ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Глава IV ЖАНРЫ ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВА И РЕЖИССУРА 4 страницаПародия смешна (а может быть и зла) только тогда, когда она вскрывает внутреннюю слабость того, что пародируется. Она действенна тогда, когда режиссер и исполнитель проникают в суть пародируемого явления, факта и имеют ясное представление о цели пародии, чего ее создатель хочет добиться. Практика показывает, выбор красок для создания пародии зависит от того, какую цель ставят перед собой актер и режиссер, и какие из них наиболее ярко и полно раскрывают содержание и художественный замысел номера. Работая над пародийным номером, режиссер заботится о том, чтобы при его исполнении актер не подчеркивал комизм своего поведения. Как правило, это достигается тем, что он (актер) либо вроде бы совсем не понимает,' почему публика смеется, либо понимает, но своим ироническим отношением к пародируемому как бы приглашает зрителя посмеяться вместе с ним. Как показывает та же практика, решающим в выборе объекта пародии являются природные актерские данные, актерские возможности лоследнего, не говоря уже о наличии у него незаурядного чувства юмора, зоркого глаза, наблюдательности. Не менее важно исполнителю иметь доброе сердце. Вспомним, с какой теплотой Владимир Винокур исполняет, с нашей точки зрения, лучшую свою пародию -«Рассказ старшины» (автор - Л. Якубович), с которой, по сути, началась его актерская жизнь на эстраде. В номерах разговорного жанра часто используется музыка. То как служебно-бытовой элемент, когда она оправданно возникает по ходу действия, то как фон, подчеркивающий определенное эмоциональное состояние персонажа; или для создания нужной сценической атмосферы и т.д. Но существуют эстрадные номера разговорного жанра, в которых музыка является их органической составной частью и, продолжая словесное действие, несет на себе и смысловую нагрузку. Такие номера правильнее было бы назвать разговорно-музыкальными. К ним относится не только «музыкальный фельетон», но и «музыкальная мозаика», и «мелодекламация», и «частушки», и «куплеты». Из перечисленных разновидностей разговорно-музыкального жанра в какой-то степени сохранились куплеты. И то только потому, что сегодня с куплетами выступают с довольно устойчивым успехом Николай Банд урин и Михаил Ващуков. Как мы знаем, куплеты - это сатирические, юмористические, политические песенки (бытовые, лирические, просто развлекательные и т.д.) с повторяющимся рефреном1 в конце каждого куплета. Зародился этот жанр во Франции. Благодаря своей демократичности куплет - одна из наиболее доходчивых и популярных разновидностей разговорно-музыкального жанра на эстраде. В нем может быть все: и забавная ситуация, и смешные глупые положения. Куплет, по меткому определению И.С. Наба-това, сродни карикатуре. В 60-е годы XIX века популярным автором куплетов в России был поэт-сатирик, основатель и руководитель сатирического журнала «Искра», Василий Степанович Курочкин. Одним из первых исполнителей куплетов на эстраде был Ипполит Михайлович Монахов. Куплетам отдали дань такие артисты, как Борис Самойлович Борисов, Сергей Рефрен - часть стихотворения, песни, повторяющаяся после каждой строфы, несущая особую смысловую нагрузку.
Алексеевич Сокольский (С.А.Ершов)', о котором, о его манере исполнения говорили: "босяк с интеллигентным лицом", Юлий Владимирович Убейко, поражавший публику своими экспромтами во время выступлений, Иван Степанович Гурко, Станислав Францевич Сарматов, который тоже выступал в «рваном жанре», Лев Зингерталь, исполнявший еврейские куплеты, среди которых особой популярностью пользовались «Одесситка - вот она какая!» и «Зингерталь, мой цыпочка, сыграй мне на скрипочка», да и многие другие исполнители. В наши дни мастерами-исполнителями куплетов давно и по праву считаются Бен Бенцианов, дуэты Александра Израилевича Шурова и Николая Николаевича Рыкунина, Вениамина Петровича Нечаева и Павла Васильевича Рудакова, Юрия Трофимовича Тимошенко и Ефима Иосифовича Березина, такие куплетисты, как Александр Михайлович Блехман, Петр Лукич Муравский, Афанасий Севастьянович Белов, Тамара Васильевна Кравцова и многие другие. Российская эстрада никогда не была обделена талантливыми куплетистами. Как и раньше, так и теперь (независимо от их характера), цель куплетов - высмеять то или другое явление и выявить к нему (явлению, факту) свое отношение. Куплетам доступна и лирика, и сатира, и героика. Но главным для них во всех случаях остается юмор. В работе над куплетами режиссер исходит из того, что, как правило, куплеты полупоются, полупроговариваются. Обычно их мелодия несложна и доходчива. Часто в куплетах используются широко известные мелодии песен, романсов и т.п. Делается это порой сознательно для того, чтобы с помощью установившихся ассоциаций, связанных с определенной мелодией, выявить истинный смысл, подтекст куплетов. Часто успех их обязан самой мелодии песни. При этом выбор музыки определяется тем, что она не только создает у зрителей, слушателей определенное настроение, но - что гораздо важнее - дополняет текст и углубляет характер персонажей, населяющих куплеты. Именно интонационный строй музыкальных фраз помогает создавать выразительные характеристики персонажей. Иногда, подбирая музыку, создатели куплетов сознательно идут на то, чтобы мелодия контрастировала с их текстом. Такой прием создает дополнительную комическую окраску. Иногда же для наиболее эффектного раскрытия темы куплетов используется соединение в одно различных мелодий, как это делается в музыкальной мозаике (но только мелодии! без их родного текста), которое, создавая неожиданные, причудливые перемены мелодий и ритмов, дает возможность исполнителю точно и ярко донести до зрителя, слушателя заложенную в куплетах мысль'. Естественно, что для публики куплеты имеют ценность лишь тогда, когда они злободневны, когда они не только непосредственно связаны с явлениями современной жизни, но и быстро откликаются на события дня. Как никакой другой жанр куплеты отражают свое время, свою эпоху. Добротно написанные злободневные куплеты (а злободневность их содержания, повторяем, - непременное условие для куплетов) способны решать самые высокие задачи2. По рождению, по своему существу куплеты имеют прямое отношение к публицистике. Чаще всего в куплетах исполняется 5-6 строф, при этом каждая из них может иметь свою тему. Доминирующую роль в куплете играет слово. Ведь куплет рассчитан на моментальную реакцию публики. А это значит, что текст куплетов должен быть предельно ясным, а игра слов понятна слушателям, зрителям. Особую роль в куплетах играет рефрен. Он, во-первых, не только объединяет их, но и придает им особую выразительность, а во-вторых, концентрирует внимание на главной мысли, раскрывает их главный смысл. От припева рефрен отличается тем, что, заключая куплет, он каждый раз - что очень важно для режиссера и исполнителя - может приобретать как бы другой смысловой оттенок. Иначе говоря, он «оборачивает» куплет неожиданной стороной. В качестве рефрена обычно берется популярная строчка, фраза, крылатое выражение, пословица, поговорка, которая, завершая каждый куплет, может, не меняя текста, наделять его разным смыслом.
Выступая в костюме босяка, исполнял куплеты «о горечи жизни неимущих людей». В ту пору на эстраде был очень популярен т.н. «рваный жанр», в это же время на сцене Художественного театра шел спектакль «На дне» Максима Горького; в это же время на эстрадных подмостках (в виде своеобразного протеста) успехом пользовался «квартет каторжан» ' К такому приему прибегал И.С. Набатов, особенно в т.н. куплетах на международные темы. " К великому сожалению, сегодняшнее состояние куплета на эстраде отличается легковесностью и мелкотемьем.
Весьма наглядно эти характеристики куплетов проявляются в творчестве Н. Бандурина и М. Ващукова. Например, куплеты "Никто не собирается": Бываем в разных мы местах С куплетами, частушками Пусть голоса у нас не ах, И пишут нам не Пушкины, И может, кое в чем подчас Дуэт наш ошибается, Менять куплеты на романс НИКТО НЕ СОБИРАЕТСЯ! Все сериалы крутят нам Двухсот, трехсотсерийные, Заполонили весь экран Натальями, Мариями. Зачем тогда в который раз Фильм новый покупается? Вот, кстати, спрашивать у вас НИКТО НЕ СОБИРАЕТСЯ! <...> или куплеты "Без привычки трудно быть": Все в порядке у девицы — За плечами институт. Чтоб остаться здесь, в столице, Вышла замуж в пять минут. А избраннику Людмилы Девяносто лет всего! С непривычки трудно будет, А ПРИВЫКНЕТ — НИЧЕГО! Как твои наряды ярки, Где работаешь ты, Люсь? Я за доллары и марки Иностранцам продаюсь. Ну, и как же ты, Людмила, Докатилась до того? С непривычки стыдно было, А ПРИВЫКЛА — НИЧЕГО. <...> Рефреном может стать строчка известной песни. Так, например, авторы Б. Брайнин и В. Дабужский в созданных ими куплетах использовали в качестве рефрена строку из припева известной в то время песни «Вот и все, что было». В качестве рефрена иногда используется жест, или музыкальная цитата, вызывающая определенную ассоциацию, или пантомима. Иногда в рефрене используется недосказанная рифма, или слово не в рифму. Рефрен в куплетах определяет истинное отношение автора и исполнителя к поднятой теме. Мы не случайно выделили это обстоятельство. Ибо именно оно во многом является определяющим в работе режиссера с исполнителем. Довольно часто инициатива создания куплета исходит от актера или режиссера. Бывает и так, что кто-то из них является автором текста. Было бы ошибкой считать, что куплеты обязательно должны вызывать смех. Реакцией на них бывает и протест, и даже гнев. В любом случае они не оставляют слушателя равнодушным. Еще Анатоль Франс заметил, что веселый куплет может опрокинуть трон и низвергнуть богов. Как и в большинстве номеров разговорного жанра, куплеты исполняются от первого лица. Но бывает и так, что они исполняются от лица какого-нибудь персонажа (так называемые «Куплеты в образах»). Обычно этот персонаж - какой-нибудь забавный или отрицательный тип. В одном случае это портной, пожарный, настройщик, дворник, трубочист; в другом - бродяга, подвыпивший прохожий, продавец-хапуга, шарлатан, неуч и т.п. Почему-то считается, что трудно сочинить, написать куплеты, а исполнять их, мол, не составляет труда. Глубочайшее заблуждение. По-настоящему хорошо исполнять куплеты весьма не просто, учитывая, что они рассчитаны на мгновенное слуховое восприятие. Весьма разнообразен внешний облик исполнителей куплетов. Например, известный куплетист, выступавший в 60-е годы, Афанасий Севастьянович Белов выходил на сцену в образе дореволюционного куплетиста: в соломенной шляпе-канотье, палевых штанах, в ярком кургузом пиджачке с кричащим по цвету жилете, галстуке-бабочке, лаковых штиблетах с гамашами. Но дело было не только в костюме. Манера исполнения отличалась самодовольной «подачей» текста, удивительной пластичностью и каким-то искусно созданным налетом так называемой «дореволюционной эстрады».
А Герман Тимофеевич Орлов создавал галерею персонажей, используя для этой цели деталь костюма, реквизита и другие приспособления: то, вдруг наденет кепочку, то неправильно застегнет пиджак, то взлохматит волосы, то поднимет воротник и т.д. Само собой разумеется, для того, чтобы расцветить исполнение каждого куплета и рефрена, требовалась раскрепощенная творческая выдумка режиссера и исполнителя, которая давала возможность найти неожиданные интонации, мимику, ритм исполнения и т.д. Все это можно отнести к творчеству Ильи Семеновича Набатова. Его куплеты не требовали создания какого-либо сценического образа. Он всегда оставался самим собою, но чрезвычайно ярким, острым, неповторимым. Его куплеты строились на каламбурах, на неожиданном и эффектном сочетании слов. Например, куплеты «Факты, факты»: Лысеет мой прическа, Работать трудно мне. Как доказать, что Москва Мечтает о войне. Я в поисках сенсаций Спектакли посещал. Учтя свою профессию, В театре, в каждой пьесе я Атомную агрессию Искал... Факты, факты. Я просмотрел все акты, Подслушал все антракты И наконец поймал: Театр в Москве назвали «MX-ATOM...» В ГАБТе ставят Трави-АТОМ... Куплетист Илья Наб-АТОМ Выступает вместе с бр-АТОМ. Факты... Факты... А если нет сенсаций, Из пальца высенсасываю я... Амплитуда манеры подачи текста куплетов довольно значительна: от иронии до гротеска, буффонады. При всем разнообразии оттенков исполнения их можно свести к двум: вокальному, вернее дизированию', или мелодекламационному, точнее - речитативному, то есть то, что называют «говорить» куплеты. (Кстати, манера, которая таила в себе больше интонационных возможностей для раскрытия подтекста, второго плана куплетов). Нередко исполнители прибегают к дополнительным игровым средствам. Чаще всего это были музыкальные инструменты (гитара, гармоника, концертино, скрипка, труба и т.п.). Например, Павел Васильевич Рудаков, исполняя куплеты, не расставался с концертино, на котором он не только аккомпанировал себе, но и использовал его, вернее мелодию, исполняемую на нем как рефрен. Это могли быть танец или подтанцовка, которая использовалась в качестве рефрена как бы вместо недоговоренных слов - мол, все, что я не могу сказать вслух, скажет вам моя подтанцовка. Весьма выразительны для исполнения куплетов были такие приемы, как недомолвки, наполненные смыслом комические паузы и особенно намеки, которые придавали куплетам сатирическую доверительность. Актер, обращаясь к публике, как бы говорил: «Мы же свои люди. Вы отлично понимаете, о чем и что я хочу сказать». Так, например, поступал Л.О. Утесов, исполняя куплеты «Под секирой» в эстрадной программе «Царевна Несмеяна» (авторы Н. Эрдман и М. Воль-пин): Извините меня за нахальство, Но поведать хотел бы я миру, Что творит в учрежденьях начальство... Виноват, уберите секиру! Наш кассир на растрату решился И беда угрожала кассиру. И тогда наш кассир поделился... 1 Виноват, уберите секиру! Синтез выразительных, игровых средств и актерских данных с наибольшей полнотой раскрывает содержание куплетов и доносит до слушателей их остроту. Приведенные нами примеры наглядно доказывают, что то или другое образное решение куплетов, манера их исполнения в первую оче-
' Набатов И С Заметки эстрадного сатирика. - М.: Искусство, 1957, с 136- Дизер (фр.) - певец, певица, исполняющие музыкальное произведение говорком.
редь зависит от их содержания и трактовки режиссером и исполнителем. Увы! Как ни прискорбно говорить об этом сегодня, куплеты все реже и реже появляются на концертной эстраде. Может быть, прав был Н.П. Смирнов-Сокольский, который еще в 1951 году утверждал: «Смешно ожидать расцвета жанра куплета и фельетона на эстраде, если нет расцвета этого жанра в литературе...» Из других музыкально-разговорных жанров мы считаем нужным в этой работе остановиться на особенностях исполнения частушек, как показывает практика, важных для эстрадного режиссера. Частушка один из самых распространенных жанров народной поэзии. Не случайно Глеб Успенский отмечал ее способность откликаться на каждую мелочь. Она более проста и лаконична, чем, скажем, куплет. Двенадцать-шестнадцать слов в четырех строчках несут в себе не только законченное смысловое содержание, но и отношение к нему. Частушке свойственна острая выразительность языка, тонкий юмор, хлесткость выражений. Она многогранна, емка и в то же время проста, что дает возможность найти самые разнообразные образные игровые решения исполнения. Все зависит от характера той или другой частушки.2 По своему содержанию частушки весьма разнообразны. Существуют частушки комедийно-бытовые, любовные, лирические, «лапотные» (название, идущее от костюма исполнителя - своеобразная форма лубка). Когда-то на эстраде был популярен номер - «Дуэт лапотников», в котором один из исполнителей выходил на сцену подстриженный «под горшок» в войлочной шапке, домотканой рубахе и портах, онучах и лаптях - бойкий парень из деревни. Другой - в городском облике: картузе, пиджаке, под ним белая рубаха навыпуск, до блеска начищенные сапоги - парень из фабричной слободки. Такое различие костюмов-образов давало возможность построить между исполнителями определенные игровые отношения. Создавались и создаются частушки на самые разнообразные темы. Так, на прошедшем в 1989 году в городе Кисловодске Всесоюзном конкурсе артистов разговорного жанра артисты Николай Бандурин и Михаил Ващуков исполняли такие «проблемные частушки»: 1 Смирнов-Сокольский Н.П Сорок пять лет на эстраде, с 201 2 Иногда для развития сюжета прибегают к двум частушкам Широка страна родная. Много в ней полей и рек. Нету рыбы, нету мяса - Ну, живучий человек. Мы в сторонке постоим-ка. Поглядим-ка, чья возьмет? У милиции - дубинка, У бандитов - пулемет! и т.д. Сегодня в их репертуаре есть частушки социальные: Все взрываются заводы, Тонут в море теплоходы, Сходят с рельсов поезда - Может, едем не туда? Бывают частушки "спортивные", "транспортные", "милицейские" и т.д. Для режиссера и исполнителя весьма важно, что частушки обычно окрашены добрым чувством юмора. Манера исполнения частушки вытекает из ее особенностей и характера, идущих от ее корней - она строится на приемах русской хороводной и плясовой песни. Не случайно говорят «играть частушки», подчеркивая тем самым, что частушки не поются, а играются. Частушки исполнялись и «игрались» и в образе задорной, лукавой девушки, застенчивого нелепого парня, болтливой старушки, первого парня на деревне и т.д. и т.п. Нередко частушки исполнялись не одним, а двумя и более актерами. В этом случае между исполнителями возникал определенный конфликт, создававший между ними сценическое действие и игровые отношения. Например, один был резонером, а другой - комиком, который сатирически комментировал слова первого; или спорили две подружки, ревнующие друг друга, завидующие одна другой. Исполняются частушки как вопросы и ответы, или как своеобразное соревнование между исполнителями, когда он или она, пропев частушку, как бы приглашает другого или другую «перекрыть» его частушку и сопровождающую ее подтанцовку. Подтанцовка - один из элементов исполнения частушки и исполнялась она в манере и характере какого-либо персонажа. Не раз приходилось нам быть свидетелями того, как интересно исполняемые частушки много теряли, потому что отыгрыш между ними заполнялся формальным, ничего не выражающим притоптыванием,
якобы изображающим «безудержное веселье». В то время как подтан-цовка - это продолжение действия и тоже несет в себе мысль частушки. Частушке свойственны: неподдельное веселье; задор в движении, фигуре, лице, голосе; а ее запевке - звонкий напористый текст. Вместе с тем частушке присуща скупость жеста. «Деревенская» интонация частушки дает дополнительные стилистические и комические возможности. Частушка и сегодня непременный компонент выступления на эстраде исполнительниц русских народных песен. Особенно отличались в этом жанре Лидия Андреевна Русланова, Александра Стрельченко, Екатерина Шаврина и многие другие. Но особое место среди исполнительниц частушек занимает Мария Николаевна Мордасова, которая сама сочиняла свои частушки. Не брезговали исполнением частушек А. Гуров и Н. Рыку Нин, Н. Рудаков и В. Нечаев и другие. В наши дни частушки с успехом исполняют уже упомянутые нами Н.Бандурин и М.Ващуков. Исполнялись частушки по-разному. В этом плане любопытным было решение частушек, придуманное когда-то Риной Зеленой. Ее номер назывался «Чарльстушки» - «Стиль рюсс на изысканный вкюсс». Это был очень смешной и лихо исполненный сплав частушек с танцем чарльстоном. Что, кстати, доказывает: для частушек несть числа игровых решений. Как показывает практика, выбор манеры исполнения зависит от фантазии и, конечно, вкуса и меры самих исполнителей и режиссера, ставящего такой номер. Выступали частушечники обычно в тех же костюмах, в которых выходят на сцену исполнители русских народных песен. Как правило, частушки исполнялись под аккомпанемент русских народных инструментов (гармошки, баяна, балалайки, гудка, рожка и т.д.). Выбор инструментов зависел от характера самих частушек, и, естественно от актерских данных исполнителей. Музыкальные жанры на эстраде Как было сказано в предисловии к данной работе, перед автором не стоит задача исследования эстрадного искусства в полном его объеме. Исследование особенностей музыкального искусства - дело музыковедов. Мы же и в этом разделе рассмотрим только те бытующие сегодня на эстраде музыкальные жанры, которые в той или другой степени требуют участия эстрадного режиссера в создании музыкального номера. К музыкальным жанрам на эстраде обычно относят различные вокальные номера: жанровую (эстрадную), народную песню, городской и цыганский романс и т.д.; а также номера инструментальные. В том числе выступления разнообразных эстрадных и джазовых оркестров, исполнителей на музыкальных инструментах (в частности на народных). Песня. Рассматривая особенности работы эстрадного режиссера над музыкальными жанрами, прежде всего следует отметить, что из многообразия их форм ему (режиссеру) в своей практике чаще всего приходится сталкиваться с песней в различных ее ипостасях. Дело в том, что из всех бытующих на эстрадных подмостках музыкальных жанров (а сегодня музыка стала как бы фоном нашей будничной жизни) ведущее место занимает песня. Невозможно даже подсчитать, сколько эстрадных певцов ежедневно появляется на экранах телевизоров, звучит по радио, выходит на эстрадные подмостки. Имя им - легион. Никогда песня не знала такого распространения, как ныне. Не боясь ошибиться, можно смело сказать, что мы живем в атмосфере песни. Уже в 60-е годы песня заняла лидирующее положение среди других эстрадных жанров. Именно с тех пор песня чуть ли не становится синонимом эстрадного искусства. Нам представляется, что причиной тому, во-первых, упадок речевых жанров. С подмостков исчезли хлесткая сатира, острые фельетоны. Слово стало опасным для исполнителя. Песня была более нейтральной к власть предержащим. Сатира же была чревата для актера в лучшем случае «запрещением исполнять за клевету на советскую действительность», а то и просто лишением права работать, выступать. Во-вторых, эстрадная песня, в отличие от массовой хоровой, очень индивидуальна. Она передает «внутреннее чувство, возбужденное явлениями обыкновенной жизни»1. Именно с 60-х годов в искусстве, как и в жизни, стал расти интерес к человеку как индивидуальности, наделенной своей судьбой, интересами, силой и слабостью. Герой-простак 30-40-х годов уступил место более духовно сложному персонажу. На смену песням, обращенным ко всем и от имени всех, пришла правда человеческого переживания; на смену вальсообразным. маршевым песням-бодрячкам пришли дру- Добролюбов Н.Г. Кольцов. - Полное собр. соч. Т. 1. - М.-Л., 1961, с. 402. гие по своему характеру, помыслам и настроению: баллады, новеллы-размышления о жизни, лирические песни-монологи, отражающие мир интимных чувств нашего современника. Словом, песни, рассчитанные не на массовое, а на индивидуальное исполнение. Существование на эстраде самых разнообразных по содержанию, форме, мелодическому строю и ритму песен - примета нынешнего времени. «Мы понимаем, что песня подчас может выразить драматический опыт народа с такой пронзительной силой, которая недоступна другому виду искусств»1, - говорил Марк Наумович Бернес. Действительно, сегодня помимо песен-однодневок, различного рода «шлягеров»2 все больше и больше завоевывают популярность интимно-лирические и философски сложные, и юмористические, и народные песни, цыганский и городской романс. При этом следует отметить, что в наши дни наибольшей популярностью у публики пользуются те песни, которые, будучи внешне современными, содержат в себе черты старых апробированных направлений: жестокого романса, лирических страданий, казачьих напевов. Огромное влияние на современную эстрадную песню оказало творчество Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Александра Галича, Евгения Клячкина, Александра Городницкого, Новеллы Матвеевой, Татьяны и Сергея Никитиных, Юлия Кима и многих других бардов. Барды - авторы так называемой в то время «самодеятельной песни» - возродили в ней романтическое начало. Нехитрая простота гитарных наигрышей, напевов, звучащих у костра, у палатки, соединилась в этих песнях с раздумьями о жизни, о друзьях, о романтике дальних дорог. Сохраняя жизненную естественность и органичность, содержание этих песен окрашивалось глубоким личным отношением. Можно смело сказать, что «авторская песня» обогатила песенную культуру своими свежими поэтическими образами, новыми интонациями, мелодическими оборотами. К этому же времени относится и расцвет творчества Владимира Высоцкого. В его песнях звучал вызов судьбе, борьба с ней, отчаянная 1 Цит по кн: Русская советская эстрада 1946-1977 - М: Искусство, 1981, 2 Шлягер (нем Shlager - буквально гвоздь сезона, боевик) - эстрадная, удаль, стихийность. И вместе с тем, глубокие размышления о духовной жизни человека, поиск истины, справедливости. Музыка усиливала смысл и выразительность его слов, так как главным в его творчестве было поэтическое начало, поэтическое восприятие жизни. Он действительно был «поющим поэтом». И хотя пик популярности Высоцкого приходится на 70-80-е годы, но и сегодня его песни - «отражение низшего менталитета, менталитета русского человека конца столетия»1. Конец 60-х-начало 70-х годов отмечены также появлением на эстрадных подмостках вокально-инструментальных ансамблей - ВИА -со своей "манерой аранжировки, исполнения и поведения на сцене, со своей музыкальной эстетикой. ВИА, поначалу принятые в штыки профессиональными композиторами и чиновниками от культуры, сразу получили признание молодежи. Именно в те годы стали широко известны такие вокально-инструментальные ансамбли, как «Поющие гитары», «Самоцветы», «Веселые ребята», «Добры молодцы», «Пламя», «Голубые гитары», «Синяя птица», «Песняры», «Коробейники», рок-легенда «Машина времени», которая по длительности своего существования и ее постоянному успеху по праву и ныне является одним из ведущих коллективов этого направления рок-музыки. Успех этот во многом определил уникальный состав музыкантов группы, где каждый виртуоз: это и Андрей Макаревич, и Александр Кутиков, и Евгений Маргулис, и еще недавно Петр Подгородецкий. Если раньше (в конце 70-х-начале 80-х годов) успех «Машины времени» зиждился на весьма прозрачном эзоповом языке исполняемых произведений: «Марионетки», «Свеча», «Поворот», «Окно» и других и был своеобразным вызовом социальным и политическим устоям того времени (за что группа долгие годы подвергалась гонениям вплоть до запрещения выступлений), то сегодняшний успех коллектива - это его верность гражданским позициям, верность мелодичности и содержательности исполняемых произведений, верность острому ритмическому строю, верность стилю исполнения. Свидетельство тому - два недавно записанные и выпущенные альбома: «Картонные Крылья Любви» и «Отрываясь». Широкое распространение ВИА было не случайным. Их состав: две-три гитары, ударные и рояль - давали возможность очень просто раскладывать партии: соло - либо мелодия, либо иллюстрирующий Попов И. Аргументы и факты, 1998, № 4, с. 7.
фон, ритм - ритмическая и гармоническая основа, бас, подчеркивающий гармонический стержень мелодии, и существенно возросшая роль ударных. Да и с вокалом было не очень сложно и весьма удобно: благодаря технике и безголосые обрели «голос». К концу 80-х-началу 90-х годов широкое распространение получили различного толка многочисленные рок- и поп-группы. Среди них особой популярностью пользовались и пользуются такие группы, как «ДДТ», «Аквариум», «Бригада С», «На-на», группа «Браво!», «Наутилус Помпилиус», «Кар-мен», «Чайф», «Агата Кристи», «Крематорий» и другие, пришедшие на смену ВИА. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|