ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Искусство движения Уроки мастера 13 страницаПопробуйте еще раз. Выставите вперед нижние зубы, откройте рот и проверьте, как вы делаете это движение сейчас. Рот раскройте как можно шире. Вы чувствуете, что двигаете головой почти без сопротивления. Теперь то же движение сделайте, когда нижние зубы состыкованы с верхними. У вас это получится уже без насилия над собой. Найдите различия. Теперь расслабьтесь и подумайте, что мы делали такое, с чем вы не согласны или что для вас было неприятным. Что вам показалось неестественным или не очень интересным? А что для вас было наиболее увлекательным? С какой мыслью вы согласились бы, сказав: «О, это и в самом деле так. Я раньше никогда об этом не задумывался»? Была ли эта мысль о разграничении агрессии и жестокости? Или о движении челюсти, выражающем не только агрессию, но еще и насилие? Или о том, как форма рта связана с гласными древних языков? Или, может, это касается того, как из двух скрещенных пальцев вы осязаете оба? Помните все эти сложности? Если вы еще какое-то время будете держать их скрещенными, то когда расцепи- Мойте Фельденкрайз те, то снова вместо одного пальца почувствуете два. О каждой из этих ситуаций вы можете кому-то сказать примерно так: «Представляешь, за весь день мы услышали и проверили на себе огромное количество разных смешных, дурацких и интересных штук». Но все-таки о чем таком самом интересном вам бы хотелось рассказать? Что первым вам приходит в голову? Не забудьте потом проверить, сможете ли вы на бумаге определить количество точек, которое вы задумаете сделатт. Можете ли вы воскресить в памяти то, чего я сейчас не упомянул? Например, Дарвина, арахис и орангутанов, острова, никакой связи с культурой, улыбка, смех, показывание обнаженных зубов и то, как это связано с агрессией. Переберите в уме все то, что впоследствии вы с интересом вспомните или о чем захотите рассказать кому-нибудь еще. Возможно, вы захотите прочитать главу «Выражение эмоций» в книге «Человек и животные». Или захотите изучить некоторые мои мысли, изложенные в работе «Тело и зрелое поведение», которые соответствуют тому, чем мы занимались на сегодняшнем уроке. Как вы себя чувствуете, когда вот так лежите? Вы должны понять, что в такой жаре урок для меня был таким же трудным, как и для многих из вас. Я оградил вас от чрезмер- Искусство движения. Уроки мастера ной подвижности. Видите, как по-отечески я к вам отношусь. (Смех.) Хорошо. Теперь встаньте и обратите внимание на свои ощущения, когда вы стоите. Посмотрите на лица друг друга и определите, что они выражают. Какие из них выражают раздражение, агрессию, жестокость? (Смех, разговоры.) Урок одиннадцатый ПОКАЧИВАНИЕ ТАЗОМ Лягте на спину. Согните колени и удобно расположитесь на полу. Правую руку положите на живот между грудью и пупком так, чтобы вы его чувствовали под рукой. Другую руку положите на грудину, ближе к верхней части грудной клетки. Теперь втяните живот и увеличьте объем грудной клетки. Агрессивно, но не жестоко. Теперь наоборот, выпятите живот, чтобы грудь стала плоской. Продолжайте делать эти движения до тех пор, пока они даются вам легко и без усилий и чтобы в них не было ни жесткости, ни резкости. Следите за своим дыханием. В какой момент вы делаете вдох? Если вы не представляете себе, как и когда вы вдыхаете во время своего движения, то когда же происходит поступление воздуха? Когда надувается живот или когда вздымается грудь? Осознанно мы можем делать и то, и другое. Поэтому пока только наблюдайте за собой. Не слишком ли вы сильно, слишком резко или слишком правильно вдыхаете? Обязательно проверьте. Теперь постепенно увеличьте скорость до такой степени, чтобы движения стали со- Искусство движения. Уроки мастера всем мелкими. Работайте как можно быстрее. Вы дышите? Еще больше ускорьте темп, но не спешите. [Мойше обращает внимание на одну из участниц группы.] Не нужно помогать себе руками. Правая рука поддерживает живот. Как правило, когда я говорю, что не нужно помогать себе правой рукой, все прекращают это делать, за исключением женщины, к которой я обращаюсь. Знаете, почему она так поступает? Потому что не чувствует, что делает. Поэтому как она может перестать? Если ты не знаешь, что делаешь, как ты можешь изменить свои действия? Как сделаешь то, что хочешь? Теперь можно перейти к обычному темпу движения, и дыхание вернется в норму. Не имеет значения, как быстро вы двигаетесь. Итак, чем мы пользуемся, чтобы дышать? Диафрагмой? Грудной клеткой? Можно дышать и работать животом и грудной клеткой в любом ритме, при условии, что мы способны разделить эти движения. Я спрашиваю еще раз: чем же обусловлено наше дыхание, если вы независимо от него можете поочередно менять объем живота и грудной клетки? Дыхание должно быть устроено как-то иначе, в противном случае его ритм сменялся бы на тот, что вы задали движением диафрагмы и грудной клетки. Теперь сделайте вдох, задержите дыхание и продолжайте чередовать движения живота Мойше Фельденкрайз и груди. Итак, дыхание не имеет ничего общего с действиями груди и живота. То есть все эти россказни, которые вам приходится выслушивать, когда вы учитесь петь, — сплошные выдумки. Медленно неслышно выдохните через рот и вновь продолжите поочередно работать грудной клеткой и животом. Для разнообразия поменяйте местами руки. Теперь выясните, можете ли вы дышать независимо от движений живота и груди. Видите ли, вы можете усложнить себе жизнь уже давно известными вам фактами. Начиная копаться в своих знаниях, вы понимаете, что не знаете ничего. А раз так, то вряд ли вы сможете сделать то, что хотите. Поэтому многим необходимы дыхательные упражнения, и они хотят этих дыхательных упражнений. Теперь прервитесь, спокойно полежите и последите за тем, как дыхание возвращается в норму. Снова согните колени и поставьте ступни на пол там, где вам удобно. Направьте мыски внутрь. [Обращается к одному члену группы.] Вы не можете этого сделать, поскольку они и так у вас повернуты внутрь. Поэтому я и попросил вас об этом. Итак, направьте мыски внутрь, чтобы походить на косолапого человека. Так, как это в свое время делал Чарли Чаплин, хотя многие из вас об этом уже забыли. Теперь между двумя Искусство движения. Уроки мастера крайними положениями найдите то, в котором вам удобно. Если вы в стремлении отвоевать славу, удачу и любовь Чарли свернете мыски слишком сильно, то это будет, конечно, здорово, однако если вы так пройдетесь по улице, то выглядеть будете очень жалко. Теперь верните мыски в нормальное положение. Оторвите пятки от пола и поставьте на место. Затем поднимите переднюю часть стопы. Начните делать эти движения и не забывайте переставлять мыски в позу Чаплина, поворачивая их внутрь. Теперь остановитесь. Вот как более или менее правильно должны располагаться ступни. Но я не совсем точен. Я не показал вам, насколько их повернуть. И, говоря «должны», я имел в виду ваше теперешнее понимание своих действий. Если вы хоть чуточку почувствовали себя лучше, значит, вы изменитесь. Колени пусть остаются на месте, а ступнями упритесь в пол, будто хотите от него оттолкнуться. Вы почувствуете, что таз протолкнет позвоночник к грудной клетке. Вы должны надавливать ступнями так, как если бы хотели отодвинуть пол подальше от себя. Сделайте небольшое мягкое движение: надавите и отпустите. Обратите внимание, что вы при этом чувствуете в области таза. Продолжайте непрерывно покачиваться, но не отрывайте таз от пола. Отодвиньте ступни на фут от ягодиц. По- Мойте Фельденкрайз качайтесь. Вам удобно? Некоторые считают это лучшей позой для таких движений. Однако это слишком далеко. Теперь приставьте к себе ступни как можно ближе и покачайте тазом. Между этими двумя дурацкими крайностями найдите для себя подходящее положение. Покачайтесь снова, и вы увидите, насколько это удобнее. Чтобы переместить таз, бедра проталкиваются в суставную впадину, и он начинает забавно колыхаться. Так же мы надавливаем на него ногами и во время ходьбы. Итак, какое положение должен принять таз? Многие считают правильным положение, при котором он наклонен либо вперед, либо назад. Но какую его часть они имеют в виду — верхнюю или нижнюю? Почти во всех книгах предписывается наклонить таз вперед, но если вы направите вперед его верхнюю часть, то нижняя уйдет назад. Так какое же вы хотите сделать движение? «Выпрямите таз» означает выпрямить что? Низ или верх таза? Это огромная разница. Когда я говорю «выдвиньте таз вперед», что подразумевается под словом «таз»? Верхняя его часть? Или нижняя? Или средняя? Середина вообще не перемещается ни вперед, ни назад, так что....все как сажа бела. Обратите, пожалуйста, внимание: выполняя движение, вы отталкиваетесь ногами от пола, и, чтобы повторить еще раз, вам при- Искусство движения. Уроки мастера ходится их расслаблять. Итак, расслабив ноги, вы можете их напрячь снова и при этом совершить самое большое движение, какое только возможно сделать тазом. Теперь снова попытайтесь упереться ногами в пол, потом напрягите их и посмотрите, что в это время происходит со ступнями и тазом. Не применяйте силу. Скажите, в каком направлении колени перемещаются вместе, а в каком врозь? Чем больше усилие, которое вы прилагаете к движению позвоночника, когда идете вверх, тем результативнее ваши действия. Поэтому нервная система сделает все возможное, чтобы свести колени вместе. То есть нисходящее давление на ноги перенесет тазобедренный сустав в максимально эффективное положение. И когда плоскость ноги окажется параллельной позвоночнику, у вас получится наиболее эффективный толчок. Продолжайте покачиваться, но сделайте свое движение не дискретным, а плавным, колебательным. Оно должно быть непрерывным и повторяющимся в одном и том же ритме. Позволяйте телу самостоятельно возвращаться в исходное положение, и тогда толчок станет желеобразным. Вы знаете, что такое р 'chahl Как это будет по-английски? Если взять жилистые части ног свинины или говядины и сварить их, то, остудив бульон, вы получите студень. И если вы его стронете Мойше Фельденкрайз с места, то он начнет колыхаться примерно так же, как сейчас это делает ваш таз. Продолжайте движение и обратите внимание, что происходит с позвоночником и головой. Когда вы поднимаете таз вверх, верхняя его часть идет обратно, и пока спина поясницей прижата к полу, нижняя часть, копчик, от пола отрывается. Итак, верхняя часть таза перемещается назад. Продолжайте. Чувствуете ли вы, что позвоночник проходит через грудную клетку, как шампур через мясо? Из-за того, что вес груди и таза достаточно велик и, кроме того, есть трение, вы можете растянуться лишь настолько, насколько вам позволят кожа, ткани и мышцы спины. А грудь и таз будут колыхаться, чтобы подстроиться под это движение. Попробуйте, и вы в этом убедитесь. Если вы продолжите покачиваться, то почувствуете, что таз, поясница и грудная клетка расположатся таким образом, что действительно окажутся на полу вместе. Поднимаясь вверх, подбородок отходит от груди, а, опускаясь, приближается к ней. Если этого не происходит, то вы задерживаете дыхание и невольно, бессознательно где-нибудь зажимаетесь. Чем раньше вы это почувствуете, тем лучше для вас. Следите за своим медленным восходящим движением. Голова и в самом деле начинает покачиваться, и подбородок хоть чуть-чуть, но отодвигается от грудины. У одних подборо- Искусство движения. Уроки мастера док так далеко отходит, что его видно издалека, а у других приходится всматриваться, чтобы определить, отодвинули они подбородок или нет. Снова выполните несколько дискретных движений вверх, но с усилием. Поднимитесь, замрите, расслабьтесь и снова поднимитесь вверх. Вы увидите, что подбородок необходимо отодвинуть, иначе голова будет ездить по полу. Почему вы позволяете голове ездить по полу? И вот опять в группе нашелся некто, кто даже не ведает о том, что он или она позволяет голове ездить по полу, и, значит, все мои слова о подбородке просто не долетают до своей цели. Я спрашиваю еще раз, почему вы позволяете своей голове ездить по полу? Поднимаетесь вверх, и она начинает скользить. Особа, у которой ездит по полу голова и к которой я обращаюсь, — единственная, кто не понимает, о чем я говорю. Пожалуйста, зафиксируйте подбородок относительно тела, чтобы он не двигался. Теперь покачайтесь, и вы увидите, что затылок поползет по полу. Если под него положить кусок мела, то он оставит после себя небольшую линию. Теперь подвигайте тазом и головой так, чтобы этой маленькой черточки не было. Это означает, что голова будет покачиваться в точке ее соприкосновения с полом, как и таз. Теперь прекратите движение — все, кро- Мойше Фельденкрайз ме вас. Вот так, вы остаетесь на месте. Теперь не могли бы вы, пожалуйста, покачать тазом, как мы это делали, напрягая ноги? Посмотрите, вы видите? Единственное, что не качается, — это голова. Это движение головы я уже объяснял полдюжины раз и растолковывал вам, что если она будет скользить по полу, то начертит маленькую линию. Как можно не понять того, о чем мы до сих пор говорили? Теперь, пожалуйста, сядьте. Я могу вытянуть из вас какой-нибудь правильный ответ, но понятнее для вас движение от этого не станет. Именно так мы учимся в школе. Это — академическое обучение. Мы слышим что-то, мы можем это повторить, мы можем это записать, но при этом мы не понимаем, что делаем. К счастью, некоторые школьники получают своего рода личный опыт и восклицают: «А! До меня дошло. Теперь я понял!» И отдельные учителя обладают умением притягивать учеников, сами не зная чем. И, значит, в целом мир не такой идиотский, но в среднем — да. [Мойше просит одну женщину продолжить.] Лягте, пожалуйста, на пол и снова начните покачивать тазом. Кстати, ваша голова двигалась очень слабо, где-то на четверть тех движений, что получались у остальных. Теперь все посмотрите на ее движения и поймете кое-что важное. Обратите внима- Искусство движения Уроки мастера ние, что делает ее голова и подбородок. Когда она опускает таз, угол, образованный ее коленным суставом, уменьшается, и подбородок направляется к груди. А когда угол настолько увеличивается, что поднимается копчик и поясница прикасается к полу, ее подбородок отходит от грудины. Если кто-то считает, что она выполняет какой-то особенный трюк, пусть попробует сам. [Три члена группы ложатся на пол и пытаются выполнить движение, но голова у них все-таки ездит по полу.] Ох, вы видели? Если вы не понимаете, что делаете, значит, вы делаете не то, что хотите, а нечто совсем другое. Видите, она скользит — не получается у нее это движение. (Смех.) [Мойше обращается к двум другим.] Теперь сделайте вы. Нет, вы специально отодвигаете подбородок. Это какая-то ерунда. Сделайте то, что вы делали до этого, — опуститесь и поднимитесь. Быстрее. Теперь еще быстрее, чтобы у вас не оставалось времени на страх перед аудиторией. (Смех.) Вот оно. Посмотрите, какие изменения. Теперь все скопируйте ее движения [женщины, которую Мойше первой попросил показать движение] и выполните их так, чтобы не перемещать голову. Вот теперь все трое делают именно то, что хотят. Я называю это знанием, когда одно и то же действие вы можете делать двумя разными способами. Тогда у вас есть выбор. Мойше Фельденкрайз Итак, у них есть выбор: они купили машину, которая может ехать и вперед, и назад, и, несомненно, это более практичная машина, чем та, что может двигаться только вперед. Теперь лягте на пол и сделайте выбор вы. Туловище расположите так, чтобы подбородок продолжал двигаться, как раньше, и затылок ездил по полу. Когда вы знаете, что делаете, у вас появляется свобода выбора, и вы начинаете действовать по-человечески. Обучение приводит к увеличению разницы и разница должна быть существенной. Попробуйте еще раз и сделайте оба движения. Каким другим способом вы будете действовать? Видите, вы чуть-чуть поднимаете голову и чуть ближе придвигаете ее к себе. Не напрягайтесь и продолжайте выполнять эти движения. Если вы посмотрите на ту женщину, у которой раньше не двигался подбородок, то увидите, что теперь она сдерживает голову. Этим она и мешает себе двигаться. В жизни школа научила ее сидеть прямо, и она так хорошо это усвоила, что теперь эта прямота стала для нее непреодолимой и находится где-то в ее подсознании. Поэтому у нее и нет никакого доступа к мышцам шеи. Давайте все еще раз повторим действия этой женщины и наши действия. Вам откроется то, что я называю свободным выбором Искусство движения. Уроки мастера и познанием другого способа. Это так просто, что ни у кого не вызывает сомнений. Определите четкую разницу между этими двумя возможностями. Сначала поскользи-те, а затем покачайте головой. Это движение гораздо лучше — голова шевелится лишь немного. Сейчас вы поймете. Не двигайте тазом и покачайте головой, не скользя ею. Затылок при этом расположите так, чтобы можно было перемещать голову. Но можете ли вы это сделать, не шевеля тазом? Если вы не будете им двигать, то голова начнет ездить по полу. Значит, существует связь между головой, скользящей по полу, и неподвижным тазом. По сути, эта неосознаваемая вами проблема распространяется на всю вашу деятельность. Изучив многие из движений этой женщины, вы найдете полсотни разных действий, которые она выполняет неправильно, и это означает, что правильных действий она сделает сейчас гораздо меньше. Все это исправить она сможет за пятнадцать минут, если осознает, что именно она делает и чего она не делает. Итак, сейчас мы занимаемся тем, что спасаем ее душу. Мы — миссионеры. Хорошо. Теперь пошевелите, пожалуйста, головой, только так, чтобы это не было скольжением, и удостоверьтесь в том, что совершенно невозможно качать ею, не покачивая при этом тазом. Иначе вам придется Мойше Фельденкрайз настолько зафиксировать тело, что энергия, производимая им, будет потребляться теми застывшими суставами, которые удерживают мышцы. Это не приводит ни к какому результату, и поэтому вы ничего не ощущаете. Покачайте головой и увидите, что таз делает абсолютно то же самое. А как иначе? Если голова и таз держатся на одной и той же палке, можете ли вы двигать ими врозь? Итак, мы сделали все, чтобы заставить позвоночник лежать почти как палка. С этой стороны он совершенно лишен гибкости. Верх таза покоится на полу, поэтому, если вы им покачаете, то должна покачаться и голова. Попробуйте, и вы не сможете подвигать головой, не пошевелив при этом тазом, если, конечно, голова не будет ездить по полу. Вытяните, пожалуйста, правую ногу и снова сделайте то же движение. Поймите, в чем разница. Теперь таз не может покачиваться, как раньше. Вы должны явственно почувствовать, что верхняя часть таза перемещается вверх и вниз. Упирайтесь в пол одной только левой ногой, а правой делайте что хотите. Если мы захотим убедиться в том, что каждый из вас получил одно и то же количество знаний на этом уроке, то урок должен быть втрое или вчетверо длиннее. Объем знаний индивидуален для каждого. Во всей группе я нашел двоих-троих, кто овладел Искусство движения Уроки мастера I максимумом, и нескольких человек, которые усвоили минимум. В промежутке между ними много людей, которых с детства учили тому, что использовать собственные возможности должно быть трудно и неудобно. Они обнаружат около 100 различных ограничений, которыми, сами того не зная, себя облагают. У них не получается выполнить свободного движения, и поэтому они познают меньше, чем другие Если мы хотели, чтобы с нами учились медлительные товарищи, тогда мы должны запастись терпением, пока эти неторопливые и ограничивающие себя субъекты не исправятся. Мы не говорим о тех ограничениях, которые не относятся к нашей ситуации. Ограничение — это навязчивая привычка пренебрежения собственным комфортом. Это пожизненная проблема. Учатся не потому, что это приятно, удобно и способствует хорошему самочувствию, а потому, что это необходимо. А когда вам что-то нужно, вы это делаете, и не имеет значения как. Хорошо. Опираясь о пол левой ногой, положите правую ногу на левую. Это мой способ вхождения в контакт с людьми, которые, как мне кажется, не понимают того, что мы делаем. Теперь отведите левую ногу еще на 10 дюймов влево. Сделайте это только те, кому необходимо, потому что некоторые из вас поставили левую ступню перед левой Мойше Фельденкрайз ягодицей. Попробуйте перенести ее направо, и вы увидите, что это покачивание будет не намного отличаться от предыдущего, — вы будете двигаться вверх и вниз. Вы это почувствуете, когда ваши движения станут более выраженными. Итак, левую ступню отведите левее, правую ногу положите поперек левой и продолжите колебательные движения тазом. Правильно. Теперь выясните, какая часть таза, когда вы перемещаетесь вперед, остается на полу? Можете ли вы с точностью определить, каким боком таз лежит на полу, а каким прилегает к нему не столь близко? Какое двигается плечо, когда вы отталкиваетесь от пола левой ногой? Какая лопатка работает больше? Если вы хотите это узнать, то оторвите от пола левое плечо вместе с левой стороной грудной клетки и продолжите выполнять движение. Левую руку положите поверх тела, чтобы левая лопатка поднялась с пола. Теперь разверните грудную клетку так, чтобы правая лопатка не касалась пола, и продолжайте покачиваться. Какое плечо двигается теперь? Какое плеио вам мешает? А какое плечо вы можете поднять легко и не создавая помех движению? Вы чувствуете, что перемещается именно правое плечо? И ощущаете ли вы, как напряжение тазобедренного сустава через позвоночник передается к правой лопатке? Если вы по-настоящему хотите почувст- Искусство движения. Уроки мастера вовать разницу, то подведите подбородок как можно ближе к левой ключице. Продолжайте качаться, и вы увидите, что становится еще лучше. Теперь перенесите подбородок к правой ключице. И вы ощутите эти движения головы и то, что правое плечо движется больше, чем левое. На самом деле голова делает столько же, сколько и плечо. Это — отчетливое передвижение по полу где-то на 5 сантиметров. Остановитесь. Вытяните на полу ноги и руки. Почувствуйте, через какую часть вашего тела энергия была перенесена от тазобедренного сустава к правой лопатке. Поставьте левую ступню на пол, правую ногу положите поперек левой и снова приступите к движению. Обратите внимание, что позвоночник совершает вращение от левого тазобедренного сустава к правой лопатке и правая половина грудной клетки (ребра) стремится лечь на пол теми точками, которые обычно его не касаются. Те, у кого есть горб, почувствуют это очень явственно. Левый же бок наоборот — от пола отрываются ложные ребра, расположенные у самого позвоночника. Грудная клетка справа и слева пытается смягчить это кручение. Теперь медленно повернитесь на правый бок, вытянув над головой правую руку. Ноги пусть остаются скрещенными. Опираясь на них, покачайте тазом и повернитесь вправо, 11-7915 Мойше Фельденкрайз только если это будет возможным. Совершайте маленькие движения, пока не почувствуете, что действительно можете выпрямить правую руку. У многих она не выпрямляется в локте и в плече. Медленно покачайтесь, и тогда грудная клетка изменит свою форму, позволив лопатке двигаться, и с каждым перемещением таза правая рука будет скользить по полу. И если вы поможете себе поворачивать и перекатывать грудную клетку так, что диагональное движение будет проходить точно через весь позвоночник, то правая рука будет лежать на полу все удобнее и удобнее и все больше и больше выпрямляться. Продолжайте перекатываться в правую сторону настолько, насколько вы собираетесь совершенствоваться и насколько позволяет вам правая сторона грудной клетки. А теперь обратите внимание: правым тазобедренным суставом вы неожиданно прижались к полу так же, как и левым, а ноги при этом остались на своих местах. Колени не наклоняются ни вправо, ни влево, но и не неподвижны, поскольку перемещается таз. Не имеет значения, если вы неправильно делаете перекат. Достаточно и того, что вы просто поняли, что выполнить это движение возможно и что оно объединяет таз, голову и грудь. В дальнейшем у вас все получится. Теперь поднимите левую руку вверх к Искусство движения. Уроки мастера потолку, а правую оставьте на месте. Снова начните покачивания, позволив левой руке постепенно наклоняться направо, и опустите ее на один градус. С каждым разом опускайте руку не более чем на 1 градус, чтобы в общей сложности у вас получилось девяносто движений. Продолжайте поднимать левую лопатку и левую половину грудной клетки, и вы поймете, как много это движение дает правой стороне груди, включая ребра, все двенадцать позвонков, поясничный отдел и шею. По сути, позвоночник пытается научиться тому, как перемещать позвонок за позвонком, чтобы вы могли перекатываться направо. Ваша правая рука станет длиннее и прямее, а грудная клетка мягче и сильнее. И вы обнаружите, что растяжение правой руки и лопаток и в самом деле настолько велико, что, когда вы прекратите движение, вам придется с большой осторожностью опускать правую руку, иначе может быть больно, т. к. мышцы плеча до такой степени расширили нижнюю границу движения, что приблизились к выполнению тех действий, для которых они изначально были созданы. Итак, остановитесь и верните руку в исходное положение, чтобы дать ей отдохнуть. Если вы снова занесете руку над головой, то перемещать ее будете по боку, скользя ею по полу, и иным способом вам будет больно это и* Мойшв Фвльденкрайз сделать. Вы можете ощутить те значительные изменения, что произошли в плечевом суставе. Быстрое движение будет для вас весьма болезненным. Вытяните руку и поднимите ее, не скользя по полу локтем. Вы чувствуете перемены, произошедшие в лопатке и в ключице? Конечно, если вы сделаете еще несколько движений, вы их перестанете замечать. Лягте на правый бок. Вытяните, пожалуйста, правую руку и правую ногу, а левую ступню поставьте на пол. Левую руку положите на правую сторону груди и упритесь ею в пол, как будто собираетесь от него оттолкнуться. Правильно. Обратите внимание на расположение правой руки, ее тыльной стороны и локтя. Теперь с помощью левой ноги, с коленом, устремленным к потолку или как можно ближе к этому положению, без усилия, подтолкните таз так, как мы это делали раньше, но при этом лежать вы должны почти на правом боку. Ваша левая рука упирается в пол. У вас не получится этого движения, пока вы не будете лежать на правом боку. Продолжайте левой ногой покачивать таз и следите за его действиями. Чувствуете ли вы движения своей правой руки? Вам совершенно не нужно ни отталкиваться, ни подтягивать к себе правую ногу- Колыхайтесь, словно масло, словно желе, словно сливочная тянучка. Теперь посмотрите, как Искусство движения. Уроки мастера малые ребра правого бока прикасаются к полу и уходят обратно. Скорее всего, чтобы это стало возможным, что-то должно было произойти в позвоночнике. Нижние ребра перемещаются в большей степени, нежели другие, и ложным ребрам также приходится больше двигаться. Чувствуете ли вы, как середина туловища касается пола и отходит от него? Обратите внимание на свои ощущения в руке и посмотрите, как она лежит теперь. Вспомните, что было раньше. Сейчас лицо устремлено вправо, и каждое действие дает вам понять, что следует немного изменить движения лопаток, чтобы позволить руке пойти вверх. Раньше мы уже сталкивались с намеком на это, но тогда мы особенно не думали ни о каких изменениях. Вспомните, мы это делали, когда рукой описывали полный круг. Но тогда мы поднимали таз и грудную клетку, чтобы завести руку под себя. Теперь медленно лягте на спину. Посмотрите, как лежит правая рука. Видно, что произошли огромные изменения в лопатке, в ключице и во всех межреберных мышцах сзади и спереди правой стороны грудной клетки. И если вы согнете обе ноги, положите правую ногу поперек левой, оставив правую руку на месте, и покачаете тазом, то увидите, что правое плечо и рука передвигаются более прямо. И обратите внимание, что делает грудная клетка теперь. Она изменяет Мойше Фельденкрайз свою форму, в результате чего в плече и в руке возникает новое движение. Остановитесь и лягте, левую руку вытяните, а правую опустите и определите, есть ли какая-нибудь разница. Где эта разница? Эта разница в той части тела, которая связывает таз с лопатками. Она присутствует на протяжении всего позвоночника и грудной клетки. Теперь вытянитесь и положите руки вдоль тела. Изучите эту разницу. Хорошо. Теперь сделайте, пожалуйста, следующее: левую руку вытяните над головой, правую ступню поставьте на пол и представьте себе, при этом не двигаясь, как под нажимом ступня стремится пододвинуть под вас пол и поднимает правый тазобедренный сустав. Какого рода изменения вы должны почувствовать в грудной клетке? Как далеко вам нужно перекатываться влево, прежде чем выпрямится левая рука? Теперь полностью повернитесь на левый бок и с правой рукой на полу сделайте это возвратно-поступательное движение желудком, животом и грудной клеткой. Теперь перекатитесь вправо в симметричное положение, смените опорную ногу и выполните такое же колебательное движение. Определите, в чем его отличие с этой стороны? Теперь обратите внимание вот на что: изменение формы грудной клетки приводит к тому, что с этой стороны мышцы живота и мышцы груди делаются Искусство движения. Уроки мастера Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|