ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Формы и методы регулирования транспортной деятельности
Государственное регулирование транспортной деятельности в условиях рынка осуществляется в следующих основных формах: 1. Разделение транспортного рынка на сектора со сходными эксплуатационными и коммерческими условиями и определение коммерческого и технологического статуса транспортных предприятий, действующих в различных секторах рынка. Деление транспортного рынка на сектора осуществляется прежде всего для создания примерно равновыгодных условий для транспортных предприятий, работающих на различных видах перевозок. Равновыгодность, в свою очередь, создает примерно равную привлекательность различных видов деятельности для субъектов предпринимательной деятельности, что и гарантирует в конечном итоге достижение основной цели государственного регулирования – примерного соответствия спроса и предложения на всех видах транспортной деятельности, для всех групп грузовладельцев и пассажиров. Кроме того, без четкого деления на сектора невозможен целенаправленный сбор и анализ статистики, а также подготовка конкретных мероприятий по регулированию транспортной деятельности.
2. Разработка правил допуска новых предприятий в различных секторах рынка В мировой практике подобные правила сводятся иногда лишь к простой регистрации. Однако чаще всего при подаче заявки на получение лицензии существует возможность отказа, связанная с двумя основными причинами. Первой причиной является существование таких секторов рынка, где предложение и так уже превышает спрос. Поэтому появление там новых конкурирующих предприятий является нецелесообразным и органы государственного регулирования должны ограничивать появление новых предприятий в данном секторе рынка. Подобная ситуация на для отечественного транспортного рынка пока в целом не характерна, однако в сфере автомобильных перевозок конкуренция достаточно высока. Второй причиной отказа предприятию или предпринимателю в выдаче лицензии может быть его несоответствие определенным требованиям (платежеспособность, репутация предпринимателя, его профессиональная пригодность, наличие необходимой технической базы и т.д.). Эти требования направлены в конечном счете на достижение главной цели государственного регулирования транспортной деятельности – клиенты должны получать достаточное и квалифицированное транспортное обслуживание.
3. Непосредственное осуществление деятельности по допуску новых предприятий на различные сектора транспортного рынка. В настоящее время эти вопросы находятся в ведении Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, имеющий филиалы в каждой области и г. Минске, одной из функций которых является непосредственное лицензирование владельцев транспортных средств. Ужесточение или ослабление требований к предприятиям, желающим получить лицензию, является одним из эффективных рычагов воздействия на транспортный рынок. Требования к предприятиям изложены в соответствующих положениях и инструкциях для транспортных инспекций. Однако в практической деятельности региональных филиалов Транспортной инспекции очень многое зависит от прочтения этих требований в каждой конкретной ситуации. Для транспортного инспектора чрезвычайно важно правильно оценить ситуацию на конкретном секторе транспортного рынка и найти оптимальное решение, которое, с одной стороны, не приведет к оттоку предприятий, а в другой – исключит появление на рынке недобросовестных участников, неквалифицированного транспортного обслуживания, неоправданно высокой конкуренции. Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что с 1 января 2011 г. не требуется получения специального разрешения (лицензии) для выполнения: - транспортно-экспедиционной деятельности; - деятельности в области авиации; - деятельности по перевозке пассажиров и грузов внутренним водным и морским транспортом; - внутриреспубликанских автомобильных перевозок грузов; - внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров для собственных нужд. Также не требуется специальное разрешение (лицензия) для выполнения международных автомобильных перевозок грузов с использованием автомобиля, предназначенного для перевозки грузов, разрешенной максимальный вес которого, включая вес прицепа (полуприцепа), не превышает 3,5 тонн. Таким образом, лицензионная деятельность в области транспорта имеет следующие составляющие: - городские и пригородные автомобильные перевозки пассажиров; - междугородные автомобильные перевозки пассажиров; - перевозки пассажиров автомобилями-такси; - международные автомобильные перевозки пассажиров; - международные автомобильные перевозки грузов.
4. Контроль за выполнением транспортными предприятиями требований, налагаемых на них выданной лицензией и применение предусмотренных законодательством санкций за нарушение этих требований. На Транспортную инспекцию Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь возложены определенные контрольные функции: - контроль на линии (наличие необходимых документов, выполнение режимов труда и отдыха водителей в соответствии с ЕСТР и т.д., допустимых весогабаритных параметров транспортных средств и т.д.); - контроль на предприятиях (плановые или разовые проверки с целью уточнения или подтверждения соответствия предприятий лицензионным требованиям, которые ни в коем случае не должны дублировать функции финансовых, санитарных и других контрольных органов, однако могут осуществляться комплексно во взаимодействии с этими органами); - проверка жалоб клиентов или конкурирующих предприятий. Зарубежный опыт показывает, что этот канал получения информации о нарушении правил транспортного обслуживания является наиболее эффективным. К участникам транспортного процесса должно прийти понимание того, что транспортная инспекция стоит на страже интересов клиентов и в состоянии применить реальные санкции, а предприятия транспорта защитить от недобросовестной конкуренции.
5. Контроль за ценообразованием и применением тарифов Данная функция является одной из важнейших. К сожалению нынешняя кризисная ситуация характеризуется общим ослаблением контроля финансовой дисциплины и в следствии роста цен на все виды ресурсов повсеместным освобождением транспортных тарифов, результатом чего является бесконтрольное ценообразование на отдельных видах транспорта, причем в ряде случаев увеличение цен на транспортные услуги значительно превышают возможности клиентуры по их оплате.
6. Налоговое регулирование транспортной деятельности. Налоги в отличии от тарифов, уровень которых важен и для клиентуры, и для транспортных предприятий, являются рычагом «однонаправленного» воздействия и применяются для стимулирования определенных видов деятельности или же, напротов, для «ограждения» тех секторов рынка, где уровень конкуренции излишне высок.
7. Контроль и анализ состояния транспортного обслуживания в различных секторах рынка Эта задача чрезвычайно важна в настоящее время для системы регулирования транспортной деятельности в Республике Беларусь. Дело в том, что отечественная транспортная статистика никогда не была ориентирована на анализ соотношения спроса и предложения, а оперирует в основном информацией об объемных показателях работы транспорта. Между тем для подготовки целенаправленных решений в области регулирования транспортной деятельности необходима достоверная информация о потребностях в транспортных услугах и степени их удовлетворения.
8. Финансирование отдельных проектов в области транспорта, имеющих общегосударственное значение, а также оказание помощи предприятиям в обеспечении такого финансирования. Практика развитых стран показывает, что финансовые ресурсы, необходимые для сооружения транспортных систем (дорог, терминалов, вокзалов и т.п.) не всегдв оказываются доступными даже для крупных предприятий. В Беларуси сегодня из-за резкого падения финансовых возможностей предприятий эта проблема стоит чрезвычайно остро.
9. Покрытие текущих убытков транспортных предприятий, повышение рентабельности которых за счет самоокупаемости является по тем или иным причинам невозможным. Чаще всего объектами дотации являются системы городского пассажирского транспорта, а также ряд внутриреспубликанских перевозок грузов рентабельность которых не может быть обеспечена при уровне цен, соответствующем покупательской способности населения страны и финансовым возможностям предприятий.
10. Разработка и контроль за выполнением экологических стандартов. Данная функция государственного регулирования приобрела особую актуальность в последние годы, когда общепризнанной стала ведущая роль транспорта в загрязнении окружающей среды (считается, что на его долю приходится более трети всех загрязнений). В этой связи задачей государственного регулирования при осуществлении этой функции является контроль за экологическим состоянием транспортных средств, принадлежащих предприятиям.
11. Разработка и контроль за выполнением норм безопасности и охраны труда на транспорте и технических стандартов безопасности. Выполнение этой функции возложено на Министерство внутренних дел (ГАИ МВД) и Министерство транспорта и коммуникаций (Транспортная инспекция). 12. Направление средств на социальное обеспечение транспортных предприятий. Подобная мера применяется, прежде всего, в тех случаях, когда предприятия оказываются не в состоянии своими силами сохранить квалифицированные кадры. Снижение квалификации персонала неизбежно ведет к ухудшению качества транспортного обслуживания и, как следствие, финансовых результатов деятельности предприятия. Прямая социальная поддержка может быть оказана только наиболее крупным предприятиям, действующим в ключевых секторах рынка.
13. Разработка и применение административно-экономических мер по экстренной концентрации транспортных ресурсов в чрезвычайных ситуациях (катастрофах, стихийных бедствиях, уборке урожая и т.п.)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|