ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТИПЫ И УРОВНИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ИСКУССТВА 4 страницаТем самым произведения искусства служат для передачи специфического опыта человеческой жизнедеятельности, который несводим к познавательной информации. Это опыт осмысления одних и тех же вещей с разных точек зрения, исходя из разных смысловых перспектив, позволяющий по-новому увидеть то, что, казалось бы, давно известно и очевидно. «Целью искусства является дать ощущение вещи как видение, а не как узнавание», — писал В.Шкловский (1983а, с. 15). Именно это отличает подлинное искусство от коммерческого квазиискусства; подробнее об этом пойдет речь ниже. Создавая «...новое ценностное отношение к тому, что уже стало действительностью для познания и поступка» (Бахтин, 1975, с.ЗО—31), искусство как бы расшатывает смысловые стереотипы, позволяет видеть в конечном счете одни и те же вещи одновременно с разных точек зрения, стереоскопично, видеть в одном разное. «Искусство дает мне возможность вместо одной пережить несколько жизней и этим обогатить опыт моей действительной жизни, изнутри приобщаться к иной жизни ради нее самой, ради ее жизненной значимости» (Бахтин, 1979, с.72). И здесь мы опять выходим на «жизнь» как завершающее звено в приведенной выше схеме процесса функционирования искусства Л.Жабицкой. Искусство не только не отрывает, не уводит человека от реальной жизни, но скорее наоборот, приближает его к ней. Этому есть экспериментальные свидетельства: так, например, обнаружено, что читатели, обращающие основное внимание на стержневую идею произведения, демонстрируют Введение в психологию искусства по данным другого теста существенно большую дифференциро-ванность и богатство характеристик при описании и классификации изображенных на рисунках жизненных ситуаций, чем читатели, ориентирующиеся преимущественно на фабульную сторону произведения, то есть первые воспринимают жизнь менее схематично, более разностороннее (Леонтьев, Харчевин, 1989). Таким образом, искусство в жизни человека выполняет сугубо утилитарную, приспособительную функцию и играет благодаря ей очень важную роль в организации нашей жизни. Обогащаясь смысловым опытом в процессе общения с искусством, человек формирует у себя новые формы отношения к действительности. В отличие от критических жизненных ситуаций, где новые формы отношения возникают в результате болезненной перестройки под давлением жизненных императивов, в ситуации взаимодействия с искусством эти изменения происходят «непринужденно» (А.Натев), как бы заранее обеспечивая человека опытом и средствами осмысления, переживания и преодоления будущих жизненных ситуаций, когда они наступят. «Искусство есть... организация нашего поведения на будущее, установка вперед, требование, которое, может быть никогда и не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней» (Выготский, 1968, с.322). Подытожим теперь сказанное в данной главе. 1. Произведение искусства есть изображение с помощью ху 2. В произведении искусства автор решает задачу на раскры 3. Решение автором задачи на смысл может стать фактом ис 4. Специфическое глубинное воздействие искусства обеспечи
Искусство как механизм трансляции смыслов щей у реципиента измененное состояние сознания по типу гипнотического раппорта или транса. 5. Восприятие реципиентом авторского видения мира через 6. Развивающая функция искусства заключается в обогаще Изложив теоретико-нормативные представления о сущности искусства и его функционирования в идеальной ситуации, мы переходим теперь к анализу реальной ситуации сегодняшнего дня — к анализу реального места искусства в жизни больших масс людей и к анализу реальных механизмов его потребления. Искусство в социокультурной ситуации
Особенности функционирования искусства в сегодняшней социокультурной ситуации Массовая культура и квазиискусство В предыдущей главе мы описали нормативно-идеальную ситуацию взаимодействия эстетически безупречного произведения с эстетически воспитанным реципиентом в стерильных условиях интимного созерцания. Понятно, что хотя такие ситуации и весьма типичны, статистически они скорее исключение, чем правило. В подавляющем большинстве случаев развивающая функция искусства не находит своей реализации. Констатацией этого, как правило, ограничиваются многочисленные авторы, затрагивающие эту проблему. Нам же представляется принципиально важным вопрос о том, что же в этих случаях все-таки происходит, и какими факторами обусловлено то, что именно будет происходить в ситуациях контакта личности с произведением искусства, отличающихся от идеальной и сравнительно нечастой ситуации, обрисованной нами ранее. Ответ на этот вопрос мы попытаемся в какой-то степени дать в этом и следующих разделах. В любом контакте все зависит от готовности и доброй воли двоих. Достаточно кому-то одному оказаться не готовым к контакту, чтобы он не состоялся или принял форму, далекую от идеальной. В нашем случае причина неудачи также может лежать как в личности, так и в произведении. Начнем с произведения. Опуская очередной риторический вопрос — всегда ли то, что человек принимает за истинное искусство, оказывается им на деле, — рассмотрим, что именно и благодаря чему может рядиться в одежды истинного искусства. «Вот уже много веков, — писал Жан Кокто, — публика пребывает жертвой грандиозного надувательства. Ее обманывают с помощью более или менее искусно сделанной бутафории для глаз и ума. Ей показывают что-нибудь уже давно известное, зная, что она предпочитает узнавание познаванию. Узнавать знакомое легче, чем познавать. Это не требует усилий. Множество людей верят, что любят живопись, потому что узнают в ней привычные предметы» (Кокто, 1985, с.66). В этой цитате единственным спорным моментом выглядит ссылка на много веков. Конечно, бутафорское искусство впервые появилось не в наши дни, однако власть его в наше время простирается шире, чем влияние истинного искусства, и именно это соотношение сил является характерной приметой нашего времени. Если раньше искусство было, по сути, уделом знатоков из привилегированных сословий, то с появлением к началу XX в. нового социального явления — свободного времени у широких масс малообразованных трудящихся, — стали меняться социальные функции искусства и, вследствие этого, стал меняться и его облик. Эволюция, которую претерпело искусство, можно сравнить с превращением античных пиров и средневековых трапез в современные экспресс-кафе и закусочные Макдональдса. Искусство вышло из дворцов и особняков, шагнуло на улицы и, «продав душу» средствам тиражирования и массовой коммуникации, прочно вошло в наш повседневный быт. Шедевры живописи встречают нас в сотнях тысяч репродукций на стенах, в журналах, в оформлении духов, конфет, сигарет и многого другого. Художественная литература используется как средство скоротать время в ожидании или в дороге. Музыка становится всеобщим фоном, абсолютно преобладающим можно считать «антуражное слушание» музыки наряду с прочими занятиями. В этих условиях музыка не затрагивает чувства слушателя и попросту не запоминается. «Сейчас человек все с большим трудом может вспомнить, слушал ли он в определенное время радио, какая была программа, понравилась ли она» (Сущенко, 1979, с.264). Искусство утратило свою былую выде-ленность из повседневности, вошло в ряд основных форм времяпровождения. Социологические исследования в нашей стране свидетельствуют: «По привлекательности, доставляемому удовлетворению, а значит, в большой мере, и по осознаваемой неотложности потребление искусства стало у населения в один ряд с такими традиционными и необходимыми для личности занятиями, которые в сущности являются неотъемлемыми элементами существования человека как социального субъекта — домашними делами, то есть поддержанием семейных отношений; хождением в гости и приемом гостей... встречей с природой» (Человек в мире художественной культуры, 1982, с.27). Введение в психологию искусства Искусство в социокультурной ситуации
Радоваться этому или нет — вопрос особый. Восприятие искусства, как отмечал еще Л.С.Выготский (1991) и, позднее, В.Ф.Асмус (1961) — сложная умственная работа, труд и творчество. Именно этим трудом достигается результат общения человека с искусством — эффект проникновения человека в содержание произведения, а содержания произведения — в человека. Наивно было бы полагать, что без труда, мимоходом можно полноценно овладеть вершинами человеческого гения. Пятнадцать секунд в очереди на «Джоконду» (Посмотрел? Проходи, не задерживай!), «Война и мир» в переполненном вагоне метро или электрички, Моцарт по радио, чтобы не скучать во время приготовления или потребления пищи... Можно ли считать это общением с искусством? Ведь известно, что книга, лежащая на столе — это не художественное произведение. Она им становится тогда, когда ее берет в руки читатель, причем читатель, настроившийся на волну общения с искусством. Как справедливо замечает М.С.Каган, «для того, чтобы содержательная форма получила эстетическое значение, должна возникнуть эстетическая ситуация» (1971, с.103). Там, где этой ситуации нет, нет и искусства. Школьник, читающий «Войну и мир», чтобы завтра ответить урок, психологически читает не шедевр художественной прозы, а учебник. Конечно, требование внедрять в повседневность исключительно образцы истинного искусства, во-первых, невыполнимо, во-вторых, бессмысленно. Если вдуматься, не все ли равно, делать уборку квартиры под Моцарта или под Мадонну — ведь важна лишь приятная и неоднообразная ритмичная мелодия. Свято место пусто не бывает — мы переживаем сейчас период расцвета искусства особого рода, функционально-бытового массового искусства, а точнее, квазиискусства. Его можно рассматривать как явление, возникшее на стыке истинного искусства, декоративно-прикладного функционального искусства и массовой культуры. Декоративно-прикладное искусство (включая дизайн), в отличие от истинного искусства, воплощает в художественной форме не образ мира, а конкретную функциональную вещь, которая и выступает единственным содержанием «произведения». Как и в истинном искусстве, элементы художественной формы являются носителями фиксированных эмоциональных значений, обусловливающих то или иное восприятие образа со- ответствующей вещи. Массовое искусство (квазиискусство) занимает промежуточное положение между ними. Содержанием его является образ мира, более или менее вымышленного, что позволяет ему рядиться в одежды истинного искусства. Однако, в отличие от последнего, квазиискусство принципиально не несет в себе нового осмысления действительности, не является отражением индивидуального видения мира автором. Напротив, оно строится на жестких стереотипах, на принципе узнавания, о котором мы уже не раз упоминали. Восприятие квазиискусства основано на автоматизмах, в то время как критерий художественности произведения, напротив, заключается в том, что «оно нарочито создано для выведения из автоматизма восприятия... и оно искусственно создано так, что восприятие на нем задерживается и достигает возможно высокой своей силы и длительности...» (Шкловский, 1966, с.343). Подобно декоративно-прикладному искусству, в квазиискусстве индивидуальность автора проявляется преимущественно в успешности воплощения банального содержания в художественную форму, наиболее эффективно играющую на эмоциях зрителей и читателей. Наконец, квазиискусство является составной частью пресловутой «массовой культуры»1. «Понятие "массовая культура" не сводится к "массовому искусству", а обозначает гораздо более широкую сферу реально существующих явлений... Это и собственно "массовое искусство", это и сфера повседневного быта, это и индустрия массовых развлечений... и индустрия сувениров, это и индустрия рекламы, одним словом, все то, что рассчитано на массовое потребление» (Гусев, 1981, с.62). Квазиискусство отличается от других феноменов массовой культуры тем, что оно имеет вывеску искусства, требует признания себя искусством, выступает от имени искусства. Немалое число людей не представляют себе иного искусства, чем то, которое поставляет им в неограниченном количестве индустрия массовой культуры. Общность же квазиискусства с другими феноменами массовой культуры заключается в том, что оно рассчитано на пассивное потребление, не требует от потребителя каких-либо интеллектуальных усилий. Оно не способствует изменениям личности, 1 См. об этом: Карцева Е.Н. «Массовая культура» в США и проблема личности. М., 1974; Райнов Б. Массовая культура. М., 1979; Кукаркин А.В. По ту сторону расцвета. 3-е изд. М., 1981; Джинджихашвили Н. Искусство и прогресс. Тбилиси, 1977. Введение в психологию искусства напротив — оно подстраивается под уже сложившиеся психологические структуры. Оно соблазнительно именно потому, что оно ничего от зрителя или читателя не требует, ничего от него не хочет. В отличие от истинного искусства, это искусство не для личности — это искусство для эмоций. Оно доставляет человеку яркие эмоциональные переживания, не затрагивающие основ его мировоззрения и улетучивающиеся, не оставляя следа. То же относится и к автору произведений, если он не вкладывает в них свою личность — в лучшем случае профессиональное мастерство. «Когда художник создает бесстрастно, когда его художнический выбор не укоренен в специфическом качестве его личности, — тогда мы, по-видимому, имеем дело лишь с имитацией творческой деятельности, с ее суррогатами, а продуктом такой деягельности выступает произведение, которое только формально является произведением искусства» (Шор, 1989, с.55). Различение квазиискусства и искусства по критерию «для эмоций—для личности» хорошо согласуется с выделением двух классов эмоциональных процессов в восприятии искусства — рефлексии и реакции. Реактивная модель предполагает, что «интерпретатив-ная активность сознания редуцируется, и акцент делается на простом эмоциональном отклике» (Cupchik, Winston, 1992, р.70). Авторы этого различения Дж. Купчик и Э.Уинстон приводят в качестве иллюстрации реактивно ориентированного искусства сентиментальные романы, строящиеся по жестко стереотипным схемам. «Когда интерпретация направляется стереотипами или прототипами, требуется меньше интерпретативной переработки и легко может быть вызван простой аффективный отклик» (там же, р.75). Реакция осуществляется в основном на уровне простых телесных (физиологических) проявлений, связанных с рассмотренными нами выше настройками, осуществляемыми воздействием эстетических свойств формы. Напротив, рефлексивный тип восприятия связан со сложными процессами когнитивной переработки, интерпретации и оценивания, присущими эстетически развитым реципиентам. Проведенные Дж.Купчиком и Э.Уинстоном эксперименты показывают, что два различных типа восприятия, демонстрируемые эстетически развитыми и неразвитыми реципиентами, выпукло проявляются даже в языке, которым те и другие описывают художественные произведения. Конечно, нельзя вычеркнуть из обихода все пустое, бессодержательное, зрелищное, поверхностное. Оно тоже выполняет
Искусство в социокультурной ситуации реальную психологическую и социальную функцию, хотя она и не имеет почти ничего общего с функцией истинного искусства. Рекреация, в том числе рекреация интеллектуальная — это «...необходимый компонент цикла ежедневной производительности», как справедливо отмечает кинорежиссер А.Митта2. Действительно, если человек после тяжелого рабочего дня хочет расслабиться, отдохнуть, развлечься, то мы не вправе отнимать у него детектив и взамен подсовывать том Достоевского. «Не беда, если человек идет на пустую комедию или сентиментальную сказку про Золушку с бензоколонки, ставшую королевой эстрады или звездой кино, из побуждений чисто рекреационных (мы ведь не требуем откровений о бытии от фигурного катания или футбола). Но беда, если инфантильные переживания становятся сокровенным содержанием духовной жизни взрослого человека, беда, если развлекательным зрелищем исчерпываются интересы человека в искусстве, а драматизированная реклама принимается за жизненный идеал» (Вильчек, 1978, с.23). Мы переходим здесь к анализу тех негативных воздействий, которые могут оказывать на личность образцы квазиискусства, принимаемого людьми за искусство настоящее. Основная осуществляемая ими функция — функция развлечения, досуга — не должна вызывать негативной оценки. Однако описанная выше «игра на эмоциях» не всегда проходит для личности бесследно. Произведения, подстраивающиеся под потребителя, дающие полную узнаваемость и стабильность мировоззренческой картины мира, консервируют личность, тормозят ее способность к изменению, развитию и творческому приспособлению к изменяющемуся миру. Убаюкивающе-усыпляющее действие квазиискусства, подавляющее и обращающее в свою противоположность открытость миру, познавательную активность и интересы, гибкость мышления и мировосприятия, свойственные развитой личности — это одна из возможных негативных форм воздействия квазиискусства на сознание и личность восприимчивых к нему людей. Другой такой формой является воздействие, при котором «вполне эстетическими средствами достигается нечто совершенно чуждое искусству в настоящем его значении» (Фшшпьев, 1976, с.72), 2 Что происходит в кино? Круглый стол Л Г // Литературная газета. 1987. № 3. 14 января. С.8. Введение в психологию искусства то есть осуществляется внедрение в сознание человека антигуманных ценностей, дающих превратное представление о жизни и о человеческих отношениях. Проводниками таких ценностей может в принципе выступать как квазиискусство, так и «истинное» искусство (которое можно обозначить в данном случае словом «антиискусство» — см. Фшшпьев, 1976); для первого, однако, это гораздо более характерно, поскольку именно ориентация на массовый успех, массовость побуждает авторов играть на примитивных влечениях людей и подыгрывать им вместо того, чтобы стремиться поднять их на более высокую ступень. Из сказанного вытекает, что к сегодняшней ситуации функционирования в обществе художественной культуры не вполне применима традиционная логика: потребление высокохудожественных произведений формирует эстетическое сознание аудитории, ее художественный вкус, ее потребности, способствует духовному росту и обогащению, а потребление образцов «дурного вкуса» — зло, с которым необходимо бороться. Эта прямолинейная логика во многом верна, однако, как показывают исследования последних лет, явно недостаточна. Истинное искусство и квазиискусство — не антиподы, каждое из них занимает в жизни людей свое место и выполняет свою функцию. Более того, исследования показывают, что совокупный социальный эффект воздействия произведения искусства может выходить за рамки собственно эстетического воздействия, в свете чего становится очевидным, что не всегда высокохудожественное произведение окажет на аудиторию более сильное воздействие, чем малохудожественная вещь. Квазиискусство может стать антиподом истинного искусства в одном случае: когда претендует на то, чтобы подменить собой, вытеснить истинное искусство. Тогда оно действительно становится разрушительным. Но антагонизм между ними отнюдь не является неизбежным. И нет нужды (да и возможности) изгонять квазиискусство вообще из духовной жизни общества. Квазиискусство нужно, оно отвечает реальным нуждам и запросам людей. Вопрос лишь в том, чтобы четко различать и понимать, где искусство, а где его суррогат. Нельзя, однако, говорить об эффекте воздействия произведения, абстрагируясь от того, на кого это воздействие оказывается, ибо эффект воздействия определяется не только характеристиками произведения, но и способностью, и готовностью человека воспринять в нем те или иные слои или аспек-
Искусство в социокультурной ситуации ты. В следующем разделе мы рассмотрим характеристики аудитории современного искусства и квазиискусства и социальную ситуацию его потребления. Массовая аудитория и квазивосприятие По мере дифференциации искусства и вырождения большей его части в квазиискусство, аналогичный процесс происходил и с его аудиторией. Этот процесс зашел так далеко, что в рамках целостной художественной культуры вьделились и обособились субкультуры, имеющие каждая свою аудиторию, причем это обособление связано с характером запросов реципиентов. «Получается, что в очень широком слое аудитории обращается не более двух-трех десятков "модных" книг (плюс еще некоторое количество "случайной" литературы), а в относительно узком слое — большая часть всего литературного "капитала" страны, человечества» {Вильчек, 1978, с. 14). То же относится и к кино, и к другим видам искусства. По сути дела, здесь встает проблема элиты и массы в аудитории искусства, которую нельзя обойти в нашем анализе. Сама эта проблема связана с возникновением разрыва между активной аудиторией искусства и элитой, характеризующейся высоким уровнем художественного развития. Если в прошлом эти две группы населения почти совпадали, то с возникновением средств массовой коммуникации и расширением доступности искусства его аудитория сильно раздвинула свои границы. «В то время, как раньше "элита" составляла фактически всю аудиторию, ныне люди, обладающие высокоразвитым эстетическим вкусом, образуют лишь незначительную часть массовой аудитории» (Цукерман, 1972, с. 185-186). Разумеется, ни в социальном, ни в психологическом отношении нельзя ставить знак равенства между элитарной публикой прошлого и группой людей, находящихся на высоком уровне художественного развития и выступающих в роли эстетического «авангарда» сегодняшней массовой аудитории. Этот «авангард», в отличие от образованной элиты прошлого, — не замкнутая группа, а открытая для всех. Потенциальная открытость этой опережающей группы высокоразвитых в художественном отношении людей является, однако, лишь возможностью, реализа- Введение в психологию искусства ция которой осложняется объективно существующим противоречием между развивающей природой самого искусства и консервативностью запросов массовой аудитории. Ситуация, сложившаяся на сегодняшний день, дает мало поводов для оптимизма. Квазиискусство воспитало своего квазичитателя, квазизрителя, квазислушателя. Этот феномен не имеет отношения к эстетике, но для социолога и психолога искусства он чрезвычайно актуален, и актуален именно по причине своей антиэстетичности. Еще Б.Брехт заметил: «Безвкусица масс коренится глубже в действительности, чем вкус интеллектуалов»3. При этом в социалистическом и капиталистическом обществе действуют разные социальные механизмы, приводящие к одному и тому же результату — массовому формированию квазичитателей, квгзизрителей, квазислушателей благодаря расцвету квазиискусства и нарушению функционирования в обществе искусства настоящего. В социалистическом обществе роль усредняющего фактора играл прежде всего социальный догматизм, утверждение единообразия и единогласия во всех сферах жизни общества. В этих условиях любое произведение, в котором давалась точка зрения, отличная от официально одобренного мнения, рассматривалась в лучшем случае как сомнительное; зритель же и читатель воспитывались на произведениях, если не повторяющих друг друга, то по крайней мере отражающих один взгляд на мир, на общие закономерности происходящих в нем событий. «Принцип узнавания», характеризующий функционирование квазиискусства, был фактически возведен в ранг политики партии и государства в области культуры и в тридцатые—пятидесятые, и в семидесятые—восьмидесятые годы. А воспитанный на единогласном искусстве массовый квазичитатель и квазизритель стал высшим авторитетом, именем которого те или иные произведения признавались «нужными» или «не нужными» народу. В капиталистическом обществе роль унифицирующего механизма выполняет идеологический культ престижного потребления с ориентацией перещеголять соседа. Культурное потребление подчиняется тем же закономерностям: нормативным и поднимающим репутацию потребителя считается чтение тех книг и посещение тех культурных мероприятий, которые должным образом рекламно «раскручены» и тем самым 3 Литературная газета. 1987. № 3. 14 января. С.8.
Искусство в социокультурной ситуации приобрели престижный ореол, а достаточными средствами на такую раскрутку располагает, как правило, лишь индустрия массовых жанров. В развитых странах, однако, государству удается отчасти компенсировать неблагоприятное положение учреждений высокой культуры прямыми бюджетными субсидиями и налоговым поощрением частной благотворительности в их пользу. Основные психологические характеристики квазичитателя, квазизрителя, квазислушателя можно свести к следующим: Первое — безапелляционность оценок и представление своего мнения как мнения по меньшей мере класса: «Если искусство в нашей стране принадлежит народу, то есть мне, то мне и судить, что хорошо, а что — плохо». Второе — то, что В.М.Вильчек называет «"тотальным гедонизмом" — стремление получить наслаждение, удовольствие, радость, но без переживания, сострадания — без катарсиса...» (1978, с.28). Третье — направленность на узнавание привычного и отвержение нового, непривычного. Четвертое — неспособность и нежелание проявлять в ситуации потребления искусства какую-либо духовную активность. Эти четыре характеристики взаимосвязаны, и трудно вычленить из них одну определяющую. Ситуация осложняется — к сожалению, не только в теоретическом, но и в практическом отношении — замкнутым порочным кругом: квазиискусство воспроизводит массового квазичитателя (зрителя и т.д.), но и само оно в определенной степени «...является производной от эстетического сознания масс, и его художественные дефекты оказываются следствием дефектов массового сознания» (Джин-джихашвши, 1977, с. 134). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|