ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТИПЫ И УРОВНИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ИСКУССТВА 1 страницаВВЕДЕНИЕВПСИХОЛОГИИ) ИСКУССТВА ■ і Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология» Издательство МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА УДК 159.9 (075.8) ББК 88я73Л 478 Рецензенты: доктор психологических наук, член-корреспондент РАН В.Ф.Петренко, кандидат психологических наук А. Е. Войскунский Леонтьев Д.А. Л 478 Введение в психологию искусства М., Изд-во Московского университета, 1998. 111с. ISBN 5-211-03961-0 Учебное пособие по авторскому спецкурсу, посвященному методологическим и теоретическим проблемам психологии искусства. УДК 159.9 (075.8) ББК 88я73
ISBN 5-211-03961-0 - Введение Психология искусства никогда не относилась к числу основных разделов или областей психологии, принципиально значимых для понимания всего массива психологических дисциплин. Многие психологи даже не принимают ее всерьез. Тем не менее, при всей исключительной сложности ее объекта, она остается достаточно привлекательной областью приложения усилий для многих, хотя зачастую выступает не основным, а побочным интересом. Возможно, прав Д.Берлайн, отметивший, что «психологи и все остальные, пишущие на тему искусства, любят показать, что они культурные люди, способные отличить хорошее искусство от плохого» (Berlyne, 1973, р.54). В последние два—три десятилетия интерес к психологии искусства явно возрастает, что связано, по-видимому, с общим интересом к личности и к сфере человеческого духа. При этом налицо, с одной стороны, достаточно мощная тенденция (прежде всего со стороны наук об информационных процессах) «поверить алгеброй гармонию», выведя информационные модели, описывающие искусство и его функционирование целиком и полностью, а с другой стороны, столь же мощное противодействие вообще любым попыткам как-то изучать «таинство» искусства научными методами. Психологии искусства пока счастливо удается избежать этих крайностей. Действительно, если процесс нельзя познать научными методами полностью, исчерпывающе, без остатка, то это не значит, что в нем нельзя познать вообще ничего. Научные, в том числе психологические и информационные методы, могут раскрыть многие важные закономерности искусства и его функционирования в жизни личности, хотя всегда останется что-то, не улавливаемое научными методами — иначе искусство не было бы искусством. А зачем психологу психология искусства? На этот вопрос автор попросил ответить студентов факультета психологии МГУ, посещавших соответствующий (необязательный) спецкурс. Большинство ответов составили три группы мотивировок: 1) Психология — это не совсем наука, в ней самой много от искусства; 2) Искусство есть способ эмоционального воздействия на психику, личность, а закономерности и механизмы такого воздействия интересны и важны любому психологу; 3) Большинство явлений человеческой психики заключают в себе момент творчества. Без понимания творческого акта со всеми его атрибутами трудно что-либо сказать о человеке вообще. Искусство служит средством раскрытия глубинного творческого потенциала человека. Введение в психологию искусства Более того, оно содержит в себе в высококонцентрированном виде всю человеческую психологию — от самых древних и глубинных до самых поверхностных слоев психики. Под всеми тремя доводами остается только подписаться. Действительно, значение психологии искусства выходит за пределы одной отдельно взятой сферы человеческой деятельности. Ведь человек есть бесконечная возможность, из которой реализуется лишь небольшая частица. И не что иное, как искусство, является для человека зеркалом его нереализованных возможностей. Именно поэтому для автора интерес к проблемам психологии искусства сопровождал и сопровождает разработку более общих проблем психологии личности и психологии смысла с самых первых шагов в науке и по сей день. Данное пособие подготовлено на основе одноименного спецкурса, читавшегося автором на факультете психологии МГУ в 1993—1995 гг. и серии статей, опубликованных на протяжении 1989—1994 гг. Хотелось бы выразить благодарность Г.Г.Дадамяну и И.СЛевшиной, общение с которыми во многом способствовало начальному становлению изложенных здесь взглядов, Л.ЯДорфману, Дж.Купчику, Р.Вихоффу, В.М.Петрову и В.С.Собкину — друзьям и коллегам, образующим для меня референтный «незримый колледж», позволяющий не чувствовать себя одиноким в этом огромном проблемном поле и видеть то, что я делаю, в более широком контексте, Г.В.Иванченко, Р.Р.Каракозову и С.П.Хар-чевину — единомышленникам, в диалоге с которыми оттачивались многие конкретные идеи, а также ГАбдель-Фатгах, Е.Васиной, Ю.Волковой, Т.Дельской, Е.Дмитриевой, Т.Дубровской, Г.Емельянову, Н.Жердевой, Л.Лагутиной, Д.Ломакиной, М.Назаровой, И.Павловой, С.Павловой, И.Чугуновой — моим студентам разных лет, от которых я многому научился, и которые выполнили много интереснейших исследований, большая часть которых, к сожалению, осталась за пределами настоящего пособия. О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ ИСКУССТВА Об искусстве написано и продолжает писаться очень много — философами, социологами, психологами, филологами, педагогами, культурологами, искусствоведами, кибернетиками, семиотиками, журналистами, литературно-художественными критиками и, наконец, самими творцами: писателями, художниками, режиссерами, композиторами, актерами, эстрадными исполнителями, музыкантами и т.д. Эксплицитные или имплицитные теории искусства, содержащиеся в этих работах, весьма многочисленны и разнообразны. Встает закономерный вопрос о специфике психологического подхода к искусству, во-первых, и о критериях психологического теоретизирования на темы искусства, во-вторых. Действительно, в чем может быть смысл дальнейшего умножения и без того необъятного и плохо структурированного массива теорий? Если взять за отправную точку известную троичную схему автор—произведение—реципиент, добавив социокультурный контекст, вне которого сегодня невозможно рассматривать ни создание, ни восприятие художественного произведения, то легко увидеть, как интересы различных наук распределяются по различным элементам этой схемы. Эстетику, как и филологию, семиотику, критику и искусствознание, интересует само произведение как таковое. Творцы сосредоточиваются преимущественно на процессе творчества, на анализе (самоанализе) автора. Философию искусства, культурологию, социологию и информатику интересует весь процесс функционирования искусства в целом, однако все дисциплины рассматривают этот процесс на довольно высоком уровне абстракции, «с высоты птичьего полета». Основная сфера интересов психологии искусства сосредоточена на элементе этой схемы, обойденном вниманием других дисциплин, — на реципиенте и, соответственно, на процессе восприятия и воздействия искусства. Означает ли это, что два других находятся за пределами сферы ее интересов? Конечно, нет. Процесс создания художественного произведения, деятельность художественного творчества естественным образом входит в предмет психологии искусства, однако по сей день в Введение в психологию искусства О предмете психологии искусства
изучении этой стороны искусства психология мало чем может похвастаться. Пока нет сколько-нибудь надежных методов и конкретных теорий, добавляющих нечто существенное к самоанализу самих творцов, — в отличие от психологии художественного восприятия, в которой разработано немало остроумных методик и получено немало нетривиальных данных, особенно за последние 20 лет. Изучение произведения как такового не входит в традиционный круг интересов психологии. Как было отмечено выше, оно является приоритетной областью приложения целого ряда других наук, изучающих искусство. Если, однако, мы обратимся к «Психологии искусства» Л.С.Выготского (1968), остающейся и по сей день, через 70 лет после ее написания, одной из основополагающих книг в этой области, то найдем в ней, в первую очередь, анализ именно самих произведений, причем с опорой преимущественно на искусствоведческие источники. Может создаться впечатление, что анализ Л.С.Выготского вообще не является психологическим, тем более что первое его образование было филологическим, а первая профессия — литературный и театральный критик. Однако ключ к пониманию подхода Л.С.Выготского дал Д.Б.Эльконин, рассматривавший Л.С.Выготского как основоположника «...неклассической психологии — психологии, которая представляет собой науку о том, как из объективного мира искусства, из мира орудий производства, из пира всей промышленности рождается и возникает субъективный мир отдельного человека» (Эльконин, 1989, с.478; см. также Леонтьев, Собкин, 1994; Дорфман, 1997). Своеобразие этого под-хода, согласно Д.Б.Эльконину, состоит в том, что «первичные формы аффективно-смысловых образований человеческого сознания существуют вне каждого отдельного человека, существуют в человеческом обществе в виде произведений искусств или в других каких-либо материальных творениях людей.. .»(Эльконин, 1989, с.477). Этот взгляд, нашедший воплощение, в частности, в «Психологии искусства», является, по сути, особым поворотом известного положения Л.С.Выготского о том, что интрапсихические процессы производны от интерпсихических. Здесь, однако, интерпсихические процессы не сводятся только к меж-личностным, но включают и процессы экстериоризованные, оп-редмеченные в культуре — в данном случае, в произведениях искусства. Во многом схожее понимание развивал позднее, хотя и в несколько ином контексте, М.К.Мамардашвили: «Большая часть человека — вне его» (1992, с.314). Таким образом, психологию искусства можно определить как раздел общей психологии, изучающий процессы создания и восприятия произведений искусства, а также сами произведения под углом зрения объективированных в их структуре приемов и средств воздействия на реципиента. Изучение конкретных выразительных средств, используемых в разных видах искусства для достижения художественного эффекта, мы назовем психотехникой искусства. Это определение требует, однако, уточнения, что же понимать под искусством. Объективных критериев того, где проходит граница между «истинным» искусством и его суррогатом, нет. С другой стороны, как показали специальные экспериментальные исследования, большую роль в приписывании объекту статуса произведения искусства играет общая ситуация и установка, создаваемая по отношению к тому или иному объекту. Один и тот же объект — фрагмент компьютерной программы — предъявлялся одной группе испытуемых как фрагмент программы, а другой — как отрывок из авангардистского стихотворения. Соответственно совершенно разными были и характеристики этого фрагмента, и отношение к нему в обеих группах. Исходя из того, что даже самое классическое художественное произведение не всегда «срабатывает» как таковое, что для огромных масс людей воплощением понятия «искусство» являются примитивнейшие образцы массовой культуры, и, более того, что возможно сформировать эстетическое отношение к тому, что само по себе не является художественным объектом (о природе такого отношения пойдет речь ниже), мы считаем единственно возможным для психолога (как и для социолога) расширительное толкование искусства, включающее в это понятие все, что подает себя как искусство, выступает под именем искусства. Специфика психологии искусства по отношению к другим изучающим искусство дисциплинам заключается не только в ее предмете, но и в методах. Сильная сторона психологии в изучении искусства состоит во владении экспериментальной методологией и возможности строить свои концепции на основе не только теоретических соображений и данных самонаблюдения, но также экспериментально полученных фактов. Эмпирическими методами пользуется не только психология, но и социология искусства, а также искусствометрия, основанная на теоретико- В Введение н психологию искусства информационном подходе. Однако эмпирические данные, получаемые в русле этих двух дисциплин, носят довольно обобщенный характер, в то время как психологии доступно изучение конкретных частных механизмов и тонких индивидуальных различий в восприятии и воздействии искусства. В настоящее время на Западе существует такое понятие как эмпирическая эстетика в противоположность теоретической, спекулятивной эстетике. С начала 1960-х ГГ. существует Международная ассоциация эмпирической эстетики (International Association of Empirical Aesthetics, IAEA), которая регулярно (раз в два года) проводит международные конгрессы по эмпирической эстетике; в сентябре 1998 г. в Риме состоится XV конгресс. Ассоциация объединяет представителей разных дисциплин, изучающих искусство эмпирическими методами: большинство в ней составляют психологи, но входят и социологи, и информатики, и искусствоведы, и педагоги. С 1990 г. в работе IAEA и в конгрессах по эмпирической эстетике принимают участие и российские ученые, объединенные в Российское отделение этой Ассоциации. Методологические дилеммы психологии искусства В этой главе мы хотим очертить некоторые методологические принципы и позиции, на которых должна строиться психология искусства, через противопоставление их альтернативным позициям. Эти позиции не обязательно сформулированы на словах, но находят отражение в конкретных работах по соответствующей тематике. 1. Личностноцентрический подход против ИСКУССТВОЦЕНТРИЧЕСКОГО В большинстве работ, принадлежащих философам, культурологам, филологам, искусствоведам, критикам и самим творцам, произведение искусства традиционно рассматривается как нечто самодостаточное, как «вещь в себе», нечто ценное независимо от того, войдет ли кто-либо в соприкосновение с этой ценностью, овладеет ли ею; а если нет, то тем хуже для него. Распространенная оговорка, что произведение искусства реально существует только тогда, когда оно воспринимается, а вне процесса восприятия существует лишь потенциально, не меняет сути дела. В центре остается произведение искусства — молчащий сфинкс — а вокруг суетятся реципиенты, озабоченные тем, удастся ли им заставить этого сфинкса заговорить. Наиболее удачливым или наиболее развитым это удается, прочие же остаются лишенными этого источника мудрости и эстетического наслаждения. Этот общий подход можно назвать искусствоцентричес-ким. Он, безусловно, обоснован в ряде контекстов и для решения ряда задач, но не при анализе процесса и результата взаимодействия личности с художественным произведением, ибо игнорирует реальные потребности, мотивы, ценности и индивидуальные особенности людей, которым приписываются некоторые условные нормативные «эстетические потребности». Примером того, к чему это приводит, служит следующая цитата из автореферата Введение в психологию искусства одной в целом вполне профессиональной кандидатской диссертации: «Типично негативное отношение больных [алкоголизмом. — Д-Л.)...к попыткам удовлетворить их эстетические потребности... с помощью кино, театра, музеев, выставок». Очевидно, что, «подгоняя» образ реципиента под абстрактный образ искусства, оторванного от реальных потребностей и реальной жизнедеятельности человека, мы способствуем укреплению и без того распространенного в общественном сознании мифа о противоположности искусства и жизни (при этом вопрос, что лучше — приближение к реальности или удаление от нее — решается разными людьми по-разному). Искусствоцентрический подход в полной мере проявляется в решении вопроса о выделении и классификации функций искусства в философской и искусствоведческой литературе1. Выделение этих функций — таких, как познавательная, воспитательная, развлекательная, гармонизирующая и др. — осуществляется не с позиций потребителя искусства, а с позиций Лица, Принимающего Решения; реципиенты же выступают лишь как объекты воздействия искусства, приложения его «функций». Характерно, что получаемые в социологических исследованиях ответы на открытый вопрос: «Зачем (почему) Вы пришли в театр (музей, кино)?»,— лишь отчасти пересекаются с теоретически постулируемыми функциями искусства. Можно, конечно, объяснить это тем, что сами опрашиваемые эту функцию не вполне осознают, тем более, что часто очень весомый их процент вообще не в состоянии дать на этот вопрос никакого ответа. Тем не менее вряд ли такое объяснение будет исчерпывающим. Искусствоцентрический подход принципиально неспособен описать ситуацию реального взаимодействия произведения искусства и личности. Необходимо, таким образом, смещение акцента на другой, личностноцентрический подход. Как явствует из его названия, в центре рассмотрения должна находиться личность с ее реальными потребностями, запросами, ценностями и стереотипами, через которые неизбежно преломляется воздействие любого, в том числе самого эталонного, классического произведения. С точки зре- 1 См. об этом, например: Социальные функции искусства и его видов. М., 1980. С.40—44; Лановенко О.П. Социальный статус искусства. Киев, 1983. С. 19—35; Столович Л.Н. Жизнь-творчество—человек. (И., 1985. С.106—117. Методологические дилеммы психо логии искусства 11 ния личностноцентрического подхода вопрос, скажем, о функциях искусства должен ставиться как вопрос, для чего искусство нужно конкретному человеку, и что оно дает ему. Или, формулируя то же самое на языке самого искусства: «Что он Гекубе? Что ему Гекуба?» 2 Эта «проблема Гекубы» представляется нам ключевой проблемой психологии искусства. Характерно, что в публикациях философов и социологов последнего времени отмечается ограниченность возможностей социологии и эстетики в изучении искусства и необходимость обращаться к психологии за более глубинным анализом3. Это говорит прежде всего об осознании необходимости поставить именно личность в центр междисциплинарного изучения искусства. 2. Индивидуальный подход против теоретико-нормативного Для многих работ, прежде всего связанных с педагогикой, педагогической психологией и эстетическим воспитанием, а также с художественной критикой, остается характерным подход, который мы обозначаем как теоретико-нормативный. Такой подход исходит из нормативной модели полноценного, адекватного, развитого, совершенного типа эстетического восприятия. Соответственно, все эмпирические типы и формы восприятия и взаимодействия с искусством оцениваются по шкале адекватности в зависимости от того, насколько данный процесс восприятия близок к эталонному, предусмотренному нормативной теоретической моделью. Такой априорно оценочный подход уводит исследователя от качественного анализа индивидуального своеобразия различных вариантов взаимодействия 2 Шекспир У. Гамлет, принц Датский. Акт 2, сцена 2. 3 Например, Каган М.С. Искусство и личность // Вопр. филос.
Введение в психологию искусства личности и произведения искусства, далеких от нормативного, сводя их к одному измерению — к мере полноценности. Индивидуальные особенности описываются лишь в терминах степени развития соответствующей способности. Полноценное эстетическое восприятие встречается не так уж часто, но и все прочие реальные случаи не могут рассматриваться только как недоразвитое эстетическое восприятие. Они обладают выраженным качественным своеобразием и представляют самостоятельный интерес. Феномен «квазихудожественного» (Дадамян, 1979, с.88) или «внехудожественного» (Стафецкая, 1984, с.95—96) восприятия искусства привлекает в последнее время активное внимание социологов. Он свидетельствует о том, что контакт между человеком и произведением искусства может состояться, но при этом протекать не по законам художественной коммуникации, а по иным законам, иметь принципиально внехудожественную и внеэстетическую природу: «Запросы и ожидания определенных категорий зрителей способны «перестраивать» смысловой материал произведения искусства. Таким образом, произведение искусства выполняет свои социальные функции, пользуется популярностью, эффективно воздействует на аудиторию и в том случае, когда оно не оценивается по эстетическим критериям и находится вообще вне системы художественного восприятия в собственном смысле этого понятия» (Дондурей, 1975, с.28). Альтернативный теоретико-нормативному подход может быть назван индивидуальным. Индивидуальный подход в качестве первичной реальности, подлежащей изучению, рассматривает реальные процессы взаимодействия личности с произведением искусства во всем их качественном многообразии. Оценка же этих индивидуальных вариантов с точки зрения степени их про-двинутости, разумеется, возможна и целесообразна, но лишь как вторичная процедура, не подменяющая, а дополняющая качественный анализ. В восприятии искусства нет норм: хотя различные его типы можно сравнить по глубине, степени воздействия на личность и др., возможен целый ряд параметров для сравнения, а отнюдь не один. Примером индивидуального подхода являются изложенные далее исследования по методике свободных описаний, проводившиеся под руководством автора на материале различных видов искусства.
Методологические дилеммыпсихологии искусства 13 3. Деятельностный подход против механистического Для большинства подходов, развиваемых в психологии искусства на Западе, характерно рассмотрение восприятия искусства как результата механического функционирования неких интрапсихических механизмов, а не активности самой личности. Последняя понимается по аналогии с оптической системой, преломляющей световые лучи, чтобы дать отпечаток на фотопленке, то есть как система, преобразующая эстетические стимулы в эстетическое впечатление или эмоциональную реакцию. Личности отводится пассивная роль, которую можно охарактеризовать как установление определенных параметров этого механического процесса (независимых переменных), заданных теми или иными личностными особенностями. Альтернативный подход исходит из того, что искусство оказывает свое воздействие отнюдь не механически, благодаря каким-то своим особым свойствам, но воздействие это опосредовано встречной активностью самой личности. Первым обратил на это внимание Л.С.Выготский в посвященной эстетическому воспитанию главе учебника «Педагогическая психология* (1926). «Восприятие художественного произведения, — пишет Л.С.Выготский, — представляет собой трудную и утомительную психическую работу. Очевидно, художественное произведение воспринимается... посредством сложнейшей внутренней деятельности, в которой смотрение и слушание являются только первым моментом, толчком, основным импульсом... Моменты чувственного восприятия раздражений — только необходимые первичные толчки для пробуждения более сложной деятельности... Эта особая деятельность, связанная с эстетическими раздражителями, и составляет природу эстетического переживания... Мы убеждены, что здесь идет сложнейшая конструктивная деятельность, осуществляемая слушателем или зрителем и заключающаяся в том, что из предъявляемых внешних впечатлений воспринимающий сам строит и создает эстетический объект... Эта сложная деятельность вчувствования... и составляет основную эстетическую активность» (1991, с.278—279). Эти идеи не смогли оказать заметного влияния на развитие области, поскольку через несколько лет после выхода «Педагогическая психология» была повсеместно изъята и запрещена из-за имевшихся в ней ссылок на Троцкого и Бухарина. Новый Введение в психологию искусства импульс деятельностному подходу применительно к искусству дала получившая широкую известность статья философа В.Ф Ас-муса «Чтение как труд и творчество». «Содержание художественного произведения не переходит... из произведения в голову читателя. Оно воспроизводится, воссоздается самим читателем — по ориентирам, данным в самом произведении, но с конечным результатом, определяемым умственной, душевной, духовной деятельностью читателя... Никакое произведение не может быть понято... если читатель сам, самостоятельно, за свой страх и риск не пройдет в собственном сознании по пути, намеченном в произведении автором» (Асмус, 1961, с.41—42). Более того, любая форма контакта с произведением есть определенного рода деятельность, отнесем ли мы ее к роду художественной или эстетической деятельности или нет. Именно от характера этой деятельности и будет зависеть результат — наличие, направленность, качество и глубина воздействия произведения на личность. «Два читателя перед одним и тем же произведением — все равно что два моряка, забрасывающие каждый свой лот в море. Каждый достигнет глубины не дальше длины лота» (там же). Наконец, в наиболее обобщенном, концептуальном виде понимание искусства как специфической деятельности было сформулировано в посмертно опубликованных текстах выступлений А.Н.Леонтьева (1983; 1991). Искусство определялось им как «...та единственная деятельность, которая отвечает задаче открытия, выражения и коммуникации личностного смысла действительности, реальности» (1983, с.237). Особое значение для деятельностного подхода к анализу искусства имеет не связанная прямо с проблематикой искусства общепсихологическая концепция Ф.Е.Василюка, в частности, разработанное им достаточно подробно представление о внутренней деятельности переживания, направленной на производство смысла. «Переживание понимается нами как особая внутренняя деятельность, особая работа по перестройке психологического мира... общей целью которой является повышение осмысленности жизни» (Василюк, 1984, с.ЗО). Введение в концептуальный аппарат общей психологии понятия внутренней деятельности переживания оказывается чрезвычайно продуктивным для психологического анализа восприятия искусства, переводит идею деятельностного подхода в анализе художественного восприятия с описательно-конста-
Методологические дилемм ы психологии искусства 15 тирующего уровня на уровень детальной концептуализации самого процесса. 4. Смысловой подход против когнитивно-аффективного Одним из наиболее мощных концептуальных барьеров, препятствующих полноценному пониманию функционирования искусства, является оставшееся в наследие современной науке от античных времен расщепление психической активности человека на ум, волю и чувство. Традиционно искусство связывали с эмоциональной сферой человека, противопоставляя его по этому параметру, в частности, науке, но эмоции, «работающие» в искусстве, отличаются от других эмоций как раз тем, что они «умные» — сублимированные, интеллектуализированные, преодоленные, «очищенные» и т.п. Неадекватность описания искусства только на языке эмоций подтверждается тем фактом, что наиболее прямое, интенсивное и очевидное воздействие на эмоции в чистом виде оказывает как раз не «высокое» искусство, а квазихудожественные коммерческие суррогаты. Что же касается подлинного искусства, то оно соотносится не с эмоциями, а с личностью, несводимой ни к интеллектуальной, ни к эмоциональной сфере. Надо сказать, что в прокрустово ложе дихотомии «аффект—интеллект», все еще характерной для современной психологии, особенно на Западе, не укладывается не только искусство, но и многое другое. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|