ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Вопрос для самоконтроля1. Что изучает менеджмент? Каковы причины возникновения менеджмента как теории и практики? 2. Объясните соотношение понятий «менеджер», «предприниматель» и «специалист». 3. Охарактеризуйте направления развития управленческой мысли в XX ст. 4. В чем заключается сущность современной науки «Менеджмент»? Какой вклад в нее сделали различные школы? 5. Определите ключевые моменты современной системы взглядов на менеджмент. 6. Предпосылки возникновения менеджмента как науки. 7. Определите современные направления развития науки управления. Тестовый контроль: 1. Кто первым из приведенных ученых предложил определение менеджмента как выполнение работы с помощью других людей: а) Г. Гант; б) А. Файоль; в) Ф. Герцберг; г) М. П. Фоллет.
2. Кто предложил такие принципы управления, как разделение труда, полномочий и ответственность, дисциплина, единоначалие и единство напрямую: а) Г. Гант; б) А. Файоль; в) Ф. Герцберг; г) М. П. Фоллет.
3. Расположите типы производственно-хозяйственных организаций за порядком возникновения: а) специализированные мастерские; б) мануфактуры; в) унитарные предприятия; г) ремесленные мастерские; д) специализировано внутриплеменное производство; є) первичная кровнородственная община; и) корпорации; к) унитарные государственные предприятия.
4. Расположите научные школы в хронологической последовательности возникновения: а) школа научного управления; б) школа поведенческих наук; в) классическая школа; г) количественная школа.
5. Какая из моделей менеджмента считается несуществующей: а) североамериканская; б) западноевропейская; в) японская; г) западноукраинская; д) азиатская модель.
6. Кто является автором труда «Принципы научного управления»(1911р.): а) А. Файоль; б) П. Друкер; в) Ф. Хмель; г) Ф. Тейлор.
Список литературы: 1.6, с.18-23 2.9, с.36-42 3.25, с.39-41
Тема 4. Планирование в организации Семинарское занятие №2. Планирование в организации
Студент должен знать: сущность планирования как функции менеджмента, принципы управленческого планирования и сущность ведущих методов разработки планов, стратегию планирования, сущность и значение бизнес-планирования.
Студент должен уметь: руководствоваться принципами планирования в процессе составления виртуальных планов (на основании примеров деятельности конкретных организаций), разрабатывать проекты бизнес-планов для реализации собственных идей по бизнесу.
Вопросы для обсуждения: 1. Планирование как функция менеджмента. Принципы планирования. 2. Классификация планов организации. 3. Сущность и использование ведущих методов разработки планов: - балансовый метод; - нормативный метод; - математические методы. 4. Стратегическое планирование в организации. 5. Сущность бизнес-планирования (выступление с презентацией виртуального бизнес-плана). Темы для докладов: 1.Значение и необходимость разработки стратегии. Элементы стратегии. 2.Различные стратегии: общекорпоративная, бизнеса, функциональная. 3.Пирамида стратегий. 4.Определение места фирмы. Темы рефератов: 1.Возникновение, развитие, сущность и этапы стратегического планирования. 2.Проблемы осуществления стратегического планирования на малых предприятиях. 3.Оперативное планирование: сущность, задание, этапы осуществления, исполнители. 4.Значение бюджетирования в процессе менеджмента 5.Бизнес-план: практическая реализация конкретного проекта (создание нового предприятия, внедрения современной технологической линии). Методические рекомендации: Изучая первый вопрос, обратите внимание на то, что под планированием понимают относительно отделенный вид управленческой деятельности, который определяет перспективу и будущее состояние организации. Планирование как функция менеджмента - конкретизация целей в системе показателей деятельности организации и разработки стратегии и тактики производственной, управленческой деятельности, ориентированной на достижение целей менеджмента выполнения разработанных планов. Ознакомьтесь задачами планирования. Планирование в менеджменте имеет такие задачи: - сознательная организация производственно-хозяйственной деятельности; - побуждение работников «заглядывать в будущее», то есть привитие им способности согласовывать ежедневные действия с перспективой развития организации; - использование плана как критерия для контроля фактических параметров; - организация ежедневного личного труда всех работников управления. Обратите внимание на то, что американский менеджмент выделяет два вида планирования: - организационное планирование, которое отвечает технико-экономическому в нашей экономике; - планирование реализации стратегии, какое соответствующее оперативно-календарному в нашей экономике. При изучении этого вопроса осознайте, что реализация функции «планирование» должна основываться на принципах полноты, точности, экономичности, гибкости, непрерывности, участия исполнителей в разработке планов. Эти принципы являются базовыми, а соблюдение их - обязательным для достижения эффекта планирования. Базовые принципы планирования могут дополняться специфическими, разработанными организацией в соответствии со спецификой производственно-хозяйственных условий. При изучении второго вопроса нужно остановиться на классификации планов организации по следующим признакам: по срокам планирования, по сферам планирования, по степени детализации и др. При рассмотрении третьего вопроса обратите внимание на то, организационное планирование имеет свои приемы и методы, отличающиеся от методов планирования экономических показателей хозяйственной деятельности. К методам организационного планирования относятся: - последовательное описание действий; - график выполнения работ; - рабочий календарь; - сетевое планирование и управление. Метод последовательного описания действий. Суть его заключается в составлении плана последовательного выполнения работ с необходимой степенью их детализации. Такой план может быть составлен в виде последовательного перечня операций по определенной схеме. Приведем пример использования метода последовательного описания действий по созданию совместного предприятия (СП) для выпуска полиграфической продукции с иностранным партнером. График выполнения работ. Этот метод предусматривает установление перечня производимых работ с фиксированием начала и конца их выполнения и утверждения исполнителей. Метод рабочего календаря. Рабочий календарь - это план работы руководителя или специалиста на определенный промежуток времени (день, неделю, декаду, месяц). Метод сетевого планирования и управления. Содержание этого метода заключается в построении таблиц работ, где указывается их длительность, и сетевого графика, который показывает последовательность их выполнения. Изучая четвертый вопрос, обратите внимание на то, что стратегическое планирование содержит установление целей организации, анализ среды и состояния организации, оценку стратегических альтернатив и выбор стратегии. Планирование реализации стратегии является логическим продолжением стратегического планирования и направлено на разработку способов ее реализации. Наибольшее прикладное значение имеет схема процесса стратегического планирования, предложенная М. Х. Месконом, М. Альбертом и Ф.Хедоури, которая содержит следующие этапы: - установление миссии организации; - определение целей организации; - оценка и анализ внешней среды: - выбор стратегии; - реализация стратегии; - оценка стратегии. Конечным результатом стратегического планирования должны быть конкретные решения и показатели (уровень прибылей и расходов, объем реализации и тому подобное). При изучении пятого вопроса осознайте, что бизнес-план - документ, который содержит систему взаимоувязанных во времени и пространстве и согласованных с целью и ресурсами мероприятий и действий, направленных на получение максимальной прибыли в результате реализации предпринимательского проекта. Бизнес-план содержит следующие разделы: - вступление; - характеристика продукции (услуг) и анализ ситуации в сфере будущей деятельности; - оценка рынка сбыта и конкуренции; - стратегия маркетинга; - план производства; - организационный план; - юридический план; - оценка риска и страхования; - финансовый план. Бизнес-план нужен для: - самого предпринимателя как ориентир в его деятельности; - будущих компаньонов и сотрудников. каких целесообразно привлечь к делу; - банкиров и инвесторов, услугами которых надо пользоваться; - наемных менеджеров при осуществлении ими руководящих функций.
Вопросы для самоконтроля: 1. Определите, какое место планирования среди функций управления. 2. Охарактеризуйте этапы процесса планирования. 4. Назовите и сжато охарактеризуйте элементы стратегии. 5. Стратегическое планирование в организации. 6. Функциональные стратегии. Тестовый контроль: 1. Что является составляющей процесса планирования: а) составление перспективных планов-прогнозов; б) составление текущих планов-прогнозов; в) ответы а) и б) правильны; г) определение объективных тенденций развития бизнеса?
2. На какой вопрос отвечает планирование, как функция менеджмента: а) где мы находимся в настоящее время; б) для чего существует фирма; в) какими должны быть целые организации; г) как организация влияет на внешнюю среду?
3. На что ориентируется управление по целям: а) достижение целей и задач, которые нуждаются в объективных решениях; б) достижение совокупностей целей и задач, которые стоят перед организацией; в) определение полномочий и обязанностей всех руководителей предприятия; г) составление реальных планов достижения определенных целей?
4. Управление по целям начинается с анализа того, что разработано на определенный момент, перспективное будущее и какие коррективы следует внести во время реализации целей. Что является следующим шагом: а) составление планов; б) составление прогнозов; в) составление деклараций; г) разработка «дерева решений»?
5. Что помогает создать условия для поощрения: а) декларация; б) план деятельности фирмы; в) прогноз будущей деятельности организации; г) анализ деятельности фирмы в прошлом?
6. Чем определяется корпоративная миссия фирмы: а) эффективным управлением; б) анализом действия конкурентов; в) ясностью ее стратегии; г) качеством ее стратегии?
8. Миссия организации — это: а) взаимоувязанный комплекс мероприятий относительно улучшения жизнеспособности организации в конкурентной борьбе; б) основной общий ориентир ее деятельности, четко определенная причина ее существования, особенная роль; в) процесс контроля внешних факторов с целью определения будущих возможностей и угроз; г) компоненты, которые непосредственно влияют на организацию;
9. В чем заключается сущность реализации стратегии: а) превращение стратегического плана в действие; б) превращение текущего плана в действие; в) создание условий для последующего развития фирмы; г) ответы 1), 2) и 3) неправильные?
10. Цели организации конкретизируют ее дальнейшую деятельность и должны отвечать таким требованиям: 1) быть конкретными, четко определенными и подлежать определению; 2) определять коммерческую деятельность; 3) повышать эффективность работы организации за счет того, что каждый имеет четкое представление о своих целях и целых организациях; 4) определять полномочия и обязанности всех руководителей предприятия. Список литературы: 1.11, с.35-41 2.18, с.27-35 3.22, с.21-34
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|