Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Искусство движения Уроки мастера 6 страница




Искусство движения. Уроки мастера

ная система считает необходимым посту­пить именно так. Продолжайте действия и проследите за тем, как вы перекатываетесь налево. Можете ли вы выяснить, каким об­разом надо в воздухе взяться за правый ло­коть, чтобы сделать перекатывание посте-I пенным? Теперь возвращайтесь обратно и посмотрите, что происходит с грудной клет­кой. Она становится такой же плоской, как тогда, когда ваши руки лежали на нижних ребрах, при этом сейчас спина более округ­лая, чем тогда. Как раз это и позволяет вам совершать перекат. Теперь двигайтесь об­ратно и проследите за тем, как удлиняется ваше туловище и грудная клетка изменяет положение. Какая часть вашего тела первой начинает перекат? Обратите внимание: для того чтобы начать перекат и чтобы все дви-(жение было удобным, нижние ребра, грудь и позвоночник должны быть сгруппированы по-особому, и продолжать движение должно быть так же легко, как и начинать. Просле­дите за тем, какие действия головой вы вы-[полняете в конце. Возможно, если бы вы «подняли голову и во время переката выдви-]нули ее вперед вместе со всем туловищем, то |движение было бы непрерывным.

Помните ли вы, что мы говорили о тону-Ice и о том, как сокращается тело? Что, если ■трудно что-то выполнить, происходит раз­лад. Вы помните, что мы говорили о науче-

Мойше Фельденкрайз

нии? Чтобы увеличить сензитивность, вы должны усовершенствовать свою организа­цию. И на своем организме мы видели, что количество сокращений малых мышц и боль­ших мышц должно находиться в одинако­вом соотношении. Когда движение воспри­нимается как простое и легкое, тогда все тело сокращается одинаково. Как уже говорилось ранее, мы не можем определить результат деятельности, мы можем определить лишь степень ее дезорганизации. Дезорганизация подразумевает наличие трудностей, ощуще­ние неловкости.

Теперь смените захват рук, чтобы они оказались в положении, противоположном тому, с которым мы только что работали. Представьте себе перекат в правую сторону и осторожно выполните его. Ступни и туло­вище расположены не в центре, и, следова­тельно, если вы начнете двигаться быстрее, то ничему не научитесь. Мы выполняем дви­жение, симметричное тому, что мы делали раньше. Очевидно, ноги каким-то образом должны быть передвинуты, но не делайте этого в один заход. Если вы так поступите, то получится, что вы сделали что-то, что осоз­нали, а я хочу, чтобы вы почувствовали это, поэтому вспомните все свои действия при перекате влево. Предоставьте телу возмож­ность выполнить движение. Ваши ноги не могут оставаться слева. Если они там оста-

Искусство движения. Уроки мастера

| нутся, значит, вы изменили положение. [Не­которым членам группы.] Вы перекатывае­тесь не вправо и влево, а вправо и наиско-

|сок.

Снова, пожалуйста, лягте. Найдите для

i себя среднее положение ног, соедините паль­цы в замок и сцепленные руки поместите на нижние ребра. Теперь поднимите правый локоть и медленно и осторожно перекатитесь влево, обратив внимание на то, как вы под­готавливаете себя к повороту и какая часть тела совершает перекат последней. Снова лягте на спину. Зачем, переваливаясь на дру­гой бок, вы так сильно сжимаете колени, словно больной церебральным параличом ребенок, который просто не может держать их врозь? Или, может, вы оберегаете свою невинность? (Смех.) Посмотрите, что вы де­лаете. Руки принимают участие в вашем ка­тании?

Перекатитесь на любой бок, оторвите ру­ки от туловища, и вы обнаружите, что ваше запястье непременно освободится. Теперь поднимите правый локоть, перекатитесь на левую сторону, и вы увидите, что не сможете этого сделать, пока не прижмете левый ло­коть к телу. Оставайтесь в том же положе­нии, повернувшись влево. Где должны были находиться ваши руки? Чтобы выполнить такой перекат, вы должны развернуть их ла­донями наружу и отвести от тела. Выясните,

Мойше Фельденкрайз

в какой момент поворота их следует вывер­нуть, чтобы облегчить движение. Теперь вот еще что: пока вы перекатываетесь на левую сторону, вы можете выпрямить правый ло­коть. Выпрямите его совсем немного, и вы увидите, что выполнять перекат станет на­много легче. Поменяйте сцепление пальцев и проделайте те же действия на другом боку. Вы не можете выпрямить локоть без того, чтобы не отвести руки дальше от тела, держа их ладонями наружу. Двигайтесь из стороны в сторону.

Остановитесь и снова положите правую руку в локтевой сгиб, а левую поместите под правой. Перекатитесь налево и останьтесь в этом положении. Отодвиньте от тела локоть, который находится выше. Теперь втяните и затем выпятите живот. Распрямите грудь.. Когда вы будете втягивать живот, то увиди-1 те, что руки и локти отодвигаются от тела. В это же время вы почувствуете кое-какие полезные изменения в позвоночнике. Дви­гая локтем, одновременно втяните живот, а если локти не передвигаются, то это значит, что живот вы как следует не втянули. Чуть больше согните колени, иначе вам придется отвлечься на то, чтобы удерживать равнове­сие, а это будет мешать выполнению движе­ния. Обратите внимание на то, что, когда вы втянете живот, вам придется изменить поло­жение груди, и грудная клетка должна будет

Искусство движения Уроки мастера

принять необычную форму. Если вы будете внимательно наблюдать за собой, то увиди­те, что вам придется согнуться там, где обыч­но это не требуется. Я говорю вам о том, чтобы вы округлили спину, благодаря чему плечи уйдут вперед. Неспособность выпол­нить это движение объясняет, почему в са­мом начале было так сложно поднять оба плеча. Теперь смените руки и медленно пере­катитесь на другой бок. Продолжайте вы­полнять те же движения уже на этой сторо­не. Вот теперь левый локоть отходит от туло­вища, и когда вы втягиваете живот, нижние ребра становятся плоскими. Этот способ, позволяющий изменить изгиб спины, досту­пен лишь одаренным атлетам, акробатам и младенцам до тех пор, пока преподаватели и родители не научат их правильно держаться. Последите за еще недеформированной по­ходкой двух-, трехлетних детей. Просто на­слаждение наблюдать за тем, как они пере­двигаются, словно маленькие котята. Обрати­те внимание, что, когда вы втягиваете живот, голова и плечи должны идти в направлении нижней части тела, после чего таз наклоня­ется так, что позвоночник отодвигается на-|зад. Втягивайтесь всем телом целиком, как «будто головой хотите коснуться коленей.

Теперь медленно выпрямитесь и перека­титесь на спину. Сцепите пальцы и положи­те руки на нижние ребра. Поднимите оба

5-7915

Мойше Фельденкрайз

локтя и голову и сравните ваши движения в самом начале занятия с тем, как хорошо вы поднимаетесь теперь. Это говорит о том, что сейчас вы выполняли движения плечами, ключицами и лопатками так, как вам следо­вало бы это делать на протяжении всей жиз­ни. Опуститесь и сядьте, как вам удобно. Скрестите ноги.

Теперь соедините руки в замок и поло­жите их около пупка. Опустите голову впе­ред и выдвиньте локти. Насколько далеко вперед вы можете их выставить, если опус­тите голову? Теперь поместите правый ло­коть между ногами. Затем левый. Располо­жите ноги таким образом, чтобы суметь до­стать до пола каждым локтем. Те, кто не может выполнить это движение, пусть дела­ют его в своем воображении, так же вынося вперед локти. Можете ли вы дотронуться до пола обоими локтями? Теперь, насколько возможно, вытяните обе ноги и обопритесь ступнями о пол. Сомкните пальцы в замок, положите на пупок руки и оба локтя помес­тите между ног. Ваши ноги будут находиться на таком расстоянии друг от друга, что между ними будут умещаться локти. Однако если это представляет для вас трудность, то сна­чала поместите между коленей один локоть, а затем медленно перенесите другой. Вы уви­дите, что уже после трех таких движений вы сможете умещать между коленями сразу оба

Искусство движения Уроки мастера

локтя. Теперь осторожно и очень медленно сожмите коленями находящиеся между ни­ми локти, стараясь помогать себе всем те­лом. Голову вы опустите ниже, и вам при­дется округлить спину и поясницу. В норме человек должен суметь таким образом со­мкнуть перед собой локти, однако для боль­шинства людей это представляет огромную трудность. Вы сами видите, что мы еще очень далеки от того, чтобы правильно использо­вать грудную клетку. Именно она является связующим звеном между источником фи­зической силы, тазом и головой, ключом к нашей ориентации и сознательным движе­ниям. Эта связь не установлена, и причина заключается в том, что мы никогда на самом деле не пытались сделать то, что хотели. Мы всегда исполняли то, что кто-то считал для нас правильным. Лично со мной все обстоя­ло именно так с самого детства и до студен­ческих лет, и потому связь и возможность сделать то, что я хотел, были уничтожены с разрывом соединения между силой и наме­рением. Ида Рольф поняла это и провела свой первый урок, посвятив его не голове и не тазу, а этому связующему звену, и если бы вы спросили ее, почему она так поступи­ла, то она бы ответила, что старалась найти наиболее эффективный способ начать заня­тие.

Смените руки, сплетите пальцы в непри-

5*

Мойше Фельденкрайз

вычной для вас манере и снова поместите между коленей один и затем другой локоть. Вы будете потрясены тем, что, выполнив полдюжины движений, вы уже сможете до­трагиваться до пола. Медленно. Достаньте до пола с огромной осторожностью. Теперь поставьте обе руки внутрь, и вы увидите, как легко это сделать. Некоторые обнаружат, что с расставленными вот так ногами они могут дотронуться до пола обоими локтями. Затем, оглядевшись, вы увидите десятки лю­дей в группе, которые могли это сделать с самого начала.

Вон тот бородатый мужчина делает все совсем наоборот. Он действует так, как он этому научился. Думаете, вы правильно по­ступаете, растягивая спину так, что она потом неделю будет болеть? Этим вы себе только вредите, и назавтра у вас будет болеть спина. Поэтому подумайте и определите для себя, как вам лучше подготовиться к выпол­нению движения. Вот так уже лучше. Продол­жайте работать на левом боку и постарайтесь поднимать левую ногу совсем чуть-чуть. Два раза выполните по два таких движения ле­вой ногой и то же самое проделайте правой. И потом вы обнаружите, что уже можете до­тронуться до пола. Однако если вы будете действовать на пределе сил, то только повре­дите себе спину и ни до чего не дотянетесь.

Теперь представьте, как вы поднимаете

Искусство движения. Уроки мастера

правую ногу, одновременно опуская правый локоть. А сейчас, пока опускаете правый ло­коть, вообразите, как поднимаете левую но­гу. Поднимите ее два раза, и ваш правый ло­коть коснется пола. Несколько раз аккурат­но проделайте то же самое на другом боку — левым локтем и правой ногой. Теперь пока­чайтесь влево и вправо так, чтобы коснуться пола одним и затем другим локтем. Помес­тите локти между коленями и посмотрите, насколько теперь вы можете опуститься вниз и как сильно можете зажать коленями локти. Просто невероятно, что та полная по­жилая женщина справилась с этим! Честь ли это или оскорбление быть полной пожилой женщиной? Как вы считаете? Оскорблением это, как правило, считают люди с очень раз­дутым самомнением. Вы не можете слиш­ком сильно отличаться от того, что вы есть на самом деле, и чем больше вы себя люби­те, тем лучше будет ваша жизнь.

Теперь остановитесь, скрестите руки, со­гнитесь и перекатывайтесь до тех пор, пока не окажетесь в полулежачем положении, опи­раясь только на таз и не касаясь спиной по­ла. С помощью ног медленно перекатитесь вперед, но не откидывайтесь обратно, чтобы лечь. Разница между лежачим и сидячим по­ложениями гораздо меньше, чем вы думаете. Попробуйте найти тот минимум, который ее определяет. Раскачайтесь и сядьте. Теперь

Мойше Фельденкрайз

лягте. Вы можете почувствовать, что до тех пор, пока вы полностью с головы до пят не будете принадлежать самим себе, вы не смо­жете сесть и лечь так, как вам этого захочет­ся. Попробуйте еще раз. Нет, вы действуете бездумно — задерживаете дыхание, а в этом вовсе нет необходимости. Вы не сгибаете верхнюю часть туловища. Сделайте едва за­метные движения, чтобы по желанию вы могли сесть и лечь при минимальных изме­нениях. Когда вы ложитесь, задняя сторона таза и поясница соприкасаются с полом. Опус­тите голову на пол и приостановите движе­ние. Вот теперь вы лежите. Далее из нынеш­него положения перестройтесь в то, в кото­ром вы находились прежде, и сядьте. То, каким образом таз касается пола, и опреде­ляет разницу между сидячим и лежачим по­ложением. В одном случае, если прекратите движение, вы окажетесь сидящим, а в дру­гом случае, если остановитесь, то будете ле­жать. Колени при этом следует разводить в стороны. С легкостью садиться будут те, у кого колени развернуты наружу и расходят­ся в стороны. Ноги подобны двум щупаль­цам, сохраняющим баланс между головой и плечами. [Мойше отвечает на вопрос]. Боль­шинство людей не могут правильно округ­лить спину, чтобы исполнить это движение. Поэтому это было первым, что мы сделали, чтобы движение стало для нас выполнимым.

Искусство движения Уроки мастера

Если бы мы начали с того, что мы делаем сейчас, то ни у кого ничего бы не получи­лось.

Движение должно быть обратимым, и вы должны иметь возможность прекратить его в любой момент. Абсолютно простым движе­ние станет для вас в том случае, если вы бу­дете держать в уме целиком все свое тело, начиная с головы и кончая пальцами ног. Теперь расположите перед собой руки и ноги и попробуйте еще раз. При подъеме вы выпрямляете руки и колени, а возвращаясь обратно, вы их сгибаете.

Достаточно.

Пожалуйста, медленно встаньте. Поло­жите обе руки на пол и постойте, опираясь на все четыре конечности, как вы это делали раньше. Обратите внимание на то, как легко вы достаете руками до пола, как сильно на­клоняетесь. Взгляните на этого господина, который старше многих из здесь присутству­ющих, — он все делает не хуже других. По­смотрите, как разведены его колени и ступ­ни. Помните, как утром, когда мы только начинали занятие, он выполнял движение, держа ступни очень близко друг к другу? [Обращается к мужчине.] Сделайте движе­ние так, как вы делали его утром, когда у вас ничего не получалось. Сейчас вы его сдела­ли слишком хорошо. (Смех.) Утром вам это не удавалось, а теперь вы можете сгибать ко-

Мойше Фельденкрайз

лени. Во всяком случае, занятие принесло ему гораздо большую пользу, чем любому из вас, поскольку приступал он к нему с боль­ными коленями и ступнями, а сейчас вы­полняет движения одинаково со всеми. Ви­дите ли, с возрастом ничего не поделаешь, зато можно дать человеку возможность на­учиться. Значение имеют лишь свойства мышления, только и всего.

Большое всем спасибо. (Аплодисменты.)

Урок шестой Часть первая

КРУГОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ РУКАМИ

Лягте, пожалуйста, на правый бок, поло­жив правую руку на пол тыльной стороной. Теперь поводите ею. Передвигайте руку там, где захотите, где сможете осязать и исследо­вать пол. Сначала опишите ею дугу, подведя к голове и затем в направлении ног. Теперь ближе к себе, но начните с тыльной стороны руки. Также можете задействовать и ладонь, но куда бы вы ни направили руку, везде най­дутся такие места, до которых вы можете до­стать лишь ее обратной стороной. При этом не важно, согнут локоть или выпрямлен. По­пробуйте найти такие места возле себя. На полу правая рука должна лежать либо ладо­нью, либо тыльной стороной, но не кончи­ками пальцев.

Скорее всего, вы сможете продвинуться лишь настолько, насколько вам это позволя­ет голова. Левую руку можете положить там, где вам удобно. Передвигаться можно в лю­бом направлении, однако вы не сможете этого сделать при помощи одной лишь ладо-

Мойше Фельденкрайз

ни или обратной стороны руки. Есть вполне определенные места, расположенные ближе к позвоночнику, где вы должны развернуть руку. Если вы этого не сделаете, то хоть лоп­ните, но не сможете исследовать все про­странство вокруг себя.

Направляйтесь выше и занесите руку под голову. Чтобы это сделать, вам придется чуть поднять голову и затем опустить ее об­ратно на пол. Это движение всецело принад­лежит вашей персоне. Подумайте, как дру­гие ваши органы взаимодействуют между собой. Почему вторую руку вам приходится держать в кармане или на заднице? Почему вы не можете вытянуть ее над головой? Если вам не нужна вторая рука, тогда для чего вам голова? Вы ничего не сможете сделать без полной самомобилизации. И вовсе не обяза­тельно постоянно держать правую руку вы­прямленной. И тем не менее вы должны су­меть достичь предела ее движения. Что? Вы не можете достать позади себя? Видите? Ог­раничение находится у вас в уме, а не в теле. А почему бы вам не согнуть колени? Разве можно исследовать пол, когда вам все время приходится удерживать равновесие?

Положите, пожалуйста, перед собой пра­вую руку, касаясь пола ее тыльной стороной. Локоть придвиньте ближе к себе. Можете ли вы протиснуть его под себя? Что, можете? Если вы воспользуетесь левой рукой и всем

Искусство движения. Уроки мастера

своим телом целиком, то увидите, что это возможно. Положите левую руку на пол там, где вам ее легко и удобно держать. Теперь приготовьтесь к тому, чтобы свободно завес­ти под себя правый локоть. Помогайте себе головой, тазом и ногами. Теперь верните его обратно и завершите действие. Вот увидите, что левая рука, лежащая на полу позади вас, совершит стремительный взмах вперед, когда вы будете подкладывать под себя пра­вый локоть. Теперь, когда вы возвращаетесь в прежнее положение, в первую очередь вы должны задействовать кончики пальцев пра­вой руки. Продолжайте до тех пор, пока дви­жение вам дается легко и без напряжения, и подумайте, почему вы не догадались иссле­довать пол позади себя. Вы задерживаете дыхание? Оно затруднено? Если так, то, ве­роятно, вы не лучшим образом выполняете движение. А когда же наконец будете? В даль­нейшем оно должно стать лучше, чем сей­час. Помогайте себе руками. Впоследствии, если вы захотите действовать без помощи левой руки, то движение от этого уже не из­менится. Теперь плавно перенесите руку, находящуюся под вами, таким образом, что­бы вы могли остановиться в любой момент, и освободите ее, не прерывая при этом ды­хания и не изменяя его ритма. Вы заметите, что средняя часть туловища, грудная клетка и центр позвоночника делают в точности то,

Мойше Фельденкрайз

что мы учились делать сегодня утром. Те­перь, чтобы помочь себе, втяните живот.

Если вы сможете завести правую руку под голову и под правую ягодицу, то, развер­нув ее в определенных точках соприкосно­вения с телом, вы сможете замкнуть круг.

Не останавливаясь, легким и непрерыв­ным движением безо всяких усилий опиши­те на полу полный круг. Можете ли вы рас­положиться таким образом, чтобы ваша рука могла одинаково плавно скользить вокруг как тыльной стороной, так и ладонью? Не подкладывайте руку под таз, оставьте ее на полу.

Теперь перенесите свои действия на дру­гую сторону и снова обратите внимание на те ваши части тела, которые должны взаи­модействовать между собой. Ваша голова поднимается только в определенный мо­мент, когда вы подкладываете под нее руку. Дыхание свободное и движение, по возмож­ности, равномерное. Если вы напряжете ноги, то даже не почувствуете, как задержи­те дыхание.

Прервитесь, лягте на спину, руки распо­ложите по бокам и обратите внимание на то, какие ощущения вы испытываете в правой руке и левой руке, правой и левой лопатках. Посмотрите, насколько эти ощущения раз­нятся. Чтобы подняться, перекатитесь нале­во. Какая рука вам кажется длиннее? Чем те-

Искусство движения. Уроки мастера

перь отличается правое плечо от левого? Не­много раздвиньте ступни. Какой бок больше выдается вперед? Сожмите правую руку в кулак, выдвиньте вперед и вверх, сохраняя кулак в одной плоскости с рукой. Следите за тем, как поднимаете руку, и увеличивайте скорость, описывая ею круги. Не напрягайте колени и таз, головой и глазами следите за кулаком и двигайтесь еще быстрее. Вы уви­дите, что, когда ваши движения станут дей­ствительно быстрыми, голова станет непо­движной. Теперь измените направление и подумайте о том, как вы можете еще больше ускорить движение, не предаваясь спешке. А быстрее вы не сможете его делать до тех пор, пока не задействуете бедра, ноги, ло­дыжки, пальцы ног, дыхание и, собственно, все, что у вас имеется. Вот так, правильно. Теперь остановитесь. Пройдитесь и сравни­те ощущения в правой и в левой руке, в пра­вом и в левом боку и в правой и в левой ноге. (Смех и разговоры.)

Урок шестой Часть вторая

КРУГОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ БЕДРОМ

Лягте на правый бок и согните ноги в ко­ленях, приняв удобную для вас позу. Немно­го полежите в таком положении, затем под­нимите левое колено и, оторвав его от пола, притяните к себе. Совершите им небольшое круговое движение, поднимая возле себя и направляя вверх к потолку, при этом посте­пенно увеличивая радиус окружности. Обра­тите внимание на то, что некоторые из вас, как только отодвинули ногу чуть дальше от себя, перестали выполнять вращение. Не­возможно описать круг, если вы заносите колено прямо над собой. Вы перестаете со­вершать нисходящие движения по прямой линии. Если вы хотите, чтобы у вас получил­ся круг, вам необходимо задействовать соб­ственные ресурсы, чтобы дальше описывать окружность. И есть один-единственный спо­соб сделать это.

Удивительно, что вы его не видите. Ка­ким угодно способом левым коленом вы­полните как можно большее вращение и за-

Искусство движения Уроки мастера

действуйте все, что вам для этого нужно. Не изменяя направления, двигайтесь в ту же сторону и замкните круг. Кстати, не бойтесь работать ступней. Колено при этом является наивысшей точкой. Это похоже на те движе­ния, которые мы выполняли сначала лок­тем, а затем всей рукой целиком. Если ле­вым бедром вы не достанете до пола с про­тивоположной стороны, то у вас не получится круга. Другими словами, вам все еще необ­ходимо задействовать другие части своего тела. Бедро должно поворачиваться в другую сторону и касаться пола. Но не ставьте ступ­ни на пол. Просто немыслимо, как у людей могут быть такие скудные возможности! Как вы только жили все эти годы? Разве вы не знаете, что у вас имеются ноги, голова и есть руки? Так пора об этом узнать.

Не могли бы вы сделать это вращение равномерным? Вы сможете достать до лю­бой точки, но только в том случае, если не будете напрягать спину. Двигайтесь медлен­но. Вы обнаружите, что вам нужно будет по­вернуться и изменить положение позвоноч­ника в области между лопатками и грудной клеткой. У некоторых это место настолько окостеневшее и неразработанное, что у них и дальше не возникло бы мысли о том, что оно им необходимо.

Теперь остановитесь на минуту и поду­майте, как вы выполняете движение. Под-

Фельденкрайз

^ пожалуйста, левое колено из того

.оЛожения, в котором оно находится сей- и поворачивайте колени до тех пор, по- девая сторона бедра и нога не лягут на. Весь ваш организм должен сгруппиро­ваться не известным вам ранее способом. ^еПерь тем же коленом начинайте выпол­нять круговое вращение, но в обратном на-правлении. Теперь вы можете видеть, что не аВершите круг полностью, пока не дотроне­тесь до пола. Большой же круг вы могли бы пцсать лишь при условии, что ваш таз ле- на высокой подушке. Только тогда вы бы совершить более полный оборот. Продолжайте выполнять движение 0 Проследите за тем, какие части тела меша-рТ вам делать его правильно.

Вытяните ноги и обратите внимание на оа3ницу между одним тазобедренным суста-„oyi и другим. Теперь отметьте для себя, где проходит линия напряжения, объединяю-щ3я левый тазобедренный сустав с правой лОпаткой. Можете ли вы, лежа на полу, по-чузствовать, что эта линия отличается от ли-jflH, связывающей правый тазобедренный сустав с левой лопаткой? Теперь перекати­тесь, пожалуйста, на другую сторону, проти­воположную той, с которой вы перекатыва-дись в последний раз, и встаньте. Пройдитесь 0 постарайтесь осмыслить свои ощущения в тазобедренном суставе, который работал

Искусство движения. Уроки мастера

так, как и должен работать тазобедренный сустав. Обратите внимание на разницу ощу­щений в левой и правой ногах и в левом и правом тазобедренных суставах. Останови­тесь и начните вращать кулаком так, как вы уже это делали раньше. Сделайте несколько оборотов в одну сторону и несколько в дру­гую и отметьте для себя, каким это движение стало теперь. Что вы делаете левым тазобед­ренным суставом и левой ногой при выпол­нении этих движений? Лучше ли вам стали удаваться эти действия? Отличается ли круг, который вы описываете сейчас, от того, ко­торый вы делали прежде? Обратите внима­ние на плавность и непрерывность движения и проследите за действиями левого колена и левого тазобедренного сустава, позволяю­щими сделать его таковым. Теперь увеличь­те скорость и посмотрите, та ли это ско­рость, что и раньше, или она немного воз­росла? Ба! Взгляните-ка! У всех вас средняя скорость заметно увеличилась! Смените сто­рону. Можете ли вы сохранять поверхност­ное дыхание? Остановитесь, пройдитесь и посмотрите, какая нога совершает большее движение. Необязательно, что это будет та нога, с которой мы работали, поскольку улуч­шения, произошедшие с одной ногой, по­зволяют лучше работать и другой. Правый тазобедренный сустав может препятствовать движениям левого и наоборот. И мало про-

Мойше Фельденкрайз

сто думать, поскольку вы можете запутаться. Задача состоит в том, чтобы вы следили за тем, что вы делаете. А сейчас сделайте не­сколько шагов задом наперед и посмотрите, какая нога ступает лучше. Теперь пройди­тесь вперед.

Остановитесь и сделайте следующее: ото­двиньте правую ногу вправо, поднимите ее и сделайте еще больший шаг вправо. Далее перенесите левую ногу к правой и затем рас­ставьте ноги в стороны, используя левую но­гу. Расставьте ноги еще больше и проделайте те же действия правой ногой. Продолжайте выполнять движения и затем обеими ногами сделайте максимально большие шаги. Есть ли разница между одной ногой и другой? Те­перь поставьте ноги рядом, затем левой но­гой сделайте большой шаг в сторону, тут же большим шагом вернитесь вправо и составь­те ноги вместе. Затем сделайте максимально большой шаг влево и вновь соедините ноги. Проследите, какая нога является ведущей, какая меньше напряжена, проворнее выпол­няет то, что вы хотите, и, значит, движется от бедра.

Лягте, пожалуйста, на пол, на левый бок и, не совершая никаких движений, представь­те, как вы будете исследовать пол левой ру­кой, описывая ею вокруг себя большую ок­ружность, как вы это делали раньше. Поду­майте, куда вы повернете руку и как она

Искусство движения Уроки мастера

пройдет под головой и под туловищем. По­старайтесь, чтобы ваше воображение было приближено к вашим реальным ощущени­ям, и затем измените направление мысли. Проверьте и определите для себя, достигли ли вы еще больших улучшений. Теперь со­вершите, пожалуйста, три полных круговых движения коленом. Выполняя вращение, определите, что происходит с позвоночни­ком между лопатками и верхней и нижней частью грудной клетки. Обычно вы так не двигаетесь. Теперь совершите три круговых движения в другую сторону. Затем выполни­те один оборот правой ногой и один левой таким образом, чтобы, не прерываясь, пере­ключиться с одной ноги на другую.

Продолжайте выполнять по два полных оборота правой ногой и по два левой. С ка­кой стороны вам легче выполнять движе­ния? Теперь смените направление движения и начните отводить колено от себя. В позво­ночнике тут же происходят изменения. Если вы станете двигаться быстрее, то круга у вас не получится. Сделайте два оборота, но те­перь ступня пусть идет вверх, а колени вы­прямятся. Двигайте ступней, чтобы получил­ся замкнутый круг. Выполните полный обо­рот левой ступней и один еще больший оборот в том же направлении. Затем смените ногу. Медленно выполняя круговые движения пра-

Мойшв Фельденкрайз

вой ногой, поднимите левую ногу и начните работать обеими ногами поочередно.

Если сейчас вы с этим справитесь, то впоследствии это уже не будет вызывать трудности. Такую задачу можно решить лишь с помощью вашего интеллекта. Однако если движение для вас проблематично, то тело примет нужную позу после того, как вы спланируете свои действия по-иному. Поз­же вам уже не понадобится новое упражне­ние, просто вы должны будете подготовить свое нынешнее тело и его прошлое к этому моменту и постараться справиться с движе­нием лучше, чем раньше на уроке. Иначе го­воря, вы должны будете организовать свои мысли и тело таким образом, чтобы суметь выполнить движение и точно знать, что де­лаете. Вот тогда можно будет считать, что вы готовы к разрешению проблемы. Жизнь во­все не состоит из задач, которые вы решаете при помощи упражнения. Здесь мы занима­емся тем, что приводим в порядок собствен­ные мысли. Теперь мы уже можем делать это настолько хорошо, что если бы вам случай­но пришлось столкнуться с какой-либо про­блемой, то вы бы смогли ее уладить. Напри­мер, вы уже можете вытянуть руку в любую сторону быстрее и дальше, чем раньше. Кроме того, ваши бедра и плечи помогут вам лучше двигаться, чтобы вам не пришлось го­товить очередное упражнение для решения новой задачи.

Искусство движения. Уроки мастера

Обсуждение: глаза влияют на мышцы шеи

[Мойше поступает вопрос от одной из Iучастниц группы, который он обрывает.] Так какой у вас вопрос? «У большинства лю-1дей я вижу...» Не могли бы вы, пожалуйста, прерваться? У меня уже есть строгое замеча­ние по поводу того, как вы задаете вопрос, однако это не означает, что я пытаюсь вас наказать и не выслушаю его. Я спрашиваю, какой у вас вопрос? Вместо того чтобы спра­шивать: «Люди с глазами?..», подумайте, не торопитесь, пусть он прозвучит четко, и по­старайтесь произнести: «Мои глаза так не видят... это мой вопрос». И я все объясню. Если кто-то обращается ко мне за помощью, я задаю простой вопрос: что вас беспокоит на данный момент? Некоторые мне начина­ют отвечать так: «Ну, я точно не помню, был это четверг или пятница. Думаю, это случи­лось днем в четверг в 1977 году, когда я по­ехал с женой в Швейцарию кататься на лы­жах, да, точно, это была поздняя зима». — «Итак, что же вас все-таки тревожит сей­час?» А он говорит: «Подождите минут­ку...» — и хочет рассказать всю свою биогра­фию. Я уже знаю, что с этим человеком мне придется поработать довольно долго, пока я доберусь до того, что его в действительности беспокоит. Поэтому, когда такое происхо-






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных