ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
СЮЖЕТЫ ОБ АДАМЕ И ЕВЕ В СЛАВЯНСКИХ АПОКРИФАХ И В ФОЛЬКЛОРЕ 6 страница70. Талмуд Вавилонский. Варшава. 1863-1876 (иврит): трактаты Шаббат, Эрубин, Берахот - Т.2., 1876; трактаты Бава Батра, Авода Зара - Т.8, 1867; трактат Авот де рабби Натан - Т.9, 1868 (иврит) 71. Таргум Онкелос // Пятикнижие Моисеево с библейско-талудической энциклопедии "Торе-Тмимо". Сост. Эпштейн Б.М. Вильна: типография вдовы и братьев Ромм, 1902 (иврит) 72. Эпштейн Б. (ред.). Мидраш Танхума. Житомир, 1898. (иврит) СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 73. "Вечные сюжеты" русской литературы: "Блудный сын" и другие: [Докл. конф., дек. 1995 г.] / Отв. ред. Е. К. Ромодановская, В. И. Тюпа. - Новосибирск: Ин-т филологии, 1996. 74. А.И. Алиева, Л.А. Астафьева, В.М. Гацак, Б.П. Кирдан, И.В. Пухов. Опыт системно-аналитического исследования исторической поэтики народных песен // Фольклор. Поэтическая система. М.: Наука, 1977. С. 42 – 105. 75. Аверинцев С.С. Адам Кадмон // Мифы народов мира в 2т. Т.1. М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 43-44 76. Аверинцев С.С. Греческая "литература" и ближневосточная "словесность" (Противостояние и встреча двух творческих принципов) // Типология и взаимосвязь литератур древнего мира. М.1971. - С. 206 - 266. 77. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977. 78. Аверинцев С.С., М.Л. Андреева, Гаспаров М.Л., Гринцер П.А. и Михайлов А.В. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. - М.: Наследие, 1994. С. 3 - 38. 79. Алексеев А..А. Русско-еврейские литературные связи до 15 века // Jews and Slavs. vol.1. Jerusalem, 1993. P.44-75. 80. Алексеев А.А. Текстология славянской Библии. РАН, Пушкинский Дом. СПб. 1999. 81. Амусин И.Д. Кумранская община. М.: Издательство академии наук СССР, 1983 82. Амусин И.Д. Рукописи Мертвого моря. М.: Издательство академии наук СССР, 1961. 83. Андреев Н.П. Указатель сказочных сюжетов по системе А. Аарне. Л., 1929. 84. Антропология религиозности: Альманах "Канун". СПб., 1998. Вып. 4. 85. Архипов А.А. Голубиная книга: Wort und Sache. // Механизмы культуры. М.: Наука, 1990. С. 68-98. 86. Архипов А.А. К истолкованию названия "Голубиная книга" // Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора. М., 1988. Ред. кол. Иванов Вяч. Вс. и др. С. 174-177. 87. Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. Пер. с нем. А.В. Михайлова. М., Прогресс, 1976. 88. Барац Б. Повести и сказания древнерусской письменности, имеющие отношение к евреям и еврейству. Отдельный оттиск из журнала "Киевская старина". Киев, 1906. 89. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М. 1975. 90. Белова О.В. Книга в традиционной культуре славян. // Книга в пространстве культуры. Тезисы научной конференции. М. 1995, С. 8-10. 91. Беляев М.В. Книги небесные. (Апокрифические видения и закон первообразов) // Известия Бакинского государственного университета, №1, 2-ой полутом (Гуманитарные науки). Баку 1921. С. 217-257. 92. Борисов А.Я. К вопросу о восточных элементах в древнерусской литературе. // Палестинский сборник №29 (92). 93. Бройтман С.Н. Историческая поэтика. Учебное пособие. М., 2001. 94. Бялик Х.Н. "Галаха и Агада"// Галаха, Агада и Этика. Иерусалим. 1980, С. 3-19. 95. Велльгаузен Ю. Введение в историю Израиля. СПб. 1909. 96. Веселовский А.Н. Дуалистические поверья о мироздании / Разыскания в области русского духовного стиха. Вып. 5, том XI, СПб., 1889. 97. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л. 1940; М. 1989. 98. Веселовский А.Н. Разыскания в области русского духовного стиха. IV. Сон о дереве в Повести града Иерусалима и стихе о Голубиной книге // Приложение к XI-ому тому Записок Имп. Академии наук. Спб., 1881, №4. С. 1 – 72. 99. Веселовский А.Н. Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине. Спб. 1872. 100. Власова М. Русские суеверия. СПб.: Азбука – Классика. 2001. 101. Георгиева А. Етиологичните легенди в българския фолклор. Университетско издательство. София. 1990 102. Гринцер П.А. Древнеиндийский эпос. М. 1974. 103. Гринцер П.А. Эпос древнего мира // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. М. 1971. С. 203-205 104. Димитрова-Маринова Дм. Богомильская космогония в древнеславянской литературной традиции // От Бытия к Исходу. Отражение библейских сюжетов в славянской и еврейской народной культуре. Сборник статей. М., 1998, С. 38-58; 105. Дьяконов И.М. Праотец Адам // Восток, №1, 1992. С. 52 - 54. 106. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. Л.: Наука, Ленингр. отделение, 1979 107. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977. 108. Захарова О.В. Былины. Поэтика сюжета. Петрозав. гос. ун-т. - Петрозаводск: Изд-во Петрозав. ун-та, 1997. 109. Зелинский Ф. Из жизни идей. 3-е изд. СПб., 1916. 110. Зелинский Ф.Ф. „H„p„{„Ђ„~ „‡„‚„Ђ„~„Ђ„|„Ђ„s„y„‰„u„ѓ„{„Ђ„z „~„u„ѓ„Ђ„r„}„u„ѓ„„„y„}„Ђ„ѓ„„„y „y „{„Ђ„}„Ѓ„Ђ„x„y„€„y„‘ „I„|„y„p„t„Ќ // ѓґѓџѓЇѓ§ѓ°ѓ±ѓҐѓЇѓ§ѓџ. „R„q„Ђ„‚„~„y„{ „ѓ„„„p„„„u„z „Ѓ„Ђ „†„111. Иванов В. В. Об одном типе архаичных знаков искусства и пиктографии // Ранние формы искусства. С. 122 – 139. 112. Иванов В.В. Антропогонические мифы // Мифы народов мира в 2т. Т.1. М.: Советская энциклопедия, 1987. С.87-89 113. Иванов Й. Богомилски книги и легенди. София, 1925. 114. Кабакова Г.И. Адам и Ева в легендах восточных славян. // Живая Старина, №2, 1999, С. 2.-4 115. Каган М.Д. Апокриф о Адаме и Еве // Словарь книжников и книжности Древней Руси. 2-ая половина XIV - XVI в. Ч.1. Л., 1988. С. 47 - 51. 116. Концепт греха в славянской и еврейской культурной традиции. Сборник статей. Вып. 5. М.: Пробел, 2000. 117. Кораблев С.П. Этнографический и географический очерк г. Каргополя, Архангельск, 1993. 118. Крамер С. История начинается в Шумере. М. 1991. С. 152, 231; С.Г. Хук. Мифология Ближнего Востока. С. 102. 119. Криничная Н.А. Указатель типов, мотивов и основных элементов преданий. Петрозаводск, 1990. 120. Кузнецова В.С. Дуалистические легенды о сотворении мира в восточнославянской фольклорной традиции. Новосибирск, 1998. 121. Лафарг П. Миф об Адаме и Еве. СПб. 1906. С. 8-9. 122. Левинтон Г.А. К проблеме изучения повествовательного фольклора // Типологические исследования по фольклору. Сборник статей в память В.Я, Проппа. М., 1975. С.307-308. 123. Литературное произведение: сюжет и мотив: Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1999. (Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы / Рос. акад. наук. Сиб. отд-ние. Ин-т филологии; Вып. 3). 124. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон, Аристотель, Москва, 1993 125. Лотман Ю.М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3т. Таллин: Александра, 1992.Т.1. С. 224 - 243. 126. Марков А.В. Повесть о Волоте и ея отношение к повести о св. граде Иерусалиме и к стиху о Голубиной книге. СПб. 1913. 127. Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы / Рос. акад. наук. Сиб. отд-ние. Ин-т филологии. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1998 128. Материалы конференции "Мифология и повседневность" /Сост. К.А.Богданов, А.А.Панченко. СПб., 1999. 129. Международная конференция. Сотворение мира и начало истории в апокрифической и фольклорной традиции. Тезисы докладов. М. 1995. 130. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтку эпоса и романа. М., 1986. 131. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Издательская фирма "Восточная литература",1995. 132. Мелетинский Е.М. Семантическая организация мифологического повествования и проблема создания семиотического указателя мотивов и сюжетов // Текст и культура. Труды по знаковым системам. Вып. 16. Тарту, 1983. С. 117. 133. Мещерский Н.А Апокрифы в древней славянско-русской письменности (ветхозаветные апокрифы) // Методическое пособие по описанию славянско-русских рукописей для сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. Вып.2, ч.1, М., 1976. С. 168-187 134. Мещерский Н.А. К истории текста Славянской книги Еноха (Следы памятников Кумрана в Византийской и старославянской литературе/ Византийский временник, т.24. М. 1964. С. 92-108 135. Милитарев А.Ю. К праобразу идеи человечества в книге Бытия // От Бытия к Исходу. Отражение библейских сюжетов в славянской и еврейской народной культуре. Сборник статей. М., 1998, С. 11-20 136. Мильков В.В. Древнерусские апокрифы. Издательство Русского Христианского гуманитарного института. СПб., 1999. 137. Мочульский В. Историко-литературный анализ стиха о Голубиной книге. Варшава. 1887. 138. Мочульский В. Следы народной Библии. Одесса. 1893. 139. От Бытия к Исходу. Отражение библейских сюжетов в славянской и еврейской народной культуре. Сборник статей. Академическая серия. Вып. 2. - М.: ГЕОС, 1998 140. От сюжета к мотиву: Материалы к "Слов. сюжетов и мотивов рус. лит." / РАН, Сиб. отд-ние, Ин-т филологии; Отв. ред. В. И. Тюпа. - Новосибирск: Ин-т филологии, 1996. 141. Панченко А.А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб., 1998. 142. Паунова Е.В. Легенды Астраханских липован. // Живая старина №2. М. 1998. С. 41-43. 143. Петрухин В.Я. Древо Жизни. // Живая старина, №1 (13). М. 1997. С. 8-10. 144. Пиотровский М.Б. Адам // Мифы народов мира в 2т. Т.1. М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 39-43. 145. Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Казань, 1878 146. Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях. По рукописям Соловецкой библиотеки. Спб., 1890 147. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М.: Высшая школа, 1990. 148. Происхождение Библии (Из истории библейской критики). Ветхий завет. М., 1964. 149. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Ленинград. Издательство Ленинградского университета, 1946 150. Пропп В.Я. Кумулятивная сказка // Фольклор и действительность. М. 1998. С. 251 - 268. 151. Пропп В.Я. Морфология сказки. Ленинград: Аcademia, 1928 152. Путилов Б.Н. Мотив как сюжетообразующий элемент // Типологические исследования по фольклору. Сборник статей в память В.Я. Проппа. М., 1975. С. 141-155. 153. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. Спб. 1994 154. Пыпин А.Н. Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских. Спб., 1857. 155. Радченко К.Ф. Этюды по богомильству. Народные космогонические легенды славян в их отношении к богомильству // Известия Отд. русск. яз. и словесности имп. Акад. наук. Т.15, 1910. Кн. 4. С. 73-131. 156. Роль традиции в литературной жизни эпохи: Сюжеты и мотивы / Рос. АН, Сиб. отд-ние, Ин-т филологии; Отв. ред. Е. К. Ромодановская, Ю. В. Шатин. - Новосибирск: Ин-т филологии, 1995. 157. Савельева О.А. Структурные особенности Краткой и Пространной редакции "Плача Адама" // Исследования по истории общественного сознания эпохи феодализма в России. Новосибирск, 1984 158. Священное Писание в народных пересказах. Пред. Е.В. Кулешова, подгот. текстов Е. Даньковой и К. Маслинского // Живая старина, №2, 1999. С. 45-46. 159. Сергеев В.Н. Духовный стих "Плач Адама" на иконе. // ТОДРЛ. XXVI, Л., 1971. 160. Силантьев И.В. Сюжет как фактор жанрообразования в средневековой русской литературе / Отв. ред. Е. К. Ромодановская, Ю. В. Шатин; РАН, Сиб. отд-ние, Ин-т филологии. - Новосибирск: Изд-во НИИ мат.-информ. основ обучения Новосиб. гос. ун-та, 1996. 161. Силантьев И.В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике: Очерк историографии; Отв. ред. Е. К. Ромодановская; Ин-т филологии Сиб. отд-ния Рос. акад. наук. - Новосибирск: ИДМИ, 1999. 162. Сравнительный указатель сюжетов: Восточнославянская сказка. Сост. Л.Г. Бараг, И.П. Березовский, К.П. Кабашников, Н.В. Новиков. Л., 1979. 163. Стеблин – Каменский М.И. Миф. Л.: изд-во Наука, 1976 164. Тамарченко Н.Д. Мотив преступления и наказания в русской литературе (введение в проблему) // Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературе: Сюжет и мотив в контексте традиции. Новосибирск, 1998. С. 40-44. 165. Тамарченко Н.Д. Принцип кумуляции в истории сюжета (К постановке проблемы) // Целостность произведения как проблема исторической поэтики. Кемерово, 1986. С.47-54. 166. Тантлевский И. Р. История и идеология Кумранской общины. СПб.: Центр "Петербургское Востоковедение", 1994 167. Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М. 2000. 168. Толстая С.М. О нескольких ветхозаветных мотивах в славянской народной традиции // От Бытия к Исходу. Отражение библейских сюжетов в славянской и еврейской народной культуре. Сборник статей. М., 1998, С. 21-37 169. Топоров В. Н. Первочеловек// Энциклопедия Мифы народов мира. М. 1980 Т.2, С. 300-302. 170. Топоров В.Н. "Голубиная книга" и "к плоти": состав мира и его распад // Этнолингвистика текстаю Семиотика малых форм фольклора. М. 1987. С. 169-174. 171. Топоров В.Н. Имена // Мифы народов мира. Т.1. М., 1997. С. 508 – 510. 172. Топоров В.Н. К происхождению некоторых поэтических символов. Палеолитическая эпоха // Ранние формы искусства. Сборник статей. М., 1972. С. 78 – 89. 173. Топоров В.Н. Космогонические мифы // Мифы народов мира в 2т. Т.2. М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 6-9. 174. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. Избранное. М.: Изд. группа Прогресс-Культура, 1995 175. Тренчен-Вальдапфель И. Общественный фон для двух мифов об Адаме // Происхождение Библии. М. 1964. С. 541 – 559. 176. Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. М.: Наука, 1979 177. Тынянов Ю.Н. Литературный факт. М.: Высшая школа, 1993 178. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977 179. Тюпа В.И. Тезисы к проекту словаря мотивов // Дискурс - 2'96. Новосибирск, 1996. С. 52-55. 180. Тюпа В.И. Фазы мирового археосюжета как историческое ядро словаря мотивов // От сюжета к мотиву. 1996. С.16- 24. 181. Урбах Э.Э. Мудрецы Талмуда. Библиотека Алия. 1991. 182. Фрай Н. Анатомия критики. Очерк первый // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX – XX вв. Сост. и ред. Косиков Г.К.: Изд. МГУ, М.,1987. С.232 - 263. 183. Франк-Каменецкий И. Адам и Пуруша в иудейской и индийской космогонии // Сборник памяти профессора Марра Н.Я. (1864 - 1934) М.-Л. 1938.- С. 458 - 472. 184. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: "Восточная литература" РАН, 1998. 185. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра: Период античной литературы. Л., 1936. 186. Фрейденберг О.М. Сюжетная семантика "Одиссеи" // Язык и литература. Т. 4. Л., 1929. 187. Хук С.Г. Мифология Ближнего Востока. М. 1991. 188. Шатин Ю.В. Муж, жена и любовник: семантическое древо сюжета // Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы, Новосибирск, 1998. С. 56-63. 189. Шенар А. Миф о сотворении Евы (Бытие, гл.2) // От Бытия к Исходу. Отражение библейских сюжетов в славянской и еврейской народной культуре. Сборник статей. М.,1998, С. 79-90. 190. Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. М. 1987. С. 91-95. 191. Шифман И.Ш. Древняя Финикия – мифология и история // Финикийская мифология. СПб.1999. С. 185 – 324. 192. Шкловский В. Б. О теории прозы. М. 1983. 193. Элиаде М. Священное и мирское // Миф о вечном возвращении. М.: Ладомир, 2000. С. 268 – 282. 194. A Synopsis of the Books of Adam and Eve. Ed. by G.A. Anderson and M.E. Stone. Scholars Press, Atlanta, Georgia.1999. 195. A Walk in the Garden. Biblical, Iconographical and Literary Images of Eden. Ed. by P. Morris and D. Sawyer. Sheffield. 199 196. Alter R. The Art of Biblical Narrative. Basic books, inc., Publishers. New York. 1981. 197. Anderson G.A. and Stone M.E. A synopsis of the Books of Adam and Eve, Atlanta, 1994. 198. Baumgarten A. I. Mith and Midrash: Genesis 9:20-29 // ed. by S. Neusner. Christ, Judaism and other Greco-Roman cult. III, Judaism before 70. P. 55-71. 199. Biblical figures outside the Bible / ed. by Stone M. and Bergren T. Trinity Press International, 1998 200. Blidstein G. In the Rabbis' Garden. Adam and Eve in the Midrash. Jerusalem. 1997. 201. Boyarin D. Carnal Israel. Reading Sex in Talmudic culture. University of California Press, Berkeley, Los Angeles, Oxford. 1993 202. Boyarin D. Intertextuality and the reading of Midrash. Indiana University Press, 1990 203. Cassuto U. A Commentary on the Book of Genesis. Part I. From Adam to Noah. Jerusalem, The Magnus Press. 1961. 204. Cassuto U. The Israel Epic // Biblical and Oriental Studies II. Magnes Press, Jerusalem. 1975. P. 69-109. Translated by I. Abrahams; 205. Cohen Jeremy. Original Sin as the Evil Inclination – a polemicist’s Appreciation of Human Nature. Harvard Theological Review, 1980. №73. 3-4. P. 495 – 520. 206. Cohon Samuel S. Original Sin. // Hebrew Union College Annual. Vol. XXI, Cincinnati, 1948. P. 275 – 331. 207. Evans J.M. Paradise Lost and the Genesis tradition. Oxford, 1968 208. Eve and Adam: Jewish, Christian and Muslim readings on Genesis and Gender. Indiana University Press, 1999. 209. Finesinger Sol. The Custom of Looking at the fingernails at the outgoing of the Shabbath // Beauty in Holiness. Studies in Jewish Customs and ceremonial Art. Ed.by J. Gutmann. 1970. Pp. 262 – 283. 210. Fishbane M. Text and Texture: Close Reading of Selected Biblical Texts. New York, Schocken Books, 1979. 211. Frenkel J. The Structures of Talmudic Legens // Studies in Aggadah and Jewish Folklore. Jerusalem, 1983. 212. Friedman R. E. Who Wrote the Bible? Publishing House Harper and Row. 1989. 213. Frye N. Myth and Metaphor: Selected Essays, 1974-1988. Charlottesvillе; London: University Press of Virginia, 1991. XVII 214. Frye N. The Great Code: The Bible and Literature. New York and London, 1982. 215. Gunkel H. Schopfung und Chaos in Urzeit und Endzeit. Gottingen, 1895 216. Gunkel H. Legends of Genesis: The Biblical Saga and History. Trans. By W.R. Carruth. New York. 1964. 217. Gunn D.M., Fewell D.N. Narrative in the Hebrew Bible. Oxford University Press. 1993 218. Hasan-Rokem G. Rikmat hayim: ha-yetsirah ha-`amamit be-sifrut Hazal: midrash ha-agadah ha-Erets-Yisre'eli - Ekhah rabah: Tel Aviv: `Am `oved, 1996 (иврит) 219. Jastrow M. Dictionary of the Targumim, Talmud Babli, Yerushalmi and Mishnaic literature. NY, The Judaica Press, INC, 1996. 220. Kugel J.L. and Greer R.A. Early Biblical interpretation. Philadelphia, 1986. 221. Kugel J.L. In Potiphar’s House. The Interpretive Life of Biblical Texts. Harvard University Press, 1990. 222. Kugel J.L. Traditions of the Bible. A Guide to the Bible As It Was at the start of the Common Era. Harvard University Press, 1998 223. Kushelevsky R. Studies on Themes and Motifs in Literature. Moses and the Angel of Death. V. 4, Peter Land, 1997. 224. Levison John R. Portraits of Adam in Early Judaism. From Sirach to 2 Baruch. Journal for the Study of the Pseudepigrapha. Supplement Series 1. 1988. JSOT Press. Sheffield. 225. Levy S. Jewish Conceptions of Original Sin. // Jew’s College Jubilee Volume. London. Luzac & co. 1906. P. 211 - 222. 226. Lieberman S. Hellenism in Jewish Palestine. New York, 1962. 227. Literature on Adam and Eve. Collected Essays. Ed. by G. Anderson, M. Stone, J. Tromp. Leiden-Brill, 2000. 228. Megas G. Das чейсьгсбцпн Adams. Ein Beitrag zu Col. 2:13 – 15 // Zeitschrift fur die Neutestamentliche wissenschaft und die Kunde der alten Kinche. 1928. B.27. Berlin. Z. 305 – 320. 229. Nag Hammadi, Gnosticism, and Early Christianity. ed. L. Hedrich and R. Hodson. Peabody, Mass. 1986 230. Naumow Aleksander E. Apokryfy w systemie literatury cerkiewnostowianskiej / Polska Akademia Nauk. Oddziaі w Krakowe. Prace komisli sіowianoznawstwa. 36. 1976. 231. Noth M. Uberlieferungsgeschichte des Pentateuch. Stuttgart, 1948. 232. Noy D.. Motif Index of Talmudic-Midrashic Literature. Bloomington, Indiana., 1954 233. Pagels E. Adam, Eve and the Serpent. Random House, New York, 1988. 234. Pataj R. Adam ve-adamah. Jerusalem, 1952. (иврит) 235. Robinson J. M. The Nag Hammadi Library in English. New York. 1977. 236. Rosenberg Joel. Biblical Narrative // Back to the Sources: Reading the Classic Jewish Texts, ed. by Barry Holtz, Summit Books, 1986. P. 31 – 81. 237. Safrai Sh. The Literature of The Sages. Maastricht Fortress Press, Philadelphia, 1987. 238. Schechter S. The Doctrine of Divine Retribution in Rabbinical Literature // Studies in Judaism. A selection. JRSA, Philadelphia, 1962 (1908). P. 105 – 122. 239. Schwally Fr. Die biblischen Schopfungsberichte // Archiv fur Religionsgeschichte, IX. 1906. S. 159-175. 240. Scripta Hierosolymitana. Publication of the Hebrew University, Jerusalem, Vol. XXII. Studies in Aggadah and Folk-Literature. By Joseph Heinemann and Dov Noy. Jerusalem, 1971. 241. Scroggs R. The Last Adam. A Study in Pauline Anthropology. Oxford: Basil Blackwell, 1966. 242. Speiser E. Genesis. The Anchor Bible. 3-rd ed. New York., 1980. 243. Stern D. Parable in Midrash. Narrative and exegesis in Rabbinical Literature. Cambridge, 1990 244. Stone M.E. A History of the Literaturre of the Adam and Eve. Society of Biblical literature. 1992. 245. Strack H.L., Stemberger G. Introduction to the Talmud and Midrash. Second printing. Fortress Press. 1996. 246. Stroumsa G.G. Form(s) of God: some notes on Metatron and Christ.// Harward Theological review 76:3 (1983). P. 260- 278 247. Tennant F.R. The Sources of the Doctrines of the Fall and Original Sin. New York. Schocken Books, 1968. Pp. 169-176. 248. The Types of the Folktale. A classification and bibliography Anti Aarne's Verzeichnis der Marchentypen. Translated and enlarged by Stich Tompson. Helsinki, 1964. 249. Tompson S. Motif-index of folk-literature. Copenhagen, 1955-1958. V.1-6. 250. Turdeanu E. Apocryphes slaves et roumains de l’Ancient Testament // Studia in Veteris Testamenti Pseudepigrapha, 5. Leiden, Brill. 1981. 251. Turdeanu E. Apocryphes bogomilies et pseudobogomiles // Revue de l'histoire des religions. 1950., V. 138, №1, P. 187-194. 252. Vermes G. Scripture and Tradition in Judaism. Leiden. E.J. Brill. 1973. P. 67 - 126. 253. Visotzky B. L. Reading the Book. Making the Bible a Timeless Text. N.Y., 1991. 254. Williams N.P. The Ideas of the Fall and of Original Sin. London, New Yorc etc. Longmans, Green and co. 1927.
Приложение В данном приложении приводятся материалы этнолингвистической экспедиции РГГУ в Каргопольский район Архангельской области, касающиеся сюжетов об Адаме и Еве. Экспедиция работает в Каргополье с 1993 года. Вопросы о первых людях стали спрашиваться в рамках программы XXII – Народное Православие (составлена в 1981 году О.В. Беловой, О.А. Терновской и А.В. Максимовым для Полесских экспедиций Института Славяноведения РАН) с 1994 года. С лета 2000 года рассказы об Адаме и Еве стали целенаправленно собираться в рамках программы XXVII – Народная Библия (составлена в 2000 году А.Б. Морозом и М.М. Каспиной). Записи приводятся в орфографии, наиболее приближенной к севернорусскому говору. Если запись переписана с листка информанта, сохраняется орфография подлинника. Знак […] обозначает отступление в разговоре на другую, несущественную тему, которое здесь не приводится. В квадратных скобках помещаются вопросы собирателя. Адам и Ева в заговорах: Деревня Труфаново. Запись 1998 г. Информант – Смышляева А.Е., 1936 г.р. Собиратели: Трофимов А., Каспина М., Мороз А., Хафизова Л. [Заговор от крови:] [Встану] благословясь, пойду перекрестясь изо дверей во двери, из ворот в ворота. Выду в чисто поле, стану к западу хребтом, к востоку лицом. Вижу: едет Адам на белом коне, везёт саблю на востром плече и рубит по мёртвому телу, по мёртвой шее, из мёртвово тела, из мёртвой шеи, из двенацати жил, из двенацати суставов, шоб устоялась руда горячей крови. Не щипоты, ни ломоты отыне до веки, веки... там, у раба... отыне до веки, веки по веки, аминь. [...] Это вот меня мама научила. Деревня Ухта, запись 1996 г. Информант – Силина Т.И., 1919 г.р. Собиратель – Трофимов А. [Переписано с листочков] Заговор на зубы, Идет Адам и Дева, Несут мертвую голову. Как у этой мертвой головы ничево не болит и не тоснет и не скомнет так у рабы или раба божьево не скомни и не боли и нетосни нечево во веки веков Амин. Просто на што-нибудь наговори, на хлеб или на сало и на зуб ложить. Можно отметить, что в обоих заговорах Адам выполняет функцию мифологического персонажа - помощника, который ассоциируется с потусторонним, мертвым миром. Оба заговора действуют по принципу – как у мертвеца ничего не болит, так и у раба Божия ничего не должно болеть. Фигура Адама наиболее подходит в заговорах на роль мертвеца, поскольку Адам – первый мертвец, а первое всегда обладает повышенной значимостью в народной культуре. Рассказы об Адаме и Еве (о творении и грехопадении): Деревня Кречетово – Шильда, запись 1996 г. Информант – Панова К.И., 1921 г.р. Собиратели – Возякова Н., Логинова А. [Кто такой Исус Христос?] Это он создал землю, реки, всё озёра. Адам да Дева были. Вот появилися люди [он их создал]. Он всё создал. А то так ничево не было бы. Люди пошли, стали нарождаца [от Адама и Девы]. Деревня Бор. Запись 1996 г. Информант – Сизова А.В., 1914 г.р. Собиратели – Виленская Е., Афиногенов Д. [Кто такие Адам и Ева?] Тот же, говорят, Бох. "Бог" в севернорусском говоре имеет несколько значений: Бог, святой и икона. Здесь, очевидно, слово "Бог" употреблено во втором значении, "святой". Деревня Рягово, запись 1998 г. Информант – Шишкин В.К., 1922 г.р. Собиратели – Гаврилова М., Каспина М. Господь-то послал первого человека, он вроде обезьяны [...] Вроде не человек, а похоже на человека, вроде обезьяны. И вот эта обезьяна родила, может даже двойни. И вот от этово и пошёл народ. Вообще идея о том, что все люди произошли от одной пары, да ещё - от пары близнецов, очень широко распространена в разных мифологических системах (См. мифы Ю. Америки, Африки, тексты Авесты, Веды и т.п.). В данном примере интересен тот факт, что эта идея применяется к гипотезе, насаждаемой современной наукой. Создаётся ощущение, что носитель традиционной культуры, пытаясь осмыслить новую информацию, активизирует в своём сознании древние парадигмы, и таким образом формируется новый сюжет. Деревня Рягово, запись 1998 г. Информант – Староверова А.И., 1931 г.р. Собиратели – Алексеевский М., Каспина М. [первые люди] Адам да Ева. Они первые, говорят, согрешили. Голые... Стесняются друг друга. [Внук инфомантки, Староверов В., 1986 г.р., добавляет] – Они яблоко какое-то сняли с дерева у Бога. А Бог рассирдился. Деревня Усачево, запись 1998 г. Информант - Усачева З. П., 1925 г.р. Собиратели – Каспина М., Игауэ Н. А вот ещё про Адама-то да Еву [...] какое-то они яблоко раскусили так бы вот было, и здесь бы Рай был, если б они не раскусили, а потом их тоже вроде проклял Исус Христос. Деревня Усачево, запись 1998 г. Информант – Монастырских Е.П., 1929 г.р. Собиратели – Алексеевский М., Каспина М. Адам да Ева [...] говорит, что они согрешили - яблоньку было не надоть есть, а они съели яблоко святое ли какое, не знаю. Вот и из-за этого все мы страдаем на земле. За Адама, да из-за Евы, дак разве они достойны? Вот все мы - и земля уже проклёнута, все грешники живём на земле. [...] Оне были святыми, а вот согрешили, что Бог не велел им сделать, а они сделали. Деревня Усачево, запись 1988 г. Информант – Сафонов А.А., 1931 г.р. Собиратель – Каспина М. [Адам и Ева] жили в Раю у Бога. Было запретное дерево, они съели по яблоку и совершили блуд. Бог спихнул оттуда [Куда?] Да уж. На землю [...] Вот они, от них вроде и пошло жизнь у людей, стали люди размножаться. Деревня Усачево, запись 1988 г. Информант – Кекешева Л.М., 1938 г.р. Собиратель – Каспина М. [Кто был первыми людьми?] не знаю этово, Адам, да Ева [Кто они?] Первые люди, Бох сотворил их [Из чего?] Вот он из чево? Из глины вроде, из земли сотворил [...] Сначала это мущину, потом женщину. Ну, это, они согрешили, вот пошли люди, он их наказал, шо вот будешь рожать в муках, ты, а ты будешь всю жись трудиться, хлеб добывать. Вот люди-то теперь так и живут. [А что за грех?] Дак грех, вот ребёночек получился. Дак Ева, она како-то яблочко откусила и с этово яблочка она понесла, так вроде рассказывают. Интересно, что в текстах наших информантов райское яблоко приобретает некое чудесное, сказочное воплощение. Поедание его, как в сказках и древних мифах, равносильно зачатию ребенка. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|