![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТИПЫ И УРОВНИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ИСКУССТВА 8 страница
Восприятие искусства зываем с мерой освоения культурного фона, а его развитость — с уровнем художественной компетентности. При этом следует учитывать, что и сам культурный фон может быть искусственно ограничен и редуцирован. В нашей стране это имело место в очень больших масштабах, и трудно оценить всю степень негативного влияния, которое оказало это обстоятельство на формирование художественных вкусов не одного поколения людей.
Наконец, последний из факторов, относящихся к внеситуативным структурам и процессам, — это общая установка по отношению к данному виду искусства. Она формируется на основе художественных запросов и групповых ценностей и норм в результате процессов ориентации в культуре, точнее, двух первых кругов этой ориентации — ориентации в системе функционирования культуры в целом и ориентации в репертуаре (Вильчек, 1978). С.Х.Раппопорт считает эти установки «...наиболее концентрированным выражением опыта отношений той или иной социальной группы к тем или иным явлениям общественной жизни» (1972, с.104—105). Общая установка не сводится при этом к измерению «нравится—не нравится»; ее как когнитивный, так и аффективный и поведенческий компоненты могут отличаться большой сложностью и дифференцированностыо. Так, в упомянутом выше исследовании Д.Леонтьева, Н.Жердевой и И.Чугу-новой семантически оценивались не только конкретные книги, но и такие обобщающие понятия как «хороший детектив», «плохой детектив», «хорошая фантастика», «плохая фантастика», «хорошая детская книга», «плохая детская книга». Эти понятия Введение в психологию искусства
* * * К рассмотренным структурам и процессам сводятся внеситуативные факторы готовности (или неготовности) реципиента к общению с искусством. Следующая группа структур и процессов также предшествует контакту с самим произведением; они, однако, порождаются непосредственно конкретной жизненной ситуацией, выступающей как фон, на котором этому контакту предстоит произойти. Первым из них является мотив контакта с художественным произведением, возникающий на стыке потребностей и жизненной ситуации. Мотивы — это ситуативные образования, в которых конкретизируются устойчивые потребности личности (см. Д.Леонтьев, 1993), однако этот процесс может происходить по-разному. В зависимости от конкретной ситуации на первый план могут выдвигаться то одни, то другие потребности. Чисто рекреационные мотивы в ситуации утомления могут возникать и у самых художественно образованных людей, и в этой ситуации пустей детектив может стать для них наиболее желанным. Мотив и общая установка определяет систему критериев выбора, в соответствии с которыми реципиент выбирает, с каким именно произведением он желает вступить в контакт. Как явствует из схемы, на критерии выбора произведения оказывают влияние в конечном счете все базовые факторы, относящиеся к личности реципиента и к фону воздействия. Наконец, на этой же стадии формируются и критерии оценки произведения, хотя их непосредственное влияние проявляется существенно позже. На критерии оценки в еще большей степени, чем на критерии
Восприятие искусства выбора, влияют групповые нормы и ценности. «Анализ ответов аудитории театров свидетельствует, что существует статистически значимая разница в оценках спектаклей между зрителями, пришедшими в театр в одиночку, и зрителями с групповой формой посещения. Оценки зрителей-одиночек, как, впрочем, и зрителей-холостяков, более экстремальны. Можно сказать, что группа не допускает полярных мнений, нивелируя крайности» (Дадсшян, 1979, с.85). Д.Б.Дондурей утверждает даже, что референтная группа, к которой человек себя причисляет, «...и определяет в конечном счете его отношение к конкретному художественному произведению» (1982, с. 113). Это утверждение представляется нам верным, но лишь для людей с низким и средним уровнем художественного развития. Люди с высоким уровнем художественного развития в гораздо меньшей степени подвержены влиянию группы.
Начинается эта стадия с акта выбора конкретного произведения как объекта потребления. Выбор этот обусловлен двумя основными факторами: системой критериев, сложившейся на предыдущем этапе, и рекламной оболочкой произведения. По сути, различные произведения конкурируют посредством своих рекламных оболочек за привилегию стать объектом потребления, причем выбор делается реципиентом на основе совершенно определенных критериев, которые могут быть разными в разных случаях. О роли рекламной оболочки наглядно свидетельствуют следующие цифры: в опросе кинозрителей, чем они руководствовались, выбирая фильм при последнем посещении кинотеатра, выяснилось, что 7,1% зрителей побудило посмотреть именно этот фильм телевидение; 17,5% — реклама; 19,2% — сообщения в прессе; 17,8% — имена любимых актеров; 3,6% — имя режиссера; 28,6% — мнение знакомых (Вильчек, 1978, с.44). Одновременно с выбором произведения формируется конкретная, частная установка или рецепционная установка Введение в психологию искусства Восприятие искусства
и, во-вторых, уровнем художественной компетентности, от которой зависит, насколько реципиент сумеет построить деятельность, соответствующую этой установке. Влияние установки при этом весьма велико. «Предварительные "готовности" определяют не только оценку, понимание, но и само видение того, что изображено. Доминирующие установки организуют и актуализируют факторы, обусловливающие восприятие конкретного произведения искусства. В соответствии с ними начинают "переписываться" и непосредственные, "видимые" характеристики изображения, и его детали, а вследствие этого трансформируется и смысловое понимание. Признаки, по которым "считывается" изображение, приобретают то или иное значение в зависимости от индивидуальной системы эталонов — ожиданий зрителя от искусства» (Дадамян, Дондурей, Невлер, 1979, с.218). Не исключены случаи рассогласования установки и реального произведения, которое не соответствует заранее сложившимся ожиданиям реципиента. В этом случае встречная деятельность разрушается и даже хорошая музыка или книга может «не пойти», если слушатель или читатель ожидал от нее чего-то другого. Закономерности протекания внутренней встречной деятельности в различных ее формах — проблема, требующая углубления в психологические механизмы познавательных процессов. Речь здесь идет не просто о перцептивном акте, а о целой системе «...более сложных и уже интеллектуальных психических действий, в ходе которых зритель постигает воплощенные в произведении результаты "внешней" познавательной и оценочной работы художника, овладевает ими в ходе вызванных этим произведением собственных переживаний и раздумий, и в итоге испытывает практическое воздействие» (Раппопорт, 1978, с.35). Психологические процессы вхождения реципиента в действительность художественного произведения начинаются с возникновения того, что Р.Ингарден (1962) называет «предварительной эмоцией». На этой стадии, после начала контакта с произведением, реципиент испытывает воздействие произведения в его недифференцированной чувственно-наглядной эстетической целостности, воздействие, определяемое прежде всего чувственной формой произведения. «Появился образ — и читатель уже задет или не задет им, привлечен или не привлечен. Привлечен настолько, например, чтобы продолжать чтение дальше. Прозвучавшая тема, мелодия, схваченный абрис человеческой фи- Введение в психологию искусства Восприятие искусства
Предварительная эмоция служит основой для последующего процесса вхождения реципиента в произведение. По-разному протекающее вхождение в произведение, в основе которого могут лежать не только механизмы уподобления, идентификации, ко и механизмы очуждения содержания произведения, является предпосылкой, от которой зависит легкость и глубина постижения смыслового содержания произведения. На этой стадии реципиент более или менее успешно отключается от внешней ситуации, в которой он пребывает, и входит в мир произведения, занимая по отношению к этому миру определенную позицию. Сам процесс вхождения в произведение во многом определяется предварительной эмоцией, выступаюшей своеобразным катализатором этого процесса; более того, без нее он вряд ли возможен. Следующий процесс — переработка содержания и реконструкция мира произведения, осуществляемая во «встречной» деятельности. Результатом переработки выступает понимание смыслового содержания произведения. Для того, чтобы понять произведение, необходимо внутренне воссоздать его. Целый ряд авторов отмечают, что реципиенты реагируют не на само художественное произведение как материальный объект, а на идеальный объект, который они извлекают из этого материального и помещают в своем воображении. «Рукотворный предмет из переплетенной бумаги исчезает как объект восприятия. В фокусе внимания оказываются не печатные строки, а образы. Акт чтения смещает внимание читателя с печатной страницы к фиктивному театру, псевдо-сообществу, миру причудливых ландшафтов и выдуманных людей» (Sarbin, 1997, р.72). Немецкие авторы вводят понятие коммуниката — ментальной реконструкции произведения в воображении, построение которого возможно разными способами, который является первым и непосредственным продуктом чтения и взаимодействие с которым является содержанием последующих этапов процесса чтения (см. Viehoff, 1992). «Читая, человек как бы мысленно набрасывает свой собственный текст, пересоздает читаемое, добавляя и опуская то, что он хочет или не хочет в нем видеть...» (Тодоров, 1975, с.38). В свою очередь, предпосылкой построения адекватного и полноценного коммуниката, адекватной и полноценной внутренней реконструкции произведения является адекватное построение «встречной деятельности», умение распредметить, раскрыть смысловое содержание, запрятанное в хитросплетении художественных образов. При неспособности реципиента осуществить адекватную произведению внутреннюю «встречную» деятельность (а разные произведения предъяачяют к этой деятельности разные требования) адекватного понимания произведения не происходит. Следующим процессом, центральным для понимания сущности всего акта взаимодействия искусства и личности, является процесс художественного переживания. Если процесс вхождения в произведение является процессом воздействия произведения на личность, если процесс переработки содержания, напротив, являет собой активность личности по отношению к произведению, то в переживании, завершающем их взаимодействие, осуществляется истинное взаимодействие, диалог двух ценностно-смысловых миров — мира личности и мира произведения. На Введение в психологию искусства Восприятие искусства
Ломка старых структур под натиском новых перспектив, раскрываемых искусством, и зарождение новых взглядов на мир на обломках старых — не эти ли внутренние трансформации находят эмоциональное выражение в эффекте катарсиса? Катарсис как специфический эффект воздействия исскуства в истории эстетической мысли описывался обычно как процесс взаимодействия эмоций, эмоциональной разрядки, очищения, просветления. Л.С.Выготский (1968), например, описывал катарсис как результат взаимодействия и взаимоуничтожения двух эмоциональных рядов — эмоций, связанных с содержанием и с формой художественного произведения. Если, однако, перейти на язык смыслов, можно усмотреть в катарсисе результат взаимодействия смыслов, заключенных в структуре художественного произведения, со смысловыми ориентациями личности реципиента по схеме «тезис—антитезис—синтез»: столкновение двух различных смысловых ориентации, двух различных осмыслений одной и той же реальности, формально-логически несовместимых между собой, находит разрешение через подъем на более высокий уровень осмысления, на котором противоречие снимается, перестает быть таковым. Отражением этого процесса диалектического разрешения на новом уровне смыслового конфликта внутри личности и является переживание катартическо-го преобразования, «очищения» эмоций и одновременно их «возвышения» или даже трансценденции, выхода личности за пределы своего Я, как показано в экспериментах Б.С.Биндера (1997), изучавшего эффекты воздействия музыки. Наличие художественного переживания, его глубина — глубина перестроек ценностно-смысловых структур личности — и его широта — широта охвата ценностно-смысловых структур — являются важнейшим критерием того, состоялось ли художественное восприятие, нашла ли реализацию в контакте человека с искусством основная функция искусства — функция обогащения смысловой перспективы личности. Наконец, заключительное звено, фигурирующее в нашей рабочей схеме, — оценка произведения. Она «...представляет собой интегральный результат деятельности человека по восприятию, пониманию и усвоению смыслового содержания искусства. Она... сводит воедино, в одну конкретную социально-психологическую реакцию весь комплекс различных показателей, характеристик и факторов взаимодействия произведений искусства и личности» (Дондурей, 1982, с. 107). Оценка может достаточно далеко отстоять во времени от самого взаимодействия человека с произведением, и от нее во многом зависит как последействие произведения, так и то, как будут складываться дальнейшие контакты человека с искусством. «Она дает возможность, с одной стороны, выявить воздействие искусства на человека, с другой — уровень сознания самого человека, его установки на искусство, потому что оценка как бы несет в себе и структуру произведения искусства, и структуру сознания зрителя» (Вахе-метса, Плотников, 1963, с.193). Помимо этого, как уже говорилось, большое влияние на оценку произведения оказывает чужое мнение, поверхностно усвоенные стереотипы, оценки референтной группы, а также мода, престижные соображения и многое другое. Поэтому, хотя по оценке человеком тех или иных произведений можно судить о характере процесса взаимодействия с ним в целом, определить, чем именно обусловлена та или иная оценка, иногда довольно непросто. Завершив изложение и комментирование концептуальной схемы психологических механизмов взаимодействия произведения искусства и личности в ситуации потребления искусства, обобщим содержание данной главы: 1. Имеющиеся на сегодняшний день концептуальные схемы, описывающие процесс художественного восприятия, обладают недостаточной объяснительной силой. В частности, они не в состоянии объяснить неполноценные, нехудожественные формы, которые может принимать контакт человека с искусством. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|