ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Семинарское занятие №4. Руководство и лидерство в организацииСтудент должен знать: сущность понятий «руководство и управление», «власть и ответственность», формы власти и влияния, формы мотивации труда, методы управления, типологии стилей руководства и лидерства, составные модели современного менеджмента.
Студент должен уметь: владеть современными методами управления, характеризовать стили руководства, определять преимущества и недостатки типов стилей руководства, делать самооценку собственного стиля.
Вопросы для обсуждения: 1. Сущность понятий «руководство» и «управления». 2. Характеристика форм власти и влияния. 3. Сущность функции «мотивация». Ведущие теории мотивации. 4. Общая характеристика и значение методов управления. 5. Характеристика стилей руководства. 6. Типология лидеров. 7. Модель современного менеджера (презентация). Темы для докладов: 1. Понятие «группа» в организации. Влияние группы на поведение индивидуумов в организации. Причины возникновения групп в организации. Стадии процесса формирования групп в организации. 2. Формальные и неформальные группы. Типы формальных групп: группа руководителя, рабочая (целевая) группа, комитет (комиссия). 3. Особенности управления формальными группами в организации. 4. Особенности неформальных групп. 5. Распределение ролей между членами группы. Факторы, которые влияют на эффективность деятельности групп в организации. Темы рефератов: 1. Характеристика смысловых теорий и теорий, которые отображают процесс вознаграждения. 2. Общность и отличие содержательных теорий мотивации (теории А. Маслоу, Д. Мак-Клелланда, Д. Мак-Грегора). 4. Духфакторная теория Ф. Герцберга, теория справедливости С. Адамса: практическое приложение в организациях 5. Системы морального стимулирования на предприятиях. 6. Сущность, принципы и место руководства в процессе менеджмента. 7. Роль лидерства в системе управления организацией. 8. Демократический и авторитарный стили руководства как факторы роста эффективности деятельности организации. 9. Основные проблемы подбора и применения методов преодоления организационных конфликтов. 12. Предложения относительно формирования стрессоустойчивости у менеджеров. Методические рекомендации: При изучении первого вопроса следует осознать, что центральной фигурой в менеджменте любой организации является менеджер-руководитель, который руководит ею или отдельным ее подразделением. Процесс руководства является непременным условием функционирования организации. Руководство - это целеустремленное влияние лиц, наделенных функциями и компетенцией руководителей, на коллективы, то есть взаимодействие руководителей и исполнителей. Запомните следующие стадии процесса руководства коллективом: -определение целей, которые должны быть достигнуты за определенный отрезок времени; -информирование коллектива о задачах, методах их выполнения, ресурсах и тому подобное; -проведение аналитической работы с целью изучения резервов повышения эффективности трудовой деятельности коллектива. Сделайте выводы, о том что руководство — это процесс непрерывного обмена информацией между его субъектом и объектом с целью влияния друг на друга, то есть это "работа с людьми". При изучении второго вопроса обратите внимание на то, что влияние - это любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение другого индивида, а власть — это возможность влиять на поведение других людей в соответствии с определенными полномочиями. Власть находится в непосредственной связи с ответственностью. В современном менеджменте роль ответственности повышается, поскольку постоянно растет стоимость ресурсов в производстве, что увеличивается сумма расходов, если принимаются безответственные, непродуманные решения, связанные с применением материальных, финансовых ресурсов и рабочей силы. Остановитесь на том, что в деятельности руководителя выделяются следующие формы власти: - власть, которая базируется на принципах принуждения - это влияние из-за страха потерять защищенность или уважение; - власть, которая базируется на принципах вознаграждения; - экспериментальная власть - исполнитель сознательно принимает на веру ценность знаний эксперта (руководителя); - законная (традиционная) власть - базируется на традициях, которые способны удовлетворить потребность в защищенности и принадлежности. Благодаря разным формам власти руководители осуществляют влияние на своих подчиненных для достижения определенных целей. Наиболее сильным влияние будет тогда, когда исполнитель высоко ценит ту потребность, к которой апеллируют, считает важным ее удовлетворение или неудовлетворение и думает, что его усилия обязательно оправдают ожидание руководителя. Осознайте при изучении третьего вопроса, что после того, как осуществлено планирование и организация управленческой деятельности, необходимо обеспечить успешное выполнение работы. С этой целью используют мотивацию - вид управленческой деятельности, который обеспечивает побуждение работников к ней. Мотивация предусматривает: -стимулирование с помощью внешних факторов (материальное и моральное стимулирование); -мотивирование внутренних (психологических) побуждений к труду. Мотивация базируется на двух категориях: потребности (ощущение физиологичного или психологического недостатка чего-либо) и вознаграждении (того, что человек считает ценным для себя). Потребности — это осознание отсутствия почему-либо, которое вызывает побуждение к действию. Первичные потребности заложены генетически. Вторичные потребности, по своей природе психологические, производятся в ходе приобретения жизненного опыта. Запомните также, что мотивационные теории развивались в течение всей истории управленческой науки. В конечном результате получили распространение несколько таких теорий: психоаналитическая, теория драйвов (увлечений), гедонистическая теория, теория условных рефлексов, которые называют концептуальными. Другая группа теорий называется практической, поскольку они содержат тактические положения относительно осуществления мотивационной работы на практике. В тактическом отношении вопроса мотивации конкретных работников, как наиболее распространенными в системе рыночной экономики, есть теории иерархии потребностей А.Маслоу, теория потребностей Мак-Клеланда, теория потребностей Туган-Барановського, теория "X" и "У" Мак Грегора теория ''мотивационной гигиены" Ф.Герцберга, теория ожиданий Врума и теория справедливости С. Адамса. Остановитесь на характеристике теории иерархии потребностей Маслоу. Согласно данной мотивационной теории, побуждение работников к производительному и качественному труду связано с потребностями человека. Согласно теории А. Маслоу, потребности могут быть возведены к четкой иерархии: -физиологичные потребности (еда, вода, одежда, секс и тому подобное) -потребности в безопасности и защищенности (обеспеченность «на завтрашний день») -социальные потребности (семья, коллеги по работе); -потребности в уважении со стороны других (начальников, подчиненных, самоуважение); -потребность в самовыражении (реализация собственных способностей и возможностей) Первые две группы потребностей являются первичными, потому что требуют первоочередного удовольствия, а последние три — вторичными. Названные потребности проявляются в человеке в порядке очередности и образуют, таким образом, своеобразную пирамиду. При изучении четвертого вопроса обратите внимание на то, что методы менеджмента показывают, какими практическими средствами реализовать его закономерности и принципы деятельности предприятия. Теория и практика менеджмента выработала много методов. Классификация методов менеджмента дает возможность глубже понять их суть. Умение применить тот или другой метод менеджмента для конкретной производственной ситуации - это искусство управления. Методом называют прием или совокупность приемов в какой-либо сфере человеческой деятельности, способы достижения какой-то цели, пути решения какого-то задания. Методов менеджмента есть очень много, но всех их можно классифицировать на такие три группы: -экономические; -организационно-стабилизирующие; -социально-психологические. Помните, что экономические методы менеджмента реализуются через объективные экономические законы и интересы, которые свойственны конкретному способу производства. В систему экономических методов входят практически все рычаги механизма ведения хозяйства: цена, кредит, финансы, прибыль, экономические стимулы (заработная плата, премии, и тому подобное), налоги, бюджет, планы. Цены позволяют стимулировать выпуск необходимой продукции по количеству и качеству, достигать финансовой стабилизации, способствовать структурным изменениям в организации, активизировать инвестиционный и инновационный виды деятельности. Финансы как способ достижения максимального достатка организации влияют на работников путем получения и использования централизованных и децентрализующих денежных средств. Кредит выступает как способ временной передачи денежных средств, товаров и других ценностей на условиях возвращения и платности (в виде платы за кредит), и имеет влияние на работников аналогично финансам. Налоги способствуют регулированию взаимоотношений государства с физическими и юридическими лицами. Одновременно налоги выступают в качестве основного источника оформления и пополнения доходной части бюджета государства. Бюджет как основное выражение сбалансированности доходов и расходов за конкретный период позволяет влиять на процессы уменьшения расходов на производственно-хозяйственную деятельность, поиск путей увеличения доходов, создания режима экономии и тому подобное. Организационно-распорядительные методы - это совокупность средств и приемов прямого управляющего влияния на организационные отношения между работниками в процессе функционирования системы (производства, предоставления услуг) с целью управления ее состоянием в соответствии с условиями, которые изменяются. Эти методы включают: 1) распорядительные: - устно распорядительные; - документально фиксируемые. 2) организационно-стабилизирующие: -нормирование (нормы выработки, нормы времени и др.); -регламентирование (режим работы, графики и др.); -инструктирование (объяснение, разъяснение, совет, предостережение) 3) дисциплинарные (выговор и увольнение). Социально-психологические методы менеджмента - это способы влияния на коллективы людей, которые основаны на использовании научных достижений социальной и общей психологии в управлении производством. Социально-психологические методы менеджмента можно разделить на две основных группы методов: -социальные, -психологические. Рассмотрите эти группы социальных методов менеджмента. Методы управления индивидуально-личным поведением: -методы поощрения работники по результатам его труда (награждение грамотой, поздравительными письмами, присвоения почетных знаний, награждение орденами, грамотами); -метод убеждений. Здесь используется обширный арсенал влияния: лекции, беседы, логические и психологические доводы, разъяснения; -метод личного примера. Рассчитан на эффект подражания лицам, которые демонстрируют образцовое отношение к труду, дисциплинированность, принципиальность и тому подобное; -метод внушения. Используется в производственных ситуациях конфликтного характера для непосредственного влияния на волю и чувства подлежащего. Эффект внушения зависит от ситуации и личных качеств руководителя и подчиненного; -метод принуждения. Применяется к работникам, которые не исполняют возложенных на них обязанностей. Нарушителю производственной и трудовой дисциплины может быть вынесен выговор, уменьшенная сумма премии, он может быть переведен на другой участок работы, понижен в должности, освобожденный от работы. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|