ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Крест» с исходящими от центра лучами — это символ солнца, света, тепла, значит, всего хорошего, доброго, полезного.А раз хорошее, доброе, полезное разносится на лучах «солнечного креста», то концы этих лучей можно оформить всевозможными другими символами доброго, хорошего, полезного, и к тому же направить их в определенную (нужную) сторону. Таким образом, «крест» (свастичный) — это символ добрых, хороших, полезных стихий и бесконечного движения. Крест» — это символ лучшего творения Бога — человека, родителя, защитника. Аа значит, крест — это оберег и покровитель. Крест» — это обозначение Божественной «разумной субстанции», где взаимопроникают дух и плоть, проявленные на земле местом молитвенника-алтаря. Крест» — это центр всего происходящего, это символ круговорота и преемственности событий. «Крест» — это символ уничтожения «зла» и рождения «добра», это символ победы «света» над «тьмой», это символ перерождения. Именно последнее из перечисленных представлений креста легло в основу ритуала легендарных предков осетин со времен изобретения меча, когда крест символизировался вонзанием «небесного» меча-духа в плоть (в деревянную площадку или, со временем, просто в землю). Меч — «Мудрость и свет», поражающий тьму невежества, был единственным походным алтарем и «лицом» первых истинных рыцарей, пока существовал скифо-сармато-аланский мир. С этим же мечем-крестом-светом «дети дракона» вошли в Европу и положили начало созданию знаменитого европейского рыцарства. Вместе с воодружением меча «непревзойденные наездники» несли по миру и массу других всевозможных изображений креста. Различные образы креста были излюбленными амулетами и оберегами скифов, сарматов и алан; крестами расшивалась одежда кочевников и знаменитые знамена-драконы; крестами оформлялись оружие и доспехи воинов. Без символического изображения креста не обходилось ни одно ритуальное действие или обряд, которые и через многие годы сохранились у прямых наследников мудрой идеологии Нартов. До сих пор осетин молится, держа бокал, рог или чашу в руке и приподнимая локоть кверху (крест изображается вертикальной линией бокала и горизонтально выставленным локтем). Крестообразно разрезаются ритуальные пироги, а в величественнейшем из народных танцев «Симде» крест, как зарождение, исполняется пересечением мужского и женского рядов танцующих. И, наконец, крест символизирует все осетинские алтари-кувандоны, где горизонтальной линией обозначается каменная площадка или сама земля (плоть). А вертикальной линией обозначается каменная стела (дух). Мы перечислили множество осетинских представлений креста, чтобы сделать несколько твердых и принципиальных выводов. Первое. «Крест» был изобретен задолго до христианства прямыми предками осетин и является главным осетинским идеологическим символом. Второе. «Крест» напрямую связан с осетинским храмом-святыней‑ Молитвенником «дзуаром» и представляет полную идейную расшифровку «дзуара». Ии потому понятием «дзуар» древние мудрецы обозначили, в первую очередь, сам символ «Крест», а на ритуальные строения, святые места и т. д. название «дзуар» — крест распространилось как образное обозначение. Третье. Исходя из всего сказанного о «дзуар-кресте», мы с уверенностью утверждаем, что понятие «дзуар» является, безусловно, осетинского происхождения и было заимствовано у прямых предков осетин горно-грузинскими и северокавказскими
Племенами (народами) еще в дохристианский период с почти одинаковым звучанием: «джвари» (груз.), «адзар-джьуар» (абхазский), «джор» (черкесский), «дзор» (кабардинский), «зор» (балкарский), «дзхарг» (ингушский) и т. д. Если дело обстоит так, то распространение «дзуара»-креста по обеим сторонам Кавказского хребта должно было произойти задолго до возникновения христианства, когда предки осетин были много сильнее всех своих соседей и имели достойную для подражания, развитую религиозную систему. Кроме того, допускается мысль о том, что развитие у разных горских племен религиозных систем с идейным центром «джвари»—«дзор»—«адзар» (и т. д.) происходило путем ассимиляции носителей древней идеологии, прибывающими и оседающими на Кавказе различными народообразованиями. И на самом деле, на примере горно-грузинских племен (более всех других соседей осетин соблюдающих дохристианские традиции) мы можем определить множество обрядов и культовых принадлежностей, безусловно, заимствованных (или наследованных) у прямых предков осетин. Начнем с того, что наряду с «джварами» у горных грузин известно другое название дохристианских культовых сооружений- строений, так называемых, «хати», где, как и в первом случае, используется специальный тайный жреческий язык — «джварт ена» (у осетин, как известно, этот тайный-сакральный язык имеет свое название: «хатиаг æвзаг» -хатиагский или хатайский язык). Далее, в «джвари»-«хати» от празднования к празднованию хранятся основные ритуальные принадлежности. Это, прежде всего, — знамя святилища или общественное воинское знамя «дроша» (у осетин — «тырыса»), это — священное пиво-«луди» (у осетин — «æлутон»), это — священная чаша-«коши» (у осетин одна из разновидностей пивных чаш — «куыси»). Во время празднования какого-нибудь «джвари» — «хати» торжественно выносилось знамя «дроша» (осетинское — «тырыса»), и под звуки музыкального инструмента-«пандури» (осетинское — «фæндыр») с вознесением чаши-«коши» (осетинское — «куыcи»), наполненной пивом-«луди» (осетинское — «æлутон»), местный сказитель-«кадаги» (осетинское «кадæггæнæг») воспевал гимн, посвященный Но более всего примечательно идеологическое содержание празднования «джвари»-«хати», где явно прослеживается воспитательная основа дохристианского культа грузинских горцев (во время обрядовой выпивки — «восхваления древних героев чашами» — «сельское воинство» предавалось воспоминаниям о минувших днях и делах, беседовали о геройствах представителей той или иной фамилии и медленно пили. Кто-либо из старших вставал со своего места, брал пандури и в конце стола, встав на одно колено, начинал играть и петь старинную песню про геройства предков той или иной фамилии, представители которой присутствовали на пире. Все молча слушали его, попивая пиво. Когда певец доходил до середины песенного текста, из-за стола приподнимался другой «чашедержатель», перехватывал песню и, держа в руке наполненную пивом чашу, медленно шел к лицу, стоявшему на [одном] колене. Последний прекращал пение, но продолжал играть на пандури, аккомпанируя «чашедержателю», который, подойдя к нему вплотную и распевая песню, подносил к его губам свою чашу и поил священным напитком). (Бардавелидзе В. В., ДРВ и ОГИГП, стр. 71) Мы видим не только благородные воспитательные основы кавказских древних святилищ, разобранные нами ранее более подробно на примере «школы-Реком»-а, но и красочное гипнотическое оформление ритуальных процессов как песней-гимном-сказанием, так и культовыми принадлежностями, среди которых главное место занимают знамена — «дроша» у восточных грузинских горцев- хевсуров, мохевцев, гудомакарцев, пшавов — и знамена — «леми» у западных грузинских горцев — сванов. Восточно-грузинские знамена — «дроша» представляли собой шесты с прикрепленными к нему четырехугольными платками так, что «…при вертикальном положении знамени оно имело вид схематического изображения дерева с опущенными вниз ветками… Это впечатление усиливается украшениями знамени: колокольчик, а также копье, по-видимому, были некогда символами голоса неба, небесного грома, а шарик с крестом, А раз так, то и название знамени — «дроша» должно было обозначать некое дерево. Таким деревом у восточных грузин, в первую очередь, у пшавов и хевсур, выступает чинар — «алва» («алвис хе»). Соответственно, «…на языке богов знамя называлось «алвис тани» (стан чинара)…» (Бардавелидзе В. В., ДРВ и ОГИГП, стр. 63). Но «алва» («алвис хе») никак не вяжется с «дроша». Зато у осетин знамя — «тырыса» вполне вероятно вяжется с деревом чинар — «тæрс» («тæрс бæлас»). Таким образом, основной атрибут кавказских святилищ — «дзуар»-ов — «джвари» знамя — «тырыса» — «дроша» является символом «дзуара» — «джвари» — «Ммирового дерева» и, возможно, происходит от осетинского обозначения одного из священных на Кавказе деревьев чинара — «тæрс» или «тæрс бæлас». Другой вид знамени известен у западногрузинских горцев-сванов под названием «лем». «Это знамя по типу, как справедливо указывает К. В. Тревер, относится к драконовидным штандартам, засвидетельствованным во II в. до н. э. у парфян, скифов, сарматов, в III в. — у римлян и в IV в. — у сасанидских царей». (Бардавелидзе В. В., ДРВ и ОГИГП, стр. 242).
Там же мы узнаем, что знамя «лем» означает «лев», с чем не согласны сваны. «По распространенному верованию сванов и по их преданиям, изображенное на знамени животное не лев, а волк; он называется львом в знак того, что волк силен и победоносен, как лев» (В. В. Бардавелидзе, ДРВ и ОГИГП, стр. 44). Зачем понадобилось «возвеличивать» и без того достаточно величественный у сванов культ волка? Тем более, что волк по многим качествам не уступает и даже превосходит льва (относительно своей массы тела), например, в организованности и отваге. Не стали же осетины, чеченцы и другие кавказские горцы, у которых культ волка не менее популярен, «возвеличивать» волка до льва. Скорее всего, утвердившееся представление о знамени («лем»), как о льве, сложилось от простого созвучия — сванского обозначения знамени и грузинского По нашему же мнению, название «леми» должно представлять образ того существа, которым это существо было у народа, его изобретшего. Предполагается заимствование драконообразного знамени «Леми» у сарматов, то есть, у предков осетин. Значит, похожее на «Леми» название обозначало когда-то у предков осетин волка-дракона или собаку-дракона. Исторические события сложились так, что вместе с уходом из «Великих Степей» «непревзойденных наездников» перестали существовать на арийских просторах и первые в мире знамена-драконы. Но образ этих, наводивших когда-то на врагов ужас, кошмар и страх, драконов-знамен должен был сохраниться в легендах наследников скифо-сармато-аланских земель. И, действительно, облик знамени-дракона отразился в мифологии южных славян в образе «ламя» — чудовища с телом змеи и собачьей головой (!) (Мифы народов мира, стр. 36). Таким образом, выясняется, что сваны сохранили до наших дней не только облик первых знамен-драконов, но и название этих знамен (во всяком случае, «Леми-Ламя-Аллами-Æлæм» могло быть обозначением одного из драконов, а именно «дракона-волка-собаки»). Что же до самих изобретателей драконообразных знамен, то своеобразная змееподобная форма знамени отразилась у осетин в поминальном обряде в виде «æлæма» («илæна») — креста «из скрещенных жердей, с нитями, на которые нанизываются пряники, фрукты, грецкие орехи и конфеты» (В. И. Абаев, ИЭСОЯ, стр.125). Такие своеобразные значки-флаги «æлæм»-ы проносили всадники, скачущие вокруг селения или из одного селения в другое. «Æлæм» как знамя, значок, флаг известно у многих народов (арабское, персидское — «алам», турецкое — «алеем», грузинское — «алами» и т. д.). Предположение о том, что «алам» арабского происхождения, — необоснованная декларация (В. А. Абаев, ИЭСОЯ, стр. 126).Думается, что «алам»-«ламя»-«леми»-«æлæм», символизирующий волка-собаку-дракона, изображение которого широко распространено в раскопках Тли- культуры. Здесь во всем богатстве символики «крест» выступает как центральный, главенствующий образ. Особо это видно на бронзовых диадемах Тлийского могильника, где «крест» (чаще в круге) является центральной кресты (особенно «свастичные») присутствуют на большинстве топоров «кобанского» типа. В наименьшем количестве «кресты» представляются всевозможными булавками, привесками и т. д.В последующем, с появлением железа, «кресты» не только продолжают оставаться основной символикой на Центральном Кавказе, но и увеличивают и без того богатое разнообразие форм. Практически во всех вскрытых погребениях скифо-сармато-аланской
поры находятся всевозможные «проявления» «креста», из которых преобладают солярные амулеты в виде креста в кольце (вариант — «крест» с внутренним и наружным кольцом), солярно-зооморфные фибулы и подвески в виде крестов с соколиными головками, серьги, подвески и булавки в виде равносторонних крестов и так далее и тому подобное (В. Б. Ковалевская «Хронология древностей северокавказских алан. Аланы: история и культура», стр. 123-179).Многочисленными крестами, фактически в продолжение всего средневековья, оформляются большинство культовых сооружений, склепы и башни, арки и дома. В основном, кресты изображаются равносторонними, и по месту их расположения в сооружениях (на торцах и углах домов, а также над проемами, входами и вокруг них) представляются как «кресты-обереги», хранители (культовые сооружения с. Ногкау Кобийской Котловины; склепы с. Верхний Мизур, с. Сахаггата, с. Дуадонастау Алагирского ущелья и т. д.).Особый интерес вызывает святилище «Рагъ Уастырджи» («рагъ»-хребет) близ села Верхний Цей, где на торцах всех бревен сруба были вырезаны равносторонние кресты (во время реставрации этого святилища «кресты», из-за недостаточной изученности на момент
реставрации символосодержащих элементов в оформлении культовых сооружений, были упущены — дело поправимое). Несомненно, последними примерами определяется обязательное явление в культовом оформлении осетинских строений символосодержащих элементов в виде «крестов», ошибочно до сих пор принимаемое некоторыми исследователями как влияние христианства. С выявлением непрерывности представления культа «дзуар»-а-креста во все времена существования Осетии возникает вопрос: если в верованиях осетин «дзуар»-крест занимает наиважнейшее место, то не могли ли предки осетин увековечить «дзуар»-крест, обозначив его отдельным молитвенником, а еще вернее, центральным алтарем всего храмового комплекса? Именно так и случилось в период расцвета знаний и культовой идеологии далеких предков осетин, когда в центре главного ритуального действия «танца‑молитвы», поляны «Симды фæз», стали возводиться монолитные каменные «дзуар»-ы-кресты. Рассмотрим один из таких памятников-крестов, долгое время остававшихся необъяснимыми в науке. Речь идет о «Зылын цырт» (дословно — кривой памятник), находящемся около селения Заманкул. В свое время учеными выдвигались разные версии о происхождении памятника, но ни одна из них не привязывалась к осетинской культовой архитектуре. И это понятно, так как изучением происхождения древних молитвенников Кавказа как возможных источников идеологии предков осетин никто вплотную не занимался. И поэтому «Зылын цырт» рассматривался как памятник, «принесенный» на северный Кавказ вместе с распространением христианства не ранее X века. Предполагалось, что «крест-памятник походов русских времен Тьмутаракани…» (Г. Кусов, «Поиски краеведа», стр. 13) или «памятник знатному христианину» (имеется в виду Тверской князь Михаил Ярославович) (Г. Кусов, «Поиски краеведа», стр. 15). Предполагалось также, что «заманкульский крест» — придорожный памятник V века (Ф. И. Горепекин и Е. Г. Пчелина, там же, стр.15). В любом случае, «Зылын цырт» относили к «периоду расцвета христианства у алан». Но, во-первых, идея «креста» в христианстве окончательно укрепилась лишь в VII веке (ранними христианскими символами были агнец, рыбы, осел, но не крест. («Мифы народов мира», стр. 13). «Другой аргумент дает археологическая иконография: в ранних христианских изображениях не встречается образ распятого Иисуса
— он появляется не раньше VIII века» (С. А. Токарев, «Религия в истории народов мира. Христианство», стр. 479) [предполагается, что Иисус был распят не на кресте, а на римской перекладине для казней]. Значит, если «Зылын цырт» V века, то он уже не христианский памятник. Во-вторых, в археологических раскопках 1970 года у «Зылын цырт» были обнаружены кремниевые предметы насельников среднего палеолита, бронзовые подвески из курганов, обломки керамики эпохи Золотой Орды, несколько аланских городищ… И ни одного предмета, свидетельствующего о присутствии здесь русского войска. В-третьих, если бы крест «Зылын цырт» был придорожным памятником, то он бы был расположен на одном из окрестных обзорных холмов, но никак не в ложбине. Так что же это за «крест»? Ложбина («Симды фæз»), холмы вокруг, с которых можно лицезреть за происходящим, стратегическое место (во всех смыслах), присутствие рядом аланских городищ и, самое интересное, на одном из рядом стоящих холмов найдены фундаменты культового сооружения (предположение о том, что сооружение — христианская церковь, строилось на основании ориентировки строения по сторонам света, но точно так же ориентированы осетинские храмы‑хранилища), — все перечисленное предполагает представление креста «Зылын цырт» как древнего скифо-сармато-аланского алтаря — «дзуар»-а-креста». Ярким подтверждением принадлежности «Зылын цырт» к культовой идеологии предков осетин является «Тарский крест», вытесанный из известняка в форме скифского меча- «фаринка» и водруженный на искусственном невысоком овальном холме (длиной около 30 м), расположенном на заросшей густым лесом, просторной ложбине близ высохшего водохранилища. Если представить местность, на которой расположен тарский «дзуар» -крест, без леса и мысленно освободить прилегающую территорию от возведенных дамб водохранилища, то перед нами предстанет классическая ритуальная поляна «Симды фæз» в центре с алтарем-«дзуар»—ом — крестом и возвышающимся вокруг обширного «Симды фæз», подобно амфитеатру, зрительским холмом. Уж этот «крест», расположенный в отдельной Тарской котловине, ни с каким придорожным памятником спутать невозможно. Бесспорным подтверждением нашему убеждению в том, что «дзуар»-ы-кресты» были когда-то древними алтарями предков осетин, является золотая пластина из коллекции Романовича (Большая Цимбалка, IV в. до н.э.). На этой пластине изображен не только монументальный «дзуар»-«крест», но и его ритуальное (или одно из ритуальных) предназначение. На правом «плече» креста висит священный меч-«фаринк», а на левом
— не менее священный атрибут, символизирующий связь с Богом, лук и колчан со стрелами. Можно предположить, что на время празднования какого-либо «дзуар»-а, несколько дней или недель, «крест» «нес на себе» священные меч и лук со стрелами. В момент какого-либо ритуального действия «священное оружие» снималось (например, меч-«фаринк») для совершения некоего обряда (например, для вонзания меча в искусственный холм посохов или хвороста), а затем вешалось на «плечи» «креста» обратно. Значение золотой пластины из Большой Цимбалки еще предстоит оценить, так как она доказывает происхождение каменных крестов, расположенных на равнинах, предгорьях и в горах Северного и Центрального Кавказа, задолго до возникновения христианства. Так, Преградненский «крест», «крест» у реки Хулхулау, «крест» у чеченского аула Нехлой (Г. Кусов, «Поиски краеведа», стр. 12), а также многочисленные «кресты» Трусовского ущелья, Кобийской котловины и т. д. представлялись ранее из-за надписей на латыни и грузинском языке как христианские «кресты». Мы можем предположить, что всевозможные надписи на крестах были результатом вторичного использования крестов. Например, на огромном кресте близ сел. Ногкау в Кобийской котловине, между строками грузинского письма, явно выбитого в более позднее время, прослеживается другое письмо — так называемый «арамейский дукт» (надо сказать, что имеется достаточный материал, утверждающий существование древнего письма у предков осетин уже в I тысячелетии до н. э. [Г. Ф. Турчанинов. «Памятники письма и языка народов Кавказа и Восточной Европы». «Наука», Ленинград, 1971 г.]). Далее, вполне возможным становится присутствие на Кавказе и, может быть, за его пределами массы не каменных — деревянных скифо-сармато-аланских «крестов». И становится реальным предположение о заимствовании таких «крестов» по всему Еевразийскому миру именно с территории Кавказа. И самое главное, «крест», считавшийся в науке символом, «принесенным» на Кавказ с распространением христианства, некогда «сбивавший» реальные даты происхождения того или иного памятника старины и в результате сокращавший период его происхождения, сегодня представляется Тли-Кобано-скифо-сармато-аланским «дзуар»-ом‑крестом и, может
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|