Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Введение в психологию искусства





 


2. Художественное восприятие, равно как и иные формы
потребления искусства, представляют собой особого рода внут­
реннюю деятельность, которой люди овладевают в процессе
развития.

3. В число факторов, оказывающих влияние на процессы вза­
имодействия личности с произведением искусства, входят фак­
торы, характеризующие: а) саму личность; б) произведение и
в) ситуацию их взаимодействия. Конкретное содержание этих
факторов и характер их взаимодействия между собой раскрыты
в схеме на с.82 и в тексте данной главы.


Смысл искусства (вместо заключения)

Эта книга представляет собой сжатое теоретическое введе­ние в психологию искусства в аспекте прежде всего взаимоот­ношений с воспринимающей его личностью. За пределами этой книги осталось довольно многое: в нее не включен обзор теорий и подходов в психологии искусства, эмпирическая методология и методы экспериментального изучения искусства и его вос­приятия, анализ личности художника и процесса создания произ­ведения искусства (творчества), а также специальная психология и психотехника искусства, то есть психологический анализ кон­кретных видов искусства и присущих им способов и приемов психологического воздействия. Кроме этого, за пределами кни­ги остался огромный массив эмпирических исследований ис­кусства.

В задачи данной книги и не входило представление психоло­гии искусства во всей ее полноте; для этого потребовалась бы гораздо более толстая книга, а может быть, и не одна. Задача была иной: рассмотреть создание и восприятие искусства как механизм взаимодействия личности — обладателя внутреннего мира — с предметными формами культуры, и опосредованно через последние — с другими личностями. Содержанием этого взаимодействия является обмен смыслами, циркуляция смыс­лов от личности к предметным формам искусства и обратно к личности. Взаимодействие личности с искусством является час­тным случаем взаимодействия личности с культурой в целом, сфера которой шире сферы искусства и включает в себя опосре­дованный культурой обмен не только и не столько смыслами, но и значениями, орудиями, операциями, символами, норма­ми, канонами, стилями, формами деятельности, ритуалами, мифами, схематизмами сознания, теориями, понятиями, и т.д., и т.п. Конечно, искусство тоже не сводится к трансляции одних лишь смыслов, оно выполняет и другие социализационные фун­кции, однако эти функции носят неспецифический характер — искусство является по отношению к ним лишь одним из многих культурных механизмов их осуществления.



Введение в психологию искусства


Смысл искусства (вместо заключения)



 


В последние год-два в психологии и философии появилось несколько чрезвычайно, на наш взгляд, важных принципиаль­но новых подходов к рассмотрению характера и механизмов вза­имодействия личности с ее жизненным миром и, в первую очередь, — с социокультурной реальностью, из которой она «вычерпывает» строительный материал для своего внутреннего мира, и в которую вносит личностный вклад, предметно реали­зуя свои сущностные силы (подробный анализ самореализации личности под этим углом зрения см. Д.Леонтьев, 1997). Мы не имели возможности подробно изложить их и тем более пере­строить текст с учетом тех новых перспектив, которые они от­крывают, поэтому лишь кратко обозначим их в этом заключении.

Историко-эволюционный подход А.Г.Асмолова к личности ставит в качестве одной из центральных проблему «...механиз­мов преобразования культуры в мир личности и особенно по­рождения в процессе развития личности той или иной культуры» (1996, с.51), исходя, в частности, из принципа роста вариатив­ности элементов системы как критерия прогрессивной эволю­ции. Из этого принципа вытекает эволюционная целесообразность «избыточных преадаптивных элементов», служащих не конкрет­ным адаптивным задачам, а сверхзадаче повышения вариатив­ности системы, что делает ее более гибкой и устойчивой к потенциальным кризисам и потрясениям в будущем. Подобный подход, хорошо согласующийся со взглядами на функции ис­кусства, развитыми в данной книге (вспомним Л.С.Выготского: «Искусство есть организация нашего поведения на будущее...»), позволяет по-новому увидеть их в более широком контексте эво­люции личности и общества.

Мифологическая теория культуры и антропосоциогенеза А.М.Лобка (1997) обнаруживает в качестве базового звена в объяснении феномена культуры потребность человека маркиро­вать свое жизненное пространство своими личностными смысла­ми, а также мифологическую основу социальной и персональной идентичности, одним из проявлений которых является фено­мен вкуса, вкусовых предпочтений, в том числе эстетических. Из теории А.М.Лобка вытекает новый и нетрадиционный ответ на вопрос «Что нам Гекуба?» — в Гекубе мы опознаем себя в мире, точнее, свое в мире, границы которого определяются гра­ницами нашего (принятого нами как структурирующее основа­ние нашей жизни) мифа.


Метаиндивидуальный подход к взаимодействию индиви­дуальности с миром Л.Я.Дорфмана (1997) рассматривает мир человека и мир искусства как два равноправных мира, отвергая однобокий акцент только на одном из них. Л.Я.Дорфман ставит сложнейшую проблему механизмов трансформаций эмоций и смыслов в процессе перехода из одного мира в другой, из одной формы существования в другую, решая ее на основе идей не­классической психологии Л.С.Выготского не только теоретичес­ки, но и экспериментально.

Наконец, «психологическая топология пути» М.К.Мамардаш-вили (1995; 1997) еще дальше отходит от традиционной психо­логии, чем взгляды А.Г.Асмолова, А.МЛобка и Л.Я.Дорфмана. М.К.Мамардашвили принципиально иначе трактует само взаи­модействие человека с миром. Для него это не процесс перехо­дов и обмена содержаниями. Человек не может получить что-то извне, все уже есть в глубинах его сознания, но он не может воспринять это, пока его сознание определенным образом не структурируется. Искусство является частным случаем организую­щих наше сознание структур. Структура накладывается на со­знание, организует его, вследствие чего человек оказывается способен увидеть в самом себе то, чего не мог видеть раньше. Внешний мир, таким образом, оказывается опосредующим зве­ном во взаимоотношениях человека с самим собой. Более под­робный анализ подхода Мамардашвили и его соотношения с подходом, изложенным в данной книге, — задача настолько же интересная, насколько сложная и трудоемкая, и мы вынуждены оставить ее на будущее.

Мы, по сути, ограничились лишь перечислением этих новых подходов, имея в виду, что они открывают возможность под­нять понимание взаимодействия искусства и личности на но­вый уровень. Осуществление этой возможности — дело будущего. Надеемся, что эта книга, с одной стороны, позволит читателю осознать всю сложность и многогранность проблемы взаимодей­ствия искусства и личности в контексте феномена культуры, «парадоксально соединяющего объективность внешнего бытия и полноту человеческого жизненного смысла» (Малахов, 1988, с.76), а с другой — даст определенную структуру если не отве­тов на имеющиеся в этой области вопросы, то, по крайней мере, самих вопросов. А ответы неисчерпаемы, как само искусство.


Литература


Литература

(Звездочками обозначены источники, рекомендуемые для дальней­шего самостоятельного изучения)

Алексеев Э.Е., Андрукович П.Ф., Головинский Г.Л. Молодежь и музы­ка сегодня // Социальные функции искусства и его видов. М.: Наука, 1980. С.210-247.

Арагон Л. Надо называть веши своими именами // Называть вещи своими именами: программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX в. М.: Прогресс, 1986. С. 119—128.

* Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М.: Изд-во
Моск. ун-та, 1980.

Асмолов А. Г. Историко-эволюционный подход в психологии лично­сти: Дис.... д-ра психол. наук. М., 1996.

* Асмус В. Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы литературы.
1961. №2. С.36-46.

*Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художествен­ная литература, 1975.

*Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.

Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Художествен­ная литература, 1986.

Беленькая Л.И. Ребенок и книга. О читателе восьми—девяти лет. М.: Книга, 1969.

Беленькая Л. И. Читатель-подросток // В помощь детским и школь­ным библиотекам. 1976. М.: Книга, 1976. С.34—46.

Беленькая Л. И. Дети 10—11 лет как читатели художественной лите­ратуры (типологические особенности) // Социально-психологические проблемы чтения. Вып. 3. Социально-психологическая типология чита­телей-детей. М.: ГБЛ, 1977. С.5—38.

Беляева Л.И. Мотивы чтения и критерии оценок произведений ху­дожественной литературы у различных категорий зрителей // Художе­ственное восприятие. Л.: Наука, 1971. С.162—171.

Беляева Л.И. К вопросу о типологии читателей // Проблемы соци­ологии и психологии чтения. М.: Книга, 1975. С.143—161.

Белянин В. П. Библиопсихологический аспект оптимизации функ­ционирования художественного текста // Оптимизация речевого воз­действия / Отв.ред. Р.Г.Котов. М.: Наука, 1990. С.169-180.

Биндер Б. С. Эстетический катарсис и проблемы самоактуализации личности // Журнал практикующего психолога (Киев), вып. 3. 1997. С.16-31.

Бодрова КВ. Психологические аспекты понимания литературного текста старшими дошкольниками: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1984.

Бочкарев Л.Л. Психологические механизмы музыкального пережи­вания: Автореф. дис.... д-ра психол. наук. Киев, 1989.

Брехт Б. Театр: В 5 т. М.: Искусство, 1965. Т. 5, часть 1.


Ьрехт Б. Об экспериментальном театре // Называть веши своими именами, программные выступления мастеров западноевррдейскоь литературы XX века. М.: Прогресс. 1986. С. 331—344.

Васчиюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во Моек ун-та 1984.

Вахемётса A.JL. Плотников.СИ. Человек и искусство. М.: Мысль, 1968

Вахеметса А.Л., Семенов ЮН. // Киноискусство и массовая ауди­тория. М.: ВГИК. 1971. C.38-5S.

Вильчек В.М. Искусство и аудитория. М.: Знание. 1978.

Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной куль­туры. М: Искусство, 1988.

Во/кч)ин Е.Ф. Искусство и мировоззрение. М: Изд-во Моск. ун-та, 1982

* Выготский Л. С. Психология искусства 2-е изд. М.: Искусство, 1968

* Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991

* Голицын ГА., Петров В.М Информация — поведение - твор­
чество. М.: Наука, 1991.

Гусев Б.Е. «Массовая культура» и культура народных масс// Искус­ство в системе культуры: социологические аспекты. Л.: ЛГИТМлК, 1981 С.61-65.

Давыдов ЮН. Искусство как социологический феномен. М: На­ука, 1968.

Дадамян Г. Проблемы исследования эстетических оценок в социо­логии искусства // Вопросы социологии искусства. М.: Наука, 1979 С.79-103.

Дадамян Г., Дондурей Д., Невлер Л. Восприятие монументальной: искусства — типы, механизмы, эффективность // Вопросы социоло­гии искусства. М.: Наука, 1979. С.194—248.

Джинджихашвиш Н. Искусство И прогресс. Тбилиси: Изд-во Тбил ун-та, 1977.

Дмитриева Н.А. Опыты самопознания //' Образ человека и индивиду­альность художника в западном искусстве XX в. М.: Наука, 1984 С.6—50

Дондурей Д.Б. Особенности восприятия искусства школьниками // Советская педагогика. 1975. № 8. С.28—-35.

Дондурей Д. Б. Эстетическая оценка как интегральный показатель отношения к художественному объекту // Социология культуры. Про­блема социальных показателей развития культуры. (Труды НИИ Куль­туры. Вып. 108). М.. 1982. С.107-121.

Дорфман Л.Я. Способы существования эмоций в человеке и искус­стве // Искусство и эмоции. Материалы Международного научногс симпозиума / Под ред. Л.Я.Дорфмана, Д.А.Леонтьева, В.М.Петрова В.ЛЛ'озиноъа. Пермь: Пермский гос. ин-т культуры, 1991. С.71— 86.

Дорфман Л Я. Метаиндивидуальный мир. М.: Смысл, 1993.

* Дорфман ЛЯ. Эмоции в искусстве М.: Смысл, 1997.

Емельянов ГА. Психологический анализ развития восприятия поэти­ческой формы в подростковом и юношеском возрасте: Автореф дис... канд психол. наук. М. 1995


 
 

Литература

Еремеев А. Ф. Границы искусства. М.: Искусство, 1987.

Жабицкая Л. Восприятие художественной литературы и личность. Кишинев: Штиинца, 1974.

Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педа­гогика, 1986. Т. 1.

Зверский Т. Семиотика книги // Червинский М. Система книги. Збер-ский Т. Семиотика книги. М.: Книга, 1981. С.59—128.

Иванов А. Несколько слов в защиту культуры // Юность. 1988. № 3. С.74-76.

Ингарден Р. Исследования по эстетике. М.: Изд-во иностранной литературы, 1962.

Искандер Ф. Природа духа // Студенческий меридиан. 1985. № 8. С.14.

Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. 2-е изд. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1971.

Козин АЛ. Художественные ценности и современность // Искусство и социокультурный контекст. Л.: ЛГИТМиК, 1986. С.27—39.

Каракозов P.P. Процесс смыслообразования при чтении художе­ственной литературы // Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 122—128.

Каракозов P.P. Условия формирования смыслообразующей функции художественной литературы: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М, 1988.

Карамзин Н.М. О книжной торговле и любви к чтению в России // Избранные произведения. Л.: Лениздат, 1980. С.119—122.

Коган Л.Н. Художественный вкус. М.: Мысль, 1968.

Кокто Ж. Портреты-воспоминания. М.: Известия, 1985.

Лановенко О. П. Социальный статус искусства. Киев: Наукова дум­ка, 1983.

*Левшина И. С. Как воспринимается произведение искусства. М.: Знание, 1983.

Леонтьев А.А. Предисловие // Материалы Всесоюзной научно-прак­тической конференции «Психолого-педагогические проблемы обуче­ния технике чтения, смысловому восприятию и пониманию текста» 12-15 мая 1988 г. / Под ред. И.В.Усачевой. М., 1989. С.3-10.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Полит­издат, 1977.

* Леонтьев А.Н. Психология искусства и художественная литература // Литературная учеба. 1981. № 2. С.177—185.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т.2.

* Леонтьев А.Н. О психологической функции искусства (гипотеза) //Художественное творчество и психология / Под ред. А.Я.Зися, М.Г.Яро-
шевского. М.: Наука, 1991. С.184—187.

Леонтьев Д.А. Проблема смысла в современной зарубежной психо­логии // Современный человек: цели, ценности, идеалы. Вып. 1. М.: ИНИОН АН СССР, 1988. С.73-100.


Литература

Леонтьев Д.А. Личностный смысл и трансформации психического образа // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1988 б. № 2. С. 3—14.

Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопро­сы психологии. 1989. № 3. С.11—21.

Леонтьев Д. А. Человек и мир: логика жизненных отношений //Логи­ка, психология и семиотика: аспекты взаимодействия / Под ред. Б.А.Па-рохонского. Киев: Наукова думка, 1990. С.47—58.

Леонтьев Д.А. Произведение искусства и личность: психологичес­кая структура взаимодействия // Художественное творчество и психо­логия / Под ред. А.Я.Зися, М.ГЯрошевского. М.: Наука, 1991. С.109—133.

Леонтьев Д.А. Системно-смысловая природа и функции мотива // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1993. № 2. С.73—82.

Леонтьев ДА. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. М.: Смысл, 1997. С. 156-176.

Леонтьев Д.А., Емельянов Г.А. Стилевые инварианты поэтической формы: опыт экспериментально-психологического анализа // Мате­риалы III Международной конференции по психологии и педагогике чтения. Вып. 3. М., 1993. С.57—63.

Леонтьев Д.А., Павлова ИМ. Возрастные и индивидуальные осо­бенности восприятия художественной литературы школьниками (на материале анализа свободных описаний) // Психологический анализ учебной деятельности / Под ред. В.Д.Шадрикова, В.Н.Дружинина, О.Ф.Потемкиной. М.: ИП АН СССР, 1991. С.153-175.

Леонтьев Д.А., Собкин B.C. Психология искусства и психологичес­кая методология в ранних работах Л.С.Выготского // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1994. № 4. С.35—44.

Леонтьев Д.А., Харчевин СП. Стратегия свободного описания как интегральный показатель индивидуальных особенностей восприятия художественной прозы // Психолого-педагогические исследования индивидуальности в культуре и искусстве. Челябинск, 1989. С. 116—135.

Лефевр В.А. Формула человека. М.: Прогресс, 1991.

*Лобок A.M. Антропология мифа. Екатеринбург: Отдел образования администрации Октябрьского района, 1997.

*Лотман ЮМ. Лекции по структуральной поэтике // Ю.МЛотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. СЮ—263.

Малахов В.А. Искусство и человеческое мироотношение. Киев: Нау­кова думка, 1988.

Мамардашвили М.К. Форма превращенная // Философская энцикло­педия. М.: Советская энциклопедия, 1970. Т. 5. С.386—389.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. 2-е изд., изм. и доп. М.: Прогресс, 1992.

* Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). М.: Ad Marginem, 1995.



Литература


Литература



 


*Мамардашвили U.K. Психологическая топология пути. СПб: РХГИ, 1997.

Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев В. С. Классика и совре­менность: две эпохи в развитии буржуазной философии // Философия в современном мире. Философия и наука. М.: Наука, 1972. С.28—94.

Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М.: РГГУ, 1994.

Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.

НатевА. Искусство и общество. М.: Прогресс, 1966.

Никитина А. Б. Особенности восприятия подростками спектаклей о своих сверстниках и современниках: Дипломная работа (ГИТИС им. А.В.Луначарского) М., 1988.

Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литера­туры. М.: Книга, 1972.

Петренко В.Ф. Проблемы эффективности речевого воздействия в аспекте психолингвистики // Оптимизация речевого воздействия / Отв. ред. Р.Г.Котов. М.: Наука, 1990. С.18-31.

Петренко В.Ф., Пронин А.Е. Художественные конструкты как фор­ма семантической организации художественного текста // Оптимиза­ция речевого воздействия / Отв. ред. Р.Г.Котов. М.: Наука, 1990. С.31—34.

Печко Л. Некоторые аспекты проблемы индивидуального стиля // Некоторые вопросы истории и теории эстетики. Вып. 2. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. С.234-248.

Печко Л. П. Эстетическое освоение природы в процессе формиро­вания личности: Автореф. дис.... докт. филос. наук. М., 1994.

Праздников Г. Направленность художественной формы // Худож­ник и публика. Л.: ЛГИТМиК, 1981. С.42-52.

Пришвин М.М. Незабудки. М.: Художественная литература, 1969.

Прохоров А. В. О выразительной подвижности рисунка // Проблемы синтеза в художественной культуре / Под ред. А.В.Прохорова, Б.В.Ра-ушенбаха, Ф.С.Хитрука. М.: Наука, 1985. С.42—56.

Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. 2-е изд. М.: Музыка, 1972.

Раппопорт C.Х От художника к зрителю. М.: Советский художник, 1978.

Салеев В.А. Искусство и его оценка. Минск: Изд-во БГУ, 1977.

Салямон Л. С. Элементы физиологии и художественное восприятие // Художественное восприятие. Л.: Наука, 1971. С.98—113.

Сартр Ж.-П. Что такое литература? // Зарубежная эстетика и тео­рия литературы XIX—XX вв.: трактаты, статьи, эссе / Под ред. Г.И.Кос­тикова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С.313—334.

Сохор А. Социология и музыкальная культура. М.: Советский ком­позитор, 1975.

Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л.: Советский композитор, 1980 а. Т. 1.

Сохор А.Н. Восприятие и оценка искусства обществом и их воздей­ствие на художественное творчество // Вопросы социологии искусства. Л.: ЛГИТМиК, 1980. С.41-58.


Социально-психологические проблемы чтения. Вып. 1. Социально-психологическая типология читателей-детей. М., 1974.

Стафецкая М.П. Художественная культура и проблемы потребле­ния искусства // Вопросы социального функционирования художе­ственной культуры. М.: Наука, 1984. С.86—109.

Стефанов И. Эстетическая культура личности в условиях научно-технической революции // Искусство в системе культуры: социологи­ческие аспекты. Л.: ЛГИТМиК, 1981. С.54—60.

Столович Л.Н. Жизнь — творчество — человек. М.: Политиздат, 1985.

Суна У.Ф., Петров В.М. Социология эстетической культуры. Рига: Зинатне, 1985.

Сущенко М. О некоторых проблемах конкретного социологического изучения музыки в СССР // Вопросы социологии искусства. М.: На­ука, 1979. С.249-272.

Тернер Ф., Пёппель Э. Поэзия, мозг и время // Красота и мозг: биологические аспекты эстетики / Под ред. И.Ренчлера, Б.Херцбер-гер, Д.Эпстайна. М.: Мир, 1995. С.74—96.

Тимченко М. Целостное и частичное восприятие искусства // Ху­дожник и публика. Л.: ЛГИТМиК, 1981. С. 108—112.

Тодоров Ц. Поэтика // Структурализм: за и против. М.: Прогресс, 1975.С.37-113.

Торшилова Е.М., Дукаревич М.З. Художественное восприятие живо­писи и структура личности // Творческий процесс и художественное восприятие. Л.: Наука, 1978. С. 174—190.

"Филипьев Ю.А. Что и как познает искусство. М.: Наука, 1976.

Фрейд 3. Толкование сновидений. М.: Кн-во «Современные про­блемы», 1913.

Фромм Э. Забытый язык. Введение в науку понимания снов, сказок и мифов // Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. С. 179—298.

Хренов Н.А. О художественных и нехудожественных функциях ис­кусства // Социальные функции искусства и его видов. М.: Наука, 1980. С. 102-134.

Цукерман B.C. Музыка и слушатель. М.: Музыка, 1972.

Чапек К. Об искусстве. Л.: Искусство, 1969.

Человек в мире художественной культуры. М.: Наука, 1982.

Чхартишвили Ш.Н. Влияние потребности на оценку этических и эстетических ценностей // Психологические исследования. Вып. II. Тби­лиси: Мецниереба, 1971. С. 168—172.

Шкловский В.Б. Жили-были... М.: Советский писатель, 1966.

Шкловский В.Б. О теории прозы. М.: Советский писатель, 1983 а.

Шкловский В.Б. Тетива: о несходстве сходного // Избранное: В 2 т. М.: Художественная литература, 1983 б. Т.2. С.З—306.

Шор Ю.М. Личность художника в контексте теории художествен­ной культуры // Искусство в системе культуры: социологические ас­пекты. Л.: ЛГИТМиК, 1981. С.20-26.


по

Литература

Шор Ю.М. Очерки теории культуры. Л.: ЛГИТМиК, 1989.

Шульга Р. П. Искусство и ценностные ориентации личности. Киев: Наукова думка, 1989.

Эйзенштейн СМ. Чет-нечет. Раздвоение Единого//Восток—Запад: Исследования. Переводы. Публикации. М.: Наука, 1988. С.234—278.

ЭльконинД.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.

*Эпстайн Д. Соотношения темпов в музыке: везде и всюду одни и те же? // Красота и мозг: биологические аспекты эстетики / Под ред. И.Ренчлера, Б.Херцбергер, Д.Эпстайна. М.: Мир, 1995. С.97—124.

de Beaugrande R. Schemas for literary communication // Literary discourse: aspects of cognitive and social psychological approaches. Berlin; New York: DeGruyter, 1987. P.49-100.

Berlyne D.E. The psychology of aesthetics and its impediments // Пси­хологические исследования / Под ред. А.С.Прангишвили. Тбилиси: Мецниереба, 1973. С.52—61.

Cupchik G. С, Winston A.S. Reflection and reaction: a dual process analysis of emotional responses to art // L.Dorfman a.o. (eds.) Emotions and art: problems, approaches, explorations. Perm: Perm Institute for Arts and Culture, 1992. P.65-77.

Frankl V. The unconscious God. New York: Washington Square press, 1975.

Leontiev D.A, Delskaya T.A., Nazarova M. Images of a theater play: expectations, impressions, and group differences // C.Dreyer a.o. (eds.) Life world: sign world. Vol.2. Lueneburg: Jansen-Verlag, 1994. P.799—814.

Leontiev D.A., Yemelyanov G.A. Catching psychological effects of poetic form: experiments with parodies and translations // SPIEL. Jg.13, 1994, H.I. S.101-113.

Leontiev D., Zherdeva N., Chugunova I. Readers' Perception of Commercial Genres and Book Covers: A Psychosemantic Study // S. Totosy de Zepetnek & I.Sywenky (Eds.), The Systemic and Empirical Approach to Literature and Culture as Theory and Application. Edmonton; Siegen: University of Alberta Press, 1997. P.471—483.

Sarbin T. The poetics of identity // Theory and Psychology. 1997. Vol. 7. № 1. P.67-82.

Tart C. The systems approach to states of consciousness // R.Walsh, F.Vaughan (eds). Beyond Ego: Transpersonal Dimensions in Psychology. Los Angeles: Tardier, 1980. P. 115—118.

ViehoffR. Literary understanding and emotion // L.Dorfman a.o. (eds.) Emotions and art: problems, approaches, explorations. Perm: Perm Institute for Arts and Culture, 1992. P.123-142.


 


Содержание

Введение................................................................................................................. з

О предмете психологии искусства..................................................... 5

Методологические дилеммы психологии искусства........ 9

1. Личностноцентрический подход против

ИСКУССТВОЦЕИТРИЧЕСКОЮ.................................................................... 9

2. Индивидуальный подход против теоретико—нормативного 11

3. Деятелыюстный подход против механистического.............. 13

4. Смысловой подход против когнитивно—аффективного........ 15

Искусство как механизм трансляции смыслов................... 18

Психологическая природа искусства............................................... 18

Задача на смысл как психологическое

содержание художественного произведения........................ 22

Форма художественного произведения как его эстетическая

структура и ее психологическая функция................................ 26

Воплощение смыслов в структуре художественного произведения:

субстраты,стратегии и средства.............................................................. 31

Конечный эффект воздействия искусства и

его психологическая функция..................................................... 37

Особенности функционирования искусства в

сегодняшней социокультурной ситуации..................................... 42

Массовая культура и квазиискусство............................................... 42

Массовая аудитория и квазивосприятие......................................... 49

Эстетическая культура и проблемы ее формирования............. 53

Индивидуальные и возрастные особенности

восприятия и потребления искусства.............................................. 60

типы и уровни потребления искусства............................................ 60

Возрастная динамика художественного развития личности.. 69

Восприятие искусства: психологические механизмы,

факторы и процессы............................................................................ 76

Смысл искусства (вместо заключения)................................... 100

Литература........................................................................................................ 104

 

Не страшно ль, что актер проезжий этот
В фантазии для сочиненных чувств,
Так подчинил мечте свое сознанье,
Что сходит кровь со щек его, глаза
Туманят слезы, замирает голос
И облик каждой складкой говорит,
Что он живет! А для чего в итоге?
Из-за Гекубы!
Что он Гекубе? Что ему Гекуба?

В.Шекспир. Гамлет

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных