Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЗАВИСИМОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА ОТ ЛИЧНОСТНОГО СТАТУСА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ




Эмоциональное самочувствие ребенка и общее отношение к детскому саду во многом зависят от его отношений со сверстниками. Ребенок чувствует себя гораздо увереннее и спокойнее в обстановке дружеского расположения, когда он может рассчитывать на поддержку и помощь сверстников, на их участие в возможных ситуациях эмоционального комфорта или дискомфорта. Положительный эмоциональный климат в группе создают доброжелательные отношения между сверстниками [6].

Как отмечает Мухина В.С.: «общение со сверстниками – жесткая школа социальных отношений. Именно общение со сверстниками требует высокого эмоционального напряжения. «За радость общения» ребенок тратит много энергии на чувства, связанные с успехом идентификации и страданиями отчуждения» [9].

Согласно исследованиям Кошелевой А.Д. [7], наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоциональные переживания наблюдаются при неудовлетворенности ребенка отношением к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников. Острота и длительность этих переживаний свидетельствует об особой значимости для ребенка-дошкольника благополучных взаимоотношений со сверстниками. Невозможность достигнуть желаемых отношений делает для ребенка их еще более привлекательными и усугубляет его переживания, за которыми, по словам известного психолога Л.И.Божович, «лежит мир потребностей ребенка – его стремлений, желаний, намерений в их сложном переплетении между собой и в их соотношении с возможностями их удовлетворения» [2].

Неудовлетворенность ребенка взаимоотношениями с окружающими выступает в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева, оскорбленного самолюбия. В одних случаях они проявляются ярко и непосредственно – в речи, мимике, позе, движениях. С другой стороны они могут проявляться и иначе: в особой избирательности действий, поступков, отношения к другим людям. В таких случаях мотивы и эмоции ребенка легко выявить, и это может стать причиной неправильного и поверхностного суждения о причинах тех или иных поступков детей. Например, некоторые воспитатели считают равнодушными детей отстраняющихся от общих дел, а тихих детей, не мешающих им считают благополучными и при этом они не пытаются объяснить, понять поведение ребенка и часто просто оставляют его в покое [7].

Опираясь на исследования Кошелевой А.Д. можно пронаблюдать развитие зависимости эмоционального состояния детей разных возрастов от их социального окружения.

Главной особенностью межличностных отношений детей раннего возраста является то, что они только начинают складываться. В отличие от ситуативно-делового общения со взрослыми детские контакты лишены деловой цели. Поэтому сложно назвать это общение межличностным, малыши почти не реагируют на индивидуальность партнера. Можно сказать, что для детей этого возраста важно, чтобы партнер вообще был, и почти совсем не имеет значения, какой он. В исследованиях Смирновой Е.О. такое отношение к сверстнику называется пассивно-положительным. Оно имеет объективный (предметный) характер, поскольку действия и эмоции связаны с использованием отдельных действий сверстника.

Также нельзя не сказать о том, что непосредственное влияние на эмоциональное самочувствие оказывают так называемые «неполадки» взаимодействия, когда один ребенок ударил другого или отнял у него игрушку и т.п. Детям также эмоционально тяжело в группе, где много шумных, подвижных детей, где есть постоянно плачущие дети с затянувшимся периодом адаптации.

Опираясь на исследования А.Д.Кошелевой, можно выделить качества, которыми обладают популярные дети второй младшей группы (дети от трех до четырех лет).[6]

Это дети, для которых характерны: интерес к сверстнику, эмоциональная и практическая вовлеченность в его действия, преобладание положительных эмоций направленных на сверстника. Как правило общение этих детей с другими сопровождается улыбкой, взглядом в глаза, обращением по имени. Воспитатели группы характеризуют этих детей «как самых нормальных». Для таких детей характерна высокая активность в придумывании новых игр и игровых действий, определении ролей и их содержании. Они являются инициаторами приглашения в игру других детей и воспитателя, активно подхватывают действия, предложенные другими детьми.

Наблюдения Кошелевой А.Д. показали, что дети находящиеся в разряде изолированных в этой возрастной группе не кажутся ущемленными и действительно изолированными. С ними играют, общаются, им помогают. Таким образом можно сделать вывод, что для детей младшего дошкольного возраста главной составляющей предпочтения является наличие выраженных эмоционально окрашенных средств общения, средств взаимодействия. Дети предпочитают тех сверстников, которые удовлетворяют их потребность в общении. Если же какие-либо причины препятствуют такому взаимодействию, значимость партнера снижается.

В среднем дошкольном возрасте для того, чтобы ребенок был принят другими детьми, необходим высокий уровень игровой деятельности, взаимопомощи, в способности разрешить конфликт мирным путем.

В старшем дошкольном возрасте (в старшей и подготовительной группах детского сада) эмоциональное благополучие ребенка в группе сверстников зависит либо от способности организации совместной игровой деятельности, либо от успешности продуктивной деятельности, то есть в этом возрасте повышается значимость овладения различными видами деятельности. У популярных детей наблюдается высокая успешность в совместной познавательной, трудовой и игровой деятельности. Они активны, ориентированы на результат, ожидают положительной оценки. Дети с неблагоприятным положением в группе имеют низкую успешность в деятельности, которая вызывает у них отрицательные эмоции, отказ от работы.

Эмоциональные характеристики партнера в старшем дошкольном возрасте (особенно на седьмом году жизни) уже не играют такой главенствующей роли, как в младшем и среднем дошкольном возрасте. Потребность быть лучше или во всяком случае не хуже других настолько велика, что может в короткий срок изменить ребенка до неузнаваемости.

Таким образом Кошелева А.Д. в своем исследовании показала, насколько взаимосвязаны в детском саду эмоциональное благополучие ребенка и характер его взаимоотношений со сверстниками. Также автор еще раз подтвердила концепцию М.И. Лисиной о том, что примерно к четырем годам сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый.

М.Емельянова в своей работе выделила качества, значимые для высокого и низкого статуса дошкольников в коллективе сверстников.[5] Согласно этой работе для детей 3-7 лет, имеющих высокий статус в коллективе сверстников, характерны такие качества, как успешность совместной со сверстниками деятельности, высокая социальная активность(социальная инициатива и социальная исполнительность), высокий уровень игровых умений, обостренная, ярко выраженная потребность в общении и признании, физические достоинства (внешняя привлекательность, правильные черты лица, приятный голос, отсутствие дефектов в физиологическом развитии), нравственные качества, успешность в познавательной и трудовой деятельности, эмоционально-волевые качества, умение помочь и др. В свою очередь для дошкольников, имеющих низкий статус в коллективе сверстников, характерны социальная пассивность, замкнутость, эгоизм, погружение в себя, нарушение общественных норм (драчливость, грубость, агрессивность), капризность, плаксивость, склонность к жалобам на сверстников, ограниченность интересов и др. Также Емельянова М. отметила интересный факт: чтобы завоевать благоприятное положение среди сверстников, ребенку необходимо обладать многими положительными чертами; для того же, чтобы попасть в число изолированных детей, ему часто достаточно обладать одной – двумя отрицательными чертами при всем многообразии положительных качеств.

Т.А. Репина занималась исследованием вопроса о функциях детской группы. В своих исследованиях она указывает на то, что общение и совместная деятельность со сверстниками для ребенка дошкольного возраста, когда он попадает в детский сад, чрезвычайно важны. Поэтому так высоко ценятся у дошкольников качества, обеспечивающие успешность совместной деятельности. Дети дошкольного возраста стараются заслужить положительное отношение сверстников своим поведением. Именно в этом возрасте интенсивно формирующееся самосознание ребенка приводит к возникновению у него потребности в идентификации себя с образцом, более близким и доступным для сравнения и подражания, чем взрослый. Сверстник удовлетворяет требованиям этого образца. Сверстники удовлетворяют и потребность в дружеских отношениях, и в эмоциональной поддержке со стороны равных. Как отмечает Репина Т.А для эмоционального благополучия ребенка важно, чтобы он чувствовал себя равным среди других детей [11].

Итак, можно сделать вывод, что группа сверстников для ребенка – источник многих положительных эмоций. В ней дети проходят специальную тренировку во взаимодействии друг с другом. Группа помогает формированию взглядов и поведения ребенка и предоставляет ему модели для подражания, в том числе модель, соответствующую его полу. В дошкольной группе корректируется самооценка ребенка. Именно группа сверстников помогает дошкольнику адекватно оценить собственное поведение как через сравнение его с поведением других детей, так и с помощью оценок, которые дают ему сверстники.

Таким образом, эмоциональное благополучие является необходимым условием нормального физического и психического развития ребенка. Возникновение эмоционального неблагополучия, то есть отрицательного самочувствия ребенка, является серьезным нарушением здоровья ребенка. Отрицательное эмоциональное состояние может быть вызвано многими причинами. Одной и главных выступает - неудовлетворенность взаимоотношениями со сверстниками.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных