ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Конструктивный этапПриступить к подготовке урока рекомендуется с прогностического анализа содержания, стоящего за темой урока. Главный аспект — выявление возможностей использования известных концепций психологии учения и обучения (проблемное обучение, теория планомерного формирования умственных действий, теория учебной задачи, представления о совместных формах учебной деятельности и др.). Нужна активная мыслительная работа по выявлению развивающего потенциала предстоящего урока. Достижению этой цели помогут предлагаемые ниже ориентиры. Важно подчеркнуть, что при выборе того или иного ориентира в качестве основы в процессе разработки урока следует руководствоваться соображениями о его уместности применительно к данной теме, планируемым видам работы школьников, целям педагога, прогнозируемым результатам. При подготовке развивающего урока важно обдумать следующие вопросы. 1. Какими могут быть цели урока с точки зрения известных направлений психологии учения и обучения? Они могут предполагать лишь репродуктивные формы усвоения понятий. Можно создать такие условия, чтобы усвоение понятий осуществлялось на основе специальной организации определенных умственных действий школьников. Усвоение понятий может происходить в эвристических формах мышления (эвристическая беседа, создание проблемных ситуаций, решение нестандартных задач и др.). Если в содержании урока предполагается практическая или лабораторная работа, то какие формы активизации мышления при этом уместны? 2. Как я буду способствовать принятию учащимися целей урока? Сформулирую цели урока лишь для себя, не посвящая учащихся в их содержание. Проинформирую школьников о целях урока. Проведу обсуждение с ними целей урока. Логически подведу учащихся к тому, чтобы они сами сформулировали цели урока. Создам условия, чтобы учащиеся сформулировали цели в разрешении проблемной ситуации. 3. Как я буду ставить и реализовывать на уроке развивающие задачи? Осуществлю наблюдение и анализ того, как и какие компоненты учебной деятельности формирует учитель с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Выберу из предложенной таблицы (приложение 1)одну из развивающих задач, которая является' наиболее значимой в данной учебной ситуации. Сформулировать задачу и обосновать ее выбор. Отражу в конспекте урока пошаговую реализацию развивающей задачи. Сформулирую вывод о достижении или недостижении намеченной задачи (с установлением причин этого) и намечу пути дальнейшей работы в этом направлении. 4. Может быть, содержанием урока можно содействовать развитию мотивов учения? Широких познавательных мотивов (например, в разрешении предметной проблемной ситуации, проведении эвристической беседы, решении нестандартных задач). Учебно-познавательных мотивов (через анализ учащимися собственных ошибок и затруднений, освоение ими общего способа решения класса задач, развитие действия контроля и др.). Мотивов сотрудничества (в совместных формах учебной активности, организации дискуссий и др.). Мотивов достижения (проведение контроля с выставлением отметок, поощрение успехов учащихся, организация форм работы, предполагающих соревнование между ними, и др.). 5. Имеется ли какой-нибудь потенциал для развития учебной самостоятельности учащихся, умения учиться? Осознание школьниками мыслительных действий и их последовательности в ходе работы с учебным материалом. Овладение учащимися приемом умственной деятельности, общим способом решения класса задач, его использованием в новых условиях. Введение их в ситуацию организации собственной активности, развитие опыта принятия решений относительно организации собственной учебной деятельности. Формирование опыта совместной учебной деятельности. Индивидуализация работы учащихся на уроке с учетом их фактической подготовленности, различного отношения к изучению предмета. Осознание школьниками структуры учебной деятельности. 6. Могу ли я предвидеть ошибки и затруднения, с которыми встретятся учащиеся? Могу ли предусмотреть наиболее уместные с моей стороны действия? Если да, то, как повести себя в различных ситуациях? Не придавать ошибке особого значения. Указать на ошибку. Не только указать, но и прокомментировать затруднение или ошибку, поправить учащегося. Помочь ему самому обнаружить ошибку, раскрыть причины ошибки или затруднения. Использовать возникающую ошибку или затруднение для инициирования умственной активности всего класса. 7. Как построить педагогическое общение в организации умственной активности учащихся? Думаю, что моя позиция будет монологической по отношению к классу. Я намерен культивировать диалогические, партнерские отношения. Я настроен на то, чтобы быть внимательным к высказываниям школьников, акцентировать их мысли, выражать удовлетворение их успехами, обращаться к их мнению, сочувствовать им в трудных ситуациях, быть тактичным в реагировании на неудачи и недоработки, а в случае необходимости осуществить психологически грамотное дисциплинирующее воздействие. У меня определенно есть проблемы в общении с этим классом, поэтому я должен предусмотреть решение некоторой коммуникативной задачи, а также быть готовым к неожиданностям.
Возможно, что некоторые позиции схемы в своей абстрактной формулировке вызовут определенные затруднения. Поэтому дадим некоторые пояснения. Усвоение понятий на основе организации соответствующих умственных действий. В соответствии с теорией планомерного усвоения действий и понятий1 полноценное усвоение понятия происходит только в том случае, если выделяются и осваиваются умственные действия, лежащие в его основе. Ученик может выучить определение понятия и стихийно, методом проб и ошибок применять его. Чтобы этого не происходило, в логическом определении выделяются признаки, на которые нужно обязательно ориентироваться. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|