ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Профессия? Режиссер!ББК 66.1 Ру82 Ответственный редактор С.Н. Линчевская. А.А. Рубб. Феномен эстрадной режиссуры. Опыт исследования. М.: «Луч», 2001.-230 с. ISBN5-7005-0420-0 Рубб Александр Аронович - один из старейших и наиболее известных режиссеров в нашей стране, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, вице-президент Международной ассоциации постановщиков и организаторов массовых театрализованных представлений и праздников, профессор. Театральное образование, долгие годы работы в драматическом театре в качестве актера, а затем и режиссера-постановщика, многолетний опыт работы на эстраде (А. Рубб был главным режиссером творческого объединения художественных коллективов Рос-концерта) - все это наложило несомненный отпечаток на его творчество. Все его постановки отличаются высоким художественным вкусом, оригинальными постановочными идеями. Вот уже много лет А.А. Рубб щедро делится своим опытом как преподаватель и популяризатор искусства эстрады. Им опубликовано более 120 книг, сценариев и учебных пособий. 4908000000-278
без объявл. 064(02)-2001 © А.А. Рубб,2001 © Издательство "Луч", 2001 © Редакционно-издательский отдел Государственного образовательного учреждения Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма ISBN5-7005-0420-0 Профессия? Режиссер! Об эстраде написано немало. Прежде всего воспоминаний. Это мемуары и рассказы выдающихся мастеров: Л.О. Утесова, И.С. Набатова, М.В. Мироновой, Р.В. Зеленой и других. В них говорится и о собственном творческом пути, и о деятельности других исполнителей. Назовем также исторические ученые труды, посвященные эстраде: интереснейшую книгу Е.М.Кузнецова «Из прошлого русской эстрады», обращающуюся к дореволюционному периоду. Особенно выделим трехтомные «Очерки русской советской эстрады», вышедшие под редакцией Е-Д. Уваровой. Можно было бы назвать и другие работы. Но книг и даже статей, обращающихся к теории эстрадного искусства, а тем более к проблемам эстрадной режиссуры, совсем мало, и здесь автор данной работы А.А. Рубб выступает во многом как первооткрыватель. И это делает книгу особенно значительной. Автор предлагаемой книги - профессор, заслуженный деятель искусств России, в прошлом актер, а затем и режиссер драматического театра, осуществивший немало интереснейших спектаклей в разных театрах, в том числе и в Московском театре имени Ленинского комсомола, уже в начале 50-х годов успешно сочетает свою деятельность в театре с разовой работой на эстраде. А с конца 60-х годов полностью посвящает себя эстраде. За долгие годы работы на этом поприще им осуществлено множество постановок не только отдельных номеров, но и больших концертных программ. В том числе и на центральных концертных площадках Москвы: в Колонном зале Дома Союзов, Зале имени П.И. Чайковского, Зеленом театре ЦПКиО имени М. Горького, Эстрадном театре и на других сценических площадках. Богатый опыт работы в театре и на эстраде, сочетающийся многие годы с активной педагогической деятельностью (у А. Рубба много учеников, ставших выдающимися актерами и режиссерами), дал ему возможность в этой книге рассмотреть весьма важные стороны эстрадной режиссуры, ее отличия от режиссуры театральной не только на основе собственного опыта, но и на опыте своих коллег. Эстрадная режиссура относительно молода. Как известно, она была порождена лишь XX веком. Ведь и сама эстрада как самостоятельное искусство утвердилась лишь в конце XIX столетия. Конечно, и до этого времени были известны выступления певцов, рассказчиков, танцоров, фокусников, но они носили единичный характер либо оказывались напрямую связанными с драматическим и музы- кальным театрами. Естественно, что об эстрадной режиссуре тогда даже и не думали. Не говоря уже о том. что режиссеров такого профиля не готовили ни в одном учебном заведении. Но в XX веке эстрадные концерты и эстрадные представления стали занимать значительное место в общественной жизни. Создавались специальные театры и залы, предназначенные для эстрадных выступлений. Естественно, что с развитием эстрадного искусства возникла и проблема его режиссуры. На первых порах отсутствие на эстраде своих режиссеров в какой-то мере возмещалось тем, что постановку эстрадных номеров и программ, пользовавшихся неизменным успехом у публики, осуществляли театральные режиссеры. Например, Н.П. Акимов, A.M. Лоба -нов, Ф.Н. Каверин, B.C. Канцель, Б.И. Равенских и другие. И хотя для становления профессии «эстрадный режиссер» существенную пользу оказала практика таких режиссеров эстрады, как А.П. Конников, С.А. Каштелян и некоторые другие, проблема эстрадной режиссуры не снята и в наши дни. И сегодня на эстраде остро ощущается дефицит особенно молодой режиссуры, несмотря на то, что в 50-е годы нашего века их начали готовить в учебных заведениях. В чем заключается специфика эстрады? В чем ее отличие от других сценических искусств? Обо всем этом подробно говорится в книге. Не будем повторяться и перечислять каждое. Но на кажущемся для нас главном отличии все-таки остановимся. Это, так сказать, открытость актерского мастерства. В театре актер появляется на сцене в определенной роли, и только из программки мы узнаем фамилию ее исполнителя. Другое дело на эстраде. На ней тем или другим способом объявляется фамилия исполнителя. Вот он появляется перед публикой и тут же на наших глазах превращается в сценический персонаж и теперь действует от его имени. Закончив же выступление, артист, снова став самим собой, поклонами благодарит зрителей за аплодисменты. Характерно, что, собираясь в театр, человек говорит, какую пьесу он собирается посмотреть, а готовясь посетить эстрадный концерт, называет имя артиста, который его особенно привлекает. Все это способствует активному сближению артиста и зрительного зала, тому, что зритель не только бывает поражен актерским мастерством, но и становится своеобразным партнером артиста. И об этом говорится в книге. Нам представляется важным и то, что в книге не только весьма подробно определяется сущность эстрадной режиссуры, не только говорится о том, как представитель этой специальности добивается максимальной выразительности при постановке номеров и цельных программ, но и убедительно доказывается, что основой эстрадного искусства являлся, является и будет являться «его величество»- номер. То есть, как верно подчеркивается А. Руббом, «номер - это отдельное, завершенное композиционно, уравновешенное во всех частях, небольшое, скоротечное, законченное сценическое произведение любого жанра, со своей завязкой, кульминацией и развязкой; выступление одного или нескольких актеров, выраженное средствами определенного вида искусства (драмы, музыки, хореографии, художественного слова, пантомимы, цирка и т.д.), оставляющее у зрителя, слушателя целостное впечатление. При этом утверждающее определенную идею и требующее от исполнителя создания сценического образа». И даже тогда, когда режиссер ставит программу, составленную из ряда номеров разных жанров, он заботится о том, чтобы каждый номер был представлен особенно впечатляющим. При этом автор постоянно подчеркивает, что главным в номере является его исполнитель - артист. Эстрадное искусство знало и знает корифеев, владеющих замечательными, чаще всего уникальными талантами. В книге они не просто упомянуты, но и охарактеризованы. Рассматривая особенности номеров различных жанров, говоря в связи с этим о наиболее талантливых исполнителях в том или другом жанре, А. Рубб дает возможность понять, какими способами они достигали успеха у публики. И тогда становится особенно ясно, что кроме обязательного таланта исполнителя в его личном успехе, в успехе номера велико значение режиссера. Автор не только ограничивается констатацией этого факта, но и убедительно доказывает данное положение конкретными примерами, хотя и не исключает такого специфического явления на эстраде, как «саморежиссура». Рассматривая особенности нынешней эстрады, А.Рубб с сожалением констатирует, что составляющие долгие годы силу эстрады большие сборные эстрадные программы теперь можно увидеть редко. И определяется это экономическими условиями жизни, а вовсе не творческими принципами. Их эксплуатация оказывается слишком дорогой и часто не окупается сборами. Нет сомнения, и в этом убежден автор книги, что рано или поздно эстрадные программы, включающие многие интересные номера, вернутся на эстрадные подмостки. Немало страниц книги посвящено эстрадным спектаклям, эстрадным представлениям, которые отличаются от эстрадных программ тем, что посвящены определенной теме, раскрывают те или другие стороны жизни, создают в зрительном зале оптимистическое настроение. Иные из таких представлений, в том числе и поставленные А. Руббом, имели большой успех. Вероятно, их вершина - спектакли мюзик-холла, имеющие не только определенную направленность, но и сюжет. В книге, пожалуй, впервые подчеркивается, что авторство не только режиссерского замысла, но и замысла драматургического -важнейшая особенность профессии «режиссер эстрады». Важно отметить и то, что, по нашему разумению, данная книга прежде всего рассчитана на тех, кто эстрадой занимается профессионально. А это значит - на артистов, режиссеров, композиторов, художников, литераторов, балетмейстеров, организаторов эстрадного дела. И конечно, на тех, кто готовится к такого рода деятельности, обучается на факультетах эстрадной режиссуры. Студенты, прочтя эту книгу, безусловно, почерпнут из нее много для себя полезного. Не хочется ограничивать читателей только профессионалами. Нам представляется, что круг интересующихся окажется гораздо шире и захватит великое множество любителей эстрадного искусства. Они узнают, обратившись к книге, много для себя нового и интересного. Хотя бы то, как создается и отдельный номер, и цельное представление. Какие при этом прикладываются труды и как необходимо вдохновение! Словом, и профессионалы, и широкий круг читателей получили в свое распоряжение книгу, с одной стороны интересную, а с другой -полезную. Доктор искусствоведения, профессор Ю.А. Дмитриев ПРЕДИСЛОВИЕ Вряд ли стоит доказывать, что в наши дни искусство эстрады прочно вошло в общественное сознание, в нашу повседневную жизнь, стало приметой времени. С утра до поздней ночи по радио, телевидению, на улицах и в домах, во всех городах и весях, в магнитофонных записях, на дисках, под аккомпанемент оркестров и под гитарные переборы звучат романсы, песни, куплеты, различные пародии. Несмотря ни на что (в том числе и на сложности современной жизни), ежедневно тысячи людей в предчувствии встречи с удивительным, жизнерадостным, праздничным искусством заполняют концертные залы страны, аплодируют мастерству талантливых актеров и хорошо знают их имена. Широкому развитию и распространению искусства эстрады во многом способствовали Всесоюзные, а затем Всероссийские конкурсы артистов эстрады (первый из них был проведен в 1939 году), а также систематически проходившие фестивали песен в Ялте, Сочи, Сопоте, Зеленой Гуре, Сан-Ремо и другие; немалую роль сыграла и индустрия грамзаписи, выпустившая и выпускающая тысячными тиражами всевозможные альбомы («синглы») с записями популярных артистов; и, конечно, телевидение. Нельзя не отметить, что наряду с записями, завоевавшими признание зрителей, выступлений К. Новиковой, Т. Гвердцители, Л. Долиной, В. Толкуновой, В. Леонтьева, О. Газманова, Л. Лещенко, В. Винокура, М. Жванецкого, Е. Шифрина, М. Задорнова и таких групп, как «Машина времени», «Доктор Ватсон», «На-На», специальных передач «Смехопанорама» Е.Петросяна, «Аншлаг», «Белый попугай», «Сиреневый туман» да стоящим несколько особняком «Музыкальным рингом», телевидение часто тиражирует (если не сказать - пропагандирует) программы, прежде всего, страдающие отсутствием высокого профессионализма и хорошего вкуса. Достаточно назвать «Клуб 12 копеек», «Джентельмен-шоу», «Городок», группу «Дюна» и других, не говоря о мелькающих бесчисленных, похожих друг на друга «певицах» и «певцах». «Дорогая телевизионная машина, - жестоко, но справедливо пишет в газете «Московский комсомолец» Марина Райкина, - в мезальянсе с шоу-бизнесом закармливает нас, как Сегодня эстрадная песня стала фоном будничной жизни. Судя по последним передачам, программа «Аншлаг» претерпела изменения не в лучшую сторону. грудных младенцев, дешевой попсовой смесью... настолько, что начинают мучить мысли - может быть, действительно все уже давно рехнулись, надорвавшись на бездарном подкорме из «ящика». Может, все только и хотят до посинения одного- имперской страсти, разложенной на три аккорда для безголосых бездарей?» И еще одна беда - телевидение отучило зрителей от умения вести себя в зале. Вообще же тема «Телевидение и эстрада» - тема большого и серьезного разговора. В данном случае она не является для автора предметом исследования. Можно только сказать, что такое положение вещей вызвано: во-первых, ложным пониманием «свободы» как вседозволенности и, во-вторых, полным отсутствием, как нам представляется, обратной связи. Массовый успех эстрады до сих пор пугает многих ревнителей «высокого» искусства. Такое отношение к эстрадному искусству, к эстраде родилось не сегодня и не вчера. Уже в 1920 году на страницах журнала «Жизнь искусства» можно было прочесть: «...Если вообще в искусстве понятия «высокое» и «низкое», «великое» и «малое» отличаются туманной расплывчатостью, то в театре это различие страдает еще большей неопределенностью... Однако, следует сознаться, - продолжает В.Н. Соловьев, ученик и соратник В.Э. Мейерхольда и учитель А.И. Райкина, - что на всем протяжении истории театра малое искусство... искусство странствующих комедиантов, почти всегда находилось под подозрением, вызывая яростные нападки со стороны самых различных групп. Это тем более несправедливо, что малое искусство не раз спасало театр, выводя его из тупика своей действенной театральностью и напоминанием об утраченных традициях... Пусть же строгие защитники принципа психологической мотивации в театре поймут, что в прыжке артиста эстрады столько же искусства, сколько оно имеется в чтении любого монолога артистом театра трагедии или высокой комедии». К сожалению, длящееся до сих пор пренебрежительное отношение к эстрадному искусству власть предержащих, надо полагать, вызвано: недобрыми традициями, рожденными любителями «больших полотен», пренебрежительно называющих эстраду «малой формой», «лег- Райкина М. Московский комсомолец, 1997, 17 декабря. 2 В.Н. Соловьев. Жизнь искусства. 1920, № 607. Цит. по кн.: Е.Д. Уварова. Аркадий Райкин. — М.: Искусство, 1992. ким жанром» из-за кажущейся общедоступности, готовности некоторых исполнителей подхватить и использовать сложившиеся стереотипы, не утруждая себя даже переосмыслением их хотя бы в соответствии со своей индивидуальностью. В действительности же эстрада, так называемый «легкий жанр» - подлинное искусство, в котором слово «легкий» обозначает не облегченность содержания, а легкость восприятия. Задачи эстрады ничуть не меньше, чем у любой другой формы сценического искусства. Во всех жанрах эстрады (не только нашей, но и зарубежной) есть немало примеров, где рассчитанная на массовость восприятия так называемая.«сниженность» (с точки зрения ревнителей) сочетается с острой мыслью и глубоким чувством. Прежде всего это легко обнаружить в жанрах, связанных со словом - достаточно вспомнить содержание выступлений А. Райкина, фельетоны Н.П. Смирнова-Сокольского или фельетоны М. Жванецкого, М. Задорнова и других, талантливые работы петербургского режиссера А. Белинского, безвременно ушедшего из жизни московского режиссера А.П. Конникова. То же самое можно сказать и об оригинальных, в частности, «безмолвных» жанрах, которые в 60-70-е годы благодаря талантливой режиссуре (С. Каштеляна, А. Бойко и других) и исполнителей (Л. Енги-барова, А. Жеромского, О. и Н. Кирюшкиных, М. Черновой и других) приобрели содержательность и богатство эмоциональных оттенков. Но творческая жизнь сегодняшней эстрады складывается по-разному. С одной стороны, блистательные Алла Пугачева, Эдита Пьеха, Иосиф Кобзон, Клара Новикова, продолжающие традиции легендарных Леонида Утесова, Аркадия Райкина, Клавдии Шульженко, Марка Бернеса, Лидии Руслановой, Вадима Козина, Изабеллы Юрьевой. Они не только были украшением любого концерта, но и создали свои эстрадные направления, свои эстрадные «театры». С другой - замена сборных эстрадных концертов, что, по моему разумению, составляет суть эстрадного искусства, сольными программами различных «звезд» эстрады, (так называемыми «сольниками») -одним из самых популярных видов шоу-бизнеса. Это привело к явной бедности эстрадных жанров, значительному сужению круга артистов, например, разговорных жанров, подмене их различного рода пародиями и пародистами. Не секрет, что за последнее время со сцены почти исчезли фельетоны, куплеты, скетчи, сценки, интермедии. Подлинных мастеров слова на эстраде можно перечислить по пальцам одной руки. Кроме уже упомянутых К. Новиковой, Е. Шифрина, В. Винокура, М. Евдокимова, Я. Арлазорова. Может быть, еще одного-двух. Резкое уменьшение количества концертов особенно отрицательно сказалось на такой присущей только эстраде профессии, как конферансье. Те же немногие, пытающиеся выступать в этом амплуа, не обладают даже элементарным художественным вкусом и тактом. А ведь наша эстрада знала таких великолепных актеров, как Ю. Тимошенко, Л. Миров, А. Алексеев, М. Гаркави, О. Милявский, Б. Брунов и многих других. К тому же, сегодня в силу разных причин практически не встретишь на эстрадных подмостках оригинальные номера, номера танцевальные. Последние ныне превратились в подтанцовки, в антураж вокальных номеров. В то же время наши мастера этих и других жанров с неизменным успехом выступают за рубежом. Без преувеличения можно сказать, что многие когда-то популярные жанры просто уходят с российских эстрадных подмостков. По существу эстрада сегодня стала однобокой. Все это позволяет говорить о вполне реальном, с нашей точки зрения, кризисе современной эстрады. Ведь по сути все ее разновидности откровенно приспосабливаются к требованиям шоу-бизнеса. В современной эстраде происходят удивительные вещи! В последние годы под влиянием коммерциализации эстрады, шоу-бизнеса пышным цветом расцвели различные грандиозные зрелища с участием эстрадных звезд. Возникший и широко распространившийся в последние годы шоу-бизнес, который использует самые современные достижения техники в области звукоусилительной, звукосинтези-рующей, световой аппаратуры, грандиозные пространственные декорации, создает весьма впечатляющие современные зрелища. Казалось бы, это явление должно помочь развитию эстрадного искусства. Но, не располагая на местах возможностями шоу-бизнеса, устроители и участники рядовых концертов, желая «не ударить в грязь лицом», насыщают свои выступления нагромождением всяческих технических средств, бессмысленным мельканием разноцветных лучей прожекторов да бьющим по ушам зрителей звучанием. Как правило, это чаще всего приводит к весьма печальному явлению: если еще совсем недавно главным на эстрадных подмостках был актер с его ду- ' Сегодня эстрада (в еще недавнем понимании) переместилась в ночные клубы, бары, рестораны. Именно здесь сохранился спрос на оригинальные жанры: жонглеров, акробатоп, фокусников и т.п. шой и мыслями, то теперь - различного рода техника. Ныне все меньше и меньше появляются на эстраде новые интересные номера, яркие актерские индивидуальности. «Сегодня поп-эстрада вообще не стремится к духовному общению со зрителем, она за редким исключением, - как подметил В. Иконников, - сориентирована на поверхностное эмоциональное воздействие». Но дело здесь не только в этом, не только, как утверждают некоторые, в снижении требовательности исполнителей к своему творчеству. На эстраде, в отличие от других видов искусства, особенно в последнее время существует огромный разрыв между «верхушкой» мастеров ее, имеющих признание у публики, и тем, что несправедливо принято называть «середняком». И сегодня, как когда-то очень верно подметил Ф.Н. Каверин: «...существует показательная эстрада больших имен (их очень немного!)... Между тем общей картины состояния, содержания, мастерства советской эстрады эти сегодняшние вершины не дают; наоборот, только затемняют ее... По всей стране идут сотни концертов и концертиков... Их обслуживают тысячи артистов, их смотрят сотни тысяч зрителей - и по-настоящему вопрос о качестве эстрадного искусства решается там». С горечью приходится констатировать: ныне наряду с артистами, демонстрирующими высокие образцы эстрадного искусства, на периферии (да и не только там) мы сплошь и рядом сталкиваемся с отсутствием у многих исполнителей как самобытности, так и просто профессионализма. Это положение усугубляется нашествием на эстрадные подмостки недоучек, людей для эстрады случайных. Еще в 1987 году С.С. Клитин в своей книге «Эстрада. Проблемы теории, истории и методики» отмечал это печальное явление. Действительно, шоу-бизнес вовлек в орбиту эстрады людей, часто не имеющих за спиной творческой профессиональной подготовки, элементарно лишенных художественного вкуса. Зачастую именно они, пекущиеся о своем кармане, во многом определяют художественно-творческое начало современной эстрады. Свидетельство тому - довольно откровенное признание одного из известных продюсеров Александра Толмацкого: «...Я автор проектов - как его родил, как задумал, так и направляю. Кстати, основная идеология того, что в ре- ^ Иконников В. Эстрада и цирк. 1992, № 2. Каверин Ф.Н. Режиссура на эстраде. Цит. по сб.: Эстрада: Что? Где? Зачем? - М.: Искусство, 1988, с. 336.
зультате стал делать Олег Газманов, исходила от меня. Я заставил его перепеть «Путану», забрать «Эскадрон» у Маши Распутиной... Артист только косвенно может понимать что-то, а реальные вещи придумывает продюсер. Только я могу знать, что можно продать, а что нет... Артист должен быть готов на все...» Позиция А. Толмацкого по своей сути не только вредна, но и во многом объясняет кризисное состояние современной эстрады. Во-первых, она низводит эстрадного артиста к положению бесправной, бессловесной марионетки в руках продюсера, а во-вторых, утверждая примат продюсера на эстраде, он тем самым низводит художника в эстрадном искусстве к положению слуги коммерции. Кстати, следует заметить: в тех «проектах», в которых продюсеры выступают как режиссеры и постановщики эстрадных программ, за их внешней помпезностью, пышностью скрывается убогость творческой мысли, прикрытая стандартным набором эстрадных звезд. Состояние сегодняшней эстрады во многом зависит и от того, что она (эстрада) в силу своей легкой приспособляемости, серийности концертных программ, и в особенности живучести коммерческого духа - более, чем другие виды искусства, таит в себе грозную опасность заигрывания со зрителями, уступок дурному вкусу, а порой и воинственному мещанству. Вульгарность, бытовщина, так же, как и элементарность мысли, банальность содержания и формы, стандарт, шаблон - все это противоречит искусству эстрады. Не случайно наша современная эстрада из-за падения своего эстетического уровня справедливо становится объектом критики. И все же надо надеяться, что такое положение дел на нынешней эстраде - явление временное. Пройдет время - и артисты многих эстрадных жанров вновь появятся на эстрадных подмостках, вновь можно будет присутствовать на сборных концертах (ведь идут такие в наши дни в берлинском «Винтер-тартене», в парижских «Мулен-Руже», «Алькасаре» и на других площадках мира). Свидетельство тому - успех последних программ в Московском театре эстрады, построенных по принципу дивертисмента с участием разных исполнителей. Кстати, тенденция возврата сказывается и в том, что в последнее время некоторые популярные эстрадные певцы не только включают в свои программы других исполнителей, но и отдают предпочтение мелоди- 1 Полупанов В. Артист должен быть готов на все... Интервью с А. Толмац-ким. // Аргументы и факты, 1998, № 31. ческому началу песни и содержательности ее текста. Весьма показательно высказывание артиста эстрады Игоря Филатова в интервью, которое он дал московскому радио: «Мы почувствовали сладость песен 40-х-50-х годов... возврат к мелодии, балладности, к так называемой человеческой музыке, лишенной техницизма». Позицию автора данной работы подтверждает и огромный успех у публики выступлений группы «Доктор Ватсон» и появление в репертуаре современных эстрадных концертов номеров т.н. «ретро». Конечно, и сейчас появляются подлинно хорошие вокальные произведения, созданные талантливыми композиторами. Но, увы! Все реже и реже сверкают алмазы высокохудожественных песен. Многолетняя творческая работа на эстраде позволяет нам говорить, что существует еще одно обстоятельство, существенно влияющее на нынешнее состояние эстрады: почти полное отсутствие разработанной теории эстрадного искусства, без которой оно не может успешно развиваться. Хотя об эстраде написано и издано довольно много, но в подавляющем большинстве - это литература, как правило, мемуарная и практически не разрабатывает вопросы теории эстрадного искусства. Вот почему нам думается, что упрек Ю.А. Дмитриева, брошенный в адрес искусствоведов еще в 1971 году: «Как можно равнодушно проходить мимо эстрады, которая оказывает такое большое влияние на формирование эстетических вкусов народа», актуален и сейчас. Ведь до сих пор, пожалуй, за исключением книг С.С. Клитина «Режиссер на концертной эстраде» и «Эстрада. Проблемы теории, истории и методики», книги И.Г. Шароева «Режиссура эстрады и массовых представлений» (которая по сути является учебным пособием для режиссеров, ставящих массовые представления из уже готовых номеров), книг Ю.А. Дмитриева «Эстрада и цирк глазами влюбленного», Е.Д.Уваровой «Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы», «Аркадий Райкин», работ М.Г. Розовского «Режиссер зрелища» и И.Г. Рутберга «Пантомима. Движение и образ», давней статьи Ф. Каверина «Режиссура на эстраде», вновь опубликованной в сборнике «Эстрада: Что? Где? Зачем?», об искусстве эстрадной режиссуры, Филатов И. Интервью московскому радио. Цит. по «МК» от 2 февраля 1998 г. 2 Дмитриев Ю. Эстрада и цирк глазами влюбленного. - М.: Искусство, 1971, с. 135. тем более ее обобщающей теории - ничего нет. А «отсутствие сложившейся теории, терминологическая путаница в определениях смешного и комического, снобистское отношение к «низким формам вроде фарса, водевиля, бурлеска, шутки, пародии неизбежно отражаются на практике». Вот почему нам представляется, что именно сегодня сложившиеся на практике элементарные основы теории эстрадного искусства, в частности, особенности эстрадной режиссуры и ее отличия от режиссуры театральной (аспект никогда не рассматривавшийся ни у нас, ни за рубежом), могут и должны быть осмыслены, чтобы стать достоянием тех, кто верен этой профессии. Данная работа написана, чтобы в какой-то мере восполнить этот пробел. При этом следует сразу оговориться - автор не ставит своей целью исследовать феномен эстрадного искусства во всем его объеме. Цель и задача автора - исследовать и раскрыть отличия эстрадной режиссуры от режиссуры театральной, и раскрыть те особенности эстрады, от знания и понимания которых зависит творческий успех эстрадного режиссера. Ибо, как показывает та же практика, именно режиссеры могут и должны сыграть свою роль в возрождении и дальнейшем развитии эстрады. Данная работа написана прежде всего на основе собственного многолетнего режиссерского опыта многочисленных постановок эстрадных номеров, различных концертных программ, эстрадных представлений, массовых представлений и драматических спектаклей. Естественно, что помимо этого автор стремился осмыслить практику (со всеми ее особенностями и подчас даже неожиданными нюансами) тех мастеров эстрады, с которыми ему посчастливилось сотрудничать в качестве режиссера-постановщика, и тех, за чьим мастерством многие годы ему довелось наблюдать и часто беседовать, работая в концертных организациях; а также автором использовались существующие разрозненные труды об искусстве актеров эстрады и, конечно, книги по театру и театральной режиссуре. Следует подчеркнуть, что исследование принципиальных существенных творческих находок, приемов, использованных в практике крупнейших мастеров эстрады, как и собственная практика, привели автора к убеждению, что существо различий между эстрадной и театральной режиссурой впрямую зависит от определенных закономерностей и особенностей эстрадного искусства. Конечно, отдельные соображения могут быть дискуссионными, и это естественно. И все же... Теоретические размышления, выводы в данной работе будут подкреплены конкретными примерами: рассказами о некоторых, с точки зрения автора, интересных номерах, программах, эстрадных представлениях. 1 К сожалению, ряд весьма важных трудов, изданных за рубежом и могу 2 Уварова Е.Д. Аркадий Райкин. - М, 1979, с. 179. 3 Автором опубликован ряд трудов по этой проблеме, в частности - моно Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|