Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основы теоретической психологии 25 страница




 

учебной, бытовой, спортивной, художественной деятельности. Но автоматизации подвергается при этом не вся деятельность, а лишь отдельные ее элементы, некоторые способы употребления средств деятельности. Так, автоматизируется соблюдение орфографических правил, способы написания и соединения букв в слове, но сам процесс письма остается целенаправленным, преднамеренным действием.

 

На основе знаний и навыков складывается фонд умений человека. к умениям относится освоенная человеком система приемов сознательного построения результативного действия. "Знать" что-либо еще не значит "уметь": необходимо владеть способами превращения информации о каком-либо предмете в управляющие воздействия - "команды". В отличие от навыков, каждый из которых образован серией автоматически следующих друг за другом "команд", обусловленных знаниями человека, умения проявляются в осознанном использовании человеком определенных "команд". В результате этих "команд" нередко извлекаются весьма сложные навыки, комбинация которых ведет к достижению цели. В отличие от навыков, которые проявляются в уже знакомых человеку ситуациях, умениям соответствует более широкий класс ситуаций. Например, человек может проявлять свои умения в новых обстоятельствахдеятельности. Адекватность умений обстоятельствам, еще не встречавшимся в опыте, основана на осознанности применения человеком своих знаний и опыта действования. Но из сказанного следует, что грань между тем, что находится в поле умений, и тем, чего не умеет субъект, размыта. Каждое новое действие, ставя человека перед необходимостью приобретения нового опыта, объективно расширяет круг человеческих умений; опробование своих возможностей вновь расширяет их круг и т. д. Сферу того, что в точности умеет субъект и чего не умеет, очертить невозможно. В том случае, когда человек сам пытается это сделать, то есть определить грань междудоступным и недоступным ему в деятельности, бго активность приобретает характер безграничного самосовершенствования. Так рождается Мастер.

 

Все внутренние образующие активности - ее мотивационная, целевая, инструментальная основы - представляют собой более или менее связное целое. В сочетании с внешними проявлениями активности и ответными воздействиями среды они образуют систему. Так, про-весы целеобразования определяются мотивами, а также инструмен-^ьными условиями осуществления деятельности. Но верно и обрат-°с-Мотивация зависит от целей и средств их достижения. Справед-^вость сказанного подтверждается опытом людей, испытывающих, ° не осознающих свою потребность в чем-либо, иначе говоря, не пи-^их той цели, достижение которой равнозначно для них удовлетворению этой потребности. В этом случае мотив выступает в форме влечения. Появление цели превращает влечение в желание, в переживание: "Я хочу этого!", и оно существенно отличается от влечения уже тем, что не смешивается с другими переживаниями в данной ситуации, ощущается как импульс к действию и т. п. Наличие средств деятельности придает желанию статус осуществимости: "Я волен сделать это!" В некоторых видах деятельности, например, побуждаемых мотивом достижения, доступность средств достижения, парадоксаль^ ным образом снижаетее привлекательность, а вдругихвидахдеятел^ ности (например, предпринимательство) гарантированность дости^ жения делает его привлекательным. Очевидно также, что цели, кото^ рые избираются человеком, существенно зависят оттого, располагав ет ли человек соответствующими средствами достижения и каковк эти средства. Многообразие связей между мотивационной, целевой' и инструментальной "образующими" активности тщательно исслв-с дуются в экспериментальной психологии.;>'

 

Мы уже говорили, что деятельность человй*.

 

Внешняя оргонизация ка представляет собой единство внутренни^ активности и внешних проявлений его активности. По^'

 

следнее обычно называют поведением. -'^ Поведение можно сравнить с пантомимой, смысл которой требуйЙ расшифровки. Понять поведение - это значит мысленно восстаисвЦ вить картину внутренней динамики (помыслов, чувств, побужден^ представлений о мире, подходов и т. п.), которая скрывается зафг дом поведения и проявляется в нем. Но это становится возможн только тогда, когда наряду с собственной динамикой субъекта f сматривается и динамика его окружения, ибо не только внутри, и вне субъекта содержатся истоки и ориентиры его поведения. Пове ние человека неоднородно. В соответствии с внутренней организ цией активности в поведении (ее внешней организации) можно в) делить три основных "слоя". Один из них связан с мотивом активн ^ сти, другой - с ее целями, третий - с инструментальной основойавЙЦ тивности.

 

Целостный смысловой акт поведения. Суть данного аспекта по< дения может быть выражена посредством таких слов, как "дело", "Дв ствование", "действо", "деятельность". Так, например, в "Толков* словаре" Владимира Даля "действо" определяется как "проявлен> силы, деятельности". "Сила", о которой идет здесь речь, может б) понята как "мотив", представленный в поведении. Своеобразно.! сто, занимаемое словом "действо" в ряду слов "дело" и "действо ние". О деле спрашивают: "В чем оно состоит?", "Что собой ПР ставляет?". В отличие от него действование акцентирует не стол*

 

предметную, сколько процессуальную характеристику поведения; о действовании спрашивают: "Как оно протекает?", "В какое время осуществляется?". Белове "действо" как бы уравновешиваются предметный и процессуальный моменты. Так, говоря "совершается или творится действо", люди имеют в виду, что в разные моменты времени осуществляется что-то одно, сохраняющее себя во времени (дело), и вместе с тем нечто такое, что раскрывается, разворачивается во времени ("действование"). Имея в виду "действо", задаются вопросом "п чем его смысл?", что выражает идею целостного акта поведения, соотносимого с мотивами самого действующего. Слово это, однако, почти вышло из употребления и навряд ли может быть возрождено включением его в научный язык. Поэтому для обозначения смыслового акта поведения лучше использовать термин "деятельность".

 

Выделить в поведении то, что соответствует интересам действующего лица, - значит расшифровать поведение как деятельность. Порой это непростая задача. Так, при исследовании уровня притязаний личности было выявлено, что некоторые люди устойчиво предпочитают выбор слишком простых задач, а некоторые - слишком трудных. За видимостью различий в поведении испытуемых вырисовывается глубинная общность побуждений участников испытания: как те, так и другие одинаково стремятся избежать неудачи. Чтобы понять этот парадокс, достаточно поставить такой вопрос: "Так ли уж огорчителен для новичка проигрыш чемпиону?" В основе выбора сверхтрудных задач - не мотив достижения, а стремление избежать неудачи.

 

Особенности деятельности человека определяются не только ее мотивами, но также и окружением индивида. Так, стремление человека превосходить общепринятые образцы в разных обстоятельствах и "временах" его жизни обнаруживает себя по-разному: это может быть успех в учебе, стремление занять почетное место в кругу сверстников, добиться определенных достижений в науке, материального благополучия и т. п. Смысл деятельности - изменение отношений, существующих между субъектом и возможностями удовлетворения его потребности, предоставленными ситуацией. Подлинный ответ на вопрос: "В чем смысл данной деятельности для субъекта?" - можно поручить лишь в рамках анализа "драмы" его отношений с миром - "Роблем, разрешаемых человеком в ходе всей его жизни.

 

Деятельность - наиболее крупная единица анализа внешних проявлений активности - целостный мотивированный акт поведения. Ре-Ультатом деятельности является динамика переживаний, выражающих отношение между субъектом потребности и ее объектом.

 

Деятельность, совершаемая человеком, становится объектом пе-Р^ипаний других людей, получает этическую оценку: оценивается

 

как бескорыстная или своекорыстная, добросовестная или недобро>.! совестная, оправданная или неоправданная - словом, выступаете! ранге поступков. ^ Деятельность человека реализуется в его действиях., "1 Предметное действие (в дальнейшем - действие). Этим терминов 1 описываются процессы поведения, соответствующие целям, котор^ ' ставит субъект. Действия осознанны, ибо осознанна их цель. Осоз нан и объект, на который направлено действие. Объекты действия> это не "вещи", в собственном смысле этого слова, как фрагменты чу< ственно данной, непосредственно воспринимаемой реальности. 061 екты действия - это "вещи" как носители значений, в которых крц сталлизован совокупный человеческий опыт (А.Н. Леонтьев). Велм лист, испещренный черточками, завитушками, точками, как объви действия есть нечто большее, чем этот лист, эти черточки и завитуд ки. Это - письмо, которое пишется другу. Перед человеком, бса словно, "вещь", которая создается действием. Но в то же время -а особая вещь, не тождественная листу бумаги со следами чернил) нем. В сущности, то же письмо может быть написано карандашом> фломастером, напечатано на пишущей машине, принтере, перед факсом; вместо писчей бумаги может быть использован телеграф> бланк; сказанное в письме может быть выражено и другим образо> помощью иных слов. Объектом действия является в данном слу запись в значении личного послания. Материалы и инструментыд ствия играют здесь подчиненную роль.

 

Итак, действие есть целевой акт поведения, происходящий в П значений субъекта. Результатом действия является преобразова; или познание жизненной ситуации. В этой связи говорят о пред* но-преобразовательных и предметно-познавательных актах. В пер случае человек изменяет ситуацию согласно имеющимся у непэщ ставлениям о том, какой она должна быть. Во втором случае >t метная ситуация должна оставаться как бы нетронутой, актив> познающего субъекта имеет характер уподобления предмету. Во случаях благодаря действию достигается более тесная, более ее шенная связь человека с миром, преодолевается разобщенность м субъективной картиной мира (цели человека или его представл< о том, что есть) и реальностью.

 

Говоря о том, что объектом действия является вещь как нос* значений, подчеркивают возможность единого понимания М эффектов производимого действия. В случае затрудненности т "прочтения" действие производит впечатление абсурдного, то* глазах окружающих перестает быть собственно действием, пр^ ется, например, в бессмысленное вождение пером по бумаге.

 

2S4

 

^логических текстах, посвященных проблеме деятельности, цитируют например, такой замечательный эпизод, рассказанный Конрадом лдренцом. Известный этолог однажды водил "на прогулку" выводок ^1Т, замещая собой их мать. Для этого ему приходилось передвигаться ^ корточках и, мало того, непрерывно крякать. "Когда я вдруг взглянул вверх, - пишет К. Лоренц, - то увидел над оградой сада ряд мер-^ценно-блеаныхлиц. Группа туристов стояла за забором и со страхом таращила глаза в мою сторону. И неудивительно! Они могли видеть толстого человека с бородой, который тащился, скрючившись в виде восьмерки, вдоль луга, то и дело оглядывался через плечо и крякал, а утята, которые могли хоть как-то объяснить подобное поведение, были скрыты от глаз изумленной толпы высокой весенней травой". реакция недоумения на лицах зрителей может быть понята как свидетельство невозможности усыновить значение действия; невозможность придать или установить общепонятное в действии ведет к тому, что и глазах людей оно утрачивает признаки действия, предстает в виде случайной, бессмысленной или причудливой комбинации движений и их материальных следов.

 

Действие в составе активности является более дробной единицей ее анализа, чем деятельность; однако и оно может быть представлено 1) виде сочетания более мелких фрагментов поведения - операций.

 

Операции. Когда поведение рассматривается в его взаимосвязи с инструментальной основой деятельности, оно выступает как последовательность операций. Построение взаимодействий междусредства-ми, отвечающими цели субъекта, относится к области операций. Они сообразуются с материалом и инструментами действий, причем одно и то же действие может осуществляться с помощью совершенно непохожих друг на друга операций. Так, например, изображая один и тот же предмет, но выполняя действие пером, кистью, мелом, иглой (офорт), используют разные движения. Еще более выразительно различие в операциях, осуществляемых при игре на разных музыкальных инструментах: фортепиано, гитаре, трубе, флейте. Исполнение "Дного и того же музыкального произведения (уровень действия) ре-^У^тся посредством совершенно несходных движений (уровень граций).

 

Операции могут быть автоматизированы. Слово "автоматизация" '^Упает здесь в двух смыслах. Во-первых, это превращение опера-°^ьной части поведения в шаблонное, устранение волевого конт-" над протеканием действия. Во-вторых, возможность передачи ^ ^ процедур компьютеру. Имея в виду оба этих момента, на вопрос: Узнаваемы ли операции?" - можно ответить положительно. Од-пеобходимо пояснить, что реализация операций находится на

 

периферии сознания, пне поля внимания. Примечательно, что вслу^ чае затруднений операции выступают на передний план сознания 'и ориентиры, призванные управлять их течением, превращаются впр^ межуточные цели.;:>д

 

Итак, деятельность, действия, операции, проявляя вовне мотива^ ционные, целевые, инструментальные отношения индивида, обраэй." ют гибкую динамичную систему, соотносимую с различными обл<й стями действительности: деятельность выступает как преобразован отношений междупотребностями субъекта и возможностями их уд летворения; действия - как воссоздание и созидание новых пред тов человеческой культуры; операции - как использование сред материального и духовного освоения мира.

 

В обыденном сознании людей фиксируется в основном факт за симости внешних проявлений активности от ее внутренних обра^ ших. Существенным вкладом в разработку проблемы активности^ ловека явилось обнаружение обратной зависимости: "внутренни от "внешнего". В поле зрения психологов оказался ряд фактов,-су ственно расширяющих традиционные представления о детермина активности человека.

 

Единство внешней и внутренней организации активности

 

Феномен опредмечивания потребностей. По ностные состояния не только людей, но и ж ных могут быть конкретизированы в шИр диапазоне объектов. Так, пищевая потребносп вотных может быть зафиксирована на опреда ном виде пищи настолько жестко, что замена^ питания ведет к отказу от еды, истощению организма и гибели. В того, даже способ приема пищи, став привычным, может Bocn^el ствовать питанию. К. Лоренцу принадлежит следующее замечай ное наблюдение за птенцами сорокопутами. "Когда кто-нибуД> в комнате, птенцы склонны продолжать выпрашивание пищи,;] если они достигли того возраста, когда способны питаться самСК тельно. И вот однажды я уехал на мотоцикле на четыре дня, и в1 ние этих четырех дней молодые сорокопуты были в моей комнат<Я доставлены самим себе. Они отлично кормились самостоятелыЯ моменту моего возвращения были совершенно здоровыми, глаД и жирными. У меня в то время была важная работа, и я сидел во мя за своим письменным столом, а сорокопуты находились в' клетке и непрерывно нянчили у меня пишу. Тогда я сказа "Постыдитесь! Вы уже в течение этих четырех дней доказали-! что можете самостоятельно питаться, и я не собираюсь вас С кормить". Во вторую половину дня я обратил внимание нато,' рокопуты стали какими-то жалкими и не съели ни одного

 

Дело и том, что реакция выпрашинания пищи все еще не давала им питаться самостоятельно и они бы умерли с голоду, потому что я сидел в комнате, в то время как они продолжали бы прекрасно расти и развиваться, если бы я отсутствовал"'.

 

Имея в виду человека, следует признать, что не только способы потребления, но и сами предметы потребности производятся обществом. "До появления шоколада, - отмечал в этой связи А.Н. Ле-онтьев, - не было никакой "шоколадной" потребности". Имея в виду акт "встречи" субъекта с потенциальным объектом его потребности, говорят об опредмечивании потребности. Фиксация потребности на объекте может быть как источником роста и развития личности, так и причиной болезненных отклонений. Не вызывает сомнения, что нет никакой врожденной потребности в табаке, алкоголе, наркотиках. Подобные потребности фиксируются в индивидуальном опыте, однако их "предметы" задаются общественным производством. Примеры опредмечивания потребностей могут быть взяты также из сферы межличностных отношений. Здесь также предмет потребности может выступать источником как развития личности (когда, например, им является значимый другой человек, способный к ответному чувству), так и невротических отклонений (что бывает при неудовлетворенной любви, неотреагированной обиде и т. п.). В последнем случае иногда говорят о невротической "фиксации" на объекте.

 

Феномен опробования цели действием. Часто считают цель предшественницей действия. Менее очевидна противоположная зависимость. Между тем ее легко представить, проделав следующий мысленный эксперимент. Положим, человек впервые совершает прыжок п условиях изменения силы тяжести - "прыжок на Луне". Требуется заранее указать место, где он окажется после прыжка. Вопрос состоит в следующем: можно ли без предварительных попыток задать цель действия, то есть в данном случае положение в пространстве, которое намерен достичь субъект? На первый взгляд - да, ибо в момент дей-^ования (прыжок) он будет исходить из определенного намерения МУТИТЬСЯ в намеченном месте. Но "поставленная" таким образом ^ль", очевидно, нереалистична, такова лишь "ориентировочная" ^ь действия; подлинная цель может быть поставлена лишь тогда, °гда человек приобрел определенный опытдействования. Необхо-^о опробование цели действием (А. Н.Леонтьев). Здесь, как и вслу-^ "предмечивания потребностей", внутренний процесс целеобра-^ния опосредствуется "выходами" человека в план внешнего фун-^^Рования, опирается на опытдействования вовне.

 

^витиеребенка/Подред.А.В. Запорожца, Л.А. Венгера. М., 1968, с. 130.

 

Феномен функциональной фиксированности. При исследований.! мышления людей было показано, что многократное использование 1! какого-либо объекта как инструмента решения тех или иных пробле^Н ведет к психологическому закреплению за ним соответствующей фуц..-1 кции - "функциональной фиксированности". В так называемых за-^ дачах "на сообразительность" условия содержат ловушку: предмет>>^ ассоциируются с типичными способами их использования, адлярд>^ шения требуется найти их новое функциональное значение, нову)>^ роль. Простая задача иллюстрирует сказанное. "Вы находитесь Щ^ крыше высотного здания. У Вас в руках барометр и хронометр. Onp^l делите высоту здания". Решение: "Бросьте вниз барометр и засекимц^Д время". Барометр в этой задаче должен выступитьвнеспецифическ^й функции - просто как падающая вещь, к которой приложима фой1 мула расчета высоты по ускорению свободного падения и времещЦ' Как и в предшествующих двух случаях ("опредмечивание потребщщЙГ сти", "опробование цели действием"), явление функциональной ф1 сированности выражает зависимость внутренних факторов актив> сти от ее внешних проявлений, в данном случае: роль практически опыта в построении инструментальной основы активности.

 

Как можно было убедиться, внешние и внутренние образую активности взаимопроникают, "внутреннее" не только проявлю во "внешнем", но и формируется в нем. Активность какдеятел состояние человека есть целостность, связывающая воедино про сы, протекающие во внутреннем плане (становление мотивов, це схем действования) и в плане поведения (деятельность, действия, рации).

 

Своеобразие этой динамической системы в том, что она сама бывает в движении, объединяя в себе множество динамических явлений, обнаруживает свою собственную динамику, или, иначе воря, обладает свойством самодвижения.

 

Собственная динамика активности человека Я Самодвижение является в двух основных формах. ^ активности Одной из них являются взаимопереходы между

 

кими образующими активности, какдеятельШК действия и операции. Имеется в виду, что между мотивами, цел< ориентирами построения человеком своих взаимоотношений с) ром существуют отношения взаимопреемственности. ПримероМЯ жет служить превращение мотивов деятельности в ее цели. Так, Ю га, купленная для подготовки к экзаменам, может побудить инт* сама по себе: происходит то, что принято обозначать как "сдвИ^ тива на цель". Встречаются и противоположные превращения. То; еще недавно мотивировало активность, теряет непосредственную

 

др^дтельность, занимает положение промежуточной цели: "Было оужбой - стало службой", - писала М. Цветаева об утрате любви... ц цеди деятельности, подобно мотивам, подвержены превращениям единицы более мелкие и конкретные при автоматизации действия, ориентиры при выполнении шаблонных операций в свою очередь ^дгут возвысить свой ранг до положения промежуточных целей деятельности, если последняя сталкивается с затруднениями.

 

Другой формой проявления собственной динамики активности че-довека является "надситуативная активность" (В.А. Петровский). Феномен надситуативной активности заключает в том, что человек свободно и ответственно ставит перед собой цели, избыточные по отношению к исходным требованиям ситуации. Примером "надситуатив-ной активности" могут послужить факты из экспериментов В.И. Ас-нина, В комнате две девочки - одна школьного, другая дошкольного возраста. Старшей девочке предлагают справиться с очень простой задачей: достать предмет, лежащий посреди стола на таком расстоянии от краев, отгороженных невысоким барьером, что дотянуться до него непосредственно рукой нельзя; для этого достаточно воспользоваться здесь же лежащей палочкой. Девочка ходит вокруг стола, совершает то одну, то другую пробу, а задача все не решается... Девочка меньшего возраста сначала молча наблюдает, а потом начинает подавать совет за советом: "подпрыгнуть" (подсказка явно неудачная), "воспользоваться палочкой" (то единственное, что может спасти положение), наконец, сама берет палочку и пытается достать предмет. Однако старшая немедленно отбирает у нее это "орудие", объясняя, что достать палочкой нетрудно, что "так" всякий сможет. В этот момент в комнате появляется экспериментатор, которому испытуемая заявляет, что достать со стола предмет она не может. Интересно, что девочка игнорирует парочку, но даже если использует ее как инструментдостижения цели, то избегает условного вознаграждения (например, как бы случайно забы-^ет предмет-награду на столе). Поиск неординарного решения в этом "Римере выступает как проявление надситуативной активности-дей-^вования над порогом требований ситуации.

 

Среди проявлений надситуативной активности особое место за-"мает феномен активной неадаптивности. Его можно проиллюст-^Ровать на примере явления "бескорыстного риска" (В.А. Петровский)

 

с '^ред испытуемым была поставлена задача действовать точно и ошибочно, самостоятельно выбирая цель и стремясь, не промах-^ись, попасть в нее. Цель разрешено выбирать где угодно в пре-Q ^заданного п эксперименте пространства, в котором существует ^я зона. Случайное попадание в нее, однако, чревато наказанием. Выяснилось, что некоторые испытуемые, хотя их никто и нич1 этому, казалось бы, не побуждает, стремятся работать и непосредстд ной близости к опасной зоне, рискуя неблагоприятными последста ями любого случайного промаха. Другие же в этой ситуации не п зиоляют себе подобного риска, выбирая цели, значительно удада ные от зоны опасности. Многократные повторения и варьирован эксперимента позволили сделать вывод о выраженности у перц группы склонности к бескорыстному риску, щ

 

В последующих экспериментах было установлено, что люди 'с собные к "риску ради риска", гораздо чаще встречаются среди ц тажников-высотников, спортсменов-мотоциклистов, монтеров вь ковольтныхлиний и др. по сравнению с представителями других> фессий.

 

Экспериментально доказано также, что лица, обнаруживая способность к ситуативному риску, склонны рисковать "ради ри Однако испытуемые, не продемонстрировавшие при исследов бескорыстный риск, как правило, не рискуют в ситуации, когда,< даемый выигрыш не больше ожидаемой неудачи. Склонностью корыстному риску, которую можно обнаружить в психологическоп сперименте, то есть в результате множественных испытаний, пц ляет, таким образом, прогнозировать волевые действия людей в>в ации действительной опасности.

 

Обстоятельства жизни человека таковы, что только в редки* чаях можно гарантировать точное соответствие между целями^я рые человек преследует, и достигаемыми результатами. Строго^ ря, гарантии такого рода суть иллюзии, за которые приходится тить. Основатель экспериментальной психологии В. ВундтвкЩ ве общего закона психической жизни сформулировал закон "ПЙ гонии целей", согласно которому человек всегда достигает ч<Ц иного, чем то, что входило в его первоначальные намерения. Д расплатился один из персонажей романа М. Булгакова-БерЯЙ свою уверенность в том, что его планы осуществятся, когда ft персонаж - Воланд усомнился в прогнозах первого... Если отяЦ турпых примеров перейти к специальным исследованиям, ТСМ нится, что эффект непредсказуемости последствий действовав рактеризуется не только избыточностью, но и противополоЖ> результатов активности исходным ее мотивам. Иначе говоря,) таты активности человека неизбежно неадаптивны. "Естьбол< которой умирают все, это - жизнь" - такова бесспорная, х<У чальная истина. Не только в сфере своих витальных (жизнь)' тов с миром, но и в познании, созидании, общении, самопС человек неизбежно выходит за границы предустановленного,^

 

яет последствия, озадачивающие его несовпадением с первоначальный побуждениями. Отсюда и принцип "недеяния", принятый в ряде восточных учений. Иной подход заключается в том, что человек "олне сознательно ("ответственно и свободно") ставит перед собой цели с непредрешенным исходом; более того, постановка такой цели мотивирована самой возможностью промаха. В этом случае, как ни парадоксально, человек ощущает себя подлинным субъектом происходящего, хотя успех достижения цели не гарантирован. Такова суть "активной неадаптивности", один из примеров которой был приведен выше.

 

Глава 11. Категория общения

 

Как и все метапсихологические категории, "общение" выступает в качестве междисциплинарного предмета познания, к которому обращены многие другие науки: лингвистика (и в особенности психолингвистика), информатика, герменевтика, педагогика и др. Это в значительной степени объясняет многоплановый характер категории общения.

 

Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются меж-дулюдьми в их общественной жизни.

 

Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология.

 

Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношений - это углубленное изучение различных социальных фактов.

 

Всякое производство предполагает объединение людей. Но ника-^ человеческая общность не может осуществлять полноценную со-^тнуюдеятельность, если небудетустановлен контактмеждулюдь-' ^ нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное ^"мопонимание.

 

^ "так, общение - это многоплановый процесс развития контактов ^У^юдьми, порождаемый мотивами совместной деятельности.

 

оЩение включает в себя обмен информацией между участника-р^^стной деятельности (коммуникативная сторона общения). ug °Р^ сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен "^о словами, но и действиями.

 

Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие 0611 Ю1ЦИМИСЯ друг друга.

 

Таким образом, в едином процессе общения можно условно вы лить три стороны: коммуникативную (передача информации), иц рактивную (взаимодействие) и, наконец, перцептивную (взаимов приятие).

 

Понимание общения как производство) Общение как щего, объединяющего людей в процессе) обмен информацией взаимодействия и совместной деятельное!






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных