Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПЕДАГОГИЧЕСИЕ ВЗГЛЯДЫ МАШХУР ЖУСУПА И ГЕТЕ




Алтыбасарова К

Современное развитие международных отношений создало для культуры, литературы и искусства новый тип отношений. Суть такого типа отношений заключается в реальном раскрытии образов в литературных произведениях, тогда как до распада тоталитарного режима были запрещены некотырые реальности в литературе и искусствение творчества гениев как восточной так и западной литературы.

Гениями восточной литературы можно назвать великого Абая, Шакарима Кудайбердиева, Жусупбека Аймауытова, Мухтара Ауэзова, Машхур Жусуп Коеев и многих других. Гениями западной литературы мы называем Иоганна Вольфганга Гете, Фридриха Шиллера, Генриха Гейне и других. Если до устоновления независимости в Казахстане творчества этих людей йзучались в строгом режиме, под контролем или вообще не изучались, то с установлением независимости в казахстане появился новый реальный подход к творчеству этих авторов. Например, великий Абай для нас был всего лишь писатель и просветитель. Многие его пройзведения не были известны вообше. Оказывается существует целая философия Абая.

Другим примером является имя такого же значимого человека для казахской литературы как Машхур Жусуп Копеев. Его имя вообще не назылалось раньше. Творчество М. Жусупа пронизано религиозными взглядами на жизнь. Такими пройзведениями являются «Прощание Пайгамбара с миром», «Земля и небо», «Михраш».

Виднейшим представителем казахской литературы конца ХІХ начала ХХ столетия является Машхур Жусуп Копеев (1858-1931г.г.), уроженец Баянауылского района Павлодарской области. Творчество Копеева многогранно. Он написал различные рассказы, статьи, заметки, легенды, изречения, посовицы. В его произведениях можно встретить многочисленные предания, поэмы, стихи. В них М.Ж. Копеев затрагивает многие вопросы общественной, политической и культурной жизни своего времени. Но религиозные взгляды на жизнь в его творчестве играют определяющую роль. Также Машхур Жусуп Копеев уделял большое внимание национальному воспитанию. По его мнению, воспитание ребенка начинается в семье, в окружении родителей, родственников, соседей и друзей.

Что касается творчества Машхур Жусупа, то педагогические направления тоже можно проследить в его произведениях. Большая роль в его творчестве отводится семейному воспитанию. Роль семьи является одним из важных элементов в воспитании человека и в становлении личности. Становление личности во многом зависит от воспитания в семье. В семье закладываются такие качества личности как человечность, нравственность, взаимоотношение с людьми и другие. Эта проблема хорошо освещена в произведениях Машхур Жусупа. Он принимал активное участие в общественной жизни, собирал фольклор, обучал детей, публиковал научные труды, издавал свои книги. Мы узнаем его как всесторонне развитого, оставившего после себя огромное литературно-педагогическое наследие в истории национальной культуры.

Автор такими словами выражает свое отношение к воспитанию детей в семье:

Бұрынғылар:

«Балалы үй-базар» деген

Жарасар сондай үйде ішкен-жеген.

Баласы жоқ думан ғып отыратын

Үйдің атын бұл бір «қу мазар» деген.

Дети для семьи являются, по мнению М. Жусупа смыслом жизни украшением семьи:

Жемісі жоқ ағашты көрсең, Терек,

Бір отыннан басқаға сол неге керек?

Теректің сымдай болған бойы құрысын,

Түбінде түк болмайды болсаң зерек.

Еще, находясь в окружении семьи, в своем гнезде, ребенок берет для себя и в дальнейшем проносит через всю свою жизнь все качества, характеризущие его как личность. Поэтому еще в раннем детстве, по мнению автора нужно уделят внимание правильному воспитанию и быть примером для своих детей: «... жас күнінде баланың табиғаты жақсылықпен әдептенсе, өскенде һәм жақсылыққа тез шығушы болады».

Стремление к знанию нужно пробуждать с раннего возраста и осушествлять его.

Шығады «асыл-тастан, өнер-жастан»,

Тәрбие тәуір болса әуел бастан.

О творчестве И.Гете можно говорить, рассматривая его с разных точек зрения. Гете прежде всего поэт, философ, ученый, критик, эстетик, политик, админстротор, переводчик, путешественник, министр, мудрец, эрудит. Трудно поверить, что в одном человеке могут присутствавать столько определений специальностеи. Но тем не менее в его произведениях эти характеристики прослеживаются очень ярко.

И. Гете как педагога мы можем узнать, изучая его прайзведение «Фауст». В те времена, когда жил и творил И. Гете, германский народ в силу своей разобщенности и подавленности не был в состаянии сделать хоть что-нибудь в защиту своих человеческих прав. Тогда И. Гете и вместе с ним его друг великий поэт Фридрих Шиллер пришли к выводу, что надо духовно воспитать народ, и он созреет для борьбы за лучшую жизнь. Средство для этого оба поэта видели в том, чтобы воспитать в народе понимание красоты, что будто бы поведет к духовному возрождению нации.

В произведении «Фауст» И. Гете ярко раскрывает образ Фауста философа и учителя. В монологе Фауста:


Я богословие овладел,

Над философей корпел,

Юриспруденцию долбил

И медицину изучил.


Однако я прии этом всем

Был и остался дураком.

В магистрах, в докторах хожу

И за нос десять лет вожу

Учеников, как буквоед,

Толкуя так и сяк предмет,

Но знанья это дать не может,

И этот вывод мне сердце гложет,

Хотя я разумнее многих хватов,

Врачей, попов и адвокатов,

Их точно всех попутал леший,

Я ж и пред чертом не опешу, -

Но и себе я знаю цену,

Не тешусь мыслию надменной.

Что светоч я людского рода

И вврен мир моему ух


Ученик Фауста Вангер спрашивает у своего учителя:

Простите, не из греческих трагедий

Вы только что читали монолог?

Осмелился зайти к вам, чтоб в беседе

У вас взять декламации урок.

Чтоб проповедник шел с успехом в гору,

Псуть учится паренью у актера.

Ответом Фауста были следующие слова:

Да, если проповедник сам актер.

Как наблюдается с недавних пор.

Вагнер:

Мы век проводим за трудами дома

И только в праздник видим мир в очки,

Как управлять нам паствой незнакомой,

Когда мы от нее так далеки?

В ответе на эти слова Фауст дает наставления Вагнеру:

Где нет нутра, там не поможешь потом

Цена таким усильям медный грош.

Лишь проповеди искренним полетом

Наставник в вере может быть хорош.

А тот, кто мыслью беден и усидчив

Кропает понапрасну пересказ

Заимствованных отовсюду фраз

Все дело выдержками ограничив.

Он, може быть, создаст авторитет

Среди детей и дурней недалеких

Но без души и помыслов высоких,

Живых путей от сердца к сердцу нет.

Фауст учит Вагнера чесности, правдивости и рассудительности:

Учитесь честно достигать успеха

И привлекать благодаря уму.

А побрякушки, гулкие, как эхо.

Подделки и не нужны никому.

Таким образом, роль воспитания в творчествах М. Жусупа и И. Гете занимает одну из важных мест. И. Гете в произведении «Фауст» к этому вопросу подходит пофилософски, т.е. воспитывает определенные личности как Мефистофеля-воплощения зла, ангелов, ученика Вагнера, духов. Этим самым он хочет добиться справедливости и добра в существующем мире.

Что касается М. Жусупа, то он эти проблемы тоже затрагивает по-своему. Он уделяет большое внимание воспитанию в семье. Хочется закончит следующими словами великого мыслителя и педагога Машхур Жусупа Копеева «Баланың табиғаты үйінде ішпек-жемекте болады. Осыларды әдеппен, өлшеумен жас күнінен қалып алдырса, өскенде көп пайдасы болады».

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных