ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТИПЫ И УРОВНИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ИСКУССТВА 7 страницаА.Сохор в восприятии музыки также выделяет ряд стадий. Предварительная стадия — возникновение интереса к произведению, которое предстоит услышать. Основные стадии: 1) слушание как физический и физиологический процесс; 2) понимание и переживание музыки; 3) ее интерпретация и оценка. Кроме этого, выделяется стадия последействия произведения, заключающегося в его осмыслении и переосмыслении после исполнения, воздействия на последующее поведение слушателей. А.Сохор подчеркивает условность разделения процесса музыкального восприятия на стадии. «В действительности указанные стадии вовсе не обязательно следуют одна за другой, а зачастую накладываются друг на друга. Это — логические этапы, а не хронологические. Мы одновременно слушаем произведение, понимаем его и истолковываем и оцениваем» (Сохор, 1975, с. 145—146). Введение в психологию искусства Несколько иной выглядит схема С.Х.Раппопорта, выделяющего три фазы художественного восприятия: предком-муникативную, коммуникативную и посткоммуникативную. Предкоммуникативная фаза «...подготавливает ту общую апперцепцию, без которой невозможно постижение художественного произведения. Эта фаза не фиксируется во времени: так или иначе она охватывает едва ли не всю нашу жизнь* (Раппопорт, 1978, с.220). Итогом этой стадии выступает формирование общей художественно-психологической установки и частной установки — предуготовленное™ к контакту с данным произведением. Коммуникативная фаза распадается на ряд стадий. Первая из них заключается в образовании «предварительной эмоции», усиливающей или, напротив, ослабляющей мобилизующее и направляющее действие предварительной частной установки. Вторая стадия — формирование образов художественных знаков и овладение их значениями, приобретение информации. Третья стадия коммуникативной фазы — «...синтез наблюдений и переживаний в целостное художественное представление о действительности, в раздумья о ней и оценку. Она органически переходит в посткоммуникативную фазу» (там же, с.225). В этой фазе происходит осмысление увиденного и услышанного, пережитого и передуманного. С.Х.Раппопорт также отмечает, что различные фазы и стадии могут переплетаться, чередоваться и даже меняться местами. В приведенных схемах довольно много общего. Это относится и к их достоинствам, и к их недостаткам. Достоинства их заключаются прежде всего в достаточно адекватном в первом приближении представлении о механизмах художественного восприятия, а основным недостатком является их описательность. Они сообщают нам о процессах, имеющих место на тех или иных стадиях взаимодействия реципиента с художественным произведением, и (иногда) о факторах, влияющих на протекание этих процессов, но не объясняют сами процессы этими факторами, не раскрывают характер их детерминации разного рода переменными, включающимися в эти процессы на разных этапах. Следствием этого является еще один недостаток предложенных схем — неспособность охватить весь спектр различных видов деятельности, могущих иметь место в ситуации потребления искусства. В лучшем случае рассматриваются два варианта — полноценное, состоявшееся художественное восприятие и не состоявшееся. В
Восприятие искусства то же время еще Б.Брехт (1986) показал, что художественное переживание и наслаждение искусством могут строиться, по меньшей мере, на двух принципиально разных основах — вживании и очуждении. Даже эти два варианта, не говоря уже о спектре возможных форм внутренней переработки содержания произведений искусства, нашедшем выражение в перечнях стратегий свободных описаний (Леонтьев, Харчевин, 1989; Леонтьев, Павлова, 1991), не охватываются ни одной из представленных схем. Перед нами, следовательно, стоит задача построения рабочей объяснительной схемы процесса художественного восприятия, раскрывающей влияние вмешивающихся в этот процесс факторов на протекание частных процессов и конечный результат. Схема при этом должна быть приложима к объяснению не только собственно художественного восприятия в соответствии с его теоретико-нормативной моделью, но и всех форм «частичного», обыденного и квазихудожественного потребления искусства. Такая схема должна выступить реализацией представления о художественном восприятии как о динамической системе, способной под влиянием целого ряда факторов менять свои состояния (Каган, 1971, с.512). Принципиальным моментом, служащим отправной точкой для построения такой схемы, является понимание восприятия произведения искусства как деятельности (см. выше, с. 13—15). Говоря об этом, необходимо отметить существование разрыва между уже привычным декларированием деятельностной природы художественного восприятия в теории и очень редкой опорой на эти представления в экспериментальных исследованиях. Пожалуй, только в исследованиях восприятия музыки деятель-ностный подход прижился в полной мере1. Нам, во всяком случае, почти не известны попытки подойти с этих позиций к объяснению и изучению индивидуальных различий в восприятии одних и тех же произведений разными реципиентами на материале других видов искусства. Сформулировав понимание художественного восприятия как деятельности, мы тем самым связываем различные формы по- 1 См.: СохорА.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л., 1980. Т.1; Назайкинский Е. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки. М., 1980; Бочкарев Л.Л. Психологические механизмы музыкального переживания: Автореф. дис.... д-ра психол. наук. Киев, 1989. Введение в психологию искусства Восприятие искусства
требления искусства с различными структурами внутренней деятельности по усвоению и переработке содержания художественного произведения. Процесс художественного развития личности, рассматриваемый с этой точки зрения, представляет собой последовательное становление и развитие этих деятельностных структур. Однако предпосылкой формирования устойчивой способности к какой-либо деятельности является практический опыт общения с искусством в художественном развитии личности. Застревание личности на низших ступенях художественного развития выступает проявлением стереотипизации определенных деятельностных структур и сужением по этой причине индивидуального их репертуара. Привыкнув читать одни детективы, человек будет испытывать легкость при чтении новых детективов, восприятие же других жанров будет требовать от него усилий, поскольку в достаточной степени автоматизированной является лишь одна система психических операций, а именно операций по переработке содержания детектива. Напротив, у художественно развитого человека имеется целый набор различных деятельностных «отмычек», с помощью которых он сравнительно легко проникает в содержание самых разных произведений. Задачу эстетического воспитания можно на этом уровне рассмотрения представить как задачу построения у детей деятельности, точнее системы деятельностей по распредмечиванию содержания художественного произведения. Следует упомянуть в этой связи, что психологами разработан целый ряд методов, позволяющих в короткие сроки добиться качественных сдвигов в художественном развитии за счет специальных приемов, в конечном итоге ведущих к построению деятельности художественного восприятия в полном смысле этого слова. Опыт работы по формированию деятельности художественного восприятия у различных контингентов испытуемых — от старших дошкольников (Бодрова, 1984) до взрослых (Каракозов, 1987; 1988) позволяет говорить о том, что художественное восприятие требует как усилий, так и умений, иными словами, что речь идет о сложной форме специфически человеческой деятельности, которой люди овладевают в процессе своего развития. Анализ этой деятельности требует учета как характеристик субъекта деятельности (индивидуально-личностных особенностей), так и характеристик предмета деятельности (особенностей произведения искусства), а также характеристик самой ситуа- ции, в которой осуществляется соответствующая деятельность. Напомним, что в контакте человека с произведением искусства может разворачиваться как собственно специфическая деятельность художественного восприятия, так и (наряду с ней или вместо нее) другие, неспецифические виды деятельности: познавательная, рекреационная, гедонистическая, самоутверждения и др. * * * На с.82 изображена предлагаемая нами рабочая схема, отражающая основные факторы, детерминирующие процессы взаимодействия личности с произведением искусства, характер и последовательность их влияния на протекание этих процессов. Безусловно, схема является упрощением реальной картины. Это проявляется, во-первых, в том, что число исходных факторов, различные взаимодействия которых порождают все остальные, мы ограничили девятью; во-вторых, все взаимодействия выступают как взаимодействия двух и только двух факторов. Наконец, в схеме отсутствует разграничение факторов разной природы: психических структур, психических процессов, материальных структур и материальных процессов (см. Дорфман, 1997). Как явствует из схемы, сами частные процессы, возникающие в ситуации взаимодействия человека с искусством, выступают в роли факторов, влияющих на протекание последующих процессов. Анализируя взаимодействие факторов, мы не будем обращать внимание на их природу. Сам характер взаимодействия в большинстве случаев тоже остается нераскрытым. Осталось, наконец, отметить, что все процессы, о которых пойдет речь ниже, протекают, как правило, неосознанно. Вместе с тем осознание многих из них принципиально возможно: на этом основываются многие обучающие и развивающие методики. Начнем теперь, двигаясь по схеме, раскрывать содержание каждого из факторов и процессов, представленных в ней. Из девяти факторов, которые мы взяли в качестве исходных, три характеризуют личность реципиента, три — произведение и три — фон, на котором осуществляется их взаимодействие. Устойчивые характеристики личности можно обобщенно представить в виде трех основных факторов: набора потребностей, уровня художественной компетентности и особенностей ценностно-смысловой сферы личности, причем ни один из этих Восприятие искусства
оценка Рабочая схема взаимосвязей факторов и процессов в ситуации взаимодействия искусства и личности трех факторов не поддается одномерному количественному описанию и выражению. Первый фактор — «потребности» — не нуждается в особых комментариях. Стоит лишь отметить, что он включает в себя не только наличие и уровень развития собственно художественной потребности, которую нельзя удовлетворить иным способом, помимо общения с искусством. Наряду с этой специфической потребностью необходимо учитывать и целый ряд других, неспецифических потребностей, также побуждающих человека к контактам с искусством. В их числе познавательная, творческая, коммуникативная потребность, потребность в самоутверждении и многие другие. Влияние посторонних, неспецифических потребностей на процесс оценивания произведений искусства было продемонстрировано в интересном эксперименте Ш.Н.Чхартишвили (1971). Эксперимент проводился с учащимися 9—10 классов с помощью метода псевдолотереи. На столе лежали два женских художественных портрета, два стихотворения, отпечатанных на отдельных листках бумаги, и два описания поступков. Испытуемые должны были трижды тащить жребий, определяющий, какой из двух объектов достанется им в каждом из трех случаев. При этом они имели возможность выиграть приз — футбольный мяч или бадминтонные ракетки — набрав определенную сумму очков. Очки начислялись, если испытуемому по жребию достанется лучший из двух портретов (стихотворений, поступков), и он сумеет правильно определить и обозначить, что он лучше. Если же он неправильно оценит доставшийся ему портрет и т.п. как лучший, очки теряются. Если он вытянет худший портрет и правильно это определит, он не получает и не теряет очков. При этом в действительности объекты в каждой паре были уравнены по художественной или этической ценности; экспериментатор мог определять, какой из объектов достанется испытуемому, он же определял «правильность» суждения испытуемого. Оказалось, что убедительное большинство испытуемых, сравнивая портреты, стихотворения или поступки, отдавали предпочтение тем из них, которые доставались им в «лотерее» и приносили очки, необходимые для выигрыша, как правило, обстоятельно аргументируя свое мнение. При этом, как нетрудно убедиться, переоценка «своего» объекта не приносила им выгоды — ведь в случае ошибки они теряли набранные очки. Введение в психологию искусства Восприятие искусства
«Свой» портрет, стихотворение и т.д. действительно казались испытуемым эстетически более привлекательными. Ш.Н.Чхартиш-вили объясняет это влиянием потребности выиграть приз. Это влияние остается неосознанным и поэтому не может блокироваться тем соображением, что, согласно инструкции, переоценка «своего» объекта не приближает к выигрышу. Итак, мы видим, что на характер взаимодействия личности с эстетическими объектами влияют и неспецифические потребности, никак не связанные с запросами личности к искусству как таковому. Второй из факторов, характеризующих реципиента, мы назвали «уровень художественной компетентности». Эта характеристика, также вполне понятная в нашем контексте, отражает общий уровень эстетического развития личности, ее опыт общения с искусством, владение специфическими «языками» разных видов искусства. По сути, художественная компетентность представляет собой не что иное, как способность проникать за поверхность текста и «переводить» содержание языка искусства на язык человеческих эмоций и смыслов, «вычерпывать» из художественной ткани произведения различные по глубине и наполненности содержательно-смысловые слои. Основываясь на имеющихся теоретических и экспериментальных работах, можно выделить по меньшей мере три взаимосвязанных аспекта художественной компетентности. Первый — это когнитивная сложность картины мира реципиента, способность к восприятию многомерности и альтернативности. Второй — владение специфическими «языками» разных видов, стилей и жанров искусства, набором кодов (Лотман, 1994), позволяющих дешифровать информацию, заключенную в художественном тексте, его знаковую структуру и «перевести» содержание с языка искусства на язык человеческих эмоций и смыслов. Третий аспект художественной компетентности вытекает из деятельностной природы художественного восприятия и представляет собой степень овладения личностью системой операциональных навыков и умений, определяющих ее способность осуществить адекватную тексту деятельность по его распредмечиванию. Все три аспекта достаточно очевидным образом связаны, однако сам характер их связи представляет собой вопрос для специального исследования. Помимо эстетического опыта, характер общения с искусством, художественными ценностями во многом обусловлен жизненным опытом реципиента, его отношением к жизни и ис- кусству. Обобщенным выражением этой разносторонней и многогранной характеристики личности в нашей рабочей схеме выступает то, что мы назвали «ценностно-смысловая организация личности». Под ценностно-смысловой организацией личности мы понимаем сложившуюся в ходе жизни систему отношений к различным объектам и явлениям действительности, выступающую регулятором как процессов отражения действительности, так и практической деятельности личности. Это понятие приблизительно соответствует часто используемому в искусствоведческих работах понятию мировосприятия. Говоря и влиянии ценное! но-смыслоьой организации на процессы художественного восприятия, можно сослаться на экспериментальные данные. Так, в уже упомянутом исследовании Е.М.Тсршиловсй К М.З.Дукаревкч (1978) было обнаружено, что общее мировосприятие индивидуума существенно влияет на формирование того или иного типа и уровня художественного восприятия, порой перевешивая факторы общей культуры и средовых условий развития реципиента. В другом исследовании (Никитина, 1988) были убедительно продемонстрированы различия в восприятии подростками театральных спектаклей в зависимости от таких критических аспектов ценностно-смысловой организации личности, как темпы и особенности прохождения кризиса подросткового возраста и вытекающая из них система взаимоотношений с референтными группами, роль и место общения в системе отношений с миром, отношение к себе. Сошлемся, наконец, на исследование Р.Р.Каракозова (1988, с.17—18), в котором было, в частности, обнаружено, что собственная система личностных ценностей читателей может служить препятствием к адекватному пониманию смысла произведения, построенного в иной ценностной системе координат. Переходим к факторам, относящимся к произведению. То, что разные произведения требуют разного восприятия даже от одного и того же реципиента — факт достаточно очевидный. Э.Е.Алексеев с соавторами, например, формулирует вывод о различном механизме восприятия серьезной и легкой музыки (Алексеев, Андрукович, Головинский, 1980, с.229). Даже в рамках одного и того же вида и жанра искусства разные произведения будут восприниматься по-разному. Прежде всего, мы считаем необходимым выделить в два отдельных фактора смысловое содержание произведения и его чувственную форму. Останавливаться на раскрытии этих факторов мы Введение в психологию искусства здесь не будем, это было сделано выше. Отметим только, что их разведение условно и может носить лишь чисто теоретический характер. Вместе с тем, в нашем контексте это теоретическое разведение необходимо. Ведь для того, чтобы проникнуть в смысл ПрОиЗВеДения, не обходимо понять язык его формы. Хотя в структуре самого произведения эти две стороны существуют в неразрывном единстве, они вступают во взаимодействие с реципиентом на разных этапах целостного процесса и по-разному влияют на его протекание. Правомерность раздельного рассмотрения формы и содержания произведения искусства, несмотря на их неотделимость друг от друга, была продемонстрирована в экспериментах, выполненных нами совместно с Г.А.Емельяновым. В одном из них сравнивалось влияние содержания и стиля поэтических произведений на их семантическое оценивание. Материалом выступали популярные в 1920—1930-х гг. тематические пародии из сборника «Парнас дыбом», выполненные по общим сюжетам: «У попа была собака», «Жил-был у бабушки серенький козлик» и «Пошел купаться Веверлей». Авторы пародий представляли, как воплотили бы эти сюжеты разные известные поэты прошлого и современности. Было отобрано 6 пародий, по 2 на каждый из трех сюжетов, пародировавшие трех поэтов: Н.Некрасова. К. Бальмонта и А.Ахматову. Испытуемые оценивали все 6 пародий по трем разным методикам. Предположение, что в результатах психосемантического оценивания будет сильнее всего отражаться индивидуальный стиль пародируемых авторов, подтвердилось при анализе попарных корреляций между оценками пародий на одного автора или на один сюжет. По всем трем методикам из 9 коэффициентов корреляции оценок пар пародий на одного и того же автора 6 оказались статистически значимыми, в то время как из 9 аналогичных коэффициентов корреляции оценок пар пародий с общим сюжетом значимыми оказались только две. Эти результаты говорят о том, что читатели хорошо улавливают инвариантные особенности индивидуального стиля поэта вне зависимости от содержания произведения. В другом эксперименте испытуемые оценивали звучавшие в магнитофонной записи стихотворения на незнакомом (испанском) языке, а также различные варианты их переводов на русский, как в текстовой, так и в озвученной форме. Обнаружилось, во-
Восприятие искусства первых, что испытуемые в состоянии семантически оценивать чистую форму (стихотворение на незнакомом языке) столь же уверенно и четко, что и понятные им стихотворения, и, во-вторых, что оценка перевода связана с успешностью передачи переводчиком не только содержания, но и звуковой и ритмической структуры оригинала. Все это свидетельствует о принципиальной возможности и продуктивности экспериментального разделения влияния формы, с одной стороны, и содержания, с другой. Помимо формы и содержания, мы выделим еще один фактор, относящийся к самому произведению — это его «рекламная оболочка». Под этим мы понимаем всю информацию о произведении, которой может располагать реципиент до контакта с самим произведением и на основании которой он может составить о нем какое-либо осознанное или бессознательное представление. К этой оболочке относятся, прежде всего, название произведения и фамилия автора. Роль названия в создании специфического настроя на восприятие вряд ли требует дополнительных пояснений (см., например, об этом Салямон, 1971, с. 112—113), Фамилия автора может играть роль даже если она незнакома, например, латиноамериканское звучание фамилии актуализирует Сиіцєє отношение к Латиноамериканской литературе у читателя, знакомого с ней. Помимо фамилии автора и названия произведения, в рекламную оболочку может входить многое: фамилии актеров, занятых в спектакле или кинофильме; жанровая маркировка («комедия» или «фантастическая повесть»); реклама в строгом смысле слова — информация, почерпнутая из афиш и критических статей, а также от знакомых; упаковка в строгом смысле слова, то есть внешний вид, например, книги (обложка, качество бумаги и др.); доступность произведения и т.д. Все эти моменты, взаимодействуя между собой достаточно сложным образом, участвуют в формировании у реципиента установки по отношению к произведению еще до вхождения в контакт с ним. «Книга с яркой, выразительной обложкой воспринимается как сигнал, как призыв к действию, она побуждает читателя спуститься в ее глубины, даже если ему непонятен смысл ее заглавия.... С того момента, как мы овладеваем умением принимать подаваемый книгой сигнал, начинаем видеть в ней стимул и способ коммуникации или, иначе говоря, при виде ее испы- Введение в психологию искусства Восприятие искусства
тываем желание узнать ее содержание, с этого момента сами книги начинают сообщать нам о присущих им функциях, и мы научаемся определять заранее, будут ли они нам трудны или легки и найдем ли мы в них нужное нам содержание» {Зверский, 1981, с.94). В исследовании ДЛеонтьева, Н.Жердевой и И.Чугу-новой (Leontiev, Zherdeva, Chugunova, 1997) анализировались образы книг массовых жанров, складывающиеся у читателей без их чтения и влияющие на принятие решений о покупке. Было выявлено, что в ситуации импульсивного выбора книг массовых жанров (фантастика, детектив, детская книга) и принятия решения об их покупке ведущую роль играет внешнее оформление книги. Оно почти одинаково значимо для разных групп читателей, но для разных жанров литературы его роль различна. В оформлении играют роль как собственно изображение, так и цветовая гамма, не считая, разумеется, названия и фамилии автора. В другом исследовании (Leontiev, Delskaya, Nazarova, 1994) у людей, пришедших в театр, был выявлен вполне четкий и однородный семантический образ предстоящего спектакля перед его началом, причем не только у целенаправленно пришедших на спектакль зрителей, имеющих какие-либо сведения о том, что предстоит увидеть, но и у случайно попавших зрителей, ничего о спектакле Не знающих. Ііскоторьіе различия между этими двумя группами зрителей по степени однородности образа, конечно, наблюдались, но они были далеко не так выражены, как можно было бы предположить. Перейдем теперь к факторам, характеризующим фон, на котором происходит взаимодействие реципиента с произведением. Прежде всего, необходимо учесть фактор, который В.М.Вильчек характеризует как культурно-исторический (1978, с.40). Это общий культурный фон, включающий в себя системы социальных норм и ценностей, художественных канонов и стереотипов. Этот фон во многом влияет на.запросы реципиентов, их установки по отношению к искусству и его видам, отражается в художественном вкусе, критериях оценки произведения. Влияние культурного фона носит всеобщий и при этом достаточно обобщенный характер. Сам по себе этот фон неоднороден. Наиболее сильное влияние оказывает ближайший, непосредственный фон, характеризующий конкретную субкультуру. Вследствие этого нередко наблюдается совпадение или близость художественных оценок у людей, при-
надлежащих к одним и тем же субкультурам или социальным группам. Своеобразной трансформацией общего культурного фона выступают групповые нормы и ценности, которые мы также выделяем как один из исходных факторов, влияющих на взаимодействие личности с искусством. Речь идет о ценностях референтных, значимых для реципиента социальных групп, на мнение членов которых он в большей или меньшей степени ориентируется при выборе и оценке произведений искусства. О влиянии, оказываемом нормами и ценностями референтных групп на различные стороны художественного восприятия, неоднократно писали самые разные авторы. Этот фактор пересекается с предыдущим, но лишь отчасти. С одной стороны, культурный фон не сводится к групповому фону, с другой стороны, групповые нормы и ценности, о которых идет речь, не ограничиваются нормами и ценностями, относящимися к сфере художественной культуры. В частности, не что иное, как гипертрофированная ориентация на групповые нормы и ценности, лежит в основе «престижного» типа потребления искусства. Наконец, третий из факторов этой группы характеризует уникальную жизненную ситуацию реципиента. Он может быть усталым, огорченным, невыспавшимся, у него может быть ограниченное время на общение с искусством, или же он, напротив, может быть в приподнятом настроении. Понятно, что это все самым непосредственным образом сказывается на особенностях его взаимодействия с искусством. * * * На этом мы завершаем описание девяти базовых факторов и переходим к рассмотрению остальных структур и процессов, представленных в нашей рабочей схеме и выступающих как вторичные образования по отношению к девяти базовым факторам. Прежде, чем начать это рассмотрение, мы разобьем пространство схемы на несколько частей, соответствующих стадиям контакта реципиента с произведением. Взяв за основу схему С.Х.Раппопорта (1978) (предкоммуникативная, коммуникативная и посткоммуникативная фазы), мы, однако, считаем необходимым ее несколько усложнить и выделить следующие группы структур и процессов, участвующих во взаимодействии реципиента и произведения: внеситуативные структуры и процессы; ситуативные Введение в психологию искусства структуры и процессы: предкоммуникативные, коммуникативные и посткоммуникативные. Первая группа — внеситуативных структур и процессов — включает в себя те из них, которые, формируясь во взаимодействии базовых факторов между собой, сохраняют свою стабильность и устойчивость вне зависимости от тех или иных конкретных обстоятельств жизни реципиента, в которых он может находиться. Из них следует в первую очередь назвать художественный вкус, определяемый как «...мера обобщения художественного опыта человека (общества), которая определяет способность его воспринимать и оценивать художественные ценности произведений искусства» (Салеев, 1977, с. 16). Художественный вкус обусловлен довольно многими факторами и формируется в процессе накопления и переработки жизненного и художественного опыта. Из числа этих факторов все же уровень художественной компетентности и культурный фон представляются нам решающими. Взаимодействие этих двух факторов проявляется в отмечаемой некоторыми авторами двумерности художественного вкуса. Различают, в частности, во-первых, хороший (здоровый) и плохой (извращенный) вкус и, во-вторых, развитый и неразвитый (Коган, 1968, с.93—94; Жабицкая, 1974, с.26). Это различение целесообразно принять, однако с существенными модификациями. Определить, что такое хороший и плохой вкус, не прибегая к канонам и идеологическим критериям, затруднительно. Более адекватным было бы различение развитости вкуса и его широты. Это различение иллюстрируется следующим высказыванием: «Эстетический вкус — это не только способность отличать красивое от некрасивого, прекрасное от безобразного, но и система критериев такого различения, базирующаяся на определенном представлении о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом и т.п.» (Шульга, 1989, с.53). Если эта система критериев будет узкой, косной, ограниченной, то человек даже при развитом вкусе сможет правильно ориентироваться лишь в узком спектре произведений, получая только от них эстетическое удовольствие. Широкий вкус подразумевает способность человека принимать и получать удовольствие от произведений разных стилей и жанров и оценивать их по достоинству, прилагая к ним разные критерии. Вместе с тем, он может сочетаться и с неразвитостью вкуса, проявляющейся в неразборчивости, «всеядности». Широту вкуса мы свя- Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|