ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТИПЫ И УРОВНИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ИСКУССТВА 6 страницаПриведем несколько наиболее тщательно обоснованных в эстетико-психологическом отношении типологий процесса потребления различных видов искусства. Л.И.Беляевой (1971; 1975) принадлежит наиболее детально разработанная типология потребления художественной литературы. Опросив 1200 читателей с помощью методов интервью, опроса и открытого анкетирования, она выделила широкий спектр мотивов чтения, разбившихся на 7 групп, и построила на этом основании типологию читателей. Хотя мотивы чтения в данной типологии (число и состав мотивов, а также доминирующие мотивы в общей мотивационной структуре) выступают основным типообразующим признаком, Л.И.Беляева характеризует присущие каждому из типов установки, интересы, стимуляторы, особенности восприятия, критерии оценки и наличие и характер последействия произведения. Всего она выделяет пять Индивидуальные и возрастные особенности восприятия 65 читательских типов: 1) оптимальное эстетическое восприятие; 2) восприятие «слоя фактов»; 3) рассудочное «познавательное» восприятие; 4) эмоциональное восприятие, основанное на субъективных ассоциациях; 5) поверхностное восприятие всех компонентов. Хотя Л.И.Беляева говорит о типах читателей, видно, что по сути ее типология содержательно характеризует не столько типы потребителей, сколько процессы восприятия (потребления). Две эстетико-психологические типологии разработаны на материале изобразительного искусства. Первая из них, предложенная Е.М.Торшиловой и М.З.Дукаревич, была создана на основе сопоставления особенностей восприятия живописи с рядом личностных характеристик, полученных с помощью батареи психологических тестов. Авторы выделили два основных типа — нецелостное и целостное художественное восприятие. Нецелостный тип может выступать в одном из двух вариантов: восприятие смысла вне формы, либо восприятие формы вне смысла. Соответственно, тип целостного художественного восприятия также распадается на две разновидности. Первая из них — это восприятие произведения в единстве формы и содержания, более или менее адекватно авторскому замыслу, но это как бы внеконтекстное восприятие. Произведение рассматривается вне контекста творчества автора, его жизни и социокультурной ситуации в целом. Оно выступает не как творение конкретного художника, а как «вещь в себе». Для второй разновидности целостного типа восприятия характерна не локальная трактовка темы сюжета произведения, а «создание своей интерпретации личности художника в ее контакте с миром» (Торшилова, Дука-ревич, 1978, с. 187). Примечательно, что в большинстве случаев оказались безрезультатными попытки установить связи описанных типов художественного восприятия с социально-демографическими параметрами. Другая заслуживающая внимания типология была разработана Г.Дадамяном, Д.Дондуреем и Л.Невлером на материале восприятия монументального искусства (роспись О.Филатчева «Студенты» в фойе Московского института нефтехимической и газовой промышленности им. И.М.Губкина) с помощью метода глубинного стандартного интервью с фиксированием развернутых ответов. Анализ 104 интервью позволил выделить три основных типа восприятия фрески — художественный, обыденный и Введение в психологию искусства квазихудожественный. Художественный тип восприятия (представленный, в частности, в интервью специально приглашенной группы экспертов-искусствоведов) базируется на принципе, согласно которому художник, изображая, воссоздает красоту и истину, несводимую к изображенной видимости. Обьщенный тип восприятия характеризуется редукцией эстетической специфики произведения к реалиям повседневной действительности, которые и служат основой восприятия и оценки произведения; эстетический идеал по сути подменяется идеалом, конструируемым «...по особым законам практического освоения жизни» (Да-дамян, Дондурей, Невлер, 1979, с.223—224). Этот тип распадается на несколько подтипов: «натуралист» — зритель, озабоченный прежде всего жизненной достоверностью и правдоподобием изображаемых людей, вещей и событий; «функционалист» — зритель, во главу угла ставящий утилитарное назначение произведения (духовно-мобилизующее, идейно-мировоззренческое, нравственно-воспитательное и т.п.); «гедонист» — зритель, требующий от произведения развлекательности, отвлечения от действительности, и «символист» — зритель, занятый вычитыванием и разгадкой в произведении и его элементах скрытых смыслов. Наконец, квазихудожественный тип восприятия характеризуется сильным влиянием социально-престижных факторов ценностно-нормативной природы, приводящим к большой, хотя и мозаичной информированности в области художественной культуры при отсутствии действительно интимно-индивидуального сопереживания и понимания ценности искусства не только на уровне словесных деклараций. Еще две заслуживающих внимания типологии созданы на материале киновосприятия. Основой для первой из них послужили письма кинозрителей, посвященные фильму Г.Данелия «Афоня» и присланные в адрес «Кинопанорамы» (Вильчек, 1978, с.25—40). Анализируя эти письма, В.М.Вильчек выделяет и подробно характеризует семь различных структур восприятия фильма. Первый тип восприятия — «тотальный гедонизм», оценка фильма по критерию развлекательности, по его способности дать наслаждение, не затрагивая глубинных чувств и структур личности. Если же, вопреки ожиданиям, такой зритель ощущает погружение в более глубокие, серьезные пласты экранной идеи, возникает сопротивление, реакции защиты от навязываемого фильмом серьезного отношения к жизни, которые могут выра- Индивидуалыше и возрастные особенности восприятия 67 жаться, например, в животном смехе в самые драматические моменты фильма. Второй тип, по В.М.Вильчеку, — морально-гедонистический, отличающийся от первого безапелляционной нетерпимостью ко всему, что лежит за пределами привычных стереотипов. Зрители этого типа выносят из фильма, помимо наслаждения, также определенную мораль, но то, что они выносят, жестко ограничено их ригидными установками, «барьером нетерпимости». Третий тип, названный автором «псевдоэстетическим», характеризуется, в отличие от первых двух, проникновением в психологическое, проблемное содержание фильма. Вместе с тем, это проникновение происходит в отрыве от понимания художественной условности, что приводит к ощущению внутренней противоречивости, раздвоенности фильма. Четвертый тип — эстетический: восприятие с позиции, аналогичной авторской. «Это — цельное восприятие, в его фокусе — образ, "смех сквозь слезы", а не "смешная форма плюс грустное содержание"» (там же, с.ЗЗ—34). Пятый тип — сочетание эстетического восприятия фильма в целом с дидактическо-мо-рализаторской оценкой отдельных «вредных» эпизодов. Эта же дидактическо-морализаторская оценка выступает как доминирующая в шестом типе, полностью определяя восприятие фильма в целом и подменяя собой собственно эстетическую позицию. Наконец, седьмой тип восприятия отражает своеобразное понимание воспитательной функции кино, при котором неприемлемым считается изображение на экране темных, негативных, проблемных сторон жизни. Как отмечает В. М. Вильчек, зритель, относящийся к этому типу, ждет от фильма того же, что и зрители первого типа — компенсации. «Но ему мешают драматические слои содержания фильма..., первые не заметили "слезы сквозь смех" — душевной взволнованности художника, последние — "смех сквозь слезы" — светлой человечности фильма» (там же, с.39). Более компактна типологическая схема И.СЛевшиной (1983, С.38—42), в которой выделяются четыре типа зрителей на основании устойчивых типов массовых социально-психологических установок на искусство: 1) «правдоподобники», рассматривающие произведение с точки зрения жизненной достоверности; 2) «моралисты», считающие, что искусство должно показывать все только лучшее; 3) «развлекающиеся», считающие задачей искусства создание легкого и веселого настроения и 4) эстети- Введение в психологию искусства чески-ориентированные, способные к целостному восприятию, сопряжению всех компонентов художественной мысли, овладению идейно-нравственным смыслом произведения, близким смыслу, который вкладывал в произведение сам автор. «Каждый получает наслаждение от того, что свойственно его натуре», — писал Аристотель, но «не каждый может претендовать на то, что его наслаждение — истинно и покоится на постижении истины искусства» (Цит. по: Давыдов, 1968, с.271). Оба эти момента нашли отражение в каждой из пяти приведенных типологий форм потребления искусства, в которых совмещены нормативно-оценочный критерий (степень близости каждого из рассматриваемых типов к полноценному «истинному» художественному восприятию) и содержательно-психологический (указание качественного содержательного своеобразия каждого из типов). Нетрудно заметить много общего во всех приведенных типологиях, что позволяет предположить существование определенной, хоть и не жестко фиксированной иерархии форм отношения к произведению искусства, структур взаимодействия зрителя (читателя, слушателя) с произведением, характер которых в конечном счете определяет эффективность, действенность искусства в каждом конкретном случае. «Вертикальное» измерение этой иерархии отражает глубину восприятия искусства, определяемую глубиной проникновения в смысловое содержание произведения, приближением к смысловому миру автора. Это измерение отражает меру адекватности восприятия. «Горизонтальное» измерение этой иерархии само многомерно: оно задается разнообразными качественными характеристиками конкретных процессов художественной коммуникации, говорящими гораздо больше, чем абстрактная мера удаленности данного процесса от идеального типа адекватного восприятия, расположенного на вершине иерархической пирамиды. К сожалению, качественные исследования реальных процессов взаимодействия личности с произведением вне нормативно-оценочного измерения на сегодняшний день не получили широкого распространения, что связано, на наш взгляд, с неудовлетворительным состоянием всего направления исследований индивидуальных различий в потреблении искусства. Рассмотрим теперь связь индивидуальных особенностей восприятия искусства с возрастными стадиями развития соответствующей способности и попробуем выделить основные факторы и детерминанты художественного развития личности. Индивидуальные и возрастные особенности восприятия 69 Возрастная динамика художественного развития личности Для того, чтобы соотнести изложенные нами в предыдущем разделе типологии индивидуальных особенностей восприятия искусства и отношения к нему с понятием «развитие личности», необходимо прежде всего понять направление, критерии и основные этапы этого развития. Для этого, в свою очередь, требуется рассмотреть естественный ход процесса развития и изменения отношения человека к искусству в его онтогенетическом развитии. Конечно, понятие «естественный ход» в нашем контексте достаточно условно, поскольку в принципе нельзя однозначно определить, какие условия приобщения человека к художественной культуре следует считать естественными, а какие — ущербными или, напротив, особо благоприятными. Естественный ход процесса приобщения к искусству будет здесь означать не более чем приобщение без применения специальных методических приемов и средств из арсенала эстетического воспитания. Наконец, необходимо оговорить и то, что лишь у части людей и лишь в зрелом возрасте можно выявить отношение к искусству вообще. Отношение к разным видам искусства, а внутри них — к разным жанрам, как правило, заметно различается у одних и тех же людей, проходит различный путь становления и развития. Мы возьмем в качестве основы рассмотрения «художественного онтогенеза» отношение к художественной литературе, с которой, «как правило, начинается у нас приобщение человека к искусству» и знание которой «часто является своеобразным "ключом" к пониманию других видов искусства — театра, кино, отчасти изобразительных искусств (иллюстрации и картины на литературные сюжеты), музыки (либретто опер, музыкальные произведения, имеющие в качестве программы литературные произведения, песни на стихи поэтов) и т.д.» (Коган, 1968, с. 169). Литературное развитие ребенка начинается со сказки, которая в каком-то смысле противоположна искусству. Сказка несет однозначность, единый смысл, в сказке все расставлено по местам, заданы универсальные схематизмы. В ней передается общая картина мира, сложившаяся в данной культуре. Сказки, былины, мифы и т.п. не имеют автора. Их автором является сама ло- Введение в психологию искусства кальная культура или субкультура, и то, что в них отражено — это не индивидуальное осмысление мира автором, а коллективное осмысление мира социумом. Если говорить об искусстве как орудии социализации индивида, то к сказкам и прочим произведениям анонимного устного народного творчества это относится в наибольшей степени. В цикле психологических исследований восприятия сказки дошкольниками, проводившихся в 1940-е гг. под руководством А.В.Запорожца, были обнаружены интересные факты. «В сказке, особенно в волшебной, многое дозволено. Действующие лица могут попадать в самые необычные положения, животные и даже неодушевленные предметы говорят и действуют, как люди, совершают всевозможные проделки. Но все эти воображаемые обстоятельства нужны лишь для того, чтобы предметы обнаружили свои истинные, характерные для них свойства. Если типичные свойства предметов и характер производимых с ними действий нарушаются, ребенок заявляет, что сказка неправильная, что так не бывает» (Запорожец, 1986, с.71). Ребенка, например, не смущает, что в сказке чернильница оказалась в роли сторожа, однако, когда по ходу рассказа чернильница громко залаяла на разбойника, который хотел проникнуть в дом, ребенок «...делает недовольную гримасу и говорит: "Не надо ей лаять, пусть она лучше фыркает чернилами"» (там же, с.70). Более того, если младшие дошкольники часто готовы согласиться с любым вымыслом, то «в среднем дошкольном возрасте ребенок начинает уверенно судить о достоинствах сказки, исходя из правдоподобности изображенных в ней событий. Старшие дошкольники настолько укрепляются в этой реалистической позиции, что начинают любить всякие "перевертыши". Смеясь над ними, ребенок обнаруживает и углубляет свое правильное понимание окружающей действительности» (там же, с.71). Сочетание в сказке вымысла, фантастических героев и воображаемых ситуаций, с одной стороны, и истины, достоверной логики поведения животных, людей и вещей в этом вымышленном мире — с другой, способствует формированию у ребенка двух базовых установок, делающих возможным чтение художественной литературы именно как художественной литературы: отношения к воображаемому не как к сплошному вымыслу, а как к своеобразной действительности и отношения к произведению как к образу реальности, а не ее непосредственному куску (Асмус, 1961). Индивидуальные и возрастные особ енности восприятия 71 Часто познавательные моменты доминируют и на следующей стадии читательского развития, у детей 7—9 лет («детский тип читательского развития», по возрастной типологии Л.И.Беленькой, см. «Социально-психологические проблемы...», 1974). На этой стадии, как показывает Л.И.Беленькая, художественная литература стоит фактически в одном ряду с другими источниками познания действительности, специфическое же отношение к произведению как таковому отсутствует, условность искусства не осознается. Границы между реальным и выдуманным еще достаточно расплывчаты, а вопрос об истинности, реальности тех или иных событий неактуален для маленького читателя (Беленькая, 1969). Если, однако, у дошкольников художественная литература (сказка) служила средством прежде всего объяснения и упорядочения доступного им мира, то у младших школьников она выступает средством расширения этого мира, познания того, что находится за пределами обыденного опыта и включения его в общую картину мира. Отношение к литературе в целом характеризуется на этой стадии непосредственностью и эмоциональностью, восприятие — целостностью. На первый план в произведении выступает его фабула. Следующая стадия читательского развития (10—11 лет) характеризуется Л.И.Беленькой как переход от детского к подростковому типу, что связано со скачком в общей динамике психического развития ребенка. «"Наивно-целостный" подход к действительности сменяется "наивно-аналитическим". На смену синкретичному, глобальному, нерасчлененному освоению окружающего мира... приходит иной способ постижения действительности: разделение, расчленение целого, дифференциация явлений и свойств окружающего мира» (Беленькая, 1977, с. 13). Это выражается в переходе от наивного и непосредственного отношения к художественной литературе, к пониманию ее как изображения действительности, а к концу этого периода — к пониманию ее как обобщенного изображения, выражающего идеи писателя (Никифорова, 1972, с. 144). Помимо фабулы, особое значение приобретает образ героя, черты характера которого наглядно и зримо проявляются в его поступках, и — к концу этого периода — идейное содержание, основная мысль произведения. На этой стадии уже отчетливо проявляются индивидуальные различия в художественном развитии учащихся. Следующий качественный сдвиг происходит примерно в возрасте 12 лет, когда «чтение художественной литературы начина- Введение в психологию искусства ет осознаваться детьми как деятельность свободная и связанная с личностными запросами и потребностями; начинается медленная и постепенная дифференциация мотивов чтения» (Беленькая, 1976, с.41). Познавательная ориентация чтения сохраняется, однако приобретает новые черты. Для читателя, находящегося на подростковой стадии развития, центром произведения выступает не фабула, а образ героя, который не определяется, как в более младшем возрасте, лишь отдельными яркими поступками, а постигается в его целостности, причем особое место занимает выделение и обобщение важнейших, стержневых качеств его характера (Никифорова, 1972; Беленькая, 1976). Для этой стадии характерно также обращение внимания на форму произведения, особенности языка, что говорит о появлении собственно эстетического отношения к произведению. Возникают и такие характерные для уже развитого читательского сознания особенности, как восприятие произведения в контексте реальных общечеловеческих проблем, интерес к личности автора, социальному и культурному фону, на котором оно создавалось. В этом возрасте (с 13—14 лет) можно, по сути, наблюдать все основные признаки, характеризующие полноценное зрелое читательское восприятие, хотя обладатели этой способности в группе подростков весьма немногочисленны, а индивидуальные различия как в уровне читательского развития, так и в качественных особенностях отношения к литературе и ее восприятия весьма велики. Следует также отметить, что восприятие литературы становится все менее одномерным. Художественное произведение воспринимается одновременно в нескольких своих ипостасях, и общей тенденцией становится увеличение числа различных сторон или пластов произведения, на которые читатель обращает внимание. Таким образом, как показывают исследования восприятия художественной литературы в детском возрасте, основная линия развития отношения к искусству — это движение к открытию в нем разных сторон, пластов, и прежде всего тех из них, которые связаны со специфическими сущностными характеристиками именно искусства. Этот процесс сопровождается дифференциацией отношения к искусству, уровней художественной компетентности и потребностей, определяющих мотивы потребления искусства, в одних и тех же возрастных группах. Не секрет, что очерченный нами путь полностью проходит далеко не каждый человек и даже отнюдь не большинство. В дей- Индивидуалыше и возрастные особе нности восприятия 73 ствительности практически на каждом этапе мы сталкиваемся со множеством отклонений с этого пути, застреваний и деформаций в художественном и, как следствие, общем развитии личности. Причиной этих отклонений и деформаций выступает либо отсутствие художественного воспитания в семье, школе и повседневности, либо наличие его в неполноценном или извращенном виде, не учитывающем индивидуальные и возрастные особенности. Наиболее отчетливо эти отклонения и деформации заметны при сравнении описанных выше индивидуально-ти-пологических и возрастных особенностей отношения к искусству. «Художественное сознание десятилетнего читателя, — замечает Л.И.Беленькая, — может выступить как аналог художественного сознания взрослых потребителей низкопробного чтива. То, что в период становления и формирования личности выступает как естественный и закономерный этап генезиса художественного сознания, претерпевая причудливые метаморфозы, оборачивается в зрелом возрасте крайне низким уровнем художественной культуры» (Беленькая, 1977, с.37). Здесь, пожалуй, точнее будет говорить не об аналогах, а о том, что художественное развитие личности может прекратиться и законсервироваться на любой генетической ступени. В этом случае лишь определенные пласты произведения оказываются доступными для усвоения и понимания, а относительно сложные виды искусства, требующие особой эстетической подготовки для полноценного восприятия, остаются непонятыми и оцениваются по чуждым им критериям. Попробуем теперь понять, от чего зависят, чем вызваны эти отклонения и деформации, а в наиболее общем виде — вообще дифференциация форм отношения к искусству, то есть, иными словами, какие факторы, помимо возраста, оказывают влияние на художественное развитие личности. Прежде всего, это само искусство, опыт общения с ним. Этот видимый парадокс — пониманию искусства может научить прежде всего само искусство — разрешим, если принять во внимание многослойность, многогранность и полифункциональность искусства. Верно, что отношение личности к искусству, к конкретным его видам и жанрам определяется прежде всего тем, в какой степени они способны удовлетворить ее доминирующие потребности. Верно и то, что на начальных стадиях общения с искусством эти потребности далеки от эстетических. Однако сам процесс общения с искусством способен перестраивать отно- Введение в психологию иск усст ва шение к искусству, строить новые, уже преимущественно эстетические потребности. Это происходит в том случае, если произведение искусства, будучи способным удовлетворить потребность более низкого уровня (развлекательную, компенсаторную и т.п.), не исчерпывается соответствующей функцией, а содержит в себе и более глубокие пласты. Тогда вхождение в контакт с произведением осуществляется на одном уровне, а реальное общение с ним, потребление его — на другом, подчиненном законам организации самого произведения. При этом для того, чтобы произведение искусства оказало свое «невостребованное» воздействие на реципиента, необходим не слишком большой разрыв между тем, чего он ждет от произведения, и тем, что произведение способно дать ему сверх того, иначе по отношению к незапланированному воздействию возникнет защитная реакция отталкивания, неприятия. Пример такой реакции мы уже приводили в предыдущем разделе. По данным социологов, образование также оказывается весьма существенным, а то и решающим фактором, определяющим качество эстетических предпочтений, художественный вкус. По всей видимости, это связано с тем, что уровень как общего, так и художественного образования коррелирует со способностью понимать специфический язык тех или иных видов и жанров искусства, без чего вхождение в мир произведения оказывается невозможным. Для разных видов и жанров искусства трудность расшифровки этого языка и вытекающая из нее необходимость общих и специальных познаний для полноценного художественного восприятия неодинакова; тем не менее, общая тенденция достаточно отчетлива: при прочих равных условиях люди с более высоким уровнем образования демонстрируют более качественное и полноценное восприятие искусства. Обобщим содержание данной главы. 1. Наряду с различиями в характере потребления искусства, 2. Наряду с устойчивыми психологическими характеристи Индивидуальные и возрастные особенности восприятия 75 люди могут проявлять различные виды отношения к искусству в зависимости от самих произведений, ситуации потребления искусства и др. Соответственно, необходимо различать типологии потребителей и типологии процессов потребления искусства. 3. Различные типы потребления тех или иных видов искусства, 4. В дошкольном и младшем школьном возрасте искусство 5. В возрасте 10—11 лет возникает существенная дифференциа 6. Опыт общения с искусством оказывает определяющее вли Рассмотрев узловые проблемы функционирования искусства и формирования аудитории искусства в обществе, мы переходим к более глубинному психологическому анализу тех внутриличностных механизмов, действие которых определяет процесс и результат потребления и воздействия искусства на уровне конкретной личности.
Восприятие искусства
Восприятие искусства: психологические механизмы, факторы и процессы В предыдущей главе были рассмотрены различные типы потребления тех или иных видов искусства разными категориями реципиентов. Однако было бы преждевременно утверждать, что получен ответ на вопрос о типах восприятия искусства и формах его воздействия. Рассмотренные типологии являются чисто описательными, констатирующими, реципиент в них обычно предстает как «черный ящик», дающий на выходе то или иное отношение к произведениям искусства, на основании которого исследователь зачисляет реципиента в ту или иную категорию, и несмотря на попытки некоторых авторов построить предположения о специфике психических процессов, лежащих в основе тех или иных типов потребления искусства, изучение этих процессов существенно отстает от чисто описательных исследований. С другой стороны, большинство из немногочисленных экспериментально-психологических работ, подвергающих анализу сам механизм восприятия художественного произведения, «...в общем, не касается влияния восприятия произведения искусства на личность или влияния личностных свойств на восприятие произведения искусства, если не считать, что в расчет порой принимается общий культурный уровень потребителя или накопленный им опыт восприятия» (Человек в мире художественной культуры, 1982, с. 167). В данной главе мы сделаем попытку составить некоторое, пусть достаточно приближенное, представление о процессах, которые имеют место в ситуации контакта личности с искусством (не ограничиваясь лишь художественным восприятием в строгом смысле слова, а учитывая весь спектр реальных ситуаций потребления искусства), а также о разного рода факторах и влияниях, воздействующих на протекание этих процессов на различных этапах, что приводит в конечном счете к тем индивидуальным различиям во взаимодействии с искусством, которые мы рассматривали в предыдущем разделе. Начнем с изложения и анализа некоторых теоретических схем процесса художественного восприятия, имеющихся в литературе. А.Ф.Еремееву (1987) принадлежит одна из наиболее известных схем процесса художественного восприятия. Прежде всего, фиксируется момент, предшествующий собственно акту художественного восприятия: создаваемый разного рода установками настрой индивида, в большей или меньшей степени облегчающий или затрудняющий вхождение в этот контакт. Собственно художественное восприятие проходит ряд фаз: 1. Впечатление. Это первичное эмоциональное воздействие произведения, «захват» реципиента в поле этого произведения, включение их в единую коммуникативную систему; 2. Уподобление. На этой стадии завершается «растворение» индивида в произведении, мир которого становится для него на какое-то время реальностью; человек живет чужой жизнью, конечно, не забывая при этом про всю условность этой реальности; 3. Осмысление, а также сопоставление только что пережитого со своим исходным мироощущением, оценка его и постижение через это сверхидеи, сверхсмысла произведения. Наконец, после завершения акта восприятия возникает обобщенное впечатление, остающееся как след волнения, испытанного в процессе общения с искусством. На всех этапах процесса художественного восприятия происходит различное по конкретным вариантам взаимодействие между реальной «практически-жизненной» программой индивида и той, что предложена в художественном произведении. Автор показывает, что на каждой из стадий влияние различных факторов может либо способствовать оптимальному художественному восприятию, либо наоборот, разрушать его. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|