Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 8. Управление конфликтами и стрессами




Практическое занятие №2. Управление конфликтами и стрессами

Студент должен уметь: определять вид и причины конфликта, анализировать конфликтные ситуации в трудовых коллективах, избирать оптимальные способы решения конфликтных ситуаций.

 

План проведения занятия:

 

1. Оргмомент - 1-2 мин.

2. Тестирование для определения уровня теоретической подготовки из темы - 5 мин.

3. Решение конфликтной ситуации, которая возникла в трудовом коллективе, преподавателем с целью объяснения алгоритма действий - 7 мин.

4. Решение конфликтных ситуаций студентами (6 вариантов ситуаций-кейсов) - 47 мин.

5. Обсуждение наиболее сложных ситуаций, которые вызывали проблемы процессе их решения, - 10 мин.

6. Анализ типичных ошибок - 10 мин.

7. Подведение итогов - 7 мин.

8. Домашнее задание - 2 мин.

 

Ситуация №1.

 

В финансовый отдел промышленного предприятия пришел новый сотрудник Кравчук О. М. - Молодой специалист с высшим образованием и навыками работы на компьютере. (сангвиник). Он обратил внимание на значительные недостатки в организации финансового учета, а также на чрезмерную нагрузку сотрудников финансового отдела рутинным трудом. Очень часто сотрудникам приходилось брать работу домой. Все это значительно ухудшало морально - психологический климат в коллективе отдела. Начальник отдела Пилипенко Ю.П. (49 лет, меланхолик), в последнее время часто болел и отсутствовал на работе. Его заместитель Лозовая И.М. (53 года, флегматик) в отсутствие начальника отдела с подчиненными не конфликтует, на их жалобы относительно чрезмерного нагрузки никак не реагирует. Кравчук, оценивая ситуацию, которая сложилась, пошел на прием к директору предприятия и добился выделения средств на компьютеризацию финансового учета.

Задание.

1. Дать оценку стиля руководства заместителя начальника финансового отдела Лозовой І.М.

2. Указать, какие группы потребностей сотрудников не учитывает Лозовая для мотивации активного труда.

3. Назвать, какие способы для решения конфликтов использует Лозовая у этой ситуации.

4. Определить, или есть лидер в коллективе финансового отдела? Если да, то кто он?

5. Выступить в роли директора промышленного предприятия и примите управленческое решение относительно улучшения работы финансового отдела и нормализации морально - психологического климата коллектива.

 

Ситуация №2.

 

В финансовом отделе промышленного предприятия руководитель Петренко М. М. (47 лет, флегматик). Решая производственные вопросы, он всегда стремился заручиться поддержкой большинства, конфликтов избегал, ответственность за принятые решения стремился переложить на своего заместителя. Пышного І.В.

В случае нарушения трудовой дисциплины жестких мероприятий не употреблял. В связи с этим сотрудники отдела часто опаздывали на работу и шли с работы еще до окончания рабочего дня. Низкий уровень трудовой дисциплины влиял на результат работы отдела. Квартальный отчет не был составлен в срок, в связи с этим все сотрудники отдела остались без премии. В коллективе по этому поводу возник конфликт. Сотрудники обвиняли друг вторая в том, которое случилось. Начальник отдела уговаривал своих подчиненных не ссориться, обещал в будущем не допускать подобного. Но конкретных мер употреблено не было. Заместитель начальника отдела, понимая, что необходимы решительные меры относительно укрепления трудовой дисциплины, предложил своему руководителю усилить контроль за трудовой дисциплиной и принимать строгие меры к нарушителям. Начальник отдела пообещал обдумать это предложение. Миновало время, но меры не были приняты. Отчет в следующем квартале также был сдан с опозданием.

Задание:

1. Дать оценку стиля руководства начальника финансового отдела Петренка М. М.

2. Указать, какой тип конфликта возник у этой ситуации и назовите его причину.

3. Определить, какой способ решения конфликта избрал Петренко М. И и дать оценку относительно его выбора.

4. Дать оценку авторитета начальника отдела и указать, или является его авторитет полным.

5. Представить себя в роли директора промышленного предприятия и принять управленческое решение относительно улучшения работы финансового отдела.

 

Ситуация №3.

 

В финансовом отделе предприятия по производству мебели работает 6 сотрудников: 4 - молодые люди, которые имеют высшее образование, но небольшой стаж работы; 2 - сотрудники предпенсионного возраста. Организация финансового учета осуществлялась без учета современных требований. Давно назревшая необходимость компьютеризации учета, но начальник отдела Мирошниченко П. И. (48 лет, флегматик) не одобрял нововведений. Жестко требовал придерживаться существуя технологии обработки документов, в случае нарушения его приказов лишал премии.

Поскольку заработная плата была на достаточно высоком уровне, Мирошниченко думал, что все сотрудники были удовлетворительны. Между тем, молодые сотрудники опять обратились к нему по поводу компютеризации, сделав расчеты ее эффективности. Мирошниченко думал, что все сотрудники должны быть довольны. Между тем, молодые сотрудники опять обратились к нему по поводу компьютеризации, сделав расчеты ее эффективности. Мирошниченко грубо выразил свое неудовлетворение и велел каждому заниматься своими делами. Молодые сотрудники, зная жесткий характер начальника, вынуждены были покориться.

Между тем, морально психологический климат в отделе ухудшился, что повлияло на работу коллектива.

Задание.

1. Дать оценку стиля руководства начальника финансового отдела Мірошниченка П. И.

2. Указать, какие методы управления использовал у этой ситуации Мірошниченко П. И.

3. Определить, какой тип конфликта может возникнуть у этой ситуации и назвать его причины.

4. Назвать, какие группы потребностей людей не учитывал начальник отдела с целью побуждения их к активному труду (по теории мотивации А. Маслоу).

5. Представить себя в роли директора завода и примите управленческое решение для улучшения морально - психологического климата коллектива и повышения эффективности его работы.

 

Ситуация №4.

 

В бухгалтерский - финансовом отделе промышленного предприятия работают 5 сотрудников. Однажды, один из сотрудников (холерик) заболел и пошел в больницу с рабочего места. Перед этим он оставил начальнику объяснительную записку к отчету о работе за прошлую неделю, поскольку начальник находился на то время на совещании у директора предприятия. Вернувшись из совещания, на котором директор сделал замечание в адрес отдела, начальник отдела (тоже холерик) в грубой форме сделал замечание своим подчиненным. Ознакомившись с объяснительной запиской, при всех резко висказався в адрес работника что ее сложил, не сделав конкретных замечаний. После этого руководитель успокоился, дал целый род срочных заданий подчиненным и пошел к своему кабинету. Сотрудники знали жесткий характер руководителя, потому принялись быстро выполнять его указания.

Задание.

1. Дайте оценку авторитету начальника бухгалтерский - финансового отдела.

2. Определите, к какому стилю руководства он склоняется и под воздействием каких факторов складывается его стиль.

3. Назовите, какие методы управления применяет начальник отдела у своей деятельности.

4. Укажите, какой тип конфликта спровоцировал руководитель, и назовите причину конфликта, который назревает.

5. Представьте себя в роли начальника бухгалтерский - финансового отдела, который вернулся из совещания. Ваши действия у этой ситуации.

 

Ситуация №5

 

Спрос на детские коляски, что выпускало предприятие, очень снизился, о чем заместитель у коммерческой работы доложил директору. Тогда директор завода созывал совещание, на которое пригласил своих заместителей и руководителей крупных подразделений и служб. На совещании он рассказал о ситуации, которая сложилась на рынке, что угрожала предприятию большими убытками. После этого директор призывал подать предложения, относительно улучшения дел. Во время обсуждения разных вариантов начальник бухгалтерский - финансового отдела обратил внимание собравшихся на то, что на составах сырья и полуфабрикатов скопились запас на значительную сумму. Он внес предложение того, обдумать, как эти запасы могут быть использованы. Директор дал распоряжение всем присутствующим за двое суток обдумать конкретные предложения, обещая премию тому, кто подаст лучшую.

Задание.

1. Укажите, к какому стилю руководства склоняется директор предприятия.

2. Назовите методы, что избрал директор для разработки управленческого решения и дайте оценку этого выбора.

3. Дайте оценку деловых и личных качеств директора, которые оказались у этой ситуации.

4. Определите, какой метод управления использует директор для мотивации активной работы своих подчиненных.

5. Представьте себя в роли участника такого совещания и предложите свой вариант решения проблемы.

 

Ситуация №6

 

Молодой предприниматель, имеющий достаточный капитал для организации частного предприятия, принял решение создать фирму по ремонту импортной бытовой техники. Он дал объявления о наличии вакансий (в том числе и главного бухгалтера) и начал формировать кадровый состав. Директор решил обратиться за помощью к профессионалам и пригласил к себе менеджера по кадрам. Менеджер по кадрам, изучая имеющиеся кандидатуры, использовала анкетирование, тестирование, деловые игры. Директор фирмы присутствовал при их проведении. После этого он имел беседу со всеми претендентами на вакансии, во время утверждения кандидатур он учитывал рекомендации менеджера из кадров.

Особенное внимание он уделил к выбору кандидатуры главного бухгалтера. Менеджер по кадрам советовала избрать работника с большим стажем работы. Но директор фирмы остановил свой выбор на молодом специалисте (специальность "Бухучет"), который не имел еще стажа, но очень желал работать в частном бизнесе, хорошо владел компьютером и знал английский и немецкий языки.

Задание.

1.Укажите, к какому стилю руководства склоняется директор фирмы.

2.Дайте оценку деловых и личных качеств директора.

3.Назовите, какие методы управления использует директор в своей деятельности.

4.Дайте оценку выбору кандидатуры главного бухгалтера.

5.Представьте себя в роли директора фирмы в аналогичной ситуации и предложите свой вариант действий.

 

Тестовый контроль:

 

1. Конфликт - это:

а) противостояние сторон, которое приводит к негативным последствиям;

б) столкновение противоположных убеждений;

в) применение оптимальных стилей поведения в конфликтной ситуации;

г) отсутствие согласия, столкновения сторон на основе противоположно направленных мотивов или суждений.

 

2. Необходимыми и достаточными условиями наступления конфликта являются:

а) взаимное негативное отношение сторон друг к другу;

б)наличие субъектов, которые имеют противоположно направленные мотивы или суждения;

в) наличие у субъектов конфликта противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними;

г) нанесение моральных, материальных, физических или психологических убытков в результате столкновения сторон.

 

3. К основным структурным элементам конфликта относят:

а) субъекты конфликта, условия протекания конфликта;

б) предмет конфликта, обид конфликтной ситуации, мотивы конфликта, возможные действия участников, результат конфликтной ситуации;

в) инцидент, причины, развитие и решение конфликта;

г) правильные варианти а) и б).

 

4. Предмет конфликта - это:

а) то, чего добиваются в ходе конфликта противоположные стороны;

б) то, из-за чего возникает конфликт;

в)явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют возникновению конфликта и при определенных условиях деятельности противоположных сторон вызывают его;

г) внешнее проявление противоборства сторон.

 

5. Конфликт, который способствует повышению эффективности деятельности организации, называют:

а) функциональным;

б) управленческим;

в) конфликтом между аппаратом управления и исполнительным аппаратом;

г) деструктивным.

 

6. Причина конфликта - это:

а) стечение обстоятельств, которые являются поводом для конфликта;

б)явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют возникновению конфликта и при определенных условиях деятельности противоположных сторон вызывают его.

в) противоположные мотивы субъектов конфликта;

г) недоразумение участников конфликта.

 

7. Согласны ли Вы с утверждением, что:

а) конфликт - это негативное явление, которое всегда ведет к снижению эффективности деятельности организации;

б) конфликт - это желательное позитивное явление, которое приводит к решению вопросов, и повышают эффективность деятельности организации на основе полного или частичного удовлетворения интересов участников;

в) наиболее желательный результат решения конфликтной ситуации для каждого участника конфликта - это компромисс;

г) главная цель управления конфликтами заключается в том, чтобы предотвращать возникновение деструктивных конфликтов и способствовать адекватному решению конструктивных.

 

8. Какое из приведенных сочетаний понятий имеет отношение к стратегиям поведения в конфликте:

а) сотрудничество, консенсус, уступка;

б) приспособление, уклонение, сотрудничество;

в) сотрудничество, соглашение, принуждение;

г) компромисс, предотвращение, конкуренция.

9. Какие стили поведения в конфликтной ситуации целесообразно использовать менеджеру в случае вникания дисфункционального конфликта:

а) уклонение;

б) конкуренция;

в) профилактика;

г) приспособление.

 

10. Вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечения его развития и решение, в практике управления имеет название:

а) предотвращение конфликта;

б) диагностика и прогнозирование конфликта;

в) регулирование конфликта;

г) решение конфликта.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных