ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
СЮЖЕТЫ ОБ АДАМЕ И ЕВЕ В СЛАВЯНСКИХ АПОКРИФАХ И В ФОЛЬКЛОРЕ 7 страницаДеревня Усачево, запись 1988 г. Информант – Крехалев А.И., 1945 г.р. Собиратели – Алексеевский М., Рейкина М. [Не говорили, что Адам и Ева какое-то яблоко съели?] Ну а как [...] Запретный плод всегда сладок. [А кто запретил его есть?] Бог запретил. [А они съели?] Да, они его испробовали. А что из этого получается [...] Змей-искуситель им предложил - не устояли. Деревня Волосово, запись 1998 г. Информант – Беляева А.М., 1920 г.р. Собиратель – Парина Е. Как вот потопление это - было, да это всё. Ну, остались, говорили, Адам да Дева, всё и пошло потомство пошло люди, люди, люди. Здесь, очевидно перемешались два сюжета – о Ноевом Ковчеге и об Адаме, однако основной мотив – начала всего человечества сохраняется. Деревня Лекшма, запись 1998 г. Информант – Картышева Л.В., 1920 г.р. Собиратели – Алексеевский М., Рейкина М. [Про Адама и Еву] У нас отец говорил, шо вот два и... Господь не велел там, вы, еште, говорит, с этово...э-э... с этово дерева ешьте, а с другого не ешьте, нельзя. А они не послушали. Поели с тово яблока, с которой Господь запретил, и вот стали стесняться друг друга [...][А они голые были?] Оне были голые. И оне бы... мы бы жили, говорят, как рай бы был. Сходили бы так. А Господь их наказал. Ну, вы будете трудиться до пота лица [...] это первобытные люди. Деревня Ловзаньга, запись 1999 г. Информант – Зайков А.А., 1925 г.р., Собиратели – Вайнштейн В., Каспина М. [Кто первые люди были?] Дак, кто ево знает - Адам да Ева, ведь.. [..Они согрешили?] Ну, так они съели яблоко, а яблоко есть было нельзя, так это пишется по Писанию-то. [...] Так они не знали, што - женщина и мужчина, как одинаковы были, вот, а когда как съели яблоко, ну и стали розличать, согрешили, как говорят, ну вот. [А у них дети были?] А вот не знаю, вроде не было. [...] Как это - книжку, дак, Адам и Ева, Адам сперва, а потом Ева - двенадцатое ребро мужа как. [...] Кажная жена убоится своево мужа, кажная жена - двенадцатое ребро мужа. Ну, вот. Раньше ведь женщину как говорят, не больно-то почитали, она была забита, всё. Комментарий к этому тексту см. в 3.1.3 разделе настоящей диссертации. Деревня Ловзаньга, запись 1999 г. Информант – Рябова А.Г., 1922 г.р., Собиратели – Борщева М., Джалилов Л. [Кто были первые люди?] Так первые люди уже много прошло тысяч лет, до нашей эры шесть тысяч лет прошло, да вот уж у нас последний год начал. Самые первые люди были Адам и Ева. [Дальше следует рассказ, очень близкий к каноническому библейскому повествованию о творении первых шести дней] Потом Господь и говорит Исусу Христу: давай, говорит, сделаем мы человека по образу нашему. Вот Господь нарисовал на земле, на песке человека. Вдунул в него, вдохнул и вдунул душу, в нас дох Господа Бога. Вдунул душу и стал живой человек, с живою душой. И этому человеку дал имя Адам. Вот и Адам стал живой душой, как всё равно что… Потом время несколько прошло, Господь и говорит: давай, говорит, сделаем ему помощника, ему одному человеку скучно на земле. Вот он сделал, Адама заусыпил Господь, нарисовал женщину, у Адама вынел ребро от Адама, и женщину тоже это ребро вставил и вдунул вдух, и сделалась женщина живою душою. И вот Он Адаму передал эту женщину и сказал: вот Я тебе сделал жену, назови ей имя. Он ей назвал Ева. Господь написал Адаму и сказал: вот, говорит, Я тебе дам всех зверей лесных, всех птиц небесных, всех рыб морских, всякую гадость, кака на земле – всем дай имена. Адам всем дал имена. И вот лошадь стала лошадью, корова – коровой. Оне ходили голые, оне не видели, у них глаза были… они видели, но они не видели, что оне голые, они вобще голые ходили. Вот Господь их поселил в Емском саду. Емской сад был там где-то на востоке, где Ерусалим там. И вот Он там поселил их, сказал, говорит: вот нарасплождайте людей, обрабатывайте землю, чтобы вся земля была как Емской сад. И говорит, со всех деревьев ешьте плода, только не ешьте с этого дерева Познаньё добра и зла, говоит, этого не ешьте. Ну вот, и Он Господь их оставил и ушел. И оне потом, ушёл, а змей вот ну этот злой ангел, который Еву боломутил, и вот этот змей, злой ангел, он от Господа отступился, он на Господа Бога стал клеветать. И вот подползла змея к Еве, она ходила в саду, и она говорящая, как дьявол говорит, а она, как змея, вроде как: Ева, слушай, что вот этого Господь сказал вам, что говорит, не ешьте с этого дерева плодов? Он сказал, что вы съедите, - дак умрете, дак это неправда. Он, говорит, вас обманывает. Вы это, говорит, плод съедите, у вас откроются глаза, вы будете всё видеть. Ну вот. А потом Ева посмотреа, а этот плод-от красивый, хорошой, и она сорвала и поела и дала Адаму, и у них глаза открылись, и они стали видеть и они увидели, что они голый. [Дальше следует канонический рассказ о наказании Адама и Евы, рассказ о Каине и Авеле, об убийстве Авеля] И вот мы – дети Адама, и мы все во грехе рожены. А Исус Христос нас искупил. Бог знат, что буде, мы не знаем. Данный рассказ достаточно уникален, поскольку столь пространные и подробные пересказы библейских сюжетов встречаются в народной традиции крайне редко. Здесь характерно смешение самих библейских сюжетных элементов ("душа живая", обрабатывание земли, древо познания добра и зла, обещание змеем того, что "откроются глаза" у Адама и Евы и т.п.), традиционно христианских элементов в интерпретации данного сюжета ("Господь говорит Иисусу Христу…", змей как злой ангел или дьявол, знание того, что Христос искупает грехи детей Адама) и собственно фольклорных мотивов (чертеж человека на песке, местоположение сада, которое совпадает с Иерусалимом, отступление от Бога злого ангела). Деревня Ловзаньга, запись 1999 г. Информант – Козенкова К.И., 1938 г.р., Собиратель - Каспина М. Где-то читала я что-то про это [про Адама и Еву]. Что како-то яблоко они съели. Что это был запретный плод. Что всё ешьте, везде ходите, Господь им сказал, всё ешьте, только вот я этово дерева яблока не трогайте. Ну, они роздетые ходили. Они яблоно-то съели и почуствовали стыд. Вот потом уж, наверно, и согрешили. [А что согрешили-то?] А разве не понятно? […] От них, от Адама и Евы и пошло поколение. Село Ошевенское, запись 1999 г. Информант – Смирнова К.Н., 1912 г.р. Собиратели – Каспина М., Мороз А. [От какого дерева ели Адам и Ева?] – каково-то дерева-то я забыла. Не осины проклятой? [...] Бог-от и сказал - не делайте блуда, не любите друг друга так вот, не влюбляйтесь. А оне влюблялися, да ещё кусили дерево-то, дерево-то кусили - они наги оказались. Наги-то оказались, так их бес и схватил. Осина в данной культурной традиции считается деревом нечистым. С ним связано множество различных легенд. Видимо в этом причина отождествления запретного плода с проклятым деревом. Село Ошевенское, запись 1999 г. Информант – Третьякова А.А., 1923 г.р. Собиратели – Каспина М., Гаврилова М. Иван и Ева они каки.... Ни тронь, говорит Господь, не троньте яблоню-то. А оне съели, вот это яблоко. Вот и все. Деревня Абакумово, запись 2000 г. Информант – Викулина Н.А., 1938 г.р. Собиратели - Каспина М., Бочкова Е. [А первые люди откуда появились и кто такие?] Не знаю, не знаю, не знаю, не знаю тожа. Што как ежили в школе учили так то, кто сказал, што вот от обезьяны, это тут всё учили, што как-то от обезьян первые, первые люди получились, кто што скат - как, какой там тожо Бог из Адамова-то ребра сделал первого-то человека. Кто, кто скажет, что какие-то, какие-то были Адам да Ева, что там нельзя было им этих, каких-то, каких плодов-то, яблоков? Для, для чего ли какого ца.. был запретный плод, нельзя было его, то они, говорят, нарушили этот завет, съели и как-то появились люди. [А они одновременно, мужчина и женщина, появились?] И тоже не знаю, кто первый, кто последний, не знаю. [А где они жили после того, как яблоко съели?] Да кто их знат, кто их знат, где они жили. [А дети у них были?] Дак у, от, говорят, что как съели это заветный плод, и вот пошли потом дети-то. [А кто дети?] А вот уж не знаю, кто. Деревня Река, запись 2000 г. Информант – Макарова В.С., 1944 г.р. Собиратели – Алексеевский М., Каспина М. [Не говорили, что Адам и Ева согрешили?] Дак, как не говорили, што сёравно они нагрешили, мол, детей создали. А без… без детей, да без людей – кака земля? Не знай, как тут сопоставлять одно к одному. [… А где это было всё?] Не в Ерусалиме? [А Иерусалим где?] Забыла, где тут. Не в Египте-ли где? [А что там ещё было?] Вот, мол, Господь Бог, мол, там родился, всё говорили старушки. Обычное для народной традиции смешение географических ориентиров (Иерусалим – Египет) показательно здесь еще тем, что в этой точке пространства, по мнению информанта, происходят сразу два библейских события: грехопадение Адама и рождение Господа Бога. Деревня Река, запись 2000 г. Информант – Никулина М.А., 1936 г.р. Собиратели – Борщева М., Каспина М. [Адам и Ева яблоко съели] Им было сказано, чтоб не есть яблок-то. Когда они в раю там жили, у Бога в раю. Был еще Богом сотворён такой мир Божий, там были сады, как райское блаженство такое. Вот они там были, Адам с Евой, и им было запрещено есть яблоки, а они съели. А потом не знаю, что уж произошло. [А они остались в раю?] Да, там так и жили. [Почему им нельзя было яблоки есть?] А я не знаю, почему им было запрещено. Может быть, пост был. В пост ведь тоже заговенье. Здесь перед нами весьма интересная интерпретация "запретного плода" - поскольку в славянской культуре достаточно мало пищевых запретов, то представление о табуированном плоде приобретает в сознании информанта вид самого строгого для него пищевого запрета – скоромной пищи в пост. Деревня Река, запись 2000 г. Информант – Турыгина З.Н., 1941 г.р. Собиратели – Трофимов А., Мороз А. [Что вы знаете про Адама и Еву?] Дак чево – съели яблоко, вроде, из Адамова ребра родился этот… [Кто?] Из ребра человек-то родился. Ну вот и всё. Вот такая легенда. Деревня Озерко, запись 2001 г. Информант – Шелтомских Н.Я., 1929 г.р. Собиратели - Мороз А., Трофимов А. ...Вишь, было нельзя этого плода-то йись, а Ева поела плода, да приклонила и Адама, она из ейонного ребра была сделана дак. Дак после того и стали грешить. Стали спать и дети пошли, стали и детей носить. А до того уж видно не были никто... Адам и Ева – родители Христа: Деревня Ловзаньга, запись 1999 г. Информант – Гринькова М.В., 1928 г.р., Собиратель - Каспина М. [Не говорили, что Адам и Ева согрешили?] Ну, дак уж наверно грех со… совершили, што сын родился, Исус-то Христос. Деревня Саунино – Льнозавод, запись 1999 г. Информант – Окунева А.А., 1906 г.р. Собиратель – Каспина М. [Кто были первые люди?] От обезьяны люди, так я не знаю. [А кто они?] Вот Адам вот и Ева-то. Исуса-то Христа родили. [...А не говорили, что они согрешили?] грех вот и сделали, родили Иисуса Христа. [А это грех?] Да. [Почему?] Потому - сношение имели, дак это грех. Деревня Саунино - Льнозавод, запись 1999 г. Информант – Веснихина У.А., 1924 г.р. Собиратели – Алексеевский М., Каспина М. [За что Христа распяли?] Потому што – видишь, раньше веть грешно было робят-то строить, а они соорудили – Иван да… Как? – Ева-то. Вот оне соорудили ребёночка, вот и пошло. Грех-от оне сделали, грех-от. Ну вот. Село Ошевенское, запись 1999 г. Информант – Заусаев Ю.А., 1946 г.р. Собиратели – Каспина М., Россихина Л. Родился, значит, это Исус Христос, значит, в этом - в конюшне, в стойле. Там, значит, так написано. Так он от от Евы-то вот это Исус то и родился. Деревня Абакумово, запись 2000 г. Информант – Сунгурова К.И., 1922 г.р. Собиратели – Каспина М., Бочкова Е. [Откуда люди появились?] А, сё, говорят, от обезьяны, дак правда ли нет. [А Адам и Ева кто такие?…] Адам и Ева, дак Ева-то не родила беззаконника? [Кого?] Нагулянного-то не родила? Не нагуляла она этого Христа-то? […] Дак кабы я знала, дак я будто слыхала, что она беззаконника [Смеётся] в ясли-то повалила, родила да повалила в ясли-то, в Ерусалиме-то. […А вот грех какой-то Адам и Ева совершили?] Наэрно, это, - сделали ребёнка, это, что родила она в хлеве, в конюшне повалила. Деревня Река, запись 2000 г. Информант – Никулина М.А., 1936 г.р. Собиратели – Борщева М., Каспина М. Появились первые люди, Адам и Ева. [Как они появились?] не знаю. [А дети у них были?] Ну, вот Исус Христос, которого распяли, наверно, это он ихний сын, я так думаю. Деревня Река, запись 2000 г. Информант – Колпакова И.М., 1914 г.р. Собиратели – Мороз А., Фролова Е. [Адам и Ева] оне, я слыхала от мамы, да и от людей, ходили в садах и везде совсем нагие, а яблока дикого или какого попробовали и стали стыдится и стали друг от друшки оддаляться да… этого… Потом уш согрешили вот – Исуса-то Христа и родила Богородица-то. Тожо согрешили. [Они согрешили, а Богородица Христа родила?] Да-да-да-да. Дак она от святого родила-то, они так-то были негрешны. Наги ходили, а сами сибя ить не боялись да не стыдились, а нонь-то опять то жо самоё и есть. Попирецники одни носят, тут фсё голо. [… Почему Адам и Ева согрешили, если Богородица от святого родила?] Дак они бы яблони-то не пойили, дак это бы не было и Богородица бы так девушкой и жила. И Он бы… племя-то это и не было бы софсем. [От какого святого родила Богородица?] – От Исуса Христа. [Кого родила?] Ково? Сына тоже родила. [Отец кто был?] Так Исус Христос. [А сын?] А сын – ихной сын, дак. Богородица на руках – вон иконы-ти есть вить – и дёржит робёночка-то. Иконы-ти фсяки тоже есть. Очевидно, в сознании информанта произошло наложение друг на друга тех самых двух библейских сюжетов, которые уже не раз упоминались рядом другими информантами: сюжета о грехопадении Адама и сюжета о Рождестве Христа. Деревня Озерко, запись 2001 г. Информант – Едакина А.Я., 1922 г.р., Собиратели – Мороз А., Трофимов А. Адам да Ева, вот такие они были богомольные, дак они ничего худого не творили, ничего не грешили, а потом и сотворили [что?] Сотворили, и у йих родилсы, и вот Христос у йих и родилсы. От этого, от Евы-то […] Где-то она его принесла не в избе. Во дворе. Так вот так. В этом сообщение информанта нашло свое отражение общее представление, характерное для данной культурной традиции, о том, что в доме рожать нельзя, лучше рожать в бане или во дворе. Так преломляется в сознании носителей традиции евангельский эпизод о рождении Христа в яслях. Город Каргополь, запись 2001 г. Информант – Вешнякова Е.И., 1928 г.р. Собиратели – Мороз А., Александрова Е. [Что рассказывают про Адама и Еву?] Ну, плод-то какой, яблоко-то она съела. [Что?] Запретный плод. Ева. Съела запретный плод. Яблоко. [И что?] И она родила. Исуса Христа. Запрещено было, но она съела. Это я в этой, в церковной книшке читала. Народная драматическая фантазия на тему Адама и Евы: Деревня Лукино, запись 2001 г. Информанты – муж и жена – Федосеев Л.А., 1935 г.р., (ФЛА) и Федосеева В.М., 1938 г.р., (ФВМ) Собиратель – Каспина М. [Разговор идет о Библии] [ФЛА:] Там всё, всё. Законы божьи. [Законы божьи?] [ФВМ:] Да, законы божьи. Там как Адам и Ева, как они возобновились, всё-всё. Как они между собой ссорились, как он ей там выгонял их, как они повстречались, ну всё. [Как? Расскажите, пожалуйста?] Адам и Ева. Они как повстречались и потом жили как. И всё это. Там всё, конечно, написано, нам всево не рассказать. [ФЛА:] Подружились они. [Подружились они?] [ФВМ:] Да. [И что?] Ну, они в саду встречались, и он там ей приказал яблоньку съесть, яблоко, она это яблоко ела, штобы он ну… [ФЛА:] Яблоко она съела, и - смерть. [ФВМ:] Она умерла. [ФЛА:] Адам-то то же самое – себе нож вонзил-то. [Себе нож вонзил?] [ФВМ:] Да. Они так любили друг друга. [ФЛА:] Они друг друга любили. [ФВМ:] Они друг без друга не могли. [ФЛА:] Это как Ромео и Джульета. [Это в Библии написано?] [ФВМ:] В Библии, да, это всё в Библии было написано. [А кто эти Адам и Ева?] [ФЛА:] Обыкновенные два человека. Они настолько любили друг друшку, што друг без друшки не могли. Вот и [нрзб.] ошибку-то они и сделали, вот это заколдованно-то яблоко они с заколдованной яблони. А яблоко то росло на осине. [Как?] На осине. [На осине? Яблоко?] Ага. Так вот оне перепутали осину с яблоней. Вот на осине тогда выросли яблоки, надо было не есть, из-за чево осина-то плохо, это она до сих пор, даже было в печке нельзя было топить. Вот от этово яблока-то она умерла. Съела и умерла. [ФВМ:] Как отравилась. [ФЛА:] Не надо было не йисть и всё. [А как это – отдельно яблоня, отдельно осина?] А, и яблоки росли на осине. [А на яблоне?] То же самое. Вот она сорвала с яблони и туда, перепутали яблоки, она не то яблоко съела. Злая ведьма помешала ей. [Какая ведьма?] Ведьма. Ну, нечисть. [Кто? Нечисть?] Ну, черти, знаешь? Нечисть. Вот она перепутала, она взяла не то яблоко, съела и умерла. [А что они ссорились, вы сказали?] [ФВМ:] Ну они меж собой, сначала ссора у них была, што, мол, оне... што который которово победит, што, мол, если ты яблоко этово не съести, ты, значит, будешь как… Как же там написано-то было што… Женой будёшь моей, если ты это яблоко не съести. А она, вишь, съела яблоко-то это, которо ей не положено было съесть-то. А она ево съела. И она, вишь… Он не оказался, што ей будет мужем, и она не оказалась, што рас она не выдержала. [ФЛА:] Она умерла, и другой умер. [ФВМ:] Ну, и другой умер, дак. Они оба. [А дети у них были?] Нет. […] Не было. Они только ещё… Не было у них. Никово. Информанты явно фантазируют. Вместо пересказа Библии они сочиняют вольную вариацию рассказа о Ромео и Джульете с элементами волшебной сказки и триллера, что само по себе очень интересно. Характерно при этом, что и здесь, как и в свидетельстве Смирновой К. запретный плод ассоциируется с осиной, проклятым, нечистым деревом для данной традиции.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|