ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Введение в психологию искусства
2. Художественное восприятие, равно как и иные формы 3. В число факторов, оказывающих влияние на процессы вза Смысл искусства (вместо заключения) Эта книга представляет собой сжатое теоретическое введение в психологию искусства в аспекте прежде всего взаимоотношений с воспринимающей его личностью. За пределами этой книги осталось довольно многое: в нее не включен обзор теорий и подходов в психологии искусства, эмпирическая методология и методы экспериментального изучения искусства и его восприятия, анализ личности художника и процесса создания произведения искусства (творчества), а также специальная психология и психотехника искусства, то есть психологический анализ конкретных видов искусства и присущих им способов и приемов психологического воздействия. Кроме этого, за пределами книги остался огромный массив эмпирических исследований искусства. В задачи данной книги и не входило представление психологии искусства во всей ее полноте; для этого потребовалась бы гораздо более толстая книга, а может быть, и не одна. Задача была иной: рассмотреть создание и восприятие искусства как механизм взаимодействия личности — обладателя внутреннего мира — с предметными формами культуры, и опосредованно через последние — с другими личностями. Содержанием этого взаимодействия является обмен смыслами, циркуляция смыслов от личности к предметным формам искусства и обратно к личности. Взаимодействие личности с искусством является частным случаем взаимодействия личности с культурой в целом, сфера которой шире сферы искусства и включает в себя опосредованный культурой обмен не только и не столько смыслами, но и значениями, орудиями, операциями, символами, нормами, канонами, стилями, формами деятельности, ритуалами, мифами, схематизмами сознания, теориями, понятиями, и т.д., и т.п. Конечно, искусство тоже не сводится к трансляции одних лишь смыслов, оно выполняет и другие социализационные функции, однако эти функции носят неспецифический характер — искусство является по отношению к ним лишь одним из многих культурных механизмов их осуществления. Введение в психологию искусства Смысл искусства (вместо заключения)
В последние год-два в психологии и философии появилось несколько чрезвычайно, на наш взгляд, важных принципиально новых подходов к рассмотрению характера и механизмов взаимодействия личности с ее жизненным миром и, в первую очередь, — с социокультурной реальностью, из которой она «вычерпывает» строительный материал для своего внутреннего мира, и в которую вносит личностный вклад, предметно реализуя свои сущностные силы (подробный анализ самореализации личности под этим углом зрения см. Д.Леонтьев, 1997). Мы не имели возможности подробно изложить их и тем более перестроить текст с учетом тех новых перспектив, которые они открывают, поэтому лишь кратко обозначим их в этом заключении. Историко-эволюционный подход А.Г.Асмолова к личности ставит в качестве одной из центральных проблему «...механизмов преобразования культуры в мир личности и особенно порождения в процессе развития личности той или иной культуры» (1996, с.51), исходя, в частности, из принципа роста вариативности элементов системы как критерия прогрессивной эволюции. Из этого принципа вытекает эволюционная целесообразность «избыточных преадаптивных элементов», служащих не конкретным адаптивным задачам, а сверхзадаче повышения вариативности системы, что делает ее более гибкой и устойчивой к потенциальным кризисам и потрясениям в будущем. Подобный подход, хорошо согласующийся со взглядами на функции искусства, развитыми в данной книге (вспомним Л.С.Выготского: «Искусство есть организация нашего поведения на будущее...»), позволяет по-новому увидеть их в более широком контексте эволюции личности и общества. Мифологическая теория культуры и антропосоциогенеза А.М.Лобка (1997) обнаруживает в качестве базового звена в объяснении феномена культуры потребность человека маркировать свое жизненное пространство своими личностными смыслами, а также мифологическую основу социальной и персональной идентичности, одним из проявлений которых является феномен вкуса, вкусовых предпочтений, в том числе эстетических. Из теории А.М.Лобка вытекает новый и нетрадиционный ответ на вопрос «Что нам Гекуба?» — в Гекубе мы опознаем себя в мире, точнее, свое в мире, границы которого определяются границами нашего (принятого нами как структурирующее основание нашей жизни) мифа. Метаиндивидуальный подход к взаимодействию индивидуальности с миром Л.Я.Дорфмана (1997) рассматривает мир человека и мир искусства как два равноправных мира, отвергая однобокий акцент только на одном из них. Л.Я.Дорфман ставит сложнейшую проблему механизмов трансформаций эмоций и смыслов в процессе перехода из одного мира в другой, из одной формы существования в другую, решая ее на основе идей неклассической психологии Л.С.Выготского не только теоретически, но и экспериментально. Наконец, «психологическая топология пути» М.К.Мамардаш-вили (1995; 1997) еще дальше отходит от традиционной психологии, чем взгляды А.Г.Асмолова, А.МЛобка и Л.Я.Дорфмана. М.К.Мамардашвили принципиально иначе трактует само взаимодействие человека с миром. Для него это не процесс переходов и обмена содержаниями. Человек не может получить что-то извне, все уже есть в глубинах его сознания, но он не может воспринять это, пока его сознание определенным образом не структурируется. Искусство является частным случаем организующих наше сознание структур. Структура накладывается на сознание, организует его, вследствие чего человек оказывается способен увидеть в самом себе то, чего не мог видеть раньше. Внешний мир, таким образом, оказывается опосредующим звеном во взаимоотношениях человека с самим собой. Более подробный анализ подхода Мамардашвили и его соотношения с подходом, изложенным в данной книге, — задача настолько же интересная, насколько сложная и трудоемкая, и мы вынуждены оставить ее на будущее. Мы, по сути, ограничились лишь перечислением этих новых подходов, имея в виду, что они открывают возможность поднять понимание взаимодействия искусства и личности на новый уровень. Осуществление этой возможности — дело будущего. Надеемся, что эта книга, с одной стороны, позволит читателю осознать всю сложность и многогранность проблемы взаимодействия искусства и личности в контексте феномена культуры, «парадоксально соединяющего объективность внешнего бытия и полноту человеческого жизненного смысла» (Малахов, 1988, с.76), а с другой — даст определенную структуру если не ответов на имеющиеся в этой области вопросы, то, по крайней мере, самих вопросов. А ответы неисчерпаемы, как само искусство. Литература Литература (Звездочками обозначены источники, рекомендуемые для дальнейшего самостоятельного изучения) Алексеев Э.Е., Андрукович П.Ф., Головинский Г.Л. Молодежь и музыка сегодня // Социальные функции искусства и его видов. М.: Наука, 1980. С.210-247. Арагон Л. Надо называть веши своими именами // Называть вещи своими именами: программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX в. М.: Прогресс, 1986. С. 119—128. * Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М.: Изд-во Асмолов А. Г. Историко-эволюционный подход в психологии личности: Дис.... д-ра психол. наук. М., 1996. * Асмус В. Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы литературы. *Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. *Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986. Беленькая Л.И. Ребенок и книга. О читателе восьми—девяти лет. М.: Книга, 1969. Беленькая Л. И. Читатель-подросток // В помощь детским и школьным библиотекам. 1976. М.: Книга, 1976. С.34—46. Беленькая Л. И. Дети 10—11 лет как читатели художественной литературы (типологические особенности) // Социально-психологические проблемы чтения. Вып. 3. Социально-психологическая типология читателей-детей. М.: ГБЛ, 1977. С.5—38. Беляева Л.И. Мотивы чтения и критерии оценок произведений художественной литературы у различных категорий зрителей // Художественное восприятие. Л.: Наука, 1971. С.162—171. Беляева Л.И. К вопросу о типологии читателей // Проблемы социологии и психологии чтения. М.: Книга, 1975. С.143—161. Белянин В. П. Библиопсихологический аспект оптимизации функционирования художественного текста // Оптимизация речевого воздействия / Отв.ред. Р.Г.Котов. М.: Наука, 1990. С.169-180. Биндер Б. С. Эстетический катарсис и проблемы самоактуализации личности // Журнал практикующего психолога (Киев), вып. 3. 1997. С.16-31. Бодрова КВ. Психологические аспекты понимания литературного текста старшими дошкольниками: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1984. Бочкарев Л.Л. Психологические механизмы музыкального переживания: Автореф. дис.... д-ра психол. наук. Киев, 1989. Брехт Б. Театр: В 5 т. М.: Искусство, 1965. Т. 5, часть 1. Ьрехт Б. Об экспериментальном театре // Называть веши своими именами, программные выступления мастеров западноевррдейскоь литературы XX века. М.: Прогресс. 1986. С. 331—344. Васчиюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во Моек ун-та 1984. Вахемётса A.JL. Плотников.СИ. Человек и искусство. М.: Мысль, 1968 Вахеметса А.Л., Семенов ЮН. // Киноискусство и массовая аудитория. М.: ВГИК. 1971. C.38-5S. Вильчек В.М. Искусство и аудитория. М.: Знание. 1978. Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М: Искусство, 1988. Во/кч)ин Е.Ф. Искусство и мировоззрение. М: Изд-во Моск. ун-та, 1982 * Выготский Л. С. Психология искусства 2-е изд. М.: Искусство, 1968 * Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991 * Голицын ГА., Петров В.М Информация — поведение - твор Гусев Б.Е. «Массовая культура» и культура народных масс// Искусство в системе культуры: социологические аспекты. Л.: ЛГИТМлК, 1981 С.61-65. Давыдов ЮН. Искусство как социологический феномен. М: Наука, 1968. Дадамян Г. Проблемы исследования эстетических оценок в социологии искусства // Вопросы социологии искусства. М.: Наука, 1979 С.79-103. Дадамян Г., Дондурей Д., Невлер Л. Восприятие монументальной: искусства — типы, механизмы, эффективность // Вопросы социологии искусства. М.: Наука, 1979. С.194—248. Джинджихашвиш Н. Искусство И прогресс. Тбилиси: Изд-во Тбил ун-та, 1977. Дмитриева Н.А. Опыты самопознания //' Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве XX в. М.: Наука, 1984 С.6—50 Дондурей Д.Б. Особенности восприятия искусства школьниками // Советская педагогика. 1975. № 8. С.28—-35. Дондурей Д. Б. Эстетическая оценка как интегральный показатель отношения к художественному объекту // Социология культуры. Проблема социальных показателей развития культуры. (Труды НИИ Культуры. Вып. 108). М.. 1982. С.107-121. Дорфман Л.Я. Способы существования эмоций в человеке и искусстве // Искусство и эмоции. Материалы Международного научногс симпозиума / Под ред. Л.Я.Дорфмана, Д.А.Леонтьева, В.М.Петрова В.ЛЛ'озиноъа. Пермь: Пермский гос. ин-т культуры, 1991. С.71— 86. Дорфман Л Я. Метаиндивидуальный мир. М.: Смысл, 1993. * Дорфман ЛЯ. Эмоции в искусстве М.: Смысл, 1997. Емельянов ГА. Психологический анализ развития восприятия поэтической формы в подростковом и юношеском возрасте: Автореф дис... канд психол. наук. М. 1995 Литература Еремеев А. Ф. Границы искусства. М.: Искусство, 1987. Жабицкая Л. Восприятие художественной литературы и личность. Кишинев: Штиинца, 1974. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1986. Т. 1. Зверский Т. Семиотика книги // Червинский М. Система книги. Збер-ский Т. Семиотика книги. М.: Книга, 1981. С.59—128. Иванов А. Несколько слов в защиту культуры // Юность. 1988. № 3. С.74-76. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М.: Изд-во иностранной литературы, 1962. Искандер Ф. Природа духа // Студенческий меридиан. 1985. № 8. С.14. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. 2-е изд. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1971. Козин АЛ. Художественные ценности и современность // Искусство и социокультурный контекст. Л.: ЛГИТМиК, 1986. С.27—39. Каракозов P.P. Процесс смыслообразования при чтении художественной литературы // Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 122—128. Каракозов P.P. Условия формирования смыслообразующей функции художественной литературы: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М, 1988. Карамзин Н.М. О книжной торговле и любви к чтению в России // Избранные произведения. Л.: Лениздат, 1980. С.119—122. Коган Л.Н. Художественный вкус. М.: Мысль, 1968. Кокто Ж. Портреты-воспоминания. М.: Известия, 1985. Лановенко О. П. Социальный статус искусства. Киев: Наукова думка, 1983. *Левшина И. С. Как воспринимается произведение искусства. М.: Знание, 1983. Леонтьев А.А. Предисловие // Материалы Всесоюзной научно-практической конференции «Психолого-педагогические проблемы обучения технике чтения, смысловому восприятию и пониманию текста» 12-15 мая 1988 г. / Под ред. И.В.Усачевой. М., 1989. С.3-10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. * Леонтьев А.Н. Психология искусства и художественная литература // Литературная учеба. 1981. № 2. С.177—185. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т.2. * Леонтьев А.Н. О психологической функции искусства (гипотеза) //Художественное творчество и психология / Под ред. А.Я.Зися, М.Г.Яро- Леонтьев Д.А. Проблема смысла в современной зарубежной психологии // Современный человек: цели, ценности, идеалы. Вып. 1. М.: ИНИОН АН СССР, 1988. С.73-100. Литература Леонтьев Д.А. Личностный смысл и трансформации психического образа // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1988 б. № 2. С. 3—14. Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. 1989. № 3. С.11—21. Леонтьев Д. А. Человек и мир: логика жизненных отношений //Логика, психология и семиотика: аспекты взаимодействия / Под ред. Б.А.Па-рохонского. Киев: Наукова думка, 1990. С.47—58. Леонтьев Д.А. Произведение искусства и личность: психологическая структура взаимодействия // Художественное творчество и психология / Под ред. А.Я.Зися, М.ГЯрошевского. М.: Наука, 1991. С.109—133. Леонтьев Д.А. Системно-смысловая природа и функции мотива // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1993. № 2. С.73—82. Леонтьев ДА. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. М.: Смысл, 1997. С. 156-176. Леонтьев Д.А., Емельянов Г.А. Стилевые инварианты поэтической формы: опыт экспериментально-психологического анализа // Материалы III Международной конференции по психологии и педагогике чтения. Вып. 3. М., 1993. С.57—63. Леонтьев Д.А., Павлова ИМ. Возрастные и индивидуальные особенности восприятия художественной литературы школьниками (на материале анализа свободных описаний) // Психологический анализ учебной деятельности / Под ред. В.Д.Шадрикова, В.Н.Дружинина, О.Ф.Потемкиной. М.: ИП АН СССР, 1991. С.153-175. Леонтьев Д.А., Собкин B.C. Психология искусства и психологическая методология в ранних работах Л.С.Выготского // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1994. № 4. С.35—44. Леонтьев Д.А., Харчевин СП. Стратегия свободного описания как интегральный показатель индивидуальных особенностей восприятия художественной прозы // Психолого-педагогические исследования индивидуальности в культуре и искусстве. Челябинск, 1989. С. 116—135. Лефевр В.А. Формула человека. М.: Прогресс, 1991. *Лобок A.M. Антропология мифа. Екатеринбург: Отдел образования администрации Октябрьского района, 1997. *Лотман ЮМ. Лекции по структуральной поэтике // Ю.МЛотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. СЮ—263. Малахов В.А. Искусство и человеческое мироотношение. Киев: Наукова думка, 1988. Мамардашвили М.К. Форма превращенная // Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1970. Т. 5. С.386—389. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. 2-е изд., изм. и доп. М.: Прогресс, 1992. * Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). М.: Ad Marginem, 1995. Литература Литература
*Мамардашвили U.K. Психологическая топология пути. СПб: РХГИ, 1997. Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев В. С. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии // Философия в современном мире. Философия и наука. М.: Наука, 1972. С.28—94. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М.: РГГУ, 1994. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. НатевА. Искусство и общество. М.: Прогресс, 1966. Никитина А. Б. Особенности восприятия подростками спектаклей о своих сверстниках и современниках: Дипломная работа (ГИТИС им. А.В.Луначарского) М., 1988. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. М.: Книга, 1972. Петренко В.Ф. Проблемы эффективности речевого воздействия в аспекте психолингвистики // Оптимизация речевого воздействия / Отв. ред. Р.Г.Котов. М.: Наука, 1990. С.18-31. Петренко В.Ф., Пронин А.Е. Художественные конструкты как форма семантической организации художественного текста // Оптимизация речевого воздействия / Отв. ред. Р.Г.Котов. М.: Наука, 1990. С.31—34. Печко Л. Некоторые аспекты проблемы индивидуального стиля // Некоторые вопросы истории и теории эстетики. Вып. 2. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. С.234-248. Печко Л. П. Эстетическое освоение природы в процессе формирования личности: Автореф. дис.... докт. филос. наук. М., 1994. Праздников Г. Направленность художественной формы // Художник и публика. Л.: ЛГИТМиК, 1981. С.42-52. Пришвин М.М. Незабудки. М.: Художественная литература, 1969. Прохоров А. В. О выразительной подвижности рисунка // Проблемы синтеза в художественной культуре / Под ред. А.В.Прохорова, Б.В.Ра-ушенбаха, Ф.С.Хитрука. М.: Наука, 1985. С.42—56. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. 2-е изд. М.: Музыка, 1972. Раппопорт C.Х От художника к зрителю. М.: Советский художник, 1978. Салеев В.А. Искусство и его оценка. Минск: Изд-во БГУ, 1977. Салямон Л. С. Элементы физиологии и художественное восприятие // Художественное восприятие. Л.: Наука, 1971. С.98—113. Сартр Ж.-П. Что такое литература? // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX—XX вв.: трактаты, статьи, эссе / Под ред. Г.И.Костикова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С.313—334. Сохор А. Социология и музыкальная культура. М.: Советский композитор, 1975. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л.: Советский композитор, 1980 а. Т. 1. Сохор А.Н. Восприятие и оценка искусства обществом и их воздействие на художественное творчество // Вопросы социологии искусства. Л.: ЛГИТМиК, 1980. С.41-58. Социально-психологические проблемы чтения. Вып. 1. Социально-психологическая типология читателей-детей. М., 1974. Стафецкая М.П. Художественная культура и проблемы потребления искусства // Вопросы социального функционирования художественной культуры. М.: Наука, 1984. С.86—109. Стефанов И. Эстетическая культура личности в условиях научно-технической революции // Искусство в системе культуры: социологические аспекты. Л.: ЛГИТМиК, 1981. С.54—60. Столович Л.Н. Жизнь — творчество — человек. М.: Политиздат, 1985. Суна У.Ф., Петров В.М. Социология эстетической культуры. Рига: Зинатне, 1985. Сущенко М. О некоторых проблемах конкретного социологического изучения музыки в СССР // Вопросы социологии искусства. М.: Наука, 1979. С.249-272. Тернер Ф., Пёппель Э. Поэзия, мозг и время // Красота и мозг: биологические аспекты эстетики / Под ред. И.Ренчлера, Б.Херцбер-гер, Д.Эпстайна. М.: Мир, 1995. С.74—96. Тимченко М. Целостное и частичное восприятие искусства // Художник и публика. Л.: ЛГИТМиК, 1981. С. 108—112. Тодоров Ц. Поэтика // Структурализм: за и против. М.: Прогресс, 1975.С.37-113. Торшилова Е.М., Дукаревич М.З. Художественное восприятие живописи и структура личности // Творческий процесс и художественное восприятие. Л.: Наука, 1978. С. 174—190. "Филипьев Ю.А. Что и как познает искусство. М.: Наука, 1976. Фрейд 3. Толкование сновидений. М.: Кн-во «Современные проблемы», 1913. Фромм Э. Забытый язык. Введение в науку понимания снов, сказок и мифов // Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. С. 179—298. Хренов Н.А. О художественных и нехудожественных функциях искусства // Социальные функции искусства и его видов. М.: Наука, 1980. С. 102-134. Цукерман B.C. Музыка и слушатель. М.: Музыка, 1972. Чапек К. Об искусстве. Л.: Искусство, 1969. Человек в мире художественной культуры. М.: Наука, 1982. Чхартишвили Ш.Н. Влияние потребности на оценку этических и эстетических ценностей // Психологические исследования. Вып. II. Тбилиси: Мецниереба, 1971. С. 168—172. Шкловский В.Б. Жили-были... М.: Советский писатель, 1966. Шкловский В.Б. О теории прозы. М.: Советский писатель, 1983 а. Шкловский В.Б. Тетива: о несходстве сходного // Избранное: В 2 т. М.: Художественная литература, 1983 б. Т.2. С.З—306. Шор Ю.М. Личность художника в контексте теории художественной культуры // Искусство в системе культуры: социологические аспекты. Л.: ЛГИТМиК, 1981. С.20-26.
Литература Шор Ю.М. Очерки теории культуры. Л.: ЛГИТМиК, 1989. Шульга Р. П. Искусство и ценностные ориентации личности. Киев: Наукова думка, 1989. Эйзенштейн СМ. Чет-нечет. Раздвоение Единого//Восток—Запад: Исследования. Переводы. Публикации. М.: Наука, 1988. С.234—278. ЭльконинД.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. *Эпстайн Д. Соотношения темпов в музыке: везде и всюду одни и те же? // Красота и мозг: биологические аспекты эстетики / Под ред. И.Ренчлера, Б.Херцбергер, Д.Эпстайна. М.: Мир, 1995. С.97—124. de Beaugrande R. Schemas for literary communication // Literary discourse: aspects of cognitive and social psychological approaches. Berlin; New York: DeGruyter, 1987. P.49-100. Berlyne D.E. The psychology of aesthetics and its impediments // Психологические исследования / Под ред. А.С.Прангишвили. Тбилиси: Мецниереба, 1973. С.52—61. Cupchik G. С, Winston A.S. Reflection and reaction: a dual process analysis of emotional responses to art // L.Dorfman a.o. (eds.) Emotions and art: problems, approaches, explorations. Perm: Perm Institute for Arts and Culture, 1992. P.65-77. Frankl V. The unconscious God. New York: Washington Square press, 1975. Leontiev D.A, Delskaya T.A., Nazarova M. Images of a theater play: expectations, impressions, and group differences // C.Dreyer a.o. (eds.) Life world: sign world. Vol.2. Lueneburg: Jansen-Verlag, 1994. P.799—814. Leontiev D.A., Yemelyanov G.A. Catching psychological effects of poetic form: experiments with parodies and translations // SPIEL. Jg.13, 1994, H.I. S.101-113. Leontiev D., Zherdeva N., Chugunova I. Readers' Perception of Commercial Genres and Book Covers: A Psychosemantic Study // S. Totosy de Zepetnek & I.Sywenky (Eds.), The Systemic and Empirical Approach to Literature and Culture as Theory and Application. Edmonton; Siegen: University of Alberta Press, 1997. P.471—483. Sarbin T. The poetics of identity // Theory and Psychology. 1997. Vol. 7. № 1. P.67-82. Tart C. The systems approach to states of consciousness // R.Walsh, F.Vaughan (eds). Beyond Ego: Transpersonal Dimensions in Psychology. Los Angeles: Tardier, 1980. P. 115—118. ViehoffR. Literary understanding and emotion // L.Dorfman a.o. (eds.) Emotions and art: problems, approaches, explorations. Perm: Perm Institute for Arts and Culture, 1992. P.123-142.
Содержание Введение................................................................................................................. з О предмете психологии искусства..................................................... 5 Методологические дилеммы психологии искусства........ 9 1. Личностноцентрический подход против ИСКУССТВОЦЕИТРИЧЕСКОЮ.................................................................... 9 2. Индивидуальный подход против теоретико—нормативного 11 3. Деятелыюстный подход против механистического.............. 13 4. Смысловой подход против когнитивно—аффективного........ 15 Искусство как механизм трансляции смыслов................... 18 Психологическая природа искусства............................................... 18 Задача на смысл как психологическое содержание художественного произведения........................ 22 Форма художественного произведения как его эстетическая структура и ее психологическая функция................................ 26 Воплощение смыслов в структуре художественного произведения: субстраты,стратегии и средства.............................................................. 31 Конечный эффект воздействия искусства и его психологическая функция..................................................... 37 Особенности функционирования искусства в сегодняшней социокультурной ситуации..................................... 42 Массовая культура и квазиискусство............................................... 42 Массовая аудитория и квазивосприятие......................................... 49 Эстетическая культура и проблемы ее формирования............. 53 Индивидуальные и возрастные особенности восприятия и потребления искусства.............................................. 60 типы и уровни потребления искусства............................................ 60 Возрастная динамика художественного развития личности.. 69 Восприятие искусства: психологические механизмы, факторы и процессы............................................................................ 76 Смысл искусства (вместо заключения)................................... 100 Литература........................................................................................................ 104
Не страшно ль, что актер проезжий этот В.Шекспир. Гамлет
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|