ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Глава IV ЖАНРЫ ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВА И РЕЖИССУРА 2 страницаЭто не совсем так. Да, в какой-то степени мы имеем дело с саморежиссурой. Для многих эта «саморежиссура» закономерна, поскольку в созданных ими сценических образах лежали их собственные человеческие качества. Но мы смеем утверждать, что эти индивидуальные особенности каждого остались бы вещью в себе, если бы не получили соответствующего сценического выражения, не стали бы яркими чертами созданных 1 Большинство тех, кто сегодня называет себя конферансье по сути и по манере своего поведения на сцене - не более чем обыкновенные ведущие, которые с наигранным оптимизмом и бодростью произносят выученные заранее "подводки" к каждому жанру и имеющие "свой номер" для того, чтобы исполнители номера могли передохнуть. Справедливости ради надо заметить, что ныне из-за изменения во многом содержания и форм эстрадных концертов так называемых чистых конферансье почти нет. ими образов, чаще всего не совпадающими с поведением этих актеров в быту. Хотя фундаментом, вернее - стартовой площадкой, были присущие каждому из них какие-либо индивидуальные черты характера. Вряд ли стоит доказывать, что созданные актерами сценические образы, о которых мы говорим, - есть результат поиска и отбора ими наиболее ярких красок и точных приспособлений, выражающих задуманное. И все же, как мы говорили в предыдущей главе, режиссер нужен и конферансье. Вот почему режиссер, не знающий особенностей ведения концерта и требований, которые предъявляет к актеру данная профессия, не может вести с исполнителем успешный поиск: походки, жестов, манеры держаться, манеры речи, манеры объявления номеров - всех этих компонентов физического поведения конферансье на сцене, чрезвычайно важных для определения стиля ведения конферанса. В наше время создание образа конферансье ведется исполнителем совместно с режиссером. Верность сказанного подтверждает собственная практика автора. Говоря о профессии конферансье сегодня, приходится констатировать, что ныне эта удивительная, украшающая эстрадные концерты профессия практически исчезла. Тому много причин. Долгие годы в искусстве и литературе, особенно на эстраде, все было идеологизировано, все подчинялось директивам и распоряжениям. Ни о какой свободе мысли, свободе слова, свободе собственного мнения (без которых немыслима эстрада и прежде всего разговорные жанры, и в частности - конферанс), не могло быть и речи. Это было просто небезопасно, ибо «не приветствовалось» власть предержащими. К тому же, немалую роль сыграло отсутствие сегодня сборных концертов. В конце 30-х годов на эстрадных подмостках появился новый вид конферанса, который тут же получил признание и название - парный конферанс. Произошло это летом 1937 года, когда на сцену летнего театра московского сада «Аквариум» вышли Евсей Павлович Дарский и Лев Борисович Миров, быстро ставшие популярными артистами эстрады. В этом не было ничего удивительного, скорее - закономерно. Оба они, прежде всего, были одаренными драматическими артистами. В каждом их слове, жесте, паузе одновременно проявлялись и отменная театральная школа, и, если можно так выразиться, природная эстрад-ность. Свидетели их выступлений рассказывают: перед зрителями выходили элегантный, точный в своих жестах, движениях, несколько «официальный» Дарский и его «вечный ученик», «незадачливый стажер конферансного искусства», обаятельный, подкупающий своей доброй улыбкой, беспомощной мешковатостью, смешливый и обидчивый, со своеобразным характерным тембром голоса Миров. Мы не погрешим против истины, сказав, что они были родоначальниками этого жанра. Но если обратиться в прошлое, то истоки его можно найти в XVII веке, вспомним балаганного Деда, который работал с помощью «Понукалы» и выкрикивал в толпу свои реплики. Особенно популярным парный конферанс стал после Великой Отечественной войны - в 50-е годы, когда на эстраде помимо Л. Мирова и М. Новицкого (заменившего умершего Дарского) появились Тара-пунька (Юрий Трофимович Тимошенко) и Штепсель (Ефим Иосифович Березин). В те же годы на ленинградской эстраде в этом жанре успешно выступали Павел Васильевич Рудаков и Вениамин Петрович Нечаев. Основой их взаимоотношений было резкое несходство характеров. Если Нечаев - обаятельный, довольно полный мужчина - представал перед публикой доброжелательным, простодушным человеком, то Рудаков был человеком желчным, вечно брюзжащим по любому поводу. Особенность их дуэта заключалась в том, что, несмотря на покровительственное отношение Нечаева к партнеру, для публики Рудаков, перехватывая начатый Нечаевым куплет или частушку, на поверку оказывается умнее, чем последний. Свои куплеты и частушки они исполняли, аккомпанируя себе на гитаре и концертино. В начале 60-х годов партнером П.В. Рудакова был Б.А. Баринов. Особенность парного конферанса, которую обязательно учитывает режиссер, заключается, во-первых, в том, что выступают актеры от лица раз и навсегда установившихся образов, как бы нося постоянную маску. У Тимошенко - это был «симпатичный весельчак, балагур и острослов, у Мирова - рассеянный неудачник, маловер или начальственная тупица»1. Во-вторых, в том, что его исполнители - антиподы во всем. Если один - сангвиник, то другой - флегматик; если один - оптимист, то другой - пессимист. Словом, они как «белый» и «рыжий» клоуны. И эти определенные отношения устанавливаются раз и навсегда. 1 Гаевский В. Поговорим о конферансье / В сб. Эстрада без парада. - М.: Искусство. 1991, с. 228.
Строя взаимоотношения между исполнителями парного конферанса, режиссер исходит из того, что практически у персонажей парного конферанса никогда ни в чем нет согласия. Именно противоположность и столкновение характеров, мировоззрений, отношений к порученному делу и т.д. составляют суть конфликта в парном конферансе. И это уже само по себе дает повод к всевозможным недоразумениям, своеобразным сцецкам-интермедиям, возникающим как бы по ходу концерта. И еще весьма важное для парного конферанса обстоятельство: событие, которое приводит к столкновению, к спору, к конфликту, для исполнителей совершилось только что, либо за кулисами перед самым выходом на сцену, либо сейчас, сию секунду, в тот момент, когда они сделали первые шаги на сцене1. Следует отметить и то, что б парном конферансе режиссер и актеры имеют дело с точно выстроенным и выписанным автором текстом, логика которого исходит из существа конфликта. Поэтому режиссер не только заботится о создании актерами определенных сценических образов, но и выстраивает между ними точное сценическое действие и четко определяет игровые взаимоотношения. Причем такие, которые каждый раз неизбежно приводят к столкновению, к конфликту. В парном конферансе между его участниками, в каких бы они ни выступали концертах, всегда присутствуют определенные, раз и навсегда сложившиеся отношения, которые четко устанавливаются во время репетиций с режиссером. Такие отношения для данной пары артистов становятся неотъемлемыми. Наглядно это выявилось в творческой судьбе Л.Б. Мирова на эстраде. Если Дарский, как вспоминают современники, выходя на сцену, всегда был опытным конферансье-профессионалом, то Миров всегда представал перед зрителями как нерасторопный, бестолковый ученик, который не может ни нормально объявить номер, ни занять внимание зрителей, все путает, говорит то, что не надо, рассказывает какие-то ненужные подробности личной жизни. Но вот Дарского не стало и его в дуэте заменил М. Новицкий. Нет, не заменил, а был создан совершенно новый дуэт, в котором между Мировым и Новицким установились совсем другие взаимоотношения. Теперь уже Миров представал перед зрителями опытным конферан- сье, а Новицкий, исходя из его индивидуальных особенностей, почтительным учеником. Комедийная же ситуация возникала не столько из «смешного текста», а прежде всего потому, что поучения «самоуверенного» Мирова всегда были невпопад, хотя и произносились безапелляционным тоном (этим актер очень точно пародировал стиль разговора и нравоучений чинуш и бюрократов). Можно сказать, что Миров в этом дуэте создал образ самоуверенного, нахрапистого, трусливого, в какой-то степени подловатого, завистливого обывателя. Новицкий достаточно твердо возражал учителю, деликатно, но весьма ощутимо для зрителей, подчеркивал ошибки своего мэтра. В исполнении парного конферанса есть еще одна особенность, которую обязательно учитывает режиссер. Речь идет о характере общения. В парном конферансе органично сочетаются общение между партнерами с прямым и косвенным общением с публикой. Как бы, на первый взгляд, это ни казалось парадоксальным, как мы уже отмечали: партнеры одновременно общаются и между собой, и со зрителями. Исполнителям парного конферанса свойственно умение на мгновение, как бы выйдя из образа, посмотреть на создаваемый артистом характер со стороны, как бы подмигнуть зрителям: смотрите, мол, какие еще встречаются в нашей жизни типы. Режиссер и исполнители парного конферанса всегда помнят, что актерский дуэт на эстраде - это не просто два одновременно работающих на сцене артиста, а единый творческий организм, живущий по особым законам эстрадного номера1. Содержание и темы разыгрываемых в парном конферансе интермедий связано с сиюминутной злобой дня, что является хлебом насущным конферанса. Это может быть разговор о митингах, о переименовании улиц, о выборах, о деньгах, о демонстрации, о подписке на газеты и о многих других животрепещущих проблемах. Но о чем бы ни шел в интермедиях разговор, его драматургия подразумевает выход на объявление номера программы. Парный конферанс, как выяснилось, имеет и свои отрицательные стороны. Будучи любимым жанром публики, под влиянием успеха, разыгрывая различные по содержанию интермедии, актеры все больше оттесняли номера концерта на второй план, превращая их по существу в свой антураж. Нечего и говорить, что исполняемые ими интермедии
Сказанное - одни из характерных особенностей драматургии эстрадной интермедии Это положение относится к дуэтам в любом эстрадном жанре.
не очень-то ориентировались на связь с другими номерами концерта, тем более на его конферирование. Словом, мы имеем полное право говорить, что парный конферанс в таком виде, в каком он представал поначалу' в эстрадных концертах, только по инерции продолжал так называться. Ведь для конферанса, как бы он ни был решен, главное - объявление номера и цементирование концерта в единое целое произведение. То, с чем мы сталкивались в последние годы - это скорее был своеобразный, построенный по законам интермедий сатирический эстрадный дуэт. Процесс и содержание работы режиссера с исполнителем, особенно на первом этапе: определение темы, идеи, сквозного действия и т.д. в номерах разговорного жанра во многом совпадает с тем, с чего начинает свою работу с актером театральный режиссер. Но и на этом этапе, а тем более в последующих, их пути существенно расходятся. Дело не только в том, что «условия игры» в эстраде отличаются от «условий игры» на театре (о чем мы уже говорили), но - и это является не менее важным - каждый из видов разговорного жанра имеет свои особенности, которые эстрадный режиссер обязательно учитывает. Эстрадный фельетон самостоятельный номер разговорного жанра, исполняемый одним актером, в котором он (актер) раскрывает свое отношение к событиям жизни, свое мировоззрение и т.д. Эстрадный фельетон - жанр наиболее публицистический из всех разговорных жанров - не так давно занимал одно из центральных мест на эстраде1. Как правило, он был сатирико-публицистическим обозрением на злобу дня. Именно это обстоятельство, прежде всего, определяло для актера и режиссера основной характер его исполнения. Работая над воплощением эстрадного фельетона, режиссер особое внимание обращал на то, что в нем сатира органически сочетается с публицистикой и является его нервом. Термин «фельетон» пришел на эстраду из газеты [фр. «фениле-тон» - листок]. Так назывался вкладной листок в газету, который был изюминкой номера, поскольку в нем печатался острый материал. В наших газетах это название получили помещаемые в них сатирические статьи. Эстрадный фельетон обычно вмещает в себя множество событий, фактов, ассоциаций, говорящих о самых актуальных проблемах, кото- рые подаются в яркой сатирической форме. Многое в эстрадном фельетоне идет от народного лубка. Например, та же пародия, а иногда грубоватая и резкая разговорная речь. Драматургия фельетона, как правило, строится так, что разговор в нем вроде бы начинается с незначительного факта, а затем постепенно открывается, к каким далеко идущим последствиям может привести этот, поначалу казавшийся мелким, факт. Немаловажным обстоятельством для режиссера и исполнителя является то, что фельетон обычно многотемен. Факты, которые преподносит рассказчик, как будто не связаны друг с другом. Мысль рассказчика стремительно переносится с одной темы на другую, которые возникают как произвольные ассоциации. Если же приглядеться, то оказывается, что все факты, события, явления, населяющие фельетон, стремятся к обобщению и подчинены одной (главной) теме. Что для режиссера определяет решение им его сквозного действия. Заданная характерная особенность фельетона - исполнение как бы от себя, от своего лица. (Артист как бы делится со зрителями своими мыслями, своими переживаниями). Исполнение «от себя» подчеркивается лексикой фельетона и интонациями, близкими к разговорным. Для режиссера и актера, исполняющего эстрадный фельетон, очень важны резкое противопоставление подобранных фактов и его ударная концовка. Так же, как и то, что в тексте фельетона обычно преобладают короткие предложения, отсутствуют описательные периоды, часто используются риторические вопросы, анекдоты, шутки, ирония, негодование, переходы от серьезного к смешному. В фельетоне используется вся палитра сатиры и юмора - от легкой иронии, насмешки до иронии злой, сарказма, гротеска. Это определяет направление работы режиссера, а актеру, освоив эту особенность, позволяет исполнять фельетон в естественной манере, создавать у зрителей иллюзию авторства рассказчика. Заданная автором форма фельетона обычно окончательно устанавливается режиссером и исполнителем в процессе репетиций, когда находятся нужная, точная и выразительная интонация, необходимый жест и т.п. «В устной речи как человек произнес слова очень часто превращается в что он сказал»'. По тематике фельетон ближе к обозрению, а по своей форме фелье-
Злободневность, активное вмешательство в жизнь - одно из непременных и решающих качеств, присущих эстрадному фельетону. 1 Андроников И.Л. Избранные произведения. В 2-х т. - М.: Художественная литература, т. II, с. 350.
тон - произведение монологического характера. Но только по форме! По существу его исполнение - это всегда дружеский, остроумный диалог с публикой, в котором главная интонация - это интонация доверительная, которая может быть горячей и взволнованной, особенно когда актер по ходу исполнения фельетона полемизирует со своими противниками, разя их шутками, меткими репризами, не теряя при этом, конечно, чувства меры и такта. Иначе исполнение фельетона превращается в зубоскальство. Режиссер и актер, работая над фельетоном, учитывают и то, что эстрадный фельетон - это не пересказ общеизвестных истин, а разговор актера со зрителем о кровно волнующем его факте, не рассказ о событии и сделанный из него вслух вывод, а острая, взволнованная постановка вопроса, где исполнитель, осуждая пороки и недостатки, искренне заинтересованный в их искоренении, страстно обращаясь к сердцу и уму зрителя, слушателя, зовет его к гражданской принципиальности, нравственному суду. «Я никогда не ограничиваюсь только голым указанием на те или иные недостатки. В меру отпущенных мне способностей я тут же пытался высказать свое собственное к ним отношение. Не скупился на слова осуждения и на слова о необходимости исправления этих недостатков... Читателю-слушателю должно быть абсолютно ясно личное отношение автора к этим недостаткам...» — говорил о своем исполнении фельетонов Н.П. Смирнов-Сокольский1. Сегодня публицистический фельетон практически исчез с эстрадных подмостков. То, что исполняют Е.Петросян, Е.Шифрин и Г.Хазанов - это скорее монологи, в которых актеры чаще всего разговаривают с залом от лица своих персонажей, прибегая не столько к внешнему, сколько к внутреннему перевоплощению. Чаще всего по своей форме встречались: фельетон-обозрение, фельетон-размышление, фельетон-иносказание, фельетон-раек, музыкальный фельетон и т.д. Насколько многообразным может быть содержание фельетона, настолько может быть многоликим и его исполнение. Но при этом исполнитель, оставаясь самим собою, выступая от своего имени, может быть и трибуном (каким был Н.П.Смирнов-Сокольский - эрудит, библиофил, артист могучего темперамента и высочайшего профессионального мастерства). Именно он придумал для себя жанр, который стал называться «положительным монологом». В его фельетонах, ав- тором которых был он сам, соединялись разные сюжеты, но, как оказывалось, они говорили об одном. Каждый сюжет его фельетонов завершался ударной репризой. Исполнитель мог быть и милым собеседником, неназойливым, мягким, даже по первому впечатлению добродушным, но в этой доброте была заключена огромная язвительность - каким был П.Л.Муравский. А мог быть и острым на язык, несколько гиперболизирующим населяющие фельетон факты, заставляющим публику думать - таким был О.А.Милявский, который, конферируя концерты, часто исполнял публицистические фельетоны. Актер мог исполнять фельетон и с позиции несколько удивленного наблюдателя тех неполадок, о которых он говорил. Как выражался В.Е.Ардов: «...рассматривая недостатки с точки зрения «здравого смысла». Словом, поскольку в драматургическом плане эстрадные фельетоны многообразны по своим стилистическим особенностям, то и приемы их исполнения весьма разнообразны. Весьма действенным приемом исполнения фельетона, широко использовавшимся режиссерами, являлась смена ритма произнесения отдельных его частей. Например, известный эстрадный актер 30-х годов Г.И.Афонин не останавливался перед тем, чтобы какие-то части исполняемого им фельетона произносить скороговоркой. Содержание и форма фельетона обычно были неразрывно связаны с образом рассказчика. Поэтому стиль шуток, реприз, характер текста, его речевые особенности, как правило, соответствовали образу исполнителя. Именно тогда в полной мере раскрывались возможности этого разговорного жанра, который был в состоянии сочетать в себе и озорную веселость, и философскую глубину. Работая с исполнителем, режиссер руководствуется и тем, что сценическое воплощение фельетона требует эмоционально звучащей речи, выразительного жеста, мимики, точности и лаконичности приемов, динамики исполнения. Фельетон мог исполняться от лица рассказчика, а мог быть разыгран от лица персонажей, которые его населяют (последнее бывает редко). Когда рассказ велся от лица исполнителя, то восприятие зрителем разных персонажей, населяющих фельетон, достигалось сменой ритма, сменой поведения рассказчика, характера и манеры речи, жеста. Для их персонификации режиссер и исполнитель обычно прибегали к использованию местных говоров, акцентов, характерной речи Смирнов-Сокольский Н.П Сорок пять лет на эстраде, с 248 (шепелявости, картавости и т.п.), разнообразной мелодики, то есть использовались индивидуальные речевые особенности персонажей. Если говорить об особенностях эстрадного монолога, которые вносят существенные коррективы в работу режиссера с актером, то последние исходят из того, что эстрадный монолог - это своеобразная комедийная или сатирическая сценка, «разыгранная» одним актером от лица какого-либо персонажа (например, монологи А.Райкина «В Греческом зале», «Одиннадцать неизвестных» и другие; «Монолог дирижера» в исполнении Е. Петросяна или монологи в образе персонажа из картины В.Г. Перова «Рыболов», которые исполнял Лев Горелик, давние монологи Г. Казанова в образе ученика кулинарного техникума)1. Таким образом, монолог предполагает его исполнение в образе, исходя из заданного автором и найденного актером с помощью режиссера характера. В то же время, как мы только что выяснили, фельетон предполагает слияние исполнителя и автора воедино,2 Следует заметить, что такое разделение возникло лишь в последние годы. Еще относительно недавно монологами в повседневной эстрадной практике называли все метражные разговорные номера, а фельетонами - только остро сатирические, публицистические, наполненные гражданским пафосом.3 Обычно эстрадные монологи, которые сегодня принято называть «монологи в образе», делятся на сатирические и юмористические. Работая над сатирическим монологом в образе, режиссер и исполнитель исходят из того, что персонаж разоблачается как бы нечаянно, собственными действиями, поступками, которые и выявляют для зрителя его подлинную сущность и которые в восприятии зрителя приводят героя монолога в конце концов к крушению. Чтобы понять сказан- 1 Первые "монологи в образах" появились на эстрадных подмостках еще в ЗО-е годы. * Определение различий между монологом и фельетоном важно для нас не только теоретически, но и потому, что различия между ними определяют разность манеры их исполнения, что весьма важно не только для исполнителя, но еще больше - для режиссера. Сегодня определение "монолог" в прошлом, его значение сохранилось, пожалуй, только за вступительными номерами конферансье, которыми он обычно открывает концертную программу Как правило, такой вступительный монолог носит позитивный характер, а его содержание определяет, вводит в тему концерта. ное, достаточно вспомнить, как строится любой сатирический монолог М. Жванецкого, М. Задорнова или В. Коклюшки на. Для режиссера и исполнителя чрезвычайно важно и то, что каковы бы ни были неожиданные обстоятельства действий персонажа (что является одной из стилистических особенностей исполнения эстрадного монолога), характер поведения, мысли, им (персонажем) излагаемые, при всей нелепости, а иногда и фантастичности зиждутся не только на обнаженности сатирического приема1, но и на точно выстроенном характере персонажа, на явлениях, реально существующих в жизни и знакомых зрителям. В отличие от сатирического монолога монолог юмористический ставит своей целью не обличать зло, не уничтожать персонаж, а добродушно посмеяться над ним и его недостатком, который в восприятии публики легко исправим2. Если в сатирическом монологе характер персонажа, его недостатки гиперболизированы, то характер персонажа юмористического монолога соединяет в себе черты положительные с чертами, которые с точки зрения автора, артиста, режиссера следует изменить в высмеиваемом человеке. То есть персонаж монолога относительно многогранен. Режиссерское решение монолога в образе весьма разнообразно. То это лишь манера речи, то точно найденная деталь костюма; то это игровой реквизит; то все перечисленное вместе (как это делал А.И. Рай-кин); то исполнитель выходит на сцену уже в образе персонажа, то трансформация артиста в персонаж монолога происходит на глазах у зрителей, то персонаж выходит на сцену под каким-нибудь предлогом из зала, чтобы возразить конферансье или навести в концерте необходимый с его точки зрения порядок. Таким приемом часто пользовалась Мария Владимировна Миронова. Исполнение монолога на эстраде имеет пусть не очень заметное на первый взгляд, но важное отличие от монолога в театральном спектакле. Если в спектакле это, как правило, рассуждение действующего лица с самим собою, как бы мысли вслух, то монолог на эстраде - это разговор персонажа со зрителем. Причем, тоже в отличие от театра, персонаж наделен одной главной чертой характера, выраженной чрез- В сатирическом монологе комический эффект очень часто складывается из-за несоответствия внешнего поведения конечному результату. 2 В юмористическом монологе основной характер содержания - добродуш-ное подтрунивание над той ситуацией, в которую попал персонаж.
вычайно острой характерностью, когда важнейшую роль играют найденные актером и мимика, и интонация, и «постав» головы, и походка, и жестикуляция, на характер которой влияют: профессия персонажа, образование, его национальность, природа темперамента, привычки и внешний вид персонажа (в том числе и костюм). Словом, все то, из чего складывается внешняя и внутренняя характерность как составная часть сценического образа на эстраде. Обычно у героя монолога поступки нелепы, желания и мысли убоги и т.д. Смех в зале при исполнении монолога возникает прежде всего из-за несоответствия претензий персонажа фактическим его возможностям как человека, переоценки своих запросов, претензий на исключительность и т.д. Например, у популярного в 60-е годы артиста эстрады Бедна Бенцианова внешний вид его героев неожиданно и нелепо противоречил их характерам и поступкам, что создавало комический эффект (маленький рост, худоба, исключительная подвижность, резкие, но как бы неуверенные жесты, беспрерывно суетливо «мелькающие руки). Такое же несоответствие отличало героиню миниатюры Л. Ленча «Святая правда» в исполнении М.В. Мироновой. Ее героиню Шевыреву, «ничего не умеющую делать, грубую, малокультурную женщину» перебрасывают с одного «руководящего» поста на другой. На сиропном заводе ее за «склочку» сняли, на мыловаренном - «мягкотелость пришили», на пивоваренном - «грубость припаяли». И все же она совершенно уверена в своем праве на пост руководителя, в том. что конкретное знание дела с успехом можно заменить нахальством и демагогией. Миронова прекрасно подчеркивала контрасты образа: с одной стороны, она произносила громкие слова о повышении уровня работы ателье, «опираясь на самокритику», и тут же на деле оказывалась абсолютно беспомощной, невежественной, но тем более самоуверенной. Так, на просьбу сшить смокинг она недоуменно отвечала: «Смокинг?.. У нас такой не работает!.. В общем, приезжайте, пошлем вашего Смокинга». Текст миниатюры сам по себе был смешным., но Миронова, подчеркивая безграничную глупость «героини», безапелляционность ее «руководящего» тона и замашек, усиливала сатирическое звучание образа, который приобретал почти гротесковые очерта-1 ния». Стилистику исполнения монолога отличает пристальное внимание актера к деталям.1 Подтверждение тому - практика многих артистов эстрады. Например, в знаменитой «Лекции о вреде пьянства», которую с огромным успехом исполнял на эстраде артист Московского театра Сатиры Владимир Алексеевич Лепко, скупые тщательно отобранные детали поведения в своей совокупности создавали не натуралистический, а собирательный и в то же время чрезвычайно точный образ алкоголика, что вызывало безудержный смех в зрительном зале. Можно вспомнить уже упоминавшийся нами номер «Смех сквозь слезы» Любови Полищук. Собственно, это были три микромонолога, объединенные одной главной мыслью - судьба современной женщины, которая раскрывалась в образах трех несчастливых в личной жизни женщин: проводницы пассажирского железнодорожного вагона, жены горького пьяницы и женщины-красавицы. Чтобы раскрыть разность характеров и образа жизни этих трех молодых женщин, Л. Полищук использовала только одну деталь костюма - длинный шарф. Всякий раз по-разному повязывая его, она внешне подчеркивала каждый из создаваемых ею, неповторимый женский характер. Что касается бытового устного рассказа, то он по многим своим параметрам и предъявляемым требованиям весьма близок «монологу в образе». (Например, номера Михаила Евдокимова). Хотя М. Евдокимов выступает с исполнением сочиненных им рассказов «от собственного лица», но это «собственное лицо» весьма отлично от его обыденного, да и характер сценического поведения отличается от поведения актера в быту. Простодушный, наивный, порою не очень сообразительный персонаж его рассказов, как правило, попадает в какую-либо взятую из жизни нелепую историю, которую автор, по его собственным словам, не придумывает, а сочиняет «в соавторстве с прототипами героев. Все персонажи - реально существующие люди, которых я хорошо знаю»2. Жанр бытового устного рассказа, его появление на эстрадных подмостках связано с именем Ивана Федоровича Горбунова - актера поначалу Малого, а затем Александрийского театров, который одновременно сотрудничал как автор с журналами «Современник», «Отечест- Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|