ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Освобождение животных 1 страницаПитер Сингер Питер Сингер Освобождение животных Серия: Охрана дикой природы Вып. 29. 2002. 136 стр. Киевский эколого-культурный центр
Peter Singer Animal Liberation A Discus Book — Published by Avon Books, 1977, New York, 297 p. Сокращенный перевод А.И. Петровской. Книга известного австралийского экофилософа Питера Сингера, одного из лидеров мирового движения за освобождение животных, посвящена проблеме прав животных. В. Борейко. Питер Сингер как вдохновитель Вступление................................................................................. 7 1. Все животные равны 2. Исследования над животными 3. Ад животновоческих ферм 4. Становимся вегетарианцами 5. История идеологии господства человека 6. Кто и как защищает спесиецизм сегодня 91
Питер Сингер (род. 1946 г.) — известный современный австралийский экофилософ. Закончил Оксфорд, где затем читал лекции по философии. В настоящее время — профессор философии, директор Центра биоэтики человека в Мараш Университете, штат Виктория, Австралия. Автор работ «Демократия и непослушание», «Расширяющийся круг», «Практическая этика». Но мировую известность принесла философу книга «Освобождение животных», изданная в 1977 г., ознаменовавшая современное Движение за права животных. Сегодня тысячи людей на планете — участники этого движения. Если старое движение покровительства животным (XIX — середина XX века) имело своей идеей осуждение человеческой жестокости, то для нового движения Сингер предложил правовую сторону взаимоотношений человека и других видов. Он считает необходимым расширить великие принципы свободы, равенства и братства на животных. То есть признать за животными (на растения и дикую природу теория Сингера не распространяется) естественные права на жизнь, свободу и счастье. Сингер является автором термина «спесиецизм», означающего превосходство одного вида живых существ над другими, в данном случае превосходство людей над не-людьми. «Расисты нарушают принципы равенства, когда они придают больший вес интересам своей расы в столкновении с интересами другой расы. Сексист нарушает принципы равенства, предпочитая интересы своего пола. А спесиецист позволяет интересам своего собственного вида попирать интересы другого вида. Образец в каждом из этих случаев одинаков» — пишет в одной из своих работ автор. Один из основных принципов теории П. Сингера состоит в том, что мы должны принимать во внимание интересы существ, и каким бы этот интерес не был, он должен, в соответствии с принципом равенства, распространяться на все существа — черных и белых, женщин и мужчин, людей и не-людей. Философ в предисловии к своей книге «Освобождение животных» пишет, что он защищает животных не потому, что их любит, а потому, что они имеют права и он обязан эти права уважать. То есть права животных в отличии, скажем, от доброго или любовного отношения к «братьям нашим меньшим», делают наши действия к животным этически обязательными вне зависимости от наших чувств или симпатий, которые, к тому же, у некоторых людей могут отсутствовать. Как говорит Питер Сингер, его намерением было избавить экологическое движение от «слезливой сентиментальности», столь присущей ранним гуманистическим движениям. Основой его философии стал принцип равенства интересов животных и человека. Он утверждает, что человек так же дорожит своей жизнью, как кошка или олень. Сознание или разум не является в его теории дискриминационным фактором. Философ считает, что Движение освобождения животных потребует большего альтруизма со стороны, чем любое другое освободительное движение, поскольку животные не способны потребовать освобождения сами или протестовать против эксплуатации путем голосования, демонстрации или бомб. Сингер заявляет, что мы должны перенести всех животных в сферу нашей моральной заботы и прекратить обращаться с их жизнями как с запросто расходуемыми для любой тривиальной цели. Несколько слов об естественных (природных) правах животных. Они отличаются от позитивных (юридических) прав, так как основываются не на законах, а на интересах, притязаниях животных на определенный объем естественных, природных благ и условий жизни (интерес на свободу, жизнь, пищу, воспроизводство и т.п.). Без этих благ животные не могут существовать как живые существа. Права животных порождают обязанности людей не только воздерживаться от причинения вреда животным, но и приходить к ним на помощь в случае беды или угрозы. Причем мотивацией в данном случае служат не экономические полезности, не великодушие и доброта, а справедливость, долг и ответственность за права других видов. Придание прав животным не означает, что человечество сразу полностью откажется от использования или уничтожения животных. Придание прав лишь означает, что человечество намерено к этому стремиться. Но вернемся к книге Питера Сингера «Освобождение животных». Одной из самых сильных ее глав является та, в которой автор исследует развитие идеологии господства человека над животными — спесиецизма, показывает его корни в христианстве и иудаизме, греческой философии, пагубное влияние Рене Декарта с его идеей «животных-машин». Наверное, многим покажутся спорными призывы П. Сингера к вегетарианству, однако, возможно, человечество все-таки придет к нему, когда найдет способ получения белковой пищи без использования животных. Что же касается корриды, петушиных боев, любительской охоты, других развлекательных институтов с использованием животных (цирки, зверинцы, фотосалоны и т.п.), применения животных в парфюмерной промышленности, где грубо нарушаются права животных, то здесь автора следует полностью поддержать — они должны быть запрещены.
Владимир Борейко, директор Киевского эколого-культурного центра.
Вступление
Моя книга рассказывает о тирании человека над животными. Эта тирания была и еще сегодня остается причиной таких страданий и боли, которые можно сравнить разве что со столетиями тирании белых людей над чернокожими. Борьба против этой тирании так же важна, как и успехи в нравственной и социальной сфере, достигнутые за последние десятилетия. Многие читатели могут подумать, что читают о невероятных преувеличениях. Пять лет тому назад и я смеялся над подобными утверждениями и, во всяком случае, никогда не собирался писать о них всерьез. Пять лет тому назад я не знал того, что знаю сегодня. И если вы прочтете эту книгу внимательно, уделив особое внимание второй и третьей главам, вы узнаете о притеснении животных столько, сколько знаю и я или, по крайней мере, столько, сколько было возможно поместить в книге приемлемого объема. Лишь после ознакомления с моей вступительной статьей вы сможете убедиться, что она не преувеличение, а просто здравая оценка ситуации, преимущественно неизвестной обществу. Я не прошу тут же поверить моей вступительной статье. Все, о чем я прошу, прийдите к вашему окончательному суждению лишь по прочтении книги. Вскоре после того, как я начал работу над этой книгой, моя жена и я были приглашены на чай к одной даме, которая слышала, что я собираюсь писать о животных. Жили мы тогда в Англии. Хозяйка очень интересовалась животными, рассказывала, что у нее есть знакомая, постоянно пишущая о животных, которая хочет встретиться с нами. Когда мы прибыли, подруга нашей хозяйки уже была на месте и действительно стремилась говорить о животных. «Я люблю животных, — начала она, — у меня есть собака и две кошки и вы не представляете, как им вместе хорошо. Вы не представляете, как им замечательно! И мы имеем даже небольшой госпиталь для любимцев». Она помолчала, пока накрывали на стол, и взяла большой сендвич с окороком. Затем она спросила, какие же любимые животные есть у нас. Мы сказали, что не имеем никаких любимых животных. Она посмотрела на нас несколько удивленно и откусила от своего сендвича. Наша хозяйка закончила к этому времени сервировку и встретила нас словами: «Вас конечно интересуют животные, не правда ли, мистер Сингер?». Мы постарались объяснить, что заинтересованы в прекращении страданий и несчастий животных, что мы протестуем против их жестокой дискриминации, и что мы считаем недопустимым бесконечно увеличивать страдания других существ, даже если это существо не является представителем нашего вида, и что мы уверены в том, что животные безжалостно и жестоко эксплуатируются человеком и мы бы хотели, чтобы это было изменено. А в других отношениях, сказали мы, у нас нет особенной заинтересованности в животных. Ни один из нас не занимается содержанием собак, кошек или лошадей, подобно тому, как многие люди делают это. Мы не испытываем какой-то «любви» к животным. Мы просто хотим, чтобы с ними обращались как с независимыми существами, которыми они и являются, а не как с предметами целей человека или как со свиньей, мясо которой сейчас находится на сендвиче нашей хозяйки. Нет, эта книга не о баловнях судьбы, не о болонках-любимицах. Не похожа она и на приятное, удобное чтиво для тех, кто думает, что для любви к животным достаточно погладить кошечку или покормить птичек в парке. Книга, скорее, предназначена для людей, которые своей целью поставили покончить с эксплуатацией и притеснением животных, где бы они не происходили, и покончить с произвольным ограничением прав одного вида в пользу своего собственного, чем нарушается основной нравственный принцип равнозначного подхода. Обычно считается, что для того, чтобы быть интересным собеседником в таких вопросах, самому надо быть этаким любителем «диких зверушек», и уже это само по себе отводит животным жалкий удел «миленьких спутников» человека, на которых не принято переносить моральные стандарты, применяемые среди человеческих существ. Ни один из притеснителей, исключая разве что расистов, всегда готовых наклеить своим оппонентам ярлык «негролюбов», не утверждал, что для того, чтобы добиваться равенства для попираемых ногами расовых меньшинств, вы обязаны обязательно любить эти меньшинства и обязательно обниматься с ними. Так почему же выдвигается такое предположение о людях, посвятивших себя работе по облегчению невыносимых условий жизни животных? Изображение тех, кто протестует против жестокости к животным, некими сентиментальными, эмоционально возвышенными чудаками, «любителями животных» создает в обществе нежелательный эффект, приводя к тому, что целый пласт общественно-нравственного бытия человечества — попирание ногами животных нечеловеческой природы — выводится из серьезной политической и нравственной дискуссии. Нетрудно увидеть, кто и почему делает это. Если мы подвергнем этот вопрос серьезному рассмотрению и взглянем на условия, в которых находятся животные на современных «фермах-фабриках», производящих для нас мясо, то станет неудобно есть сендвичи с окороком, или говядину, или жареных цыплят и все прочие блюда нашей мясной кухни, чтобы не подумать перед этим о смерти этих животных. Эта книга не стремится вызвать сентиментальное сочувствие к симпатичным «миленьким» зверькам. По-моему, нет разницы в том поругании прав живых существ, резать ли на мясо лошадей или собак, или резать свиней для этой же цели. И я не успокоился и не почувствовал облегчения, когда США под давлением общественности приняли решение о замене собак в тестировании ядовитыми газами, крысами. В этой книге делается попытка обдумать осторожно и содержательно вопрос, как мы должны обращаться с животными нечеловеческой природы. В процессе этого высвечиваются и выходят наружу предрассудки, лежащие позади нашей нынешней позиции и образа действий. В главах, где описывается, что этим позициям соответствует на практике, в реальности, как страдают животные от тирании человеческих существ — действительно имеются пассажи, могущие вызвать прилив эмоций. Я надеюсь, что это будут эмоции гнева и осуждения, соединенные с решением сделать что-нибудь для исправления этого. Когда имеются болезненные, неприятные вещи, было бы нечестно описать их нейтральным образом, прикрывшись спасительной созерцательной объективностью, это спрятало бы их реальную неприятность. Вы не сможете написать созерцательно и объективно об опытах нацистских «врачей» в концлагерях, которые они проводили с представителями «низшей расы». Подчеркиваю — написать, не всколыхнувшись от эмоций! Так вот тоже самое сегодня можно написать об опытах на существах нечеловеческой природы в лабораториях Америки, Британии и где бы то ни было. И те, кто находит оправдание этим двум видам опытов, руководствуются далеко не эмоциональными аргументами. Эта книга взывает к основным нравственным принципам, которые мы всегда учитываем, и принесение этих принципов в жертву обоим видам экспериментов на живых существах было востребовано отнюдь не по причине эмоций. В заголовке этой книги скрыт серьезный подтекст. Освободительное движение содержит требование положить конец предвзятости и дискриминации, основанных на произвольных оценках, подобно цвету кожи или сексуальной ориентации. Классический пример этому — движение за освобождение чернокожих. Прямые и немедленные призывы этого движения и его инициативы и успехи могут служить моделью для других групп сопротивления. Мы, например, скоро собираемся рассмотреть линии общих направлений с движениями за освобождение геев, за освобождение американских индейцев и испаноязычных американцев. Когда большинство женских групп начинало свою кампанию, то многие считали, что мы пришли к концу нашего пути. Дискриминация на основе сексуальной ориентации, можно сказать, есть последней формой дискриминации. Чтобы быть повсеместно признанной, она практически срывала тайну с сугубо личного, распространяясь даже в таких либеральных кругах, которые издавно гордятся свободой общества и отсутствием предвзятого отношения к расовым меньшинствам. Мы должны быть очень осторожными, говоря: «Это последняя оставшаяся форма дискриминации». Если бы мы изучили прошлый опыт освободительных движений, мы бы убедились, как трудно бывает распознать наличие скрытой предвзятости в наших позициях к новым, необычным группам до тех пор, пока эти предубеждения, набрав силу, выплескиваются из нас черными свастиками, горящими крестами или городскими живодернями. Освободительное движение требует расширения нашего нравственного кругозора. Практически то, что ранее считалось естественным и неизбежным, в новом рассмотрении должно быть увидено как результат тенденциозной предвзятости, не имеющей никакого оправдания. Кто может сказать даже по секрету, что ни одна из его или ее позиций не может быть подвергнута сомнению в законном порядке? Если мы желаем избежать участи неоднократно оказываться в рядах притеснителей, мы должны быть готовыми пересмотреть все наши позиции по отношению к разным группам, включая самые фундаментальные из них. Нам необходимо рассмотреть наше отношение и точку зрения тех, кто страдает, и тех, кто следует за ними. Если мы хотим такую необычную ментальность перевести на другой путь, мы должны создать модель в наших теоретических позициях и практической деятельности, чтобы оперативно и содержательно помочь таким даже спонтанным группам, особенно группам, к которым мы сами принадлежим, и вселить надежду в другие группы. Так мы сможем прийти к видению того, что имеются просыпающиеся от 100-летнего сна причины для новых подходов, новых освободительных движений. Цель этой книги заключается в том, чтобы научить вас, как перевести такую нередко злую ментальность в ваших позициях на другие подходы. В практической деятельности разумным будет движение к сближению с очень крупными существующими группами (по членству или по видам деятельности), большими, чем ваша собственная. Я верю, что наша нынешняя позиция к существующему сложившемуся положению базируется на длительной истории протестов против предвзятости и произвольной дискриминации. Я утверждаю, что не может быть причин (исключая желание эксплуататорских групп сохранить собственные привилегии), чтобы отвергать распространение основных принципов равенства в подходах к представителям разных биологических видов. Я прошу вас определиться в ваших позициях в том, что в части предвзятости они сформированы не менее объективно, чем предвзятость по отношению к лицам иной расы или сексуальной ориентации. По сравнению с другими освободительными движениями, освобождение животных имеет много трудностей и помех. Первым и наиболее очевидным является факт, что эксплуатируемые группы не могут сами организовать протест против несправедливого режима (хотя они могут и делают протесты в соответствии с их индивидуальными способностями). Мы же должны говорить от имени тех, кто говорить не может и не в состоянии сам высказать свое мнение. Вы можете оценить, насколько серьезна эта трудность, задав себе вопрос, как долго чернокожие должны были ждать равных прав, если бы они сами не были в состоянии подняться и потребовать их. Чем меньше могут группы подняться и организоваться против притеснителей, тем более легко их притеснять. Еще более важно, что имеется некоторое количество людей, способных видеть и связывать угнетение животных с какой-либо выгодой для себя, скажем, например, как белые северяне бесконечно дебатировали сущность института рабства в Южных штатах. Людям, которые каждый день едят куски мяса зарезанных живых существ (нечеловеческой природы), трудно поверить, что они поступают дурно. И им также трудно представить, что они могли бы есть что-то другое. В этом смысле каждый, кто ест мясо, уже представляется сторонником заинтересованной партии. Они извлекают пользу (или, по крайней мере, им кажется, что они извлекают пользу) от нынешнего нерассмотрения интересов животных. Привести более убедительный аргумент трудно. Сколько южных рабовладельцев были убеждены аргументами, используемыми северными аболиционистами, и согласились бы почти со всеми из нас сегодня? Некоторое количество, но не много. Я могу и прошу вас отложить прочь вашу заинтересованность в мясной пище, когда вы будете рассматривать аргументы этой книги, но знаю из моего собственного опыта, что почему-то самым лучшим и самым легким в мире считается — ничего не делать. Позади наших коротких желаний съесть мясо, в каждом отдельном случае лежат долгие годы привычки пребывания в мясоедной среде, которая и обуславливает нашу сегодняшнюю позицию по отношению к животным. Сила привычки — вот последний барьер на пути движения Освобождение животных. Не только привычная диета, но также привычка думать и говорить, должны быть критически пересмотрены и изменены. К разряду предвзятого мнения можно отнести точку зрения, что проблема остается тривиальной, пока время не проэкзаменует степень ее значения. Хотя с учетом более основательной проработки проблемы, эта книга имеет дело только с двумя из многих областей, в которых человечество находит причины причинять страдания другим животным. Я не думаю, что кто-либо, кто прочтет эту книгу до конца, будет опять думать, что только те проблемы достойны уделения им времени и энергии, которые являются проблемами масштабов всего человечества. Привычке к мыслям, приводящих нас к пренебрежению интересами животных, должен быть брошен вызов так, как он был брошен на последующих страницах книги. Этот вызов должен быть выражен на языке, которому в данном случае случилось быть английским. Английский язык, также как и другие языки, отражает предубеждения его пользователей. Поэтому автор, желающий покончить с таким предвзятым отношением, должен определиться в выборе своих обязанностей: или он пользуется языком, усиленным как раз теми предрассудками, с которыми он решил бороться, или он терпит неудачу в установлении контакта со слушателями. Эта книга всегда считала более сильной позицию в избрании первого из двух названных путей. Мы обычно пользуемся словом «животное» в значении «животные иные, чем человеческое существо». Такое употребление тут же отделяет человека от остальных животных, подразумевая, что мы не считаем себя животными, однако каждый, кто получил элементарные уроки биологии, знает ошибочность этого. В популярном значении термин «животное» смешивает в одну кучу такие разные существа, как устрицы и обезьяны шимпанзе, как бы подчеркивая наличие пропасти между шимпанзе и человеком, хотя наше отношение к этим кривлякам более близкое, чем к устрицам. С тех пор не появилось никаких других коротких терминов для животных нечеловеческой природы, я вынужден и в заголовке этой книги, и на каждой ее странице использовать слово «животное», так как оно как бы не включает в свою сферу человеческое животное. Это достойное сожаления упущение и, если хотите, отход от стандартов революционной чистоты представляется необходимым для осуществления эффективной связи между всеми участниками процесса. Тем не менее, периодически я буду напоминать вам, что это делается только для удобства, а в дальнейшем я стану пользоваться более правильными исходными сравнениями в обозначении того, что называют «животными творениями». В других случаях я старался также избегать языка, который стремится поставить животных на низшую ступень или скрыть происхождение пищи, которую мы едим. Основные принципы Освобождения животных очень просты. Я старался написать книгу ясную и легкую для понимания, не требующую какой-либо экспертизы, тем не менее, необходимо начать с обсуждения принципов, лежащих в основе того, что я говорю. Хотя в предложенной теме не будет ничего трудного, читатели, не пользующиеся такого рода обсуждениями, могут найти первую главу несколько абстрактной. Однако не откладывайте книгу. В последующих главах вас захватят малоизвестные детали о том, как наш вид угнетает другие, держа их под своим контролем. В этих притеснениях нет ничего абстрактного, также как и в разделах книги, где они описываются. Если бы были приняты рекомендации, которые даются в последующих главах книги, миллионы животных были бы избавлены от боли. И в то же время миллионы людей также получили бы выгоду. Когда я пишу, люди умирают от голода в разных частях мира, и многие находятся под надвигающейся опасностью голода. Правительство США заявило, что из-за низкого урожая и минимального сбора зерна оно может обеспечить только ограниченное количество помощи. Но в главе четвертой этой книги ясно сказано, как много пищевых ресурсов тратится понапрасну в изобильных странах, занимающихся животноводством. Иными словами, в случае прекращения выращивания и убийства животных, потребляющих невероятно огромные количества корма, мы можем производить так много отличной пищи для обеспечения человечества и распространять ее особенно в регионах планеты, подверженных голоданию и недостаточному питанию. Вот почему Освобождение животных — это также и Освобождение человечества.
1 Все животные равны или почему борцы за освобождение чернокожих и женщин также должны поддержать освобождение животных
Термин «Освобождение животных» может звучать скорее как пародия на другие освободительные движения, чем нечто серьезное. Идея «прав животных» уже использовалась как пародия женских прав. Когда Мария Воллстоункрафт, предшественница сегодняшних феминисток, издала свою «Декларацию прав женщин» в 1792 году, ее взгляды были расценены общественностью как абсурдные, и вскоре появилось сатирическое анонимное произведение «Декларация прав скотов». Автор этого произведения (сейчас мы знаем, что им был Томас Тейлор, известный философ из Кембриджа) пробовал опровергать аргументы Марии Воллстоункрафт, показывая, куда они могут привести. Если аргументы в пользу равенства женщин являются справедливыми, почему их нельзя применить к собакам, котам и другим животным? Сам факт их применения по отношению к животным должен был показать их абсурдность по отношению к женщинам. Чтобы объяснить основания для равенства животных, будет полезно начать с рассмотрения аргументов равенства женщин. Позвольте нам предполагать, что мы желаем защитить права женщин от нападок Томаса Тейлора. Как мы должны ответить? Первое — равенство людей не может быть распространено на животных. Женщины имеют право голосовать, например, потому, что они столь же способны к рациональным решениям, как и мужчины; коты же, с другой стороны, являются неспособными к пониманию значения процесса голосования, поэтому они не могут иметь права голоса. Есть много других очевидных примеров, которые справедливы в случае людей, но совершенно неприемлемы для человека, так как люди и животные сильно отличаются друг от друга. Поэтому люди — похожие существа и должны иметь равные права, в то время как люди и животные — различны, и не должны иметь равных прав. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|