Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Семинарское занятие №1. Понятие и сущность менеджмента




Студент должен знать: отличия категорий «управление» и «менеджмент»; значение и задачи менеджмента; ведущие направления развития (школы) менеджмента; исторические условия и направления развития современного менеджмента.

Студент должен уметь: определять составляющие менеджмента; делать выводы относительно вклада в развитие менеджмента ведущих школ менеджмента; анализировать состояние развития менеджмента в стране и в мире.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Менеджмент - наука или искусство?

2. Ведущие задачи менеджменту.

3. Школа научного управления и ее вклад в развитие менеджмента.

4. Классическая или административная школа управления.

5. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Движение за гуманные отношения.

6. Количественная или научная школа менеджмента.

7. Этапы развития менеджмента в мире.

Темы для докладов:

1.Сущность современной науки «Менеджмент».

2. Особенности американского менеджмента.

3. Особенности японского менеджмента.

4. Особенности западноевропейского менеджмента.

Темы рефератов:

1. Характеристика приемов эффективного группового управления.

2. Характеристика концепций жизненного цикла организации.

3. Хоторнский эксперимент: сущность, этапы, выводы.

 

Методические рекомендации:

При подготовке первого вопроса следует осознать, что наряду с понятием «управление» сегодня в наш словарный запас вошел термин «менеджмент». И это не случайность, а закономерность, которая обусловлена ориентацией нашей экономики на рыночные методы ведения хозяйства, которые давно уже действуют в большинстве развитых государствах мира.

Таким образом, следует сделать вывод, что управление - это целенаправленное действие на объект с целью изменения его состояния или поведения в связи с изменением определенных обстоятельств.

Обратите внимание на то, что в иностранных фирмах: " Менеджмент "- система управления на капиталистических фирмах и предприятиях; имеет двойственную природу.

Из вышеприведенных определений менеджмента сделайте вывод о том, что это понятие является многомерным и характеризуется организационной, функционального и личного составляющими.

Организационная составляющая менеджмента - это иерархия управления предприятием, в которой выделяется высшее, среднее и низовое звенья.

Функциональная составляющая - это текущий процесс выполнения функций менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль за реализацией этих функций.

Личная составляющая - это искусство руководителя управлять производственными процессами через конкретных людей, его собственные морально-психологические качества и уровень знаний.

Изучая этот вопрос, обратите внимание на то, что сегодня существует две точки зрения на менеджмент как область знаний. Ученые, которые склонены к системному анализу и обобщению, представляют ее как науку о сложных системах. Прагматики, которые строят свои мнения на здоровом смысле, опыте или интуиции, употребляют термин «искусство управления».

Управленческое мнение ХХ ст. делает особенный акцент на превращение управления в науку, поскольку, во-первых, оно систематически изучает явления, которые можно сгруппировать в разные теории; во-вторых, пытается на систематизированной основе понять, почему и как люди работают вместе для достижения определенных целей; в-третьих, сделать эти системы сотрудничества полезнее для человечества.

Основа любой науки - это возможность объективно измерять явления, которые изучаются. Многие процессы в управленческой практике трудно поддаются измерению в силу того, что отсутствует механизм их описания и анализа. Это дает возможность руководителям-практикам утверждать, что управление скорее искусство, которому можно научиться только через опыт и которым в совершенстве могут овладеть лишь люди, которые имеют к этому талант.

Сделайте вывод, что овладеть искусством любой профессии, в том числе и менеджера, можно только с помощью познания науки управления.

При подготовке второго вопроса обратите внимание на то, что развитие производительных сил общества сопровождается углублением разделения труда. Отсюда объективная необходимость координации разных видов и разновидностей труда в организованных социально рыночных системах. Управление имеет место везде, где необходимо влиять на объект или на систему с целью упорядочивания или перевода ее из одного состояния в другой. То есть, роль менеджмента в разных сферах хозяйства постоянно растет.

Отсюда запомните, что ведущими задачами менеджмента следующие:

- создание новых рынков для фирмы и обеспечение быстрого реагирования на все изменения в социальной сфере рынка. Эта задача реализуется через функцию маркетинга и функцию инновации (разработку новых товаров и услуг);

- глубокий анализ деятельности фирмы. Анализировать деятельность предприятия следует прежде всего с позиций потребителя и рынка. По завершению анализа всех сторон деятельности предприятия его руководству необходимо сбалансировать краткосрочный и долгосрочные цели своего развития.

- вовлечение сотрудников в управление. Сотрудник, независимо от того, является ли он обычным работником или директором, должен понимать, что от его работы зависит дальнейшая судьба предприятия.

Изучая третий вопрос, остановитесь на том, что концепция научного управления получила развитие в США в начале ХХ века. Ее основоположником был Ф.Тейлор, книгу которого «Принципы научного управления» считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной отраслью исследования. Благодаря разработке этой концепции менеджмент был признан самостоятельной отраслью научных исследований, и было доказано, что методы, которые используются в науке и технике могут эффективно использоваться в практической деятельности для достижения намеченных целей.

При изучении четвертого вопроса обратите внимание на то, что концепция административного управления была направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции в 20-ые годы было сформулированное понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей, которые имеют определенную иерархию. Появилось понимание того, что организацией можно управлять систематизировано, чтобы более эффективно достигать ее целей. Эта концепция получила название классической школы управления. Ее основоположником был Анри Файоль, который сформулировал принципы и функции управления, ввел понятия «администрация» и «администрирование».

При подготовке пятого вопроса надо остановиться на том, что концепция управления с позиции психологии и человеческих отношений возникла в 30-е годы ХХ ст. Впервые она определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других людей». Исследования, проведенные психологом А.Маслоу, показали, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, а разные потребности, которые не могут удовлетворяться только деньгами. Представители этой школы доказали возможность и необходимость применения в управлении поведенческих наук (психология, социология, педагогика). Они настаивали на необходимости гуманизации управления.

Готовя шестой вопрос, обратите внимание на концепцию управления с позиций науки (количественная или научная школа менеджмента), которая получила развитие в 60-ые годы ХХ века. Представители этой школы доказали возможность и необходимость использования точных наук в управлении (математика, экономическая кибернетика). Эта школа создала предпосылки для последующей компьютеризации в управлении.

Изучая седьмой вопрос, учтите, что на современном этапе в теории менеджмента отображено все то рациональное, что было достигнуто на предыдущих этапах его развития. Если рассматривать современный этап развития теории менеджмента в экономически развитых странах, то можно отметить традиционное тяготение ученых и менеджеров к той или другой составной части теории, Так, в США теоретические разработки и практическое их внедрение базируется на тейлоризме, в Германии, Швеции, Японии преобладают взгляды сторонников "движения за гуманные отношения".

Ключевыми моментами современной системы взглядов на менеджмент являются следующие принципиальные положения:

1. Применение системного подхода в управлении (теория систем).

2. Применение ситуационного подхода в управлении.

3. Ориентация менеджмента на инновации, интеграцию, интернационализацию.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных