ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Освобождение от прошлого.Том Питерс в своей книге «Представьте себе!» сказал: «Лелейте непостоянство, лелейте взлёты, лелейте неучтивых коллег (потребителей, поставщиков, сотрудников)... лелейте разрушение!» Еще в 40-х годах психолог Курт Левин описывал организационные изменения как трехэтапный процесс, состоящий из «размораживания», «изменения» и нового «замораживания». Эта модель все еще работает с некоторыми уточнениями. Для того чтобы измениться, организация сначала должна разморозитьсвои установки, структуры и системы, так чтобы их было можно перестроить. Другими словами, она должна освободиться от своего прошлого. Словами Тома Питерса: «Мы стремимся «повысить результативность офисной работы» тут и там. Вместо этого мы должны уничтожить бюрократические процессы и бюрократические структуры — и построить их заново, на новой основе». Однако этот процесс может идти по-разному, тем более что он связан с различными рисками. Некоторые компании тратят месяцы, и даже годы, подготавливая своих сотрудников к переменам, вызывая у них неудовлетворенность прежними способами работы и продвигая новое видение будущего компании. Такая подготовительная стадия используется для того, чтобы изменения не были неожиданными, слишком резкими, чтобы их легче было принять. Логика такова: если работники хорошо понимают недостатки старой модели работы организации, им будет легче принять новую модель. К несчастью, если подготовка идет слишком неспешно и не возникает никаких противоречий, может случиться так, что организацию не удастся убедить в необходимости перемен, и она вернется к прежней модели деятельности. Процесс перемен, кроме того, может оказаться слишком медленным для того, чтобы организация сохранила конкурентоспособность и выжила. Другая крайность — это организации, которые так резко рвут с прошлым, что их работники не успевают адаптироваться и перемены приносят им только разочарование. Классический пример такой ситуации — вы пришли утром на работу и обнаружили, что рабочие места и столы многих сотрудников оказались в других отделах, рабочие обязанности коренным образом поменялись, а новая схема организационной структуры не имеет ничего общего с прежней. Такие неожиданные и необъяснимые сдвиги порождают у работников недоумение и сомнения в своей значимости, они начинают «вычислять», чем им лично все это угрожает, а о потенциальных благах перемен никто не задумывается. В идеальном случае обе эти крайности неприемлемы. Сотрудники понимают, что некоторые способы работы и традиции стали неэффективны и от них нужно отказаться, но в то же время находят опору в привычных способах работы, которые можно и нужно сохранить. Например, при слиянии двух компьютерных компаний новый генеральный директор решил создать компанию с «новым лицом», которая радикально бы отличалась от своих предшественников; Однако «местнические тенденции» в старых компаниях были очень сильны. Для того чтобы помочь рядовым сотрудникам и руководителям освободиться от прошлого, был создан архив, в который были торжественно отправлены и выставлены на всеобщее обозрение образцы прежней продукции, логотипы и другие экспонаты обеих «родительских» компаний. После этого работники сообщили, что им легче стало принимать новое. Сравните это с поступком Эла Данлэпа (он активно скупал компании в 90-х годах и перепродавал их затем по частям, за свою жесткость и безжалостность получил прозвище «бензопила» (chainsaw-Dunlap)), который после покупки компании Scott Paper в первые же дни презрительно приказал выбросить все витрины с трофеями и реликвиями этой компании. Он намеренно оскорбил тех, кто гордился прошлым компании и ценил его, посчитав, что в свете ее сегодняшних трудностей старые заслуги не имеют никакого значения. Сегодня, когда темп и сложность перемен постоянно растут, менеджерам становится труднее помогать работникам избавляться от прошлого. Люди сегодня жалуются, что их рабочие обязанности слишком часто меняются и порой непонятно, что собой представляет то прошлое, от которого нужно избавиться. Другими словами, вместо того, чтобы получить возможность «вновь заморозить»систему, как предусматривала «формула Левина», им приходится проводить новые изменения, когда прежние перемены еще не устоялись. Одна из главных трудностей для менеджера — помочь работникам осознать потребность в постоянных изменениях, не разрушая прежних достижений и помогая им справиться с напряженностью и неопределенностью, которые в современном мире испытывают многие. Цитата из книги «Творческое разрушение» Дика Фостера и Сары Каплан: «Трудность кроется во врожденном конфликте между необходимостью... контролировать текущие операции и потребностью... создавать такую среду, в которой бы новые идеи расцветали, а старые умирали в положенный срок... Мы уверены, что большинство корпораций не сможет работать так же или лучше, чем рынок в целом, если только не откажутся от предположения о бессмертии». Вернемся к анализу Фостера-Каплан. Единственная компания из списка Forbes 100, что за период в 86 лет была лучше, чем рынок в целом, это GЕ, а GЕ — одна из самых крупных и предрасположенных к приобретениям компаний. Ирония в том, что GЕ также и, безусловно, самая разобщенная из всех гигантских компаний. Не беспорядочная, а именно разобщенная. GЕ была основана под знаменем предпринимательского духа Эдисона, и каким-то образом ей удалось сохранить этот дух. Джеку Уэлчу досталась великая и непокорная организация. В 1981 году, когда Уэлч начал свою долгую и яркую карьеру на посту СЕО, в GЕ было очень много бюрократии. В то же время большое число новаторов были счастливы и производительны вне досягаемости этой бюрократии. GЕ — это саморазрушающаяся компания. Она всегда была такой. И гений Уэлча в том, что он повел ее дальше в том же направлении. Том Питерс сказал: «Как мне видится, те немногие конгломераты, которые выжили, были очень хороши… в саморазрушении». Как правило, просто нет времени на «улучшения». Делайте выбор. «Улучшать» или «разрушить и перестроить». Австрийскому экономисту Джозефу Шумпетеру принадлежит знаменитая фраза о том, что экономический успех является следствием «вспышки творческого разрушения».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|