ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Искусство движения Уроки мастера 11 страницаПрервитесь на минуту. Давайте попробуем еще раз: положите руки на пол и как можно шире расставьте колени. Как можно шире означает настолько широко, насколько позволяют вам ваши возможности, иначе потом вы не сможете двигаться. Плавно перенесите таз направо. Ага, видите, как сложно! Итак, передвиньте таз направо, в центр и снова направо. Но не крутите им, а просто перенесите вес на правое колено, чтобы левое можно было чуть-чуть оторвать от пола. Вы должны суметь устоять на правом колене. Это не так просто, и если у вас получится, то, несомненно, вы сможете это сделать и каким-нибудь непривычным для вас способом. Продолжайте дальше и сожмите колени, как вы это делали, когда они были вместе. Поднимите правое колено и затем стукните им по полу. То же самое проделайте с левым. Те, кто расставил ноги шире, чем могли на I Искусство движения. Уроки мастера самом деле, обнаружат, что сделать это чрезвычайно трудно. Обратите внимание, насколько поворачивается таз, пока вы выполняете эти движения. Видите, одни не могут сделать этого, не вращая тазом, а другие могут. Снова составьте колени вместе и, поочередно перекладывая вес с одного колена на другое, отметьте для себя легкость, с которой вы выполняете эти движения. Эта легкость должна сохраняться даже тогда, когда вы раскрываете колени немного больше. Сделайте это и проверьте, чтобы все было правильно. Прекратите сжимать колени — это больше не требуется — и посмотрите, можете ли вы перевести таз вправо и влево, не поворачивая его. Некоторые не понимают, что делают. Справа я вижу одного человека, который очень хорошо стоит на правом колене, но совсем не может стоять на левом. Это означает, что таз совершает обширное движение в правую сторону и ограниченное — в левую. И, конечно, все дело в тазобедренном суставе — абдукторы (отводящие мышцы) и аддукторы (приводящие мышцы) тазобедренного сустава с обеих сторон очень разные. Поэтому и вся конструкция, включая плечи, должна быть другой. Теперь, не сгибая ног и ничего не поднимая, начните попеременно переносить вес с одного колена на другое. Когда мы подни- 9-7915 Мойше Фельденкрайз маем колено, поворачивается таз. Небольшие вращения, похожие на эти, мы совершаем во время ходьбы. Но если вы хотите проверить, работает ли один тазобедренный сустав так же, как второй, то поворот необходимо по возможности исключить, чтобы проследить, соответствуют ли движения таза направо и налево тому, какими они могут быть. Это значит, что синергетическое действие мышц-антагонистов — аддукторов и абдукторов — выполняется наилучшим образом. Каждый человек обладает особой походкой, которую можно узнать за 500 ярдов. Это происходит потому, что вы узнаете ту ногу и тот тазобедренный сустав, движения которых неодинаковы. То же относится и к плечам и к размахиванию рукой. И лишь взглянув на эту особую манеру двигаться, при которой стороны тела неидентичны, вы можете сказать «это — мой отец» или «это — моя любимая». Знаете, есть одна разновидность утиной походки — эдакое необычное покачивание, которое свойственно моей возлюбленной. (Смех.) Теперь сделайте небольшое движение. Если вы будете осторожны, то колени начнут выздоравливать, если нет, то будут сильно болеть. Теперь, пожалуйста, снова встаньте на колени и положите правую ступню за пятку, поверх левой лодыжки. Составьте колени Искусство движения. Уроки мастера вместе и медленно и мягко перенесите таз назад, как будто собираетесь присесть на ближнюю пятку. Не садитесь, а постепенно вернитесь в исходное положение и выполните движение заново. Чтобы свободно опуститься еще чуть ниже, раздвиньте, пожалуйста, большие пальцы ног в стороны и, не напрягаясь, сядьте назад. Теперь широко расставьте колени, но так, чтобы это было в пределах ваших возможностей. Выполните те же самые движения и обратите внимание, что большие пальцы ног еще больше расходятся в стороны, но уже сами. Ступни должны быть скрещены, иначе у вас ничего не получится. Теперь поменяйте их местами и выполните движение еще раз. Остановитесь. Встаньте на колени, продолжая держать ступни крест-накрест, и плавно переводите таз направо и налево до тех пор, пока не почувствуете, что уже немного лучше стоите на одном колене. Не поднимая коленей, перемещайте таз так, чтобы ощутить, что уже тверже стоите на одном колене и что, если захотите, сможете поднять другое. Теперь соедините колени. У некоторых людей разница между разведением и соединением коленей едва заметна. У других разница настолько велика, что движение становится невыполнимым. Поэтому посмотрите, что вы можете сделать, чтобы ваше движение стало более свободным, и Мойше Фельденкрайз продолжайте плавно переносить таз из стороны в сторону. Теперь оторвите обе ступни от пола и обопритесь на пальцы ног, как будто собираетесь бежать. Медленнее. У вас не получится встать на обе ноги, пока колени разведены. Держите их вместе. Тогда одна ступня, будто готовая к бегу, сможет опираться на пальцы, а другая нет. Теперь откиньтесь назад, как бы собираясь сесть. Делайте это как можно медленнее, поскольку если это движение для вас непривычно, то вы сломаете пальцы ног и больно растянете ахиллово сухожилие. Будьте максимально осторожны, если что-то почувствовали в коленях, ведь мы передвигаем их непривычным для вас способом. Если вы ощущаете дискомфорт, то остаток урока не сможете как следует работать. Вы не можете учиться, испытывая при этом неудобства, опасения, сомнения и поспешно выполняя движение. Поэтому, если необходимо, возьмите мягкую подушку и положите ее под колени. Учиться должно быть приятно. Невозможное становится возможным только тогда, когда вам это делать удобно и комфортно. Если же вам неприятно выполнять какие-то движения, то впоследствии вы ни за что к ним не вернетесь и никогда ими не воспользуетесь. Без положительного опыта тело ни- Искусство движения. Уроки мастера когда не научится этим действиям и откажется их принимать. Вы никогда не научитесь прижигать себе глаз сигаретой или что-то вроде этого. Вы никогда не научитесь сидеть на торчащем вверх штыре, и если вдруг научитесь, то, значит, вы настолько ненормальный, что заслуживаете этого. Теперь снова, пожалуйста, встаньте на колени. Смените ступню, чтобы на пальцы опираться уже другой ногой, и медленно отодвигайтесь назад. Теперь очень широко расставьте колени, и вот тогда обе ступни смогут стоять на пальцах. Но каждый человек на пальцы опирается по-своему. Кто-то более удобно, а кто-то менее. Чередуйте ступни, пока не почувствуете разницу между тем, как работают пальцы одной ноги и пальцы другой. Те из вас, у кого были проблемы со ступнями, годами отвергали это движение. Вы увидите, что сможете восстановить его гораздо быстрее, чем думали. Чтобы идти на поправку и дальше, поставьте ступни на обычном расстоянии и потяните их, чтобы ногтями пальцев ног дотронуться до пола. Затем начните их сгибать и делайте это до тех пор, пока не упретесь пальцами в пол, как будто собираетесь бежать. Вы обнаружите, что если поможете себе перемещением таза из стороны в сторону, то движение станет вполне возможным. То есть, чтобы мыски согнулись, таз продви- Мойше Фельденкрайз гается вперед и вы, чтобы опереться на них, можете насколько нужно поднять ноги. С вытянутыми мысками отведите таз назад, как будто собираетесь сесть, и попытайтесь расположить ступни иначе. После этого вы должны переместить таз. Итак, начните с упрощения движения, и вы увидите, что однажды сухожилия ног у вас обретут свою естественную гибкость и растяжку и выполнять движение вы сможете, не шевеля тазом. Однако не делайте этого сейчас. Это под силу только лучшим ученикам. Как вам известно, среди нас лучшие ученики — это те, кто мешает себе учиться. Если вы все же захотите стать лучшим учеником, то согните ступни посильнее, появится боль, и они никогда у вас больше не будут работать правильно. Теперь, пожалуйста, сядьте или лягте на пол и отдохните. Опять встаньте на колени. Расположите их в удобной для вас позе и переведите или перенесите таз вправо и затем влево и почувствуйте разницу. Становится ли ваше движение лучше, легче и четче, что таз при этом вам уже наклонять не нужно? Когда вы плавно перемещаете таз, то спиной, позвоночником производите некоторые действия — движения, которые обычно вами не делались. Можете ли вы еще больше повернуться направо, потом так же налево, а потом еще немного левее? По- Искусство движения. Уроки мастера смотрите, что происходит. Наступает момент, когда вы чувствуете, что одно колено должно продвинуться вперед, а другое назад. Вначале самое простое — это позволить тому колену, которое не несет никакого веса, двигаться в направлении, которое вам кажется верным. Есть одно самое лучшее для вас направление. Выясните, какое колено стремится вперед, когда вы переносите таз направо. Остановитесь. Правую руку поместите в левую, расположите руки на полу и, стоя в такой позе, упритесь в них макушкой. Покачайте тазом вперед, назад, влево и вправо. Что, как вам кажется, делают плечи и позвоночник? Делаете ли вы то самое движение, когда позвоночник опускается между плечами? Это будет происходить, если локти находятся слишком далеко или, наоборот, слишком близко друг от друга. Теперь составьте их вместе и покачайтесь вперед, как и раньше. Сомкните колени и продолжайте. Представьте себе свой живот, втяните его и выпятите наружу, чтобы он оказался недалеко от пола. Некоторые не знают, как далеко их колени должны располагаться от локтей, и, следовательно, не могут выполнить этих действий. Другой способ выполнить движение — это представить себе, что кто-то поставил вам ногу на поясницу, которую вы то проталкиваете вверх, то Мойшв Фельденкрайз опускаете вниз. Когда вы двигаетесь вперед, вы втягиваете живот, и позвоночник в определенной точке сам собой округляется. Теперь наклонитесь вперед настолько, чтобы согнуть ступни и встать на пальцы ног. Животом выполните те же действия. Пятки должны находиться близко друг к другу или соприкасаться. Движение нужно делать медленно, пока ступни не смогут как следует стоять на пальцах. Следите за тем, чтобы не отклоняться назад слишком далеко и не садиться. И движение животом может быть сделано только в том случае, если вы руками и головой делаете нечто особое. Теперь вытяните мыски и продолжите движения. Прервитесь на минутку. [Мойше просит одного из членов группы выйти вперед.] Не могли бы вы, пожалуйста, подойти сюда? Встаньте на колени, правую руку вложите в левую и лбом или макушкой — как вам удобнее — упритесь в ладони. Теперь сомкните колени, переместитесь вперед и назад и обратите внимание на свой поясничный отдел. Он должен легко, без напряжения двигаться вверх и вниз. Выполните несколько таких движений, затем встаньте на мыски и сделайте еще некоторое количество движений. Затем расставьте колени пошире и продолжайте свои действия. Помните ли вы погружение позвоночника? Когда вы перемещаетесь вперед и назад, позвоночник ок- Искусство движения. Уроки мастера ругляется не только в области поясницы, но и между лопатками. И разойдутся они в стороны только в том случае, если при наклоне вперед вы неожиданно задействуете шейные позвонки. Позвонки тогда нагромоздятся друг на дружку так, что вы спокойно сможете стоять на голове. Сейчас нам это не нужно. Итак, продолжайте выдвигать позвоночник вперед в его шейном отделе. Первым пойдет самый нижний, седьмой позвонок, расположенный между лопатками. Двигаясь вперед, втяните живот, и вы обнаружите, что столкнулись с огромной проблемой изменения кривизны шейных позвонков. Иначе говоря, другие позвонки, расположенные между нижней частью вашего черепа и тем большим седьмым позвонком, которым вы уже бессознательно действуете, остаются на прежних местах. Не пытайтесь это изменить, а просто отметьте для себя, что в позвоночнике есть определенные мобильные места, но в целом он неподвижен. То есть несколько точек обладают гибкостью, а другие — словно кусок бревна. Сейчас мы постараемся с этим что-нибудь сделать. Возьмите, пожалуйста, за правило, что, двигаясь вперед, вы опускаете живот — действие, обратное тому, что мы делали минуту назад. [Мойше обращается ко всей группе.] Перемещаясь вперед, выпятите живот, как будто вы беременны. Не давите слишком Мойте Фельденкрайз сильно. Задача не состоит в том, чтобы силой заставить позвоночник что-нибудь сделать. Это не обучение. Мы должны отыскать такой способ, при котором позвоночник будет двигаться. Только тогда мышцы будут работать правильно. Теперь опустите живот вниз, к полу, в то время как сами двигаетесь вперед. Двигайтесь медленно, чтобы никак себе не навредить. Когда вы устремляетесь вперед, таз должен делать уже нечто отличное от того, что делал раньше. Он поднимает вверх анальное отверстие. Некоторые люди не могут поднять анус вверх настолько, чтобы в таком положении было удобно заниматься сексом. Теперь вытяните мыски и продолжайте. Проследите, в каком месте вам легче опускать на руки голову. Вы увидите, что стремитесь к тому, чтобы быть на голову выше. Продолжайте движение. Втяните живот, задержитесь в таком положении и выпятите его наружу. Обратите внимание на то, что происходит с шеей и как помогают позвоночнику лопатки, независимо от того, думаете ли вы об этом или нет. На самом-то деле вы думаете, иначе ничего бы не происходило. Теперь остановитесь. Лягте на спину и немного отдохните. Сейчас у вас в позвоночнике, в шее, в голове и во всем теле присутствует необычное ощущение — будто вы Искусство движения. Уроки мастера становитесь выше. И это не просто ощущение — у вас на самом деле увеличился рост. Произошло это потому, что некоторые лишние изгибы позвоночника уменьшились и стали такими, как у маленького ребенка или у более совершенного человеческого существа. Если вы к себе прислушаетесь, то заметите, что шея в месте между головой и спиной изменилась. Если вы попробуете покачать головой направо и налево, то будете удивлены. У тех, кто слышал хруст, теперь есть область, где его нет вовсе. Посередине и при повороте головы вправо и влево движение прекрасное, хотя оно редко бывает одинаковым с обеих сторон. Перекатитесь на бок и снова станьте на колени. Левую руку вложите в правую и упритесь в руки головой чуть выше лба. Колени раздвиньте немного шире, правое колено оторвите от пола и затем медленно положите его на пол за левым коленом. Сильно потяните мыски, чтобы ногтями дотронуться до пола. Теперь легонько покачайтесь вперед и назад, втягивая живот при движении вперед и выпячивая при движении назад. Обратите внимание: таз делает нечто такое, чего вы вовсе не собирались им делать. Переместитесь вперед и втяните живот. Тем самым вы растянете грудную клетку и сделаете ее плоской. Теперь качнитесь вперед, уже с выпя- Мойше Фельденкрайз ченным животом, и посмотрите, какой локоть вам поднять легче, а какой труднее. А сейчас проверьте, можете ли вы двигать свободной лопаткой вместе с другой. Что делает таз, когда вы поднимаете свободное плечо? Вы заметили, что стоите на колене не так, как раньше? Теперь ближе к центру передвиньте одну только правую лопатку и поднимите правый локоть. Обратите внимание на то, что в это время делают остальные части тела и как вы стоите на колене. Ваш правый тазобедренный сустав двигается вперед и назад, и колени при этом могут оставаться на полу. Выполняйте движение медленно, и раз оно вам дается с трудом, очень интересно добиться того, чтобы оно стало более легким и удобным. Прервитесь. Лягте на пол и немного отдохните. Если хотите, можете лечь на спину, чтобы увидеть и почувствовать, какие части тела работали усерднее других и в каких произошли более заметные изменения. Ваше тело совершенно асимметрично в самых неожиданных мес^ тах. Теперь перекатитесь, пожалуйста, на бок и встаньте на колени. Левую руку вложите в правую и упритесь в руки макушкой. Разведите плечи и колени так, чтобы вы, глядя под собой, с легкостью могли видеть обе ступни, и покачайтесь вперед и назад. Постарайтесь почувствовать, какой позвонок Искусство движения. Уроки мастера между поясничным и шейным отделами позвоночника приступает к действию, когда вы совершаете эти движения. Проверьте, можете ли вы, наклоняясь вперед, выдвинуть верхнюю часть позвоночника так далеко, чтобы вам пришлось раздвинуть лопатки в стороны. Итак, максимально продвиньтесь вперед и затем, оставаясь в таком положении, поднимите левое колено и поместите его за правым. Если вы вдруг обнаружите, что не можете стоять на левом колене, встаньте на правое, а левое оставьте там же в подвешенном состоянии. Позже движение, над которым мы работаем, поможет нам с этим справиться. Теперь медленно наклонитесь вперед, потом назад и прислушайтесь к своим ощущениям в большом шейном и поясничном позвонках. Двигаясь вперед, проследите за тем, что происходит с позвоночником от затылка до середины плеч. Пока вы ничего особенного с собой не делаете, там все спокойно. Итак, выполняя эти действия, положите, пожалуйста, левую руку на пол, как будто собираетесь от него оттолкнуться. Голова остается лежать на правой ладони. Снова приступите к качанию вперед и назад. Обратите внимание, встало ли левое колено на пол. Смените руку и уже левую положите под голову, а в пол упритесь правой. Посмотрите, что происходит. Продвиньтесь впе- Мойшв Фельденкрайз ред, втянув живот, и там его выпятите. Куда при этом уходит подбородок? Теперь обе руки поставьте так, как будто собираетесь подняться. Продолжайте качаться вперед и назад и выпятите живот. Голову с пола не поднимайте. Ступни и локти поставьте симметрично и разведите шире, пальцы ног расположите, будто собираетесь бежать, а руками упритесь в пол, как бы отталкиваясь от него. Локти при этом должны находиться в воздухе, а руки — в том месте, где они, если бы вам захотелось, могли бы поднять плечи. Остановитесь. Лягте на спину и передохните. Снова станьте на четвереньки. Левую руку положите на пол тыльной стороной и опустите в ладонь правую щеку. Протяните правую руку вправо ладонью вверх. Есть только один способ это сделать. Теперь очень медленно, плавно перенесите таз вправо и затем влево, как вы это делали раньше. Двигайтесь очень медленно, иначе некоторые шеи могут пострадать. Переводите таз из стороны в сторону, чтобы почувствовать, что на одно колено вы опираетесь больше, чем на другое. Постепенно переходите от одного колена к другому. Выполняйте совсем незаметное движение, которое делать легко и комфортно. Прервитесь на минуту. Плавно втяните и выпятите живот. Вы обнаружите, что для этого вам приходится немного вьщвигать таз Искусство движения. Уроки мастера вперед. Выясните, какие части позвоночника до сих пор не сгибались. Вы обнаружите, что это не поясничный и не шейный отделы. Шейный позвонок некоторое действие совершает. Но между ними вы найдете целое скопление позвонков, которые у большинства людей никогда или почти никогда не двигались. Давление, которое действует на щеку, во время движения переходит ближе к подбородку и затем ко лбу. Втяните и выпятите живот. Теперь растянитесь на животе и отдохните. Вернитесь в то же положение, но левую руку поставьте так, как будто собираетесь оттолкнуться от пола, а правую ладонь положите под правую щеку. Куда же вам деть правый локоть? Сначала поместите его рядом с собой, между ног, и продолжите движение, втягивая и выпячивая живот. Помогайте себе левой рукой. Мыски вытяните. Поворачиваясь на ладони, правый локоть отодвиньте вправо, но не в один заход. [Мой-ше прерывается, чтобы сделать замечание одному из участников группы.] Не понимаю — это же такая неуклюжая поза. Он фактически сам себя поднимает и двигается с огромным шумом. Значит, он сделал бесполезное движение, которое нам в нашей работе совершенно не нужно. Снова вернитесь к положению, когда ваш локоть находится между ног, и понемногу передвигай- Мойше Фельденкрайз тесь на Ую градуса. Сконцентрируйтесь и дышите неглубоко. Вес в ногах вы используете таким образом, что можете перемещать локоть чуть правее и чуть левее. Действуйте медленно, пока не почувствуете себя в силах выполнить это движение. Вы не обязаны немедленно добиться успехов, вы не в школе — вы учитесь. Когда это произойдет, вы сами для себя определите, какая скорость и какое количество энергии вам необходимы, чтобы это сделать. Теперь под правую щеку положите обе руки. Локти должны быть размещены с умом, а не там, где вам вздумается. Есть места, которые вам подойдут лучше всего. Посмотрите, правый локоть находится от коленей дальше, чем левый? Касаетесь ли вы подбородком левого плеча или нет? Разведите локти так широко, как только можете. Теперь поднимите левое колено и занесите его в правую сторону, за правое колено. Действуйте медленно, не сломайте себе шею. Не нужно помогать себе пальцами ног и не меняйте положения коленей после того, как выполните движение. Любое движение, которое выполняется так, что вам приходится предварительно перестраиваться, означает, что ваш организм плохо подготовлен. Итак, медленно перенесите свой вес на правое колено, чтобы левое можно было мягко и плавно завести назад и Искусство движения. Уроки мастера так же легко, мягко и плавно вернуть обратно. Останьтесь в этом положении и поводите тазом вправо и влево. Обратите внимание на то, как меняется давление на щеку. Медленно переведите таз в правую сторону, затем в левую и затем вперед и назад. Теперь очень медленно встаньте на колени, равномерно распределив между ними свой вес. Левой рукой упритесь в пол, а правую передвигайте на полу так, чтобы придвинуть голову к левой руке и вернуть обратно. Выполняя это движение, голову не поднимайте, а просто ослабьте давление на руку, чтобы она могла скользить по полу. Теперь медленным кругообразным движением пронесите голову под воротами, образованными левым локтем. Таким же движением переместите вперед правую руку с головой и локоть. Затем проведите под воротами нос и пальцы рук. Это достаточно сложно, поэтому перемещайтесь только небольшими движениями. Если кто-то захочет сразу совершить большой рывок, то может запросто себя покалечить. Теперь придвиньте правый локоть ближе к себе и затем отодвиньте его как можно дальше, перемещая при этом и голову с правой щекой на руке. Правую руку ладонью вверх медленно вытяните направо. Сдвиньтесь как можно правее и теперь пронесите голову под воротами. Чтобы сделать это, ва- Мойше Фельденкрайз ши ноги и бедра должны быть довольно ловкими. Поэтому не пытайтесь уложиться в одно движение. Вам необходимо равномерно распределить усилие вдоль всего туловища. Вы задерживаете дыхание — это просто безумие! Предполагалось, что этот урок научит вас легко и без напряжения выполнять такие сложные вещи, на которые вы даже не рассчитывали. И задача наша состоит вовсе не в том, чтобы удачно выполнить действие, — этому мы можем научиться, взяв и любое другое движение. Теперь медленно переместите голову и встаньте на пальцы левой ноги. Двигаясь вперед, посмотрите, каким образом вы можете немного оторвать от пола левое колено, чтобы ступни при этом оставались на полу. Сейчас позвоночник так сильно напряжен, что если вы сделаете движение слишком быстро, то нанесете себе только вред. Голова проходит под воротами, и левое колено плавно отделяется от пола. В это время правая рука ладонью вверх должна быть вытянута в правую сторону. Некоторые настолько увлечены процессом, что, пока кто-нибудь не стукнет их по голове, они не услышат, что я все это повторяю уже десятый раз. Продолжайте и еще немного поднимите левое колено. Пусть левая рука поддерживает туловище. Для этого левый локоть должен находиться в воздухе и рука упираться где-нибудь Искусство движения. Уроки мастера там, где она может снять хоть часть давления головы. Мы делаем это для того, чтобы голова и позвоночник могли свободно двигаться. Остановитесь. Медленно, любым удобным для вас способом примите сидячее положение, которое обеспечивает своего рода симметрию в области таза. Медленно поверните голову направо, а затем посмотрите налево. Отметьте, различаются ли эти движения. В правую сторону вы поворачивались всегда и до сегодняшнего дня. Теперь повернитесь влево. Видите, какие вы есть на самом деле. Это та самая сторона, с которой мы убрали весь остаточный хлам, который понапрасну носим с собой. Разница состоит в том, чему научились ваши голова, таз и плечи. И не пытайтесь восстановить симметрию, иначе вы сведете на нет все свои знания. Если вы просто повернетесь вправо и влево, то получите тот же результат, что и от всей своей гимнастики. Я хочу, чтобы вы попытались понять, в чем заключается разница. Упражняясь, вы не даете своему организму возможности впитывать, как мы это называли, говоря о принятии пищи. Вы должны ассимилировать. И тогда ваш мозг будет усваивать информацию не только правым полушарием, но и левым. Что мы делали сейчас? — работали с правым полушарием и, следовательно, то, что от него перейдет к левому, вы не сможе- Мойте Фельденкрайз те ни утратить, ни забыть до самой смерти. Эти знания будут легко восстановимыми. Пожалуйста, встаньте и постарайтесь определить, что вы чувствуете. Повернитесь вокруг себя направо и затем налево. Весь урок был пройден без симметричных действий. Чувствуете ли вы разницу, когда поворачиваетесь в правую и в левую стороны? Эти движения настолько сильно отличаются друг от друга, что ощущают это все. Теперь постойте минутку и поверните голову и глаза направо, а затем налево. Двигайтесь легко. Существует огромная разница между поворотом в одну сторону и поворотом в другую. Иначе говоря, ваша привычка смотреть направо — всего лишь малая часть того, что вы можете свободно и без усилий сделать. Но, как бы там ни было, большое спасибо. (Аплодисменты.) Урок десятый ЧЕЛЮСТЬ, ЯЗЫК И АГРЕССИЯ Сядьте в любую удобную для вас позу. Прижмите язык к правой стороне ротовой полости. Рот можно открыть или нет — как хотите. Теперь кончиком языка пересчитайте зубы — от зубов мудрости до тех, что находятся посередине. Сколько пар зубов вы насчитали? Кончиком языка дотроньтесь до двух-трех верхних, а затем до нижних зубов, определите, что это за зубы, затем перейдите к другой паре и посчитайте, сколько всего у вас пар зубов. Не забывайте при этом дышать. Поначалу считать вы будете быстро, но на самом деле не определите точного количества пар. Вы не можете их отчетливо почувствовать. Переходите налево и пересчитайте зубы от середины челюсти до зубов мудрости. Каким образом вы считаете? Понятно, что считать умеют все, но как это делаете вы? На что мы обращаем внимание, когда считаем? На этот вопрос нелегко ответить. Теперь слева перенесите язык направо и проверьте, не ошиблись ли вы где-нибудь при подсчете. Действительно ли вам необхо- Мойте Фельденкрайз димо так сильно надавливать языком? Это всего лишь счет, который должен выполняться в уме. Задумался ли кто-нибудь о том, что мы делаем, когда считаем? Лягте на минуту и проверьте, можете ли вы сосчитать пальцы на правой руке? И считайте так, как будто не знаете, сколько их. При этом нам даже не нужно на них смотреть. Теперь пересчитайте пальцы на левой ноге и определите, какие из них вы сосчитать можете, а о каких вы знаете только по опыту. Итак, посчитайте их и выясните, чем это отличается от пересчета пальцев на руках. Разницы быть не должно. Теперь вычислите средний палец. Вы его чувствуете? Если нет, то вам не удастся это сделать. Теперь взгляните на камин. Посчитайте, сколько камней заложено в арке. Как вы это делаете? Кто-нибудь еще может попробовать сосчитать плитки и выяснить, что он делает для того, чтобы определить их количество. Теперь посчитайте в уме от 1 до 7 и снова выясните, как это делается. Представьте, что есть семь человек, семь мужчин, семь апельсинов или еще что-нибудь в количестве семи. Как же нам это удается? При помощи каких действий? Теперь лягте на бок и без помощи рук подсчитайте, сколько позвонков находится на отрезке от большого седьмого шейного позвонка до свободно Искусство движения. Уроки мастера плавающих ребер. Почему у вас это не получается? Вы надеетесь на свою руку? Теперь сосчитайте эти позвонки, дотрагиваясь до каждого в отдельности, и посмотрите, получится ли у вас. Это очень трудно, и поскольку вы не можете как следует до них дотянуться, то вам приходится совершать различные манипуляции всеми частями тела. Задумайтесь об этом. Как такое возможно, что вы можете пересчитать пальцы на руке и пальцы на ноге и даже те камни, но не в силах определить количество собственных позвонков? Вероятно, мы делаем что-то, что обусловливает эту разницу. Почему трудно установить, где на ноге расположен третий палец? А почему мизинец найти легко? Когда я прошу вас сосчитать пальцы на ноге, то, если вы будете действовать честно, обнаружите, что не можете этого сделать. Вы можете их пересчитать с левой стороны — мизинец, большой палец, второй палец, а вот почувствовать третий палец и узнать, где он находится, очень сложно. Скорее всего, вам нужно что-то сделать, чтобы вычислить его местонахождение. Можете ли вы в обратном порядке досчитать от 37 до 31? Что вы при этом делаете? Что считаете? Ведь вам абсолютно нечего считать, есть лишь что-то, о чем вы думаете. Теперь посчитайте, сколько фигур вы видите от 37 до 31. И если вы посчитаете эти Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|