ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Глава III ЭСТРАДА И АКТЕР«Профессия актера труднее других профессий потому, что в нашем распоряжении имеется лишь один инструмент, одно орудие, при помощи которого мы можем передать слушателям наши чувства, идеи и переживания, — наше собственное тело». М.А. Чехов. Как известно, особенностям актерской профессии посвящены десятки, если не сотни трудов выдающихся деятелей мирового театра и многочисленные фундаментальные работы известных театроведов. Мы же и в этой главе рассмотрим только те ее стороны, которые связаны с творчеством эстрадного актера и которые во многом определяют работу эстрадного режиссера с исполнителем. Конечно, для эстрадного актера, как и театрального, помимо природных актерских данных, важны и жизненный опыт, и эмоциональная память и т.д. Именно опыт помимо характера человека оказывает влияние на его поступки, на восприятие им окружающей его жизни, формирует его мировоззрение, опыт учит видеть и проникать в суть явлений действительности и т.д. Вместе с тем настоящее дарование подразумевает и подлинное актерское мастерство и многое другое, относящееся к качествам актерской профессии. Если в театральном искусстве артист - одна из основных его фигур, то на эстраде царит культ актера. Актер в эстрадном номере - его сущность, его плоть, а не только интерпретатор авторского и режиссерского замыслов. Эстрада - это искусство солистов. Нет артиста -нет номера. На эстраде артист, какой бы он ни был, хороший или плохой, выйдя на сцену, остается один на один со зрителями. Ему не помогают никакие аксессуары (реквизит, бутафория, оформление и т.п.), то есть все то, что успешно применяется в театре. Об артисте эстрады по праву можно сказать: «голый человек на голой земле». Собственно, это определение и есть ключ к раскрытию так называемой специфики творчества эстрадного артиста, которая, естественно, определяет всю работу режиссера с исполнителем. Особенности эстрадной режиссуры прежде всего напрямую связаны с особенностями актерского исполнительского творчества на эстрадных подмостках, когда главенствующей заботой режиссера было и остается выявление и подчеркивание личностных качеств актера-человека в рамках общего замысла и воплощения номера. На эстраде, как мы уже не раз подчеркивали, в большей степени, чем на театре, имеет значение яркая актерская индивидуальность, потому что в отличие от театра, где актер всегда выступает в личине персонажа, зритель воспринимает личность самого актера эстрады как сценический образ с его отношением к жизни, к событиям и явлениям, к людям (разумеется, кроме тех случаев, когда актеру по содержанию номера приходится действовать от имени персонажа). Зритель отождествляет качества героя номера с человеческими, жизненными качествами исполнителя. Это происходит еще и потому, что индивидуальность актера - живая душа того, что происходит на эстрадных подмостках. Более того, именно индивидуальность актера определяет для режиссера и для него самого возможность выступать в том или другом эстрадном жанре. «Темперамент и склад характера, своеобразие речевых или вокальных данных, сценическое обаяние - все эти качества актера заставят трижды знакомый материал звучать по-особому». Ведь яркая индивидуальность исполнителя - одно из главных слагаемых успеха эстрадного номера, одно из слагающих качеств эстрадного искусства. Конечно, специфика эстрады, ее исполнительское искусство требует, чтобы артист был не только яркой индивидуальностью, но чтобы сама эта индивидуальность по-человечески была интересна для зрителей. Эстрадному артисту в отличие от театрального присущи открытость, «исповедальность» исполнения. Артист на эстраде обычно действует, если можно так сказать, по законам площадного театра, когда главным для него становится посыл как результат максимальной сосредоточенности, поскольку для публики огромное значение имеют личные переживания, душевный и духовный мир артиста. Когда специалисты говорят об актерском творчестве, то они обычно имеют в виду, что творчество питают два находящиеся в неразрыв- ' Индивидуальность актера - понятие весьма сложное. Здесь и мир сознательных и подсознательных интересов, которые накапливаются в его эмоциональной памяти, это и природа его темперамента (открытого, взрывного или скрытого, сдержанного), это и его внешние данные. 2 Клитин С.С. Режиссер на концертной эстраде. — М: Искусство, 1971. с. 11. ном единстве источника: жизнь - с ее богатством и многообразием, и внутренний мир артиста, его личность. Зрителям, которых одаренный артист заставляет не только следить за исполняемым им номером, но и волноваться, грустить, любить, радоваться, актер интересен прежде всего как личность. Более того. Если в театре личностные свойства актера играют важную роль, то в эстрадном искусстве личностные качества оказываются определяющими. Именно это качество составляет суть уникального воздействия на зрителей, на публику, которым обладали такие великие артисты эстрады, как А.И. Райкин, К.И. Шульженко, Н.П. Смирнов-Сокольский, М.В. Миронова, Л.О. Утесов, М.Н.Бернес, Л.А. Русланова, З.Е. Гердт, Р.В. Зеленая, СВ. Образцов, И.Л. Андроников, Ю.В. Никулин, и обладают Л.Г. Зыкина, А.Б. Пугачева, И.Д. Кобзон, Г.В. Хазанов, Е. Шифрин, В.Г. Кикабидзе и другие. В отличие от театра, как это на первый взгляд ни покажется странным, понятие профессионализма эстрадного актера более сложно и многогранно. Дело не только в наличии яркого образного мышления, пластической выразительности, богатстве речевых выразительных средств (все перечисленное свойственно, во всяком случае должно быть свойственно, и артисту театра). Дело в умении активно общаться со зрителем, ведь на эстраде, как мы уже говорили, главный партнер актера - зритель. В эстрадном искусстве большое значение имеет способность артиста сразу, с выхода на сцену, устанавливать прямой контакт со зрителями, общаться с ними как с добрыми друзьями, старыми знакомыми. В этом еще одна особенность творчества эстрадного артиста, отличающая его от артиста театра: исполнитель смотрит на своего героя, оценивает его как бы вместе со зрителем. «Если в этом союзе артиста и зрителя все звенья слиты, если достигнута гармония между артистами и слушателями, то тогда наступают минуты и часы взаимного доверия и начинает жить большое искусство»'. Исполняя свой номер, артист эстрады, собственно, ведет диалог с публикой, владея ее мыслями и чувствами. Диалог потому, что непрерывная реакция зрительного зала на актерский посыл - и есть своеобразные реплики второго участника диалога, которым становится зритель. Русская советская эстрада. 1917-1929. Очерки истории, с. 159. «Одно дело прочитать заведомо выверенный монолог, а совсем другое - сию минуту вступить в разговор со зрительным залом. Зато этот разговор зал всегда встречает благодарно, потому что зритель становится как бы участником веселья, а не просто его потребителем»1. Вообще характер общения на эстраде во многом зависит от жанра исполняемого номера. При этом активное общение сторон, как правило, определяет реакция зрительного зала. Более того, от реакции зрителей часто зависит дальнейший ход выступления артиста. Исполнитель, не сумевший с первой секунды своего появления установить со зрителем прочный контакт, терпит фиаско, и обычно такой номер не имеет успеха. Даже вежливое наблюдение зрителей за тем, что происходит на сценических подмостках, равнозначно провалу. Еще одна особенность - от эстрадного артиста требуется умение мгновенно отвечать на реакцию зала. А это возможно только тогда, когда исполнитель владеет даром импровизации, импровизационной исполнительской манерой. Собственно, импровизационность изначально задана «условиями игры» в эстрадном искусстве. Несмотря на имеющийся твердо выученный текст, любой эстрадный номер, как известно, производит на публику впечатление созданного и исполненного сейчас, в данную минуту. «Иначе он сразу теряет условие своей доходчивости и убедительности - он перестает быть эстрадным», -подчеркивал один из лучших авторов и знатоков этого вида искусства - Владимир Захарович Масс. Об обязательности импровизационного исполнения говорит одаренная незаурядным актерским талантом, выдающаяся эстрадная певица наших дней Алла Борисовна Пугачева: «Импровизация обязательна, без нее не может быть речи об эстрадном исполнении. То, что вы назвали законченностью, это постоянная канва, но импровизация всегда присутствует. «Арлекино» я не могу спеть дважды одинаково, не говоря уже о том, что поешь в разной обстановке»2. Импровизационная манера исполнения предполагает огромную внутреннюю подвижность актера, когда логика поведения персонажа легко становится логикой поведения исполнителя, а характер мышления образа увлекает его (актера) своими особенностями. Во многом 1 Брунов Б.С. Смеюсь, когда смешно // Советская культура, 1984, 8 декабря. 2 Легенда и правда об "Арлекино". Интервью А. Пугачевой. // Клуб и худо- жественная самодеятельность. 1976, № 9, с. 26. впечатление импровизационности создает умение исполнителя как бы искать слово и складывать фразу на глазах у зрителей. Импровизация предполагает и неожиданные интонации, жесты, приспособления, не нарушающие суть номера, даже в том случае, когда эти приспособления весьма парадоксальны. И на театре, и на эстраде у актера одна и та же главная цель - создать с помощью природных данных и профессионального мастерства сценический образ. Но при всей кажущейся одинаковости цели, создаваемые ими сценические образы имеют существенное отличие: у них разная глубина разработки. Причина тому - разные "условия игры", разные пути создания образа. Конечно, все законы основ мастерства драматического (или оперного) артиста обязательны и для эстрады. Но артист эстрады творит в своеобразном театре, отличающемся от драматического хотя бы уже тем, что на решение тех же задач, на которые артист театра имеет полтора-два часа сценического времени, в распоряжении артиста эстрады всего три-пять минут, отпущенных для сценической жизни персонажа. Сценическое существование артиста эстрады не нуждается в бытовых подробностях, он экономнее в выразительных средствах. «Мне легче сыграть роль в пьесе, чем выступать с моим эстрадным репертуаром в концерте, - писал выдающийся артист театра Борис Самойлович Борисов. - Все те вещи, которые я исполняю, рисуют фигуру, тип человека, изобразить которого надо в течение трех минут»1. Для подлинно одаренного артиста эстрады выступление на эстрадных подмостках - не только средство сказать людям о чем-то важном, а иногда и просто развлечь. Даже когда актер эстрады выступает в образе какого-либо персонажа, зритель все равно понимает позицию актера. Сегодня артист эстрады должен владеть многими «умениями», т.е. по существу быть синтетическим актером. Так, в номере обаятельных выпускников киевского эстрадно-циркового техникума Владимира Данильца и Владимира Моисеенко использованы и пантомима, и танец, и вокал, и игра на музыкальных инструментах. Мы уже не говорим, что успех эстрадного артиста во многом зависит от наличия у него высокого профессионализма, обусловливающего помимо легкости, непринужденности исполнения умение придать соответствующую форму своему номеру: то монументальную и строгую. Борисов Б.С. История моего смеха. — Л.: Теакинопечать, 1929, с. 163.
то изящную и легкую, то сатирически острую, то лирически нежную, то вольную и широкую, - а также от наличия таких природных данных, как обаяние, шарм, артистичность и, конечно, озорство', заразительная веселость, подвижность и, естественно, внешние данные, даже костюм и прическа, и возраст, который во многом определяет репертуар артиста. Блестящий пример сочетания таких качеств - М.В. Миронова, о которой известный театральный критик и писатель Ю. Юзовский сказал: «В ней - плоть и кровь эстрады, легкость этого жанра и серьезность этого жанра, и грация, и лихость этого жанра, и лирика этого жанра, патетика этого жанра, и «черт меня побери» этого жанра»2. Конечно, успех артиста на эстраде зависит и от исполняемого им репертуара, его новизны, остроты, актуальности для зрителей, его гражданского звучания. Поэтому на эстраде огромное значение имеет выбор режиссером и исполнителем (чаще всего, совместно) репертуара. Как неоднократно повторял Н.П. Смирнов-Сокольский: на эстраде в равной степени важны и актуальность репертуара, и большое мастерство исполнения. «Одно без другого существовать не может. Нельзя прикрывать важной и нужной темой убогость артистического дарования, но нельзя прикрывать блеском и талантом исполнения и убогость, ненужность содержания».3 Правда, нужно признать, что нам довольно часто приходится сталкиваться с тем, что имя, популярность, авторитет артиста приводят к тому, что публика не только прощает, но даже поощряет явную слабость некоторых исполняемых номеров. Особенно этим фешат современные эстрадные певцы и певицы. По нашему разумению, происходит это, когда артист эстрады, особенно сегодня, при свободе творчества, теряет чувство ответственности, свой внутренний контроль. Перестает быть сам себе цензором, не позволяющим ради успеха снижать требовательность к качеству репертуара. Свобода творчества - не синоним вседозволенности. 1 Значение этого качества на эстраде демонстрирует большинство исполни 2 Юзовский Ю. Зачем люди приходят в театр. — М: Искусство, 1964, с. ' Смирнов-Сокольский Н.П. Сорок пять лет на эстраде. - М.: Искусство, 1978, с. 287. И еще. Нередко можно видеть, как, создав номер, который имеет у публики успех, молодой артист, получив расхожий титул «звезды», порой годами не меняет своего репертуара и практически теряет свое дарование, свое мастерство, становясь в самом плохом (особенно на эстраде) смысле слова ремесленником. Легкий успех зачастую портит молодого артиста. Как очень точно подметила Е.Д. Уварова, говоря об особенностях профессии эстрадного актера, что «годы идут, а он остается все тем же, продолжая эксплуатировать свои данные, из которых уже выжато все, что только можно. На эстраде, где нельзя прикрыться классической, костюмной ролью, такая статичность особенно заметна»'. Не случайно, - говорит она дальше, — подлинных мастеров эстрады «всегда обуревала забота о пополнении своего репертуара. Казалось бы, им-то зачем?»2 Спокойной жизни для актера и режиссера на эстраде не бывает и быть не может. Как показывает практика, однажды завоеванный успех, даже самый оглушительный, но потом не подтвержденный новыми художественными достижениями, исчезает, «уходит даже из воспоминаний». Вот почему нам весьма горько говорить о том, что и сегодня есть много эстрадных артистов (особенно в различных областных филармониях), чьи выступления весьма низки по уровню исполнения, мастерству и содержанию. Особенно это относится к вокальному жанру. Сегодня эстраду заполнило море подделок. Почему-то эстрадным артистом может считаться каждый, кто выходит на эстрадные подмостки, хотя ни его исполнение, ни репертуар ничего общего с искусством не имеют. Такой исполнитель оказывается целиком во власти чаще всего невысокого достоинства, а порой просто вульгарного репертуара3. Такой, с позволения сказать, «артист» спешит от репризы к репризе, лишь бы иметь успех у публики, вызвать смех. Желая завоевать зрительский успех, он строит свой расчет лишь на смеховых реприз-ных моментах, поступая по принципу: чем их больше, тем артист смешнее. Явление это вызвано не только кажущейся легкостью профессии эстрадного артиста, дефицитом подлинных мастеров, отсутствием в Уварова Е.Д. Аркадий Райкин, с. 312. " Там же. У такого исполнителя и хорошее литературное или музыкальное произведение может приобрести оттенок пошлости и безликости.
большинстве случаев личностей, но и бытующим до сих пор мнением, что режиссером эстрады может быть каждый, кто по штатному расписанию филармонии занимает эту должность, так как имеет диплом, в котором значится, что ему присвоена эта квалификация. К сожалению, еще и сегодня приходится доказывать, что профессия эстрадного режиссера во многом если не сложнее (а может быть, и сложнее), то во всех отношениях коренным образом (принципиально) отличается от театральной режиссуры. И эту особенность эстрадной режиссуры весьма точно определяет слово «феномен». Сценический образ на эстраде На эстраде, как и в любом сценическом искусстве (драме, опере, балете, пантомиме и т.д.), исполнитель стремится воплотить на сцене живой человеческий характер, проявить через созданный им сценический образ свое отношение к окружающему его миру. О создании сценического образа, сценического действия существуют десятки исследований, но ни в одном из них, пожалуй, кроме книги Е.Д.Уваровой «Аркадий Райкин», эта проблема (сценический образ на эстраде) специально не рассматривается. Может быть, это происходит потому, что до сих пор нет науки, которая, по выражению Ю.А. Дмитриева, носит название «эстрадоведение», в отличие от «театроведения». А ведь процесс работы над созданием и сам сценический образ у эстрадного артиста, мягко говоря, иной, чем у актера театрального. В задачу данной работы не входит раскрытие и тем более исследование понятий «характер» и «характерность», «зерно образа», не потому, что определение сути этих понятий во всех видах сценического искусства - одно и то же, а еще и потому, что о характере и характерности говорится в каждой работе, посвященной сценическому образу и его созданию. Поэтому мы здесь остановимся только на том, что вносит в эти понятия искусство эстрады. Ибо это важно и для творчества эстрадного режиссера, и, конечно, актера. Существующая специфика создания сценического образа на эстраде определяет содержание работы эстрадного режиссера с исполнителем и является одной из главных составляющих особенностей эстрадной режиссуры. Поскольку, как мы уже знаем, на создание сценического образа на эстраде в распоряжении исполнителя есть всего несколько минут. «В течение всего трех минут, - говорил Г.М. Дудник, - мне надо создат образ. А в театре - три акта, простор времени. Обстоятельность»'. (Об этом мы уже говорили, разбирая «условия игры» на эстраде). При этом следует заметить, что даже трехминутное выступление артиста не сужает простор для режиссерского творчества. Конечно, при этом режиссер ищет ту систему образности, которая соответствует содержанию, стилю произведения и индивидуальности и возможностям исполнителя. На эстраде характер действующего лица воспринимается не как принадлежащий только данному персонажу, но и как явление, в котором, как в фокусе, собраны черты, присущие определенной группе людей (хотя индивидуальные человеческие качества чрезвычайно разнообразны и неповторимы). Специфика создания сценического образа на эстраде определяется не только общими условиями игры эстрады, но и жанра. Возникшее в последние десятилетия и вошедшее в практику определение в разговорном жанре «монолог в образе» не означает только внешнее изображение персонажа, но и предполагает проникновение, правда, до некоторой степени, в существо характера персонажа. Точное и яркое нахождение «зерна образа», его внешнего выражения особенно важны в номерах, где роль решается приемом гротеска, буффонады, гиперболы. Искусство эстрады требует от исполнителя умения двумя-тремя штрихами, намеком наиболее точно выразить суть характера персонажа. Причем созданный исполнителем сценический образ должен сразу завладевать вниманием публики, что во многом зависит от умения артиста мгновенно «входить в образ». Вот почему для артиста и режиссера эстрады более, чем для артиста театра, важно найти и выразить «зерно образа».2 В отличие от артиста театра, артист эстрады, как правило, начинает поиск сценического образа персонажа не с определения характера действующего лица, а с его внешнего проявления. Как для артиста театра, так и для артиста эстрады сценический образ подразумевает органический сплав характера и характерности. При этом следует Графов Э. В плену у эстрады // М., Советская культура, 1982, 19 января. Это важно еще и потому, что на эстраде часто в одном и том же номере (фельетоне, куплетах и т.д.) актеру по ходу действия приходится играть несколько персонажей, порой прямо противоположного характера, мгновенно Переходя от одного к другому на глазах у зрителей.
подчеркнуть - у талантливого артиста эстрады сценический образ всегда психологически оправдан. Это сегодня весьма важно, ибо является отличительной стороной современного эстрадного искусства. Что такое не только возможно, но и существует на практике, убедительно доказывает все творчество А.И. Райкина, М.В. Мироновой, К.И. Ш>льженко, Л.Г. Енгибарова и многих других современных артистов эстрады: А. Пугачевой, Е. Шифрина, М. Евдокимова и т.д. Достигается это тем, что найденная артистом внешняя характерность диктует ему поведение, органично выражающее внутреннюю суть персонажа, что не противоречит учению К.С. Станиславского, который писал: Внешняя характерность объясняет, иллюстрирует, таким образом доводит до зрителя невидимый внутренний душевный рисунок роли»'. В то же время следует заметить - в эстрадной драматургии часто характер персонажа не выписан, и режиссеру совместно с актером приходится его придумывать. Но при этом на эстраде даже самый точно найденный характер без выражения его через яркую, броскую, точно найденную характерность не создает образа персонажа во всей его полноте. В отличие от театра, в эстрадном искусстве внешние выразительные средства играют решающую роль в создании образа действующего лица и всего номера. Они на эстраде более лаконичны и, вместе с тем, значительно ярче, более броски, чем у театрального актера. Речь идет не вообще о характерности, а о такой характерности, которая дает возможность в пределах минимально отпущенного исполнителю времени создать легко узнаваемый образ. Для актера эстрады большее значение имеет внешнее физическое поведение артиста: точность пластики,2 позы, жеста,3 своеобразие походки, особенности речи, интонации, мимики и т.д. Когда мы говорим о характерности сценического образа на эстраде, то мы имеем в виду, как и в театральном искусстве, не только внешнюю, но и внутреннюю характерность персонажа. Последнее есть Станиславский КС. Собр. соч. в 8 т. Т. III, с. 201. 2 Многие эстрадные артисты утверждают: если пластическая жизнь тела ло 3 Жест, по мнению Ф.И. Шаляпина, "самая душа сценического творчества... высшая форма перевоплощения эстрадного артиста. Для актера эстрады одна из главных задач - через наиболее выразительное внешнее действие, присущее только данному персонажу, выразить его сущность. Создаваемые артистами эстрады сценические образы, к какому бы жанру они ни относились (разговорному, музыкальному, оригинальному), кажутся легкодоступными для исполнения. Но именно в этой «доступности» и кажущейся простоте заключаются основные трудности профессии эстрадного артиста. Немаловажную роль при создании сценического образа в эстрадном искусстве, гораздо большую, чем на театре, играет сценический костюм. Нахождение и реализация характера и характерности на эстраде неразрывно связаны с внешним обликом артиста, с его сценическим костюмом. Причем костюм на эстраде выступает в трех ипостасях: — как составная часть образа-имиджа артиста; — как костюм действующего лица, персонажа номера (в какой-то — как исполняющий роль сценического оформления (чаще всего В первом случае костюм, в котором выступает эстрадный актер, -постоянный компонент индивидуального артистического имиджа, его образа. При этом костюм вместе с гримом и манерами исполнителя становится как бы его неотъемлемой частью и легко запоминается зрителем. К сожалению, еще и сегодня часто приходится наблюдать, когда надетый на себя «сногсшибательный» костюм не сочетается с тем, что актеру или актрисе предстоит делать на сцене, а порою и с собственным обликом. То, что творилось, да и творится в последнее время на эстрадных подмостках (даже на самых престижных), можно назвать двумя словами: костюмный беспредел. Зачастую то, с чем приходится сталкиваться на некоторых концертах, удивляет своей бессмысленностью, вызывает чаще всего досаду. Создается впечатление, что исполнители руководствуются принципом «кто кого переплюнет». Видя «концертные платья» многих молодых певиц, невольно приходит на ум, что они, следуя моде, стремятся как можно эффектнее раздеться (даже когда это, мягко говоря, не совсем совпадает с их природными воз-
можностями). Вряд ли можно было понять, почему такая неординарная певица, как Надежда Бабкина, еще совсем недавно, исполняя русские песни, выходила на сцену в мундире с эполетами, надетом поверх вечернего длинного г.латья, а Олег Газманов пел своего «Есаула» в современной генеральской шинели. Для эстрадного исполнителя сценический костюм - это еще и средство подчеркнуть свои человеческие и исполнительские достоинства и скрыть недостатки, продемонстрировав при этом изящество и вкус. Как это делают сегодня Л. Долина, И. Понаровская, Л. Вайкуле, Т. Гвердцители, Е. Шифрин, Л. Лещенко, В.Кикабидзе, А. Малинин, тот же О. Газманов и другие. Все же и сегодня вызывает чувство недоумения то, в каком виде выходят на сцену многие рок-, поп-, бит-группы. Тут и кителя с погонами поверх запорожских шаровар, и аксельбанты на майке-безрукавке, и смесь костюмов рокеров со смокингами и т.д. и т.п. Невольно возникает ощущение, что главное для них - ошарашить зрителя своим внешним видом, но не талантом, мастерством исполнения. Как верно подметил ректор Ярославского театрального института С.С. Клитин, «сугубо броский костюм, конечно, приковывает к себе внимание публики, но если он вскоре не будет оправдан характером, жанром или «маской» эстрадной роли, оригинальность костюма превращается в оригинальничанье и становится резко отрицательным фактором»1. Поэтому трудно понять появление на сцене исполнителя в красном пиджаке с черным кантом в сочетании со спортивными брюками «Адидас» с тремя полосами - это оставляет глубокую уверенность в том, что музыкант собирался на концерт в дикой спешке и надел первое, что попало под руки. Конечно, выступать в костюмах, не очень-то отличающихся от бытовых, - тенденция неверная. И все же выбор костюма эстрадным исполнителем и режиссером, создание внешнего имиджа исполнителя зависит от их чувства меры и вкуса. Поиск точного костюма, соответствующего имиджу артиста, весьма труден. Вот как об этом пишет М. Шевалье: «В этот раз я впервые решился показать свой номер в смокинге. Я долго думал, какой бы мне выбрать головной убор, и ничего не мог решить. Англичане обычно носили со смокингом цилиндр, но на парижской сцене это выглядело бы странно. Мягкая черная шляпа? Мрачно! Шапокляк? - не подходит так же, как и цилиндр. А что, если я попробую надеть... соломенную шляпу? Это не нарушит законов элегантности и оживит лицо. Все прошло удачно, и в дальнейшем соломенная шляпа стала моим фирменным знаком»1. Во втором случае, для создания внешнего облика того или другого персонажа на эстраде нет нужды прибегать к театральному костюму. На эстраде, как известно, чаще пользуются характерной для данного персонажа точно найденной деталью, способной ярче передать профессию, привычки персонажа, его характер и характерность, чем полный сценический костюм. Например, белый халат и шапочка для врача, фартук и метла для дворника, рваная кепка, шарф, дырявые перчатки и потрепанный пиджак - у бродяги, множество ручек и карандашей в кармане пиджака и портфель в руках - у чинуши-бюрократа, каска и брезентовый пояс - у пожарного и т.п. Но чаще всего исполнители монологов («монологов в образах») используют для этой цели головной убор: пилотку, шляпу, котелок, шарф, косынку и т.п. Третье. В сборном концерте, как правило, костюм исполнителя уже сам по себе весьма эффектен и красочен и не требует для создания зрелищности каких-либо дополнительных аксессуаров: деталей оформления, игрового света и т.д. Обычно эти элементы зрелища возникают при постановке либо так называемых театрализованных эстрадных концертов, либо при постановке эстрадных представлений. Но есть концертные площадки, архитектура которых не позволяет использовать в таких эстрадных концертах, представлениях даже элементы оформления. Например, в Москве - это Концертный зал им. П.И. Чайковского или Колонный зал Дома Союзов, не терпящих на сцене никакой бутафории. Иногда зрелищность на таких площадках достигается игровым сценическим светом. Но чаще (и это, в отличие от театра, характерно для эстрады) всю нагрузку берет на себя эффектный сценический костюм исполнителя. Нередко для усиления зрелищности программы как живой фон используют различные народные коллективы, меняющиеся по ходу концерта. Такое решение создания зрелищности концерта было неоднократно использовано нами в различных эстрадных театрализованных программах. В частности, в заключительном концерте Фестиваля народных хоров, в концерте эстрадных танцевальных коллективов, проходивших в Концертном зале им. П.И. Чайковского, в эстрадном концерте, посвященном 8-му Марта в Колонном зале Дома Союзов, и других.
Клитин С.С. Эстрада, с. 131. Шевалье М. Мой путь и мои песни. — М.: Искусство, 1977, с. 87-88.
Специфика работы артиста на эстраде, специфика эстрадного образа - при единой системе актерского творчества для всех видов сценического искусства1 - породила свои собственные приемы. Нет нужды говорить, что создание актером сценического образа, создание на сцене «жизни человеческого духа» неразрывно связано с тем, что мы называем актерским перевоплощением. Перевоплощение - одно из сильнейших орудий мастерства актера -не является исключительным правом театра. Оно не чуждо и эстрадному творчеству. Но перевоплощение на эстраде не равнозначно перевоплощению в театре, хотя актер и воспринимается как определенный образ и нередко по ходу номера принимает множество личин (например, Герман Орлов представал в нескольких образах в одном фельетоне). «...Я понял, что природа эстрадного искусства иная, чем театрального, - пишет об особенностях актерского творчества на эстраде Игорь Владимирович Ильинский. - И перевоплощение здесь должно быть иным, чем на сцене, - легким, неназойливым, таким, чтобы сквозь лицо персонажа все время просвечивало лицо исполнителя».2 Действительно, перевоплощение на эстраде отличает изящество, легкость, при этом сквозь лицо персонажа мы (зрители) все время ощущаем как бы собственное лицо исполнителя, его отношение к своему герою, персонажу, сочувственное или осуждающее. Актер эстрады, как правило, сохраняет свое собственное «я», неповторимость своей индивидуальности, то есть как бы возникает брех-товский эффект отчуждения. «Ввиду того, что актер не отождествляет себя с персонажем, которого изображает, он может избрать по отношению к этому персонажу определенную позицию, выразить свое мнение по его поводу и побудить к критике зрителя. Толкуя события и 1 Искусство эстрадного артиста, жизнь исполнителя на эстрадных подмостках во многом строится на тех же законах актерского творчества, открытых К.С. Станиславским, Е.Б. Вахтанговым, М.А. Чеховым и многими другими выдающимися режиссерами и актерами. К сожалению, говоря об эстраде, об этом предпочитают умалчивать, а если и говорят, то очень редко, а порой пренебрежительно. Хотя вся творческая жизнь А. Райкина, Л. Мирова, М. Мироновой, Р. Зеленой и многих других, у которых эстрадная броскость сочеталась с умением жить жизнью своих персонажей, подтверждает их приверженность системе Станиславского и актерским школам Вахтангова и Чехова. Ильинский ИВ. Эстрада в моей жизни // Советская эстрада и цирк, 1970, №1,с. 8. характеризуя персонажи, актер выделяет те черты, которые представляют общественный интерес».' Если драматический актер переживает целую жизнь своего героя, раскрывая психологическую сущность его характера за полтора-два часа сценического времени, то у артиста эстрады, как мы уже неоднократно подчеркивали, на все это же имеется несколько минут, поэтому его перевоплощение происходит мгновенно. Такова специфика эстрадного искусства. Но это ни в коем случае не означает, что артисту эстрады чужда психологическая правда; когда актер мгновенно, в условиях резкой смены характеров, предельно сконцентрированными средствами выявляет самую суть героя фельетона, монолога, песни, куплета и т.д., он достигает внутреннего перевоплощения. Это блестяще доказало все творчество А.И. Райкина. Достаточно вспомнить его появления на сцене, и перед нашим мысленным взором тут же возникает целая галерея самых разнообразных людей: смешных, жалких, отвратительных и трогательных, хитрых и т.д. и т.д. Вот Райкин выходит на сцену, и мы видим, что это не просто Райкин. То это - хитрая старуха, пришедшая наниматься в домработницы, то старый профессор, трогательно любящий свою жену, то жулик и пройдоха. Мы не только видим, но и понимаем характер каждого персонажа, понимаем, чем он живет, его мысли. Персонажи Райкина нам нравились, были смешны или ненавистны не потому, что актер каждый раз менял грим или говорил чуть-чуть по-другому, а потому, что каждый раз перед нами на сцене был живой человек с привычками, манерами, а главное - характером, присущим только этому человеку. Любое слово, пауза, жест - все в его исполнении было подчинено одному - созданию точного сценического образа. Ничего случайного, ничего не работающего на образ, идею, мысль. Каждая деталь выбрана из тысячи других. То же самое мы наблюдали и в творчестве К.И. Шульженко, долгие годы одной из самых любимых зрителем, слушателем актрисы. Она не только мастерски исполняла свои песни. Их доходчивость и привлекательность была прежде всего в том, что каждую песню пела каждый раз другая женщина. Актриса, исходя из смысла текста песни, характера музыки, во время исполнения каждый раз создавала другой внут- ' Брехт Б. Соч. В 5-ти т. Т. V, полутом II. — М: Искусство, 1965, с. 107. ренний и внешний человеческий характер, то есть вместе с новой песней возникал другой сценический образ. Вспоминая творчество выдающихся эстрадных актеров прошлого и настоящего, мы имеем право утверждать, что подлинно эстрадный актер умеет одной-двумя чертами, одним жестом, взглядом раскрыть внутреннюю сущность своего персонажа. Он создает его (персонаж) намеком, движением, жестом, интонацией, словом, - деталью, что является своеобразной формой перевоплощения на эстраде (достаточно взлохматить волосы, не на ту пуговицу застегнуть пиджак, заговорить голосом персонажа). Таким образом, стремясь выявить внутреннюю суть персонажа номера (монолога, фельетона, песни, куплетов и т.д.), актер рисует разные характеры одним каким-нибудь точно найденным штрихом. Необходимость создать в коротком временном отрывке живой, яркий, порой гиперболизированный, гротесковый образ персонажа иногда заставляет артиста эстрады использовать заимствованную у цирка технику трансформации1, которая на эстраде используется как своеобразная форма перевоплощения. Не трюкачество циркового представления, а подлинное выразительное средство, которое несет значительную смысловую нагрузку. «Когда я впервые стал заниматься трансформацией, - рассказывал А.И. Райкин, - многие говорили, что это трюкачество, цирковой жанр. А я шел на это сознательно, понимая, что трансформация является одним из компонентов театра миниатюр»2. Трансформация привлекает зрителей зрелищностью, разнообразием, непредсказуемостью. Не случайно ею широко пользовался А.И. Райкин в своем Ленинградском театре миниатюр. Маска Одной из форм существования сценического образа на эстраде является маска1, причем в двух ипостасях: в одном случае - как сценический облик, как персонаж-маска, воплощаемый преимущественно 1 Трансформация (позднелат. превращение) - художественный сцениче 2 Райкин А.И. Мой главный союзник - добро // М.: Советская культура, 3 Маска (франц. masgue. от итал. maschera) - 1. искусственные лица (иногда средствами внешней характерности (манерой поведения, походкой, своеобразием речи, гримом, костюмом и т.д.), и в другом - как маска артистическая, как имидж, как прочно сложившееся и существующее у публики представление о данном актере. Если в первом случае создание маски (как образа) требует от актера перевоплощения, способности превратить изображаемый персонаж в свое второе «я», что сообщает ей (маске) жизненную стойкость и художественную силу, то во втором - это собственное «я» актера. Когда мы говорим о маске, как созданном актером сценическом облике, то прежде всего имеем в виду одну из главных ее особенностей: своеобразие, внешнюю выразительность, характерность. Чаще всего такая маска выражает какую-либо одну ярко подчеркнутую черту характера, профессиональную или социальную принадлежность персонажа. Она - плод творческого воображения, поиска, отбора и обобщения наблюдений актера и режиссера; и принципы ее создания ближе к плакату, чем к психологическому портрету. От образа маска отличается прежде всего отсутствием развития. Всякий характер в искусстве (как и в жизни) по-разному ведет себя в разных обстоятельствах. Маска же обладает постоянством поведения, ибо в ней крайняя обобщенность тех или иных характерных черт, экспрессивная форма их выражения и каноничность эмоциональных реакций, т.е. маска всегда остается неизменной в различных предлагаемых обстоятельствах. И это - одна из главных ее особенностей. Обычно наше сознание подразумевает под маской нечто элементарное, застывшее и обязательно смешное или уродливое. В то время как прежде всего «в маске воплощено игровое (выделено мною - А.Р.) начало жизни, в основе ее лежит совсем особое взаимоотношение действительности и образа, характерное для древнейших обрядово-зрелищных форм. Исчерпать многосложную и многозначительную символику маски, конечно, невозможно»1. Применение маски началось в глубокой древности в обрядах, связанных с трудовыми процессами, в обрядах погребения. Позднее маски вошли в употребление в театре как элемент актерского грима. В сочетании с театральным костюмом маска помогала создать сценический образ. Бахтин А. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: Художественная литература, 1965, с. 47-47.
В античном театре маска соединилась с париком и надевалась через голову, образуя подобие шлема с отверстиями для глаз и рта. В итальянской комедии дель арте комическую маску носили: Панталоне -землистого цвета с длинным горбатым носом, Доктор - черную, обычно покрывающую только лоб и нос; лирические персонажи («влюбленные») носили черную полумаску, принятую на маскарадах. «В комедии дель арте маска была наделена определенными чертами характера. Эти черты и свойства характера были статичными, неизменяемыми до конца представления. Более того, персонажи-маски (Панталоне, Бригелла, Арлекин) переходили со своими характерами из пьесы в пьесу, из спектакля в спектакль»'. Образ, развиваясь на протяжении действия, обычно приобретает новые черты, а иногда даже в корне меняется. Маска же всегда неизменна, то есть имеющаяся в ней совокупность как внутренних, так и внешних качеств остается одной и той же. Она какой появляется на сцене, такой и уходит с нее. И хотя маска острее, чем образ, она проигрывает последнему в глубине проникновения в сущность изображаемого. В ней (маске) больше обобщения и меньше конкретного. В маске все выпукло, рельефно, лаконично, броско (что очень важно для эстрады), но в то же время она «однозначна, ясна, как доведенная до универсальности клетка, частица реальности»2. Маска - это средоточие одной, двух, в крайнем случае трех до какой-то степени гипертрофированных черт характера того или другого персонажа, выраженных в статике. Часто маска представляет собой резко выраженный облик и внутреннюю сущность, под какой бы личиной ни выступал артист (Ч.Чаплин, Ю. Никулин, В. Полунин и др.). Когда актер ставит своей единственной целью показать сущность своего персонажа (например, его тупость, духовную ограниченность, жадность, трусость и т.д.), то он прибегает к помощи создаваемой им маски. И тогда поначалу кажущееся разумным превращается в абсурд, а абсурдное на поверку оказывается разумным. Корни такого приема лежат в народной карнавальной традиции, в балаганных представлениях. Именно на ярмарках, в игре скоморохов зародились и определились принципы комедии масок на Руси. Именно здесь мы уже встречаем в маске сочетание нескольких характерных для данного персонажа черт. Вспомним хотя бы простодушного, наивного и в то же время особо лукавого Петрушку. Одна из характерных особенностей таких масок - их поразительная живучести и могучая жизнеспособность. Не случайно некоторые эстрадные артисты прибегают в своем творчестве к созданию маски-образа (такие персонажи-маски были созданы Ю. Тимошенко (Тара-пунька) и Е. Березиным (Штепсель) и др.), что позволяет им не тратить времени на экспозицию: ведь персонажи хорошо знакомы публике. «Маска эстрадному, артисту крайне необходима. Прежде всего потому, что ъна очень важный коммуникативный элемент, она - язык, на котором изъясняется артист»'. Создать маску не просто. Но, родившись, она обречена на долгожительство, как это было с масками Авдотьи Никитичны и Вероники Маврикиевны (артисты В. Тонкое и Б. Владимиров, режиссер Ф. Лип-скеров), с маской студента «кулинарного техникума» Г. Хазанова, ставшего героем многих анекдотов и реприз. Неизменными чертами этой маски были: крайняя трусость, непроходимая тупость, наивность вкупе с невероятной застенчивостью. Своеобразные актерские маски имели в прошлом многие конферансье. Например, А.Г. Алексеев - маску сноба, Ф.А. Липскеров - старого московского интеллигента. В наши дни можно говорить об актерских масках Михаила Евдокимова, Ефима Шифрина, Клары Новиковой с ее «тетей Соней» и некоторых других. Иногда маска, созданная артистом, имеет и биографические приметы. Например, Капа Марии Владимировны Мироновой. Что же касается артистической маски, имиджа, то есть постоянных природных психофизических и других качеств, присущих только данному артисту, то практически это понятие можно отнести ко всем эстрадным (да и не только эстрадным) артистам, наделенным яркой индивидуальностью. Именно это последнее да исполняемый ими репертуар создает в восприятии публики определенный стереотип, который порой очень трудно разрушить. Такой маской-образом и маской-имиджем была неповторимая манера пения Л.О. Утесова. Такая же установившаяся реакция зала была, как только на сцене появлялся Владимир Яковлевич Хенкин. Только им произносилась
1 Клитин С.С. Эстрада, с. 124. 2 Козинцев Г. Собр. соч. в 5-ти т. - Л.: Искусство, 1989, т. II, с. 384. Богомолов Ю. Эстрада в масках. Цит. по кн.:Эстрада: Что? Где? Зачем? -М.: Искусство. 1988, с. 160.
первая фраза, причем не всегда смешная, публика все равно смеялась. «Тут ничего удивительного нет, - писал о В.Я. Хенкине Соломон Михайлович Михоэлс, - Хенкин пошел по одному из наиболее трудных актерских путей: он создал свою собственную маску. Он выходит к вам, а вы уже вспоминаете прошлую жизнь этой маски. Он как бы продолжает биографию своего героя, проносит через годы свою маску. Ему и говорить ничего не надо, потому что вместе с его появлением на сцене у зрителей сразу возникают ассоциации, связанные с его рассказами. Вы ему улыбаетесь, вы его приветствуете, вы знаете, что эта маска приносит с собою смех и радость»1. Бывает и так, что эстрадная маска артиста, его имидж, в разных номерах, интермедиях, миниатюрах высвечивается разными своими чертами. Так было у многих мастеров эстрады, о которых мы говорили. Маска, ставшая в восприятии зрителя образом эстрадного артиста, его не только сценическим имиджем, но и собственным характером (что обычно не совпадает с подлинными жизненными качествами артиста, его черточками, привычками), раскрепощает актера. Стараясь ее разнообразить, углубить ее содержание, ее создатель обретает импровизационное самочувствие. Но бывает и так, что маска становится актерским штампом. Чаще всего это случается тогда, когда исполнитель начинает механически использовать одни и те же игровые приемы или найденная артистом маска начинает сдерживать возможности артиста, ограничивает выбор им материала. Заканчивая данную главу, следует подчеркнуть: конечно, особенности актерского творчества на эстраде, проблемы взаимоотношений исполнителя и эстрадного режиссера не ограничиваются изложенным. Вообще, по нашему разумению, такая тема не может быть исчерпана в одной, даже самой обстоятельной работе, как не исчерпана она в массе различных исследований и книг. И это закономерно - каждое поколение, каждая эпоха вносит свои коррективы в эти взаимоотношения. Михозлс СМ. Статьи, беседы, речи. — М.: Искусство, 1964, с. 309. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|