Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Семинарское занятие №4. Руководство и лидерство в организации




Студент должен знать: сущность понятий «руководство и управление», «власть и ответственность», формы власти и влияния, формы мотивации труда, методы управления, типологии стилей руководства и лидерства, составные модели современного менеджмента.

 

Студент должен уметь: владеть современными методами управления, характеризовать стили руководства, определять преимущества и недостатки типов стилей руководства, делать самооценку собственного стиля.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность понятий «руководство» и «управления».

2. Характеристика форм власти и влияния.

3. Сущность функции «мотивация». Ведущие теории мотивации.

4. Общая характеристика и значение методов управления.

5. Характеристика стилей руководства.

6. Типология лидеров.

7. Модель современного менеджера (презентация).

Темы для докладов:

1. Понятие «группа» в организации. Влияние группы на поведение индивидуумов в организации. Причины возникновения групп в организации. Стадии процесса формирования групп в организации.

2. Формальные и неформальные группы. Типы формальных групп: группа руководителя, рабочая (целевая) группа, комитет (комиссия).

3. Особенности управления формальными группами в организации.

4. Особенности неформальных групп.

5. Распределение ролей между членами группы. Факторы, которые влияют на эффективность деятельности групп в организации.

Темы рефератов:

1. Характеристика смысловых теорий и теорий, которые отображают процесс вознаграждения.

2. Общность и отличие содержательных теорий мотивации (теории А. Маслоу, Д. Мак-Клелланда, Д. Мак-Грегора).

4. Духфакторная теория Ф. Герцберга, теория справедливости С. Адамса: практическое приложение в организациях

5. Системы морального стимулирования на предприятиях.

6. Сущность, принципы и место руководства в процессе менеджмента.

7. Роль лидерства в системе управления организацией.

8. Демократический и авторитарный стили руководства как факторы роста эффективности деятельности организации.

9. Основные проблемы подбора и применения методов преодоления организационных конфликтов.

12. Предложения относительно формирования стрессоустойчивости у менеджеров.

Методические рекомендации:

При изучении первого вопроса следует осознать, что центральной фигурой в менеджменте любой организации является менеджер-руководитель, который руководит ею или отдельным ее подразделением. Процесс руководства является непременным условием функционирования организации.

Руководство - это целеустремленное влияние лиц, наделенных функциями и компетенцией руководителей, на коллективы, то есть взаимодействие руководителей и исполнителей.

Запомните следующие стадии процесса руководства коллективом:

-определение целей, которые должны быть достигнуты за определенный отрезок времени;

-информирование коллектива о задачах, методах их выполнения, ресурсах и тому подобное;

-проведение аналитической работы с целью изучения резервов повышения эффективности трудовой деятельности коллектива.

Сделайте выводы, о том что руководство — это процесс непрерывного обмена информацией между его субъектом и объектом с целью влияния друг на друга, то есть это "работа с людьми".

При изучении второго вопроса обратите внимание на то, что влияние - это любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение другого индивида, а власть — это возможность влиять на поведение других людей в соответствии с определенными полномочиями.

Власть находится в непосредственной связи с ответственностью. В современном менеджменте роль ответственности повышается, поскольку постоянно растет стоимость ресурсов в производстве, что увеличивается сумма расходов, если принимаются безответственные, непродуманные решения, связанные с применением материальных, финансовых ресурсов и рабочей силы.

Остановитесь на том, что в деятельности руководителя выделяются следующие формы власти:

- власть, которая базируется на принципах принуждения - это влияние из-за страха потерять защищенность или уважение;

- власть, которая базируется на принципах вознаграждения;

- экспериментальная власть - исполнитель сознательно принимает на веру ценность знаний эксперта (руководителя);

- законная (традиционная) власть - базируется на традициях, которые способны удовлетворить потребность в защищенности и принадлежности.

Благодаря разным формам власти руководители осуществляют влияние на своих подчиненных для достижения определенных целей. Наиболее сильным влияние будет тогда, когда исполнитель высоко ценит ту потребность, к которой апеллируют, считает важным ее удовлетворение или неудовлетворение и думает, что его усилия обязательно оправдают ожидание руководителя.

Осознайте при изучении третьего вопроса, что после того, как осуществлено планирование и организация управленческой деятельности, необходимо обеспечить успешное выполнение работы. С этой целью используют мотивацию - вид управленческой деятельности, который обеспечивает побуждение работников к ней.

Мотивация предусматривает:

-стимулирование с помощью внешних факторов (материальное и моральное стимулирование);

-мотивирование внутренних (психологических) побуждений к труду.

Мотивация базируется на двух категориях: потребности (ощущение физиологичного или психологического недостатка чего-либо) и вознаграждении (того, что человек считает ценным для себя).

Потребности — это осознание отсутствия почему-либо, которое вызывает побуждение к действию. Первичные потребности заложены генетически. Вторичные потребности, по своей природе психологические, производятся в ходе приобретения жизненного опыта.

Запомните также, что мотивационные теории развивались в течение всей истории управленческой науки. В конечном результате получили распространение несколько таких теорий: психоаналитическая, теория драйвов (увлечений), гедонистическая теория, теория условных рефлексов, которые называют концептуальными. Другая группа теорий называется практической, поскольку они содержат тактические положения относительно осуществления мотивационной работы на практике.

В тактическом отношении вопроса мотивации конкретных работников, как наиболее распространенными в системе рыночной экономики, есть теории иерархии потребностей А.Маслоу, теория потребностей Мак-Клеланда, теория потребностей Туган-Барановського, теория "X" и "У" Мак Грегора теория ''мотивационной гигиены" Ф.Герцберга, теория ожиданий Врума и теория справедливости С. Адамса.

Остановитесь на характеристике теории иерархии потребностей Маслоу. Согласно данной мотивационной теории, побуждение работников к производительному и качественному труду связано с потребностями человека. Согласно теории А. Маслоу, потребности могут быть возведены к четкой иерархии:

-физиологичные потребности (еда, вода, одежда, секс и тому подобное)

-потребности в безопасности и защищенности (обеспеченность «на завтрашний день»)

-социальные потребности (семья, коллеги по работе);

-потребности в уважении со стороны других (начальников, подчиненных, самоуважение);

-потребность в самовыражении (реализация собственных способностей и возможностей)

Первые две группы потребностей являются первичными, потому что требуют первоочередного удовольствия, а последние три — вторичными. Названные потребности проявляются в человеке в порядке очередности и образуют, таким образом, своеобразную пирамиду.

При изучении четвертого вопроса обратите внимание на то, что методы менеджмента показывают, какими практическими средствами реализовать его закономерности и принципы деятельности предприятия. Теория и практика менеджмента выработала много методов. Классификация методов менеджмента дает возможность глубже понять их суть. Умение применить тот или другой метод менеджмента для конкретной производственной ситуации - это искусство управления.

Методом называют прием или совокупность приемов в какой-либо сфере человеческой деятельности, способы достижения какой-то цели, пути решения какого-то задания.

Методов менеджмента есть очень много, но всех их можно классифицировать на такие три группы:

-экономические;

-организационно-стабилизирующие;

-социально-психологические.

Помните, что экономические методы менеджмента реализуются через объективные экономические законы и интересы, которые свойственны конкретному способу производства.

В систему экономических методов входят практически все рычаги механизма ведения хозяйства: цена, кредит, финансы, прибыль, экономические стимулы (заработная плата, премии, и тому подобное), налоги, бюджет, планы.

Цены позволяют стимулировать выпуск необходимой продукции по количеству и качеству, достигать финансовой стабилизации, способствовать структурным изменениям в организации, активизировать инвестиционный и инновационный виды деятельности.

Финансы как способ достижения максимального достатка организации влияют на работников путем получения и использования централизованных и децентрализующих денежных средств.

Кредит выступает как способ временной передачи денежных средств, товаров и других ценностей на условиях возвращения и платности (в виде платы за кредит), и имеет влияние на работников аналогично финансам.

Налоги способствуют регулированию взаимоотношений государства с физическими и юридическими лицами. Одновременно налоги выступают в качестве основного источника оформления и пополнения доходной части бюджета государства.

Бюджет как основное выражение сбалансированности доходов и расходов за конкретный период позволяет влиять на процессы уменьшения расходов на производственно-хозяйственную деятельность, поиск путей увеличения доходов, создания режима экономии и тому подобное.

Организационно-распорядительные методы - это совокупность средств и приемов прямого управляющего влияния на организационные отношения между работниками в процессе функционирования системы (производства, предоставления услуг) с целью управления ее состоянием в соответствии с условиями, которые изменяются.

Эти методы включают:

1) распорядительные:

- устно распорядительные;

- документально фиксируемые.

2) организационно-стабилизирующие:

-нормирование (нормы выработки, нормы времени и др.);

-регламентирование (режим работы, графики и др.);

-инструктирование (объяснение, разъяснение, совет, предостережение)

3) дисциплинарные (выговор и увольнение).

Социально-психологические методы менеджмента - это способы влияния на коллективы людей, которые основаны на использовании научных достижений социальной и общей психологии в управлении производством.

Социально-психологические методы менеджмента можно разделить на две основных группы методов:

-социальные,

-психологические.

Рассмотрите эти группы социальных методов менеджмента.

Методы управления индивидуально-личным поведением:

-методы поощрения работники по результатам его труда (награждение грамотой, поздравительными письмами, присвоения почетных знаний, награждение орденами, грамотами);

-метод убеждений. Здесь используется обширный арсенал влияния: лекции, беседы, логические и психологические доводы, разъяснения;

-метод личного примера. Рассчитан на эффект подражания лицам, которые демонстрируют образцовое отношение к труду, дисциплинированность, принципиальность и тому подобное;

-метод внушения. Используется в производственных ситуациях конфликтного характера для непосредственного влияния на волю и чувства подлежащего. Эффект внушения зависит от ситуации и личных качеств руководителя и подчиненного;

-метод принуждения. Применяется к работникам, которые не исполняют возложенных на них обязанностей. Нарушителю производственной и трудовой дисциплины может быть вынесен выговор, уменьшенная сумма премии, он может быть переведен на другой участок работы, понижен в должности, освобожденный от работы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных