ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТИПЫ И УРОВНИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ИСКУССТВА 8 страница
Восприятие искусства зываем с мерой освоения культурного фона, а его развитость — с уровнем художественной компетентности. При этом следует учитывать, что и сам культурный фон может быть искусственно ограничен и редуцирован. В нашей стране это имело место в очень больших масштабах, и трудно оценить всю степень негативного влияния, которое оказало это обстоятельство на формирование художественных вкусов не одного поколения людей. Следующий фактор, присутствующий в схеме, — художественные запросы реципиента — произволен от вкуса, но не от него одного. Хотя качество предпочтений непосредственно выражает уровень художественного развития, при одном и том же уровне и качестве художественного вкуса запросы, проявляющиеся в характере этих предпочтений, могут существенно различаться. Различия связаны с ценностно-смысловой организацией личности. Запросы, предъявляемые искусству человеком, отражают его личность, индивидуальные предпочтения, связанные с его системой ценностей, установками, жизненным опытом и опытом общения с искусством. По сути, это и есть те вкусы, о которых не спорят (в отличие от фактора «художественный вкус», подразумевающего объективное основание соответствующей способности). Наконец, последний из факторов, относящихся к внеситуативным структурам и процессам, — это общая установка по отношению к данному виду искусства. Она формируется на основе художественных запросов и групповых ценностей и норм в результате процессов ориентации в культуре, точнее, двух первых кругов этой ориентации — ориентации в системе функционирования культуры в целом и ориентации в репертуаре (Вильчек, 1978). С.Х.Раппопорт считает эти установки «...наиболее концентрированным выражением опыта отношений той или иной социальной группы к тем или иным явлениям общественной жизни» (1972, с.104—105). Общая установка не сводится при этом к измерению «нравится—не нравится»; ее как когнитивный, так и аффективный и поведенческий компоненты могут отличаться большой сложностью и дифференцированностыо. Так, в упомянутом выше исследовании Д.Леонтьева, Н.Жердевой и И.Чугу-новой семантически оценивались не только конкретные книги, но и такие обобщающие понятия как «хороший детектив», «плохой детектив», «хорошая фантастика», «плохая фантастика», «хорошая детская книга», «плохая детская книга». Эти понятия Введение в психологию искусства оценивались еще более согласованно, чем конкретные книги, несмотря на разное отношение испытуемых к этим жанрам. Две разные методики семантического оценивания — семантический дифференциал и цветовой тест отношений — дали очень схожие результаты. Положительные и отрицательные образцы трех разных жанров имели между собой много общего, но не полностью совпадали; оценки детектива при этом отличались наименьшей, а детской книги — наибольшей согласованностью. По сути, именно социально-психологические установки (по отношению к искусству в целом и конкретным его видам) явились основанием для большинства эстетико-психологических типологий потребителей искусства, упомянутых нами выше. * * * К рассмотренным структурам и процессам сводятся внеситуативные факторы готовности (или неготовности) реципиента к общению с искусством. Следующая группа структур и процессов также предшествует контакту с самим произведением; они, однако, порождаются непосредственно конкретной жизненной ситуацией, выступающей как фон, на котором этому контакту предстоит произойти. Первым из них является мотив контакта с художественным произведением, возникающий на стыке потребностей и жизненной ситуации. Мотивы — это ситуативные образования, в которых конкретизируются устойчивые потребности личности (см. Д.Леонтьев, 1993), однако этот процесс может происходить по-разному. В зависимости от конкретной ситуации на первый план могут выдвигаться то одни, то другие потребности. Чисто рекреационные мотивы в ситуации утомления могут возникать и у самых художественно образованных людей, и в этой ситуации пустей детектив может стать для них наиболее желанным. Мотив и общая установка определяет систему критериев выбора, в соответствии с которыми реципиент выбирает, с каким именно произведением он желает вступить в контакт. Как явствует из схемы, на критерии выбора произведения оказывают влияние в конечном счете все базовые факторы, относящиеся к личности реципиента и к фону воздействия. Наконец, на этой же стадии формируются и критерии оценки произведения, хотя их непосредственное влияние проявляется существенно позже. На критерии оценки в еще большей степени, чем на критерии
Восприятие искусства выбора, влияют групповые нормы и ценности. «Анализ ответов аудитории театров свидетельствует, что существует статистически значимая разница в оценках спектаклей между зрителями, пришедшими в театр в одиночку, и зрителями с групповой формой посещения. Оценки зрителей-одиночек, как, впрочем, и зрителей-холостяков, более экстремальны. Можно сказать, что группа не допускает полярных мнений, нивелируя крайности» (Дадсшян, 1979, с.85). Д.Б.Дондурей утверждает даже, что референтная группа, к которой человек себя причисляет, «...и определяет в конечном счете его отношение к конкретному художественному произведению» (1982, с. 113). Это утверждение представляется нам верным, но лишь для людей с низким и средним уровнем художественного развития. Люди с высоким уровнем художественного развития в гораздо меньшей степени подвержены влиянию группы. В мотивах, критериях выбора и критериях оценки отражается готовность реципиента к контакту с произведением в контексте конкретных сиюминутных обстоятельств его жизни. Далее, со вступлением в пока еще чисто платонический контакт, но уже с конкретным произведением, прежде всего с его рекламной оболочкой, начинается собственно предкоммуникативная стадия общения с искусством. Начинается эта стадия с акта выбора конкретного произведения как объекта потребления. Выбор этот обусловлен двумя основными факторами: системой критериев, сложившейся на предыдущем этапе, и рекламной оболочкой произведения. По сути, различные произведения конкурируют посредством своих рекламных оболочек за привилегию стать объектом потребления, причем выбор делается реципиентом на основе совершенно определенных критериев, которые могут быть разными в разных случаях. О роли рекламной оболочки наглядно свидетельствуют следующие цифры: в опросе кинозрителей, чем они руководствовались, выбирая фильм при последнем посещении кинотеатра, выяснилось, что 7,1% зрителей побудило посмотреть именно этот фильм телевидение; 17,5% — реклама; 19,2% — сообщения в прессе; 17,8% — имена любимых актеров; 3,6% — имя режиссера; 28,6% — мнение знакомых (Вильчек, 1978, с.44). Одновременно с выбором произведения формируется конкретная, частная установка или рецепционная установка Введение в психологию искусства Восприятие искусства
(Ю.Б.Борев) — бессознательная «самонастройка на волну данного произведения» (Каган, 1971, с.513). Установка по отношению к конкретному произведению формируется под влиянием его рекламной оболочки, мотива контакта с искусством, других особенностей ситуации. Нам хотелось бы подчеркнуть, что установка выражается не просто в определенных ожиданиях к произведению; она представляет собой готовность к осуществлению совершенно конкретной «встречной» внутренней деятельности по отношению к нему (это может быть деятельность как художественная, так и познавательная, ценностно-ориентационная и т.п.). В.Ф.Асмус выделил две установки, наличие которых необходимо для того, чтобы чтение протекало как чтение именно художественного произведения: отношение к читаемому как к своеобразной действительности и одновременно отношение к нему не как к жизни, а как к ее образу. При отсутствии одной из двух установок «восприятие произведения как произведения художественной литературы немедленно рушится, не может состояться, "вырождается"» (Асмус, 1961, с.37—38). Эти два момента, а также готовность к внутреннему напряжению, работе по восприятию и осмыслению произведения можно рассматривать как компоненты оптимальной установки, ведущей к построению взаимодействия с произведением по законам именно художественного восприятия. Л.Жабицкая называет такую установку основной. Помимо нее, однако, могут действовать и другие установки: «развлекательная», «утешительная», «познавательно-психологическая», «дидактическая», «установка на самообразование и повышение своего культурного уровня» и др. «Каждая из них может изолированно мотивировать чтение, не присоединяясь к основной установке. Но восприятие произведения в этом случае окажется односторонним или поверхностным, а его влияние на читателя будет неглубоким и случайным» (Жабицкая, 1974, с.10). Следующая, собственно коммуникативная стадия взаимодействия реципиента с произведением начинается с физического контакта с произведением в его чувственно-материальной форме. Поднимается занавес; открывается книга; на экране появляются первые кадры фильма. Одновременно с контактом начинает разворачиваться встречная деятельность сознания, осуществляя подсознательную переработку и переструктурирование произведения. Сама встречная деятельность может иметь разный характер, который определяется, во-первых, частной установкой и, во-вторых, уровнем художественной компетентности, от которой зависит, насколько реципиент сумеет построить деятельность, соответствующую этой установке. Влияние установки при этом весьма велико. «Предварительные "готовности" определяют не только оценку, понимание, но и само видение того, что изображено. Доминирующие установки организуют и актуализируют факторы, обусловливающие восприятие конкретного произведения искусства. В соответствии с ними начинают "переписываться" и непосредственные, "видимые" характеристики изображения, и его детали, а вследствие этого трансформируется и смысловое понимание. Признаки, по которым "считывается" изображение, приобретают то или иное значение в зависимости от индивидуальной системы эталонов — ожиданий зрителя от искусства» (Дадамян, Дондурей, Невлер, 1979, с.218). Не исключены случаи рассогласования установки и реального произведения, которое не соответствует заранее сложившимся ожиданиям реципиента. В этом случае встречная деятельность разрушается и даже хорошая музыка или книга может «не пойти», если слушатель или читатель ожидал от нее чего-то другого. Закономерности протекания внутренней встречной деятельности в различных ее формах — проблема, требующая углубления в психологические механизмы познавательных процессов. Речь здесь идет не просто о перцептивном акте, а о целой системе «...более сложных и уже интеллектуальных психических действий, в ходе которых зритель постигает воплощенные в произведении результаты "внешней" познавательной и оценочной работы художника, овладевает ими в ходе вызванных этим произведением собственных переживаний и раздумий, и в итоге испытывает практическое воздействие» (Раппопорт, 1978, с.35). Психологические процессы вхождения реципиента в действительность художественного произведения начинаются с возникновения того, что Р.Ингарден (1962) называет «предварительной эмоцией». На этой стадии, после начала контакта с произведением, реципиент испытывает воздействие произведения в его недифференцированной чувственно-наглядной эстетической целостности, воздействие, определяемое прежде всего чувственной формой произведения. «Появился образ — и читатель уже задет или не задет им, привлечен или не привлечен. Привлечен настолько, например, чтобы продолжать чтение дальше. Прозвучавшая тема, мелодия, схваченный абрис человеческой фи- Введение в психологию искусства Восприятие искусства
гуры, композиционного центра натюрморта, прекрасно выписанной его свежести, бархатистости, цветовой звучности — все это может вызвать предварительную прогностическую эмоцию-оценку, которую мы хотим в процессе дальнейшего восприятия уточнить, развить, подтвердить, дополнить и т.д., а иногда опровергнуть» (Волкова, 1988, с. 180). Эта предварительная эмоция как бы направляет все последующее восприятие произведения или, если это эмоция со знаком минус, она может оттолкнуть реципиента от произведения. «Предварительная эмоция» не ограничивается предварительной стадией; она, в большей или меньшей степени изменяясь, сохраняется на протяжении всего контакта с произведением, пока сохраняется непосредственное чувственно-наглядное воздействие формы произведения. Для характеристики психологической функции предварительной эмоции вновь прибегнем к цитате: «Складываясь из переплетений психофизиологического, идеомоторного и промежуточного слоев художественного восприятия, она не только создает фон для его дальнейшего течения, но и служит ему дополнительной, уже "внутренней" установкой. Она тут же сказывается на предварительной частной установке и вносит в нее коррективы. Усиливая ее положительную направленность, "предварительная эмоция" активизирует психику перцепиента, ее предуготовлен-ность к следующим стадиям. Если же она меняет знак установки или ослабляет ее позитивное устремление, внимание перципиента и его активность падает, а порой он даже прекращает контакт с произведением» (Раппопорт, 1978, с.224). Предварительная эмоция служит основой для последующего процесса вхождения реципиента в произведение. По-разному протекающее вхождение в произведение, в основе которого могут лежать не только механизмы уподобления, идентификации, ко и механизмы очуждения содержания произведения, является предпосылкой, от которой зависит легкость и глубина постижения смыслового содержания произведения. На этой стадии реципиент более или менее успешно отключается от внешней ситуации, в которой он пребывает, и входит в мир произведения, занимая по отношению к этому миру определенную позицию. Сам процесс вхождения в произведение во многом определяется предварительной эмоцией, выступаюшей своеобразным катализатором этого процесса; более того, без нее он вряд ли возможен. Следующий процесс — переработка содержания и реконструкция мира произведения, осуществляемая во «встречной» деятельности. Результатом переработки выступает понимание смыслового содержания произведения. Для того, чтобы понять произведение, необходимо внутренне воссоздать его. Целый ряд авторов отмечают, что реципиенты реагируют не на само художественное произведение как материальный объект, а на идеальный объект, который они извлекают из этого материального и помещают в своем воображении. «Рукотворный предмет из переплетенной бумаги исчезает как объект восприятия. В фокусе внимания оказываются не печатные строки, а образы. Акт чтения смещает внимание читателя с печатной страницы к фиктивному театру, псевдо-сообществу, миру причудливых ландшафтов и выдуманных людей» (Sarbin, 1997, р.72). Немецкие авторы вводят понятие коммуниката — ментальной реконструкции произведения в воображении, построение которого возможно разными способами, который является первым и непосредственным продуктом чтения и взаимодействие с которым является содержанием последующих этапов процесса чтения (см. Viehoff, 1992). «Читая, человек как бы мысленно набрасывает свой собственный текст, пересоздает читаемое, добавляя и опуская то, что он хочет или не хочет в нем видеть...» (Тодоров, 1975, с.38). В свою очередь, предпосылкой построения адекватного и полноценного коммуниката, адекватной и полноценной внутренней реконструкции произведения является адекватное построение «встречной деятельности», умение распредметить, раскрыть смысловое содержание, запрятанное в хитросплетении художественных образов. При неспособности реципиента осуществить адекватную произведению внутреннюю «встречную» деятельность (а разные произведения предъяачяют к этой деятельности разные требования) адекватного понимания произведения не происходит. Следующим процессом, центральным для понимания сущности всего акта взаимодействия искусства и личности, является процесс художественного переживания. Если процесс вхождения в произведение является процессом воздействия произведения на личность, если процесс переработки содержания, напротив, являет собой активность личности по отношению к произведению, то в переживании, завершающем их взаимодействие, осуществляется истинное взаимодействие, диалог двух ценностно-смысловых миров — мира личности и мира произведения. На Введение в психологию искусства Восприятие искусства
этом этапе во взаимодействие с произведением включаются структуры жизненного опыта личности, кристаллизованного в ее ценностно-смысловой организации. Смысловое содержание произведения, извлеченное из него на предыдущем этапе (если оно извлечено) вступает во взаимодействие со смысловыми структурами личности, вызывая в них те изменения, которые субъективно переживаются как эффект воздействия искусства. Художественное переживание как «деятельность художественного смыслостроительства» (Бочкарев, 1989, с.З) и является тем процессом, в котором осуществляются эти изменения. В этом столкновении двух равноценных смысловых перспектив происходит «переплавка чувств» (Л.С.Выготский), внутренняя перестройка ценностно-смысловой организации личности в направлении ее обогащения и усложнения. Ломка старых структур под натиском новых перспектив, раскрываемых искусством, и зарождение новых взглядов на мир на обломках старых — не эти ли внутренние трансформации находят эмоциональное выражение в эффекте катарсиса? Катарсис как специфический эффект воздействия исскуства в истории эстетической мысли описывался обычно как процесс взаимодействия эмоций, эмоциональной разрядки, очищения, просветления. Л.С.Выготский (1968), например, описывал катарсис как результат взаимодействия и взаимоуничтожения двух эмоциональных рядов — эмоций, связанных с содержанием и с формой художественного произведения. Если, однако, перейти на язык смыслов, можно усмотреть в катарсисе результат взаимодействия смыслов, заключенных в структуре художественного произведения, со смысловыми ориентациями личности реципиента по схеме «тезис—антитезис—синтез»: столкновение двух различных смысловых ориентации, двух различных осмыслений одной и той же реальности, формально-логически несовместимых между собой, находит разрешение через подъем на более высокий уровень осмысления, на котором противоречие снимается, перестает быть таковым. Отражением этого процесса диалектического разрешения на новом уровне смыслового конфликта внутри личности и является переживание катартическо-го преобразования, «очищения» эмоций и одновременно их «возвышения» или даже трансценденции, выхода личности за пределы своего Я, как показано в экспериментах Б.С.Биндера (1997), изучавшего эффекты воздействия музыки. Наличие художественного переживания, его глубина — глубина перестроек ценностно-смысловых структур личности — и его широта — широта охвата ценностно-смысловых структур — являются важнейшим критерием того, состоялось ли художественное восприятие, нашла ли реализацию в контакте человека с искусством основная функция искусства — функция обогащения смысловой перспективы личности. Наконец, заключительное звено, фигурирующее в нашей рабочей схеме, — оценка произведения. Она «...представляет собой интегральный результат деятельности человека по восприятию, пониманию и усвоению смыслового содержания искусства. Она... сводит воедино, в одну конкретную социально-психологическую реакцию весь комплекс различных показателей, характеристик и факторов взаимодействия произведений искусства и личности» (Дондурей, 1982, с. 107). Оценка может достаточно далеко отстоять во времени от самого взаимодействия человека с произведением, и от нее во многом зависит как последействие произведения, так и то, как будут складываться дальнейшие контакты человека с искусством. «Она дает возможность, с одной стороны, выявить воздействие искусства на человека, с другой — уровень сознания самого человека, его установки на искусство, потому что оценка как бы несет в себе и структуру произведения искусства, и структуру сознания зрителя» (Вахе-метса, Плотников, 1963, с.193). Помимо этого, как уже говорилось, большое влияние на оценку произведения оказывает чужое мнение, поверхностно усвоенные стереотипы, оценки референтной группы, а также мода, престижные соображения и многое другое. Поэтому, хотя по оценке человеком тех или иных произведений можно судить о характере процесса взаимодействия с ним в целом, определить, чем именно обусловлена та или иная оценка, иногда довольно непросто. Завершив изложение и комментирование концептуальной схемы психологических механизмов взаимодействия произведения искусства и личности в ситуации потребления искусства, обобщим содержание данной главы: 1. Имеющиеся на сегодняшний день концептуальные схемы, описывающие процесс художественного восприятия, обладают недостаточной объяснительной силой. В частности, они не в состоянии объяснить неполноценные, нехудожественные формы, которые может принимать контакт человека с искусством. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|