Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конструктивный этап




Приступить к подготовке урока рекомендуется с прогно­стического анализа содержания, стоящего за темой урока. Главный аспект — выявление возможностей использования известных концепций психологии учения и обучения (про­блемное обучение, теория планомерного формирования ум­ственных действий, теория учебной задачи, представления о совместных формах учебной деятельности и др.). Нужна ак­тивная мыслительная работа по выявлению развивающего потенциала предстоящего урока. Достижению этой цели помогут предлагаемые ниже ориентиры. Важно подчеркнуть, что при выборе того или иного ориентира в качестве основы в про­цессе разработки урока следует руководствоваться соображе­ниями о его уместности применительно к данной теме, пла­нируемым видам работы школьников, целям педагога, про­гнозируемым результатам.

При подготовке развивающего урока важно обдумать следующие вопросы.

1. Какими могут быть цели урока с точки зрения изве­стных направлений психологии учения и обучения?

Они могут предполагать лишь репродуктивные формы усвоения понятий.

Можно создать такие условия, чтобы усвоение понятий осуществлялось на основе специальной организации опреде­ленных умственных действий школьников.

Усвоение понятий может происходить в эвристических формах мышления (эвристическая беседа, создание проблем­ных ситуаций, решение нестандартных задач и др.).

Если в содержании урока предполагается практическая или лабораторная работа, то какие формы активизации мышления при этом уместны?

2. Как я буду способствовать принятию учащимися це­лей урока?

Сформулирую цели урока лишь для себя, не посвящая учащихся в их содержание.

Проинформирую школьников о целях урока.

Проведу обсуждение с ними целей урока.

Логически подведу учащихся к тому, чтобы они сами сформулировали цели урока.

Создам условия, чтобы учащиеся сформулировали цели в разрешении проблемной ситуации.

3. Как я буду ставить и реализовывать на уроке развивающие задачи?

Осуществлю наблюдение и анализ того, как и какие компоненты учебной деятельности формирует учитель с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Выберу из предложенной таблицы (приложение 1)одну из развивающих задач, которая является' наиболее значимой в данной учебной ситуации. Сформулировать задачу и обосновать ее выбор.

Отражу в конспекте урока пошаговую реализацию развивающей задачи.

Сформулирую вывод о достижении или недостижении намеченной задачи (с установлением причин этого) и намечу пути дальнейшей работы в этом направлении.

4. Может быть, содержанием урока можно содейство­вать развитию мотивов учения?

Широких познавательных мотивов (например, в разре­шении предметной проблемной ситуации, проведении эври­стической беседы, решении нестандартных задач).

Учебно-познавательных мотивов (через анализ учащими­ся собственных ошибок и затруднений, освоение ими обще­го способа решения класса задач, развитие действия контро­ля и др.).

Мотивов сотрудничества (в совместных формах учебной активности, организации дискуссий и др.).

Мотивов достижения (проведение контроля с выставле­нием отметок, поощрение успехов учащихся, организация форм работы, предполагающих соревнование между ними,

и др.).

5. Имеется ли какой-нибудь потенциал для развития учебной самостоятельности учащихся, умения учиться?

Осознание школьниками мыслительных действий и их последовательности в ходе работы с учебным материа­лом.

Овладение учащимися приемом умственной деятельнос­ти, общим способом решения класса задач, его использова­нием в новых условиях.

Введение их в ситуацию организации собственной актив­ности, развитие опыта принятия решений относительно ор­ганизации собственной учебной деятельности.

Формирование опыта совместной учебной деятельности. Индивидуализация работы учащихся на уроке с учетом их фактической подготовленности, различного отношения к изучению предмета. Осознание школьниками структуры учебной деятельности.

6. Могу ли я предвидеть ошибки и затруднения, с кото­рыми встретятся учащиеся? Могу ли предусмотреть наиболее уместные с моей стороны действия? Если да, то, как повести себя в различных ситуациях?

Не придавать ошибке особого значения. Указать на ошибку.

Не только указать, но и прокомментировать затруднение или ошибку, поправить учащегося.

Помочь ему самому обнаружить ошибку, раскрыть при­чины ошибки или затруднения.

Использовать возникающую ошибку или затруднение для инициирования умственной активности всего класса.

7. Как построить педагогическое общение в организации умственной активности учащихся?

Думаю, что моя позиция будет монологической по отно­шению к классу.

Я намерен культивировать диалогические, партнерские от­ношения. Я настроен на то, чтобы быть внимательным к высказываниям школьников, акцентировать их мысли, вы­ражать удовлетворение их успехами, обращаться к их мне­нию, сочувствовать им в трудных ситуациях, быть тактич­ным в реагировании на неудачи и недоработки, а в случае необходимости осуществить психологически грамотное дис­циплинирующее воздействие.

У меня определенно есть проблемы в общении с этим классом, поэтому я должен предусмотреть решение некото­рой коммуникативной задачи, а также быть готовым к не­ожиданностям.

 

 

Возможно, что некоторые позиции схемы в своей абстрактной формулировке вызовут определен­ные затруднения. Поэтому дадим некоторые пояснения.

Усвоение понятий на основе организации соответст­вующих умственных действий. В соответствии с теорией планомерного усвоения действий и понятий1 полноценное усвоение понятия происходит только в том случае, если выделяются и осваиваются умственные действия, лежащие в его основе. Ученик может выучить определение понятия и стихийно, методом проб и ошибок применять его. Чтобы этого не происходило, в логическом определении выделя­ются признаки, на которые нужно обязательно ориентироваться.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных