Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Объективная необходимость государственного регулирования логистической деятельности транспортного обслуживания.




Тема 12. Государственное регулирование и поддержка транспортно-логистических

Систем

 

План лекции 1. Объективная необходимость государственного регулирования

логистической деятельности транспортного обслуживания

2. Государственная политика в области транспорта

3. Концепция реформирования транспортно-логистической системы

Беларуси

4. Правовое регулирование транспортной логистики.

5. Механизм регулирования транспортной деятельности в Республике

Беларусь

 

Объективная необходимость государственного регулирования логистической деятельности транспортного обслуживания.

Транспорт – одна из приоритетных отраслей народного хозяйства. Ее стабильное функционирование является необходимым условием общеэкономического роста в условиях рынка, важнейшим фактором социальной стабильности.

Коренные изменения, происходящие в экономике Беларуси, обуславливают необходимость формирования новой системы управления транспортом. Отказ от методов прямого административного управления транспортных предприятий требуют разработки новых методов государственного регулирования транспортной деятельности.

Наряду с этим, государственная политика в области транспорта в форме различных программ и проектов должна разрабатываться и реализовываться под контролем единого государственного органа управления транспортно-дорожным комплексом. Тем самым обеспечивается организационно-правовое единство и сбалансированный учет интересов общества, экономики и отдельных видов транспорта.

Существуют и более объективные предпосылки, оправдывающие вмешательство государственных органов в деятельность субъектов транспортного рынка – транспортных, экспедиционных, сервисных и вспомогательных предприятий. Основные предпосылки государственного регулирования транспорта состоят в следующем.

1. Транспорт является важнейшим элементом производственно-социальной инфраструктуры и находится в «блоке» с другими инфраструктурными отраслями:

- энергетикой,

- связью,

- материально-техническим снабжением,

которые при любом экономическом механизме являются объектом постоянного контроля со стороны государства.

2. Необходимо контролировать деятельность транспортных предприятий, находящихся в условиях «естественной монополии». Классическим примером естественной монополии на транспорте является железнодорожный транспорт. Естественным транспортным монополистом является и автотранспортное предприятие, размещенное в районе, где нет других крупных владельцев автотранспорта.

Отечественная и зарубежная практика свидетельствует об одном: естественный монополист-транспортник во всех случаях стремится извлечь максимальную выгоду из своего положения, отказываясь от невыгодных для него перевозок, а также произвольно повышая тарифы. Поэтому при организации и лицензировании подобных транспортных предприятий государство, наделяя их правом на монопольное обслуживание своего сектра рынка, в обязательном порядке сохраняет за собой функции контроля качества обслуживания клиентуры, уровня тарифов, отсутствия отказов в обслуживании и т.д.

3. Необходимо контролировать и во многих случаях ограничивать уровень транспортных тарифов. Контроль ценообразования на транспорте имеет исключительное значение для нормального функционирования рыночной экономики. В условиях свободных цен рост транспортных тарифов вызывает адекватное повышение стоимости доставляемых транспортными предприятиями товаров, а также услуг, требующих транспортного обеспечения. Поэтому рост транспортных тарифов является одним из факторов общего роста цен и развития инфляционных процессов.

4. Необходимо обеспечить защиту транспортных предприятий от недобросовестных конкурентов. Многолетний мировой опыт показывает, что взаимоотношения транспортных предприятий, конкурирующих между собой, не могут быть урегулированы ни на основе их обоюдных соглашений, ни путем судебных разбирательств, хотя и то, и другое имеет место в практике транспортного рынка. Нормальная работа транспортных предприятий в условиях конкуренции требует разработки «правил игры» (какие виды деятельности допустимы для различных предприятий, какие тарифы можно применять, как должны строиться отношения с клиентами и т.д.) и наличие органа, который бы следил за соблюдением этих правил, необходимо. Очевидно, что подобные функции должно взять на себя государство.

5. Необходимо устанавливать и контролировать единые нормы, стандарты и правила в области охраны окружающей среды, безопасности движения, условий труда на транспорте, а также единые технические стандарты. Только государственные органы в состоянии финансировать и организовывать работу в области стандартизации, повышения безопасности транспорта, снижения вредных воздействий транспорта на окружающую среду, контроля выполнения соответствующих требований и т.д.

Этот перечень можно расширить такими предпосылками как:

- необходимость эффективного транспортного обеспечения ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также потребность в концентрации транспортных ресурсов для осуществления срочных экономических акций общегосударственного значения;

- международный характер транспортной деятельности и необходимость контроля соблюдения соответствующих международных соглашений;

- необходимость решения проблем землеотвода для сооружения транспортных систем;

- важнейшая роль транспорта в системе обороны страны, которая во всех случаях контролируется государством.

Таким образом, государственное регулирование транспортной деятельности является, независимо от особенностей действующей экономической системы, объективной необходимостью.

Надо также иметь в виду, что в нынешних условиях, когда транспортный и товарный рынки Беларуси еще далеко не сбалансированы, различные виды транспортной деятельности неравновыгодны и под угрозой срыва может оказаться обслуживание отдельных групп потребителей транспортных услуг, система государственного регулирования транспортного рынка должна включать жесткие административные рычаги.

Основной целью любых мер по регулированию транспортной деятельности должно быть в конечном итоге обеспечение достаточного по объему и удовлетворительного по качеству транспортного обслуживания всех групп промышленных потребителей транспортных услуг и населения. Поэтому любые действия регулирующих органов и местных органов власти, направленные на ограничения деятельности транспортных предприятий или предписывающие им что-либо, должны быть направлены на улучшение обслуживания потребителей.

Классификацию и характер методов регулирования транспортной деятельности можно представить схематично в виде рис.1

Нормативно-правовые
Экономические
Синтетические
Методы регулирования транспортной деятельности

 


 

Комплексные
Частные
Национализация
Приватизация
Оплата дополнительных операций, дотации
Налоги
Тарифы
Штрафы
Кредиты
Определяющие безопасность
Регулирующие рынок
Правила перевозок грузов
Уставы различных видов транспорта
Стандарты экологической безопасности  
Правила дорожного движения
Лицензирование
Квоты, разрешения
Ограничения

 


Рис. 1. Методы регулирования транспортной деятельности

 

Как видно из рисунка, методы регулирования транспортной деятельности

укрупненно можно подразделить на:

- нормативно-правовые;

- экономические

- синтетические.

Нормативно-правовые методы по области своего воздействия, своей направленности могут быть подразделены на определяющие безопасность и регулирующие рынок транспортных услуг.

В числе нормативно-правовых актов, регулирующих безопасность транспорта, можно отметить правила дорожного движения, уставы и правила перевозок различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного), правила перевозок опасных грузов, стандарты по экологической безопасности и т.д.

К методам регулирования рынка транспортных услуг следует отнести:

- лицензирование;

- квоты и разрешения (например, для международных перевозок);

- ограничения (числа компаний, размеров парка, доступа на национальный рынок транспортно-экспедиционных услуг и др.)

Среди экономических методов можно выделить комплексные и частные.

Комплексные методы предполагают изменение системы производственных

отношений, и в частности отношений собственности. Это национализация транспортных компаний либо их приватизация.

К частным методам воздействия относятся такие меры государственного регулирования как:

- налоговая политика в отношении транспортных предприятий;

- таможенное регулирование временного ввоза транспортных средств;

- штрафные санкции за нарушение установленных норм и правил ведения транспортной деятельности;

- дотирование отдельных видов транспортного обслуживания;

- оплата дополнительных операций;

- условия кредитования;

- пограничные сборы за пересечение грузом государственной границы;

- регулирование системы ценообразования на услуги естественных монополий на транспорте.

Синтетические методы регулирования транспортной деятельности представляют собой синтез нормативно-правовых и экономических мер, которые сложно разделить и обособить. Так, например, в Финляндии при лицензировании перевозок туристов автобусами, перед автотранспортными фирмами ставится обязательство отработки определенного времени на городских маршрутах.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных