно сможе­те стоять на голове. Сейчас нам это не нуж­но. Итак, продолжайте выдвигать позвоноч­ник вперед в его шейном отделе. Первым пойдет самый нижний, седьмой позвонок, расположенный между лопатками. Двигаясь вперед, втяните живот, и вы обнаружите, что столкнулись с огромной проблемой измене­ния кривизны шейных позвонков. Иначе го­воря, другие позвонки, расположенные меж­ду нижней частью вашего черепа и тем боль­шим седьмым позвонком, которым вы уже бессознательно действуете, остаются на преж­них местах. Не пытайтесь это изменить, а просто отметьте для себя, что в позвоночни­ке есть определенные мобильные места, но в целом он неподвижен. То есть несколько точек обладают гибкостью, а другие — слов­но кусок бревна. Сейчас мы постараемся с этим что-нибудь сделать. Возьмите, пожа­луйста, за правило, что, двигаясь вперед, вы опускаете живот — действие, обратное тому, что мы делали минуту назад.

[Мойше обращается ко всей группе.] Перемещаясь вперед, выпятите живот, как будто вы беременны. Не давите слишком

Мойте Фельденкрайз

сильно. Задача не состоит в том, чтобы си­лой заставить позвоночник что-нибудь сде­лать. Это не обучение. Мы должны отыскать такой способ, при котором позвоночник будет двигаться. Только тогда мышцы будут работать правильно. Теперь опустите живот вниз, к полу, в то время как сами двигаетесь вперед. Двигайтесь медленно, чтобы никак себе не навредить. Когда вы устремляетесь вперед, таз должен делать уже нечто отлич­ное от того, что делал раньше. Он поднимает вверх анальное отверстие. Некоторые люди не могут поднять анус вверх настолько, что­бы в таком положении было удобно зани­маться сексом.

Теперь вытяните мыски и продолжайте. Проследите, в каком месте вам легче опус­кать на руки голову. Вы увидите, что стре­митесь к тому, чтобы быть на голову выше. Продолжайте движение. Втяните живот, за­держитесь в таком положении и выпятите его наружу. Обратите внимание на то, что происходит с шеей и как помогают позво­ночнику лопатки, независимо от того, ду­маете ли вы об этом или нет. На самом-то деле вы думаете, иначе ничего бы не проис­ходило.

Теперь остановитесь. Лягте на спину и немного отдохните. Сейчас у вас в позво­ночнике, в шее, в голове и во всем теле при­сутствует необычное ощущение — будто вы

Искусство движения. Уроки мастера

становитесь выше. И это не просто ощуще­ние — у вас на самом деле увеличился рост. Произошло это потому, что некоторые лиш­ние изгибы позвоночника уменьшились и стали такими, как у маленького ребенка или у более совершенного человеческого суще­ства. Если вы к себе прислушаетесь, то заме­тите, что шея в месте между головой и спи­ной изменилась. Если вы попробуете пока­чать головой направо и налево, то будете удивлены. У тех, кто слышал хруст, теперь есть область, где его нет вовсе. Посередине и при повороте головы вправо и влево движе­ние прекрасное, хотя оно редко бывает оди­наковым с обеих сторон.

Перекатитесь на бок и снова станьте на колени. Левую руку вложите в правую и уп­ритесь в руки головой чуть выше лба. Коле­ни раздвиньте немного шире, правое колено оторвите от пола и затем медленно положите его на пол за левым коленом. Сильно потя­ните мыски, чтобы ногтями дотронуться до пола. Теперь легонько покачайтесь вперед и назад, втягивая живот при движении вперед и выпячивая при движении назад. Обратите внимание: таз делает нечто такое, чего вы вовсе не собирались им делать. Перемести­тесь вперед и втяните живот. Тем самым вы растянете грудную клетку и сделаете ее плос­кой. Теперь качнитесь вперед, уже с выпя-

Мойше Фельденкрайз

ченным животом, и посмотрите, какой ло­коть вам поднять легче, а какой труднее.

А сейчас проверьте, можете ли вы дви­гать свободной лопаткой вместе с другой. Что делает таз, когда вы поднимаете свобод­ное плечо? Вы заметили, что стоите на коле­не не так, как раньше? Теперь ближе к цент­ру передвиньте одну только правую лопатку и поднимите правый локоть. Обратите вни­мание на то, что в это время делают осталь­ные части тела и как вы стоите на колене. Ваш правый тазобедренный сустав двигает­ся вперед и назад, и колени при этом могут оставаться на полу. Выполняйте движение медленно, и раз оно вам дается с трудом, очень интересно добиться того, чтобы оно стало более легким и удобным. Прервитесь. Лягте на пол и немного отдохните. Если хо­тите, можете лечь на спину, чтобы увидеть и почувствовать, какие части тела работали усерднее других и в каких произошли более заметные изменения. Ваше тело совершенно асимметрично в самых неожиданных мес^ тах.

Теперь перекатитесь, пожалуйста, на бок и встаньте на колени. Левую руку вложите в правую и упритесь в руки макушкой. Разве­дите плечи и колени так, чтобы вы, глядя под собой, с легкостью могли видеть обе ступни, и покачайтесь вперед и назад. По­старайтесь почувствовать, какой позвонок

Искусство движения. Уроки мастера

между поясничным и шейным отделами по­звоночника приступает к действию, когда вы совершаете эти движения. Проверьте, можете ли вы, наклоняясь вперед, выдви­нуть верхнюю часть позвоночника так дале­ко, чтобы вам пришлось раздвинуть лопатки в стороны. Итак, максимально продвиньтесь вперед и затем, оставаясь в таком положе­нии, поднимите левое колено и поместите его за правым. Если вы вдруг обнаружите, что не можете стоять на левом колене, встань­те на правое, а левое оставьте там же в под­вешенном состоянии. Позже движение, над которым мы работаем, поможет нам с этим справиться.

Теперь медленно наклонитесь вперед, потом назад и прислушайтесь к своим ощу­щениям в большом шейном и поясничном позвонках. Двигаясь вперед, проследите за тем, что происходит с позвоночником от за­тылка до середины плеч. Пока вы ничего особенного с собой не делаете, там все спо­койно. Итак, выполняя эти действия, поло­жите, пожалуйста, левую руку на пол, как будто собираетесь от него оттолкнуться. Го­лова остается лежать на правой ладони. Снова приступите к качанию вперед и назад. Обра­тите внимание, встало ли левое колено на пол. Смените руку и уже левую положите под голову, а в пол упритесь правой. По­смотрите, что происходит. Продвиньтесь впе-

Мойшв Фельденкрайз

ред, втянув живот, и там его выпятите. Куда при этом уходит подбородок? Теперь обе ру­ки поставьте так, как будто собираетесь под­няться. Продолжайте качаться вперед и назад и выпятите живот. Голову с пола не подни­майте. Ступни и локти поставьте симмет­рично и разведите шире, пальцы ног распо­ложите, будто собираетесь бежать, а руками упритесь в пол, как бы отталкиваясь от него. Локти при этом должны находиться в возду­хе, а руки — в том месте, где они, если бы вам захотелось, могли бы поднять плечи.

Остановитесь. Лягте на спину и передо­хните. Снова станьте на четвереньки. Левую руку положите на пол тыльной стороной и опустите в ладонь правую щеку. Протяните правую руку вправо ладонью вверх. Есть только один способ это сделать. Теперь очень медленно, плавно перенесите таз вправо и затем влево, как вы это делали раньше. Дви­гайтесь очень медленно, иначе некоторые шеи могут пострадать. Переводите таз из сто­роны в сторону, чтобы почувствовать, что на одно колено вы опираетесь больше, чем на другое. Постепенно переходите от одного колена к другому. Выполняйте совсем неза­метное движение, которое делать легко и комфортно.

Прервитесь на минуту. Плавно втяните и выпятите живот. Вы обнаружите, что для этого вам приходится немного вьщвигать таз

Искусство движения. Уроки мастера

вперед. Выясните, какие части позвоночни­ка до сих пор не сгибались. Вы обнаружите, что это не поясничный и не шейный отделы. Шейный позвонок некоторое действие со­вершает. Но между ними вы найдете целое скопление позвонков, которые у большин­ства людей никогда или почти никогда не двигались. Давление, которое действует на щеку, во время движения переходит ближе к подбородку и затем ко лбу. Втяните и выпя­тите живот. Теперь растянитесь на животе и отдохните.

Вернитесь в то же положение, но левую руку поставьте так, как будто собираетесь оттолкнуться от пола, а правую ладонь поло­жите под правую щеку. Куда же вам деть правый локоть? Сначала поместите его ря­дом с собой, между ног, и продолжите дви­жение, втягивая и выпячивая живот. Помо­гайте себе левой рукой. Мыски вытяните. Поворачиваясь на ладони, правый локоть отодвиньте вправо, но не в один заход. [Мой-ше прерывается, чтобы сделать замечание одному из участников группы.] Не пони­маю — это же такая неуклюжая поза. Он фактически сам себя поднимает и двигается с огромным шумом. Значит, он сделал бес­полезное движение, которое нам в нашей работе совершенно не нужно. Снова верни­тесь к положению, когда ваш локоть нахо­дится между ног, и понемногу передвигай-

Мойше Фельденкрайз

тесь на Ую градуса. Сконцентрируйтесь и дышите неглубоко. Вес в ногах вы исполь­зуете таким образом, что можете переме­щать локоть чуть правее и чуть левее. Дейст­вуйте медленно, пока не почувствуете себя в силах выполнить это движение. Вы не обя­заны немедленно добиться успехов, вы не в школе — вы учитесь. Когда это произойдет, вы сами для себя определите, какая скорость и какое количество энергии вам необходи­мы, чтобы это сделать.

Теперь под правую щеку положите обе руки. Локти должны быть размещены с умом, а не там, где вам вздумается. Есть места, ко­торые вам подойдут лучше всего. Посмотри­те, правый локоть находится от коленей дальше, чем левый? Касаетесь ли вы подбо­родком левого плеча или нет? Разведите локти так широко, как только можете. Те­перь поднимите левое колено и занесите его в правую сторону, за правое колено. Дейст­вуйте медленно, не сломайте себе шею. Не нужно помогать себе пальцами ног и не ме­няйте положения коленей после того, как выполните движение.

Любое движение, которое выполняется так, что вам приходится предварительно пере­страиваться, означает, что ваш организм плохо подготовлен. Итак, медленно перене­сите свой вес на правое колено, чтобы левое можно было мягко и плавно завести назад и

Искусство движения. Уроки мастера

так же легко, мягко и плавно вернуть обрат­но. Останьтесь в этом положении и поводи­те тазом вправо и влево. Обратите внимание на то, как меняется давление на щеку. Мед­ленно переведите таз в правую сторону, за­тем в левую и затем вперед и назад.

Теперь очень медленно встаньте на коле­ни, равномерно распределив между ними свой вес. Левой рукой упритесь в пол, а пра­вую передвигайте на полу так, чтобы при­двинуть голову к левой руке и вернуть обрат­но. Выполняя это движение, голову не под­нимайте, а просто ослабьте давление на руку, чтобы она могла скользить по полу. Теперь медленным кругообразным движением про­несите голову под воротами, образованными левым локтем. Таким же движением пере­местите вперед правую руку с головой и ло­коть. Затем проведите под воротами нос и пальцы рук. Это достаточно сложно, поэто­му перемещайтесь только небольшими дви­жениями. Если кто-то захочет сразу совер­шить большой рывок, то может запросто се­бя покалечить.

Теперь придвиньте правый локоть ближе к себе и затем отодвиньте его как можно дальше, перемещая при этом и голову с пра­вой щекой на руке. Правую руку ладонью вверх медленно вытяните направо. Сдвинь­тесь как можно правее и теперь пронесите голову под воротами. Чтобы сделать это, ва-

Мойше Фельденкрайз

ши ноги и бедра должны быть довольно лов­кими. Поэтому не пытайтесь уложиться в одно движение. Вам необходимо равномер­но распределить усилие вдоль всего тулови­ща. Вы задерживаете дыхание — это просто безумие! Предполагалось, что этот урок на­учит вас легко и без напряжения выполнять такие сложные вещи, на которые вы даже не рассчитывали. И задача наша состоит вовсе не в том, чтобы удачно выполнить дейст­вие, — этому мы можем научиться, взяв и любое другое движение.

Теперь медленно переместите голову и встаньте на пальцы левой ноги. Двигаясь вперед, посмотрите, каким образом вы мо­жете немного оторвать от пола левое колено, чтобы ступни при этом оставались на полу. Сейчас позвоночник так сильно напряжен, что если вы сделаете движение слишком бы­стро, то нанесете себе только вред. Голова проходит под воротами, и левое колено плав­но отделяется от пола. В это время правая рука ладонью вверх должна быть вытянута в правую сторону. Некоторые настолько увле­чены процессом, что, пока кто-нибудь не стукнет их по голове, они не услышат, что я все это повторяю уже десятый раз. Продол­жайте и еще немного поднимите левое коле­но. Пусть левая рука поддерживает тулови­ще. Для этого левый локоть должен нахо­диться в воздухе и рука упираться где-нибудь

Искусство движения. Уроки мастера

там, где она может снять хоть часть давления головы. Мы делаем это для того, чтобы голо­ва и позвоночник могли свободно двигаться.

Остановитесь. Медленно, любым удоб­ным для вас способом примите сидячее по­ложение, которое обеспечивает своего рода симметрию в области таза. Медленно повер­ните голову направо, а затем посмотрите на­лево. Отметьте, различаются ли эти движе­ния. В правую сторону вы поворачивались всегда и до сегодняшнего дня. Теперь повер­нитесь влево. Видите, какие вы есть на са­мом деле. Это та самая сторона, с которой мы убрали весь остаточный хлам, который понапрасну носим с собой. Разница состоит в том, чему научились ваши голова, таз и плечи. И не пытайтесь восстановить симмет­рию, иначе вы сведете на нет все свои зна­ния. Если вы просто повернетесь вправо и влево, то получите тот же результат, что и от всей своей гимнастики.

Я хочу, чтобы вы попытались понять, в чем заключается разница. Упражняясь, вы не даете своему организму возможности впи­тывать, как мы это называли, говоря о при­нятии пищи. Вы должны ассимилировать. И тогда ваш мозг будет усваивать информа­цию не только правым полушарием, но и левым. Что мы делали сейчас? — работали с правым полушарием и, следовательно, то, что от него перейдет к левому, вы не сможе-

Мойте Фельденкрайз

те ни утратить, ни забыть до самой смерти. Эти знания будут легко восстановимыми.

Пожалуйста, встаньте и постарайтесь оп­ределить, что вы чувствуете. Повернитесь вокруг себя направо и затем налево. Весь урок был пройден без симметричных дейст­вий. Чувствуете ли вы разницу, когда пово­рачиваетесь в правую и в левую стороны? Эти движения настолько сильно отличаются друг от друга, что ощущают это все. Теперь постойте минутку и поверните голову и гла­за направо, а затем налево. Двигайтесь лег­ко. Существует огромная разница между по­воротом в одну сторону и поворотом в дру­гую. Иначе говоря, ваша привычка смотреть направо — всего лишь малая часть того, что вы можете свободно и без усилий сделать. Но, как бы там ни было, большое спасибо. (Аплодисменты.)

Урок десятый

ЧЕЛЮСТЬ, ЯЗЫК И АГРЕССИЯ

Сядьте в любую удобную для вас позу. Прижмите язык к правой стороне ротовой полости. Рот можно открыть или нет — как хотите. Теперь кончиком языка пересчитай­те зубы — от зубов мудрости до тех, что на­ходятся посередине. Сколько пар зубов вы насчитали? Кончиком языка дотроньтесь до двух-трех верхних, а затем до нижних зубов, определите, что это за зубы, затем перейдите к другой паре и посчитайте, сколько всего у вас пар зубов. Не забывайте при этом ды­шать. Поначалу считать вы будете быстро, но на самом деле не определите точного ко­личества пар. Вы не можете их отчетливо по­чувствовать. Переходите налево и пересчи­тайте зубы от середины челюсти до зубов мудрости. Каким образом вы считаете? По­нятно, что считать умеют все, но как это де­лаете вы? На что мы обращаем внимание, когда считаем? На этот вопрос нелегко отве­тить. Теперь слева перенесите язык направо и проверьте, не ошиблись ли вы где-нибудь при подсчете. Действительно ли вам необхо-

Мойте Фельденкрайз

димо так сильно надавливать языком? Это всего лишь счет, который должен выпол­няться в уме.

Задумался ли кто-нибудь о том, что мы делаем, когда считаем? Лягте на минуту и проверьте, можете ли вы сосчитать пальцы на правой руке? И считайте так, как будто не знаете, сколько их. При этом нам даже не нужно на них смотреть. Теперь пересчитайте пальцы на левой ноге и определите, какие из них вы сосчитать можете, а о каких вы знае­те только по опыту. Итак, посчитайте их и выясните, чем это отличается от пересчета пальцев на руках. Разницы быть не должно. Теперь вычислите средний палец. Вы его чувствуете? Если нет, то вам не удастся это сделать.

Теперь взгляните на камин. Посчитайте, сколько камней заложено в арке. Как вы это делаете? Кто-нибудь еще может попробо­вать сосчитать плитки и выяснить, что он делает для того, чтобы определить их коли­чество. Теперь посчитайте в уме от 1 до 7 и снова выясните, как это делается. Представь­те, что есть семь человек, семь мужчин, семь апельсинов или еще что-нибудь в количест­ве семи. Как же нам это удается? При помо­щи каких действий? Теперь лягте на бок и без помощи рук подсчитайте, сколько по­звонков находится на отрезке от большого седьмого шейного позвонка до свободно

Искусство движения. Уроки мастера

плавающих ребер. Почему у вас это не полу­чается? Вы надеетесь на свою руку? Теперь сосчитайте эти позвонки, дотрагиваясь до каждого в отдельности, и посмотрите, полу­чится ли у вас. Это очень трудно, и посколь­ку вы не можете как следует до них дотя­нуться, то вам приходится совершать раз­личные манипуляции всеми частями тела. Задумайтесь об этом. Как такое возможно, что вы можете пересчитать пальцы на руке и пальцы на ноге и даже те камни, но не в силах определить количество собственных позвонков? Вероятно, мы делаем что-то, что обусловливает эту разницу. Почему трудно установить, где на ноге расположен третий палец? А почему мизинец найти легко? Ког­да я прошу вас сосчитать пальцы на ноге, то, если вы будете действовать честно, обнару­жите, что не можете этого сделать. Вы може­те их пересчитать с левой стороны — мизи­нец, большой палец, второй палец, а вот по­чувствовать третий палец и узнать, где он находится, очень сложно. Скорее всего, вам нужно что-то сделать, чтобы вычислить его местонахождение.

Можете ли вы в обратном порядке до­считать от 37 до 31? Что вы при этом делае­те? Что считаете? Ведь вам абсолютно нече­го считать, есть лишь что-то, о чем вы ду­маете. Теперь посчитайте, сколько фигур вы видите от 37 до 31. И если вы посчитаете эти






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных