Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА В СФЕРЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ




 

Эмоциональное самочувствие ребенка и общее отношение к детскому саду во многом зависят от его отношений со сверстниками. Действительно, ребенок чувствует себя гораздо увереннее и спокойнее в обстановке дружеского расположения, когда он может рассчитывать на поддержку и помощь сверстников, на их участие в возможных ситуациях эмоционального комфорта или дискомфорта. Доброжелательные отношения между сверстниками создают положительный эмоциональный климат в группе.

Важной ступенью в развитии личности дошкольников становится появление устойчивых контактов со сверстниками. Замечено, что между собой дети начинают общаться еще до того, как научатся говорить, пользуясь жестами, мимикой, пантомимикой, они выражают друг другу свое эмоциональное состояние, просят о помощи. Двухлетние дети умеют непосредственно разговаривать друг с другом, со взрослыми, реагируют короткими отрывистыми фразами на знакомые явления окружающей действительности. На большинство адресованных лично им обращений дети этого возраста отвечают вполне правильно. Двух-трехлетние дети хорошо себя чувствуют в обществе знакомых им детей, меньше зависят от родителей. Между тремя и четырьмя годами контакты со сверстниками делаются более частыми, складываются первые детские взаимные привязанности. Дальнейшее развитие взаимоотношений детей идет в русле совместной игры. В ролевых играх, по мнению отечественного психолога Д.Б.Эльконина, между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу, а также иногда и отношения властвования, даже деспотизма и грубости, то есть такие, в которых формируются как положительные, так и отрицательные личностные качества ребенка.

Группа сверстников оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка, так как именно в условиях общения со сверстниками ребенку необходимо применять на практике нормы поведения по отношению к другим людям, приспособлять эти нормы к конкретным ситуациям. В детском обществе в процессе общения постоянно возникают ситуации, в которых необходимо согласовывать действия, уметь отказаться от личных желаний ради достижения общей цели и проявлять доброжелательное отношение к сверстнику. Не всегда дети находят нужные способы поведения и очень часто между ними возникают конфликты, при отстаивании каждым своих прав. Воспитатель, вмешиваясь в эти конфликты и улаживая их, учит детей выполнению норм поведения.

Каждый ребенок занимает в группе определенное место, в зависимости от того, как к нему относятся сверстники. Оценка со стороны группы очень важна для дошкольников, они воздерживаются от поступков, вызывающих неодобрение сверстников и разными способами пытаются заслужить положительное отношение. Обычно выделяются два – три ребенка, которые пользуются наибольшей популярностью – лидеры: с ними многие хотят сидеть рядом на занятиях, дружить, им охотно подражают, охотно выполняют их просьбы, уступают игрушки. Так же имеются дети, которые вовсе непопулярные среди сверстников – отверженные: с ними мало общаются, их не принимают в игры, им не хотят давать игрушки. Остальная часть детей находится между этими «полосами».

Уровень популярности ребенка среди сверстников зависит от: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности, физической силы и выносливости, и еще от множества причин. Положение ребенка в группе показывает насколько принят ребенок сверстниками, насколько реализованы или ущемлены его притязания на признание среди сверстников (9,161). Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то притязания в первую очередь отрабатываются в игре и в реальных отношениях по поводу игры. В игре потребность признания проявляется в двух планах: «быть как все» и «быть лучше, чем все». Дети ориентируются на достижения и поведение сверстников, стремление «быть как все» в определенной степени стимулирует развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня. В то же время это может привести к конформизму как личностной характеристике. Однако и стремлению «быть лучше, чем все» могут сопутствовать негативные компоненты (13).

Опираясь на исследования Кошелевой, можно подметить, что отдельные эмоциональные проявления носят некоторую устойчивость и, закрепляясь они способствуют возникновению устойчивых форм поведения. По мнению Л.И.Божович [2], эти устойчивые формы поведения составляют «основу формирования характера». Таким образом, переживание радости, которое закрепляется при определенных условиях вследствие превращается в черту характера- в жизнерадостность. При благоприятных условиях развития устойчивые отрицательные эмоциональные состояния нехарактерны для маленьких детей. При неблагоприятных у ребенка возникают устойчивые негативные эмоциональные состояния и развивается негативное эмоциональное отношение к определенным сторонам жизни или к людям. Это способствует повышенной заболеваемости в детских садах, как простудными заболеваниями, так и неврозами; так же это приводит к развитию у ребенка нежелательных черт характера (мнительность, тревожность, трусливость и т.д.). По свидетельству врачей и психологов, чаще всего к закреплению отрицательных эмоциональных состояний приводит разрушение социальных связей ребенка с окружающими людьми или приобретение этими связями уродливых, искаженных форм. Повышенная заболеваемость зависит не только от инфекций, но и от психологического климата, который в случае неблагоприятного воздействия может вызвать тяжелые переживания. Чем моложе ребенок, тем опаснее разрушения, наносимые здоровью. Дети теряют вес, у них начинается рвота или ночное недержание мочи, так же могут быть расстройства вегетативной нервной системы, истерические реакции и ночные страхи. Особенно страдают дети, у которых ослаблен организм вследствие перенесения какого-либо заболевания. Закрепившиеся отрицательные эмоциональные состояния начинают регулировать психическую деятельность и поведение ребенка нежелательным образом: приводят к отрицательным представлениям о детях в группе, к отрицанию совместной игры, недоверию, равнодушию. Более в позднем возрасте это может привести к задержке общего психического развития ребенка. Отрицательные эмоциональные состояния мешают полноценному и свободному развитию личности. А без свободы, как отметила Кошелева, нет настоящего нравственного развития [7].

В жизни дошкольника существует несколько моментов, которые могут нарушить его эмоциональное благополучие. Одним из таких периодов является посещение им детского сада. Адаптация к саду или яслям оказывается для малыша чрезвычайно трудным делом. Трудности адаптации- это прежде всего снижение эмоционального тонуса, это участившиеся простудные заболевания и даже невротические реакции у некоторых детей. Детям, которые тяжело переживают временную разлуку с родителями, знакомство с новыми людьми является трудной задачей. Педагоги считают, что степень трудности приспособления ребенка к саду во многом зависит от прошлого опыта ребенка, уровня его развития и состояния здоровья. Так же замечено, что безболезненно принимают детский сад дети, у которых дома не все так хорошо. Имеется в виду система отношений, складывающаяся между ребенком и близкими взрослыми в семье. В среде педагогов существует даже такая поговорка: «в детском саду хорошо тем, кому дома плохо». Наиболее эмоционально уязвимы при поступлении в детский сад дети с сильной привязанностью к матери и малым социальным опытом. Для них адаптация – это изнуряющий плач, отказ от всего, чем занимаются другие дети, рыдания при сборах на прогулку, подготовке к обеду. При неправильном подходе к таким детям им можно нанести тяжелую эмоциональную травму, последствия которой скажутся на всем развитии ребенка [6]. Глубокий сон, хороший аппетит, бодрое состояние – все это является показателем окончания периода адаптации.

Наиболее острые переживания детей связаны с неудачными взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми, с теми ситуациями, где ущемляется самолюбие детей и оскорбляется их чувство собственного достоинства. Это могут быть обидные действия и высказывания воспитателя, близких друзей, с которыми дети стремятся играть и с которыми постоянно конфликтуют; предпочтение, которое воспитатели оказывают другим детям; прозвища, которые дети дают друг другу, и т.п. Рассматриваемые нарушения эмоциональной жизни детей относятся к функциональным нарушениям их психической деятельности. Соответственно причины, лежащие в основе эмоционального неблагополучия, те же самые, что и в основе функциональных нарушений психической деятельности [7].

Таким образом, эмоциональное благополучие ребенка является необходимым условием развития его личности. В случае возникновения эмоционального неблагополучия у ребенка могут проявляются серьезные нарушения как в психическом, так и физическом развитии. Одной из основных причин возникновения этого неблагополучия являются неудачные взаимоотношения со сверстниками.

Приложение 12






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных