ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Общее видение и направление действий.После того как всем стали ясны причины необходимости перемен, встает следующий вопрос: «А что будет результатом перемен?» Хорошо, если представления о «желательном будущем» обсуждались во время общей дискуссии. В и дение будущего — это образ того, чего должна достичь организация или какой она должна стать. Когда это видение выражается в лозунге или выступлении, оно может мотивировать организацию, чтобы она вышла за пределы своего обычного уровня функционирования и сплотилась, перестраиваясь на новый образ мышления, способ работы и общения. Видение позволяет представить многомерную программу перемен как понятную для сотрудников организации цель. Оно объясняет, почему необходимы перемены, внедрять которые подчас очень трудно. Лидеры обязаны наделить видением всех в организации. Видение должно быть таким, чтобы играть на струнах души талантливых и успешных людей. Лидеры должны соединить людей разных культур и наций. Внутри и снаружи организации. Видение — сила. «Человек — это то, во что он верит», — утверждал А. П. Чехов. Если на первой стадиидиагностики в поле зрения чаще всего попадают «отталкивающие» факторы, объясняющие, почему нужно отказаться от прошлого, то видение раскрывает «притягивающие» факторы. Таким образом, рождается желание не только отказаться от устаревшего, но и приблизить более привлекательное будущее. И концепция, лежащая в основе видения, и то, как она представлена сотрудникам организации, влияют на восприятие перемен. Например, если видение — это точка зрения только одного человека, не отражающая мнения и потребности организации в целом, оно может оказаться слабым средством мотивации. Кроме того, видение может быть более значимым, если соотносится с широким контекстом. Определяя свое видение и направление действий, компаниям следует учитывать внешнюю среду, в которой они работают, включая точки зрения клиентов и конкурентов. Это последнее замечание очень важно. Бывает так, что компания настолько сконцентрирует свои усилия на удовлетворении интересов различных фракций внутри организации, что выработанное видение и цели будут игнорировать внешнюю среду и рынок. Например, одна большая корпорация, выпускающая электронику, после покупки другой компании была настолько поглощена созданием атмосферы справедливости во взаимоотношениях старых и новых сотрудников, т.е. тем, чтобы в объединенной компании старая и новая ее части были в равном положении, что упустила самое важное — то, как объединенная компания будет обслуживать клиентов. Такие организации по поведению напоминают леммингов: подобно этим мигрирующим грызунам, они сплоченными рядами, храбро и с энтузиазмом маршируют к пропасти. Выработка видения, как и анализ, перестала быть событием, которое происходит минимум раз в десятилетие. Видение — это не увековеченные в камне скрижали, и оно не может раз и навсегда решить проблемы мотивации и направления действий. У компании может быть одновременно несколько видений или разные видения в разных подразделениях. Кроме того, видение может меняться в ходе реализации программы изменений. Как и многие другие аспекты процесса перемен, видение работает наиболее эффективно, когда регулярно подвергается анализу и приводится в соответствие с эволюцией организации. Хотя, если видение меняется слишком часто, это может снизить мотивацию и лояльность членов организации. Ознакомьтесь с взглядом на Web-нирвану, предложенным журналом RedHerring: «Когда сотрудник Джо в компании Х запускает Интернет, он попадает на ее домашнюю страницу. Там он общается со всем сообществом компании Х - потребителями, сотрудниками, дистрибьюторами, поставщиками, производителями, консультантами. Портал напоминает собой Mу Yahoo для компании Х и связан с сетями тех, кто хоть как-то ассоциирован с компанией Х... Основной трюк в том, что сотрудник Джо, бизнес-партнеры и потребители не обязаны находиться на рабочем месте. Они подключаются с помощью мобильных телефонов, карманных компьютеров, пейджеров или через домашние системы». Беда в том, что большинство традиционных компаний от этого очень далеки. Фактически, многие компании начинают заново окапываться как раз в тот момент, когда они могли бы оказаться впереди своих более застенчивых конкурентов. Камень преткновения: подобное видение требует, чтобы мы доверяли сотруднику Джо при его доступе к информационным активам всей «цепи поставок», обычно же компании не доверяют Джо в 9,95 случаях из 10. Особенно трудная проблема для организаций, проводящих изменения, — наследие прежних видений, которые были не реализованы, отвергнуты или проигнорированы. В такой ситуации сотрудники настроены цинично и до них очень трудно «достучаться». В этом случае нередко нужен новый руководитель и новые смелые действия, чтобы вдохнуть энергию в прежнее видение или предложить новое. Когда доверие подорвано, вернуть его очень трудно. Убедить работников организации в истинности видения, «продать» им его — задача сложная, требующая активных действий со стороны влиятельных членов организации. Самые передовые компании сегодня ставят перед собой заведомо трудновыполнимые задачи - задачи, которые заставляют людей задуматься о том, что казалось им невыполнимым. В Toshiba такой задачей было создание видеомагнитофона из половины комплектующих за полсрока и за полцены. Такие задачи должны быть общими, оставаться на генеральном уровне. Вы не говорите экспертам, как это делать, вы просто бросаете им вызов, предлагая добиться, казалось бы, невозможного. Сделать это не просто. Такие цели не только труднодостижимы, их сложно даже сформулировать, потому что у нас в сознании существуют психологические барьеры. Многие знают, что сегодня мы делаем нашу работу не идеально, но мы действительно верим, что близки к оптимальному решению. Нелегко ставить задачи, которые на первый взгляд кажутся глупыми и недостижимыми. Специалист в вопросах управления Чарльз Хэнди рассказал историю о Ford Motors, которая столкнулась с подобной проблемой, когда они решили уволить 100 человек в отделе дебиторской задолженности. Поднялся невероятный шум: мы едва справляемся с этой работой, когда нас 500, как же мы будем ее выполнять, когда нас останется только 400? На это ушло некоторое время, но, в конце концов, все было сделано. Некоторое время спустя компания провела сравнительный анализ, в котором попыталась сравнить себя с японским производителем автомобилей Mazda. Для Ford'a было большим сюрпризом, что Mazda имеет в аналогичном отделе только 5 человек. Ford'y пришлось переосмыслить все принципы, на которых строятся его операции. В конце концов, удалась сократиться с 400 человек до 100. Почему Ford не поставил себе такую цель с самого начала? Ответ -психологический барьер. В рамках существующей системы такие изменения кажутся невероятными. Для самозащиты мы запираемся в определенной логике. Чтобы действительно осуществлять преобразования, надо переосмыслить исходные предположения и освободиться от логики прошлого. Нам нужно то, что Конусуке Матсушита обычно называл "мозги, которые не липнут".
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|