ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Искусство движения Уроки мастера 14 страницанеподвижными. Медленно втяните живот и увеличьте объем грудной клетки — и обратно. Проследите за тем, насколько большие движения вы можете делать животом и грудной клеткой. Теперь перевернитесь на другой бок — симметрично — и обратите внимание на то, что с этой стороны мышцы живота и груди отличаются. Такое впечатление у вас может возникнуть оттого, что мышцы живота с одной из сторон либо усиленнее работают, либо не подчиняются вам. Если я скажу вам с какой, то вы попросту приметесь за упражнения. Вы сами определите, как теперь вас слушается грудная клетка и как вам теперь подчиняется желудок, когда вы поочередно выполняете движения с одного и с другого бока. Каждый раз, когда вы переходите с одной стороны на другую, они все больше уравниваются. Почувствуйте это, перевернувшись на другой бок. Постарайтесь найти более тонкие различия в ощущениях, поскольку я немного сомневаюсь в том, что с одной стороны мышцы живота могут работать с большей легкостью и с меньшим напряжением, чем с другой. Таз и нижние ребра сейчас лежат на полу. Теперь повернитесь на другой бок и снова попытайтесь обнаружить кое-какие детали. Это даст вам шанс реально изменить то, что вы имели на момент начала урока. Мойше Фельденкрайз А сейчас лягте на живот. Руки поставьте так, как будто собираетесь отжиматься, и ступни разместите таким образом, чтобы пальцы ног упирались в пол. Голову держите примерно посередине и немного приподнимите, чтобы нос и подбородок не касались пола. Локти находятся в воздухе. Теперь сделайте толчок ступнями и совершите известное вам колебательное движение. В результате таз начинает покачиваться, подталкивает позвоночник, и голова и плечи продвигаются вперед. Теперь положите лоб на пол, и голова начнет раскачиваться вслед за вашим движением. Но не вдавливайте лоб в пол. Какое-то время продолжайте покачивания, с каждым разом делая их все легче и легче. Вам не нужно много раз повторять одно и то же движение, потому что вы с ним уже знакомы. Сделайте отдельно одно движение и посмотрите, что происходит с животом и грудной клеткой, когда вы отталкиваетесь и когда расслабляетесь. Чувствуете ли вы, что позвоночник продвигается вперед и покачивает вашу голову? Почему этого не произошло с некоторыми из вас, когда они лежали на спине? Теперь, не меняя позы, на четверть дюйма поднимите от пола лоб — просто поднимите, чтобы он ничего не касался. Продолжайте! Вы видите, что теперь нет никакого покачивания головы? Другими словами, когда ваша голова не качается, мыш- Искусство движения. Уроки мастера цы шеи напряжены, совершенно не знают, каким образом им двигаться, и никогда не расслабляются. Теперь положите лоб на пол и проверьте, действительно ли голова покачивается. Количество этих колебаний у всех разное, поскольку все выполняют их с разной скоростью. Итак, продолжайте отталкиваться ступнями, и когда продвигаетесь вперед, опускайте плечи к полу, а затем поднимайте их. Руки находятся в положении, как будто вы отжимаетесь от пола. Когда вы идете вперед, голову, плечи, а также позвоночник между плечами опускайте вниз. Раньше мы уже учились это делать, и теперь вы медленно его опускайте, а когда тело возвращается назад, поднимайте. Продвигаясь вперед, как минимум пять раз опустите края плеч. Вы обнаружите, что до тех пор, пока вы не вынесете вперед локти, это движение у вас не получится. Каждый раз, отталкиваясь ступнями, переносите локти вперед, и весь плечевой пояс, включая грудину и ключицы, будет стремиться к полу. Поднимите лоб и продолжите движение. Теперь, направляясь вперед, поставьте на пол подбородок, и тогда края плеч устремятся к полу. Выполните эти движения несколько раз. Продолжая отталкиваться от пола ступнями, насколько сможете, поднимите и отведите назад края плеч. Локти должны прой- Мойше Фельденкрайз ти рядом с полом. Также поднимите грудину, но подбородок при этом остается на полу. Грудина и весь шейный отдел позвоночника должны начать двигаться, и вы обнаружите, что теперь ваша голова может качаться на подбородке огромное число раз. Продолжайте поступательные движения и выдвигайте вперед плечи, но теперь-то они у вас подняты. Опускание и поднимание — это разные вещи. Как двигается ваша голова? Вы чувствуете, что при ее покачивании лоб отдаляется от пола? Продолжайте упираться подбородком в пол. Не шевеля плечами, оттолкнитесь ступнями от пола и покачайтесь, чтобы узнать, качается ли ваша голова и как сильно. Остановитесь и приступите к поочередным движениям живота и грудной клетки. Проследите, в равной ли степени надавливают на пол правая и левая стороны живота, а также одинаково ли упирается грудь в пол справа и слева. Продолжайте движение и убедитесь в том, что к полу прикасается только правая половина живота. Положите правую ногу поперек левой и, если можете, скрестите их в коленях тоже. Теперь оттолкнитесь и удостоверьтесь в том, что упираетесь в пол левой стороной живота. Это — единственный легкий способ это сделать. Выполняя эти движения, определите, какая сторона груди давит сильнее. Какой грудной Искусство движения. Уроки мастера сосок трется о пол? И какая рука упирается в пол сильнее? Постарайтесь определить это, не задумываясь. Теперь опустите лоб на пол, приступите к покачиванию и посмотрите, увеличились или уменьшились колебания головы на этот раз. Теперь вы ощущаете на полу левую половину живота. Положите ноги в нормальное положение и разведите в стороны. Используйте обе ступни. Теперь мысленно левым боком прижмитесь к полу. Оттолкнитесь от него обеими ногами и проясните для себя свои ощущения. Вы чувствуете, что правый бок давит меньше? Перевернитесь, чтобы заставить правую половину тела двигаться так же четко, как делает это левая. Это не так просто, поскольку предыдущие движения не были симметричными. Вам нужно изменить положение грудной клетки, чтобы почувствовать мышцы живота, работающие на этой половине тела с той же силой, что и на другой. Остановитесь. Лягте на спину. Ноги согните в коленях. Обратите внимание на свои ощущения в спине, в груди и в лопатках. Медленно при помощи ног покачайте тазом и определите, чем отличается это движение теперь. Вот сейчас оно правильное. Все головы качаются, как положено. Взгляните, пожалуйста, на человека, у которого раньше не было выбора. Посмотрите на нее теперь. Вы видите, что она не глупее ни вас, ни ме- Мойше Фельденкрайз ня? Проблема заключалась лишь в том, что это движение ей было совершенно незнакомо. Поэтому вы сутки напролет можете рассказывать, объяснять ей всю анатомию и использовать всю свою гештальттерапию и любую другую терапию, а она лишь окажет невероятное сопротивление включению себя в действительность. Неправильное функционирование и неправильное мышление проходят мимо этого явления и не корректируют его. Они исправляют лишь второстепенные его аспекты и стороны. В нашем случае она научилась двум функциям. У нее прибавилось свободы. Она переключила свои возможности с вынужденных на хорошо обдуманные решения. Какое лечение может быть лучше этого? Теперь, пожалуйста, встаньте, пройдитесь вокруг и отдохните. Обязательно выясните, какие новые ощущения вы испытываете. Особенно я советую это сделать человеку, к которому вернулся голос. Вы убедились в том, что дело не в упражнениях? Спасибо. (Аплодисменты.) Урок двенадцатый УЧИМСЯ САДИТЬСЯ ИЗ ЛЕЖАЧЕГО ПОЛОЖЕНИЯ Сейчас мы будем выполнять быстрые движения, используя те знания, которые мы здесь получили, и постараемся научиться различать быстроту и спешку. Человек, который торопится, — это человек, осознающий, что он слишком медлителен. Если бы мы не были столь медлительными, то необходимость в спешке отпала бы сама собой. Торопящийся куда-то человек внутренне, можете быть уверены, чувствует себя примерно так: «Я такой копуша. Я, черт возьми, никуда не гожусь». И вся его сущность пронизана тревогой. Штекель, генерал-майор австрийской армии, был одним из психиатров, которого Фрейд ценил не меньше Адлера. Он был одним из первых четырех студентов Фрейда. Одно время Штекель был даже значительнее и известнее Фрейда. Его две наиболее важные книги (а их довольно много) — это «Мужская импотенция» и «Женская фригидность». В этих книгах он говорит о том, что половое бессилие у мужчин и сек- Мойте Фельденкрайз суальная холодность у женщин возникают тогда, когда люди не имеют связи со временем. Они торопятся. И если откорректировать отношение человека ко времени, то проблемы в сексе исчезают. И больше для этого ничего не нужно делать. Некоторые к этому пришли самостоятельно с помощью осознания через движение. Они пережили личностные изменения и получили возможность избавиться от проблем в интимной сфере. Нет предела совершенству. Основная идея — это научиться различать суету и время. Дайте себе достаточно времени. Если вы этого не сделаете, то начнете торопиться и будете считать себя совершенно никудышным человеком. Поэтому сейчас мы собираемся утратить наше чувство времени и начать действовать быстро, различая, однако, при этом быстроту и суету. Лягте, пожалуйста, на живот. Согните колени, составьте их вместе и соедините ступни. Представьте, что у вас есть две большие резиновые ленты, одной из которых вы связали колени, а другой лодыжки, чтобы скрепить ноги вместе. Связанные колени и лодыжки мысленно перенесите чуть правее и затем чуть левее. Теперь усильте это движение и выясните, не мешают ли вам голова, плечи и руки. Приведите в порядок руки и голову и определите, в какую сторону вам двигаться легче, когда голова устремлена вле- Искусство движения. Уроки мастера во. Разверните голову так, чтобы, когда ноги направлялись вправо, она лежала слева правой щекой на полу. Теперь минутку подождите. Начните наклоняться, но голову, плечи и руки перемещайте таким образом, чтобы уголком глаз вы могли видеть свои пятки. Не заглядывайте себе под живот, там вы увидите только свои половые органы. Смотрите на пятки. Где они находятся? А находятся они в воздухе. Значит, и ваши глаза должны устремиться в воздух, но не из-под руки. Почему вы не поставите обе руки на пол, как будто для отжимания? Почему вы так неуклюже это делаете? Ну да ладно, через минуту вы узнаете, что движения будут медленными, некрасивыми и трудными, если вы будете их делать так же неловко, как сейчас. Медленно поднимите голову, поверните плечи и используйте руки, чтобы увидеть пятки. [Мойше кричит.] Не позволяйте пяткам двигаться, пока вы их не увидите. Затем посмотрите на них и следите за ними, пока они не лягут на пол. Смотрите, как они лежат на полу/Целью этого крика было подстегнуть вас двигаться быстрее — что-то вроде приказа. А чему учитесь вы? Кто вам сказал, что таким образом вы приобретете положительный опыт? В жизни это звучит примерно так: «Вы будете шевелиться? Или нет?» или «Убирайтесь!». Вы увидите, какого Мойше Фельденкрайз рода знания мы получим благодаря таким приказаниям. Хорошо. Теперь лягте на живот и упритесь руками в пол, как будто собираетесь отжиматься. Поднимите голову, посмотрите на пятки и начните наклонять ноги до тех пор, пока не увидите, что пятки легли на пол. Обратите внимание, что делают ваши руки. Лягте в исходное положение. Повторите движения три или четыре раза и подумайте о том, как бы вы их выполняли с другой стороны. Продолжайте движения, пока в свете вашего опыта, полученного на этой стороне, вы не станете себе отчетливо представлять их с другой. А сейчас выполните движения в обе стороны. Увеличьте скорость и простоту движения. Теперь, чтобы увидеть свои пятки, вам нужно будет сесть. Если вы не сядете, то только зря скривите лицо — пятки все равно не увидите. Это легко сделать — вот что главное. Все части тела должны постоянно взаимодействовать. Руки положите так, чтобы вы смогли сесть. Что с вашей правой рукой? Что с ногами? Можете ли вы сесть, одновременно наклоняя ноги? Зачем их вытягивать? По мере того как вы будете продолжать свои действия, вы обнаружите, что для того, чтобы сесть, одна рука вам не нужна вовсе. Продолжайте выполнять движения, не прибегая к ее помощи. Однако она не может вам не понадобиться, Искусство движения. Уроки мастера пока вы как следует не сядете. Так как же мы поступим? Проверьте, можете ли вы развести колени в стороны. Вы держите их вместе, потому что ягодицы так близко прилегают одна к другой, что между ними есть лишь одна маленькая бороздка. Эти две ягодицы постоянно спорят о заднем проходе, никогда не соглашаясь и всегда противореча друг другу. Глупые, правда? Продолжайте, но двигайтесь медленно. Сейчас мы научимся освобождать вторую руку. Перестаньте сжимать колени вместе — развяжите одну, а затем и другую резиновые ленты. Теперь выполните то же движение, что и раньше, но на этот раз, когда будете садиться, колени разведите, чтобы можно было увидеть обе пятки. Затем одну ногу занесите за другую. Лягте, а когда будете садиться, снова выполните то же движение. Если вы продолжите свои действия и будете наблюдать за пятками, то вторая рука вам уже не понадобится. Просто станет ненужной. Еще раз, помогая себе обеими руками, примите сидячее положение, и вы обнаружите, что можете сидеть вообще без рук. Вы можете освобождать их вместе с ногами. Чтобы себе помочь, разведите колени еще больше. Вот теперь вы сидите правильно, без рук. Верните их на место и представьте, что собираетесь проделать те же движения с дру- Мойше Фельденкрайз гой стороны. Теперь вы должны обратить внимание на своих соседей с каждой стороны. Если вы не посмотрите, то кого-нибудь ударите, когда будете пытаться сделать движение. Не говорите ни слова и ни о чем не думайте. Я могу приказать: «Все дружно поворачиваемся налево!» Вот тогда вы будете организованны. Но чему вы при этом научитесь? Поэтому если вы, повернувшись на другой бок, говорите соседу: «Давай-ка посмотрим, мы двигаемся очень близко друг к другу» — то это звучит как музыка. Музыка — очень забавная вещь. Многие полагают, что она возвышает душу, очищает мысли и делает нас более человечными. Но под музыку сжигали евреев! И люди, которые делали это, были выходцами из одной из самых музыкальных стран в мире. Они дали нескольким евреям выжить, чтобы те играли, пока сжигали остальных. Так что музыка, несущая очищение, — это пустой треп. Музыка не очищает всех. Хотя, конечно, не склонный к насилию человек может создать хорошую музыку. Но это не та музыка, которая делает людей людьми. Музыка может быть чудеснейшей. И может быть отвратительнейшей вещью на свете. Поэтому, если вы хотите настроиться на совместную работу, ведите себя гуманно. Не пользуйтесь музыкой. Не отдавайте приказаний. Не делайте ничего, а лишь почувст- Искусство движения. Уроки мастера вуйте и ощутите человека, который находится рядом с вами. Лягте, пожалуйста, на живот и не разговаривайте*. Начните двигаться и почувствуйте, где находятся другие люди. Обе ваши руки будут свободны, если вы в достаточной мере разведете колени и достаточно отведете одно колено назад, а другое достаточно выдвинете вперед. Эй вы, красота наоборот, вы неверно расположили ноги — вы должны научиться правильно их разводить. Это очень важно для женщины. Вот так уже лучше. Переносите обе руки на эту сторону и обе руки на другую. Раскачивайтесь — каждая частица вас должна раскачиваться. [Мойше делает замечание человеку, который хорошо организует свои движения с одной стороны и плохо с другой.] То, что у вас выходит, — это суета. Таз должен двигаться так, как мы этому учились раньше: направляясь влево, он должен вырисовывать непрерывную плавную дугу. Тогда ваши руки и ноги будут знать, куда им перемещаться дальше. Следите за своим тазом, головой и смотрите на пятки. Посмотрите на его движение — он очень сообразителен, — теперь он работает тазом правильно. До этого он им дергал. Он действует все еще не совсем верно. Ложась на пол, вы не должны об него биться костями таза. Вы же ударяетесь левой подвздошной костью. Не Мойше Фельденкрайз так сильно, чтобы было больно, однако если вы сделаете миллион таких движений, то в этом месте образуется синяк. Смотрите, когда вы раскачиваетесь, передняя часть таза делает так: «о-оооо», а не так: «ой». Не делайте «ой», иначе это будет означать, что вы почувствовали резкую боль и заработали растяжение ноги. Попытайтесь двигаться медленно. Если вы достаточно отведете ногу назад, то перекатитесь на живот, а не на подвздошные кости. Независимо от того, осознаете вы это или нет, но раскачивание на подвздошных костях мешает вам двигаться быстрее. У нашей нервной системы на этот счет сложился достаточно большой опыт. Она знает, когда вам нужно чихнуть, когда вам нужно уносить ноги и куда вам нужно перекатываться. Что заставляет нас делать глупые вещи, так это наш разум. Вот теперь уже лучше. Не могли бы вы на минуту прерваться? После мы посмотрим, до какой скорости вы можете разогнаться. Вы испробуете любой другой способ сидения и лежания и выясните, можете ли вы достигнуть определенной скорости. Говорю вам, что с той скоростью вы будете двигаться быстрее кошки. Лягте, пожалуйста, на живот и начинайте после моего сигнала. Но если вы, приступая к движениям, не посмотрите друг на друга, то не почувствуете друг друга и будете задевать Искусство движения. Уроки мастера своих соседей. А теперь дышите свободно и вспомните, как говорил Штекель, что спешка и скорость — это две большие разницы. Первая — это чертовски несносная штука, а вторая — величайшая в жизни радость. Начинайте. И руками, и ногами, и грудью, и усами, и всем, что у вас есть, вы должны одинаково качаться. Прекрасно. Вы видите — ого! — видите, как вы теперь садитесь на левый бок? Знаете почему? Потому что вы справились с этим благодаря двум людям. У вас одного месяц ушел бы на то, чтобы левую сторону подвести к одному знаменателю с правой. Это все из-за того, что у вас есть некоторые проблемы. Но подумайте вот о чем: ваша нервная система с самого начала училась действовать правильно. Ребенок испытывает побуждение что-то сделать и со своими ощущениями передвигается в пространстве, отыскивая во внешнем мире объекты, которые дают ему знания и стремятся занять свое место в его жизни. И это познание должно быть социальным, иначе личность становится аутичной и шизофреничной и изгоняется из общества. Если социальное функционирование несовершенно, то движения индивида не могут приспособиться к успешному существованию в реальном обществе. Если вам приходится сталкиваться с настоящей биологической или физиологической проблемой, то до тех Мойше Фельденкрайз пор, пока вы не осмыслите ее, вы не сможете ни совершенствоваться сами, ни излечить этого человека. Вы лекарствами можете убить это в зародыше, но человек все равно не будет действовать правильно. Теперь посмотрите вы и определите, насколько стала лучше ваша левая половина тела благодаря тому, что движения регулировались двумя соседями. Снова лягте на живот, и все трое выполните движение еще раз. Это было требование, а значит, вы должны сделать движение хуже. (Смех.) Никто не смотрит. Теперь посмотрите — вот женщина, у которой с одной стороны тела были затруднены движения. В четверг она пришла, ужасно этим раздосадованная. А теперь взгляните, как она перемещается влево, как поворачивается направо, и определите, с какой стороны у нее были проблемы, а какая была здорова? Видно, что двигается она не хуже остальных и одинаково в обе стороны. Поэтому она должна мне поцелуй. (Смех и аплодисменты.) Нет, я не прошу о нем сейчас, вы мне подарите его, когда я этого захочу. Теперь лягте, пожалуйста, на пол и убедитесь в том, что социальное функционирование — это не просто досадная помеха. Оно улучшает нашу физиологию. Если вам это неизвестно, то вас нельзя будет назвать добропорядочной общественной личностью, даже если вы будете посещать синагогу или цер- Искусство движения. Уроки мастера ковь семь раз в неделю. Как существо социальное, мы используем весь свой мозг, включая его унаследованные свойства, так же, как и свойства животного происхождения. Мозгом мы продуцируем свободу, которая освобождает наши руки и дает нам возможность преобразования левого полушария, в котором заложены функции письма, речи и чтения. Следовательно, наши биологическое, физиологическое и социальное существования взаимосвязаны. Для людей в этом состоит жизнь. Зачастую людям задают вопрос, что бы они делали, если бы остаток жизни им пришлось провести в одиночестве на острове. Что бы вы с собой взяли, какие книги, какие кассеты? Я бы вам посоветовал вот что: выбросите все кассеты и книги в море. Вам нужно, чтобы у вас было больше себя, чтобы выжить. Мы стараемся не думать о том, что социальная жизнь — это не только социальная жизнь, но еще и биологические и физиологические потребности. Без них вы не просуществовали бы ни дня. Чтобы избавить себя от человечества, нужно иметь что-то человеческое. Даже чтобы совершить самоубийство, вам потребовался бы пистолет или какие-нибудь таблетки, которые были кем-то сделаны. Фактически мы не можем ни жить, ни умереть не как общественные существа. Мойше Фельденкрайз Люди только начинают это осознавать. Медики, например, не понимают, что, чтобы вылечить человека с рассеянным склерозом, нужно правильно организовать его социальные функции. Мы не одни в этом мире. Мы действуем с постоянным осознанием того, что существует некий наблюдатель. Мы были произведены на свет матерью и вошли в мир с наблюдателем, другим существом. И всю оставшуюся жизнь вы должны учитывать важность этого. И поэтому наши отношения с другими людьми и с вещами, которые мы создаем, которыми пользуемся и с которыми мы играем, и со всем миром в целом, улучшает нашу физиологию. В состоянии депрессии люди тоже имеют отношение к вещам социальной жизни или к другим людям. Одни могут купить шляпу, которую никогда не наденут. Но выбор подходящей шляпы может снять депрессию. Другие имеют с кем-то интимные отношения. Неважно, насколько эти отношения близки и искренни, но это лучше, чем быть одному. Вот почему некоторые несчастные люди живут вместе — потому, что это лучше, чем жить в одиночестве. Итак, если это лучше, чем жить в одиночестве, тогда перекатитесь по полу, и не так, как если бы вы были одни. Лягте на живот и, не глядя, всем своим существом почувствуй- Искусство движения. Уроки мастера те, как далеко от вас находится другой человек и мужчина это или женщина. Вы можете это ощутить, и если обратите внимание, то обнаружите, что вы знаете это. Теперь приступите к выполнению движения. Очевидно, начинать вы должны очень-очень медленно, чтобы другие ухватили ритм. Но это не столь важно. Если вы начнете двигаться быстро, остальные могут и подождать, пока не найдут для себя возможным следовать за вами. Посмотрите, Нэнси теперь управляется с этим движением гораздо лучше, чем многие из вас. У некоторых это движение не получается из-за того, что они не позволяют себе выполнять его помедленнее. Им следует остановиться. А все медлительные деятели, продолжайте двигаться неспешно, в такт собственному ритму. Избавьтесь от всего, что вам мешает ускоряться. Не торопясь, одну за другой устраняйте все малейшие ошибки, которые вы делаете, работая руками, сгибая ноги и так далее. Двигайтесь настолько медленно, насколько вам это необходимо, чтобы почувствовать то, чего вы не делаете по-настоящему хорошо. Неудача имеет социальные корни. Те, кто чувствует социальное одобрение, полагают, что медленные движения означают понижение общественного положения. У них это вызывает внутреннюю обиду, они отказываются от снижения темпа и в результате изо всех Мойше Фельденкрайз сил стараются двигаться быстрее, чем могут на самом деле. Двигайтесь медленно, и вы сможете добиться той же скорости, что и у остальных. Двигайтесь так медленно, чтобы вы могли избавиться от всего, что вам не нужно. Еще больше разведите колени. Скорость возрастет сама собой. И вы добьетесь больших успехов, если будете действовать вместе с окружающими вас людьми. Тогда ваша скорость приблизится к пределу человеческих возможностей. Почему вы остановились? Почему не перевели это в непрерывное движение? Вы понимаете? Существует такое множество камней преткновения — так много всяких комплексов. Это значит, что вы сами себе создаете ограничения, которые вам вовсе не понадобятся, если вы пожелаете двигаться быстрее. Вот почему, чтобы стать золотым медалистом, не нужно часами заниматься бегом, а важно исследовать собственные непродуктивные действия. Хорошо. Теперь все начните двигаться так медленно, чтобы у самого неторопливого из вас было время выполнить движение. Двигайтесь так, словно вы завязли в меде или в тине. И вы увидите, что, когда вы передвигаетесь медленно, крайне важно сохранить одну и ту же мобилизацию во всем теле. Это относится и к ускорению. Свободно размахивайте руками и включите их в свое движение. Ваши голова и пле- Искусство движения. Уроки мастера чи, и вообще все, должны поворачиваться так, как нужно вам. Теперь, я думаю, достаточно. Вы видите, что теперь мы можем двигаться и быстро тоже. И вы убедились в том, что быстрые движения имеют огромное значение. Быть быстрее кого-то — это еще самое малое достижение. Но вот узнавать в ком-то быстроту или медлительность — это исключительный дар, который служит не только как психологическая функция, но и необходим в человеческих отношениях, в сексуальных отношениях и в прочих отношениях. Торопитесь вы или даете себе время действовать в собственном ритме, имеет огромнейшее значение. Впрочем, теперь вы и так достаточно шустрые. Спасибо. (Аплодисменты.) Содержание БЛАГОДАРНОСТИ............................5 ОТ РЕДАКТОРА..............................6 ВВЕДЕНИЕ................................. 9 КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КНИГОЙ...............20 Вводная лекция. ВЫЯВЛЕНИЕ МАЛЕНЬКИХ РАЗЛИЧИЙ.............................24 Урок первый. ВИНТОВОЕ ДВИЖЕНИЕ К ПОЛУ................................48 Урок второй. ПРОДУМЫВАНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ........................75 Урок третий. ИЗУЧЕНИЕ ПОЛА: ДВИЖЕНИЯ ПЛЕЧА.................................87 Урок четвертый. ПОЛЗАНИЕ И ХОДЬБА....... 104 Урок пятый. РЕБРА И ПЕРЕКАТЫВАНИЕ...... 121 Урок шестой. Часть первая. КРУГОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ РУКАМИ................... 137 Урок шестой. Часть вторая. КРУГОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ БЕДРОМ................... 142 Обсуждение: Глаза влияют на мышцы шеи..... 149 Урок седьмой. ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ ОРГАНИЗУЮТ ДВИЖЕНИЯ ТЕЛА...................... 173 Урок восьмой. СЕДЬМОЙ ШЕЙНЫЙ ПОЗВОНОК. 225 Обсуждение: Пытаясь забыть................ 239 Урок девятый. ГОЛОВА, ПРОХОДЯЩАЯ ЧЕРЕЗ ВОРОТА............................... 254 Урок десятый. ЧЕЛЮСТЬ, ЯЗЫК И АГРЕССИЯ.. 277 Урок одиннадцатый. ПОКАЧИВАНИЕ ТАЗОМ... 306 Урок двенадцатый. УЧИМСЯ САДИТЬСЯ ИЗ ЛЕЖАЧЕГО ПОЛОЖЕНИЯ............. 333 Мойше Фельденкрайз ИСКУССТВО ДВИЖЕНИЯ. УРОКИ МАСТЕРА Редактор Т. Багдаева Художественный редактор В. Щербаков Компьютерная графика Г. Булгакова Технический редактор Н. Носова Компьютерная верстка Л. Панина Корректор Л. Перовская Подписано в печать с готовых диапозитивов 25.12.2002. Формат 84x90 1/3г- Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Бум. писч. Усл. печ. л. 15,4. Уч.-изд. л. 11,5. Тираж 4100 экз. Заказ 7915 Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ОАО «Можайский полиграфический комбинат». 143200, г. Можайск, ул. Мира, 93. 000 «Издательство «Эксмо». 107078, Москва, Орликов пер., д. 6. Интернет/Home page — www.eksmo.ru Электронная почта (E-mail) — info@ eksmo.ru По вопросам размещения рекламы в книгах издательства "Эксмо» обращаться в рекламное агентство «Эксмо». Тел. 234-38-00 Книга — почтой: Книжный клуб «Эксмо» 101000, Москва, а/я 333. E-mail: bookclub® eksmo.ru Оптовая торговля: 109472, Москва, ул. Академика Скрябина, д. 21, этаж 2 Тел./факс: (095)378-84-74, 378-82-61,745-89-16 Многоканальный тел. 411 -50-74. E-mail: reception@eksmo-sale.ru Мелкооптовая торговля: 117192, Москва, Мичуринский пр-т, д. 12/1. Тел./факс: (095) 932-74-71 Книжный магазин издательства «Эксмо»: Москва, ул. Маршала Бирюзова, 17 (рядом с м. «Октябрьское Поле»). Тел. 194-97-86. Северо-Западная Компания представляет весь ассортимент книг издательства «Эксмо». Санкт-Петербург, пр-т Обуховской Обороны, д. 84Е Тел. отдела рекламы (812) 265-44-80/81/82/83.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|