Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Группа психологических методов управления.




Каждый руководитель может принимать правильное решение лишь в том случае, если он владеет искусством управления, будет знать и учитывать в своих действиях психологию коллектива и отдельных исполнителей.

На психологическое состояние человека - его ощущение, восприятие, мышление, внимание, воображение и тому подобное - влияет большое количество внутренних и внешних факторов.

Группа внутренних факторов связана с индивидуальными психологическими свойствами человека.

Внешняя группа факторов может быть разделена на производственные и непроизводственные.

Среди психологических методов, которые широко используются в менеджменте, выделяют такие:

1. Методы психологического побуждения.

2. Методы формирования социально-психологических отношений.

3. Методы гуманизации труда.

4. Методы профессионального отбора и учебы.

Методы психологического побуждения.

Сделайте выводы, что таким образом, переход к рыночным отношениям и экономической самостоятельности предприятий требует коренного изменения существующей организации управления, планирования, форм и методов планомерного регулирования процессов социального развития.

Осознайте, изучая пятый вопрос, что стиль руководства - это избранный руководителем комплекс методов и приемов влияния на подчиненных и характер взаимоотношений с ними.

На формирование определенного стиля руководства влияют следующие факторы:

1) объективные (не зависят от воли и сознания людей):

- принятый в обществе стиль руководства (например, при командно-административной системе руководства был принят авторитарный стиль);

- ситуация в обществе (экономическая, политическая, социальная);

- специфика предприятия или организации (например, в армии чаще всего господствует авторитарный стиль руководства);

2) субъективные (зависят от воли и сознания людей):

- характер, темперамент человека (например, очень часто флегматики становятся либеральными руководителями, а холерики - авторитарными);

- жизненный опыт и др.

Различают следующие стили руководства:

- авторитарный;

- демократический;

- либеральный.

Если в практической деятельности руководителя проявляются черты двух стилей руководства, то тогда идет речь о смешанном стиле руководства (например, либерально-демократический или авторитарно-демократический).

Авторитарный стиль руководства. Типичным для такого стиля является использование голого администрирования постоянно, даже тогда, когда это вредит делу. Такой руководитель постоянно вмешивается в большинство вопросов, самостоятельно их решает, не учитывая мнение подчиненных. Их личность и взгляды в значительной степени остаются без внимания, а иногда подавляются. С взглядами подчиненных, как правили, не считается, не допускает их участия в принятии решений. Такое поведение руководителя не дает позитивных стимулов для работы, не отвечает стремлением людей. Во взаимоотношениях с подчиненными такой руководитель часто ведет себя грубо, сдерживается жесткой субординации, не умеет и не желает делегировать полномочий, не готовит себе изменение. Среди методов управления избирает жесткие методы влияния, а среди способов решения конфликтов отдает преимущество принуждению. Способен защитить интересы коллектива только, если есть угроза «чести мундира».

Либеральный стиль руководства. Типичным для такого руководителя низкая степень проявления власти и личного влияния на подчиненных. Он постоянно ожидает указаний «сверху», боится принимать ответственные решения, предпочитает максимально делегировать полномочия вместе с ответственностью. Субординации во взаимоотношениях с подчиненными практически не придерживается. Среди методов управления избирает, как правило, наиболее мягкие формы влияния, а среди способов решения конфликтов - «сглаживание» или «уход». Он избирает невмешательство при решении проблем в коллективе. Неслучайный такой тип руководителя часто называют невмешивающимся. В условиях рыночных отношений и жестокой конкурентной борьбы такой руководитель не может привести организацию к победе. Он не может защитить интересы коллектива и своих подчиненных.

Демократический стиль руководства. Этот стиль имеет тенденцию к распространению и является самым эффективным стилем управления. Такой руководитель не боится принимать сложные решения и нести за них ответственность, относительно всего имеет свое мнение, которое защищает. Но учитывает мнение подчиненных, обеспечивает их участие в принятии решений.

Таким образом, он готовит себе смену, умело делегируя полномочия. Он осуществляет управление на демократических принципах.

Во взаимоотношениях с подчиненными жесткой субординации не придерживается, но в случае необходимости может подчеркнуть свой должностной статус.

Хорошо владеет всеми методами управления и способами решения конфликтов. При таком руководителе подчиненные чувствуют свою роль и значение и сдерживают дополнительные стимулы для работы. Руководитель такого типа способен защитить интересы всего коллектива и каждого его члена.

При изучении шестого вопроса обратите внимание на то, что лидерство - это способность индивида влиять на других людей с целью достижения определенных целей.

Выделяют такие типы лидеров:

- инструментальный (в деловых отношениях);

- экспрессивный (в межличностных отношениях).

В группе лидер может исполнять роли координатора, контролера, эксперта, арбитра, носителя групповой ответственности или вины.

Осознайте, при изучении седьмого вопроса, что менеджер - человек, который профессионально осуществляет функции управления в рыночной системе отношений.

Современный менеджер должен иметь много качеств, которые можно разделить на психологические, интеллектуальные, профессиональные и социальные.

Психологические качества:

- стремление быть лидером, способность к руководству;

- сильная воля;

- готовность к умному риску;

- стремление успеха, честолюбие;

- самодостаточность;

- стойкость против стресса;

- адаптивность, то есть быстрая приспосабливаемая к новым условиям.

Интеллектуальные качества:

- стремление к постоянному самосовершенствованию;

- склонность до принятия новых идей;

- системность, широта и комплексность мышления;

- способность быстро прорабатывать, ранжировать информацию и на ее основе принимать решение;

- способность к самоанализу;

- психологическое образование.

Профессиональные качества:

- глубокие знания особенностей функционирования рыночной экономики;

- умение поощрять персонал к эффективной работе;

- умение принимать нестандартные управленческие решения;

- умение рационально распределять задание;

- деловитость, постоянное проявление инициативы, предприимчивость.

Социальные качества:

- управление принципами социальной справедливости;

- тактичность и вежливость, демократичность в отношениях с людьми;

- умение брать на себя ответственность;

- умение учитывать политические последствия решений.

Вопросы для самоконтроля:

 

1.В чем заключается сущность понятия "руководство"?

2.Какие формы власти использует руководитель в процессе влияния на подчиненного?

3.Дайте классификацию стилей руководства.

4. Выясните преимущества и недостатки авторитарного и либерального типов руководителя.

5. Поясните сущность функции мотивации.

6. Какие вам известны теории мотивации?

7. Охарактеризуйте содержательные теории мотивации.

8. Рассмотрите процессуальные теории мотивации.

9. Охарактеризуйте ситуационные подходы к руководству и лидерству.

Тестовый контроль:

1. В чем заключается сущность понятия «руководство»:

а) сложный целеустремленный, непрерывный, социально-экономический, организационно-технический процесс влияния субъекта управления на конкретный объект;

б) любое поведение одного человека или группы лиц, что активно действует на поведение, ощущение, отношения других людей;

в) комбинация убеждений, принуждения и примера, который может заставить людей выполнять то, что от них требуют;

г) возможность реально повлиять на поведение других людей?

 

2. Принцип паритета — это:

а) баланс между властью и обязанностями;

б) распределение власти между членами группы по решению руководителя;

в) построение руководства организацией на согласии и взаимоподдержке;

г) распределение полномочий между членами группы в соответствии с теми задачами, которые они решают.

 

3. На чем базируется эталонная власть:

а) статусе руководителя как должностного лица;

б) уникальном опыте, глубоких знаниях и практических навыках;

в) собственных, магнетических качествах лидера;

г) таланте передавать часть своих функций другому лицу?

 

4. В чем заключается сущность понятия «лидер»:

а) лицо, которое способно влиять на других людей и направлять их усилия на достижение целей организации;

б) лицо, которое направляет и руководит другими людьми в их совместимой деятельности для достижения целей организации;

в) лицо, которое использует власть с целью управления другими людьми и достижения целей организации;

г) лицо, которое имеет возможность влиять на других и направлять их усилие для достижения своих целей?

 

5. Право руководителя распоряжаться подчиненными, мотивировать и контролировать их труд и поведение — это:

а) легитимная власть;

б) влияние;

в) формальный авторитет;

г) руководство.

 

6. Что утверждается в подходе к определению факторов эффективного лидерства с позиции личных качеств:

а) эффективность лидера определяется его манерой поведения касательно подлежащих;

б) наилучшие из руководителей владеют определенной совокупностью общих для всех личных качеств;

в) эффективность осуществления лидером своих функций зависит в первую очередь от внешних факторов;

г) эффективным лидером может быть лишь то лицо, которое имеет полный авторитет в группе?

 

7. Мотивация — это:

а)процесс побуждения, стимулирования себя или другого к целеустремленному поведению или выполнению определенных действий, направленных на достижение собственной цели или цели организации;

б) готовность людей приложить максимальные усилия, чтобы достичь организационных целей, что предопределенно способностью этих усилий удовлетворять определенную индивидуальную потребность;

в) ответы а) и б) правильны;

г) ответы а), б) и в) неправильные.

 

8. В чем заключается сущность понятия «потребность»:

а) все то, которое предлагает работнику организация за выполнение служебных обязанностей;

б) осознанное ощущение недостатка, необходимость в чем-то, которое имеет определенное направление или путь к решению;

в) все то, что человек считает ценным, чего она стремится достичь и чем бы хотела владеть;

г) физиологичное или психологическое ощущение недостатка в чем-то или кому-то, убеждение в том, что чего-то или кого-то недостает?

 

9. Какой вид имеет модель мотивации поведения через потребности:

а) потребности — побуждения (мотивы) — действие — цель — возможный результат — потребности;

б) потребности — цель — побуждение (мотивы) — возможный результат — действие — потребности;

в) потребности — побуждения (мотивы) — возможный результат — цель — действие — потребности;

г) потребности — возможный результат — побуждение (мотивы) — цель — действие — потребности?

 

10. К ученым, которые развили содержательные теории мотивации, принадлежат:

а) Маслоу, Лоулер, Врум;

б) Герцберг, Портер, Алдерфер;

в) Маслоу, Мак-Клелланд, Врум;

г) Герцберг, Алдерфер, Мак-Клелланд.

 

11. Теория справедливости утверждает, что:

а) роста уровней потребностей не происходит по вертикали вверх, возможно удовлетворение каждой отдельной потребности независимо от других;

б) люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к потраченным усилиям и сопоставляют его с вознаграждением других людей, которые производили аналогичную работу;

в) потребности высших уровней не мотивируют человека вообще или мотивируют частично до тех пор, пока не удовлетворятся потребности низших уровней;

г) если значение любого из критически важных для определения мотивации факторов будет малым, то и мотивация будет слабой, и результаты труда низкими.

 

11. Кто из ученых утверждал, что удовлетворение потребностей должно происходить за восходящей в соответствии с иерархией:

а) Ф. Герцберг;

б) В. Врум;

в) Д. Мак-Клелланд;

г) А. Маслоу?

 

Список литературы:

1.4, с.53-67

2.11,с.68-73

3.17,с.58-65

Тема 3. Принятие управленческих решений






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных