Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






АФО и семиотика поражения мышечной системы




У детей.

Задача №1

Некоторые членистоногие вырабатывают яд, который, попав в организм человека. Может привести к клиническим проявлениям. Подберите для каждого членистоногого симптомы действия его яда.

1. Укус скорпиона.

2. Укус паука «черная вдова».

3. Укус клеща.

4. Тактика при укусе клеща.

5. Методика внутримышечной инъекции.

Ответы:

1. Скорпион вызывает в месте ужаления побочные эффекты: боль, отек, шок, слюнотечение и судороги.

2. Резкая боль, слабость, тремор, головокружение нефрит, схваткообразные боли в животе.

3. При ужалении скорпионами, как и укусах клещами, могут развиться восходящие параличи. Клещей следует настойчиво искать.

4. Необходимо удалить клеща с помощью нити, смазать ранку антисептиком, поставить иммуноглобулин.

5. Внутримышечные инъекции чаще всего проводят в верхний наружный квадрант ягодичной области (для определения места инъекции область ягодицы условно делят на четыре квадрата двумя линиями) или передненаружную поверхность бедра.

Порядок выполнения:

- тщательно вымыть руки с мылом проточной теплой водой; не вытирая полотенцем, чтобы не нарушить относительную стерильность, протереть их спиртом; надеть стерильные перчатки;

- вскрыть упаковку одноразового шприца, пинцетом в правой руке взять иглу за муфту, насадить ее на шприц;

- проверить проходимость иглы, пропуская через нее воздух или стерильный раствор, придерживая муфту указательным пальцем, положить подготовленный шприц в стерильный лоток;

- перед вскрытием ампулы или флакона внимательно прочитать название лекарства, чтобы убедиться в его соответствии назначению врача, уточнить дозировку и срок годности;

- слегка постучать пальцем по шейке ампулы, чтобы весь раствор оказался в широкой части ампулы;

- надпилить пилочкой ампулу в области ее шейки и обработать ее ватным шариком, смоченным в 70% растворе спирта; при наборе раствора из флакона удалить с него нестерильным пинцетом алюминиевую крышку и протереть стерильным ватным шариком, смоченным 70% раствором спирта резиновую пробку;

- ватным шариком, которым протирали ампулу, отломить верхний (узкий) конец ампулы;

- взять ампулу в левую руку, зажав ее большим, указательным и средним пальцами, а в правую руку – шприц;

- осторожно ввести в ампулу иглу, надетую на шприц, и, оттягивая поршень, постепенно набрать в шприц нужное количество содержимого ампулы, по необходимости наклоняя ее;

- при наборе раствора из флакона проколоть иглой резиновую пробку, надеть иглу с флаконом на подыгольный конус шприца, поднять флакон вверх дном и набрать в шприц нужное количество лекарственного вещества;

- снять шприц с иглы для набора препарата и надеть на него иглу для инъекций;

- удалить пузырьки воздуха, имеющиеся в шприце, для этого шприц повернуть иглой вверх и, держа его вертикально на уровне глаз, надавливая на поршень выпустить воздух и первую каплю лекарственного вещества, придерживая указательным пальцем левой руки иглу за муфту;

- обработать место инъекции последовательно двумя ватными шариками со спиртом: вначале большую зону, затем - непосредственно место инъекции;

- перпендикулярно к поверхности кожи энергичным движением под углом 90º ввести иглу на глубину 3/4 ее длины (вводить иглу необходимо так, чтобы между муфтой иглы и кожей пациента осталось 2-3 мм);
- затем, медленно надавливая на поршень шприца, равномерно ввести лекарственное вещество;
- вынимать иглу из тела пациента следует резким движением, под тем же углом, не производя лишних движений иглы в тканях;
- место инъекции обработать чистым ватным тампоном, смоченном в 70% этиловом спирте.

 

Задача №2

Подросток 17 лет занимается с 14 лет тяжелой атлетикой. Тренер советует юноше увеличить мышечную массу.

1. Посоветуйте правильный способ набора мышечной массы.

2. Как подростку избежать тучности?

3. Методика измерения толщины складок подкожной жировой клетчатки.

4. Возможно ли применение белковой диеты, гормонов, витаминов?

5. Методика оценки тургора мягких тканей.

Ответы:

1. Интенсификация мышечной работы при увеличении энергетической ценности пищи.

2. Повторные измерения толщины подкожно-жировой складки позволят судить о количестве подкожного жира.

3. Более объективно толщину подкожного жирового слоя у детей старшего возраста определяют циркулем-калипером над трицепсом, бицепсом, под лопаткой и над подвздошной костью и сравнивают с существующими нормативами. Разработаны формулы, позволяющие на основании толщины складок подкожной жировой клетчатки рассчитать массу жира в организме ребенка.

4. Нагрузка белком, применение лекарств, гормонов и витаминов не приносит успеха и может навредить подростку.

5. Тургор мягких тканей определяют по ощущению сопротивления и упруго-
сти при сдавливании кожи и всех мягких тканей на внутренней поверхности
плеча или бедра большим и указательным пальцами. При снижении тургора создаётся ощущение вялости или дряблости этой складки.

Задача №3

На приеме у детского психолога мама с ребенком 7 лет. Девочка готовится к поступлению в школу. Психолог предложила ребенку перерисовать картинку и нарисовать человека (рис. 2, 3).

1. АФО мышечной системы.

2. Развитие мелкой моторики по возрастам.

3. Диагностическое задание «Домик».

4. Советы маме по развитию мелкой моторики.

5. Рисунок человека.

 

Рисунок 2. Диагностическое задание «Домик» (Действие по образцу. Срисовывание рисунка).

 

 

Рисунок 3. Рисунок человека.

 

Ответы:

1. Мышечная система:

· мышечная ткань у ребенка первых месяцев жизни отличается меньшей толщиной мышечных волокон;

· мышцы более короткие, нежные тонкие, бедны сократительными белками, жиром, неорганическими солями и богаты водой, хорошо растяжимы, реже разрываются;

· мышечная масса после рождения увеличивается в основном за счет утолщения мышечных волокон, а не за счет нарастания их числа;

· при рождении поперечная полосатость мышц не выражена, мышечный рельеф сглажен и выявляется только к 5-7 годам жизни в зависимости от образа жизни, упитанности, подвижности;

· у здоровых детей 2-3 месяцев жизни отмечается повышенный тонус мышц сгибателей (физиологический гипертонус), связанный с особенностями функции ЦНС; физиологический гипертонус с возрастом исчезает;

· соединительно-тканный каркас (эндомизий и перимизий) мышц окончательно формируется к 8-10 годам;

· прикрепляются мышцы немного дальше оси вращения, что обуславливает угловатость движений детей раннего возраста

· богатая кровеносная система и интенсивный обмен способствуют быстрому вымыванию из мышц молочной кислоты, поэтому их функциональная активность у детей удовлетворительная. Здоровые дети очень подвижны и устают меньше взрослых;

2. Неравномерное развитие мышц: в первую очередь развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, гораздо позднее – мышцы кисти. С этим связаны трудности в выполнении тонкой работы пальцами рук у детей до 6 лет; обучение письму предпочтительно в возрасте 6-7 лет. Координация движений наиболее интенсивно происходит после 10 лет, а способность к быстрым движениям достигается к 14 годам.

3. Ребенку предлагают картинку, на которой изображение домика составлено из элементов прописных букв. Необходимо точно скопировать рисунок на листе бумаги. По окончании работы ребенку предлагают проверить, правильно ли он выполнил рисунок и исправить ошибки, если они есть. Если ребенок не нарисовал какие-то элементы, его можно попросить скопировать их на отдель­ном листе бумаги, чтобы проверить, что он в принципе может это сделать.

Оценивают работу по числу ошибок:

О баллов — без ошибок (норма для 6-7-летних детей)

1-2 балла — 1-2 ошибки (средний результат)

4 балла — более 4-х ошибок (слабое развитие произвольного внимания).

Ошибки: неправильно воспроизведенный элемент, замена одного элемента другим, отсутствие элемента, разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть.

4. Развивать кисть: делать пальчиковую гимнастику, заниматься музыкой, лепкой, рисованием, вырезать ножницами, перебирать крупу, мозаика, пазлы.

5.В рисунке человека принято выделять 4 возрастные стадии: головоног; схематическое изображение; промежуточное меж­ду схематическим и пластическим; пластическое. На схематическом изображении человек (имеющий не толь­ко голову, но и туловище) как бы составлен из отдельных час­тей.

 

Задача №4

На приеме у врача мальчик 7 месяцев с мамой. Ребенок сидит самостоятельно, ест из ложки прикорм, пьет из чашечки с поддержкой, лепечет.

1. Какие показатели необходимо оценить при осмотре мышечной системы?

2. Что выявляется при пальпации мышц.

3. Как оценивается мышечный тонус?

4. Опишите симптомы мышечного гипертонуса.

5. Опишите симптомы мышечной гипотонии.

Ответ:

1. При осмотре оценивается степень выраженности мышц, симметричность, а при пальпации - тонус. Также необходимо оценить такие важнейшие показатели состояния мышечной системы, как тонус, сила и двигательная активность мышц.

2. При пальпации выявляют локальную или распространенную болезненность, а также уплотнения по ходу мышц, что может быть связано с воспалительными изменениями, очаговым или диффузным отложением в них кальция.

3. Мышечный тонус исследуют, оценивая сопротивление мышц, возникающее при пассивных движениях в соответствующих суставах (конечность при этом должна быть максимально расслаблена).

4. Повышение тонуса может быть двух видов.

— Мышечная спастичность — сопротивление движению выражено только в начале пассивного сгибания и разгибания, затем препятствие как бы уменьшается (феномен «складного ножа»). Возникает при перерыве центрального влияния на клетки переднего рога спинного мозга и растормаживании сегментарного рефлекторного аппарата.

— Мышечная ригидность — гипертонус постоянен или нарастает при повторении движений (феномен «восковой куклы» или «свинцовой трубки»). При исследовании мышечного тонуса может возникнуть прерывистость, ступенчатость сопротивления (феномен «зубчатого колеса»). Конечность может застывать в той позе, которую ей придают — пластический тонус. Возникает при поражении экстрапирамидной системы.

5. При мышечной гипотонии выявляют отсутствие сопротивления при пассивных движениях, дряблую консистенцию мышц, увеличение объема движений в суставах (например, переразгибание). Существует несколько проб, позволяющих судить о состоянии мышечного тонуса у детей.

—Симптом возврата — ножки новорожденного, лежащего на спине, разгиба
ют, выпрямляют и прижимают к столу на 5 с, после чего отпускают. При
наличии у новорожденного физиологического гипертонуса ножки сразу же
возвращаются в исходное положение, при сниженном тонусе полного воз-
врата не происходит.

—Симптом «веревочки» — исследователь, стоя лицом к ребёнку, берёт его в свои руки и совершает вращательные движения попеременно то в одну, то в другую сторону, оценивая при этом степень активного мышечного сопротивления.

—Симптом «дряблых плеч» — плечи ребенка обхватывают сзади двумя рука
ми и активно поднимают вверх. При мышечной гипотонии это движение
дается легко, при этом плечи касаются мочек ушей.

Повышение тонуса может быть двух видов.

— Мышечная спастичность — сопротивление движению выражено только в начале пассивного сгибания и разгибания, затем препятствие как бы уменьшается (феномен «складного ножа»). Возникает при перерыве центрального влияния на клетки переднего рога спинного мозга и растормаживании сегментарного рефлекторного аппарата.

— Мышечная ригидность — гипертонус постоянен или нарастает при повторении движений (феномен «восковой куклы» или «свинцовой трубки»). При исследовании мышечного тонуса может возникнуть прерывистость, ступенчатость сопротивления (феномен «зубчатого колеса»). Конечность может застывать в той позе, которую ей придают — пластический тонус. Возникает при поражении экстрапирамидной системы.

Задача №5

На приеме у ортопеда мама с мальчиком 1 месяца. При осмотре у ребенка обнаружено ограничение разведения бедер.

1. Что может быть причиной этого симптома?

2. Алгоритм определения симптома «соскальзывания» («щелчка», Маркса-Ортолани).

3. Для каких заболеваний характерен симптом «соскальзывания»?

4. До какого возраста определяется симптом «соскальзывания»?

5. Тактика?

Ответы:

1. Физиологический гипертонус конечностей, неврологическая симптоматика, проблемы с тазобедренными суставами.

2. Алгоритм определения симптома «соскальзывания» («щелчка», Маркса-Ортолани):

– положение на спине

– обе ножки сгибают под углом 90о в тазобедренных и коленных суставах

– большие пальцы врача располагаются на внутренних поверхностях бедер в области коленных суставов

– другие пальцы – на наружных поверхностях бедер в проекции вертлужных впадин и большого вертела бедра

– медленно отводят в стороны оба бедра

– в норме отведение бедер происходит беззвучно

– при вывихе отведение бедер сопровождается звуком щелчка

3. Симптом характерен для:

–дисплазии тазобедренного сустава

–врожденного вывиха бедра

4. Определяется до 3 месяцев.

5. Консультация невропатолога, УЗИ тазобедренных суставов, осмотр ортопеда после УЗИ.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных