ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТИПЫ И УРОВНИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ИСКУССТВА 5 страницаАвтор процитированного высказывания Н.Джинджихашви-ли приводит афоризм американского философа Сантаны, сравнившего искусство с женщиной: «Сначала она чарует, не замечая этого, затем прибегает к искусственным средствам, чтобы чаровать, наконец, наступает раскаяние и желание вернуть себе невинность». Последнее, комментирует Н.Джинджихашвили, возможно «...лишь в том случае, если жизнь перестает быть пошлым насильником» (там оке, с.234). «Утрата искусством своей невинности» означает, прежде всего, низкое качество восприятия его массовым реципиентом при общем увеличении количественных показателей его потребле- Введение в психологию искусства Искусство в социокультурной ситуации
ния. «Иногда можно выиграть в количестве зрителей, но проиграть в их качестве», — формулирует эту достаточно очевидную зависимость ВАбдрашитов". Такая же зависимость сформулирована и для музыки (Цукерман, 1972, с.42), для других видов искусства также нет оснований в ней сомневаться. Подчеркнем, что здесь речь идет уже не о квазиискусстве, а о том, что воспитанный на нем зритель подходит с той же меркой к искусству настоящему, воспринимая его на уровне обыденного сознания. АЛ.Вахеметса и С.Н.Плотников (1968, с.177) утверждают, что такое восприятие характерно для большинства зрителей. В силу сложности, многогранности и полифункциональности любого произведения искусства оно может оказывать воздействие на реципиента на разных уровнях — и на глубинных, и на поверхностных. Как указывает А.Н.Сохор, произведение может оказать на человека воздействие даже при отсутствии понимания: «Картина — своим колоритом и экспрессией линий (даже если их предметное значение не будет воспринято), танец — внешней динамикой движений, музыка — тембром, громкостью, общим направлением мелодического движения, общим характером ритмики... Но эти эффекты будут аналогичны воздействию на слушателя речи, произносимой на незнакомом языке. Оно ограничится уровнем физиологических реакций и низших, элементарных чувствований (ощущения приятного или неприятного, возбуждения или успокоения, напряжения или разрядки). Отсюда еще очень далеко до восприятия духовного — идейного, образного, эмоционального — содержания искусства» (Сохор, 19806, с.47). Аналогичные вещи — факт воздействия литературного произведения на читателя невысокого уровня развития — отмечает и Л.Жабицкая (1974, с.24), объясняя это тем, что читатель как бы «подстраивает» текст к своим «возможностям». По сути, в любом произведении искусства заложена потенциальная возможность взаимодействовать с ним и воспринимать его на разных уровнях. Оно способно отвечать на самые разные запросы, и одно и то же произведение может дать разное разным читателям и зрителям. Как говорили в древности про Гомера: «И мальчику, и мужу, и старику он дает то, что каждый в силах взять у него»5. * Литературная газета. 1987. № 3. 14 января. С.8. 5 Дион Хрисостом // Идеи эстетического воспитания: В 2 т. М., 1973. Т. 1. С. 186. Таким образом, полноценность эстетического восприятия зависит от зрителя в не меньшей степени, чем от произведения. В ситуации внехудожественного восприятия «...не искусство, не произведение воздействует на человека, а потребление заранее предопределено той или иной схемой сознания, контролирующей восприятие» (Стафецкая, 1984, с.96). Эстетическая культура и проблемы ее формирования С точки зрения социальной политики очень непростой социально-психологической проблемой выступает отношение к тем людям, которые — не по своей вине — застряли в своем развитии на уровне квазивосприятия. Что делать с тем, кто мало что в состоянии воспринять адекватно, «с человеком, который на дискотеке потанцевал, а в филармонию ходить не хочет?», как пишет Александр Иванов в своей статье в защиту «массовой культуры» (1988, с.75). А.Иванов предлагает оставить его в покое: «Ну давайте же хоть сейчас, в эпоху демократизации нашей жизни, позволим людям любить то, что им нравится, то, что им по душе... Будем надеяться, что это — пока. Глядишь, и дойдут, вникнут, освоят, поймут, оценят, но добровольно, без унижений и насилия» (там же, с. 76). Ученые не разделяют такого оптимизма: «Представление о том, что возможно изменить его (человека. — Д.Л.) систему ожиданий, установок на искусство и ценностных ориентации в целом, если оставить его один на один с искусством, сейчас кажется слишком оптимистичным» (Дадамян, Дондурей, Невлер, 1979, с.247). Опыт западного «общества потребления», в котором человек располагает большим выбором как истинного искусства, так и его эрзацев, свидетельствует не в пользу идеи о самопроизвольном эстетическом воспитании оставленной на произвол судьбы публики. Апелляция к мнениям и вкусам широких масс людей оправдана тогда, когда им по меньшей мере есть о чем высказывать это мнение, то есть когда они могут со знанием дела сравнивать что-то, что-то хвалить, а что-то отвергать. Искусство должно активно стремиться к тому, чтобы воздействовать на потребителя, «добиваться того, чтобы его понимали» (Брехт, 1965, с. 136). О неуместности ссылок на сформировавшиеся вкусы публики писал Карел Чапек еще 60 лет назад: «Каждый год кто-нибудь провозглашает, Введение в психологию искусства Искусство в социокультурной ситуации
что публика уже по горло сыта тем-то и тем-то и требует чего-то совершенно нового. Но потом обычно обнаруживается, что публика требует как раз чего-то отнюдь не нового. Отсюда один вывод: не следует вообще ссылаться на волю публики. Не столь важно, чего хочет публика. Важнее то, куда мы намерены увлечь ее, что можем ей дать с какой-то надеждой на понимание с ее стороны... Не стоит слишком заботиться о том, чего хочет публика. Спросим лучше, какой мы ее хотим и можем сделать» (Чапек, 1969, с.87). Если некоторое время тому назад вопросы воздействия на широкие массы людей — эстетическое воспитание, культурная политика, «гармоническое развитие личности», «формирование нового человека» — были модными сюжетами, связанными с выраженным социальным заказом, и призыв А.Иванова оставить человека в покое имел конкретных и многочисленных адресатов, то за последние несколько лет бывшая активная государственная политика в этой области полностью развалилась и люди действительно оказались полностью предоставлены самим себе в их взаимоотношениях с искусством в самом широком смысле этого слова. Хорошо ли это — вопрос неоднозначный, учитывая, что культура по определению нуждается в поддержке, пестовании, усилиях по ее сохранению и развитию, ибо она не адаптивна по отношению к внешним условиям, в которых она существует. Настоящая культура скорее контрадаптивна; в отличие от житейской практики, она представляет собой пространство идеальных ориентиров развития и зону ближайшего развития последней. Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, необходимо вернуться с социального на индивидуально-личностный уровень рассмотрения. Звеном, связывающим эти два уровня в данном контексте рассмотрения, является понятие эстетической культуры личности. Художественная или эстетическая культура личности выступает как неотъемлемый и важный аспект личностного потенциала, оказывающий несомненное влияние на другие личностные качества. Мы не считаем целесообразным различать эстетическую и художественную культуру личности, как это делает, например, Л.Н.Столович (1985, с.143—144). Первую он характеризует как способность эстетического переживания, эстетическую чуткость, вкус, а вторую — как художественную образованность и владе- ние языком изобразительных средств. Нам эти два момента представляются в большой степени взаимозависимыми и более импонирует интегративное понимание эстетической культуры личности, предложенное болгарским ученым И.Стефановым: «Эстетическая культура личности связана, прежде всего, с индивидуальной способностью к персональному, конкретному и содержательному распредмечиванию искусства при посредстве аккумулированного художественного опыта. Эстетическая культура представляет индивидуальную способность к созданию интимного контакта с миром искусства, причем осуществляется извлечение скрытого, опредмеченного в художественных образах человеческого смысла, его дальнейшего переживания как личностного смысла (в связи с индивидуальным опытом) и включение в духовную структуру индивида» (Стефанов, 1981, с.56). Как отмечает И.Стефанов, человек, характеризующийся низким уровнем эстетической культуры, также участвует в культурной жизни, порой довольно интенсивно: ходит в кино, слушает радио, смотрит телевизор. Он отличается «...не негативным или безразличным отношением к эстетическим ценностям... а неспособностью ставить себе определенные цели по отношению к искусству, вследствие чего он приобщается к этой сфере случайно и обычно с самого низкого слоя художественных ценностей» (там же, с.58). Как эстетически развитая, так и неразвитая личность характеризуется определенной избирательностью предпочтений, однако, во-первых, у личности с низкой эстетической культурой самоограничение в сфере потребления культуры происходит часто за счет испытанных и проверенных художественных ценностей, а во-вторых, высокая эстетическая культура предполагает относительно гибкие ценностные критерии и границы, способность адекватно оценивать и воспринимать произведения в широком спектре жанрово-стилевых характеристик (там же, с.58—59). Восприятие искусства эстетически развитой личностью в общем виде характеризуется целостностью, разноплановостью и вниманием прежде всего к содержанию произведения. Оценка формы при этом определяется тем, насколько она способствует проявлению и выражению конкретного содержания. Существенной характеристикой эстетически развитой личности является легкость вхождения в мир произведения. Дело в том, что вхождение в мир произведения — это не мгновенный Введение в психологию искусства Искусство в социокультурной ситуации 51
акт. Это деятельность, имеющая достаточно сложную структуру. Для человека, не обладающего большим опытом общения с тем или иным видом искусства, вхождение в мир нового, непривычного для него произведения требует немалых усилий. Ему приходится строить особую ориентировочную деятельность с тем, чтобы, опираясь на особенности эстетической структуры произведения, уловить ее инвариантные характеристики и сформировать адекватную установку, позволяющую без помех проникнуть в содержание произведения и испытать на себе его воздействие. Это же происходит и у эстетически развитого читателя, зрителя, слушателя, однако у него эта деятельность имеет свернутый характер, она стала автоматизированной в результате многократного выполнения. Поэтому у него вхождение действительно осуществляется практически мгновенно и не требует напряженных усилий. Таким образом, получается, что при восприятии сложного произведения человеку эстетически недостаточно развитому приходится преодолевать барьер вхождения в эту структуру. При адекватной мотивации этот человек сможет, предприняв необходимые усилия, преодолеть этот барьер. Если мотивация будет недостаточной, то необходимость напрягаться вызовет у него защитную реакцию отвержения. Эстетически же развитый человек в этой ситуации не будет испытывать существенных затруднений и сможет без особых усилий осуществить вхождение в структуру даже довольно сложного произведения, получив тем самым доступ к его содержанию. Некоторое различие, наблюдаемое между разными видами искусства, связано с тем, что они требуют для полноценного восприятия разного уровня эстетической подготовки. И человек, который без особого труда проходит сквозь форму произведения художественной прозы, может столкнуться с трудностями при восприятии, скажем, театрального спектакля. Мы уже предостерегали от предубежденности по отношению к произведениям, далеким от высших эстетических образцов, ссылаясь на выполняемую ими важную рекреационную функцию. Но кроме этого, они выполняют еще одну, не менее важную функцию, существенным образом связанную с формированием эстетической культуры личности. Типичными образцами литературы «второго сорта» принято считать сентиментальную и приключенческую литературу. С нее, однако, по сути, начиналось развитие самой литературы; и с нее же начинается и инди- видуальное художественное развитие. Как считает Н.А.Хренов, процесс демократизации искусства приводит к такой парадоксальной логике взаимоотношений искусства и публики, при которой расцвет «низкого» искусства предстает «...не только как следствие неравномерности высших потребностей, но и как элемент формирования и утверждения "высокого", без которого это "высокое" не было бы создано и воспринято» {Хренов, 1980, с. 106). Так же, как чтение по слогам предшествует беглому чтению, так и восприятие отчетливо выделенной сюжетной линии, конкретных действий является одним из начальных «азбучных» этапов развития художественной грамотности, формирования способности воспринимать сложные произведения во всей их полноте6. Плохо, когда взрослый человек застревает на этом этапе, но пройти его необходимо, чтобы подняться на следующий. Сегодня социологи признают, что для кого-то и сентиментальная мелодрама может быть шагом вперед в художественном развитии. Приоритет же здесь принадлежит, пожалуй, Н.М.Карамзину, который в 1802 году писал: «Не знаю, как другие, а я радуюсь, лишь бы только читали! И романы, самые посредственные, — даже без всякого таланта писанные, способствуют некоторым образом просвещению. Кто пленяется "Никанором, злосчастным дворянином", тот на лестнице умственного образования стоит еще ниже его автора, и хорошо делает, что читает сей роман: ибо, без всякого сомнения, чему-нибудь научается в мыслях или в их выражении. Как скоро между автором и читателем велико расстояние, то первый не может сильно действовать на последнего, как бы умен он ни был. Надобно всякому что-нибудь поближе: одному Жан-Жака, другому - "Никанора"» {Карамзин, 1980, с. 121). Из этого, конечно, не следует, что плохой детектив или любовный роман читатель невысокого уровня развития будет непременно предпочитать классике. Многие произведения отечественной и мировой классики обладают не только глубоким мировоззренческо-смысловым содержанием и изысканной фор- 6 Можно в качестве еще более предварительного, «нулевого» этапа художественного развития рассматривать «...распространение в широких массах представлений о престижности духовной ценности, не материализованной для ее обладателя ни в какой вещной форме...» (Человек в мире художественной культуры, 1982, с.53). Введение в психологию искусства Искусство в социокультурной ситуации
мой, но и чертами, привлекательными также для неискушенных читателей — динамизмом сюжета, эмоционально насыщенными эпизодами, запоминающимися образами. Все это облегчает вхождение такого читателя в смысловую ткань произведения, его приобщение к смыслам и ценностям, которые произведение несет в себе, и восхождение благодаря этому на более высокий уровень освоения литературы как вида искусства. Резюмируем, насколько это возможно, рассмотренную нами с разных сторон проблему формирования и развития индивидуальной эстетической культуры. Признание права людей на искусство, соответствующее их вкусам, не означает одновременно признания любых вкусов нормальными и имеющими право на существование. «Лучше плохая книга, чем хорошая водка. Иными словами — любое чтение лучше ничегонеделания или дурных поступков. Но... от плохой книги к водке легче перейти, чем от хорошей. А значит, необходимо четко различать, где вершина, а где — подножие» (Искандер, 1985, с. 14). Кроме того, публика не вполне однородна; она состоит из конкретных людей с достаточно разнообразным спектром запросов. Попытка приложить ко всем общую мерку не принесет ощутимого успеха. Необходимое и неизбежное, хотя и трудно реализуемое требование эстетического воспитания — индивидуальный подход. «Эстетическое воспитание... только тогда будет действенным... когда оно будет говорить с каждым на его собственном языке, находя при этом в нем особые связи с самим языком искусства. И только отталкиваясь от фактического состояния (содержания) подготовленности человека к восприятию и пониманию искусства, оно будет способно ввести его в мир ценностей подлинно прекрасного» (Дадамян, Дондурей, Невлер, 1979, с.247). Подытожим содержание данной главы. 1. Для современной социокультурной ситуации характерна 2. В условиях снижения актуальности развивающей функции
3. Квазиискусство отвечает рекреационным и гедонистичес 4. Одновременно с дифференциацией аудитории искусства 5. В процессе восприятия искусства человеком, стоящим на 6. Эстетическая (художественная) культура личности являет В следующей главе мы переходим к изложению и анализу существующих в литературе типологий аудитории различных видов искусства и к возрастной периодизации художественного развития личности. Индивидуальные и возрастные особенности восприятия и потребления искусства ТИПЫ И УРОВНИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ИСКУССТВА В предыдущих главах мы постарались показать, что различия в качественных характеристиках восприятия искусства разными людьми не сводятся к диалектике «понятности» искусства и «понятливости» публики (Давыдов, 1968, с.32). Различные типы потребления искусства характеризуются не столько степенью своей близости к эталонному, полноценному типу, сколько качественным своеобразием. И различия в восприятии одного произведения разными людьми «...обусловлены не недостатками текста (его неточностью или же непонятностью) и не недостатками аудитории, но коренными особенностями искусства...» (Виль-чек, 1978, с.7—8). Автор приведенной цитаты, правда, справедливо оговаривается, что существуют границы, в пределах которых различия в понимании и оценке произведения можно считать нормальными. Эти различия в восприятии связаны с различием не столько способностей проникновения в содержание произведения, сколько потребностей человека и запросов, предъявляемых к этому произведению. Сам по себе факт различия предпочтений в области искусства у разных категорий публики достаточно очевиден и отмечался еще Платоном, наблюдения которого часто и охотно цитируются в нашей социологической литературе, «Если бы судили совсем малые дети, то они высказались бы в пользу выступавшего с кукольным театром... Если бы судили подростки, то — в пользу выступавшего с комедиями; а в пользу трагедии — образованные женщины, молодые люди и, пожалуй, чуть ли не большинство зрителей... Мы же, старики, скорее всего присудили бы победу рапсоду, хорошо прочитавшему Илиаду или Одиссею, или что-либо из Гесиода; ведь нам, старикам, он доставит всего более наслаждения»1. Творения Платона. Том XIII, Законы. Пб., 1923. С.59. Индивидуальные и возрастные особенности восприятия 61 В 1960—1980 гг., пожалуй, ни одно исследование в области социологии искусства не обходилось без дифференциации публики по социально-демографическим параметрам. Следует, однако, отметить, что художественные предпочтения, выбор тех или иных видов искусства, каналов общения с ним, стилей, жанров, конкретных произведений, будучи следствием, показателем «...уровня и характера отношений данной аудитории с художественной культурой» (Вильчек, 1978, с.24), отнюдь не определяется однозначно социально-демографической принадлежностью реципиента, хоть она и оказывает на этот выбор определенное влияние. В рамках любой социально-демографической группы наблюдаются различия в художественных предпочтениях, оценках и характеристиках художественного восприятия, не менее весомые, чем фиксируемые по этим параметрам различия между различными социально-демографическими группами. Осознание этого привело к созданию «эстетико -психологических» (В.С.Цукерман) типологий зрителей, читателей и слушателей. Для каждого из видов искусства, а также для восприятия искусства вообще создана не одна такая типология; мы рассмотрим их несколько ниже. Примером реализации эстетико-психологического подхода к дифференциации аудитории искусства является «социально-эстетическая» типология кинозрителей А.Л.Вахёметсы и Ю.Н.Семенова (1971). Они выделяют восемь категорий кинозрителей на основании того, что зритель преимущественно ожидает от фильма, и на чем основывается его оценка фильма: нормативно ориентированный зритель, проблемно ориентированный зритель, зритель, ориентированный на престиж культуры, эстетически ориентированный зритель, патетический зритель, сентиментальный зритель, зритель, ориентированный на развлекательность, и зритель, ориентированный на приключения. Ю.Н.Давыдов (1968) сделал другую попытку выделить категории публики безотносительно к видам искусства. Он выделяет категории публики, для которой эстетическое восприятие произведения связано с социально-познавательной или социально-публицистической функцией; с созданным в произведении миром «по ту сторону» реальной повседневной жизни; с эстетическим совершенством и «чистотой» произведения; с системой нравственных ценностей, заложенных в произведении; с социально-престижным ореолом, окружающим произведение. Трудно, впрочем, согласиться Введение в психологию искусства с тем, что во всех этих случаях мы имеем дело с эстетическим восприятием. Хотя эти две типологии построены, казалось бы, по принципиально несовпадающим основаниям — с одной стороны, это психологическая установка зрителей, а с другой — функции искусства, — даже при беглом сопоставлении видно, что в них много общего. Действительно, типологии реципиентов во многом повторяют перечень психологических функций искусства. О.П.Лановенко обнаружил, что богатство духовного мира человека связано со специфичностью социальной функции, которую несет искусство для человека, и наоборот: «Чем беднее и однообразнее духовный мир человека, тем более трафаретной, безликой, стереотипной выступает для него функция искусства» (1983, с. 156—157). Целый ряд исследователей (например, Вильчек, 1978; Столовим, 1985) отмечают в той или иной форме, что если в полноценном художественном восприятии реализуется целый спектр функций искусства, то различные неадекватные, редуцированные типы восприятия соответствуют гипертрофированному доминированию какой-либо одной функции при выпадении всех остальных. Полноценное художественное восприятие, понимаемое как целостное, противопоставляется «частичному», неполноценному восприятию искусства (Торшилова, Дукаревич, 1978; Тимченко, 1981). Сделанный в конце 1960—начале 1970-х гг. шаг к дифференциации аудитории по эстетико-психологическим критериям привел к созданию первых типологий зрителей (читателей, слушателей), в основание которых легло то, что действительно имеет отношение к самому искусству: те пласты содержания — художественного или нет — которые те или иные группы зрителей (читателей, слушателей) «вычерпывают» из произведения. Стало ясно, что разные зрители ждут разного от общения с искусством, и что с этим-то связаны известные, внешне парадоксальные и, на первый взгляд, необъяснимые данные о сравнительном успехе у разных групп публики тех или иных произведений. Более того, стало ясно, что потребности и ожидания, руководящие ими в ситуации выбора, потребления и оценки произведения, коренятся за пределами сферы общения с искусством, в много-образнейших особенностях жизни человека в обществе. Вместе с тем, хотя типологии, о которых идет речь, приближают к действительности представления о механизмах функционирования Индивидуальные и возрастные особенности восприятия 63 искусства в обществе, в них сохраняется существенное упрощение реальной картины. Зритель (читатель, слушатель), обозначенный тем или иным ярлыком, предстает в них как тождественный самому себе во всех актах общения с произведениями искусства, одинаково воспринимающий любое произведение. Это верно лишь отчасти. Конечно, набор психологических переменных, определяющих характер взаимодействия личности с искусством, достаточно устойчив и существенным образом характеризует личность. «Читать самого себя — вот чего хочет читатель... Мы все — больные и умеем читать только те книги, которые рассказывают нам о наших болезнях» (Кокто, 1985, с. 16—17). С другой стороны, абсолютизировать это утверждение было бы так же ошибочно, как и утверждать, к примеру, что структура произведения однозначно предопределяет особенности его восприятия. В зависимости от самого произведения, с которым человек вступает в контакт, а также от ситуации, в которой это происходит, установки и ожидания реципиента могут варьировать в определенных, часто довольно широких, пределах. По-видимому, большая гибкость в общении с искусством отличает более развитых читателей и зрителей. Они способны подойти к каждому произведению со своей специфической меркой и получить от разных произведений разное. Осознание этого довольно быстро привело к переориентации социологических исследований с типологий зрителей (слушателей, читателей) на типологии процессов чтения, слушания, художественного восприятия или потребления искусства. Последний термин представляется нам наиболее адекватным и удобным. Говоря о потреблении искусства, мы понимаем само искусство с точки зрения «социологического эмпиризма»: «Предмет оценивается как произведение искусства, поскольку он воспринимается в качестве такового публикой, той или иной ее частью, наконец, отдельным человеком» (Ка-зин, 1986, с. 32), с тем уточнением, что в нашем понимании принятие предмета за произведение искусства не обязательно влечет за собой организацию процессов его восприятия по законам художественного восприятия. В отличие от типологий потребителя, типологии процессов потребления искусства должны обязательно учитывать особенности самой ситуации, в которой происходит контакт. Более того, «ситуация потребления искусства» (СПИ) может оказывать определяющее влияние на то, какая функция искусства будет pea- Введение в психологию искусства лизовываться при контакте личности с произведением искусства в данном конкретном «социальном поле». «Чисто механическое расположение человека в поле распространения художественной информации еще не делает его реципиентом, еще не создает СПИ» (Вахеметса, Плотников, 1968, с.16). И «...даже в том случае, если человек относится к произведению как к духовной ценности, СПИ может и не состояться» (там же, с. 17). А.Сохор (1975) перечисляет ряд различий между публикой концертно-театрального события и аудиовизуального события (музыкальной радио- или телепередачи), от которых весьма существенным образом будет зависеть характер протекания деятельности восприятия концерта и соответственно, ее результат. На значимость фактора ситуации указывают также факты, говорящие о большой роли случайности при выборе контактов с конкретными произведениями искусства. Так, посетители театральных спектаклей или концертов в своем выборе, как оказалось, «...часто руководствовались не предпочтением или устойчивой установкой, а доступностью ("У знакомых оказался лишний билет"), конформистскими соображениями ("Спектакль посмотрели или книгу прочитали товарищи") или просто случайностью ("Нечего было делать, поэтому решили пойти на какой-нибудь фильм"). Другими словами, действия... часто оказывались нецеленаправленными и поэтому не могли быть сведены к проявлению эстетических способностей, взглядов или убеждений» (Суна, Петров, 1985, с.107). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|