Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава IV ЖАНРЫ ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВА И РЕЖИССУРА 5 страница




При этом следует заметить: если раньше репертуар таких групп воспринимался как бунтарство, как протест против официоза властей, то теперь, как афиширует творчество одной из весьма популярных групп «Алиса» ее лидер Константин Кинчев и попутно нелестно отзы­вается о поп-группах: «У людей из поп-лагеря идет просчет, марке­тинг на тему, что нужно публике. Даже сленг у попсарей свой: «Сха­вают?», «Не схавают?», «Схавали» - значит надо дубасить эту тему и косить капусту, пока хавают. В то время как мы поем - что лежит на душе и по поводу чего душа болит. Рок-н-ролл - это не работа, это прикол. Любая песня - это попытка выразить внутренний мир. Альбом отражает определенный отрезок жизни - попытка исповедоваться публично»1.

Сегодня эти группы интересуют «Война между землей и небом», «Печать зверя», «По чью душу рычит свора», «Шагать строем - сле­пых доля» и т.д. и т.п.

В отличие от театрального режиссера, для которого в создаваемом им спектакле важна единая актерская манера исполнения, в эстрадном искусстве одинаковость исполнительской манеры артистов одного и того же жанра - качество, противоречащее принципам исполнитель­ского мастерства на эстраде.

Одна из существенных бед сегодняшней жизни эстрадной песни на сценических подмостках - отсутствие у большинства исполнителей своей, только ему присущей манеры пения. Порою, не видя исполни­теля, трудно, а порою невозможно понять, кто поет - так они похожи друг на друга.


К тому же, как правило, такие певцы в манере голосоведения, в нюансировке песни, в манере исполнения подражают кому-либо из признанных мастеров песни.

В то время, как сила эстрады, эстрадного исполнительства в инди­видуальности, в неповторимости артиста, его дарования, в только ему (певцу) принадлежащей манере пения, которая отличает его от других исполнителей.

Поэтому, в отличие от театрального режиссера, режиссер эстрады в решении исполнительской манеры певца исходит не только из музы­кальной ткани и содержания песни, но прежде всего из учета особен­ностей самого певца: природы его темперамента, свойств характе­ра, тембра голоса, голосовых возможностей исполнителя, манеры его голосоведения и т.д. и т.п.' Вот почему так разнообразна на эстраде манера и характер исполнения даже одной и той же песни разными певцами. Обычно эстрадный режиссер чутко улавливает эти особенно­сти певца и, исходя из них, музыкального и словесного материала, определяет совместно с исполнителем трактовку и характер исполне­ния включенной в репертуар певца песни.

Песня обретает жизнь только тогда, когда ее исполняют. По сути, для зрителя, слушателя песня становится неотъемлемой от ее испол­нителя. Не случайно мы говорим: песни Утесова, Шульженко, Берне­са, Пугачевой, Пьехи, Ротару и других, порой даже не задумываясь, что у них у всех есть авторы, которым принадлежат эти произведения.

Вот почему нам представляется необходимым в какой-то мере рас­крыть некоторые впрямую связанные с подходом режиссера к работе с вокалистами особенности исполнения песен выдающимися мастерами этого жанра не только когда-то выступавших на эстрадных подмост­ках, но и активно действующих сегодня.

Современное пение - сложное по своей структуре искусство. Толь­ко органический сплав музыки и слова, слитность звучания, тончай­шая нюансировка и фразировка и вместе с тем безыскусность отли­чает подлинное искусство пения. Естественно, что развитие эстрадной песни, ее содержание, ее мелодический и ритмический строй видоиз-


 


автора) 140

Кинчев К Аргументы и факты, 1997, № 49 (В цитате сохранена лексика


1 Речь идет о режиссере, разбирающемся в музыке, если не профессиональ­но как человек с музыкальным образованием, то хорошо чувствующем и понимающем музыку. Иначе говоря, эстрадный режиссер - это, как правило, человек, который, как говорится, «с музыкой на ты».


меняется созвучно времени, в котором она (песня) родилась и живет в творчестве лучших своих представителей.

По своей принадлежности песни, исполняемые на эстраде, делятся на три основных вида: жанровая (эстрадная) песня', народная песня и городской и цыганский романс, каждый из которых имеет свои законы исполнения и свои «условия игры».

Раскрывая особенности манеры исполнения каждого из этих на­правлений, режиссер легко обнаруживает, что любое из них имеет широкий разброс манеры исполнения, напрямую связанной с индиви­дуальными качествами певца, от которых режиссер отталкивается, желая помочь певцу как можно ярче выявить эти качества.

Если мы обратимся к творчеству выдающихся мастеров прошлого и настоящего, то легко обнаружим, что каждый из них (не в пример многим «певцам», оккупировавшим сегодня эстрадные подмостки), создавая песню, в поисках характера и манеры исполнения исходил не только из понимания им и его педагогом2 музыкального и содержа­тельного существа конкретной песни, но и, прежде всего, из своих вокальных и актерских возможностей. Достаточно вспомнить творче­ство любого из них.

Например, исполнение грузинских романсов и старинных таборных песен легендарной звездой русской эстрады Тамарой Церетели отли­чалось огромной силой темперамента, низким грудным тембром го­лоса, благородной манерой, тонким вкусом и чувством меры. Испол­нявшиеся ею такие романсы, как «Нет, не любил он» (муз. А- Гуэрчиа, русский перевод М. Медведева), «Калитка» (муз. А. Обухова, ел. А. Будинцева), старинный вальс «Снова пою» и другие, пользовались необычайным успехом у публики.

Всенародно признанную исполнительницу русских народных песен Лидию Андреевну Русланову отличали самобытность, заражающий размах силы чувств, лихость, оригинальность вокального и актерско­го исполнения.

«Я не пою, я играю песню», - любила повторять Лидия Андреевна. Ей были подвластны и былинный эпос, и романтика казачьей вольно-

1 Термин «эстрадная песня» прочно вошел в музыковедение и определяет
особенности бытования и распространения такого рода песен

2 По существу каждый из педагогов эстрадного вокалиста при отсутствии
режиссера одновременно в той или иной степени становится для исполнителя
и режиссером Нередко эти функции берет на себя концертмейстер


сти, и волжское степное раздолье. Все эти качества выражались в та­ких песнях, как «Вниз по Волге-реке», «Из-за острова на стрежень». А лукавый веселый юмор ярко проявлялся в песне «Валенки». Органиче­ское слияние со своим временем - было самым характерным качест­вом манеры ее пения.

Глубиной и нежностью чувств, личностной интонацией, вокальной и пластической манерой отличалось исполнение песен подлинной звездой русской эстрады - Клавдией Ивановной Шулъженко. А при­сущее ей актерское начало, точно выверенный жест, давали ей воз­можность каждую песню превращать в живую картину.

Широким арсеналом артистических средств, удивительной эле­гантностью, выразительным словом, окрашенным неповторимым грассированием, изяществом пластики, подчеркнутой особой изло­манной жестикуляцией рук отличалось исполнение собственных пе­сенок артистом, поэтом, Александром Николаевичем Вертинским.

Юношеское восприятие жизни в сочетании с житейской мудро­стью, веселое сердце, наполненное любовью к человеку, здоровый на­родный (одесский) юмор, глубокий насыщенный множеством оттен­ков лиризм отличал песенное творчество поистине всенародного лю­бимца Леонида Осиповича Утесова. В памяти зрителей, слушателей до сих пор сохранился глуховатый, неповторимый, задушевный голос великого артиста, который пел о самом дорогом для себя - о простом человеке. Его песни записаны на бесчисленное количество пластинок. Помимо собственных книг «С песней по жизни», «Записки актера», «Спасибо, сердце», о нем и о его творчестве написано много статей и книг.

Создателем по существу нового интеллектуального направления в песенном исполнительстве был Марк Наумович Бернес. «Петь на эст­раде, - говорил Бернес, - надо не только голосом, но и, пожалуй, осо­бенно важно - головой, сердцем и всем своим существом»^ Его ис­полнение отличали благородная сдержанность, умение донести глу­бину смысла песни, избегая при этом всякой внешней аффектации. Каждую песню М.Н. Бернес пел, как единственную и последнюю в жизни... Он заставлял зрителя, слушателя как бы соразмышлять вместе с ним. Его феноменальная способность работать над созданием песни, требовательность к композитору, поэту поражала всех тех. кто с ним

' Бернес М. Главное - неповторимость/ В кн.: Мастера эстрады советуют — М: Советская Россия, 1967, с. 27.


 




сотрудничал. По существу он был не только режиссером своих песен, создавая из каждой маленький спектакль, но и их автором. Из всех исполненных им песен, а их было 50, по его заказу было создано 40! Одной из последних созданных им песен была песня «Журавли» (муз. Яна Френкеля, стихи Расула Гамзатова). Проникнутая высокой чело­вечностью, размышлениями о жизни, она стала певческим символом послевоенных лет нашей страны.

Исследуя отличия творчества корифеев эстрады прошлого, видя и слушая сегодняшних исполнителей эстрадной песни, невольно заду­мываешься над тем, что же такое нынешняя эстрадная звезда?

Тут мы позволим себе сослаться на мнение Н. Смирновой, выска­занное ею в журнале «Эстрада и цирк»: «Конечно, настоящие профес­сиональные качества: это школа, мастерство, репертуар. Но не только. Вернее не столько.

Всякая звезда, наверное, покоится на ее социальной востребованно­сти.

...Человечеству необходимо видеть на эстраде то парнишку и ним­фетку, то томную красавицу и роскошного красавца, а то вдруг на­дежного друга или вовсе отца»1.

Конечно, сказанное не исчерпывает понятия «эстрадная звезда». В действительности это не только исполнитель, который становится для зрителей, слушателей «отцом» (по терминологии Н. Смирновой), а что более важно для режиссера - тот актер, который имеет не только дол­гий и установившийся успех у слушателей, но прежде всего тот, кото­рый имеет: неповторимый характер дарования, неординарность музы­кального и словесного содержания репертуара, манеру исполнения и поведения на сцене, импонирующую большинству зрителей, слу­шателей.

Такое определение «что есть эстрадная звезда» позволяет нам из сонма сегодняшних исполнителей в качестве примера остановиться на тех певцах и певицах, которые своим творчеством, своей неповтори­мой манерой исполнения выделяются среди многочисленных исполни­телей, выходящих сегодня на эстрадные подмостки. Мы имеем в виду Т. Гвердцители, С. Ротару, Е. Камбурову, конечно, А. Пугачеву, И. Кобзона, В. Кикабидзе и О. Газманова.

Настоящее вокальное мастерство, несколько тремолирующий го­лос, окрашивающий исполняемые ею песни в какой-то мере трагиз-

В Смирнова Что такое эстрадная звезда // Эстрада и цирк, 1992, № 5-6. 144


мом, но без отчаяния, умение передать все оттенки женских чувств: от непреклонности, гордости до нежности - отличительные качества Та­мары (Темрико) Гвердцители, которые дают ей возможность в песен­ном море, захлестнувшем эстраду, быть яркой индивидуальностью.

Такой же только ей присущей самобытностью наделена София Ро­тару. Певица обладает голосом красивого тембра. Ее исполнение от­личается экспрессией, динамизмом и в то же время глубокой лирично­стью, свойственной молдавской и украинской народным песням, кото­рые несомненно оказали влияние на артистку.

В то же время нельзя не остановиться на некоторых моментах, со­провождающих выступления певицы в последние годы. Отдавая дань моде, возникшей не так уж давно, свои выступления С. Ротару обрам­ляет небольшой танцевальной группой, состоящей обычно из четырех человек. Назвать их действия на сцене подтанцовкой довольно трудно, так как то, что видит зритель, с очень большой натяжкой можно на­звать танцем.

Следует, однако, заметить, что такие «группы сопровождения» ста­ли чуть ли не обязательной составляющей выступлений эстрадных солистов.

Невольно возникает вопрос: зачем это исполнителю? Подчеркнуть ритмическую основу песни? Раскрыть ее подтекст? Проиллюстриро­вать песню? С нашей точки зрения, ни первое, ни второе и ни третье. Хотя название этому есть - украшательство, и, как правило, не имею­щее даже ассоциативного отношения к содержанию песни, к ее мело­дическим особенностям. Такова дань моде (исключение составляют балетные группы В. Леонтьева, О. Газманова, Л. Вайкуле и некоторых других). К тому же, когда сам солист включается «в танец», это чаще всего отражается на качестве его пения, ибо сбивает дыхание у певца. Петь и одновременно танцевать дано немногим исполнителям. Но дело даже не в этом. Мы не случайно обратили внимание на присутст­вие танцевальной группы во время исполнения той или иной песни. Чаще всего поведение балета противоречит ее музыкальному и содер­жательному смыслу, тем самым разрушая образ песни. Речь идет не о том, что балет должен иллюстрировать содержание. Поведение танце­вальной группы, с нашей точки зрения, только тогда будет верным, когда оно будет аккомпанировать песне, раскрывая ее подтекст, созда­вая тем самым ее пластический (обычно ассоциативный) образ.

Конечно, решение этой задачи принадлежит балетмейстеру. Но нельзя забывать, что сопровождение песни балетом само по себе не


создает ее общий образ. Присутствует ли во время выступления певца балет или нет, образ песни прежде создает сам исполнитель. Вот по­чему помощь режиссера певцу не ограничивается выявлением его ин­дивидуальных качеств, поиском исполнительской манеры, но, что гораздо важнее для режиссера, исходя из характера музыки и конкрет­ного содержания песни, оказать помощь певцу найти наиболее яркое образное решение песни.

Что это действительно так, мы позволим себе сослаться на один из многих случаев собственной практики.

На первой же репетиции сольной программы болгарской певицы Стояны Николовой в числе многих песен ею была показана песня в весьма модной манере исполнения очередного шлягера под не менее традиционный аккомпанемент оркестра. В то время как по незатейли­вому тексту песни можно было представить, что исполняет его девуш­ка, обращаясь к молодым во время болгарской деревенской свадьбы. При обсуждении прослушанного репертуара музыкальному руководи­телю было предложено по-другому аранжировать аккомпанемент этой песни: пусть певицу сопровождает деревенский, а не эстрадный ор­кестр (прежде всего по составу инструментов), что поможет Николо­вой исполнять эту песню как свадебное поздравление жениху и не­весте. Зазвучавший по-новому номер, который получил название «Деревенская свадьба», имел горячий приём у публики.

Конечно, не только сказанное определяет успех песни.

На эстраде подлинный мастер - это всегда не только певец и актер, но и личность, которая в силу своих особенностей накладывает на песню такой отпечаток, что она становится в сознании слушателей, как мы уже говорили, неотделимой от ее исполнителя. Но это, как показывает практика, происходит только тогда, когда песня становит­ся своей для исполнителя, когда зритель, слушатель - свидетель этого чудесного взаимодействия.

Говоря об этом, мы невольно вспоминаем творчество Клены Анто­новны Камбуровои. Ее исполнение отличает театральная образность, наиболее точно выражающая собственное мироощущение певицы, ее размышления о жизни. Особым успехом в конце 60-х годов пользова­лись в ее интерпретации песни «Орленок», «Гренада», «Маленький трубач» и другие.

Собственно, певица стояла у истоков по-новому развивающегося отношения к песне, в котором возникает стилистическое единство вокала и художественного слова Когда Камбурова подходит к краю


сцены и поет песню-балладу, это не просто вокальное исполнение, а глубоко личное, задушевное обращение артистки к сидящим в зале, ко всем сразу и к каждому в отдельности.

Своей непохожестью на других эстрадных певцов Камбурова во многом, если не во всем, обязана режиссеру С. Каштеляну, работав­шему с ней ряд лет, открывшему в ней самобытную актрису.

И наконец, Алла Борисовна Пугачева - оригинальная, острохарак­терная певица, наделенная огромным актерским драматическим та­лантом, умеющая раскрыть, как было кем-то сказано, «поэзию музы­кального образа и музыкальность поэтических слов». Отсюда ее ис­полнительской манере присущи широкий круг ассоциаций, драма­тизм, окрашенный авторской и актерской индивидуальностью. (А. Пугачевой не чужды и композиторские способности). Исполняемые сю песни часто несут в себе элементы мальчишеского озорства (каче­ство, сохранившееся до сих пор). И, может быть, изменяющий ей по­рою вкус (как считают многие) в отборе песен типа «Мама, мама, где моя панама» объясняется не столько его отсутствием и вульгарностью в манере исполнения, сколько сознательным желанием эпатировать публику, идущим от сохранившегося мальчишества.

Пришедшая к ней слава, особенно после исполнения песни «Арле-кино» (муз. Э. Димитрова, аранжировка П. Слободкина, русский текст К. Баркаса), постоянно нарастая, сопровождает А.Б. Пугачеву на всем ее творческом пути.

Разносторонность исполнительской манеры А. Пугачевой вырази­лась и в ее так называемом «закадровом пении», где она продемонст­рировала умение тонко почувствовать и передать (порою перешагивая через собственные пристрастия, собственное понимание) манеру и стилистику пения в характере, заданном режиссером фильма.

Ее детище - «Театр песни» - утверждает давно существующее на эстраде искусство не только вокального, а и игрового воплощения песни. Театрализация песни в исполнении А.Б. Пугачевой приобрела новые, присущие только ей (Пугачевой) специфические черты.

Независимый, волевой характер А.Б. Пугачевой проявился и в ее стремлении к режиссуре1, в ее желании создать грандиозное песенное зрелище.

1 А.Б. Пугачева закончила ГИТИС по специальности "режиссер эстрады и массовых представлений".


После двухлетнего молчания, вернувшись на эстрадные подмостки, Алла Борисовна осуществила постановку «Рождественские встречи», которая, к сожалению, не оправдала ни ее надежды создать музыкаль­но-песенное зрелище, ни ожидания зрителей. Как пишет в своей ре­цензии М. Варденга, это было тяжелое испытание четырехчасовым нон-с топом. Алла Борисовна «...вывела на сцену все, о чем мечталось в детском сне: рыцари, шпаги, доспехи, боа, кринолины, шлейфы. Од­нако нарушенный контакт с аудиторией не заменили ни пышные деко­рации Бориса Краснова, сменявшиеся шесть раз и представлявшие изумленным глазам публики то римские развалины, то средневековый замок, то дворец с фонтаном, то ярмарку-балаган, полудевственный сельский пейзаж и даже - под конец - натюрморт имени Лужкова с Манежем и храмом Христа....Героические усилия А.Б. пойти по пути скрещивания театра с попсой заводят ее в тупик... Раньше А.Б. высту­пала в роли хозяйки, здесь же она была «маршалом» грандиозных поп-учений... Большинству участников роли оказались не под силу. Сю­жетный замысел ограничивался нехитрыми вариациями на тему - два плюс третий лишний - во всех временах... Зрители стали свидетелями перерождения ненавязчивого легкого жанра в псевдооперу»1.

Виденное нами позволяет говорить, что в данном конкретном слу­чае автор рецензии прав. И дело не только в тех просчетах, о которых пишет М. Варденга, а в других, более важных.

Как показывает многолетняя практика эстрады, главная причина могла быть: либо в забвении весьма важного в профессии режиссера -умения во имя целого отобрать из придуманного и найденного наи­более точно выражающее замысел постановщика и, несмотря на яр­кость, неординарность каких-то номеров, отбросить некоторые, так как их обилие в одном представлении может затормозить действие, усложнить зрительское восприятие; либо просчетом в самом замысле, когда режиссером уже на уровне замысла руководило желание пора­зить зрителей буйством своей авторской и режиссерской фантазии. Можно предположить, что именно такой «замысел» был горячо под­держан художником-сценографом (ибо вряд ли А.Б. Пугачева могла попасть под его влияние). Либо от переоценки своих возможностей. А может быть, всем вместе взятым.


Что касается певцов, то лидером эстрадной песни многие годы был, да и остается (несмотря на относительное прекращение концертной деятельности) Иосиф Давидович Кобзон.

Для его дарования характерно наличие таких качеств, которые дают ему возможность при многообразности песенного творчества всегда быть современным. И еще. Его манеру отличает эмоциональность ис­полнения, раскрывающая как бы причастность певца к действительно­сти. Он, пожалуй, один из немногих, который умеет гражданское на­чало песни сделать личным, своим, выстраданным, пережитым'.

Что бы ни исполнял певец: песни 20-ЗО-х годов, послевоенные пес­ни, песни'наших дней, шлягер, русский романс, цикл еврейских песен - они всегда пронизаны личностным отношением певца к содержанию песни.

Обладая красивым сразу узнаваемым тембром голоса, он умеет раскрыть тонкости души героя песни, которую, как правило, исполня­ет от своего имени. Песня как бы дает ему возможность вести то серь­езный, то шутливый разговор со слушателем.

И.Д. Кобзон поет много: и лирические, и героические, и граждан­ские, и патетические песни, и романсы. Кажется, что его творческий диапазон неисчерпаем...

Еще одной особенностью творчества И.Д. Кобзона является то, что с годами его голос совершенствовался, становился более гибким, кра­сивым, певучим, обретающим разнообразные обертоны, и еще что-то, что важнее опыта.

Вахтанга Кикабидзе отличает прежде всего природный артистизм, способность открыто восхищаться мелодией исполняемой им песни, необыкновенная возбудимость, в умение передать душу песни. Певец обладает завидным вкусом во всем: и в отборе репертуара, и в манере держаться на сцене, и в элегантности сценического костюма. Человек, наделенный неистощимым чувством юмора, он умеет заразить им ка­ждого.

Для В. Кикабидзе характерно острое ощущение ритма песни, уме­ние эмоционально точно выразить ее музыкальный и поэтический образ. Кажется, что для него нет вокальных трудностей, нет жанровых границ. Более того, когда мы слушаем певца, создается впечатление, что исполняемое им - есть музыкальная импровизация.


 


Варденга М Театр Пугачевой. В зале ожидания // Аргументы и факты, 1998, №52.


1 Программы 70-х годов - пример интересной режиссерской работы с арти­стом и композитором Борисом Рычковым.


Его манера пения, голос с легким грузинским акцентом всегда и везде узнаваем. В его песнях нет ни слова лжи, они искренни и чисты.

Если говорить о Валерии Леонтьеве, ему свойственен не только не­уемный темперамент, но и поразительная раскованность поведения на сцене, часто доходящая до экстравагантности. Незаурядные пластиче­ские возможности артиста позволяют ему целиком отдаваться стихии не только песни, но и движения. Может быть, в таком его поведении сказывается то, что до того, как стать артистом, он сменил несколько профессий, среди которых была и профессия каскадера.

Каждая его сольная программа (последняя из них - «По дороге в Голливуд») отличается эстрадной яркостью и броскостью. При этом экстравагантность сценического поведения подчеркивается острым, неожиданным, порой эпатирующим публику костюмом.

Многие песни Валерия Леонтьева по праву считаются хитами. Сре­ди них такие, как «Казанова», «Сокровища Черного моря» и другие.

Своеобразием отличается исполнительская манера Олега Михайло­вича Газманова, композитора, талантливого мелодиста, певца, автора слов большинства своих песен. Артисту присущ энергичный, даже в какой-то мере спортивный стиль, но при этом скорее мягкий, чем рез­кий. На его поведении на сцене, может быть, сказывается то, что в 1972 году Олег Михайлович был чемпионом Вооруженных сил СССР по спортивной гимнастике. Его выступления, как и песни, пронизаны романтическими мотивами воли, простора, лихих казачьих скачек. Отличительная человеческая черта О. Газманова - это, помимо добро­ты и мягкости, которыми пронизаны его песни, неповторимое обаяние личности. Некоторое ритмическое однообразие его песен скрадывает­ся экспрессивностью исполнения, органичностью поведения на сцене, умением при первом же появлении устанавливать прямой контакт с публикой.

Если же говорить о разной манере исполнения современных эст­радных певцов, то, помимо упомянутых нами, следует назвать Наде­жду Бабкину с ее неуемным темпераментным напором.

Конечно, круг певцов, отличающихся собственной манерой испол­нения песен, обладающих яркой индивидуальностью, не исчерпывает­ся упомянутыми нами. (И в то же время не так уж велик!) Но и пере­численных достаточно, чтобы на их примере раскрыть зависимость исполнительской манеры пения от индивидуальных качеств певца, которые, как показывает практика, эстрадный режиссер чутко улавли­вает и учитывает при работе с исполнителем над песней.


Выдающиеся эстрадные певцы и опытные эстрадные режиссеры никогда не забывают, что песня не только поется, а и играется, как роль в спектакле, а иногда и как спектакль, в котором все роли отданы одному исполнителю. Подлинный мастер на эстраде - это всегда не только певец, но и актер; это личность, которая в силу своих особен­ностей накладывает на произведение такой отпечаток, что оно в соз­нании слушателей делается неотделимым от его исполнителя. Напри­мер, «Арлекино», «Миллион алых роз» в исполнении А.Б. Пугачевой, песня Аркадия Дзюбина из кинофильма «Два бойца» («Шаланды, пол­ные кефали») в исполнении М. Бернеса, «Когда мы были молодыми» в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных и другие.

Песня формирует в сознании слушателя, зрителя образ певца, в со­ответствии с которым публика начинает предъявлять к исполнителю свои требования, не приемля то, что с ними не совпадает. Мы можем смело сказать: песня формирует не только зрителя, но и самого певца. «Певцу, - говорил Л.О. Утесов, - очень важно иметь свою исполни­тельскую манеру, но если при этом нет искусства постижения глубины песни, ее характера, своеобразия - нет настоящего певца»'.

Всех названных нами певцов-исполнителей отличало еще одно, очень для нас, зрителей, слушателей важное качество: в их исполне­нии песня как бы становилась «зримой». А «зримой», - по утвержде­нию театрального критика В.Я. Калита, - песня может стать в том случае, если она слышима, если в ее мелодии, гармонии, стихе бьется живой импульс, если она берет за душу своим главным оружием -музыкальной интонацией. Соединение музыкально-вокальных образов песни со сценическим действием становится таким образом серьезной художественной проблемой на эстраде»2.

Подлинный успех эстрадной песни (особенно шлягера) во многом зависит от такта, вкуса, музыкальности, искренности и чувства меры исполнителя. И в этом для целого ряда вокалистов слово режиссера, как наблюдателя со стороны, является немаловажным. Перечисленные выше качества в соединении с необычным, вернее забытым и не очень жалуемым сегодняшней молодежью песенным репертуаром 50-60-х годов отличает вокальный квартет «Доктор Ватсон», сумевший в но­мерах-попурри возродить песенную культуру тех лет. Благородная

1 Утесов Л.О. С песней по жизни. - М.: Искусство, 1961, с. 144.

2 Калиш В.Я. Контакт? Есть контакт! / В сб.: Телевизионная эстрада. М.:
Искусство, 1981, с. 19.


цель, как они сами говорят, - «пробудить интерес к этому пласту му­зыкальной культуры» - принесла им устойчивый успех. Вокальный квартет «Доктор Ватсон» с его ретро-репертуаром - одна из сторон современной разнообразной жизни песни, одна из примет сегодняш­ней песенной эстрады.

К сожалению, приходится констатировать, что сегодня многие ис­полнители грешат отсутствием вкуса, чувством меры. Ставку такие певцы делают на бьющие по нервам музыкальные (вернее - звуковые) и эмоциональные, порой доходящие до истерики, преувеличения.

Считается, что песня создает певца. Но какого певца может сфор­мировать песня, если ее отличает крайняя ладовая упрощенность, шаблонные три гитарных аккорда и пофешности поэтического вкуса? Таким песням соответствует и исполнение. В одном случае это раз­дражающая нормальное человеческое восприятие утрированная фра­зировка, вульгарность «утробных» тембров, выдаваемых за артистич­ность, нарочитая алогичность сценического поведения, доходящая порой до воинствующей пошлости. Со всей определенностью следует заметить, что сегодня популярность той или другой модной песни - не признак ее художественного качества. Большей частью популярным становится то, что в данный момент модно. В таких песнях публику привлекает стандарт, стереотип. Слушатели меньше всего обращают внимание на достоинства песни или на ее бессодержательность.

Популярное искусство чаще всего манипулирует потребностями, ожиданиями и вкусами публики, которую привлекают внешние прие­мы и эффекты. Такие произведения обычно не выдерживают испыта­ния временем. И в этом случае ярко проявляется отсутствие режиссе­ра, понимающего толк как в музыке, так и в особенностях исполни­тельского мастерства.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных