ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Анализ организации и её потребности в изменениях.Понять сильные качества и слабости организации, ее клиентов и конкурентов, ее структуру, элементы этой структуры и то, как организация взаимодействует с окружающей средой, необходимо прежде, чем начинать перемены. Эти предварительные оценки дают менеджеру возможность системного восприятия проблемы, что поможет ему сформировать более точные представления о потребностях и ограничениях. Кроме того, такая «ранняя диагностика» обычно подсказывает, что понадобится целый комплекс взаимосвязанных изменений. Такой анализ дает более ясное понимание причин изменений, возможность спланировать их по времени и определить основные сферы, в которых нужны изменения. Эта информация, в свою очередь, дает возможность сделать следующее: выработать концепцию изменений, найти для них спонсоров и подготовить план реализации изменений. Постоянный и вдумчивый анализ особенно важен, потому что у каждой организации есть своя специфика, и план изменений должен ее учитывать. Во время драматических перемен абсолютно необходимо, чтобы ваш портфель заказчиков включал значительную долю компаний «с переднего края» — людей, которые преследуют завтрашние черты превосходства уже сегодня. Но заимствование программы изменений, которая была успешно реализована в другой компании, можно сравнить с решением принимать то же лекарство, что принимает ваш сосед, не поставив диагноз и не убедившись, что у вас, действительно, та же самая болезнь. В этом случае после приема лекарства вы можете почувствовать себя еще хуже. К несчастью, не все компании принимают это во внимание. Так, одна многонациональная телекоммуникационная корпорация приняла решение, что все ее подразделения должны осуществлять одну и ту же программу изменений, несмотря на то, что подразделения были очень разными: среди них были и заводы, выпускающие сверхсовременную электронику, и фабрики по производству электрического кабеля. Не было сделано никаких попыток адаптировать эту программу, учитывая специфику потребностей различных подразделений и отличия работающего в них персонала. Поэтому не удивительно, что программа не принесла успеха. Более того, из-за внедрения этой программы пришлось закрыть одну из фирм, входящих в корпорацию, которая очень нуждалась в переменах, но не абстрактных, а учитывающих ее специфику. Один из важных аспектов первоначальной диагностики — это рассмотрение взаимосвязи между видом перемен (постепенные перемены или радикальная трансформация), степенью ожидаемого сопротивления и основными параметрами стратегии внедрения. Если следует провести существенные перемены и можно ожидать достаточно сильного сопротивления им, необходима директивная, авторитарная стратегия реализации этих изменений (рис. 4). В другом случае, напротив, успех может принести стратегия сотрудничества и участия.
Рис. 4. Типология стратегий перемен и условий для их применения.
Таким образом, менеджерам следует учитывать, во-первых, внутренние и внешние факторы, побуждающие к переменам, а во-вторых, возможное сопротивление, которое может привести к провалу программы изменений. Иными словами, прежде всего следует разобраться, каковы основные доводы в пользу перемен и факторы, делающие их необходимыми, и каковы основные барьеры на пути перемен. Можно попросить менеджеров компаний, готовящих программу изменений, заполнить бланк анализа «силового поля перемен» (рис. 5), чтобы идентифицировать силы, как способствующие изменениям, так и препятствующие им. Рис. 5. Бланк для анализа силового поля.
Проще говоря, если силы, препятствующие переменам, «перевешивают» силы, способствующие им, цель вряд ли может быть достигнута. Каждый из факторов можно исследовать, определить его «вес», влияние, а также то, можно ли его усилить (если это способствует программе изменений) или ослабить (если препятствует). Это полезно в двух отношениях: во-первых, помогает идентифицировать факторы, позитивно и негативно влияющие на перемены, а во-вторых, запланировать меры, которые помогут преодолеть сопротивление и усилить поддержку программы перемен. Поскольку изменения все в большей степени становятся не исключением и «разовым действием», а элементом обычной жизни компаний, анализ, о котором шла речь выше, становится перманентным процессом, который никогда не заканчивается. Менеджеры не должны успокаиваться, предположив, что организация достигла стабильности. И сами компании, и среда, в которой они действуют, постоянно меняются, поэтому те, кто управляет изменениями, должны неустанно проверять и пересматривать свои предположения. Нужно подчеркнуть два момента: 1) Убедиться в том, что к мысли о необходимости перемен пришло как можно больше людей. Даже если это совершенно очевидно для вас, этого недостаточно, поскольку очень часто тот, кто планирует перемены, необоснованно предполагает, что его выводы несомненны и будут приняты другими без возражений. 2) В сегодняшних организациях существует множество причин для изменений, поэтому задача описанной выше диагностики - не просто обнаружить новые основания для перемен, но систематизировать как старые, давно известные, так и новые, и расставить приоритеты. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|