ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Глава IV ЖАНРЫ ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВА И РЕЖИССУРА 5 страницаПри этом следует заметить: если раньше репертуар таких групп воспринимался как бунтарство, как протест против официоза властей, то теперь, как афиширует творчество одной из весьма популярных групп «Алиса» ее лидер Константин Кинчев и попутно нелестно отзывается о поп-группах: «У людей из поп-лагеря идет просчет, маркетинг на тему, что нужно публике. Даже сленг у попсарей свой: «Схавают?», «Не схавают?», «Схавали» - значит надо дубасить эту тему и косить капусту, пока хавают. В то время как мы поем - что лежит на душе и по поводу чего душа болит. Рок-н-ролл - это не работа, это прикол. Любая песня - это попытка выразить внутренний мир. Альбом отражает определенный отрезок жизни - попытка исповедоваться публично»1. Сегодня эти группы интересуют «Война между землей и небом», «Печать зверя», «По чью душу рычит свора», «Шагать строем - слепых доля» и т.д. и т.п. В отличие от театрального режиссера, для которого в создаваемом им спектакле важна единая актерская манера исполнения, в эстрадном искусстве одинаковость исполнительской манеры артистов одного и того же жанра - качество, противоречащее принципам исполнительского мастерства на эстраде. Одна из существенных бед сегодняшней жизни эстрадной песни на сценических подмостках - отсутствие у большинства исполнителей своей, только ему присущей манеры пения. Порою, не видя исполнителя, трудно, а порою невозможно понять, кто поет - так они похожи друг на друга. К тому же, как правило, такие певцы в манере голосоведения, в нюансировке песни, в манере исполнения подражают кому-либо из признанных мастеров песни. В то время, как сила эстрады, эстрадного исполнительства в индивидуальности, в неповторимости артиста, его дарования, в только ему (певцу) принадлежащей манере пения, которая отличает его от других исполнителей. Поэтому, в отличие от театрального режиссера, режиссер эстрады в решении исполнительской манеры певца исходит не только из музыкальной ткани и содержания песни, но прежде всего из учета особенностей самого певца: природы его темперамента, свойств характера, тембра голоса, голосовых возможностей исполнителя, манеры его голосоведения и т.д. и т.п.' Вот почему так разнообразна на эстраде манера и характер исполнения даже одной и той же песни разными певцами. Обычно эстрадный режиссер чутко улавливает эти особенности певца и, исходя из них, музыкального и словесного материала, определяет совместно с исполнителем трактовку и характер исполнения включенной в репертуар певца песни. Песня обретает жизнь только тогда, когда ее исполняют. По сути, для зрителя, слушателя песня становится неотъемлемой от ее исполнителя. Не случайно мы говорим: песни Утесова, Шульженко, Бернеса, Пугачевой, Пьехи, Ротару и других, порой даже не задумываясь, что у них у всех есть авторы, которым принадлежат эти произведения. Вот почему нам представляется необходимым в какой-то мере раскрыть некоторые впрямую связанные с подходом режиссера к работе с вокалистами особенности исполнения песен выдающимися мастерами этого жанра не только когда-то выступавших на эстрадных подмостках, но и активно действующих сегодня. Современное пение - сложное по своей структуре искусство. Только органический сплав музыки и слова, слитность звучания, тончайшая нюансировка и фразировка и вместе с тем безыскусность отличает подлинное искусство пения. Естественно, что развитие эстрадной песни, ее содержание, ее мелодический и ритмический строй видоиз-
Кинчев К Аргументы и факты, 1997, № 49 (В цитате сохранена лексика 1 Речь идет о режиссере, разбирающемся в музыке, если не профессионально как человек с музыкальным образованием, то хорошо чувствующем и понимающем музыку. Иначе говоря, эстрадный режиссер - это, как правило, человек, который, как говорится, «с музыкой на ты». меняется созвучно времени, в котором она (песня) родилась и живет в творчестве лучших своих представителей. По своей принадлежности песни, исполняемые на эстраде, делятся на три основных вида: жанровая (эстрадная) песня', народная песня и городской и цыганский романс, каждый из которых имеет свои законы исполнения и свои «условия игры». Раскрывая особенности манеры исполнения каждого из этих направлений, режиссер легко обнаруживает, что любое из них имеет широкий разброс манеры исполнения, напрямую связанной с индивидуальными качествами певца, от которых режиссер отталкивается, желая помочь певцу как можно ярче выявить эти качества. Если мы обратимся к творчеству выдающихся мастеров прошлого и настоящего, то легко обнаружим, что каждый из них (не в пример многим «певцам», оккупировавшим сегодня эстрадные подмостки), создавая песню, в поисках характера и манеры исполнения исходил не только из понимания им и его педагогом2 музыкального и содержательного существа конкретной песни, но и, прежде всего, из своих вокальных и актерских возможностей. Достаточно вспомнить творчество любого из них. Например, исполнение грузинских романсов и старинных таборных песен легендарной звездой русской эстрады Тамарой Церетели отличалось огромной силой темперамента, низким грудным тембром голоса, благородной манерой, тонким вкусом и чувством меры. Исполнявшиеся ею такие романсы, как «Нет, не любил он» (муз. А- Гуэрчиа, русский перевод М. Медведева), «Калитка» (муз. А. Обухова, ел. А. Будинцева), старинный вальс «Снова пою» и другие, пользовались необычайным успехом у публики. Всенародно признанную исполнительницу русских народных песен Лидию Андреевну Русланову отличали самобытность, заражающий размах силы чувств, лихость, оригинальность вокального и актерского исполнения. «Я не пою, я играю песню», - любила повторять Лидия Андреевна. Ей были подвластны и былинный эпос, и романтика казачьей вольно- 1 Термин «эстрадная песня» прочно вошел в музыковедение и определяет 2 По существу каждый из педагогов эстрадного вокалиста при отсутствии сти, и волжское степное раздолье. Все эти качества выражались в таких песнях, как «Вниз по Волге-реке», «Из-за острова на стрежень». А лукавый веселый юмор ярко проявлялся в песне «Валенки». Органическое слияние со своим временем - было самым характерным качеством манеры ее пения. Глубиной и нежностью чувств, личностной интонацией, вокальной и пластической манерой отличалось исполнение песен подлинной звездой русской эстрады - Клавдией Ивановной Шулъженко. А присущее ей актерское начало, точно выверенный жест, давали ей возможность каждую песню превращать в живую картину. Широким арсеналом артистических средств, удивительной элегантностью, выразительным словом, окрашенным неповторимым грассированием, изяществом пластики, подчеркнутой особой изломанной жестикуляцией рук отличалось исполнение собственных песенок артистом, поэтом, Александром Николаевичем Вертинским. Юношеское восприятие жизни в сочетании с житейской мудростью, веселое сердце, наполненное любовью к человеку, здоровый народный (одесский) юмор, глубокий насыщенный множеством оттенков лиризм отличал песенное творчество поистине всенародного любимца Леонида Осиповича Утесова. В памяти зрителей, слушателей до сих пор сохранился глуховатый, неповторимый, задушевный голос великого артиста, который пел о самом дорогом для себя - о простом человеке. Его песни записаны на бесчисленное количество пластинок. Помимо собственных книг «С песней по жизни», «Записки актера», «Спасибо, сердце», о нем и о его творчестве написано много статей и книг. Создателем по существу нового интеллектуального направления в песенном исполнительстве был Марк Наумович Бернес. «Петь на эстраде, - говорил Бернес, - надо не только голосом, но и, пожалуй, особенно важно - головой, сердцем и всем своим существом»^ Его исполнение отличали благородная сдержанность, умение донести глубину смысла песни, избегая при этом всякой внешней аффектации. Каждую песню М.Н. Бернес пел, как единственную и последнюю в жизни... Он заставлял зрителя, слушателя как бы соразмышлять вместе с ним. Его феноменальная способность работать над созданием песни, требовательность к композитору, поэту поражала всех тех. кто с ним ' Бернес М. Главное - неповторимость/ В кн.: Мастера эстрады советуют — М: Советская Россия, 1967, с. 27.
сотрудничал. По существу он был не только режиссером своих песен, создавая из каждой маленький спектакль, но и их автором. Из всех исполненных им песен, а их было 50, по его заказу было создано 40! Одной из последних созданных им песен была песня «Журавли» (муз. Яна Френкеля, стихи Расула Гамзатова). Проникнутая высокой человечностью, размышлениями о жизни, она стала певческим символом послевоенных лет нашей страны. Исследуя отличия творчества корифеев эстрады прошлого, видя и слушая сегодняшних исполнителей эстрадной песни, невольно задумываешься над тем, что же такое нынешняя эстрадная звезда? Тут мы позволим себе сослаться на мнение Н. Смирновой, высказанное ею в журнале «Эстрада и цирк»: «Конечно, настоящие профессиональные качества: это школа, мастерство, репертуар. Но не только. Вернее не столько. Всякая звезда, наверное, покоится на ее социальной востребованности. ...Человечеству необходимо видеть на эстраде то парнишку и нимфетку, то томную красавицу и роскошного красавца, а то вдруг надежного друга или вовсе отца»1. Конечно, сказанное не исчерпывает понятия «эстрадная звезда». В действительности это не только исполнитель, который становится для зрителей, слушателей «отцом» (по терминологии Н. Смирновой), а что более важно для режиссера - тот актер, который имеет не только долгий и установившийся успех у слушателей, но прежде всего тот, который имеет: неповторимый характер дарования, неординарность музыкального и словесного содержания репертуара, манеру исполнения и поведения на сцене, импонирующую большинству зрителей, слушателей. Такое определение «что есть эстрадная звезда» позволяет нам из сонма сегодняшних исполнителей в качестве примера остановиться на тех певцах и певицах, которые своим творчеством, своей неповторимой манерой исполнения выделяются среди многочисленных исполнителей, выходящих сегодня на эстрадные подмостки. Мы имеем в виду Т. Гвердцители, С. Ротару, Е. Камбурову, конечно, А. Пугачеву, И. Кобзона, В. Кикабидзе и О. Газманова. Настоящее вокальное мастерство, несколько тремолирующий голос, окрашивающий исполняемые ею песни в какой-то мере трагиз- В Смирнова Что такое эстрадная звезда // Эстрада и цирк, 1992, № 5-6. 144 мом, но без отчаяния, умение передать все оттенки женских чувств: от непреклонности, гордости до нежности - отличительные качества Тамары (Темрико) Гвердцители, которые дают ей возможность в песенном море, захлестнувшем эстраду, быть яркой индивидуальностью. Такой же только ей присущей самобытностью наделена София Ротару. Певица обладает голосом красивого тембра. Ее исполнение отличается экспрессией, динамизмом и в то же время глубокой лиричностью, свойственной молдавской и украинской народным песням, которые несомненно оказали влияние на артистку. В то же время нельзя не остановиться на некоторых моментах, сопровождающих выступления певицы в последние годы. Отдавая дань моде, возникшей не так уж давно, свои выступления С. Ротару обрамляет небольшой танцевальной группой, состоящей обычно из четырех человек. Назвать их действия на сцене подтанцовкой довольно трудно, так как то, что видит зритель, с очень большой натяжкой можно назвать танцем. Следует, однако, заметить, что такие «группы сопровождения» стали чуть ли не обязательной составляющей выступлений эстрадных солистов. Невольно возникает вопрос: зачем это исполнителю? Подчеркнуть ритмическую основу песни? Раскрыть ее подтекст? Проиллюстрировать песню? С нашей точки зрения, ни первое, ни второе и ни третье. Хотя название этому есть - украшательство, и, как правило, не имеющее даже ассоциативного отношения к содержанию песни, к ее мелодическим особенностям. Такова дань моде (исключение составляют балетные группы В. Леонтьева, О. Газманова, Л. Вайкуле и некоторых других). К тому же, когда сам солист включается «в танец», это чаще всего отражается на качестве его пения, ибо сбивает дыхание у певца. Петь и одновременно танцевать дано немногим исполнителям. Но дело даже не в этом. Мы не случайно обратили внимание на присутствие танцевальной группы во время исполнения той или иной песни. Чаще всего поведение балета противоречит ее музыкальному и содержательному смыслу, тем самым разрушая образ песни. Речь идет не о том, что балет должен иллюстрировать содержание. Поведение танцевальной группы, с нашей точки зрения, только тогда будет верным, когда оно будет аккомпанировать песне, раскрывая ее подтекст, создавая тем самым ее пластический (обычно ассоциативный) образ. Конечно, решение этой задачи принадлежит балетмейстеру. Но нельзя забывать, что сопровождение песни балетом само по себе не создает ее общий образ. Присутствует ли во время выступления певца балет или нет, образ песни прежде создает сам исполнитель. Вот почему помощь режиссера певцу не ограничивается выявлением его индивидуальных качеств, поиском исполнительской манеры, но, что гораздо важнее для режиссера, исходя из характера музыки и конкретного содержания песни, оказать помощь певцу найти наиболее яркое образное решение песни. Что это действительно так, мы позволим себе сослаться на один из многих случаев собственной практики. На первой же репетиции сольной программы болгарской певицы Стояны Николовой в числе многих песен ею была показана песня в весьма модной манере исполнения очередного шлягера под не менее традиционный аккомпанемент оркестра. В то время как по незатейливому тексту песни можно было представить, что исполняет его девушка, обращаясь к молодым во время болгарской деревенской свадьбы. При обсуждении прослушанного репертуара музыкальному руководителю было предложено по-другому аранжировать аккомпанемент этой песни: пусть певицу сопровождает деревенский, а не эстрадный оркестр (прежде всего по составу инструментов), что поможет Николовой исполнять эту песню как свадебное поздравление жениху и невесте. Зазвучавший по-новому номер, который получил название «Деревенская свадьба», имел горячий приём у публики. Конечно, не только сказанное определяет успех песни. На эстраде подлинный мастер - это всегда не только певец и актер, но и личность, которая в силу своих особенностей накладывает на песню такой отпечаток, что она становится в сознании слушателей, как мы уже говорили, неотделимой от ее исполнителя. Но это, как показывает практика, происходит только тогда, когда песня становится своей для исполнителя, когда зритель, слушатель - свидетель этого чудесного взаимодействия. Говоря об этом, мы невольно вспоминаем творчество Клены Антоновны Камбуровои. Ее исполнение отличает театральная образность, наиболее точно выражающая собственное мироощущение певицы, ее размышления о жизни. Особым успехом в конце 60-х годов пользовались в ее интерпретации песни «Орленок», «Гренада», «Маленький трубач» и другие. Собственно, певица стояла у истоков по-новому развивающегося отношения к песне, в котором возникает стилистическое единство вокала и художественного слова Когда Камбурова подходит к краю сцены и поет песню-балладу, это не просто вокальное исполнение, а глубоко личное, задушевное обращение артистки к сидящим в зале, ко всем сразу и к каждому в отдельности. Своей непохожестью на других эстрадных певцов Камбурова во многом, если не во всем, обязана режиссеру С. Каштеляну, работавшему с ней ряд лет, открывшему в ней самобытную актрису. И наконец, Алла Борисовна Пугачева - оригинальная, острохарактерная певица, наделенная огромным актерским драматическим талантом, умеющая раскрыть, как было кем-то сказано, «поэзию музыкального образа и музыкальность поэтических слов». Отсюда ее исполнительской манере присущи широкий круг ассоциаций, драматизм, окрашенный авторской и актерской индивидуальностью. (А. Пугачевой не чужды и композиторские способности). Исполняемые сю песни часто несут в себе элементы мальчишеского озорства (качество, сохранившееся до сих пор). И, может быть, изменяющий ей порою вкус (как считают многие) в отборе песен типа «Мама, мама, где моя панама» объясняется не столько его отсутствием и вульгарностью в манере исполнения, сколько сознательным желанием эпатировать публику, идущим от сохранившегося мальчишества. Пришедшая к ней слава, особенно после исполнения песни «Арле-кино» (муз. Э. Димитрова, аранжировка П. Слободкина, русский текст К. Баркаса), постоянно нарастая, сопровождает А.Б. Пугачеву на всем ее творческом пути. Разносторонность исполнительской манеры А. Пугачевой выразилась и в ее так называемом «закадровом пении», где она продемонстрировала умение тонко почувствовать и передать (порою перешагивая через собственные пристрастия, собственное понимание) манеру и стилистику пения в характере, заданном режиссером фильма. Ее детище - «Театр песни» - утверждает давно существующее на эстраде искусство не только вокального, а и игрового воплощения песни. Театрализация песни в исполнении А.Б. Пугачевой приобрела новые, присущие только ей (Пугачевой) специфические черты. Независимый, волевой характер А.Б. Пугачевой проявился и в ее стремлении к режиссуре1, в ее желании создать грандиозное песенное зрелище. 1 А.Б. Пугачева закончила ГИТИС по специальности "режиссер эстрады и массовых представлений". После двухлетнего молчания, вернувшись на эстрадные подмостки, Алла Борисовна осуществила постановку «Рождественские встречи», которая, к сожалению, не оправдала ни ее надежды создать музыкально-песенное зрелище, ни ожидания зрителей. Как пишет в своей рецензии М. Варденга, это было тяжелое испытание четырехчасовым нон-с топом. Алла Борисовна «...вывела на сцену все, о чем мечталось в детском сне: рыцари, шпаги, доспехи, боа, кринолины, шлейфы. Однако нарушенный контакт с аудиторией не заменили ни пышные декорации Бориса Краснова, сменявшиеся шесть раз и представлявшие изумленным глазам публики то римские развалины, то средневековый замок, то дворец с фонтаном, то ярмарку-балаган, полудевственный сельский пейзаж и даже - под конец - натюрморт имени Лужкова с Манежем и храмом Христа....Героические усилия А.Б. пойти по пути скрещивания театра с попсой заводят ее в тупик... Раньше А.Б. выступала в роли хозяйки, здесь же она была «маршалом» грандиозных поп-учений... Большинству участников роли оказались не под силу. Сюжетный замысел ограничивался нехитрыми вариациями на тему - два плюс третий лишний - во всех временах... Зрители стали свидетелями перерождения ненавязчивого легкого жанра в псевдооперу»1. Виденное нами позволяет говорить, что в данном конкретном случае автор рецензии прав. И дело не только в тех просчетах, о которых пишет М. Варденга, а в других, более важных. Как показывает многолетняя практика эстрады, главная причина могла быть: либо в забвении весьма важного в профессии режиссера -умения во имя целого отобрать из придуманного и найденного наиболее точно выражающее замысел постановщика и, несмотря на яркость, неординарность каких-то номеров, отбросить некоторые, так как их обилие в одном представлении может затормозить действие, усложнить зрительское восприятие; либо просчетом в самом замысле, когда режиссером уже на уровне замысла руководило желание поразить зрителей буйством своей авторской и режиссерской фантазии. Можно предположить, что именно такой «замысел» был горячо поддержан художником-сценографом (ибо вряд ли А.Б. Пугачева могла попасть под его влияние). Либо от переоценки своих возможностей. А может быть, всем вместе взятым. Что касается певцов, то лидером эстрадной песни многие годы был, да и остается (несмотря на относительное прекращение концертной деятельности) Иосиф Давидович Кобзон. Для его дарования характерно наличие таких качеств, которые дают ему возможность при многообразности песенного творчества всегда быть современным. И еще. Его манеру отличает эмоциональность исполнения, раскрывающая как бы причастность певца к действительности. Он, пожалуй, один из немногих, который умеет гражданское начало песни сделать личным, своим, выстраданным, пережитым'. Что бы ни исполнял певец: песни 20-ЗО-х годов, послевоенные песни, песни'наших дней, шлягер, русский романс, цикл еврейских песен - они всегда пронизаны личностным отношением певца к содержанию песни. Обладая красивым сразу узнаваемым тембром голоса, он умеет раскрыть тонкости души героя песни, которую, как правило, исполняет от своего имени. Песня как бы дает ему возможность вести то серьезный, то шутливый разговор со слушателем. И.Д. Кобзон поет много: и лирические, и героические, и гражданские, и патетические песни, и романсы. Кажется, что его творческий диапазон неисчерпаем... Еще одной особенностью творчества И.Д. Кобзона является то, что с годами его голос совершенствовался, становился более гибким, красивым, певучим, обретающим разнообразные обертоны, и еще что-то, что важнее опыта. Вахтанга Кикабидзе отличает прежде всего природный артистизм, способность открыто восхищаться мелодией исполняемой им песни, необыкновенная возбудимость, в умение передать душу песни. Певец обладает завидным вкусом во всем: и в отборе репертуара, и в манере держаться на сцене, и в элегантности сценического костюма. Человек, наделенный неистощимым чувством юмора, он умеет заразить им каждого. Для В. Кикабидзе характерно острое ощущение ритма песни, умение эмоционально точно выразить ее музыкальный и поэтический образ. Кажется, что для него нет вокальных трудностей, нет жанровых границ. Более того, когда мы слушаем певца, создается впечатление, что исполняемое им - есть музыкальная импровизация.
Варденга М Театр Пугачевой. В зале ожидания // Аргументы и факты, 1998, №52. 1 Программы 70-х годов - пример интересной режиссерской работы с артистом и композитором Борисом Рычковым. Его манера пения, голос с легким грузинским акцентом всегда и везде узнаваем. В его песнях нет ни слова лжи, они искренни и чисты. Если говорить о Валерии Леонтьеве, ему свойственен не только неуемный темперамент, но и поразительная раскованность поведения на сцене, часто доходящая до экстравагантности. Незаурядные пластические возможности артиста позволяют ему целиком отдаваться стихии не только песни, но и движения. Может быть, в таком его поведении сказывается то, что до того, как стать артистом, он сменил несколько профессий, среди которых была и профессия каскадера. Каждая его сольная программа (последняя из них - «По дороге в Голливуд») отличается эстрадной яркостью и броскостью. При этом экстравагантность сценического поведения подчеркивается острым, неожиданным, порой эпатирующим публику костюмом. Многие песни Валерия Леонтьева по праву считаются хитами. Среди них такие, как «Казанова», «Сокровища Черного моря» и другие. Своеобразием отличается исполнительская манера Олега Михайловича Газманова, композитора, талантливого мелодиста, певца, автора слов большинства своих песен. Артисту присущ энергичный, даже в какой-то мере спортивный стиль, но при этом скорее мягкий, чем резкий. На его поведении на сцене, может быть, сказывается то, что в 1972 году Олег Михайлович был чемпионом Вооруженных сил СССР по спортивной гимнастике. Его выступления, как и песни, пронизаны романтическими мотивами воли, простора, лихих казачьих скачек. Отличительная человеческая черта О. Газманова - это, помимо доброты и мягкости, которыми пронизаны его песни, неповторимое обаяние личности. Некоторое ритмическое однообразие его песен скрадывается экспрессивностью исполнения, органичностью поведения на сцене, умением при первом же появлении устанавливать прямой контакт с публикой. Если же говорить о разной манере исполнения современных эстрадных певцов, то, помимо упомянутых нами, следует назвать Надежду Бабкину с ее неуемным темпераментным напором. Конечно, круг певцов, отличающихся собственной манерой исполнения песен, обладающих яркой индивидуальностью, не исчерпывается упомянутыми нами. (И в то же время не так уж велик!) Но и перечисленных достаточно, чтобы на их примере раскрыть зависимость исполнительской манеры пения от индивидуальных качеств певца, которые, как показывает практика, эстрадный режиссер чутко улавливает и учитывает при работе с исполнителем над песней. Выдающиеся эстрадные певцы и опытные эстрадные режиссеры никогда не забывают, что песня не только поется, а и играется, как роль в спектакле, а иногда и как спектакль, в котором все роли отданы одному исполнителю. Подлинный мастер на эстраде - это всегда не только певец, но и актер; это личность, которая в силу своих особенностей накладывает на произведение такой отпечаток, что оно в сознании слушателей делается неотделимым от его исполнителя. Например, «Арлекино», «Миллион алых роз» в исполнении А.Б. Пугачевой, песня Аркадия Дзюбина из кинофильма «Два бойца» («Шаланды, полные кефали») в исполнении М. Бернеса, «Когда мы были молодыми» в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных и другие. Песня формирует в сознании слушателя, зрителя образ певца, в соответствии с которым публика начинает предъявлять к исполнителю свои требования, не приемля то, что с ними не совпадает. Мы можем смело сказать: песня формирует не только зрителя, но и самого певца. «Певцу, - говорил Л.О. Утесов, - очень важно иметь свою исполнительскую манеру, но если при этом нет искусства постижения глубины песни, ее характера, своеобразия - нет настоящего певца»'. Всех названных нами певцов-исполнителей отличало еще одно, очень для нас, зрителей, слушателей важное качество: в их исполнении песня как бы становилась «зримой». А «зримой», - по утверждению театрального критика В.Я. Калита, - песня может стать в том случае, если она слышима, если в ее мелодии, гармонии, стихе бьется живой импульс, если она берет за душу своим главным оружием -музыкальной интонацией. Соединение музыкально-вокальных образов песни со сценическим действием становится таким образом серьезной художественной проблемой на эстраде»2. Подлинный успех эстрадной песни (особенно шлягера) во многом зависит от такта, вкуса, музыкальности, искренности и чувства меры исполнителя. И в этом для целого ряда вокалистов слово режиссера, как наблюдателя со стороны, является немаловажным. Перечисленные выше качества в соединении с необычным, вернее забытым и не очень жалуемым сегодняшней молодежью песенным репертуаром 50-60-х годов отличает вокальный квартет «Доктор Ватсон», сумевший в номерах-попурри возродить песенную культуру тех лет. Благородная 1 Утесов Л.О. С песней по жизни. - М.: Искусство, 1961, с. 144. 2 Калиш В.Я. Контакт? Есть контакт! / В сб.: Телевизионная эстрада. М.: цель, как они сами говорят, - «пробудить интерес к этому пласту музыкальной культуры» - принесла им устойчивый успех. Вокальный квартет «Доктор Ватсон» с его ретро-репертуаром - одна из сторон современной разнообразной жизни песни, одна из примет сегодняшней песенной эстрады. К сожалению, приходится констатировать, что сегодня многие исполнители грешат отсутствием вкуса, чувством меры. Ставку такие певцы делают на бьющие по нервам музыкальные (вернее - звуковые) и эмоциональные, порой доходящие до истерики, преувеличения. Считается, что песня создает певца. Но какого певца может сформировать песня, если ее отличает крайняя ладовая упрощенность, шаблонные три гитарных аккорда и пофешности поэтического вкуса? Таким песням соответствует и исполнение. В одном случае это раздражающая нормальное человеческое восприятие утрированная фразировка, вульгарность «утробных» тембров, выдаваемых за артистичность, нарочитая алогичность сценического поведения, доходящая порой до воинствующей пошлости. Со всей определенностью следует заметить, что сегодня популярность той или другой модной песни - не признак ее художественного качества. Большей частью популярным становится то, что в данный момент модно. В таких песнях публику привлекает стандарт, стереотип. Слушатели меньше всего обращают внимание на достоинства песни или на ее бессодержательность. Популярное искусство чаще всего манипулирует потребностями, ожиданиями и вкусами публики, которую привлекают внешние приемы и эффекты. Такие произведения обычно не выдерживают испытания временем. И в этом случае ярко проявляется отсутствие режиссера, понимающего толк как в музыке, так и в особенностях исполнительского мастерства. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|