ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Искусство движения Уроки мастера 8 страницаМойше Фельденкрайз ние, начнет уходить, остановитесь. [Мойше разговаривает с женщиной из группы.] Нет, вы закрываете глаза, следовательно, вас не должна заботить мысль о том, насколько далеко вы продвинулись. Если вы станете двигаться дальше, то будете перемещать только руку. Итак, вам нужно полностью повернуться налево, но с закрытыми глазами. Вы все еще не двигаетесь. Такое ощущение, что вы — это одна-единственная рука. Поворачивайтесь и грудью тоже. У вас бы не возникло таких проблем с грудной клеткой, если бы вы с ней не враждовали. Грудь — это вы, а не что-то, что у вас есть. Хорошо, продолжайте в том же духе, вы — уже более совершенная грудная клетка. Остановитесь, откройте глаза и посмотрите, увеличился ли угол поворота, который вы с такой легкостью выполняете. Обратите внимание, что мы опять делали упражнение в направлении, обратном движению. Мы двигали глазами и головой относительно плеч. Отдохните и минутку полежите на спине. Теперь перекатитесь на бок, встаньте и снова сядьте в той же позе. (Смех.) Что смешного? [Вопрос из группы: «Это переменка?»] Да, она самая. Если вы мне не верите, то попробуйте сделать такую же, когда писаете, тогда поймете, переменка это или нет. Перерыв — это всего лишь прекращение действия, Искусство движения Уроки мастера но мозгу он приносит невероятное облегчение. Итак, примите уже знакомое положение: поднимите руку перед глазами, поворачивайтесь налево, до того момента, пока чувствуете себя комфортно, откройте глаза и оставайтесь в такой позе. На этот раз смотрите. Если вы хотите вернуться в исходное положение, обратите внимание на то, что вы должны задействовать правый тазобедренный сустав. Вам следует знать, что, когда вы поворачиваетесь налево, ваша правая ягодица отрывается от пола, а когда вы возвращаетесь назад, она снова прислоняется к нему. Также обратите внимание на то, что делает ваша другая нога, и почувствуйте изменение давления на левое бедро и колено. Снова задержитесь, повернувшись налево, а голову и глаза поверните направо. Если вы действуете очень аккуратно, то обнаружите, что, когда вы отводите глаза и голову, то это же движение вы совершаете и правым тазобедренным суставом. Теперь прервитесь. Расположите голову и глаза так, словно они примерзли к плечам. При этом правый тазобедренный сустав должен пошевелиться. Каким образом? Попробуйте еще раз. Вы начинаете движение с живота или со спины? Кто из них отвечает за подъем правого тазобедренного сустава? И обратите внимание, что, когда вы его поднимаете, возрастает давле- Мойте Фельденкрайз ние на левый. Это значит, что вы совершаете действие бессознательно, так как увеличивать давление на левый сустав вы не собирались. Теперь, пока вы разбираетесь в том, что делаете, без усилия посмотрите налево и остановитесь. На этот раз увеличьте и затем уменьшите давление на левый тазобедренный сустав. Как вы это делаете? С моего места я на милю вижу, кто выполняет действия и не обдумывает их. Если вы снимите напряжение с левого сустава, то обнаружите, что левое колено отрывается от пола. Если оно не двигается вовсе, то, как говорят евреи, yes a goy in klaister. He знаете, что это означает? Известно, что все религии сердечно любят друг друга, потому что все они верят в Бога. Но поскольку они любят и себя тоже, то, по всей вероятности, иудеи смеются над тем, как молятся христиане, а христиане потешаются над тем, как в платках молятся иудеи: «уауауауауа», — просто безумие. Мы же находим безумием то, что делают христиане в церкви, — играют органную музыку и стоят на коленях. Иудейская религия считает это ритуалом, а ритуал — анафема. Если вы не молитесь своему Богу, то никто за вас этого не сделает. А в католицизме, например, достаточно исповедаться священнику, чтобы получить отпущение своих грехов. Священник — представитель Бога. Если вы Искусство движения Уроки мастера помните, то в Средневековье Ватикан даже продавал индульгенции за деньги. А сейчас набожные евреи говорят, что если кто-то не находился в раздумьях и не пребывал в прямой связи с Богом, а просто выполнял ритуал, то этот кто-то думал о том, о чем думает гой в церкви в понедельник. (Смех.) Вот и вы тоже не думаете. Теперь, пожалуйста, снова сядьте и продолжайте выполнять те же движения, что и раньше. Попеременно напрягайте правое и левое бедро, и вы обнаружите, что теперь вы можете сказать, как это у вас получается. Что же приводит в движение ваше правое бедро? Мышцы живота или спины? Вопрос дурацкий, потому что, чтобы поднять бедро, мышцы живота и спины должны работать синергетически. Теперь закройте глаза и немного посидите в центральном положении, опираясь на левую руку. Еще раз воскресите в памяти ощущение своей легкости, представьте оба бедра и то, какие происходят в них изменения, когда вы поворачиваетесь. Передвиньтесь как можно дальше влево, совершая лишь едва уловимое движение и одновременно помня о том, как вес переносится с правого бедра на левое. Теперь сделайте одно поворотное движение влево до предела его легкости. Оставайтесь в этом положении, откройте глаза и посмотрите, увеличили ли вы свой поворот Мойше Фельденкрайз
еще на 10, 15 или 20 градусов. Затем положите правую руку на макушку, и вы сможете убедиться в том, что существует связь между источником энергии и вашей головой и глазами. Если это взаимоотношение искажено, то передача информации от головы к тазу не будет до конца точной. К тому же переносимая от таза к голове энергия по пути растеряется и будет использована лишь малая ее часть. Оставайтесь развернутыми влево, положите правую руку на голову и пригните ею голову так, чтобы правое ухо коснулось правого плеча. Затем выпрямитесь и нагнитесь так, чтобы левое ухо прижалось к левому плечу. Продолжайте наклонять голову из стороны в сторону и в то же время следите за тем, участвует ли в ваших действиях правое бедро и каким образом. Обратите внимание на то, что происходит с центральной частью позвоночника, когда вы прижимаете левое ухо к левому плечу. Она перемещается вправо или влево? [Мойше останавливает группу, а двух ее членов просит продолжить.] Посмотрите, чем отличаются их движения от движений других? Почему у нее не работает бедро? Она что, глупее меня или вас? [Мойше показывает.] Сядьте, повернитесь налево. Положите правую руку на голову и прижимайте правое ухо к правому плечу, а левое к левому, как большинство из вас Искусство движения. Уроки мастера делали минуту назад. Эти двое людей, на которых я обратил ваше внимание, делали нечто иное. Они помещали локоть на лоб. Попробуйте так сделать и посмотрите, что происходит в этот момент. В позвоночнике совершается уже другое действие. Если вы хотите выяснить, почему этот человек выполняет движение именно так, то придайте локтю такое же положение и наклоняйте голову направо и налево, но не сильнее, чем это делает он. Почему вы двигаетесь с трудом, а ему эта поза удобна? В какой момент у вас возникают трудности — когда голова склонена налево или направо? Мы постараемся это узнать. Вернитесь в прежнее положение. Вы чувствуете разницу между этими двумя способами выполнения движения? Большинству из вас действия, которые они делали раньше, кажутся смешными и неуместными. Теперь мы уже не можем узнать, почему они выполняли движения именно так, но можем выяснить, как они их делали. Обратите внимание, что, принимая их позу, при которой локоть располагается на лбу, поворот головы в одну сторону совершается едва заметным движением, а в другую сторону поворачивается все тело. Если вы снова попробуете выполнить эти действия, то по движению позвоночника сможете определить, какие именно позвонки у этих двух людей не выполняют свои обыч- Мойше Фельденкрайз ные функции. Как будто вы просвечиваете их рентгеновским лучом. Можно определить сторону, конкретный позвонок и структуру межреберного и межпозвоночного пространства. Немного отдохните, медленно перекатитесь на бок и примите сидячее положение. Снова обопритесь на левую руку и поворачивайтесь налево до тех пор, пока движение вам дается легко. Работайте бедрами и не забывайте о том, что у вас еще есть плечи, глаза и голова. Положите руку на макушку и поочередно наклоните голову сначала к правому, а потом к левому плечу. Смотрите, когда вы склоняете голову влево, правая сторона тела удлиняется, грудь расправляется, ребра раскрываются подобно вееру и происходит еще кое-что любопытное — правый тазобедренный сустав отходит от подмышки. По сути, правое бедро возвращается на пол в сидячее положение. Некоторые все еще не решаются выполнить это движение — они не могут наклониться и дотронуться левым ухом до левого плеча. Попробуйте сами и увидите, что если вы не будете работать правым тазобедренным суставом, то не сможете согнуть шею. Это не является задачей упражнения. Вы можете тренироваться всю свою жизнь и наклонять голову, не шевеля бедром. В действительности так все люди и поступают. Именно поэтому они и утрачи- Искусство движения Уроки мастера вают подвижность. Можете ли вы представить себе какое-нибудь животное, которое становится таким же ригидным, какими к старости становятся люди? Как бы такое животное охотилось на газелей? Тогда ни о каком продолжении рода не могло бы быть и речи. Животные стареют, но не теряют своей гибкости. Как им это удается? Люди отказываются принять то, что они тоже являются животными. Мы заявляем, что наши человеческие качества превосходят все остальные, но почему? А потому, что так мы их классифицировали. Однако голубь, благополучно возвращающийся в исходную среду обитания, имеет перед человеком гораздо большее превосходство. Даже перед Эйнштейном. Если засунуть Эйнштейна в мешок, оставить его в каком-нибудь месте (смех) и сказать: «Иди домой», он будет так же беспомощен, как если бы в этом мешке сидел я. Когда же из мешка выпускают голубя, тот безошибочно находит свой дом. Поэтому если бы голуби создали классификацию подобно нашей, то они бы сказали: «Смотрите, каков старый дурак — профессор, лауреат Нобелевской премии и не может найти дорогу домой! Как вам нравится этот простофиля?» Итак, снова пригните голову сначала к левому плечу, а потом к правому, и в зависимости от того, движется бедро к полу или от него, правая Мойше Фельденкрайз сторона тела соответственно удлиняется или укорачивается. Остановитесь. Вернитесь в центральное положение. Закройте глаза и положите перед собой правую руку. Снова развернитесь налево. Откройте глаза, и вы обнаружите, что ваш нос повернулся еще на 20 градусов левее. Это произошло потому, что теперь вы думаете о том, что правая сторона должна стать длиннее. Мы зовем это осознанием через движение. Однако это не только осознание. У вас также появляется возможность без предварительных упражнений делать то, что вам хочется. Что и как вы будете развивать, если сами не знаете, чего хотите. Вы можете работать только с тем, что вам уже знакомо. Теперь положите, пожалуйста, руку на плечо и повернитесь налево, туда, где вы не чувствуете напряжения. Снова положите руку на голову. Вы уже работали с правой половиной тела, и теперь наклоните голову к левому плечу и обратите внимание уже на левый бок. С этой стороны все ребра передвигаются вместе, и давление на левое бедро ослаблено. Отметьте для себя, что, когда вы наклоняете голову вправо, правый бок сжимается и правое бедро направляется в сторону подмышки. Ребра с этой стороны перемещаются одновременно, левый бок удлиняется, и вес переносится на левый тазобедренный сустав. Продолжайте движение и увидите, Искусство движения. Уроки мастера как поворачивается ваш таз, а пупок перемещается вправо и влево. То же происходит и с половыми органами, так как пупок не может отодвинуться от них. Видите, какие грязные у меня мысли. Я постоянно думаю о половой близости. Теперь вернитесь в центральное положение, поместите руку перед собой и просто вспомните то, чему вы научились и что вы чувствовали. Закройте глаза, примите для себя решение повернуться налево еще более неуловимым движением и остановитесь, как только в нем появится малейшее изменение. Представьте себе свой пупок и наклонитесь в левую сторону. Какой бок становится длиннее, а какой короче? Ваш вес поочередно переносится то на левый тазобедренный сустав, то на правый. Вернитесь в вертикальное положение и снова наклонитесь влево. Откройте глаза. Удалось ли вам завоевать еще десять или двадцать градусов? Помните, какое мы дали определение знанию в первый вечер занятий? Мы сказали, что знание — это выполнение того же самого действия, но по-другому. Отличается ли ваш теперешний поворот влево от вашего обычного движения? Есть ли теперь у вас в запасе еще один способ поворота налево? Как насчет продвижения еще на двад-цать-тридцать градусов? Поставьте, пожалуйста, ноги в прежнее положение. [Мойше 7-7915 Мойше Фельденкрайз обращается к мужчине с больным бедром, которому в сидячем положении была нужна опора.] Следите за своим правым тазобедренным суставом, чуть переместите его влево и вернитесь в исходное положение. Видите, вам не нужен искусственный сустав, прекрасно работает и этот. (Диалог.) Но мы еще не закончили. К концу занятия у вас будет такое же полноценное бедро, как и у меня. (Диалог.) Говорю вам, не заботьтесь о времени, пока делаете упражнение, не следите за ним. Еще одно негативное свойство упражнения — это ошибочное мнение о важности симметрии. Для некоторых людей стремление сделать движение в правую сторону точно таким же, как и в левую, носит почти маниакальный характер. Одна из участниц группы проделывает это с каждым своим действием. И этим она только создает себе трудности в выполнении того количества движений, которое она действительно может сделать. Кроме того, она находится в позе, в которой не может работать над усовершенствованием своих действий, и все эти проблемы возникают из-за того, что она принуждает себя к выполнению симметричного движения. На самом деле симметрия мнима и в человеческом организме ее не существует. Фактически правое и левое полушария головного мозга не аналогичны друг Искусство движения Уроки мастера другу и не симметричны по своей структуре и функциям. Левое полушарие содержит в себе все то, чему мы научились, — то, что является характерным для человека. У большинства людей, за исключением некоторых левшей, мозг устроен именно так. Поле Брока 673, которое находится с левой стороны, отвечает за речь. У правшей левое полушарие также отвечает за письмо, чтение, слух и музыкальность. От рождения этих функций не существует, поэтому все, что вы учитесь делать правой рукой, формируется в левом полушарии. В Италии жил некий граф Сиенский, который однажды созвал народ и поставил перед ним задачу, чтобы кто-нибудь с завязанными глазами прошел три сотни ярдов через широкую городскую площадь, вымощенную камнями в старом римском стиле, не отклоняясь ни в одну, ни в другую сторону. Всякий, кто сумел бы пройти по прямой линии таким способом, получил бы половину графского состояния. Однако никому не удалось этого сделать. Так к какой же стороне прибивались люди? К левой или к правой? (Ответ) Правильно, к правой. И точно так же, если вы в каких-нибудь джунглях или в лесу собьетесь с пути и бесцельно, не зная дороги, побредете куда-нибудь, то через два часа окажетесь на том же месте, откуда начали. Вы будете все время поворачи- Мойше Фельденкрайз ваться направо, пока не сделаете круг. Почему так происходит? Если вы возьмете два стальных шарика, один тяжелый, а другой легкий, и поместите между ними стальной стержень, то, когда вы приведете в движение это приспособление, тяжелый шарик сделает очень маленький оборот, а шар, что полегче, опишет большую окружность. Это означает, что тяжелая сторона — это та сторона, вокруг которой мы поворачиваемся. Почему правая сторона тяжелее? Потому, что сердце лишь немного смещено влево, а печень, самая большая в организме железа, расположена четко справа. Это еще раз говорит о том, что мы несимметричны. Итак, что же делать с этой вашей симметрией? Видите ли, если вы учитесь выполнять симметричные действия, то на самом деле только мешаете доминирующему полушарию наилучшим образом осуществлять свои функции. Потому, что чуть только основное полушарие включается в работу, как вы уже переносите свои действия на правое, недоминирующее полушарие. В свою очередь, это подразумевает, что правая сторона завершила свой гештальт и от вашего внимания ускользают детали. Пытаясь все делать симметрично, мы становимся пропорциональными идиотами. У животных, чье обучение лишь отдаленно можно сравнить с человеческим, мозг работает более симмет- Искусство движения Уроки мастера рично, чем у нас. В асимметрии заложена суть превосходства человека. Некоторые ученые выдвинули предположение о том, что именно асимметрия дает нам преимущество в решении проблем и возможность прогнозировать будущие ситуации. И если вы откажетесь от желания обрести симметрию и оставите в покое эту сторону своего тела, то почувствуете в ней перемены, когда будете ходить, есть и просто ничего не делать. Итак, вы спрашиваете, почему эта половина тела у вас такая неуклюжая? Уже через час ваши знания будут перенесены и на эту сторону, знания, которые уже нельзя будет утратить. Это не школьное обучение, и экзамен вам сдавать не нужно. Однако теперь это знание заложено в ваши функции, как и способность дышать. Положите, пожалуйста, обе руки на левое бедро и распределите на них свой вес так, чтобы давление было более или менее одинаковым. Проследите за тем, какие движения могут совершать ваши бедра, и, перемещая все свое тело, включая плечи, голову и глаза, посмотрите налево. Снова вернитесь вправо и отметьте для себя, что таз поворачивается таким образом, что правая ягодица переходит в сидячее положение на полу. Живот, как и таз, теперь совершает большее движение, чем раньше. Поворачиваясь направо и налево, посмотрите на свои плечи. Мойше Фельденкрайз Когда вы смотрите в левую сторону, правое плечо выдвигается вперед, а левое уходит назад. Когда же вы поворачиваетесь в правую сторону, вперед выдвигается левое плечо, а правое в это время уходит направо и вниз, и вы, в сущности, округляете спину, как если бы вы совершали вращательное движение животом. При повороте налево вы становитесь длиннее и голова отходит от таза. Вот теперь перед нами встает действительно сложная задача. Кое-чем мы пользуемся всю свою жизнь и не знаем, что это. У нас есть таз, плечи, глаза и голова, которыми мы можем двигать. Но посмотрите, в этом движении все части тела не дифференцированы и перемещаются в одном направлении. Итак, комбинацией возможных движений являются 4, умноженные на 3 и умноженные на 2, то есть 24 вариации. Из этих 24 человек, сам того не зная, выбирает и изучает те, что полегче, и всю жизнь игнорирует все остальные движения. И еще люди считают, что относятся к себе гуманно. А я скажу, что они используют */24 своих возможностей, что составляет где-то около 5%. Исследуйте множество комбинаций движений, которые вы можете сделать пальцами рук. Движения, выполняемые всеми пальцами вместе, менее дифференцированы, чем Искусство движения. Уроки мастера те, в которых вы три пальца располагаете одним способом и два — другим. У людей, играющих на музыкальных инструментах, таких как фортепиано или скрипка, дифференциация должна быть огромной. Чтобы сыграть серию быстрых звуков, требуется такая дифференциация, которая представляет собой квинтэссенцию воистину превосходящего все искусства обучаться. (Смех.) Теперь посмотрите на свое тело: таз, плечи, глаза и шея всегда двигаются в одном и том же направлении, одним из 24-х возможных способов. Позже мы поработаем над этим, а теперь положите правую руку перед собой, закройте глаза и поворачивайтесь налево, пока это не представляет для вас трудности. Теперь откройте глаза и повернитесь в ту сторону, в какую поворачивались в начале занятия. Посмотрите, на сколько градусов увеличился ваш поворот, а прилагаете вы к этому уже меньшие усилия. Очевидно, что улучшения вы достигли не через упражнение, а через разделение функций, которые у вас со зрелого возраста, а у многих и с момента полового созревания, были недифференцированны. Если бы вы в течение двух часов упражнялись в отработке движения, то всю неделю страдали бы от боли. А теперь, несмотря на усталость и на два с половиной часа, которые вы просидели Мойше Фельденкрайз ! в этой дурацкой позе, когда вы встанете, вы будете чувствовать себя легче и лучше, чем прежде. Мы внесли изменения в организацию, что противоречит обычному общечеловеческому опыту, и произошло это благодаря функциональной интеграции, которая работает, по сути, так же, как разум, но видит вещи в другом свете. По сравнению с ней упражнение — это глупая привычка, которая была нам привита воззрениями иудейской и христианской религий. Как такое случилось? Эти религии не позволяют людям наслаждаться жизнью до тех пор, пока те своими страданиями не заплатят за это сполна. Уже лишь за то, что мы нагрешили и были изгнаны из рая, у нас есть право на приоритетное существование. И все это сделал Бог, которого мы должны были любить. (Смех.) В целом представление людей о Боге и истолкование яблока и рая — простая болтовня. И до тех пор, пока мы испытываем необходимость в такой религии, мы будем беспомощны и не сможем рассчитывать на собственные силы. Нам все еще нужна религия, чтобы держаться вместе, поскольку если мы доверимся собственным чувствам, то поубиваем друг друга еще более жестоко, чем любые другие виды. Если вы решите перенять опыт других особей и затем постараетесь вьщумать нечто новое и принять это за истину, то с вашей Искусство движения. Уроки мастера стороны это будет наивно. Современные люди думают, что могут разделить любовь и секс, и, что важно, не представляют, какую проблему они себе создают. В книге под названием «Поколения и поведение» описана любопытная вещь. Если в одном поколении имела место какая-то мания, то следующее поколение унаследует эту особенность и разделит ее между собой, третье поколение будет жить в сомнениях, а четвертое поступит так же, как и первое. У нас в Израиле есть такое явление, как кибуц (сельскохозяйственная коммуна), где люди пытались применить наиболее передовые идеи и социалистическое мышление. Инженеры, доктора, философы оставили все, что у них было, отправились разрабатывать почву и посвятили себя процветанию. Они строили идеальное коммунистическое общество, в котором каждый человек делал ту работу, которая была ему по силам, а о его нуждах заботилась вся коммуна сообща. У них не было ни религии, ни бракосочетаний, детей обучали люди, которые знали, как нужно учить. Иные даже не ведали, кто был отцом ребенка, поскольку практиковали свободную любовь. Это похоже на Калифорнию будущего, калифорнийская мечта. (Смех.) Сейчас, спустя 80 лет после того эксперимента, обнаруживается удивительная вещь. Новое молодое поколение говорит своим Мойше Фельденкрайз родителям: «Мы не хотим быть такими же старомодными идиотами. Мы хотим, чтобы нас обвенчал раввин. Свободная любовь — это отживший хлам». А поскольку новое поколение воспитывалось в атеистическом духе свободной любви и свободы вообще, то родители и, в свою очередь, их родители, которые никогда в жизни не состояли в браке, не могут понять, у кого их дети переняли эти ценности. Новое поколение требует, чтобы их родители вступили в брак теперь, поскольку раввин не венчает внебрачных детей. Не обвенчает их раввин еще и потому, что они могут оказаться неевреями и, не приведи господь, испортить наш запас генетического превосходства. Молодое поколение сделало как раз обратное тому, что делали три предыдущих поколения. Теперь вы видите, что свободная любовь и атеизм не настолько примитивны, как думают люди. Мы не можем просто выкинуть этот старый хлам, поскольку он является неотъемлемой частью нас самих. Религия появилась неспроста — с ней связаны человеческие страдания и бремя личной ответственности. И меняться мы можем лишь постепенно, и то не полностью. Итак, вы убедились, что стали двигаться лучше, работая асимметрично. Мы выполняли действие, противоположное тому, что сделал бы обычный человек, чтобы повер- Искусство движения. Уроки мастера нуться налево. Но для нас это не составило особого труда, так как мы дифференцировали недифференцированные функции нашей нервной системы. Но это еще не все, и улучшения, которых мы добились, составляют всего лишь 40—50% от того, что вы можете еще сделать. Сегодня днем мы продолжим наше занятие. Пройдитесь. Что вы чувствуете, когда мы немного больше разделили функцию, практически ничего при этом не делая, а только разговаривая и размышляя? Постарайтесь понять свои ощущения в левой и в правой половине тела. Сейчас покружитесь направо и обратите внимание, что вы при этом чувствуете. Теперь налево—и найдите отличия. (Смех.) Как бы вы пришли к этому с помощью обычного упражнения? Вы не узнали бы и десятой доли того, чему научились сегодня. Спасибо. (Аплодисменты. Урок прекращается и возобновляется после полудня.) Сядьте и заведите левую ногу назад. Облокотитесь на левую руку. Давайте повторим заключительные движения, которые мы делали этим утром. Обе руки положите на левый бок и обопритесь на них. Помните о том, что голова и таз информацию друг о друге получают через позвоночник. Когда вы, поворачивая влево плечи, голову и шею, начинаете движение, таз перемещается та- Мойше Фельденкрайз ким образом, что вес переносится на левую сторону. При повороте направо вы переходите обратно на правый тазобедренный сустав. Таз немного поворачивается вокруг вертикальной оси. В этом движении все перемещается в одном направлении. Теперь обратите внимание на то, что, когда вес с правого тазобедренного сустава переносится на левый, удлиняется одна половина тела, что способствует вращению. Если вы сгибаете пружину, то одна ее сторона должна стать длиннее, а другая сжаться. Здесь происходит то же самое. Продолжайте движение и в то же время поверните голову и переведите взгляд в обратную сторону от ваших плеч. Итак, когда плечи направляются влево, голова и глаза перемещаются вправо и возвращаются назад. Это разобщенное движение вам незнакомо, и до тех пор, пока вы его тщательно не продумаете, вы не сможете его сделать. Вы можете считать, что совершаете правильное движение, а на самом деле делать все наоборот. Продолжайте выполнять движение, пока оно не станет для вас таким же привычным, как ваше обычное одновременное движение головой и плечами. Теперь остановитесь и попробуйте выполнить свое первоначальное движение, когда голова и плечи перемещаются вместе в одном и том же направлении. Искусство движения. Уроки мастера Вы увидите, что в правую и в левую сторону вы поворачиваетесь заметно лучше. Теперь вернитесь к непривычному движению и обратите внимание на то, что влево вы поворачиваетесь больше, четко различая знакомое движение. Это и есть истинное знание: вы находите другой способ выполнения уже известного вам действия. Некоторые ваши проблемы, связанные с двигательными функциями, вызваны тем, что вы не осуществляете возможных разграничений. В тех случаях, когда поврежден мозг, вы можете пробудить другую его часть, чтобы в процессе дифференциации довести до конца выполнение нарушенной функции. Теперь остановитесь, вернитесь в центральное положение, закройте глаза, правую руку положите перед собой, снова сделайте как можно более легкое и незаметное движение влево и продолжайте его до тех пор, пока чувствуете, что можете двигаться без каких-либо усилий или изменения дыхания. Помните, что постепенно или одновременно во всех частях тела, которые мы задействуем, вы почувствуете огромные улучшения. Сейчас остановитесь и поверните голову туда, где она находилась, когда мы только начинали урок, и убедитесь, насколько велика разница. Звучит безумно, но это все еще одна из 24 возможностей. Снова положите обе руки Мойше Фельденкрайз на левый бок и разверните голову и плечи в обратную сторону. Глаза поверните налево или направо — по желанию. Они перемещаются вместе с головой и плечами, что одно и то же. Мы считаем естественным то, что нам легко выполнить, к чему мы привыкли и что делаем постоянно. Теперь голову и плечи разверните в разные стороны. Взгляд перемещается вместе с головой, так? Продолжайте, но теперь переводите взгляд в одну сторону с плечами. Движение выполняйте медленно. Если вы будете торопиться, то сделаете ошибку. Почему так трудно продумать это движение? Если вы себя проконтролируете, то обнаружите, что, скорее всего, выполняете одно из привычных для вас действий. Остановитесь и выкиньте это из головы до следующей попытки. Медленно продолжайте поворачиваться и посмотрите, насколько вы продвинулись на этот раз. Смотрите, я разворачиваю вместе голову и плечи. Затем перемещаю их в противоположном направлении. Глаза передвигаются вместе с головой. Теперь я могу перевести взгляд в обратную сторону и после того, как плечи уже развернуты, глаза могут поворачиваться вместе с ними. Вы увидите, что все проблемы рождаются в голове, и нигде больше. Остановитесь и снова вернитесь в центральное положение. Попробуйте выполнить движение еще раз. Голову и плечи разведите Искусство движения. Уроки мастера в разные стороны, а взгляд устремите в том же направлении, что и плечи. Вот теперь ваши глаза передвигаются вместе с плечами, и, значит, вы сделали это, причем легко! Почему же вам с таким трудом даются эти движения, когда вы хотите их выполнить сознательно? Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|