ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Глава IV ЖАНРЫ ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВА И РЕЖИССУРА 1 страницаЖанр [фр. - род, вид, образ действий, манер] - исторически сложившаяся совокупность специфических свойств произведения (в эстраде - номера), его содержания и формы, подразумевающие способы отбора художественных приемов и диктующие определенные правила игры. Жанры отличаются друг от друга своеобразием отражения явлений действительности, а также совокупностью выразительных средств и способами исполнения (приемами воплощения). Когда мы говорим о необходимости знания режиссером особенностей эстрадных жанров, мы имеем в виду не столько знание их отличий в литературоведческом понимании (что тоже весьма важно для режиссера), сколько те особенности, которые влияют на конкретное содержание режиссерской работы с исполнителем (исполнителями) над номером того или иного жанра. Установить перечень всех разновидностей жанров эстрады практически невозможно. Жизнь, да и сами артисты постоянно вносят что-то свое собственное, одно безвозвратно уходит (например, ушли в прошлое «чтецы-декламаторы»), другое, переплавленное творческой индивидуальностью крупного художника, обретает новые, неожиданные качества (например, фельетоны Н.П. Смирнова-Сокольского). Нет нужды доказывать, что живое искусство всегда разрушает границы жанров, оно постоянно расширяет свои границы. Так, для сегодняшнего дня, еще больше, чем в прошлые годы, характерно синтезирование эстрадных жанров. Например, в 60-е годы у Л. Енгибарова органично сочетались пантомима и жонглирование, а в конце 70-х годов В. Полунин соединил пантомиму со словом, в наши дни в выступлениях кабаре-дуэта «Академия» используются танец, пение и слово. При этом необходимо подчеркнуть: элементы одного жанра, проникая в другой, не нарушают целостности стилистики основного. Арсенал жанров, которыми пользуется эстрада, так же широк и разнообразен, как мир сценического искусства. Хотя само понятие «жанр» не охватывает всех оттенков того или другого произведения. И тут мы солидарны с Е.Д.Уваровой, которая пишет: «Дать название жанру трудно - так негибки, топорны наши искусствоведческие определения»1. И все же все обилие используемых эстрадой жанров обычно делят на четыре группы: разговорную, музыкальную, хореографическую и оригинальную. К номерам разговорного жанра относятся: конферанс, интермедия, скетч, эстрадный фельетон, эстрадный монолог, музыкальный фельетон, музыкальная мозаика, куплеты, мелодекламация, пародия и др. К музыкальному: песня (в разных ее модификациях: народная, эстрадная2, бардовская), городской и цыганский романсы, баллады, оркестровые номера, инструментальные миниатюры и т.д. К хореографическому: танец (народный, характерный, эстрадный3, степ и др.), пантомима. К оригинальному: жонглирование, фокусы, вентро-логия (чревовещание), звукоподражание, игра на таких «инструментах», как пила, стиральная доска, бутылки, поленница дров и т.п., куклы, акробатика и другие цирковые и спортивные номера. В отличие от театрального режиссера, имеющего дело с весьма ограниченным кругом драматургических жанров, для эстрадного режиссера даже само название жанра (скажем, «разговорный» или «музыкальный») является лишь обозначением определенной, весьма разнообразной по своим особенностям группы «поджанров»4. Вот почему, несмотря на их обилие, мы считаем нужным остановиться на разговорном и вокальном жанрах; в какой-то мере раскрыть присущие им отличия, в частности те, которые не всегда лежат на поверхности, но без учета которых (так же, как и «условия игры» на эстраде) невозможна успешная работа режиссера. ' Уварова Е.Д. Аркадий Райкин. — М.: Искусство, 1992, с. 251. 2 "Песни различаются: по своим социально-практическим функциям и жиз 3 "Для него характерно стремление исполнителя и постановщиков к вирту 4 В обиходе слово "поджанр" обычно не употребляется. Разговорный жанр1 «К разговорным жанрам относятся те разновидности малых форм, в которых основным материалом и формой выражения темы, идеи является слово; слово, организованное в драматическую форму, иногда сведенное с музыкой, танцами, различными элементами зрелища; слово, украшенное разнообразными аксессуарами и вещественным оформлением; слово, выраженное в живой человеческой речи, непосредственно или при помощи механической записи, или изображенное графически»2. К сказанному В. Ардовым следует добавить: слово в разговорном жанре становится только тогда действенным, когда исполнитель умеет правдоподобно передать живую речь того или другого персонажа. Сказанное когда-то К.С. Станиславским, что речь на сцене должна быть естественной и звучной, действительно и для эстрады, иначе благие намерения режиссера и исполнителя остаются только намерениями. «В многоярусном здании эстрадного искусства, сооруженном из различных жанров, несущей конструкцией всегда было слово»3. Слово в первую очередь давало и дает возможность эстраде быть злободневным, острым, страстным искусством, в котором, пожалуй, полнее, чем в других эстрадных жанрах, выражаются элементы юмора, сатиры, публицистики. Зритель, как правило, связывает этот жанр с остроумием, занимательностью, развлекательностью. Это обстоятельство во многом определяет работу режиссера над воплощением номеров разговорного жанра. Эстрадные фельетоны, монологи, рассказы, куплеты живут только как звучащее слово и только в исполнении данного артиста. Ибо слово, которое в словаре имеет одно значение, в жизни может иметь несколько. Но прежде всего, работу режиссера определяет то, что артист для раскрытия смысла номера, темы, идеи, содержания, произнося его текст, имеет в своем распоряжении почти единственное средство - звучащее слово: тембр голоса, интонацию, ритм речи; и, конечно, мимику, позу, редко - жест, кото- ' К сожалению, сегодня разговорные жанры по количеству исполнителей значительно уступают различного рода "вокалистам", заполонившим эстраду, телевидение и радио. 2 Ардов В.Е. Разговорные жанры эстрады и цирка. Заметки писателя. — М.: 3 Кузнецов Е.М. Из прошлого русской эстрады. - М: Искусство, 1958, с. 94.
рые он (артист) вовлекает в жизнь исполняемого номера. В этом, как показывает практика, в первую очередь, сложность работы режиссера над номером разговорного жанра. Естественно, что каждый «подвид» разговорного жанра имеет свои особенности, играющие существенную роль в работе исполнителя и режиссера'. Рассмотрим некоторые подвиды разговорного жанра с точки зрения современного режиссера. Конферанс Искусство конферанса - искусство редкое, не имеющее аналогов в других видах сценического искусства. И хотя считается, что оно возникло лишь в начале XX века, нам же представляется, что у него давние корни: тот же балаганный Дед, который не только зазывал на представления, но и был связующим звеном между сценой и зрителем. В сегодняшнем виде конферанс действительно возник в начале XX века, и его родоначальником в России был артист Московского Художественного театра Никита Федорович Балиев, который в 1908 году создал театр-кабаре «Летучая мышь». В различных справочниках можно прочесть, что конферансье - это: «артист эстрады, объявляющий номера и выступающий перед публикой в промежутках между номерами эстрадного концерта... Поведение конферансье на сцене и текст его реплик носят обычно комедийный характер. Конферансье комментирует отдельные номера, в какой-то степени объединяет эстрадную программу, стремится придать ей злободневный характер»2. Казалось бы, что в этой довольно обширной цитате сказано о конферансье все. И все же для эстрадного режиссера в этом определении многое упущено. Задача конферансье заключается не только в сообщении зрителю, кто и с чем выступает. При нынешней технике это с успехом можно делать и по радио. Приём, который довольно часто используется в концертах, хотя с нашей точки зрения значительно обкрадывает его. В объявлениях конферансье есть и другая цель. Он до выхода артиста на сцену подготавливает аудиторию к восприятию номера, помога- Разговорные и вокальные жанры подробно исследованы в монографии автора "Теория и практика режиссуры эстрады".- М., 1996. Театральная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1964, т. III, с. 179. ет ей лучше понять и оценить исполнение, создает в зале благожелательный настрой к исполнителю. Не просто «подает» номер, а максимально ярко преподносит как прославленного артиста, так и дебютанта. Установив контакт со зрителями, вызвав их живой интерес к исполнителям, конферансье по сути объединил сцену и зал в единое целое. Именно это создает непринужденную, душевную обстановку, без которой не может существовать эстрадный концерт. Атмосфера непринужденного общения, доверия помогает воспринимать конферансье и как посланника актеров, и как радушного хозяина концерта. Он как бы является представителем артистов перед зрителями и одновременно зрителей перед артистами. И это обстоятельство эстрадный режиссер обязательно учитывает в работе с исполнителем, в поиске манеры ведения концерта. Настоящий успех приходит к конферансье тогда, когда его точно найденные репризы, шутки - все, что он произносит со сцены (а на протяжении концерта конферансье говорит на самые разные темы), вызывает смеховую реакцию, затрагивает волнующие зрителей проблемы. Как показывает практика - главная задача конферансье связывать самые различные и разнохарактерные по жанру номера, из которых обычно верстается эстрадный концерт в одно целое. Как говорил Н.П. Смирнов-Сокольский, конферансье должен объединить самые разнородные элементы программы, превратить ее в нечто целое, в связанное между собой эстрадное представление. Затушевать слабые места в программе, выделить сильные, приспособить весь арсенал своих острот в помощь данному номеру, данной программе. Речь идет не о примитивной связи по принципу: для каждого номера своя острота, а о связях других - внутренних, ассоциативных. Сегодня именно неожиданная ассоциация больше и лучше воздействует на зрительный зал и хорошо им воспринимается. О роли конферансье в эстрадном концерте очень точно сказал Л.П. Шимелов: «Я не раз замечал: вот в дивертисменте выступают восхитительные артисты, громкие имена. А конферансье не выполняет своей задачи, либо программу ведет диктор телевидения. И все - люди уходят недовольными. «Вам понравился концерт?» - «Ничего особенного». - «Минуточку, а народная артистка такая-то?» - «Да, замечательно пела». - «А фокусник как?» - «Прекрасно». То есть в отдельно-
ста все хорошо, а целого не получилось. Потому что не возникло атмосферы, на которую должен работать ведущий»1. Профессия конферансье - профессия очень сложная и поэтому подлинных конферансье, владеющих своей уникальной профессией, мало. Сложность ее в том, что, помимо сказанного, он по сути является режиссером-импровизатором. Именно конферансье по ходу концерта организует его систему, решает массу неожиданно возникающих проблем, не говоря уже о том, что ему «необходимо затушевать слабые места в программе, выделить сильные, приспособить весь арсенал своих острот в помощь именно данному номеру, данной программе»2. Не случайно многие ведущие конферансье наряду с высоким исполнительским мастерством были и режиссерами. Например, Н.Ф. Балиев, А.Г. Алексеев, О.А. Милявский, Б.С. Брунов и др. Но, конечно, конферансье - это прежде всего артист, творческая индивидуальность, а не «жалкий гаер и шут, затвердивший два десятка затасканных чужих острот и анекдотов и рассказывающий их потому, что в уголовном кодексе нет статьи, карающей за оскорбление общественного вкуса»3. Разговор с залом - главное в искусстве конферанса. Такова природа этого жанра. Никакая программка в руках зрителя не заменит живую речь конферансье. Дело не только в содержании и характере его шуток, сообщениях об очередном номере, а в интонации, жесте, поведении, направленных на то, чтобы «продать» номер подороже, что не заменит никакое печатное слово, никакая роскошно изданная программка. В отличие от драматического актера или оперного певца, исполняющего какую-либо роль, партию, написанную драматургом, композитором, либреттистом, сценаристом, - конферансье, как правило, сочиняет свою роль сам. Причем сочиняет ее каждый раз заново на каждом концерте. Конечно, слово «сочиняет» нельзя понимать буквально. Это скорее «импровизация на тему», которая опирается на домашние заготовки. Подавляющее большинство конферансье, особенно старшего поколения, сочиняли и сочиняют тексты сами для себя (как это делали А. Алексеев, О. Милявский, Э. Радов, Ф. Липскеров и делают С. Дитя-тев, Г. Гриневич, Р. Романов, Г. Баскин и другие). В тех случаях, когда конферансье не владеет пером, он - все равно автор своей роли, только изложенной профессиональным литератором, хорошо знающим исполнительские возможности артиста. Так многие конферансье сотрудничали с определенными авторами. Например, для Б.С. Брунова большинство текстов писали Г.К. Териков и М.Я. Грин. Все, что произносит конферансье, воспринимается публикой как собственные мысли, мнения, слова, рожденные здесь, сейчас, в данную минуту. Именно эта особенность является одной из важнейших забот режиссера в работе с актером'. Эстрадная аудитория не отделяет самого конферансье, его личные качества от произносимого им текста. Как только публика чувствует, что актер произносит выученный чужой текст, она сразу теряет к нему интерес. Аудитория признает только того конферансье, который с первого же своего появления на сцене не озвучивает чужие мысли, а ее (аудитории) собеседник на равных -думающий, остроумный, за кем интересно следить. То, что он рассказывает, публика воспринимает как лично им пережитое и прочувствованное. Режиссер, работая с актером, учитывает и то, что для конферансье весьма важна манера ведения концерта, идущая от созданного им сценического образа. Все, что актер произносит и делает по ходу конферанса, обычно исполняется в соответствии с манерой поведения, присущей созданному им сценическому образу, который весьма часто совпадает с личными природными качествами самого артиста. Вот почему режиссер, исходя из человеческих качеств данного актера, именно на них строит сценическое поведение конферансье. Это не «открытие» автора, а так было свойственно известным русским конферансье, которые своим творчеством закладывали основные принципы ведения конферанса. Повторяем: именно то, что сценический образ конферансье прежде всего определяется природными свойствами.
' "Государство в государстве". Беседа Б. Савченко с Л. Шимеловым. Цит. по кн.: Савченко Б. Московская эстрада в лицах. - М.: Гном-пресс, 1997, с. 101-102. 2 Смирнов-Сокольский Н.П. Сорок пять лет на эстраде. - М.: Искусство, 3 Там же, с. 239. ' Такая манера исполнения не является прерогативой артиста-конферансье. Рождение мысли, слова "здесь, сейчас, в данную минуту" - одна из важнейших сторон вообще актерского мастерства. В данном случае мы считали необходимым подчеркнуть исключительную важность для конферансье такой манеры исполнения.
качествами, внешним обликом исполнителя, это-то и является для режиссера отправной точкой. Конферансье, безусловно, отличаются друг от друга неповторимым лицом, манерой поведения на сцене, манерой ведения концерта, и это не нуждается в особых доказательствах. Достаточно вспомнить, как вели концерты наиболее яркие представители этой эстрадной профессии1. Например, Никита Федорович Балиев (1886-1936) отличался незаурядной находчивостью, умением создавать атмосферу свободы и непосредственности во взаимоотношениях между сценой и зрительным залом. «Его неистощимое веселье, находчивость, остроумие - и в самой сути, и в сфере сценической подачи своих шуток, смелость, часто доходившая до дерзости, умение держать аудиторию в своих руках, чувство меры, умение балансировать на границе дерзкого и веселого, оскорбительного и шутливого, умение вовремя остановиться и дать шутке совсем иное, добродушное направление, - все это делало из него интересную артистическую фигуру нового у нас жанра»2. Верно говорили, что для Балиева «конферансье» была не роль, а - судьба. Объявляя и комментируя номера, Балиев рассказывал публике о многих интересующих ее вещах вроде бы непоследовательно, перескакивая с темы на тему, создавая впечатление, будто сказанное сегодня сымпровизировано только что и вовсе не обязательно будет повторено завтра. Алексей Григорьевич Алексеев, всегда подчеркнуто корректный, поначалу выходил на сцену во фраке, крахмальной манишке, с моноклем. Поэтому он воспринимался зрителями как петербургский сноб. Затем до конца своих дней (последний раз он вышел на сцену Зеркального театра сада «Эрмитаж» в Москве летом 1976 года) он выходил в строгом фрачном костюме. Его отличало холодное, сдержанное, язвительное остроумие, готовность к экспромту, рассчитанные не столько на безудержный смех, сколько на улыбку. Мы не ставим целью данной работы полемизировать с авторами, пишущими об эстраде, но сказать несколько слов об оценке творчества А.Г. Алексеева начала XX века, как и об оценке некоторых явлений эстрадного искусства в России, данной в книге «Кабаре и театры миниатюр в России. 1908-1917»1, нам представляется необходимым. Вот что автор пишет о конферансье А.Г. Алексееве: «Стерильная безупречность манер этого «истинного петербуржца», в костюм которого облачился молодой одессит, недавно приехавший завоевывать столицу, могла бы вызвать ироническую усмешку у людей, знакомых со светскими манерами2 не по кинобоевикам из светской жизни3- Но публике «Павильона де Пари» и в голову не приходило над Алексеевым иронизировать. Подобно Алексееву, она была, в большинстве, провинциальная»4. Можно по-разному понимать признаки «столичности», «светских манер», «провинциальности», но иронизировать по поводу внешнего облика, манеры поведения артиста на сцене автору, судя по всему, никогда не видевшему Алексеева в концертах, основываясь на чьих-то высказываниях (по принципу анекдота «Карузо в Одессе»), для iIcto-рика театра, историка эстрады, претендующего на объективность своих оценок, - по меньшей мере - некорректно. Не говоря уже о том, что такая оценка по своей сути в корне не верна. Наше утверждение основано не только на многолетнем знакомстве с этим человеком, наших с ним беседах (как и с другими великолепными мастерами эстрады), на многочисленных наблюдениях за А.Г. Алексеевым из зала, на койДер-тах, которые он конферировал, но и на основании свидетеля первых шагов А.Г. Алексеева на сцене писателя Льва Вениаминовича Никулина, который писал: «Дело было в Одессе, в зале Благородного собрания... В этот знаменательный вечер на подмостках появился худощавый, приятной наружности, элегантный молодой человек и загово-рил с публикой... Два-три вопроса, два-три удачных ответа - и cjiobo-
1 Автору данной работы по роду своей профессиональной деятельности приходилось практически встречаться с весьма большим числом самых различных конферансье. В том числе и с О. Милявским, Б. Бруновым, Ф. Лип-скеровым, Э. Радовым. Г. Баскиным, С. Дитятевым, Е. Ятор и многими дру- Станиславский К.С. Собр. соч. В 8-ми т. Т. VIII, с. 364. ' Тихвинская Л.И. Кабаре и театры миниатюр в России. 1908-1917. ^ М.: РИК Культура, 1995. Надо полагать, что автор знает, что такое светские манеры в 20-х годах XX века. 3 Такая оценка правомерна, если оценивать киноленты 20-х годов с эстети 4 Тихвинская Л.И. Кабаре и театры миниатюр в России. 1908-1917. с. 188. охотливые одесситы поняли, для чего между номерами программы появляется человек, называемый французским словом конферансье... Алексеев интеллигентный (здесь и далее курсив мой - А.Р.) человек, окончивший юридический факультет университета, владеющий иностранными языками... В те времена университетское образование для актера было редкостью. И Алексеева-конферансье публика ценила: он обладал вкусом, тактом, умением остроумно и при том не оскорбительно ответить на выкрик или неуклюжую остроту зрителя... Непринужденность, умение держать себя на сцене, находчивость делали его уже в дореволюционные годы лучшим представителем жанра конферансье... Фрак и монокль были, по существу, его театральным костюмом для того времени, когда ему полагалось иметь на эстраде джентльменский облик»1. Следует со всей определенностью добавить: образ «человека во фраке» был для Алексеева органичен на всем протяжении его актерской профессии, которая длилась более 60 (!) лет, так как исходил из его внутренних и внешних данных, характера его жизненного облика. Но наши замечания вызваны не только оценкой автора книги творчества А.Г.Алексеева. Надо полагать, что Алексей Григорьевич может позволить себе не нравиться автору; вообще, в книге явно проявляется уничижительное отношение к тому, что не связано с «высоким искус-, ством», если не сказать - снобистское отношение. Особенно это проявляется в главе «Театры улиц». Реверанс, несколько слов извинения в конце главы не изменяет сути позиции автора, которая особенно проявляется, когда автор пишет о фарсе, в частности, театре «Фарс» С.Ф. Сабурова. Но это уже на совести автора. Конферансье Константин Эдуардович Гибшман представал перед зрителями в образе растерянного, подавленного необходимостью выступать перед публикой конферансье. Его путаная, невнятная речь прерывалась долгими паузами, движения его были неловкими, скованными. Создавалось впечатление, что предельно застенчивый человек, боящийся выйти на сцену, волей судьбы вынужден это сделать, да вдобавок еще и конферировать. Он все время держался за кулису, как за спасательный якорь, и, объявив номер, тут же скрывался за ней. Помимо того, что это было очень смешно, при такой манере ведения концерта значительно выигрывали номера. Редким даром свободной непринужденной беседы, откровенного разговора с любой аудиторией обладал Петр Лукич Муравский. Перебирая струны гитары, непременной его спутницы, как бы вспоминая старинный романс, он незаметно переходил к разговору о современности. Отличался он необыкновенной простотой и проникновенностью, покоряющим публику обаянием. Когда он конферировал, зрителям казалось, что этот «удивительно милый собеседник импровизирует, грустит и смеется вот здесь, вместе с ними, впервые и только для них вспоминает, раздумывает о жизни»1. Слушая его, зрителю и в голову не приходила мысль о том, что произнесенный им текст был заранее подготовлен. Он обладал удивительной задушевностью и богатым оттенками голосом. Известный конферансье Александр Абрамович Менделевич никогда не прибегал к импровизации во время ведения концерта. В его руках всегда была небольшая записная книжка, заглядывая в которую, он рассказывал различные были и небылицы. Был он на сцене неуклюжим, флегматичным и необыкновенно обаятельным. Не менее популярным, начиная с конца двадцатых годов и особенно во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы, был Михаил Наумович Гаркави, который обладал острым чувством «эстрадности». Он относился к тому типу конферансье, которые никогда не пользовались заранее написанным текстом. Легко вступая в шутливый разговор с публикой, блестящий полемист и импровизатор, он отличался удивительной находчивостью, не лез за словом в карман. Наделенный от природы крупной, если не сказать грузной фигурой, М.Н. Гаркави выбегал на сцену, широко раскинув руки, словно желая обнять всех сидящих в зале. Вообще он был удивительно подвижным, легким и пластичным. С его лица не сходила добродушная улыбка. Словом, это был веселый, остроумный человек, знающий, что будет происходить на эстраде, что интересует публику, могущий пошутить, но, если возникала в этом необходимость, и повести с публикой резкий разговор. Одной из отличительных его черт было и то, что он не брезговал по ходу конферанса исполнить песенку, куплеты, стать партнером исполнителя.
Цит по кн.: Алексеев А.Г. Серьезное и смешное // Вступ. статья Л.В. Никулина, - М.: Искусство, 1965, с. 4-5. Гершуни Е.П. Рассказываю об эстраде. — Л.: Искусство, 1968. с. 157. Были и такие конферансье, которые вели концерт в образе какого-либо персонажа. Таким был (теперь, к сожалению, почти забытый) Алексей Михайлович Корзиков, который вел концерт в образе пожарного. На сцену выходил скромный, немного застенчивый, но очень любопытный, к тому же не лишенный наблюдательности, склонный пофилософствовать, ревностный службист. Интересной манерой конферирования отличалось поведение на сцене и Афанасия Севастьяновича Белова. Окончив до войны Московское Городское театральное училище, он некоторое время был актером Московского театра Революции. Концерты А.С. Белов начал вести во фронтовых бригадах. Поначалу он выступал на сцене в образе простецкого, неумелого, робкого, не знающего куда девать руки, ноги застенчивого парня. Затем после Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1964) «на сцене появлялся слегка смущенный молодой человек, одетый в самый, что ни на есть стандартный костюм. Казалось, что настоящий конферансье еще не прибыл, и его заменил один из служащих клуба»'. В дальнейшем А.С. Белов стал одним из самых известных исполнителей куплетов. Подлинно интеллигентной манерой отличалось ведение концертов Федором Александровичем Липскеровым. Собственно, во всем его облике и поведении проявлялось благородство и обстоятельность московского старожила. Он и в жизни был таким. Будучи на сцене гостеприимным хозяином, он не старался рассмешить публику. И в то же время его шутки всегда были к месту и вызывали не столько смех, сколько благодарную улыбку у зрителей. Среди отличавшихся исполнительской индивидуальностью можно назвать еще и таких конферансье, как Р.И. Романов, петербуржцев Е. Баскина, О.Ф. Александрова. К сожалению, недолгой была жизнь и выступления очаровательной Елены Ятор, начавшей успешно свою артистическую жизнь женщины-конферансье. Началась ее карьера после V Всесоюзного и VI Всероссийского конкурсов артистов эстрады. Говоря о решающей роли индивидуального начала в профессии артиста-конферансье, нельзя не вспомнить о безвременно ушедшем из жизни Олеге Анатольевиче Милявском. Он никогда не заискивал перед публикой, не изображал из себя «бодрячка», что сегодня свойст- 1 Русская советская эстрада 1946-1977. Очерки истории. — М: Искусство. 1981.с. 111. венно отнюдь не малому числу людей, претендующих на эту профессию. Это был, прежде всего, умный, острый собеседник. Он, как и Ф. Липскеров, тоже в жизни был таким. Основой его конферанса были фельетоны, которые он писал сам для себя (кстати, и для других тоже). Его сценический образ ничем - ни поведением, ни костюмом - не отличался от жизненного. Как будто на сцену выходил интеллигентный зритель, хорошо знающий эстраду и желающий поделиться с сидящими в зале своими мыслями по поводу каждого номера и вообще по поводу жизни. Среди нынешних конферансье можно выделить Льва Павловича Шимелова и недавно ушедшего из жизни Бориса Сергеевича Брунова. Лев Шимелов подкупает публику своим изяществом, легкостью, артистизмом, ироничностью. Когда Шимелов выходит на сцену, создается впечатление, что он взял зрителя за руку и ведет его по удивительной стране, называемой эстрадой.' Образы, в которых выступали и выступают конферансье, так же разнообразны, как разнообразны человеческие характеры, человеческие индивидуальности. Умение жить в образе - свидетельство, прежде всего, мастерства конферансье, его требовательности к себе. Мы сознательно в этой работе говорим о разнообразии манер ведения концертов выдающимися мастерами конферанса, хотя нас могут спросить: какое отношение вышесказанное имеет к особенностям эстрадной режиссуры, когда каждый из перечисленных актеров был сам себе режиссер? Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|