ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Искусство движения Уроки мастера 6 страницаИскусство движения. Уроки мастера ная система считает необходимым поступить именно так. Продолжайте действия и проследите за тем, как вы перекатываетесь налево. Можете ли вы выяснить, каким образом надо в воздухе взяться за правый локоть, чтобы сделать перекатывание посте-I пенным? Теперь возвращайтесь обратно и посмотрите, что происходит с грудной клеткой. Она становится такой же плоской, как тогда, когда ваши руки лежали на нижних ребрах, при этом сейчас спина более округлая, чем тогда. Как раз это и позволяет вам совершать перекат. Теперь двигайтесь обратно и проследите за тем, как удлиняется ваше туловище и грудная клетка изменяет положение. Какая часть вашего тела первой начинает перекат? Обратите внимание: для того чтобы начать перекат и чтобы все дви-(жение было удобным, нижние ребра, грудь и позвоночник должны быть сгруппированы по-особому, и продолжать движение должно быть так же легко, как и начинать. Проследите за тем, какие действия головой вы вы-[полняете в конце. Возможно, если бы вы «подняли голову и во время переката выдви-]нули ее вперед вместе со всем туловищем, то |движение было бы непрерывным. Помните ли вы, что мы говорили о тону-Ice и о том, как сокращается тело? Что, если ■трудно что-то выполнить, происходит разлад. Вы помните, что мы говорили о науче- Мойше Фельденкрайз нии? Чтобы увеличить сензитивность, вы должны усовершенствовать свою организацию. И на своем организме мы видели, что количество сокращений малых мышц и больших мышц должно находиться в одинаковом соотношении. Когда движение воспринимается как простое и легкое, тогда все тело сокращается одинаково. Как уже говорилось ранее, мы не можем определить результат деятельности, мы можем определить лишь степень ее дезорганизации. Дезорганизация подразумевает наличие трудностей, ощущение неловкости. Теперь смените захват рук, чтобы они оказались в положении, противоположном тому, с которым мы только что работали. Представьте себе перекат в правую сторону и осторожно выполните его. Ступни и туловище расположены не в центре, и, следовательно, если вы начнете двигаться быстрее, то ничему не научитесь. Мы выполняем движение, симметричное тому, что мы делали раньше. Очевидно, ноги каким-то образом должны быть передвинуты, но не делайте этого в один заход. Если вы так поступите, то получится, что вы сделали что-то, что осознали, а я хочу, чтобы вы почувствовали это, поэтому вспомните все свои действия при перекате влево. Предоставьте телу возможность выполнить движение. Ваши ноги не могут оставаться слева. Если они там оста- Искусство движения. Уроки мастера | нутся, значит, вы изменили положение. [Некоторым членам группы.] Вы перекатываетесь не вправо и влево, а вправо и наиско- |сок. Снова, пожалуйста, лягте. Найдите для i себя среднее положение ног, соедините пальцы в замок и сцепленные руки поместите на нижние ребра. Теперь поднимите правый локоть и медленно и осторожно перекатитесь влево, обратив внимание на то, как вы подготавливаете себя к повороту и какая часть тела совершает перекат последней. Снова лягте на спину. Зачем, переваливаясь на другой бок, вы так сильно сжимаете колени, словно больной церебральным параличом ребенок, который просто не может держать их врозь? Или, может, вы оберегаете свою невинность? (Смех.) Посмотрите, что вы делаете. Руки принимают участие в вашем катании? Перекатитесь на любой бок, оторвите руки от туловища, и вы обнаружите, что ваше запястье непременно освободится. Теперь поднимите правый локоть, перекатитесь на левую сторону, и вы увидите, что не сможете этого сделать, пока не прижмете левый локоть к телу. Оставайтесь в том же положении, повернувшись влево. Где должны были находиться ваши руки? Чтобы выполнить такой перекат, вы должны развернуть их ладонями наружу и отвести от тела. Выясните, Мойше Фельденкрайз в какой момент поворота их следует вывернуть, чтобы облегчить движение. Теперь вот еще что: пока вы перекатываетесь на левую сторону, вы можете выпрямить правый локоть. Выпрямите его совсем немного, и вы увидите, что выполнять перекат станет намного легче. Поменяйте сцепление пальцев и проделайте те же действия на другом боку. Вы не можете выпрямить локоть без того, чтобы не отвести руки дальше от тела, держа их ладонями наружу. Двигайтесь из стороны в сторону. Остановитесь и снова положите правую руку в локтевой сгиб, а левую поместите под правой. Перекатитесь налево и останьтесь в этом положении. Отодвиньте от тела локоть, который находится выше. Теперь втяните и затем выпятите живот. Распрямите грудь.. Когда вы будете втягивать живот, то увиди-1 те, что руки и локти отодвигаются от тела. В это же время вы почувствуете кое-какие полезные изменения в позвоночнике. Двигая локтем, одновременно втяните живот, а если локти не передвигаются, то это значит, что живот вы как следует не втянули. Чуть больше согните колени, иначе вам придется отвлечься на то, чтобы удерживать равновесие, а это будет мешать выполнению движения. Обратите внимание на то, что, когда вы втянете живот, вам придется изменить положение груди, и грудная клетка должна будет Искусство движения Уроки мастера принять необычную форму. Если вы будете внимательно наблюдать за собой, то увидите, что вам придется согнуться там, где обычно это не требуется. Я говорю вам о том, чтобы вы округлили спину, благодаря чему плечи уйдут вперед. Неспособность выполнить это движение объясняет, почему в самом начале было так сложно поднять оба плеча. Теперь смените руки и медленно перекатитесь на другой бок. Продолжайте выполнять те же движения уже на этой стороне. Вот теперь левый локоть отходит от туловища, и когда вы втягиваете живот, нижние ребра становятся плоскими. Этот способ, позволяющий изменить изгиб спины, доступен лишь одаренным атлетам, акробатам и младенцам до тех пор, пока преподаватели и родители не научат их правильно держаться. Последите за еще недеформированной походкой двух-, трехлетних детей. Просто наслаждение наблюдать за тем, как они передвигаются, словно маленькие котята. Обратите внимание, что, когда вы втягиваете живот, голова и плечи должны идти в направлении нижней части тела, после чего таз наклоняется так, что позвоночник отодвигается на-|зад. Втягивайтесь всем телом целиком, как «будто головой хотите коснуться коленей. Теперь медленно выпрямитесь и перекатитесь на спину. Сцепите пальцы и положите руки на нижние ребра. Поднимите оба 5-7915 Мойше Фельденкрайз локтя и голову и сравните ваши движения в самом начале занятия с тем, как хорошо вы поднимаетесь теперь. Это говорит о том, что сейчас вы выполняли движения плечами, ключицами и лопатками так, как вам следовало бы это делать на протяжении всей жизни. Опуститесь и сядьте, как вам удобно. Скрестите ноги. Теперь соедините руки в замок и положите их около пупка. Опустите голову вперед и выдвиньте локти. Насколько далеко вперед вы можете их выставить, если опустите голову? Теперь поместите правый локоть между ногами. Затем левый. Расположите ноги таким образом, чтобы суметь достать до пола каждым локтем. Те, кто не может выполнить это движение, пусть делают его в своем воображении, так же вынося вперед локти. Можете ли вы дотронуться до пола обоими локтями? Теперь, насколько возможно, вытяните обе ноги и обопритесь ступнями о пол. Сомкните пальцы в замок, положите на пупок руки и оба локтя поместите между ног. Ваши ноги будут находиться на таком расстоянии друг от друга, что между ними будут умещаться локти. Однако если это представляет для вас трудность, то сначала поместите между коленей один локоть, а затем медленно перенесите другой. Вы увидите, что уже после трех таких движений вы сможете умещать между коленями сразу оба Искусство движения Уроки мастера локтя. Теперь осторожно и очень медленно сожмите коленями находящиеся между ними локти, стараясь помогать себе всем телом. Голову вы опустите ниже, и вам придется округлить спину и поясницу. В норме человек должен суметь таким образом сомкнуть перед собой локти, однако для большинства людей это представляет огромную трудность. Вы сами видите, что мы еще очень далеки от того, чтобы правильно использовать грудную клетку. Именно она является связующим звеном между источником физической силы, тазом и головой, ключом к нашей ориентации и сознательным движениям. Эта связь не установлена, и причина заключается в том, что мы никогда на самом деле не пытались сделать то, что хотели. Мы всегда исполняли то, что кто-то считал для нас правильным. Лично со мной все обстояло именно так с самого детства и до студенческих лет, и потому связь и возможность сделать то, что я хотел, были уничтожены с разрывом соединения между силой и намерением. Ида Рольф поняла это и провела свой первый урок, посвятив его не голове и не тазу, а этому связующему звену, и если бы вы спросили ее, почему она так поступила, то она бы ответила, что старалась найти наиболее эффективный способ начать занятие. Смените руки, сплетите пальцы в непри- 5* Мойше Фельденкрайз вычной для вас манере и снова поместите между коленей один и затем другой локоть. Вы будете потрясены тем, что, выполнив полдюжины движений, вы уже сможете дотрагиваться до пола. Медленно. Достаньте до пола с огромной осторожностью. Теперь поставьте обе руки внутрь, и вы увидите, как легко это сделать. Некоторые обнаружат, что с расставленными вот так ногами они могут дотронуться до пола обоими локтями. Затем, оглядевшись, вы увидите десятки людей в группе, которые могли это сделать с самого начала. Вон тот бородатый мужчина делает все совсем наоборот. Он действует так, как он этому научился. Думаете, вы правильно поступаете, растягивая спину так, что она потом неделю будет болеть? Этим вы себе только вредите, и назавтра у вас будет болеть спина. Поэтому подумайте и определите для себя, как вам лучше подготовиться к выполнению движения. Вот так уже лучше. Продолжайте работать на левом боку и постарайтесь поднимать левую ногу совсем чуть-чуть. Два раза выполните по два таких движения левой ногой и то же самое проделайте правой. И потом вы обнаружите, что уже можете дотронуться до пола. Однако если вы будете действовать на пределе сил, то только повредите себе спину и ни до чего не дотянетесь. Теперь представьте, как вы поднимаете Искусство движения. Уроки мастера правую ногу, одновременно опуская правый локоть. А сейчас, пока опускаете правый локоть, вообразите, как поднимаете левую ногу. Поднимите ее два раза, и ваш правый локоть коснется пола. Несколько раз аккуратно проделайте то же самое на другом боку — левым локтем и правой ногой. Теперь покачайтесь влево и вправо так, чтобы коснуться пола одним и затем другим локтем. Поместите локти между коленями и посмотрите, насколько теперь вы можете опуститься вниз и как сильно можете зажать коленями локти. Просто невероятно, что та полная пожилая женщина справилась с этим! Честь ли это или оскорбление быть полной пожилой женщиной? Как вы считаете? Оскорблением это, как правило, считают люди с очень раздутым самомнением. Вы не можете слишком сильно отличаться от того, что вы есть на самом деле, и чем больше вы себя любите, тем лучше будет ваша жизнь. Теперь остановитесь, скрестите руки, согнитесь и перекатывайтесь до тех пор, пока не окажетесь в полулежачем положении, опираясь только на таз и не касаясь спиной пола. С помощью ног медленно перекатитесь вперед, но не откидывайтесь обратно, чтобы лечь. Разница между лежачим и сидячим положениями гораздо меньше, чем вы думаете. Попробуйте найти тот минимум, который ее определяет. Раскачайтесь и сядьте. Теперь Мойше Фельденкрайз лягте. Вы можете почувствовать, что до тех пор, пока вы полностью с головы до пят не будете принадлежать самим себе, вы не сможете сесть и лечь так, как вам этого захочется. Попробуйте еще раз. Нет, вы действуете бездумно — задерживаете дыхание, а в этом вовсе нет необходимости. Вы не сгибаете верхнюю часть туловища. Сделайте едва заметные движения, чтобы по желанию вы могли сесть и лечь при минимальных изменениях. Когда вы ложитесь, задняя сторона таза и поясница соприкасаются с полом. Опустите голову на пол и приостановите движение. Вот теперь вы лежите. Далее из нынешнего положения перестройтесь в то, в котором вы находились прежде, и сядьте. То, каким образом таз касается пола, и определяет разницу между сидячим и лежачим положением. В одном случае, если прекратите движение, вы окажетесь сидящим, а в другом случае, если остановитесь, то будете лежать. Колени при этом следует разводить в стороны. С легкостью садиться будут те, у кого колени развернуты наружу и расходятся в стороны. Ноги подобны двум щупальцам, сохраняющим баланс между головой и плечами. [Мойше отвечает на вопрос]. Большинство людей не могут правильно округлить спину, чтобы исполнить это движение. Поэтому это было первым, что мы сделали, чтобы движение стало для нас выполнимым. Искусство движения Уроки мастера Если бы мы начали с того, что мы делаем сейчас, то ни у кого ничего бы не получилось. Движение должно быть обратимым, и вы должны иметь возможность прекратить его в любой момент. Абсолютно простым движение станет для вас в том случае, если вы будете держать в уме целиком все свое тело, начиная с головы и кончая пальцами ног. Теперь расположите перед собой руки и ноги и попробуйте еще раз. При подъеме вы выпрямляете руки и колени, а возвращаясь обратно, вы их сгибаете. Достаточно. Пожалуйста, медленно встаньте. Положите обе руки на пол и постойте, опираясь на все четыре конечности, как вы это делали раньше. Обратите внимание на то, как легко вы достаете руками до пола, как сильно наклоняетесь. Взгляните на этого господина, который старше многих из здесь присутствующих, — он все делает не хуже других. Посмотрите, как разведены его колени и ступни. Помните, как утром, когда мы только начинали занятие, он выполнял движение, держа ступни очень близко друг к другу? [Обращается к мужчине.] Сделайте движение так, как вы делали его утром, когда у вас ничего не получалось. Сейчас вы его сделали слишком хорошо. (Смех.) Утром вам это не удавалось, а теперь вы можете сгибать ко- Мойше Фельденкрайз лени. Во всяком случае, занятие принесло ему гораздо большую пользу, чем любому из вас, поскольку приступал он к нему с больными коленями и ступнями, а сейчас выполняет движения одинаково со всеми. Видите ли, с возрастом ничего не поделаешь, зато можно дать человеку возможность научиться. Значение имеют лишь свойства мышления, только и всего. Большое всем спасибо. (Аплодисменты.) Урок шестой Часть первая КРУГОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ РУКАМИ Лягте, пожалуйста, на правый бок, положив правую руку на пол тыльной стороной. Теперь поводите ею. Передвигайте руку там, где захотите, где сможете осязать и исследовать пол. Сначала опишите ею дугу, подведя к голове и затем в направлении ног. Теперь ближе к себе, но начните с тыльной стороны руки. Также можете задействовать и ладонь, но куда бы вы ни направили руку, везде найдутся такие места, до которых вы можете достать лишь ее обратной стороной. При этом не важно, согнут локоть или выпрямлен. Попробуйте найти такие места возле себя. На полу правая рука должна лежать либо ладонью, либо тыльной стороной, но не кончиками пальцев. Скорее всего, вы сможете продвинуться лишь настолько, насколько вам это позволяет голова. Левую руку можете положить там, где вам удобно. Передвигаться можно в любом направлении, однако вы не сможете этого сделать при помощи одной лишь ладо- Мойше Фельденкрайз ни или обратной стороны руки. Есть вполне определенные места, расположенные ближе к позвоночнику, где вы должны развернуть руку. Если вы этого не сделаете, то хоть лопните, но не сможете исследовать все пространство вокруг себя. Направляйтесь выше и занесите руку под голову. Чтобы это сделать, вам придется чуть поднять голову и затем опустить ее обратно на пол. Это движение всецело принадлежит вашей персоне. Подумайте, как другие ваши органы взаимодействуют между собой. Почему вторую руку вам приходится держать в кармане или на заднице? Почему вы не можете вытянуть ее над головой? Если вам не нужна вторая рука, тогда для чего вам голова? Вы ничего не сможете сделать без полной самомобилизации. И вовсе не обязательно постоянно держать правую руку выпрямленной. И тем не менее вы должны суметь достичь предела ее движения. Что? Вы не можете достать позади себя? Видите? Ограничение находится у вас в уме, а не в теле. А почему бы вам не согнуть колени? Разве можно исследовать пол, когда вам все время приходится удерживать равновесие? Положите, пожалуйста, перед собой правую руку, касаясь пола ее тыльной стороной. Локоть придвиньте ближе к себе. Можете ли вы протиснуть его под себя? Что, можете? Если вы воспользуетесь левой рукой и всем Искусство движения. Уроки мастера своим телом целиком, то увидите, что это возможно. Положите левую руку на пол там, где вам ее легко и удобно держать. Теперь приготовьтесь к тому, чтобы свободно завести под себя правый локоть. Помогайте себе головой, тазом и ногами. Теперь верните его обратно и завершите действие. Вот увидите, что левая рука, лежащая на полу позади вас, совершит стремительный взмах вперед, когда вы будете подкладывать под себя правый локоть. Теперь, когда вы возвращаетесь в прежнее положение, в первую очередь вы должны задействовать кончики пальцев правой руки. Продолжайте до тех пор, пока движение вам дается легко и без напряжения, и подумайте, почему вы не догадались исследовать пол позади себя. Вы задерживаете дыхание? Оно затруднено? Если так, то, вероятно, вы не лучшим образом выполняете движение. А когда же наконец будете? В дальнейшем оно должно стать лучше, чем сейчас. Помогайте себе руками. Впоследствии, если вы захотите действовать без помощи левой руки, то движение от этого уже не изменится. Теперь плавно перенесите руку, находящуюся под вами, таким образом, чтобы вы могли остановиться в любой момент, и освободите ее, не прерывая при этом дыхания и не изменяя его ритма. Вы заметите, что средняя часть туловища, грудная клетка и центр позвоночника делают в точности то, Мойше Фельденкрайз что мы учились делать сегодня утром. Теперь, чтобы помочь себе, втяните живот. Если вы сможете завести правую руку под голову и под правую ягодицу, то, развернув ее в определенных точках соприкосновения с телом, вы сможете замкнуть круг. Не останавливаясь, легким и непрерывным движением безо всяких усилий опишите на полу полный круг. Можете ли вы расположиться таким образом, чтобы ваша рука могла одинаково плавно скользить вокруг как тыльной стороной, так и ладонью? Не подкладывайте руку под таз, оставьте ее на полу. Теперь перенесите свои действия на другую сторону и снова обратите внимание на те ваши части тела, которые должны взаимодействовать между собой. Ваша голова поднимается только в определенный момент, когда вы подкладываете под нее руку. Дыхание свободное и движение, по возможности, равномерное. Если вы напряжете ноги, то даже не почувствуете, как задержите дыхание. Прервитесь, лягте на спину, руки расположите по бокам и обратите внимание на то, какие ощущения вы испытываете в правой руке и левой руке, правой и левой лопатках. Посмотрите, насколько эти ощущения разнятся. Чтобы подняться, перекатитесь налево. Какая рука вам кажется длиннее? Чем те- Искусство движения. Уроки мастера перь отличается правое плечо от левого? Немного раздвиньте ступни. Какой бок больше выдается вперед? Сожмите правую руку в кулак, выдвиньте вперед и вверх, сохраняя кулак в одной плоскости с рукой. Следите за тем, как поднимаете руку, и увеличивайте скорость, описывая ею круги. Не напрягайте колени и таз, головой и глазами следите за кулаком и двигайтесь еще быстрее. Вы увидите, что, когда ваши движения станут действительно быстрыми, голова станет неподвижной. Теперь измените направление и подумайте о том, как вы можете еще больше ускорить движение, не предаваясь спешке. А быстрее вы не сможете его делать до тех пор, пока не задействуете бедра, ноги, лодыжки, пальцы ног, дыхание и, собственно, все, что у вас имеется. Вот так, правильно. Теперь остановитесь. Пройдитесь и сравните ощущения в правой и в левой руке, в правом и в левом боку и в правой и в левой ноге. (Смех и разговоры.) Урок шестой Часть вторая КРУГОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ БЕДРОМ Лягте на правый бок и согните ноги в коленях, приняв удобную для вас позу. Немного полежите в таком положении, затем поднимите левое колено и, оторвав его от пола, притяните к себе. Совершите им небольшое круговое движение, поднимая возле себя и направляя вверх к потолку, при этом постепенно увеличивая радиус окружности. Обратите внимание на то, что некоторые из вас, как только отодвинули ногу чуть дальше от себя, перестали выполнять вращение. Невозможно описать круг, если вы заносите колено прямо над собой. Вы перестаете совершать нисходящие движения по прямой линии. Если вы хотите, чтобы у вас получился круг, вам необходимо задействовать собственные ресурсы, чтобы дальше описывать окружность. И есть один-единственный способ сделать это. Удивительно, что вы его не видите. Каким угодно способом левым коленом выполните как можно большее вращение и за- Искусство движения Уроки мастера действуйте все, что вам для этого нужно. Не изменяя направления, двигайтесь в ту же сторону и замкните круг. Кстати, не бойтесь работать ступней. Колено при этом является наивысшей точкой. Это похоже на те движения, которые мы выполняли сначала локтем, а затем всей рукой целиком. Если левым бедром вы не достанете до пола с противоположной стороны, то у вас не получится круга. Другими словами, вам все еще необходимо задействовать другие части своего тела. Бедро должно поворачиваться в другую сторону и касаться пола. Но не ставьте ступни на пол. Просто немыслимо, как у людей могут быть такие скудные возможности! Как вы только жили все эти годы? Разве вы не знаете, что у вас имеются ноги, голова и есть руки? Так пора об этом узнать. Не могли бы вы сделать это вращение равномерным? Вы сможете достать до любой точки, но только в том случае, если не будете напрягать спину. Двигайтесь медленно. Вы обнаружите, что вам нужно будет повернуться и изменить положение позвоночника в области между лопатками и грудной клеткой. У некоторых это место настолько окостеневшее и неразработанное, что у них и дальше не возникло бы мысли о том, что оно им необходимо. Теперь остановитесь на минуту и подумайте, как вы выполняете движение. Под- Фельденкрайз ^ пожалуйста, левое колено из того .оЛожения, в котором оно находится сей- и поворачивайте колени до тех пор, по- девая сторона бедра и нога не лягут на. Весь ваш организм должен сгруппироваться не известным вам ранее способом. ^еПерь тем же коленом начинайте выполнять круговое вращение, но в обратном на-правлении. Теперь вы можете видеть, что не аВершите круг полностью, пока не дотронетесь до пола. Большой же круг вы могли бы пцсать лишь при условии, что ваш таз ле- на высокой подушке. Только тогда вы бы совершить более полный оборот. Продолжайте выполнять движение 0 Проследите за тем, какие части тела меша-рТ вам делать его правильно. Вытяните ноги и обратите внимание на оа3ницу между одним тазобедренным суста-„oyi и другим. Теперь отметьте для себя, где проходит линия напряжения, объединяю-щ3я левый тазобедренный сустав с правой лОпаткой. Можете ли вы, лежа на полу, по-чузствовать, что эта линия отличается от ли-jflH, связывающей правый тазобедренный сустав с левой лопаткой? Теперь перекатитесь, пожалуйста, на другую сторону, противоположную той, с которой вы перекатыва-дись в последний раз, и встаньте. Пройдитесь 0 постарайтесь осмыслить свои ощущения в тазобедренном суставе, который работал Искусство движения. Уроки мастера так, как и должен работать тазобедренный сустав. Обратите внимание на разницу ощущений в левой и правой ногах и в левом и правом тазобедренных суставах. Остановитесь и начните вращать кулаком так, как вы уже это делали раньше. Сделайте несколько оборотов в одну сторону и несколько в другую и отметьте для себя, каким это движение стало теперь. Что вы делаете левым тазобедренным суставом и левой ногой при выполнении этих движений? Лучше ли вам стали удаваться эти действия? Отличается ли круг, который вы описываете сейчас, от того, который вы делали прежде? Обратите внимание на плавность и непрерывность движения и проследите за действиями левого колена и левого тазобедренного сустава, позволяющими сделать его таковым. Теперь увеличьте скорость и посмотрите, та ли это скорость, что и раньше, или она немного возросла? Ба! Взгляните-ка! У всех вас средняя скорость заметно увеличилась! Смените сторону. Можете ли вы сохранять поверхностное дыхание? Остановитесь, пройдитесь и посмотрите, какая нога совершает большее движение. Необязательно, что это будет та нога, с которой мы работали, поскольку улучшения, произошедшие с одной ногой, позволяют лучше работать и другой. Правый тазобедренный сустав может препятствовать движениям левого и наоборот. И мало про- Мойше Фельденкрайз сто думать, поскольку вы можете запутаться. Задача состоит в том, чтобы вы следили за тем, что вы делаете. А сейчас сделайте несколько шагов задом наперед и посмотрите, какая нога ступает лучше. Теперь пройдитесь вперед. Остановитесь и сделайте следующее: отодвиньте правую ногу вправо, поднимите ее и сделайте еще больший шаг вправо. Далее перенесите левую ногу к правой и затем расставьте ноги в стороны, используя левую ногу. Расставьте ноги еще больше и проделайте те же действия правой ногой. Продолжайте выполнять движения и затем обеими ногами сделайте максимально большие шаги. Есть ли разница между одной ногой и другой? Теперь поставьте ноги рядом, затем левой ногой сделайте большой шаг в сторону, тут же большим шагом вернитесь вправо и составьте ноги вместе. Затем сделайте максимально большой шаг влево и вновь соедините ноги. Проследите, какая нога является ведущей, какая меньше напряжена, проворнее выполняет то, что вы хотите, и, значит, движется от бедра. Лягте, пожалуйста, на пол, на левый бок и, не совершая никаких движений, представьте, как вы будете исследовать пол левой рукой, описывая ею вокруг себя большую окружность, как вы это делали раньше. Подумайте, куда вы повернете руку и как она Искусство движения Уроки мастера пройдет под головой и под туловищем. Постарайтесь, чтобы ваше воображение было приближено к вашим реальным ощущениям, и затем измените направление мысли. Проверьте и определите для себя, достигли ли вы еще больших улучшений. Теперь совершите, пожалуйста, три полных круговых движения коленом. Выполняя вращение, определите, что происходит с позвоночником между лопатками и верхней и нижней частью грудной клетки. Обычно вы так не двигаетесь. Теперь совершите три круговых движения в другую сторону. Затем выполните один оборот правой ногой и один левой таким образом, чтобы, не прерываясь, переключиться с одной ноги на другую. Продолжайте выполнять по два полных оборота правой ногой и по два левой. С какой стороны вам легче выполнять движения? Теперь смените направление движения и начните отводить колено от себя. В позвоночнике тут же происходят изменения. Если вы станете двигаться быстрее, то круга у вас не получится. Сделайте два оборота, но теперь ступня пусть идет вверх, а колени выпрямятся. Двигайте ступней, чтобы получился замкнутый круг. Выполните полный оборот левой ступней и один еще больший оборот в том же направлении. Затем смените ногу. Медленно выполняя круговые движения пра- Мойшв Фельденкрайз вой ногой, поднимите левую ногу и начните работать обеими ногами поочередно. Если сейчас вы с этим справитесь, то впоследствии это уже не будет вызывать трудности. Такую задачу можно решить лишь с помощью вашего интеллекта. Однако если движение для вас проблематично, то тело примет нужную позу после того, как вы спланируете свои действия по-иному. Позже вам уже не понадобится новое упражнение, просто вы должны будете подготовить свое нынешнее тело и его прошлое к этому моменту и постараться справиться с движением лучше, чем раньше на уроке. Иначе говоря, вы должны будете организовать свои мысли и тело таким образом, чтобы суметь выполнить движение и точно знать, что делаете. Вот тогда можно будет считать, что вы готовы к разрешению проблемы. Жизнь вовсе не состоит из задач, которые вы решаете при помощи упражнения. Здесь мы занимаемся тем, что приводим в порядок собственные мысли. Теперь мы уже можем делать это настолько хорошо, что если бы вам случайно пришлось столкнуться с какой-либо проблемой, то вы бы смогли ее уладить. Например, вы уже можете вытянуть руку в любую сторону быстрее и дальше, чем раньше. Кроме того, ваши бедра и плечи помогут вам лучше двигаться, чтобы вам не пришлось готовить очередное упражнение для решения новой задачи. Искусство движения. Уроки мастера Обсуждение: глаза влияют на мышцы шеи [Мойше поступает вопрос от одной из Iучастниц группы, который он обрывает.] Так какой у вас вопрос? «У большинства лю-1дей я вижу...» Не могли бы вы, пожалуйста, прерваться? У меня уже есть строгое замечание по поводу того, как вы задаете вопрос, однако это не означает, что я пытаюсь вас наказать и не выслушаю его. Я спрашиваю, какой у вас вопрос? Вместо того чтобы спрашивать: «Люди с глазами?..», подумайте, не торопитесь, пусть он прозвучит четко, и постарайтесь произнести: «Мои глаза так не видят... это мой вопрос». И я все объясню. Если кто-то обращается ко мне за помощью, я задаю простой вопрос: что вас беспокоит на данный момент? Некоторые мне начинают отвечать так: «Ну, я точно не помню, был это четверг или пятница. Думаю, это случилось днем в четверг в 1977 году, когда я поехал с женой в Швейцарию кататься на лыжах, да, точно, это была поздняя зима». — «Итак, что же вас все-таки тревожит сейчас?» А он говорит: «Подождите минутку...» — и хочет рассказать всю свою биографию. Я уже знаю, что с этим человеком мне придется поработать довольно долго, пока я доберусь до того, что его в действительности беспокоит. Поэтому, когда такое происхо- Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|